Подросток не хочет учиться. что делать?

Содержание:

Как заставить подростка учиться

Как заставить учится подростка

Иногда бывают ситуации, когда ребенок резко перестает нормально учится в подростковом возрасти и родители просто не в состоянии с этим справится. Ведь заставить учится подростка не так уж и просто. Но как вернуть тягу к знаниям и хорошие отметки? Поговорим о психологии как заставить подростка учиться на хорошо.

Прежде всего, психология подростка простая, необходимо понять свое чадо. Ведь именно в подростковом возрасте дети начинают впитывать информацию, как губки воду. В этот период они узнают что-то абсолютно новое и нужное для них. Однако это все совершенно не связано со школьными предметами. Родителям стоит учесть, что в подростковом возрасте ребенок познает себя как личность, а также учится жить и общаться с другими индивидуумами. Стоит отметить, что на этом этапе начинает закладываться фундамент уже взрослой жизни. От прочности конструкции, как известно, зависит будущее. Этот период является подготовительным звеном в подготовке к старшим классам. Ведь в будущем интерес к тому, что окружает исчезнет и ребенка будет интересовать только он сам, как самостоятельная личность. На этом этапе человек начинает задумываться о своих достоинствах, недостатках, возможностях. Оценивает все слабые и сильные стороны своей натуры. Задача родителей помочь своему чаду пережить все сложности подросткового возраста, поддержать его в нужный момент, подарить уверенность в своих силах. Чтобы ребенок понял сам себя с ним необходимо чаще разговаривать. Будет неплоха, если родители расскажут своему чаду о своих переживаниях и сложностях, которые возникли у них в этом же возрасте. Только так подросток сможет правильно расставить приоритеты и поставить учебу на первый план.
Не стоит перегружать ребенка. С первого класса дети должны выполнять все прихоти своих родителей: посещать не только школу, но и другие не менее важные для родителей места, например, танцевальную, художественную школу, дополнительные занятия по школьным предметам, музыкальную школу и прочее. В младших классах ребенок просто не задумывает о том, зачем ему нужны все эти дополнительные занятия. Однако постепенно начинает накапливаться усталость и в итоге в подростковом возрасте ребенок начинает просто протестовать

Очень важно родителям вовремя найти правильно соотношение возможностей ребенка и своих желаний. У каждого человека должно быть личное время, которым можно распорядится так как захочется.
Ребенка нужно заинтересовать учебой

Стоит отметить, что мировоззрение любого ребенка поддается поправкам и изменениям уже с 12 летнего возраста. Для него авторитет взрослого человека перестает быть устойчивым. Именно по этой причине не каждый преподаватель может заинтересовать ученика своим предметом. Если ребенку не нравится учитель, то вряд ли предмет, который он преподает заинтересует ваше чадо. Нет необходимости менять школу в такой ситуации. Задача родителей – заполнить возникший пробел. Можно купить диск или книгу, соответствующие тематике предмета, совершить экскурсию в подходящее место. Запомните все только в ваших руках.

Почему важно увлечь ребёнка занятиями

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться. 

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Индивидуальность

Ваш ребенок ленивый, стеснительный или, напротив, чрезвычайно активный? Каким бы он ни был, постарайтесь не давить на него своими требованиями в отношении учебного процесса. Обучение в школе – задача непростая, результат зависит от многих факторов. Не следует думать о том, как заставить подростка хорошо учиться в школе, если вы не интересуетесь его внутренним состоянием

Обращайте в первую очередь внимание на воспитание индивидуальности. Поверьте, ребенок будет вам за это невероятно благодарен

Не нужно смотреть на собственных детей, как на людей, которые обязаны оправдывать ваши ожидания.

Подтянуть запущенные предметы

Когда какой-то предмет запущен и непонятно, как к нему подступиться, можно использовать то, что я называю «методикой швейцарского сыра»: если перед тобой стена проблем, надо сначала прокрутить в ней две-три дырочки, а потом постепенно, шаг за шагом увеличивать их размер, пока стена не рухнет.

В нашем случае надо определить, какие предметы сейчас наиболее важны и какие темы ребенок не усвоил, что надо подтянуть, после чего перейти к конкретным действиям — разобраться с одним запущенным параграфом из учебника, затем приступить к следующему и так далее.

Конечно, потребуется время и терпение, зато мы увидим, как меняется отношение ребенка к занятиям: как только он начинает понимать и усваивать материал, пропадает страх, появляется уверенность в своих силах, а вместе с ней и интерес к учебе. Если предмет сложный и мы не можем помочь сами, значит, надо временно взять репетитора.

Бывает, что родители заставляют ребенка заниматься трудным предметом по два часа кряду и следят, чтобы он не отвлекался. Но мало кто может так долго сосредотачиваться на чем-либо. Ребенок сидит эти два часа, страдает, начинает тайком заниматься другим, продолжая изображать из себя труженика — а воз и ныне там…

Поэтому важно найти оптимальный способ самостоятельной работы. Можно разложить большое дело на цепь маленьких

Например, прочитал условие задачи, посидел, подумал минут десять (можно поставить песочные часы или включить таймер), потом сделал короткий перерыв, выпил чаю или попрыгал, поиграл с кошкой. Затем снова сосредоточился и решил задачу до конца.

Надо научить ребенка после сильной концентрации переключаться на краткосрочный отдых и снова к максимальному сосредоточению.

Детей «заставляют» учиться прежде всего позитивная эмоция и успех. Ребенок чего-то достигает, у него появляется вера в свои силы, она дает ему энергию двигаться дальше. Если мы поможем ему почувствовать себя успешным — в любом деле, будь то спорт, музыка, рисование, поэзия, — то этот успех станет триггером, локомотивом, который потянет за собой остальное, в том числе и школьные оценки. А главное, вернет ребенку желание учиться.

«Мне не нужна математика, я стану блогером»

Ольга, мама Саши, 10 лет: 

— На днях сын заявил мне: «Да отстань ты с этим русским! Мне вообще все это в жизни не пригодится.

Brawl Stars важнее. Знаешь, сколько зарабатывают победители турниров? Больше, чем ты на своей работе.

Я лучше буду играть или ролики для TikTok снимать. Стану богатым и знаменитым».

Честно говоря, от таких рассуждений у меня опускаются руки. Он хочет только играть, совсем не хочет учиться. Оценки становятся все ниже, классный руководитель говорит, что нужно больше заниматься. Но куда уж больше, если даже усадить за домашнее задание — и то сложно

Как в таком случае объяснить ему важность образования?

Мария Швецова: 

— В этой ситуации важны три момента.

Во-первых, откуда у Саши возникла связка «хорошая учеба — высокая зарплата»? Вообще-то ребенок прав: хорошие оценки не только в школе, но даже в университете не гарантируют, что человека возьмут работать на ту должность, о которой он мечтает, и за ту зарплату, которая его привлекает. Возможно, обещанием будущего высокого дохода родители пытаются мотивировать сына учиться. Если это так, то стоит пересмотреть собственные убеждения. Нужно понимать, что на первый план выходят качества, напрямую с оценками не связанные: способность следить за меняющейся ситуацией и быстро учиться новому, гибкость мышления. В разговоре с ребенком стоит сделать акцент именно на этом.

Во-вторых, надо выявить истинные интересы ребенка. Зарабатывать деньги — слишком размытая цель на будущее. Ребенок интересуется блогерством и компьютерными играми. Но что именно его привлекает в этих сферах? Может быть, ему интересно, как устроена игра, или он следит за блогерами определенной тематики

Задавая Саше вопросы, родители смогут выяснить, что ему важно. А через интерес уже можно будет прийти к теме заработка

В-третьих, рассуждения в стиле «мне это в будущем не пригодится» обычно возникают у детей, уже имеющих проблемы с учебой. Когда есть трудности с конкретным предметом, ребенку проще спрятаться за убеждение, что ему эти знания не нужны.

Если бы учеба давалась Саше легко, он делал бы уроки быстро, а свободное время посвящал тому, что его действительно интересует.

Первое, что нужно сделать родителям, — провести диагностику знаний ребенка. Лучше всего сделать это в виде игр, которые, в отличие от учебы, не вызовут отвращения. Есть достаточно много готовых игр, лингвистических, математических, рассчитанных на разный уровень знаний игроков. Какие-то игры можно сделать самим

Важно начинать диагностику с программы первого класса: сложение и вычитание, затем умножение и деление, потом более сложные математические понятия. То же самое с русским, с английским языком: от навыков чтения и простейших правил к более трудным заданиям и конструкциям

Как только обнаруживается пробел в знаниях, его нужно проработать в тех же играх. Скажем, таблицу умножения можно закреплять в игре с двумя кубиками. Игроки по очереди бросают кубики, перемножают выпавшие числа. У кого больше, тот записывает себе победное очко.

Если регулярно организовать такой досуг в семье не получается, можно поискать образовательные центры с подобными занятиями

Важно, чтобы рядом были люди, готовые постоянно поддерживать образовательно-игровую деятельность

Когда процесс учебы станет даваться легче, можно будет найти применение знаний в том, что интересно ребенку. И только после этого разбираться с планами на будущее и на высокую зарплату.

В чем причина резкого снижения интереса к учебе?

Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.

Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.

  • Как завоевать авторитет;

как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;

как лучше выглядеть;

как выйти из конфликтной ситуации;

как оценить поступки, свои и других сверстников;

Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.

  • Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;

Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;

Неумение учителя заинтересовать своим предметом;

Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);

Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;

Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;

Слабая мотивация учения — подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.

Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.

Как помочь?

  • Подавать своим поведением и образом жизни пример стабильного психологического состояния, быть эталоном поведения. Есть великолепная пословица «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя».
  • Разговаривать, эмоционально находится на одной волне со своим ребёнком, в таком случае не будет ничего скрыто от вас, вы сможете вовремя среагировать на тревожные сигналы.
  • Выражать свои эмоции по отношению к подростку, говорить о своих чувствах по отношению к нему.
  • Направлять огромный поток энергии в правильное русло – спорт, творчество, изучение иностранных языков.
  • Стараться поддерживать режим подростка, если противится, стараться объяснить преимущества жизни в режиме.
  • Помогать конструктивно решать вопросы с учебой.
  • В сложных ситуациях не бояться прибегать к помощи специалистов.

Помните следующие важные моменты:

То, что взрослому кажется пустяком для подростка может быть жизненно важной проблемой. У подростка недостаточно опыта для конструктивного решения сложившейся ситуации. Ответственность взрослого – вовремя заметить кризисное состояние подростка и поговорить

Это важное начало решения проблемы, так как подростки не всегда обращаются ко взрослым напрямую для разговора, чаще всего они это делают косвенно. Будьте открытым и внимательным, чтобы заметить данное скрытое желание.
Не принижайте решение и мнение подростка, не давите своим авторитетом и опытом.
Всегда проявляйте искреннюю активную заинтересованность в жизни подростка.

Ответственность взрослого – вовремя заметить кризисное состояние подростка и поговорить

Это важное начало решения проблемы, так как подростки не всегда обращаются ко взрослым напрямую для разговора, чаще всего они это делают косвенно. Будьте открытым и внимательным, чтобы заметить данное скрытое желание.
Не принижайте решение и мнение подростка, не давите своим авторитетом и опытом.
Всегда проявляйте искреннюю активную заинтересованность в жизни подростка.

Важной задачей взрослого, будь то учитель или родитель, дать понять ребенку, что неудачи – это не то, чего нужно стесняться или избегать, а источник новых знаний о мире. Все совершают ошибки, и взрослые, и дети, объясните подростку, что из ошибки необходимо вынести урок, понять, как стать лучше. Тогда ошибки перестанут казаться чем-то стыдным, а неудачи станут восприниматься как шаг на пути к успеху

Эмоциональная устойчивость повысится и отношение к жизни станет легче

Тогда ошибки перестанут казаться чем-то стыдным, а неудачи станут восприниматься как шаг на пути к успеху. Эмоциональная устойчивость повысится и отношение к жизни станет легче.

Желаем удачи в общении со своими подростками!

Поделиться ссылкой:

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты

Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

Причина 1 — возрастные особенности

Для начала обратим внимание на возраст ребенка. У младших школьников  учебная (а не игровая!) деятельность становится ведущей,  дети направлены на саморазвитие

Интерес к учебе мотивируется результатом и самим процессом.

Иначе говоря, ребенок большое значение придает похвале, оценке учителя и родителей. Он с удовольствием включается в урок только потому, что все для него ново, необычно и интересно.

Подобных чувств  не испытывают те дети, которым учебный материал давно знаком или, напротив, слишком труден для восприятия. В этой ситуации и первым, и вторым детям необходим индивидуальный подход: одаренным учащимся нужно дать возможность развиваться дальше, а с другими детками заниматься восполнением «пробелов» в знаниях.

Если далее ребенок легко адаптируется к новым условиям средней школы, то с желанием будет учиться до  7 класса.  В 8 классе  количество отличников и хорошистов резко падает.

Виной тому – пресловутый подростковый кризис, когда дети претендуют на равные со взрослыми права. Подростки отвергают контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и даже помощь. Они  стремятся иметь близкого друга и подражать ему. Влияние же родителей довольно ограничено. Все это неблагополучно сказывается на желании учиться. Однозначного решения этой проблемы нет, но внимательные, чуткие родители могут найти ключ к сердцу своего ребенка.

Медленно снимаем с себя ответственность

Вторая важная идея: вы свой аттестат уже получили. Задача родителей: помогать по запросу. Подсказать, объяснить, разобрать сложную тему или почитать вместе д/з по литературе, нанять репетитора. Но никак не учиться вместо ребенка.

Помочь выделить время для домашней работы актуально в начальной школе. Здесь еще можно повелительно выключить телек и отправить писать прописи. Первые неудачи тоже лучше пережить сразу. Не сделал уроки – получил двойку – сделал выводы. В 7 лет это полезнее, чем в 16.

Если мама строго контролировала каждый шаг до десятого класса, то перед выпускным ее ожидает масса сюрпризов. Валяющийся на диване с телефоном ребенок, которому все безразлично, например.

Сделать д/з, собрать рюкзак, получить учебники – все это ответственность ребенка. Вспомнил про реферат в полночь? Сам завел будильник, встал пораньше и побежал распечатывать. Мама может дать кофе и не отключать орущий телефон. Но стоять и полчаса уговаривать деточку подняться, опаздывая на работу – совершенно из другой оперы.

Способ №1. Спокойная беседа с аргументами

Первое, что нужно попробовать — спокойно без крика объяснить подростку, что образование важно. Конечно, в арсенале у подростков есть парочка, на первый взгляд, логичных аргументов, почему им не нужно учиться

Сейчас мы расскажем, как грамотно разбивать эти аргументы в пух и прах. А поможет нам в этом психолог Наталья Рябова, которая уже больше 5 лет работает в детском лагере, в том числе и с подростками.

Наталья Рябова — работает психологом в детском лагере с 2014 года.

Самый популярный среди подростков аргумент: «А Билл Гейтс не закончил университет и стал успешным!». Действительно, есть выдающиеся личности, которые добились успеха в жизни и без образования. Но таких людей единицы. Тот же Билл Гейтс бросил учебу не просто так, а чтобы сконцентрироваться на развитии компании. Донесите до ребенка, что успех в жизни достигается упорным трудом. А учеба, в первую очередь, учит людей быть усидчивыми, целеустремленными и трудолюбивыми. Более того, школьное образование закладывает в детях базовые знания, которые пригодятся любому человеку в жизни.

Еще один частый аргумент подростков: «Как физика, химия и математика пригодятся мне в жизни?». Попробуйте донести до ребенка, что образованные эрудированные собеседники всегда ценятся в обществе. Успешные и умные люди общаются с такими же. Возможно, химия действительно не пригодится в повседневной жизни. Но, если когда-то в компании зайдет разговор на тему, связанную с химией, а ваш ребенок сможет блеснуть своими знаниями, будет очень круто.

«Мне не интересно! Я творческая личность, хочу путешествовать, не хочу учиться!». Лучшая тактика при таких аргументах, это найти компромисс. Творческая личность? Пожалуйста, занимайся любимым делом и развивай свои таланты. Но давай договоримся, что при этом не нужно забывать об учебе. Нужно найти баланс и совмещать приятное с полезным. Ведь образование никому не помешало, даже самым творческим натурам. Хочешь путешествовать? На здоровье. Только, чтобы путешествовать, нужны деньги. Чтобы были деньги, нужно работать. Чтобы работать, нужно закончить учебу. Образование защитит тебя от непредвиденных обстоятельств и поможет найти работу в любой период жизни.

Как заставить ребенка учиться в школе: «хитрости» для родителей

Под словом «заставить» мы понимаем определенные хитрости, которые будут мотивировать ребенка ходить на учебу в школу. Ни в коем случае речь не идет о психологическом давлении на ребенка, или того хуже — физическом наказании. Все это — пережитки прошлого, от которых желательно всем современным родителям отказаться, если они хотят, чтобы их дети росли счастливыми и успешными людьми.

Что же нужно делать и как себя вести, чтобы ребенок сам захотел ходить в школу и выполнять домашнее задание:

  1. Прежде всего, выясните основную причину, по которой ему не нравится каждое утро вставать, собирать портфель и идти на уроки:
  • если ребенок очень устает за день, то попробуйте пересмотреть его график и убрать какие-то занятия, которые он посещает после школы;
  • если его утомляют интеллектуальные нагрузки (после школы он идет к репетиторам), то пересмотрите его рабочий график, замените дополнительные уроки на занятия спортом, желательно семейным;
  • если ребенок устает эмоционально, потому что не высыпается, то сделайте все возможное, чтобы у него выработался правильный режим дня, и утром он чувствовал себя бодрым.
  1. Помогите своему чаду найти правильную мотивацию для учебы. Здесь нужно отталкиваться от возрастных особенностей своего ребенка:
  • Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться во 2 классе, то попробуйте просто все время хвалить своего маленького ученика за каждый достигнутый им успех. Ребенок будет чувствовать, что за него рады, что его успехи кому-то нужны, тогда он начнет непроизвольно все время стремиться к успеху не только в учебе, но и по жизни.
  • Не стоит заставлять ребенка учиться в 8 лет. В этом возрасте детям уже начинают выставлять оценки в школе. Если ваше чадо не будет входить в число отличников, не стоит воспринимать это, как трагедию. Старайтесь не ругать малыша за плохие оценки, а лучше помогайте ему в том, что у него получается лучше всего.
  • Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться в 10-12 лет, то пробуйте стимулировать его интересными семейными развлечениями, но ни в коем случае не материальными благами. Ставьте перед ним несложные задачи, которые он может выполнить за короткое время. Долгосрочные планы – это для взрослых, а не для подростков с незрелой психикой.
  • В 13-14 лет ребенок уже становится взрослым, для него родители не являются больше авторитетом, потому что больше всего его интересует мнение сверстников. Но это не значит, что не нужно ребенка заставлять учиться. Помогите ему уже в этом возрасте определиться с будущей профессией, чтобы он начал готовиться к поступлению в университет или техникум, изучая досконально предметы, которые ему нравятся.
  • Ребенка в 15 лет вообще нельзя заставлять учиться. В этом возрасте у них ломается психика. Они часто влюбляются, у них появляются компании, в которых они проводят большую часть своего свободного времени. Не стоит в этом ограничивать ребенка в общении и любви. Просто станьте для него другом, которому можно все рассказать. Если у вас это получится, то и влиять на его обучение вы сможете легко.

Учите своего ребенка нести ответственность за свои поступки и доводить начатое до конца

Как только он начнет эти умения проявлять, замечайте это, обращайте его внимание, что у него получается, он справляется. Похвала – это отличная мотивация.

Поверьте, даже если вы прочитаете сотню книг, как заставить ребенка учиться, ничего из этого не поможет вам, потому что все дети – это индивидуальности, к которым нужно искать особый подход, чтобы из них выросли успешные люди.

Что же все-таки делать, если ребенок не хочет учиться в школе? — мой главный секрет

Для начала нужно для тех, кто не в курсе, просто знать, что есть альтернативы. Экстернат, домашнее или семейное обучение, вальдорф. Все они отлично себя зарекомендовали. Исчерпывающую информацию об особенностях и нюансах той или иной альтернативной системы образования можно легко найти в интернете. А так же связаться с «бывалыми», кто уже «плавал-знает». Мои дети, например, учатся на семейном образовании дома.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Многих из тех, кто вроде бы и согласен на альтернативу смущает больше не тот факт, что нужно будет более прицельно уделять время учёбе ребёнка. (Хотя сведущие говорят, что по факту и ничуть не более прицельно, кто как воспринимает). А то, что ужасно то, что у ребёнка появится тонна свободного времени!

Между тем, это нормально при домашнем обучении. И сюрпризом для таких ужасающихся родителей может стать то, что вообще-то ценным моментом в развитии личности ребёнка могут стать и сложные компьютерные игры и ощутимо длинные телефонные разговоры. И многочасовое слушание музыки и даже «не те» друзья.

Это опыт, представьте себе. И ребёнок имеет на него право. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Что бы ни было, основополагающим всегда будет пример родителей! Именно глядя на то, как в семье, ребёнок сделает правильные выводы обо всём, но жить и пробовать он должен сам.

Миф о «ничего-не-делании»

Второй момент, который обычно непреодолимым контраргументом вываливается супротив альтернативному образованию, звучит как практически истеричное: «Но он же ничего не будет делать!».

Это очередной миф, засевший в головах поколения, пережившего насилие традиционным образованием и мечтавшего в детстве: «Эх, скорее б вырасти и ничегошеньки не делать из этой надоевшей учёбы!»

Между тем, жажда познания – мощнейшая природная сила, заложенная на генетическом уровне. В детском возрасте она особенно ярко проявлена. Что же делать, если ребенок не хочет учиться? И вот парадокс заключается в том, что если на ребёнка не давить, объяснять перспективы, мотивировать, давать выбор и позволять нести ответственность, он будет охотно познавать новое.

Поначалу, возможно, он и будет проявлять апатию и ничегонеделание. Если к тому моменту немало обжёгся на традиционной школьной диктатуре, но только для того, чтоб заручиться спокойствием, что обмана нет. Что теперь действительно всё по-другому. Но потом, расслабившись и сняв оборону, непременно начнёт учиться, познавать. Он просто не сможет этого не сделать.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг

Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с формированием менструального цикла.

Никакие кнуты успеха здесь иметь не будут. Если вы начнете допросы с пристрастием, применение таких методов, как домашний арест и пр., то вы лишь усугубите ситуацию.

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога. Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы .

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как поступить, если родители не могут сами мотивировать ребенка учиться

Случается, что даже грамотные, чуткие родители не могут совладать со школьником, скорректировать его поведение и направить в необходимое русло. Тогда следует обратиться за помощью к классному руководителю и другим педагогам. Учителя проводят с детьми почти также много времени, как и родители: знают способности и привычки школьников. Педагоги помогут найти выход из ситуации.

Во школах работают штатные психологи, которые также придут на помощь. В случае со старшими школьниками и выпускниками следует обращаться и в центры, где психологи помогут ребенку определиться с выбором будущей профессии и самоидентифицироваться. Это поможет снять напряжение и нервозность во время последних лет учебы.

Помните, что большинство проблем идут из детства и из-за недостатка родительского внимания, чуткости и любви. Прислушивайтесь к своим детям, направляйте их и помогайте, а главное – дайте уверенность в безопасности и в том, что родители всегда поймут и примут таким, какой есть. Подобное поведение взрослых поможет предотвратить половину проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector