Перинатальное поражение нервной системы (ппнс)

Содержание:

Исходы заболевания ппцнс

К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают либо сохраняются их незначительные проявления. К частым последствиям перинатальных поражений относят:

  • задержку психического, моторного или речевого развития;
  • цереброастенический синдром (он проявляется перепадами настроения, двигательным беспокойством, тревожным беспокойным сном, метеозависимостью);
  • синдром гиперактивности с дефицитом внимания — нарушение работы ЦНС, проявляющееся агрессивностью, импульсивностью, трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти.

Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

Пирамидная система и ее особенности у детей

Пирамидный система — это часть нервной системы, которая отвечает на произвольные (осознанные) движения. К таким движениям относятся: ходьба, движение руками, ногами, мелкая моторика и другие движения. Благодаря ей человек может перемещаться в пространстве и выполнять осознанные действия. 

Пирамидный путь
состоит из кортикоспинального и кортикобульбарного трактов. Они названы
пирамидными трактами, как как они перекрещиваются на уровне пирамид в
продолговатом мозге. Он начинается от моторной (двигательной) зоны коры головного мозга
и направляется к двигательным нейронам ядер черепных нервов и передних рогов
спинного мозга. 

Особенности пирамидной недостаточности у грудничка и детей
до 3х лет

Пирамидная система
является достаточно поздним эволюционным приобретением. Она появляется, начиная
с млекопитающих и достигает своего максимального развития у человека. По этой
причине к моменту рождения, у грудничков не происходит полного созревания этой
системы. Таким образом оценка состояния двигательной сферы у детей должна
учитывать возрастные особенности. Второй особенностью является то, что
отклонения двигательного развития ребенка настораживают в плане возможности
других нарушений нервной системы (последствия родовой травмы, гипоксию,
врожденные патологии нервной системы и др.). 

Стоит отметить, что до
2-3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус: 

  • Руки и ноги малыша согнуты в локтевых и коленных суставах и плотно прижаты к груди. При попытке их разогнуть ощущается сопротивление 
  • Пальчики рук сжаты в кулачки. Разгибание пальчиков требует определенных усилий 

По мере созревания нервной системы происходит нормализация тонуса. В случае если тонус сохраняется или имеет нетипичный характер – следует обратиться к специалисту (врач детский невролог-остеопат). 

Лечение пирамидной недостаточности

Если
вашему ребенку поставили диагноз пирамидной недостаточности, то прежде всего не
нужно паниковать. Последовательное созревание нервной системы является нормой
развития ребенка. Получите консультацию невролога, остеопата. Часто диагноз
обозначает наличие функциональных расстройств, которые корректируются с помощью
остеопатического лечения и физиопроцедур и не несет серьёзных рисков для
развития ребенка. 

Необходимо лечить тот уровень пирамидного пути, на котором наблюдаются
нарушения. В случае, если пирамидная недостаточность является осложнением
другого заболевания (см. выше), то терапия направлена на лечение основной
болезни. 

У детей применяются физические методы лечения. Такое лечение служит
нормализации мышечного тонуса, улучшение кровотока, улучшение объема движения.  

Наиболее эффективно остеопатическое лечение. Врач невролог-остеопат
производит наиболее точную работу в соответствии с топическим диагнозом, что
значительно ускоряет нормализацию тонуса. Помимо остеопатического лечения
применяется: массаж, плавание, гимнастика, бальнеотерапия. 

В некоторых случаях назначается метаболическая терапия, вазоактивные
вещества (Ноотропил, Церебролизин, Энцефабол, Мидокалм и др.). 

Оперативное лечение показано при нарушении кровообращения, гематомах и
других грубых нарушениях. 

Симптомы неврологических заболеваний у детей

Первые признаки неврологических нарушений можно заметить у ребёнка уже в самом раннем возрасте. К доктору за помощью следует обратиться, если наблюдаются следующие симптомы:

  • подёргивание подбородка и ручек в состоянии покоя;
  • запрокидывание головы назад во время плача;
  • отсутствие реакции на яркий свет и звук погремушки;
  • неспособность удерживать погремушку через 30 дней после родов;
  • неспособность удерживать головку через 30 дней после родов;
  • обильное слюноотделение после кормления;
  • гипервозбудимость (частый плач) или пассивное поведение (совсем не плачет);
  • повышенная тревожность, нарушения сна (трудности с засыпанием, сон более 20 часов в сутки);
  • частые срыгивания фонтаном;
  • возникновение судорог при незначительном повышении температуры;
  • гипертонус (постоянное напряжение) мышц ног, выгибание тела или наклоны головы в сторону, из-за этого ребёнка сложно переодеть;
  • трудности с проглатыванием пищи;
  • временные потери сознания;
  • 3-месячный ребёнок не подражает речи взрослых;
  • родничок впалый;
  • ребёнок не желает желать на животе;
  • при опоре на ножки ребёнок подгибает пальчики.

Что касается ребёнка старшего возраста, то тут симптомы неврологических заболеваний у детей будут несколько иными:

  • забывчивость, рассеянность;
  • обмороки;
  • недержание мочи;
  • задержка речевого развития;
  • чрезмерная нервозность;
  • приступы панических атак;
  • ребёнок с трудом идёт на контакт с другими детьми;
  • бессонница;
  • плохой аппетит;
  • постоянное уныние и тоскливое отношение к жизни;
  • постоянная головная боль.

Если родители обнаружили даже некоторые из этих признаков, необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Причины развития

Перинатальное поражение ЦНС может иметь ряд основных причин своего развития:

Поражение ЦНС у новорожденного может иметь причины такие, как интоксикации, инфекции, отравления ядами, а главное пороки развития и наследственная предрасположенность. Поражение ЦНС у ребенка может быть следствием травм во время беременности или родов. Длительный безводный промежуток, дискоординированная родовая деятельность, кесарево сечение, обвитие плода пуповиной так же являются причинами состояния – перинатальное поражение ЦНС.

Последствия такого синдрома могут быть выражены в период новорожденности, грудной период и у детей старшего возраста.

Синдромы острого периода

К синдромам острого периода относятся: синдром угнетения ЦНС, коматозный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, судорожный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром.

При легких повреждениях ЦНС у новорожденных наиболее часто отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, который проявляется вздрагиванием, повышением (гипертонусом) или понижением (гипотонией) мышечного тонуса, усилением рефлексов, тремором (дрожанием) подбородка и конечностей, беспокойным поверхностным сном, частым «беспричинным» плачем.

При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни дети чаще имеют угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и снижения мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе рефлексов сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением. При средней степени поражения ЦНС наблюдаются нарушения в работе внутренних органов и систем (вегетативно-висцеральный синдром) в виде неравномерной окраски кожи (мраморность кожи) вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов, нарушений ритма дыхания и сердечных сокращений, дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых срыгиваний, метеоризма. Реже может отмечаться судорожный синдром, при котором наблюдаются приступообразные подергивания конечностей и головы, эпизоды вздрагиваний и другие проявления судорог.

Нередко у детей в остром периоде заболевания появляются признаки гипертензионно-гидроцефального синдрома, который характеризуется избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга, содержащих спинно-мозговую жидкость, что приводит к повышению внутричерепного давления. Основными симптомами, которые отмечает врач и которые могут заподозрить родители, являются быстрые темпы прироста окружности головы ребенка (более 1 см за неделю), большие размеры и выбухание большого родничка, расхождение черепных швов, беспокойство, частые срыгивания, необычные движения глаз (своеобразное дрожание глазных яблок при отведении взгляда в сторону, вверх, вниз — это называется нистагм) и др.

Резкое угнетение деятельности ЦНС и других органов и систем присуще крайне тяжелому состоянию новорожденного с развитием коматозного синдрома (отсутствия сознания и координирующей функции головного мозга). Такое состояние требует неотложной помощи в условиях реанимации.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости

Повышенное нервно-рефлекторное возбуждение у новорожденного характеризуется ярко выраженной реакцией на раздражения разного рода: малыш становится обеспокоенным, взадрагивает, плачет и кричит в ответ на любые прикосновения и звуки. Кроме того, у малыша наблюдается повышение мышечного тонуса, он начинает часто запрокидывать голову назад. При повреждениях ЦНС успокоить ребенка практически не представляется возможным.

Новорожденные с синдромом СПНРВ очень мало спят, их очень сложно кормить. Чаще всего у таких детей дополнительно наблюдается судорожный синдром. Для диагностики медики используют определенную классификацию приступов.

Необходимо помнить, что правильный диагноз сможет поставить только врач

При диагностике он обращает внимание на тонус мышц, а также на рефлексы ребенка. Во-вторых, врач проверяет внутричерепное давление у ребенка

Немаловажно исследовать поведение ребенка на предмет соответствия возрасту и развитию. После постановки диагноза СПНРВ, специалист выписывает препараты для улучшения мозгового кровообращения, успокоительные и назначает массаж

При выявлении повышенного внутричерепного давления дополнительно могут быть назначены мочегонные препараты

После постановки диагноза СПНРВ, специалист выписывает препараты для улучшения мозгового кровообращения, успокоительные и назначает массаж. При выявлении повышенного внутричерепного давления дополнительно могут быть назначены мочегонные препараты.

Не следует думать, что при росте и развитии малыша данный симптом пройдет. Родителям необходимо постоянно контролировать внутречеропное давление, что в будущем поможет избежать таких серьезных нарушений, как головные боли и вегето-сосудистая дистония.

Наиболее эффективным лечением при СПНРВ является движение. Однако данный метод лечения требует от родителей больших усилий: массаж и гимнастику, а также другие процедуры необходимо проводить ежедневно. Мозг ребенка при этом начинает получать правильную информацию и быстрее восстанавливается.

Диагностика СДВГ

Для постановки диагноза должны быть подтверждены все три группы симптомов (таблица выше), в том числе не менее 6 проявлений невнимательности, не менее 3 — гиперактивности, хотя бы 1 – импульсивность.

СДВГ необходимо разграничивать с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся как по причинам, так и методам коррекции. К их числу относятся:

— индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший;

— тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов;

— последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;

— астенический синдром при соматических заболеваниях;

— специфические расстройства развития школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;

— эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, сахарный диабет);

— сенсоневральная тугоухость;

— эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противо-эпилептической терапии);

— наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видемана, ломкой Х-хромосомы;

— психические расстройства: аутизм, аффективные расстройства (настроения), умственная отсталость, шизофрения.

Кроме того, диагностика СДВГ должна строиться с учетом своеобразной возрастной динамики этого состояния.

Лечение СДВГ  

Лечение СДВГ должно быть направлено не только на контроль и редукцию основных проявлений расстройства, но также на решение других важным задач: улучшение функционирования пациента в различных сферах и его наиболее полная реализация как личности, появление собственных достижений, улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи, формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми, признание окружающими и повышение удовлетворенности своей жизнью. Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи.

Коррекция СДВГ должна быть «мультимодальной» и включать комплекс методик:

  1. 1.    Коррекция двигательной активности (плаванье, лыжи, велосипед, водный и пеший туризм). Следует избегать игр с выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления). 

  2. 2.    Психолого-педагогическая коррекция — просветительская работа с учителями, коррекция плана школьного обучения — через особую — подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;психотерапия детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей, формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий;

  3. 3.    Семейная психотерапия : помощь семье ребенка с СДВГ — приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей, страдающих СДВГ; выработка у родителей навыков воспитания детей с СДВГ, включая программы тренинга родителей;

  4. 4.    Лекарственная терапия назначается в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения не могут быть преодолены с помощью психолого-педагогических методов.

Как помочь здоровому развитию ребенка?

Многие современные родители, которые хорошо понимают, что ММД – не особенность характера, а проблема, которую можно устранить или уменьшить, уделяют большое внимание правильному выбору безопасных и эффективных препаратов. Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами

Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров

Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами . Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров.

Научно доказано, что «Семакс 0,1%» является одним из наиболее эффективных препаратов для улучшения памяти у детей. Серьезный положительный эффект препарата в развитии нервной системы ребенка подтверждается тем, что его успешно применяют не только для лечения ММД, но и для развития детей с нарушением интеллекта.

Многочисленные исследования препарата «Семакс 0,1%» подтвердили его способность повышать концентрацию внимания, которая очень важна для занятий в школе, а также сопротивляемость стрессам, усидчивость и усвоение информации. При минимальных мозговых дисфункциях лечение с применением «Семакса 0,1%» способствует развитию речевых, коммуникативных и прочих навыков, важных для хорошей социальной адаптации и успехов в учебе.

Правила приема «Семакса 0,1%»

Прием 20 дней

По 2 капли в каждый носовой ход 2 раза в день последнее закапывание до 17:00

Курс 3 флакона 2-4 курса в год

  • во флаконе содержится 60 капель
  • закапывание производить строго на слизистую носа, не допуская протекания в носоглотку

Синдром «нехочухи»

Дети с ММД по уровню интеллекта и способностей не уступают сверстникам. Но дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий мозга приводит к задержке темпов развития важнейших функциональных систем мозга (речи, восприятия, внимания, памяти, двигательных навыков и других).

Нарушения в развитии ребенка могут проявляться:

  • Проблемами с чтением (дислексией)
  • Нарушением письма (дисграфией)
  • Нарушениями речевых функций
  • Проблемами со счетом (дискалькулией)
  • Проблемами с двигательным развитием (отставание от возрастных норм)
  • Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Сочетание проявлений минимальных мозговых дисфункций между собой может быть очень разным. Но почти всегда результатом ММД является дезадаптация в коллективе, проблемы в учебе, возможны частые конфликты с родителями и учителями. Дети с трудом концентрируются на задании, допускают много ошибок при его выполнении, ведут себя непредсказуемо и импульсивно. И когда речь заходит об учебе или другом занятии, которое вызывает у ребенка трудности, родители сталкиваются с громкими капризами и заявлениями «Не хочу!». По данным статистики проявления ММД можно встретить не менее чем у 20% школьников.

Характер не исправишь?

Ученые выяснили, что такие нарушения в развитии ребенка часто имеют наследственный фактор. Поэтому многие родители списывают проблемы с поведением и возникшие трудности в учебе на характер ребенка («пошел характером в папу, маму, или деда…») и надеются, что все пройдет с возрастом. В результате ребенок не успевает приобрести важные для него знания и опыт в определенном возрасте, а это может плохо сказаться на его будущем (поступление в ВУЗ, выбор круга общения и так далее).

Нарушение памяти у детей и другие проявления ММД требуют помощи специалиста, а также применения препаратов для улучшения работы центральной нервной системы. Психолого-педагогические коррекционные занятия научат ребенка и родителей справляться с задачами, которые вызывают трудности, улучшат взаимопонимание. Но одних занятий чаще всего недостаточно, особенно, если речь идет о существенных нарушениях в развитии ребенка. Одной из причин развития ММД является снижение пластичности нейронов и медлительность в создании новых межнейронных связей в головном мозге. Поэтому центральной нервной системе ребенка требуется поддержка, чтобы обеспечить слаженную работу клеток мозга, устранить дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий.

Современные взгляды

Перинатальное поражение ЦНС это комплекс органических и/ или функциональных поражений центральной нервной системы плода во внутриутробном периоде с 26 недели или новорожденного до 7 суток, которое проявляется в первые часы, дни, месяцы жизни ребенка.

Поражение ЦНС у ребенка является основной причиной развития двигательных расстройств, гипертензионно – гидроцефального синдрома, синдрома гипервозбудимости или угнетения, а так же синдрома вегето – висцеральных нарушений.

Диагноз ППЦНС у ребенка ставится, как правило, еще в родильном доме и требует коррекции.

Данный диагноз ППЦНС у детей применим в возрасте до 1 года. Поражение ЦНС у новорожденных является поводом для установления причины, тактики диагностики и лечения данной проблемы. Недооценка состояния ППЦНС у новорожденного может спровоцировать развитие нервно – психических, моторных и висцеральных расстройств.

Тяжелые нарушения мозгового кровообращения, травмы, ишемия или внутричерепные кровоизлияния могут представлять большую угрозу жизни ребенка.

Симптомы пирамидной недостаточности у детей до 1 года

Оценка
функции нервной системы должна производиться специалистом

Не все симптомы в
детской неврологии имеют постоянный характер, поэтому врачу важно, чтобы
родители смогли ответить на вопросы врача о ребенка

Обращайте внимание на
общее поведение ребенка, а также на особенности, которые могут насторожить по
поводу пирамидной недостаточности у вашего ребенка и обязательно расскажите о
них врачу. 

Симптомы пирамидной недостаточности у детей до 1 года:

  • Затруднение захвата игрушки, нарушение мелкой моторики 
  • Тремор подбородка, рук, ног 
  • Запрокидывание головы назад 
  • Вынужденная поза у ребенка (дугой, поворот головы в одну сторону) 
  • Ходьба только на носках (до 3-х лет) 

Также обратите внимание на следующие симптомы: 

  • Нарушение сна: нарушение глубины сна, засыпания, беспокойный сон 
  • Успокаивается только на руках у мамы 
  • Тремор подбородка новорожденного 
  • Частые, обильные срыгивания 
  • Излишняя скованность движения, заведение ручки или ножки 
  • Беспокойство, раздражительность, надрывный плач 

Для оценки пирамидного пути проводится оценка: 

  • Позы ребенка 
  • Объема и качество движения 
  • Мышечного тонуса 
  • Сухожильных рефлексов 
  • Поверхностных рефлексов 
  • Автоматизмов нервной системы 

Поза ребенка: 

В любом возрасте у
малыша не должно быть асимметрии в теле, в том случае, если грудной ребенок
лежит, выгнувшись в одну сторону, или имеет вынужденное положение головы или
конечностей, это может говорить о нарушении функции нервной системы 

Объем и качество движения 

Во время осмотра
проводиться оценка объема и свободы движения в шейном отделе позвоночника, в
теле, в конечностях

Нарушения движения должны привлечь дополнительное внимание
специалиста 

Мышечный тонус 

До 2-3 месяцев жизни
ребенка свойственно повышение сгибательного мышечного
тонуса в конечностях. Это происходит за счет преобладания сегментарной нервной
регуляции мышц и сниженным влиянием пирамидной системы. По мере созревания
центральной нервной системы пирамидная система начинает преобладать над
сегментарной регуляцией. Поэтому у детей от 2-3 месяцев происходит нормализация
мышечного тонуса. Повышенный мышечный тонус может свидетельствовать о наличии
недостаточности пирамидного тракта. 

Сухожильные, поверхностные рефлексы и автоматизмы нервной системы 

Оценка рефлексов и автоматизмов позволяет оценить целостность и зрелость пирамидной системы. Повышение сухожильных рефлексов, наличие патологических поверхностных рефлексов или нарушение автоматизмов нервной системы свидетельствует о нарушении функции пирамидной системы. 

Лечение ППЦНС

Лечение ПЭП у новорожденных должно быть ранним и направленным на коррекцию уже имеющихся состояний.

Диагноз ППЦНС у ребенка должен стать причиной особого внимания со стороны не только врача педиатра и других специалистов, но и родителей.

ПЭП у новорожденных это показание для раннего назначения методов физиотерапии. Немедикаментозные методы терапии ППЦНС у новорожденных является основным. Массаж и физиотерапия это золотая «таблетка» в лечении ПЭП у новорожденных.

Диагноз поражения ЦНС не является приговором, он достаточно хорошо корректируется современными методами физиотерапии.

Что такое ППЦНС

Поражения центральной нервной системы в детской неврологической практике — это один из собирательных диагнозов. Он описывает целый ряд нарушений деятельности мозга: как его структур, так и основных функций. Перинатальный период обычно является временем их формирования и возникновения. Среди факторов риска следует отметить болезни матери будущего ребёнка:

  • тяжёлые формы токсикозов;
  • обменные нарушения;
  • инфекционные заболевания, перенесённые во время беременности;
  • патологии иммунной системы.

Значение имеют и родовые травмы, чреватые повреждением ЦНС, а также некоторые лекарственные средства, химические вещества и радиация. Чем раньше в процессе эмбриогенеза мозг плода затрагивают патологические процессы, тем тяжелее будет симптоматика поражений ЦНС в послеродовом периоде.

Существует ряд патологических факторов, которые влияют на нервную систему плода и новорождённого ребёнка. Их принято делить на четыре основных группы:

  1. Поражения центральной нервной системы, возникающие вследствие ишемии или гипоксии мозга. В качестве причин выступают асфиксии во внутриутробном периоде, недостаточность дыхания новорождённых, патологии кровообращения внутри сердца, гипотензия сосудов в постнатальной фазе.
  2. Травмы ЦНС. Они возникают в результате мозговых кровоизлияний (при поражении мозга и его оболочек). Имеют значение и нарушения мозгового кровотока, приводящие к необратимым изменениям структуры ЦНС.
  3. Инфекции во внутриутробном периоде. Мать передаёт заболевание плоду через плаценту, контактным способом и по восходящим путям.
  4. Поражения ЦНС токсически-метаболического характера. Причины: обменные нарушения (например, когда мать во время беременности часто употребляет алкогольные напитки), курение, некоторые лекарственные средства, наркотики и т.д. Всё это оказывает выраженное токсическое воздействие на плод, приводя к необратимым поражениям его нервной системы.

Перинатальные поражения ЦНС описывают в форме совокупности нескольких проявлений, которые могут сочетаться между собой. Если в симптоматике превалируют нарушения двигательных функций, у ребёнка нарушен тонус мышц, а спонтанная активность в движениях становится ниже либо, наоборот, патологически высока. В данном случае типичны и проявления ЗПР по причине того, что из-за постоянных сбоев в работе мышечной системы дети не могут совершать движения целенаправленно. У них не формируются полноценные двигательные функции и речь.

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Если патология затрагивает вегетативно-висцеральную сферу, дети часто срыгивают, у них низкая масса тела, нарушены дыхание, работа сердца и температурная регуляция. Кожа приобретает характерный «мраморный» оттенок, возникают кишечные заболевания в виде энтеритов или энтероколитов.

Одним из тяжёлых проявлений ППЦНС является наличие гипертензионно-гидроцефального синдрома. При таком варианте течения заболевания в мозге постоянно скапливается лишняя жидкость (главным образом, в местах нахождения ликвора). У ребёнка постоянно повышено внутричерепное давление, большой родничок увеличен, а голова часто становится непропорционально огромной. Такие дети плохо спят и монотонно плачут, запрокидывая голову.

ЗПР характеризуется тем, что дети поздно начинают самостоятельно держать голову и развиваются очень медленно по сравнению со сверстниками. Есть ещё синдром, характеризующийся повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, когда дети слишком гиперактивны, не могут контролировать свои движения, плохо спят. Также у них может наблюдаться тремор рук, ног и других частей тела. Если болезнь протекает тяжело либо ребёнок не наблюдается у квалифицированного детского невропатолога, есть риск развития судорожного синдрома.

Факторы риска ППЦНС

Значимое влияние на риск развитияППЦНСмогут оказывать

  • хронические болезни матери;
  • острые инфекционные болезни;
  • погрешности в питании;
  • дисбаланс в обмене веществ;
  • гестозы, угрозы прерывания;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • патология родов (дисфункция матки, стремительная родовая деятельность);
  • неправильная акушерская тактика;
  • недоношенность плода,
  • родовой травматизм плода.

Зачатки нервной системы формируются уже в первом триместрегестации, а плацентарный барьер несколько позднее. В этот период, когда плацента еще не выполняет своей полноценной функции, некоторые микроорганизмы способны внедряться в нервную ткань плода. 

К таким бактериям принято относить возбудителей токсоплазмоза, хламидиоза, сифилиса, гепатита ицитомегаловирус. После формирования структурной полноценности плаценты они уже не оказывают губительного влияния, но могут спровоцировать преждевременные роды, что также считается фактором риска.

Причины неврологических заболеваний у детей

Развитие неврологических заболеваний у детей до года обычно связано с особенностями протекания внутриутробного процесса развития. В качестве наиболее распространённых причин  специалисты называют:

  • получение ребёнком механической травмы позвоночника или головного мозга во время родов;
  • кислородное голодание (гипоксия) плода, возникающее по разным причинам, например, из-за многократного обвития шеи пуповиной;
  • сложный процесс родов и родовой деятельности, который приводит к инфицированию родовых путей, увеличению безводного промежутка, развитию воспалительных осложнений, кровотечениям во время родов или после них;
  • острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
  • генетическая наследственность.

Что касается детей старше 1 года, то корень неврологических патологий следует поискать в:

  • низком иммунитете и постоянных инфекционных заболеваниях ребёнка;
  • частых стрессах, депрессиях;
  • неправильном использовании некоторых лекарств, например антибиотиков, противовоспалительных препаратов, кортикостероидов;
  • чрезмерных нагрузках на организм – физических и умственных;
  • пребывании в постоянном страхе и угнетённом состоянии, вызванном поведением родителей, сверстников дома, в детском саду, школе, кружках и секциях;
  • чрезмерной эмоциональности ребёнка;
  • неблагоприятной экологической обстановке;
  • болезнях головного мозга, внутренних органов, травмах.

Каковы бы ни были причины неврологических заболеваний у детей, важно своевременно обнаружить нарушения и начать лечение. Чем раньше это произойдёт, тем меньше вероятность развития серьёзных осложнений и тем лучше прогноз на выздоровление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector