Как коронавирус влияет на мозг и психику?

Лечение сотрясения головного мозга у детей

В современной литературе, посвященной СГМ, ряд авторов рекомендует устанавливать пострадавшим постельный режим на 1-3 суток. С учётом особенностей клинического течения этот период можно увеличить на 2-5 суток. После этого при отсутствии осложнений выписка возможна на 10-14 день. При этом должна быть обеспечена возможность периодического врачебного контроля и повторной госпитализации при возникновении опосредованных осложнений.

Медикаментозное лечение при сотрясении мозга не должно быть агрессивным. Оно направлено на оптимизацию функционального состояния головного мозга и снятие симптоматики. Спектр назначаемых лекарств при поступлении в стационар включает в себя анальгетики, седативные средства и снотворные препараты (преимущественно в таблетированной форме).

Проводится метаболическая терапия для улучшения мозгового кровообращения. Предпочтительно сочетание вазотропных и ноотропных препаратов.

Для предупреждения возможных осложнений при благополучном завершении СГМ требуется амбулаторное наблюдение у невролога на протяжении года по месту жительства.

Online-консультации врачей

Консультация офтальмолога (окулиста)
Консультация специалиста банка пуповинной крови
Консультация психоневролога
Консультация уролога
Консультация инфекциониста
Консультация нефролога
Консультация специалиста по лазерной косметологии
Консультация трихолога (лечение волос и кожи головы)
Консультация пластического хирурга
Консультация кардиолога
Консультация проктолога
Консультация общих вопросов
Консультация генетика
Консультация диагноста (лабораторная, радиологическая, клиническая диагностика)
Консультация онколога

Новости медицины

6 простых привычек, чтобы круглый год не болеть простудами: рекомендуют все врачи,
17.03.2021

Морепродукты становятся вредными для здоровья?,
05.01.2021

Digital Pharma Day. Будьте во главе digital-трансформации фармацевтической индустрии,
09.10.2020

В сети EpiLaser самые низкие цены на ЭЛОС эпиляцию в Киеве,
14.09.2020

Новости здравоохранения

Эксперт назвала три отличия простуды от COVID-19,
05.01.2021

В мире более 86 миллионов случаев COVID-19,
05.01.2021

Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020

Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020

Лечение сотрясения мозга

Для самостоятельного облегчения симптомов легкого сотрясения мозга существует ряд методов. При появлении более тяжелых симптомов следует незамедлительно обратиться к врачу.

При легком сотрясении мозга рекомендуется:

  • прикладывать к месту травмы холодный компресс — можно использовать пакет замороженных овощей, обернутый полотенцем, но никогда нельзя прикладывать лед непосредственно к коже — он слишком холодный; компресс нужно прикладывать каждые 2–4 часа на 20–30 минут;
  • принимать парацетамол для облегчения боли — нельзя принимать нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), например, ибупрофен или аспирин, так как они могут вызвать кровотечение;
  • много отдыхать и по возможности избегать стрессовых ситуаций;
  • воздерживаться от алкоголя и наркотиков;
  • возвращаться на работу или учебу лишь после полного восстановления;
  • вновь водить машину или ездить на велосипеде лишь после полного восстановления;
  • не заниматься контактными видами спорта, хоккеем и футболом по крайней мере три недели, а после — проконсультироваться с врачом;
  • первые двое суток с человеком всегда должен кто-то находиться — на случай, если у него разовьются более тяжелые симптомы.

Иногда симптомы более тяжелой черепно-мозговой травмы проявляются лишь спустя несколько часов или даже дней

Поэтому важно обращать внимание на признаки и симптомы, которые могут указывать, на ухудшение состояния

Следует как можно скорее обратиться в приемное отделение ближайшей больницы или вызвать скорую помощь при появлении следующих симптомов:

  • потеря сознания или невозможность открыть глаза;
  • спутанность сознания, например, невозможность вспомнить свое имя и местонахождение;
  • сонливость, не проходящая больше часа, в периоды, когда человек обычно бодр;
  • затруднение речи или понимания;
  • нарушение координации или затруднение ходьбы;
  • слабость в одной или обеих руках или ногах;
  • нарушение зрения;
  • очень сильная головная боль, которая долго не проходит;
  • рвота;
  • судороги;
  • выделение прозрачной жидкости из уха или носа;
  • кровотечение из одного или обоих ушей;
  • внезапная потеря слуха в одном или обоих ушах.

Когда можно заниматься спортом после сотрясения мозга?

Сотрясение мозга — одна из самых частых травм в спорте, но при этом специалисты не могут прийти к единому мнению о том, когда человек может вернуться к контактному спорту, например, футболу, после сотрясения.

Большинство врачей советуют использовать пошаговый подход, при котором следует подождать, пока симптомы полностью пройдут, а затем начинать тренировки низкой интенсивности. Если самочувствие в порядке, можно шаг за шагом наращивать интенсивность тренировок и впоследствии вернуться к полноценным занятиям.

В 2013 г. на конференции специалистов в области спортивной медицины была предложена следующая система наращивания темпов тренировки для спортсменов после сотрясения головного мозга:

1. полный отдых в течение 24 часов после того, как симптомы сотрясения мозга пройдут;

2. легкая аэробная нагрузка, например, ходьба или езда на велосипеде;

3. упражнения, относящиеся к конкретному виду спорта, например, беговые упражнения в футболе (но никаких упражнений, подразумевающих удары по голове);

4. бесконтактные тренировки, например, отработка пасов в футболе;

5. полноценные тренировки, включая физический контакт, например, перехват мяча;

6. возвращение в игровой состав.

Диагностика хлыстовой травмы

Лечащему врачу необходима информация о симптомах, о том, как произошла травма (авария), а также проведение медицинского осмотра. Это позволит медицинскому работнику выяснить есть ли необходимость проведения диагностических процедур или с этим можно подождать. Пациентам, у которых сохраняется симптоматика в течение нескольких недель может потребоваться следующая диагностика:

  • Рентгенография назначается сразу после травмы, если есть подозрение на перелом или нестабильность позвоночника. Рентгеновские снимки позволяют также увидеть высоту дисков и наличие остеофитов.
  • Рентгенография назначается также при наличии сохраняющейся симптоматики через несколько недель после травмы..
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) является необходимым обследованием при подозрение на грыжу диска, травму диска, компрессию корешков или спинного мозга.
  • Блокада медиальной ветви представляет собой инъекцию анестетика для диагностики фасеточного генеза болей.
  • Дискография представляет собой введение контраста в диск и последующую рентгенографию, что необходимо только при сильном болевом синдроме.
  • Компьютерная томография (КТ), как правило, в сочетании с миелограммой (контраст вводят в спинномозговой канал) также может быть использована для диагностики стойкой резистентной к лечению боли в шее.
  • Электромиография и измерение скорости нервной проводимости (ЭМГ и ЭНГ) могут быть использованы, если есть подозрение, что нерв блокирован (например, при кистевом туннельном синдроме) или есть повреждение нерва.

Советы родителям

Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок

Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д

Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:

  • строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
  • нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
  • дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
  • детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
  • старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
  • доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе,  а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.

Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек

Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.

Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов

Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.

Роль семьи

Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.

Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме

Отсутствует внимание к возрастным потребностям

Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.

Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется

Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме

Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью

Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного

Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:

  • препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
  • незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
  • болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
  • запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
  • проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
  • отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.

Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.

Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С

Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.

Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.

Клинические формы черепно-мозговой травмы:

  • сотрясение мозга,
  • ушиб мозга,
  • диффузное аксональное повреждение,
  • сдавление мозга.

По степени тяжести ЧМТ делят на лёгкую, средней тяжести и тяжёлую степень. К лёгкой относят сотрясение и ушиб мозга лёгкой степени, к средне — тяжёлой — ушиб мозга средней степени, хроническое сдавление мозга, к тяжёлой — ушиб мозга тяжёлой степени, диффузное повреждение и острое сдавление мозга.

Сотрясение головного мозга по частоте занимает 1-е место в структуре черепно-мозгового травматизма — 70-80%. В абсолютных значениях — порядка 400 000 человек.

Сотрясение головного мозга характеризуется кратковременной потерей сознания — от нескольких секунд до нескольких минут. Иногда нарушения сознания трудноуловимы или даже отсутствуют. Амнезию выявляют только на очень узкий период событий. Возможны однократная рвота, учащение дыхания, пульса или его замедление. Характерно побледнение лица сменяющееся гиперемией. Жалобы на головную боль, головокружение, слабость, шум в ушах, приливы крови к лицу, потливость, чувство дискомфорта и нарушение сна. Отмечают боли при движении глаз, расхождение глаз при попытке чтения. При сотрясении головного мозга общее состояние улучшается в течение 1 — 3 недель. Остаются астенические явления. Клиническая картина во многом зависит от возрастных факторов.

У пожилых людей потеря сознания при сотрясении головного мозга происходит значительно реже, чем в молодом и среднем возрасте. Сопутствует выраженная дезориентировка в месте и времени, особенно при имеющемся атеросклерозе и гипертонической болезни. Амнезию обнаруживают чаще, чем у молодых. Головные боли нередко носят пульсирующий характер, локализуясь в затылочной области. Боли длятся от 3 до 7 суток, отличаясь значительной интенсивностью у пострадавших с сопутствующей гипертонической болезнью. Часты головокружения. Сотрясение головного мозга у людей пожилого возраста часто приводит к обострению сопутствующей патологии. Регресс симптоматики идёт более медленно, чем у молодых.

Первая помощь — все пострадавшие с ЧМТ подлежат транспортировке в стационар для наблюдения и уточнения диагноза. 80-97% случаев сотрясения мозга завершается выздоровлением с полным восстановлением трудоспособности.

Ушиб головного мозга лёгкой степени выявляют у 10-15% пострадавших с ЧМТ.

Клиническая картина характеризуется утратой сознания после травмы от нескольких десятков минут до нескольких часов. После восстановления сознания типичны жалобы на головную боль, головокружение, тошноту. Отмечают выраженную амнезию. Возникает рвота, иногда повторная. Метод выбора в диагностике ушиба головного мозга— КТ. При ушибе мозга лёгкой степени возможны переломы костей свода черепа и субарахноидальное кровоизлияние.

Ушиб головного мозга средней степени тяжести возникает у 8-10% пострадавших с ЧМТ.

Характеризуется потерей сознания от нескольких десятков минут до нескольких часов. Выражена амнезия. Головная боль часто сильная. Возможна многократная рвота.

Встречаются нарушения психики. Нередко отмечают преходящие расстройства жизненно важных функций (дыхания, кровообращения). Отчётливо проявляется очаговая неврологическая симптоматика. При ушибе головного мозга средней степени нередко диагностируют переломы костей свода и основания черепа, а также значительное субарахноидальное кровоизлияние. Метод выбора в диагностике — КТ головного мозга.

Ушиб головного мозга тяжёлой степени диагностируют у 5-7% пострадавших с ЧМТ.

Характеризуется потерей сознания от нескольких часов до нескольких недель. Часто выражено двигательное возбуждение. Возникают тяжёлые угрожающие нарушения жизненно важных функций. Ушиб головного мозга тяжёлой степени обычно сопровождается переломами свода и основания черепа, а также массивным размозжением и отеком мозга

Диффузное аксональное повреждение головного мозга — характеризуется длительным коматозным состоянием. КТ-картина диффузного аксонального повреждения мозга характеризуется увеличением объёма мозга (вследствие его отёка, набухания, гиперемии) с признаками сдавления структур мозга и мелкоочаговыми геморрагиями в белом веществе мозга.

Сдавление головного мозга

Сдавление головного мозга отмечают у 3-5% пострадавших с ЧМТ.

Характеризуется жизненно опасным нарастанием:

  • общемозговых (появление или углубление нарушения сознания, усиление головной боли, повторная рвота, психомоторное возбуждение и т.д.),
  • очаговых (появление или углубление гемипареза, одностороннего мидриаза, эпилептических припадков и др.),
  • стволовых (появление или углубление брадикардии, повышение АД и др.) симптомов.

Проявления сотрясения головного мозга

При сотрясении головного мозга в нем не происходит грубых, необратимых изменений, и такая травма, будучи наиболее частой, имеет самый лучший прогноз и очень редко приводит к осложнениям.

Следует помнить, что головной мозг ребенка (и особенно младенца) существенно отличается от мозга взрослого человека. Картина сотрясения головного мозга у взрослых существенно отличается от течения этой травмы у ребенка.

Во взрослом возрасте сотрясение головного мозга проявляется следующими основными признаками: эпизод потери сознания от нескольких секунд до 10-15 минут; тошнота и рвота; головная боль; амнезия (выпадение из памяти) событий, связанных с травмой (до травмы, сама травма и после травмы). Кроме этого выявляются некоторые специфические неврологические симптомы, такие, как нистагм (подергивание глазных яблок), нарушение координации движений и некоторые другие. Картина сотрясения головного мозга у ребенка совершенно иная.

У детей до 1 года сотрясение головного мозга, как правило, протекает малосимптомно. Потери сознания чаще не бывает, отмечается однократная или многократная рвота, тошнота, срыгивания при кормлении, бледность кожи, беспричинное беспокойство и плач, повышенная сонливость, отсутствие аппетита, плохой сон.

У детей дошкольного возраста чаще удается установить факт потери сознания, тошноты и рвоты после травмы. У них отмечаются головные боли, учащение или замедление пульса, нестабильность артериального давления, бледность кожных покровов, потливость. При этом нередко отмечается капризность, плаксивость, нарушение сна.

Иногда у детей наблюдается такой симптом, как посттравматическая слепота. Она развивается сразу после травмы или немного позже, сохраняется в течение нескольких минут или часов, а затем самостоятельно исчезает. Причина этого явления до конца не ясна.

Особенности детского организма приводят к тому, что длительное состояние компенсации может смениться быстрым ухудшением состояния. То есть сразу после падения ребенок чувствует себя удовлетворительно, а через некоторое время появляется и начинает быстро нарастать симптоматика.

Диагностика сотрясения мозга

Из-за характера травмы чаще всего диагноз ставится в приемном отделении больницы, врачом бригады скорой помощи на месте происшествия или специально обученным человеком на спортивном мероприятии.

Оказывающий помощь должен осторожно провести физический осмотр, чтобы исключить более тяжелую черепно-мозговую травму, о которой могут говорить такие симптомы, как, например, кровотечение из ушей

Важно следить, чтобы дыхание пострадавшего не было затруднено. Если человек находится в сознании, ему задают вопросы для оценки умственного состояния (особенно памяти), например:

  • Где мы находимся?
  • Что вы делали до получения травмы?
  • Назовите месяцы года в обратном порядке.

Чтобы определить, сказалась ли травма на координации движения, проводят пальценосовую пробу. Для этого человек должен вытянуть руку вперед, а затем коснуться указательным пальцем своего носа.

Если человек без сознания, его не перемещают, пока не наденут специальный защитный бандаж. Так как у него может оказаться тяжелая травма позвоночника или шеи. Отнести пострадавшего без сознания в сторону можно только в крайнем случае, если он находится в непосредственной опасности. Нужно вызвать скорую помощь по телефону 03 со стационарного телефона, 112 или 911 — с мобильного и оставаться с ним до прибытия врачей.

Дополнительные обследования при сотрясении мозга у детей и взрослых

Иногда, если есть основания подозревать более тяжелую черепно-мозговую травму, врач назначает дополнительное исследование, чаще всего — компьютерную томографию (КТ). КТ по возможности стараются не делать детям до 10 лет, но иногда это необходимо. Делается серия рентгеновских снимков головы, которые затем собираются воедино на компьютере. Получившееся изображение представляет собой поперечное сечение головного мозга и черепа.

При подозрении на повреждение костей шеи назначают рентгенографию. Это, как правило, позволяет получить более быстрые результаты.

Показания для проведения КТ при сотрясении мозга у взрослых:

  • у пострадавшего не восстанавливается речь, он плохо выполняет команды или не может открыть глаза;
  • наличие симптомов, позволяющих предположить повреждение основания черепа, например, у человека из носа или ушей выделяется прозрачная жидкость или появились очень темные пятна вокруг глаз («глаза панды»);
  • припадок или судороги после получения травмы;
  • более одного приступа рвоты после получения травмы;
  • человек не помнит, что происходило в последние полчаса перед травмой;
  • симптомы неврологических нарушений, например, потеря ощущений в определенных частях тела, нарушение координации и походки, а также непроходящие изменения зрения.

КТ также назначается взрослым, которые теряли сознание или память после получения травмы, а также имеют следующие факторы риска:

  • возраст 65 лет и старше;
  • склонность к кровотечению, например, гемофилия или прием препарата против свертываемости крови — варфарина;
  • тяжелые обстоятельства травмы: ДТП, падение с высоты больше одного метра и др.

Показания для проведения КТ при сотрясении мозга у детей:

  • потеря сознания дольше пяти минут;
  • ребенок не может вспомнить, что происходило непосредственно перед получением травмы или сразу после этого, дольше пяти минут;
  • сильная сонливость;
  • больше трех приступов рвоты после получения травмы;
  • припадок или судороги после получения травмы;
  • наличие симптомов, позволяющих предположить повреждение основания черепа, например, «глаза панды»;
  • потеря памяти;
  • большой синяк или рана на лице или голове.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков,  причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение  детей с тиками нужно с консультации детского невролога.  Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у  врача возникнут какие-то вопросы,  он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное.  Подбор препаратов  осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков — это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии.  Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься

Это всё важно для успешности лечения

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков.  Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики —  пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно  лечить. Если это редкие остаточные  единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется. 

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения  сильных препаратов.  Чаще  чередуются периоды ремиссии (выздоровления)  и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог.  Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

Определение болезни. Причины заболевания

По данным эпидемиологических исследований, ЧМТ у детей и подростков во многих странах достигает 200 случаев на 100 тысяч человек. Причём ЧМТ чаще встречается у лиц мужского пола (до 70 % всех случаев).

Выделяют две возрастные группы с большим риском получения черепно-мозговой травмы:

  • дети до 5 лет;
  • пациенты от 15 до 25 лет.

У детей с первого года жизни начинается высокая двигательная активность, появляется стремление всё узнать, попробовать, добраться до различных мест. Это проходит на фоне несовершенства моторных навыков и координации движений, сниженного чувства опасности и переоценки физических возможностей, что и приводит к появлению травмы.

Основными причинами возникновения сотрясения мозга в детском возрасте являются:

  • травмы в процессе рождения;
  • падение младенцев и детей до трёх лет с кроватей, пеленальных столов, из рук родителей, колясок 
  • нарушение координации в результате непропорционального физического развития тела у детей до трёх лет (большой вес головы) и падение вниз головой при резком ускорении или торможении (в этом возрасте дети ещё не научились страховать себя руками во время падения);
  • удары при падении детей 4-7 лет с высоты (детских горок, качелей, подоконников или деревьев);
  • нарушение правил дорожного движения и автомобильные аварии с нефиксированным ребёнком в специальном автомобильном детском кресле;
  • нарушение техники безопасности и отсутствие/неисправность спортивной экипировки во время подвижных игр и спортивных соревнований.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector