Если у ребенка болит живот

Содержание:

В том случае, если ребенок всегда ест мало или отказывается от полезной пищи, вся семья находится в состоянии постоянного стресса.

Любимые детьми разноцветные творожки, йогурты и выпечка не могут обеспечить потребности ребенка в полезных веществах. Родители понимают это зачастую лишь интуитивно и не могут обосновать ребенку свой выбор – так в семье начинаются конфликты. Ребенок не понимает, почему он должен есть суп, рыбу или брокколи на пару, когда можно заменить это пирожком или сосиской. Малоежек часто заставляют доедать порцию, сажают за стол при отсутствии аппетита, не позволяют выходить из-за стола, пока в тарелке остается еда. Иногда родители настолько отчаиваются, что пытаются кормить ребенка насильно. Более «мягкий» вариант таков: мамы пытаются «замаскировать» нелюбимую пищу. Дети, разумеется, реагируют на это бурно и негативно. В результате совместные трапезы с родителями начинают ассоциироваться у ребенка с криками, слезами и бесконечной критикой в свой адрес. Атмосфера в семье еще больше накаляется. А между тем ребенок-малоежка имеет психологические проблемы из-за регулярных конфликтов в семье. Непросто приходится и родителям: проблема кормления ребенка порождает хроническое беспокойство, а на приготовление еды для капризного малоежки ежедневно тратится масса времени.

Такие дети требуют особого внимания со стороны родителей и врачей. В сложных случаях, когда нарушение аппетита может быть признаком серьезного заболевания, или если неправильное питание уже привело к нарушениям здоровья, без помощи педиатра не обойтись. Но чаще всего проблему можно решить силами родителей. Однако перевоспитание малоежки потребует терпения и может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Чтобы в этот период малоежка не испытывал дефицита питательных веществ, родители могут использовать дополнительное питание, например, предложить ребенку PediaSure Малоежка. Продукт специально разработан для полноценного питания детей от 1 до 10 лет, так как он содержит белок, витамины и минералы в количествах, помогающих детям полностью реализовать потенциал роста и развития.

Источники использованной литературы1) Павловская Е.В. Избирательный аппетит у детей // Вопросы современной педиатрии. – 2013; 12 (6): 10-182) Florence M. D., Asbridge M., Veugelers P. J. Diet quality and academic performance. J. Sch. Health. 2008; 78: 209–215. 3) Feinstein L., Sabates R., Sorhaindo A., Rogers I., Herrick D., Northstone K., Emmett P. Dietary patterns related to attainment in school: The importance of early eating patterns. J. Epidemiol. Commun. Health. 2008; 62: 734–739.

почитать другие истории

Боль в животе у малыша: что и как в этом случае делать родителям?

Боль в животе –  это распространенный симптом у малышей, детей и подростков, который доставляет много тревог родителям. Особенность болей у маленьких детей в том, что ребенок не может рассказать, что болит и где, у детей до года боль может сопровождаться разным видом плача, и родители не всегда могут понять, что происходит. Им может казаться, что малыш голоден, ему холодно, или просто хочется «на ручки», а на самом деле причиной плача является именно чувство боли.

Острые боли в животе у детей действительно представляют собой диагностическую  дилемму даже для врачей. Хотя многие случаи острых болей в животе являются доброкачественными, вызванными преходящими и потенциально неопасными причинами, такими как скопление газов, каловых масс, спазмами гладкой мускулатуры, перерастяжением стенок внутренних органов, некоторые причины являются потенциально опасными, или угрожающими жизни, и требуют проведения быстрой диагностики и лечения, чтобы свести к минимуму развитие заболевания и его возможных осложнений.

Почему происходит отказ от еды в садике?

Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.

Период адаптации

Ему необходима адаптация – то есть ребенок должен привыкнуть к новому распорядку, воспитателям, детям вокруг, прогулкам по часам. Резкая смена обстановки для трехлетки (а тем более малыша младше) – серьезный стресс. Основные причины переживаний – это:

Подъем рано утром в одно и то же время.

Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать. В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.

Новая среда общения.

Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться. Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.

Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.

Лучше кушают в саду дети, которые часто общались со сверстниками, регулярно питались вне дома – у бабушки, в гостях, кафе. Малыш, в семье которого вокруг его питания были выстроены ритуалы и чьи родители/бабушки слишком много внимания уделяли тому, как покушал ребенок, могут отказом от еды пытаться манипулировать взрослыми.

Способ манипулирования

Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть.

То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:

  • заберут из группы обратно домой;
  • дадут другую пищу, чем всем остальным;
  • накормят после обеда печеньем.

Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.

Плохой аппетит и непривычные блюда

Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно. Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями. Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.

Болезнь и плохое самочувствие

Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.

В этом случае лучше показать малыша врачу и сдать анализы – возможно, нужно пропить курс витаминов, добавить в рацион больше соков и фруктов или просто на несколько дней оставить ребенка дома.

Отсутствие режима дня дома

До трехлетнего возраста у многих малышей вообще отсутствует режим дня и кормления. То есть ребенок ложится спать, когда устал, и ест, когда голоден. В результате в саду он находится в сильнейшем стрессе, так как в группе все происходит по расписанию и он вынужден есть тогда, когда не хочет.

Другие возможные причины

Если ребенка кормят перед садом и сразу после него – отказ от не такой вкусной пищи будет очевидным. Пусть малыш завтракает и ужинает вместе со всей группой, не стоит давать ему с собой печенье, перекусы, фрукты.

Если другой еды у ребенка в течение дня нет – он обязательно проголодается и поест.

Психическое расстройство и социальные последствия

Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?

Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.

Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.

Психолог врачом не является. Как правило, таких специалистов готовят в вузах педагогического профиля. «Лечит» исключительно беседой.

При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?

На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров. То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение. Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.

Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?

Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать). С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой — примерно 3% от общего числа. Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью. Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.

Как правильно кормить ребенка после года

  1. Сколько нужно приемов пищи. Растущий ребенок с хорошим аппетитом может легко питаться три или даже четыре раза в день, но если он не кажется постоянно голодным, попробуйте кормить его всего два раза. Может быть, ему будет этого достаточно.
  2. Никаких перекусов. Если ваш ребенок не голоден к ужину, убедитесь, что он не перекусывает такими продуктами, как печенье, хлеб, питание из бутылочки или фаст-фуд.
  3. Регулярное питание. У ребенка будет хороший аппетит, если он ест регулярно. Он привыкает к расписанию и меньше капризничает. Мама должна заранее планировать питание детей, учитывая время на готовку, тогда ей не придется торопиться в последнюю минуту.
  4. Небольшие порции. Чтобы у маленького ребенка был хороший аппетит, кормите его небольшими порциями. Положите ему на тарелку ложку еды. Налейте молоко в стакан до половины. Следите, чтобы вся еда на столе было питательной и ребенок мог наесться любым продуктом. Это значит, что десерты нужно давать понемногу и пореже. Все это создает для ребенка питательную диету, и он не испытывает потребности в перекусах.
  5. Не упрашивайте. С точки зрения психологии вредно уговаривать ребенка и соблазнять его едой. Никогда не говорите, например, такого: «Разве тебе не хочется этой вкусной картошечки?» или «Как только ты доешь морковку, получишь десерт». Лучше всего подавать ребенку личный пример. Сами ешьте с удовольствием и ничего не говорите.

Что делать, если ничего не помогает?

Дети не меньше взрослых жаждут тёплых гармоничных отношений с родителями. Даже, если кажется, что уже невозможно выйти из замкнутого круга взаимного недовольства и претензий, это не так. Никогда не поздно. Если вы задумались об изменениях — это уже первый шаг к лучшему. Существует множество техник и приёмов, способствующих укреплению отношений. Они учат честно говорить о своих чувствах, вдумчиво слушать ребёнка, принимать себя и окружающих со всем набором их чувств. Казалось бы, примени всё это, и не только ребёнок начнёт слушаться с первого раза, но и вы научитесь слышать ребёнка. Почему же столько людей до сих пор воспринимают родительство, как тяжёлую ношу?

Во-первых, вы индивидуальны. В каждой семье свой камень преткновения. Прежде, чем применять техники, надо разобраться, какие модели поведения управляют именно вами. Им сложно противостоять вслепую, не осознавая их в себе. Начнёте меняться вы, изменятся и реакции вашего ребёнка.

Во-вторых, каждый ребёнок индивидуален. Одним родителям достаточно научиться применять при общении с ним «я-сообщения» и как по волшебству между ними установятся доверительные отношения. Другие перепробовали всё и ничего, абсолютно ничего, не помогает.

Да-да бездумное применение воспитательных мер, может и навредить. Например, ребёнок страдает от неуверенности в вашей любви. Он не слушается, закатывает истерики, не желает выполнять даже простейшие просьбы. Вы устанавливаете границы, требуете, следите за выполнением. И этим только ещё больше отдаляете его от себя. Где-то помогают объятия, где-то строгость. Детский психолог поможет, понять, что необходимо не вообще в таких-то ситуациях — он ищет вместе с вами, что подходит именно для вашей семьи.

Что делать, если ваш ребёнок плохо ест

1. Контролируйте размер порций.

Можно использовать принцип — 1 столовая ложка каждого продукта на один год. Например, если малышу 3 года, порция каши будет 3 столовых ложки. В этом случае есть большая вероятность, что ребенок будет съедать еду и просить добавки. 

Если бывает, что ребенок мало ест в основной прием пищи или отказывается вообще есть, проследите за количеством пищи, которую он съедает в течение дня. Он может кусочничать между завтраком, обедом и ужином и перебивать себе аппетит. Это частая причина отсутствия аппетита у малыша во время основного приема пищи. 

Можно также ввести «правило одного укуса» —  договоритесь с ребенком о том, что если он сделает один глоток или укус и ему не понравится, он не обязан есть все остальное.

2. Будьте терпеливы — предлагайте новый продукт много раз.

Иногда на то, чтобы ребенок согласился попробовать новое блюдо, может уйти до 15 попыток. При этом новые  продукты обязательно должны присутствовать регулярно у вас на кухне. 

4. Еще один способ накормить ребенка — экспериментировать с подачей блюд.

Детям важен не только вкус, но и цвет продуктов, их текстура и ассоциации, возникающие с определенной едой. Разные варианты приготовления одного и того же продукта способны придать ему разную текстуру и вид. Попробуйте делать смузи, тушить, запекать, варить, готовить на гриле. 

Используйте формочки для печенья, чтобы вырезать различные фигурки из фруктов и овощей. Выложите еду на тарелке особым способом, например, в форме мордочки животного. Пусть ребенок придумает свои  названия для своей любимой еды. 

Если малыш не любит, когда еда соприкасается между собой, используйте тарелку с разделителями. 

5. Разнообразьте рацион, комбинируя новые продукты с уже знакомыми ребенку.

В основу меню берите блюда, которые ребенок точно ест. И дополняйте их новым вкусом. Так малыш охотнее попробует незнакомый продукт. Используйте рекомендации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), которые есть в открытом доступе, чтобы сделать рацион ребенка сбалансированным. 

6. Предлагайте ребенку выбрать, что кушать.

«Хочешь попробовать брокколи или цветную капусту?” Не предлагайте более двух продуктов. 

Это касается и основных блюд. Если малыш вдруг отказывается есть суп на обед, предложите второе блюдо, которое он тоже любит: «Если не хочешь суп, есть каша.» Если не хочет есть, отпустить. Но не предлагать печенье или бутерброд через 30 минут перекус лишь бы, чтобы ребенокпоел. 

Предлагайте перекус, если основная еда будет через несколько часов, а не в течение ближайшего часа. Ребенок должен проголодаться, тогда он хорошо поест. Перекусы также должны быть здоровыми и полезными: фрукты, кусочки сыра, полезное домашнее печенье, овощи, нарезанные кусочками, фруктовое пюре. 

7. Подавайте личный пример.

Если ваш ребенок видит, что вы едите разнообразную полезную еду, он заинтересуется, что у вас в тарелке, и тоже захочет попробовать. Важно следить за своей реакцией на еду и проявлять интерес к новым продуктам. 

8. Кормите в одном и том же месте и приблизительно в одно и то же время.

Режим питания поможет организму ребенка лучше работать. Введите правило есть за столом на кухне, а не в других комнатах. Исключением может стать кормление в постели или в спальне во время болезни малыша. 

Не разрешайте ребенку играть с телефоном, планшетом за столом, читать книгу. Пусть это будет время общения с семьей. Объясняйте, как хорошо есть вместе. Избегайте неприятных разговоров и споров за столом.

Принципы кормления больных детей

Нужно помнить, что заболевшего малыша нельзя заставлять кушать. Предлагать еду следует исходя из его аппетита: съел две ложки — хорошо, съел три — еще лучше, не хочет есть вовсе — покушает чуть позже. Лучше давать еду часто, но понемногу. Даже несколько ложек пюре или супа будут очень полезны. Не забывайте, что лечение ОРВИ и гриппа у детей обязательно предполагает обильное питье. Оно поможет не допустить обезвоживания организма.

Чтобы хороший аппетит вернулся к ребёнку как можно быстрее, важно проводить грамотное лечение и соблюдать все рекомендации лечащего врача. При ОРВИ и гриппе педиатры часто рекомендуют применять противовирусный препарат Деринат, поскольку он обладает тремя необходимыми свойствами для борьбы с вирусами и предотвращения осложнений

Подробнее о препарате Вы можете прочитать на нашем сайте.

Полезные статьи:

Ребенок не хочет лечиться: что делать маме?

Главное правило для родителей капризных малышей – ни в коем случае не заставлять выпивать лекарство силой. Так вы сделаете только хуже и рискуете потерять доверие своего крохи. Если ребенок не пьёт лекарство, даже в такой ситуации будьте для него поддержкой, не злитесь, сохраните спокойствие. Помните, ваш малыш болеет, ему и так плохо, он нуждается в вашей заботе как никогда. Станьте на его сторону и придумайте такой способ, который он одобрит. Ведь кто, как не вы, знаете своего кроху лучше всего?
Со своей стороны можем дать несколько полезных советов.

Не лечитесь, а играйте!

Когда ребенок не хочет пить лекарство, нет ничего хуже, чем заставлять его, повышать на него голос или угрожать наказанием. В результате таких действий очень высок риск, что у малыша на ментальном уровне выработается стереотип: «пить лекарство – плохо». Чтобы этого не произошло, «лечите» его в игровой форме.
Разве откажется малыш от того, чтобы сначала вылечить ту же куклу или мишку. Наверняка кроха с удовольствием примерит на себя роль настоящего доктора для своих игрушек. И за это он достоин похвалы! Когда он поймет, что это нисколько не страшно, то с большим удовольствием и сам примет предложенный ему препарат.
Еще один вариант игры, если ребенок не хочет пить лекарство, это показать ему пример на взрослых. Маленькие детки обычно копируют поведение старших, стараются им подражать. Потому для начала попробуйте полечить взрослых членов семьи, закапав им капли в нос или предложив ложку с сиропом от кашля. Ребенок увидит, что взрослые спокойно переносят такое лечение, и поддастся на ваши уговоры.

Отвлеките внимание

Когда ребенок не пьет лекарства, выплевывает, один из способов продолжить его лечение – это переключить его внимание на что-то более интересное для него. Возможно, как успокоительное на него подействует просмотр любимых мультфильмов, увлекательная игра, рисование или другое занятие

Просто предложите ему поиграть и заняться чем-то интересным, а сами тем временем подготовьте лекарство. Пока малыш увлечен, протяните ему ложку с препаратом. Он не успеет так быстро переключиться с игры и непременно выпьет лекарство без капризов.

Отвлеките разговором

Часто бывает так, что ребенок не пьёт лекарство исключительно из-за своего упрямства. В такой ситуации может сработать прием, если вы предложите ему выбор и будете общаться, как со взрослым. Дайте ему выбор, пусть ребёнок сам решает, в какое время, из какой ложки будет принимать препарат, чем он его запьет, что будет делать после того, как полечится. Пока малыш будет размышлять надо всем этим, то забудет о капризах и уговорах.

Используйте современные средства

Если ребенок не хочет пить лекарство, потому что оно горькое, не подходит ему по форме выпуска, то у вас всегда есть выбор. Сейчас существуют современные средства, разработанные специально для малышей и новорожденных. При лечении простуды большую популярность среди специалистов приобретают противовирусные препараты в форме назальных капель, Например, Деринат. Данный препарат широко применяется для лечения и профилактики простуды и гриппа. Если ребенок не хочет лечиться, то что делать его маме – многие врачи советуют использовать капли Деринат, которые не имеют ни вкуса, ни запаха. Препарат закапывают в носовые проходы, при этом он обладает широким спектром действия: борется с вирусами, укрепляет и восстанавливает слизистую, препятствуя присоединению вторичной инфекции, повышает иммунитет малыша. Капли Деринат можно применять и для лечения ОРВИ, и для профилактики вирусных инфекций, они разрешены к применению с 1 дня жизни. Подробнее о препарате читайте на нашем сайте.

Прививайте культуру здоровья

Эффективный способ уговорить капризного малыша, если ребенок не хочет пить лекарство, это рассказать о пользе лечения. Пациент должен понимать, какие преимущества он получит, когда выздоровеет. Так, можете предложить ему погулять, пообещать посещение зоопарка, поход в цирк. Напомните, что его ждут друзья, с которыми он может поиграть только после того, как полностью поправится. Благодаря этому малыш поймет, что капли и таблетки помогут ему быстрее выздороветь, и он сможет снова гулять и играть со сверстниками.

Полезные статьи:

Какие заболевания вызывают боль в животе?

  1. Заболевания желудочно-кишечного тракта
Гастроэнетрит   Аппендицит
Брыжеечный лимфаденит   Запор
Перитонит   Травма живота
Дивертикулы   Кишечная непроходимость
Язвенная болезнь желудка   Пищевое отравление
Воспалительные заболевания кишечника   Непереносимость лактозы
Перитонит   Язвенная болезнь желудка
  1. Заболевания печени, селезенки и желчных путей
Гепатит   Инфаркт селезенки
Желчекаменная болезнь   Разрыв селезенки
Холецистит    
  1. Заболевания легких и плевры
Пневмония   Плеврит
  1. Заболевания репродуктивной системы
Перекрут яичка или яичника   Гематоколпос
Эндометриоз   Угроза прерывания беременности
Внематочная беременность   Овуляторный синдром
Дисменорея   Тазовое воспалительное заболевание
  1. Гематологические заболевания
Серповидноклеточная анемия   Гемолитический уремический синдром
Порфирия    
  1. Другие причины
Детская колика («газики»)   Гипогликемия
Функциональная боль   Ангионевротический отек
Метаболические расстройства   Острая надпочечниковая недостаточность
Диабетический кетоацидоз   Средиземноморская лихорадка
Стресс   Депрессия

Как создать здоровые пищевые привычки ребенка

У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя — предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.

Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка — выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет. 

  • Дождитесь, пока ребенок сам попросит еды. Конечно, это на несколько дней внесет сумбур в ваш распорядок дня, но такая мера необходима для того, чтобы ваш маленький нехочуха начал с охотой есть.
  • Садитесь за стол вместе с ним. Если время обеда подошло, а малыш все еще не просит кушать, садитесь сами и начинайте с аппетитом есть. Телевизор, телефон и планшет сейчас отвлекать от еды не должны. Если ребенок захочет присоединиться к вам, усаживайте его рядом и покормите.
  • Ешьте всей семьей. Не меньше одного раза в день по будням и не меньше двух раз в выходные садитесь есть все вместе. Ребенок перенимает пищевые привычки у взрослых. Если его постоянно кормят в одиночестве, он не может разобраться, как нужно есть, как вести себя за столом, какой разной может быть пища.
  • Поощряйте его самостоятельность. Уже с 10 – 12 месяцев малыш готов есть ложкой сам. Теперь он самостоятельно решает, сколько принимать пищи, как и с какой скоростью, как долго жевать или сосать еду, наслаждаясь вкусом, нюхать и разглядывать содержимое тарелки.
  • Транслируйте ценность еды. Кладите небольшие порции, чтобы стимулировать ребенка просить добавку.
  • Не поощряйте малыша за еду, не обещайте ему мультики, сказку или игрушку за то, что он все съест. Еда сама по себе должна стать удовольствием для ребенка.
  • Предлагайте новую еду многократно: ребенку нужно привыкнуть к ней. Однако кладите этот незнакомый продукт не на тарелку малыша, а на стол, чтобы не вызвать протест. Не давайте ему сразу большое количество новой еды: достаточно одного кусочка.
  • Если вы хотите познакомить малыша с новыми продуктами, не готовьте пищу целиком из них: пусть в еде будут и знакомые ему ингредиенты.
  • Кладите в тарелку небольшое количество еды. Порция для ребенка равна половине взрослой.
  • Выбор еды не должен быть слишком большим. Не предлагайте малышу самому придумать, что он хочет на обед. Достаточно сказать, что его порция на столе.

Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно — и для него, и для взрослых.

  • Не запрещайте полностью «вредные» продукты — иначе ребенок перестанет считать их едой и будет видеть в них недоступное удовольствие.
  • Не заставляйте малыша есть полезный продукт, от которого тот настойчиво отказывается, — он перестает воспринимать его как пищу. Как показывает исследование, 72 % людей, которых заставляли в детстве есть определенные полезные блюда, полностью исключили их из своего рациона во взрослой жизни.
  • Если вы заставили малыша есть против его воли, не хвалите его за то, что он «справился со своей задачей». Это приводит к неприятным последствиям: послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, и начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.

Пять способов от психолога накормить малоежку полезной едой

Как поступить в ситуации, когда педиатр говорит, что все в порядке, Вы проверили рацион питания, инстинкт самосохранения никуда не пропал, но ребенок все равно отказывается есть? Значит, есть какие-то внешние проблемы. Справиться с ними помогут советы наших психологов.

1. Не давите на ребенка

Дети чутко реагируют на эмоции взрослых, особенно на негативные. Относитесь к недоеденной трапезе спокойно: не съел – значит не голодный

Если для малыша это не является важной проблемой, то и Вам не следует бить тревогу. Не стремитесь накормить его любой ценой

  • Никогда не пытайтесь насильственно накормить ребенка, не угрожайте (типа «Не съешь – вылью тебе на голову») – не ломайте его волю.
  • Никогда не ругайте ребенка, когда он ест, за плохой аппетит, посаженное на одежду пятно или поведение – прием пищи будет ассоциироваться с отрицательными эмоциями.
  • Никогда не пихайте ложку, если ребенок упорно закрывает рот и отодвигает тарелку, он наелся и перекармливать его не нужно.
  • Никогда не наказывайте ребенка едой.

Учитесь отличать капризы от сытости. Сохраняйте спокойствие. Лучше поставьте на видное место блюдо с полезными перекусами — фруктами и нарезанными овощами. Когда ребенок проголодается, он сам подойдет и поест. Инстинкт самосохранения не обманешь.

2. Сделайте из приема пищи семейный ритуал

Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогают детям чувствовать себя в безопасности. Как сделать традицию из обычного обеда? Очень просто. Постелите на стол красочную скатерть или клеенку, поставьте красивую посуду, разложите салфетки. Садитесь ужинать или обедать всей семьей. Выключите телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка. Разговаривайте за столом: как прошел день, что интересного произошло, о планах на завтра. Пусть ребенок видит, что прием пищи – это что-то интересное, спокойное и приятное, конечно, ему самому захочется принять участие в семейной трапезе.

3. Подайте положительный пример

Хотите, чтобы ребенок питался правильно и в одно и то же время? Тогда сами поступайте также:

  • ешьте сами, только когда голодны – после сна, в обед, после прогулки
  • старайтесь, чтобы завтрак, обед и ужин были в определенное время,
  • ограничивайте прием пищи по времени – 20-30 минут, порции должны быть небольшими;
  • старайтесь не перекусывать между трапезами, а если делаете это, то выбирайте фрукты и овощи;
  • отдавайте предпочтение здоровой разнообразной пище, ударяться в модные пищевые «религии» необязательно;
  • следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно овощей, мяса, фруктов, рыбы, злаков;
  • предлагайте продукты по возрасту, регулярно готовьте новые блюда.

Согласитесь, нечестно требовать от малыша того, чтобы он съедал полностью тарелку супа, когда Вы сами обедаете аппетитным бутербродом или перебиваете аппетит шоколадкой. Наши пищевые привычки формируются в детстве, и какими они будут у ребенка, зависит только от Вас.

4. Подавайте блюдо красиво

Скучную кашу мало кто любит, а вот если выложить на ней ягодами веселую рожицу, то кушать ее намного веселее и интереснее, правда? Для того чтобы необычно оформить привычное блюдо, не нужно много времени. Сосиски с «волосами» из спагетти, мышка из творога с глазками-изюминками и сырным хвостиком, машинки из болгарского перца приведут в восторг любого «малоежку». Заведите малышу собственную посуду, пусть на дне тарелки или чашки будет веселая картинка: чтобы ее увидеть, придется все съесть.

5. Находите компромисс

Если ребенок не хочет есть овощи, предлагайте фрукты, отказывается от курочки – приготовьте свинину или говядину, не любит вареные овощи – запеките их, может, даже с той же курочкой или котлеткой. Предлагайте пищу несколько раз, но только без раздражения и злости в голосе. Всегда найдется блюдо, которое ему особенно нравится, которое он съест с удовольствием. Попробуйте привлечь ребенка к готовке. Поручите ему то, что он в состоянии сделать: посыпать пиццу сыром, слепить колобок из теста и т. д. Обязательно поблагодарите за помощь при всех.

Самое главное, говорят психологи, запаситесь терпением. Как правило, к 10-12 годам дети-малоежки начинают есть хорошо. Ваша задача – помочь ему сформировать правильное пищевое поведение, чтобы в будущем у него не возникло проблем со здоровьем.

Причины нарушения аппетита у ребенка:

1. Нерациональное питание, например, перекорм белком мяса детей, которые любят мясо и больше ничего не хотят есть; докармливание в промежутках между обычными приемами пищи, обильное употребление молока и сладостей.

2. Острые и хронические заболевания органов пищеварения: заболевания кишечника, печени, гастрит, целикалия, иногда – недостаток цинка в организме.

3. Острые и хронические инфекционные болезни: все вирусные и бактериальные инфекции, сопровождающиеся повышением температуры, туберкулез, инфекция мочевых путей, молочница.

4. Дефицит железа в организме , даже не сопровождающийся анемией, особенно у детей младшего возраста.

5. Диффузные хронические заболевания мозга, аномалии обмена веществ, наследственные дегенеративные заболевания мозга.

Читайте еще

  • Пищеварение у детей и причины снижения аппетита
  • Правила кормления детей

6. Нежелание жевать

7. Диэнцефальный синдром, например, опухоль мозга в области гипоталамуса. При этом дети остаются поразительно активными.

8. Заболевания органов дыхания, сопровождающиеся дыхательной недостаточностью.

9. Заболевания сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения.

10. Прием большого количества медикаментов, почечная недостаточность, гипервитаминоз витамина Д.

11. Эндокринные нарушения: болезнь Аддисона, повышенная функция паращитовидных желез.

В таких случаях поможет врач, который выявит и устранит причину.

Когда необходимы дополнительные источники витаминов?

Сегодня у родителей есть широкий выбор различных пищевых добавок, рассчитанных именно на детей-малоежек. Обычно они имеют приятный сладкий вкус, и дети не могут отказаться от такого лакомства

Многие врачи детской практики с осторожностью относятся к подобным добавкам и настоятельно рекомендуют ими не злоупотреблять. Если дети привыкнут к их присутствию в рационе как к основным блюдам, зачем же тогда есть «невкусный» суп, когда есть сладкая добавка!?

После консультации с педиатром, оценки рисков и рациона питания, прибавки роста и веса ребенка, а также с учетом имеющихся заболеваний решается вопрос о приеме дополнительных витаминно-минеральных комплексов.

Главная задача комплексов — восполнить все сформированные дефициты и обеспечить ребенка всем необходимым. Выбор их довольно сложен, и педиатры учитывают не только вышеописанные пункты, а также возраст, регион проживания и активность ребенка.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector