Ребёнок прогуливает школу: что делать родителям

Как настроиться на учебу в университете

Чтобы начать учиться продуктивно, важен внутренний настрой. Если вы на каникулах, осознайте, что отдых подошел к концу и нужно фокусироваться на трудовой деятельности. Включайтесь в процесс постепенно, начиная выполнять несложные дела уже незадолго до старта учебы.

Если речь идет о летнем отдыхе, то уже в августе надо активно готовиться к университетской жизни – так вам будет легче заставить себя учиться. Начните с генеральной уборки в своей комнате. Во-первых, вы включитесь в какую-нибудь работу, во-вторых, начинать учебный год приятнее с комфортной обстановки.

Перед тем как начать учиться привыкайте к правильному режиму подъемов. Это важный пункт. Нередко многие студенты уже с первого сентября не могут заставить себя учиться, приходя на пары полусонными, очень медленно включаясь в процесс. Озаботьтесь этим вопросом за пару недель до учебы, и не придется резко перестраивать режим – делайте это плавно. Начинайте ежедневно укладываться спать на полчаса раньше, чем за день до этого.

Регулярно «тренируйте мозги» чтением

Это важно и на каникулах и параллельно основной учебы. Читая в выходные или каникулы, придя в университет, вы не «шокируете» организм шквалом новой информации – ее освоение будет для вас привычным

Чтение поможет настроиться на нужный лад. Если вы категорически не любите читать, попробуйте изучать языки – отличная разминка для ума.

Что нужно запомнить

Выгорание — состояние умственного, физического и эмоционального истощения, вызванное чрезмерной нагрузкой и стрессами.
Признаки выгорания: усталость, плохой сон, частые простуды, проблемы с памятью, вниманием и концентрацией, лень и хроническое нежелание что-либо делать по учёбе. Причины выгорания у школьников связаны в основном с большой учебной нагрузкой, нехваткой времени или снижением мотивации.
Чтобы предотвратить или преодолеть выгорание, необходимо сменить обстановку, снизить нагрузку, позаботиться о своём здоровье и самочувствии, научиться справляться с отрицательными эмоциями и добавить в жизнь позитива.

Почему дети прогуливают школу

Перед тем как действовать, нужно разобраться в мотивах. Причины могут быть связаны как с личностными особенностями, так и с внешними обстоятельствами: 

Ребёнку может быть неинтересно в школе, потому что он знает программу наперёд или, напротив, не справляется с нагрузкой. 
Если школьник пропускает конкретные уроки, скорее всего, у него пробелы в знаниях по этому предмету и он боится опозориться перед классом либо у него конфликт с учителем. 
Если ребёнок перегружен школьными и дополнительными занятиями, он может начать прогуливать неважные, по его мнению, уроки.
Частой причиной пропусков является буллинг, когда разногласия с одноклассниками заставляют в буквальном смысле бежать из школы.
Проблемы в семье также смещают учёбу на второй план

Иногда ребёнок пропускает уроки потому, что не может на них сосредоточиться из-за тревожной обстановки дома, а иногда для того, чтобы «отвлечь» внимание мамы и папы от ссор друг с другом.
Наконец, пропуски занятий могут быть следствием подросткового кризиса. И если для одних школьников прогул — это просто способ заявить о себе, то у других пропуски занятий могут быть связаны кардинальной сменой интересов и влиянием плохой компании.

Как научить ребенка делать уроки

Учеба и домашние задания — дела непростые. Чтобы ребенок справлялся с ними с минимальной родительской поддержкой, нужно создать вокруг них полезные привычки. Именно полезные привычки так облегчают нашу жизнь и помогают выполнять сложные задачи.

Например, в раннем возрасте мы помогаем детям выработать самые простые полезные привычки: проснулся — умылся и почистил зубы, пришел с прогулки — помыл руки. Когда это выполняется постоянно, мы делаем это автоматически, не задумываясь. Точно так же можно привить ребенку привычку «учить уроки самостоятельно» — в правильное время, в правильном месте.

И вот чтобы сформировать эту привычку, точно понадобится родительский контроль и поддержка. Идеальный вариант для заведения такого порядка — первый класс. Но и в позднем возрасте можно создать все условия для новой полезной привычки. Задача родителей здесь — помочь ребенку правильно организовать свое время и понять ежедневную обязанность учить уроки.

Подготовьте удобную рабочую площадку: у ребенка должно быть достаточно места и освещения. Стол, стул, полки и ящики для книг, удобная карандашница, место для портфеля. Ребенок не должен отвлекаться: приглушите звук телевизора в соседней комнате, уведите от ученика младших детей и домашних питомцев.

Найдите удобное время для уроков. Дети возвращаются из школы утомленные, им нужно время, чтобы немного отдохнуть и восстановиться, для этого нужно 1–2 часа. В это время не спрашивайте о школе, дайте ребенку поесть, погулять. Педагоги считают, что лучшее время для уроков — 15–18 часов дня.

Научите ребенка правильно сидеть за столом и держать ручку, раскладывать тетради и учебные принадлежности по столу. В классе у учителя вряд ли есть время, чтобы все это отследить.

Не стоит начинать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, теряет веру в себя. Начните с того, что школьник знает хорошо, а потом переходите к трудному.

Не нависайте над ребенком, но будьте неподалеку, занимайтесь своими делами. Если ребенку понадобится помощь, он позовет вас. Если оставить его один на один с уроками, он может застопориться на сложном задании, устать и демотивироваться.

Фото: https://ru.depositphotos.com

Не подсказывайте ребенку решения, запаситесь терпением. Вы можете задавать наводящие вопросы или отсылать к пройденному материалу — ведь домашнее задание нужно именно для закрепления пройденного. Если ребенок не может разобраться с задачей, пусть на следующий день обратится с вопросом к учителю: в конце концов, тот должен знать, хорошо ли дети усваивают материал. А еще учитель сможет объяснить тему и оформление решения лучше мамы, которая достанет из закоулков своей памяти школьные знания и совсем запутает перегруженную голову детки.

Не ругайте ребенка за ошибки и грязь в тетрадях. Спокойно скажите, что при красивом оформлении ему самому все будет гораздо понятнее. Не заставляйте переписывать длинные задания — лучше научите красиво исправлять ошибки. Не нужно делать уроки на черновиках, а потом до ночи переписывать их в тетради, — так ребенок только возненавидит учебу.

Хвалите за хорошо выполненную домашнюю работу. Всегда можно найти, за что похвалить: красивые крючочки, быстро сделанная работа, прибранный после уроков стол, собранный портфель. И ваши сэкономленные нервы!

Важен психологический настрой: если чувствуете, что устаете от уроков вместе с ребенком, сделайте перерыв, выпейте чаю с конфеткой, а потом вернитесь к задаче. Цените вашу связь выше уроков. В учебе может помочь учитель или репетитор, а испорченные отношения иногда не может «починить» и психолог.

И, конечно, со временем снижайте контроль. Но дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам за помощью.

Постепенно ваш сын или дочка начнут получать настоящее удовольствие от собственного контроля над учебой. Они могут никогда не полюбить физику или МХК, зато будут точно знать, как обходиться с этими предметами и как им лучше всего учить уроки.

Что делать родителям, если ребенок отказывается учиться

Если в семье замечают, что ребенок потерял интерес к учебе, не стоит сразу паниковать. Выяснив причины, по которым случились перемены в поведении школьника, родители поймут, как действовать дальше. Итак, что стоит сделать в первую очередь, если ребенок не хочет учиться.

1. Готовить ребенка к школе задолго до того, как он впервые сядет за парту, привычку к дисциплине развивать с первого класса.

2. Хвалить школьника за успехи. Хвалить нужно даже за небольшие успехи. Пусть он получил отметку «хорошо» и даже «удовлетворительно», но он же старался справиться с задачей, пусть пока получилось не сразу. Усердие тоже необходимо отмечать.

3. Не дарить подарки и тем более деньги за хорошие оценки. Сначала у ребенка загорятся глаза, но со временем он начнет учиться не для себя, а для взрослых, чтобы получить подарок. И ожидания раз за разом у школьника будут возрастать. К тому же ребенок должен понимать, что учеба – его ответственность и ежедневная обязательная работа.

4. Одновременно не ругать за ошибки. На них учатся. Каждую плохую отметку или замечание по поведению нужно проанализировать вместе с ребенком и объяснить ему, что нужно исправить, чтобы в будущем неудачи не повторились.

5. Объяснить школьнику степень возложенной на него ответственности. Родители должны объяснить, для чего их сыну или дочери учеба и как она влияет на его будущую жизнь.

Взрослые могут помочь – организовать учебный процесс дома, создать благоприятную обстановку, но ни в коем случае не делать домашнее задание за ребенка.

Если дома «собрать в кучу» малыша сложно, то хорошим вариантом может стать группа продленного дня в школе. Там дети вместе занимаются, отдыхают и развиваются. А домой школьник приходит с уже выполненным домашним заданием.

6. Стать личным примером и поддержать. Если ваш сын или дочь ни разу не видели вас за книгой, откуда у него или нее возьмется любовь к чтению или хотя бы элементарное желание взять в руки книгу?

Если у ребенка в школе намечается важное событие (контрольная, спортивные соревнования, творческий конкурс и т.д.), поддержите его, придайте уверенность в его силах. Скажите, что, если он будет стараться, то у него все непременно получится

И, даже если случится неудача, вселите в него уверенность, что в следующий раз он непременно добьется желаемого.

7. Не требовать невозможного. Если ребенок ходит в секции или профессионально занимается спортом, то нагрузка на нем велика. Возможно, он успевает в гуманитарных науках, но чуть отстает в точных – это не страшно. Скорее всего, на постижение этого материала ему требуется немного больше времени или ваша помощь. Так помогите.

8. Прислушиваться к желаниям ребенка. Если ему нравится заниматься творчеством или спортом, лежит душа к определенным наукам, не нужно ему навязывать посещать кружки, секции или дополнительные занятия по тем дисциплинам, которые не нравятся. Не нужно давить родительским авторитетом и ломать психику малыша. Он может замкнуться, перестанет доверять вам, а то и вовсе хитрить и врать.

9. Переживать вместе с ребенком. Если школьник «провалил» тест или контрольную и нужно переписать или пересдать, а он не хочет этого делать, поддержите, разделите с ним переживания. Объясните, для чего это нужно сделать.

10. Быть не только родителем, но и другом. Чуткие родители всегда замечают перемены в поведении своего чада. В семье, построенной на доверии и взаимопонимании, дети доверяют старшим, делятся секретами, знакомят с друзьями. При таких отношениях родителям легче уловить момент, когда в жизни дочери или сына произойдут перемены (попадет в дурную компанию, приобретет вредную привычку и т.д.). Любите своего ребенка и доверяйте ему – в той мере, в какой позволяет его возраст. Тогда дома будут все условия для того, чтобы ребенок развивался гармонично и хотел получать новые знания.

Категорически запрещается:

  • Сравнивать ребенка с друзьями и одноклассниками, указывая на успехи других и провалы собственных дочери или сына. 
  • Запугивать и силой принуждать учиться.

Оценить упущенную выгоду

К большой цели трудно подступиться из-за страха провала. Воображение рисует высоты, к которым нужно стремиться, и школьнику становится страшно не достичь их. Если готовиться к ОГЭ, то сдать на «отлично», пробовать силы в олимпиаде — чтобы непременно стать призёром или победителем. Чтобы начать подготовку и не откладывать всё на последний момент, полезно реально оценивать, что вы теряете.

Для этого нужно сразу ставить чёткую цель, например, «прочитаю один учебник, чтобы написать тест по географии на четвёрку» или «прорешаю десять вариантов задания № 13 профильного ЕГЭ по математике, чтобы на экзамене справиться с такими уравнениями»

Важно понять, что ученик теряет, откладывая занятия на потом. Что будет, если вообще не приступить к учёбе? — Тройка по предмету

А что будет, если отложить ещё на месяц или не начать сегодня же? — Либо тройка, либо четвёрка, но ценой бессонных ночей и сильного стресса. Когда ясно, чем плоха отсрочка, легче начать работу не ради выдающихся результатов, а чтобы решить свою конкретную задачу.

Причины плохой успеваемости, проблем обучения в школе

Причины плохой успеваемости на самом деле кроются еще во время беременности матери ребенка. В последние годы часто во время беременности идет хроническая внутриутробная гипоксия плода, то есть недостаток поступления кислорода через плаценту к головному мозга будущего ребенка. Плюс влияют плохое питание, отвратительная экология, хроническая патология внутренних органов, стрессы, половые инфекции, гормональные нарушения. Если у ребенка была гипоксия, то уже на первом году жизни малыша возникает большое количество неврологических проблем и патологических состояний. Последствия перинатальной энцефалопатии легкой степени многогранны. Наблюдаются нарушения мышечного тонуса (гипотонус и чаще гипертонус), задержка психического, моторного или речевого развития, ЗРР и ЗПРР, ликвородинамические нарушения (синдром внутричерепной гипертензии), парезы, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок отстает в развитии. Если гипоксия небольшая, то некоторые детские неврологи не обращают внимания на легкие отклонения в развитии нервной системы и не проводят лечебных мероприятий.  А педиатрам самое главное – это сделать прививки, остальное их не волнует. Отсутствие вовремя поставленного диагноза не означает отсутствие заболевания. Родители радуются, что у ребенка все хорошо. Но проблемы могут начаться в более позднем возрасте. Например, с началом обучения в школе. В нервной системе действует принцип: «где тонко, там и рвется», или «LOCUS MINORUM» — место наименьшего сопротивления. Последствия гипоксии могут проявляться плохой учебой, плохой усвояемостью материала.

Конфликты

Конфликты

Ребёнок часто заявляет родителям: «Не хочу учиться в школе!». Что делать в ситуации, когда это происходит явно не из-за усталости? Самой распространённой причиной и, увы, трудно решаемой, являются конфликты. В-первых, далеко не все признаются в этом, чтобы не показаться униженным лишний раз и оскорблённым. Во-вторых, зачастую заходит всё так далеко, что разгрести образовавшийся ком может только профессиональный психолог.

С одноклассниками

Проблема. Дети жестоки, особенно — подростки. У них свой взгляд буквально на всё: на школу, на одежду, на учителей, на весь учебный процесс. Они могут издеваться над сверстником по разным причинам:

  • у него нет iPhone и аккаунтов в соцсетях;
  • он бедно и немодно одевается;
  • он замкнутый и необщительный, живёт в своём собственном мире;
  • он плохо учится;
  • у него есть недостатки во внешности (оттопыренные уши, большой рот, длинные руки — причиной насмешек может стать любой дефект) и т. д.

Результат: из-за насмешек и издевательств ребёнок не хочет идти в школу, у него развиваются различные внутренние комплексы.

Что делать? Постарайтесь понять причину такого отношения одноклассников. Из-за бедности и отсутствия iPhone? Грош цена таким друзьям — не стоит заморачиваться на том, чтобы завоевать дружбу таких людей. Наверняка в параллельных классах есть кто-то с таким же уровнем дохода: нужно объединиться и дать достойный отпор обидчикам. Проблемы с учёбой? Так это отличный повод подтянуть все свои хвосты. Поверьте: любая проблема решаема — нужно только захотеть.

Совет родителям: вы наверняка самыми последними узнаете о проблемах своего ребёнка с одноклассниками. Именно поэтому нужно постоянно держать руку на пульсе: общается ли он со сверстниками в соцсетях? ходит ли с ними гулять? рассказывает ли вам об отношениях с ними? а что говорит по этому поводу классный руководитель? Если проблема не решается спустя 2 месяца после того, как вы начали решать данную проблему, всерьёз подумайте о смене школы, но при этом не забудьте спросить мнения подростка.

С учителями

Проблема. Если у ученика и учителя не совпадают темпераменты или взгляды на жизнь, это может вылиться в некоторую конфронтацию. Властный, авторитарный учитель, привыкший к крику, может подавлять меланхолика, и тот по утрам будет со слезами на глазах твердить: «Не хочу в школу!».  Может возникнуть и зеркальная ситуация: аморфный, спокойный, чересчур спокойный преподаватель не сможет взять в руки шустрого непоседу и заводилу. Это ведёт к проблемам с учёбой и успеваемостью.

Что делать? На самом деле нужно помнить прежде всего о том, что любой учитель — это человек. С ним всегда можно поговорить, найти какой-то подход. Наверняка ему тоже неприятна сложившаяся ситуация, и он будет прочь всё уладить совместными усилиями. Если уж вы столкнулись с настоящей Медузой Горгоной (таких в современной школе практически не осталось), всегда можно решить проблему с классным руководителем, школьным психологом или даже завучем. Если вы сообщите им, что ребёнок не хочет идти в школу из-за конфликта с преподавателем, разрешить данный конфликтный узел — прежде всего в их интересах.

На заметку. Попробуйте взглянуть на учителя не как на беспощадного Цербера, а как на чью-то жену, маму, сестру, подругу… Представьте, как ей тяжело, — это в корне изменит не только ваше к ней отношение, но и ваши отношения между собой. 

Что такое усталость и почему она возникает

Усталость — это отсутствие мотивации. Иными словами, вы не видите смысла и выгоды для себя от учебы. Обучение становится ежедневной мукой и сопровождается усталостью, которая проявляется в постоянном откладывании, рассеянном внимании и низкой эффективности.

Редко кому удается избежать подобных явлений. В период экзаменов усталость объяснима, потому что подготовка к ним – это стресс для организма. Но иногда приходится сталкиваться с постоянным чувством усталости, как только необходимо заняться учебой.

Психологи давно столкнулись с «выгоранием» в учебе. У студента возникает ощущение бессмысленности обучения. Это может проявляться в эмоциональной и физической усталости. В этом случае желательно убедиться в том, что нет медицинских причин, которые могли бы снижать вашу работоспособность.

Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Они применимы при любом обучении: в школе, для онлайн обучения или учебы в университете.

Причина 1 — возрастные особенности

Для начала обратим внимание на возраст ребенка. У младших школьников  учебная (а не игровая!) деятельность становится ведущей,  дети направлены на саморазвитие

Интерес к учебе мотивируется результатом и самим процессом.

Иначе говоря, ребенок большое значение придает похвале, оценке учителя и родителей. Он с удовольствием включается в урок только потому, что все для него ново, необычно и интересно.

Подобных чувств  не испытывают те дети, которым учебный материал давно знаком или, напротив, слишком труден для восприятия. В этой ситуации и первым, и вторым детям необходим индивидуальный подход: одаренным учащимся нужно дать возможность развиваться дальше, а с другими детками заниматься восполнением «пробелов» в знаниях.

Если далее ребенок легко адаптируется к новым условиям средней школы, то с желанием будет учиться до  7 класса.  В 8 классе  количество отличников и хорошистов резко падает.

Виной тому – пресловутый подростковый кризис, когда дети претендуют на равные со взрослыми права. Подростки отвергают контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и даже помощь. Они  стремятся иметь близкого друга и подражать ему. Влияние же родителей довольно ограничено. Все это неблагополучно сказывается на желании учиться. Однозначного решения этой проблемы нет, но внимательные, чуткие родители могут найти ключ к сердцу своего ребенка.

Убедитесь, что у него нет проблем в школе

Конфликты с учителями и сверстниками также могут негативно влиять на успеваемость школьника. Возможно, ваш ребёнок не ленится, а находится под большим давлением и стрессом. А своей успеваемостью он подаёт вам сигнал, что школа перестала быть для него безопасным местом. Постарайтесь открыто поговорить о его конфликтах, пообщайтесь с учителями и друзьями среди одноклассников. Участвуйте в жизни своего ребёнка, показывая поддержку и готовность помочь. Не нужно быть для него исключительно родителем, который ругает за отметки. Станьте другом.

https://youtube.com/watch?v=cS78MZMRmaU

Почему дети ненавидят понедельники

Дочь неделю ходит в школу, две — болеет

Оксана, мама Лизы, 7 лет: 

— Лиза пошла в школу в 7 лет, как все. Но мне кажется, что она сильно отстает в знаниях от ровесников и к тому же постоянно болеет. В садике таких проблем не было, а с первого класса у дочери постоянные ОРВИ.

Конечно, мы занимаемся дома, если пропускаем уроки. Но все школьные задания даются Лизе с огромным трудом. Она говорит, что ничего не понимает, пишет медленнее всех в классе, считает получше, но порой делает ошибки в том, что вроде бы уже выучила.

При этом с занятиями раньше не было никаких проблем. Эстрадные танцы, изостудия — все было в радость, преподаватели хвалили за то, как внимательно Лиза слушает, как точно выполняет задания. Даже сейчас, несмотря на постоянные пропуски из-за болезней, ее считают очень способной. Как нам наладить школьную учебу?

Мария Швецова, педагог: 

Мария Швецова

— Постоянные болезни могут быть связаны с тем, что Лиза переживает в школе. Какие-то проблемы родители могут выявить самостоятельно, в неофициальных, безоценочных беседах. Спрашивайте, как прошел день, с кем общалась в школе, что нового узнала. Проблема может оказаться в ком-то из учителей или одноклассников. Также стоит обратиться за консультацией к психологу.

Девочка не справляется с программой и, возможно, поэтому не хочет учиться. У этого могут быть разные причины. Первая — психологическая, она выявится в разговоре с родителями или специалистом. Вторая — в незрелости нервной системы, высших психических функций.

Если есть трудности с чтением, пониманием текста, стоит обратиться к нейропсихологу (такую рекомендацию может дать и психолог).

Ребенок долго делает домашнее задание, постоянно отвлекается? Возможно, ему сложно выстраивать порядок своих действий.

На то, что кажется элементарным: открыть учебник, прочитать задание, записать условие — расходуется много энергии.

В этом случае можно помочь: последовательно проговаривать алгоритм действий (достать тетрадь, записать «домашняя работа», прочитать задание и так далее) и делать паузу после выполнения каждого из них. Таким образом ребенку будет легче планировать и контролировать свою деятельность.

Если девочке не очень понятны объяснения учителя, на помощь придут каналы с обучающими мультфильмами, например, «Шишкина школа». Программа первого-второго классов в них изложена очень коротко и емко. Перед выполнением домашнего задания можно смотреть мультфильм по теме урока. Это и знания поможет подтянуть, и настроение повысит.

Отвлеките ребёнка от гаджетов

Если взрослому трудно отказаться от гаджетов, то ребёнку ещё сложнее. Помогите ему победить зависимости от мобильных игр или социальных сетей. Ограничьте время, которое школьник может проводить в интернете для развлечения, а не для учёбы. Покажите, что вы вместе с ним стараетесь избавиться от информационной зависимости. Очень сложно отвлечь ребёнка от игр, если вы сами часто зависаете на фейсбуке или в инстаграме. Опять же, показывайте ребёнку пример, станьте игроками одной команды.

https://youtube.com/watch?v=Tzb-J9NoeTs

«‎У меня зависимость от видеоигр»

Тяга к знаниям и любопытство — это нормальные качества для школьника. Помогите ему справиться со стрессом и всеми отвлекающими факторами. И вы увидите, что и ваш ребёнок может быть заинтересованным в учёбе и делать успехи.


Приходите заниматься в IT-школу Адукар
У нас есть курсы программирования и робототехники. Погружаемся в информационные технологии, создаём и тестируем игры.

***

Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.

Ребенок не хочет учиться в школе или война миров!

В этой статье вы узнаете:

У большинства из нас, родителей, сладкая иллюзорная картинка, где любимый уже подросший малыш дарит букет цветов первой учительнице, потом с жаром тянет руку на уроках, а дома старательно выводит буквы в домашнем задании. Но все это разбивается о реальность, в которой любимое чадо буквально с первых дней заявляет: «Я туда больше не пойду и делать ничего не буду!»

Не, ну не то, чтоб мы не ожидали того, что будет не всегда гладко. Но «не всегда» и «полностью не гладко» это вполне себе ощутимые по различию вещи.

И что делать? Как быть? Мы спокойно упорствуем ровно до того момента, пока не приходит холодное понимание, что он не шутит, он не ленится, ему просто тупо плохо там.

Тогда мы в начинающейся лёгкой внутренней панике бежим выяснять, всё ли нормально в адаптации, в отношениях с учителем, в отношениях с одноклассниками. И впадаем ещё в больший ступор, потому как в подавляющем большинстве случаев по этим пунктам всё приемлемо. А что тогда?

И вот тогда картина маслом: понятно, что вообще ничего не понятно. Но горячо любимый человек вдруг превращается в существо, готовое чуть ли не войной отстаивать своё право ничего «школьного» не делать, а то и вообще туда не идти.

Кто-то из детей уходит в «теневую оборону». И раз за разом обостряя хронические болячки или чуть ли не еженедельно сваливаясь с пресловутыми ОРЗ-ОРВИ, чтобы остаться дома — в войне все средства хороши.

 Кто-то воюет открыто, саботируя, игнорируя, провоцируя, в целом демонстрируя уверенность в своей правоте и отстаивая своё право…  Право на что?

Мы знаем, что наши дети вовсе не глупы, мы знаем их сильные и слабые стороны. Но вот такое небывалое сопротивление не может не навести нас на мысли о том, что и вправду что-то не так. Вот о том, что именно не так, как с этим «не так» взаимодействовать, чего ждать и так далее, мы сегодня и поговорим.

Если ребенок слишком торопится

Некоторые дети так торопятся, делая уроки, что совершают массу ошибок. Между тем выполнение школьных заданий требует сосредоточенности, вдумчивости. И вообще, откуда берётся этот недостаток? Зачастую мы сами постоянно дёргаем малыша. «Быстрее!», «Что ты копаешься?», «Я долго буду тебя ждать?» — то и дело слышит ребёнок. И привыкает всё время спешить, торопиться, суетиться.

Поговорите с сыном или дочерью о том, что есть дела, которые важно сделать правильно, а не быстро. Есть даже такая пословица: «Быстро хорошо не бывает»

Поэтому не торопите своё чадо, когда оно осваивает новые навыки, например, навыки письма, чтения, счёта. Это для нас, взрослых, читать, писать, считать очень легко и просто, а малышу нужно время, чтобы освоить эти действия.

Объясните, что, торопясь, ребёнок сделает столько ошибок, что потом придётся всё переделывать, и времени он затратит гораздо больше. Пусть привыкнет делать домашние задания не столько быстро, сколько хорошо.

Что происходит в голове подростка в средней школе

В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.

Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.

«Мне не нужна математика, я стану блогером»

Ольга, мама Саши, 10 лет: 

— На днях сын заявил мне: «Да отстань ты с этим русским! Мне вообще все это в жизни не пригодится.

Brawl Stars важнее. Знаешь, сколько зарабатывают победители турниров? Больше, чем ты на своей работе.

Я лучше буду играть или ролики для TikTok снимать. Стану богатым и знаменитым».

Честно говоря, от таких рассуждений у меня опускаются руки. Он хочет только играть, совсем не хочет учиться. Оценки становятся все ниже, классный руководитель говорит, что нужно больше заниматься. Но куда уж больше, если даже усадить за домашнее задание — и то сложно

Как в таком случае объяснить ему важность образования?

Мария Швецова: 

— В этой ситуации важны три момента.

Во-первых, откуда у Саши возникла связка «хорошая учеба — высокая зарплата»? Вообще-то ребенок прав: хорошие оценки не только в школе, но даже в университете не гарантируют, что человека возьмут работать на ту должность, о которой он мечтает, и за ту зарплату, которая его привлекает. Возможно, обещанием будущего высокого дохода родители пытаются мотивировать сына учиться. Если это так, то стоит пересмотреть собственные убеждения. Нужно понимать, что на первый план выходят качества, напрямую с оценками не связанные: способность следить за меняющейся ситуацией и быстро учиться новому, гибкость мышления. В разговоре с ребенком стоит сделать акцент именно на этом.

Во-вторых, надо выявить истинные интересы ребенка. Зарабатывать деньги — слишком размытая цель на будущее. Ребенок интересуется блогерством и компьютерными играми. Но что именно его привлекает в этих сферах? Может быть, ему интересно, как устроена игра, или он следит за блогерами определенной тематики

Задавая Саше вопросы, родители смогут выяснить, что ему важно. А через интерес уже можно будет прийти к теме заработка

В-третьих, рассуждения в стиле «мне это в будущем не пригодится» обычно возникают у детей, уже имеющих проблемы с учебой. Когда есть трудности с конкретным предметом, ребенку проще спрятаться за убеждение, что ему эти знания не нужны.

Если бы учеба давалась Саше легко, он делал бы уроки быстро, а свободное время посвящал тому, что его действительно интересует.

Первое, что нужно сделать родителям, — провести диагностику знаний ребенка. Лучше всего сделать это в виде игр, которые, в отличие от учебы, не вызовут отвращения. Есть достаточно много готовых игр, лингвистических, математических, рассчитанных на разный уровень знаний игроков. Какие-то игры можно сделать самим

Важно начинать диагностику с программы первого класса: сложение и вычитание, затем умножение и деление, потом более сложные математические понятия. То же самое с русским, с английским языком: от навыков чтения и простейших правил к более трудным заданиям и конструкциям

Как только обнаруживается пробел в знаниях, его нужно проработать в тех же играх. Скажем, таблицу умножения можно закреплять в игре с двумя кубиками. Игроки по очереди бросают кубики, перемножают выпавшие числа. У кого больше, тот записывает себе победное очко.

Если регулярно организовать такой досуг в семье не получается, можно поискать образовательные центры с подобными занятиями

Важно, чтобы рядом были люди, готовые постоянно поддерживать образовательно-игровую деятельность

Когда процесс учебы станет даваться легче, можно будет найти применение знаний в том, что интересно ребенку. И только после этого разбираться с планами на будущее и на высокую зарплату.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!. Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты

Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector