Ребенок-левша: советы родителям

10 советов родителям леворукого ребёнка

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками

Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Мария Березовская

Оценка результатов тестирования на определение рукости

Задания Действие выполняется преимущественно
Правой рукой Обеими руками Левой рукой
Рисование
Открывание спичечного коробка
Построение домика из спичечного коробка
Игра в мяч
Вырезание ножницами по контуру рисунка
Нанизывание бисера на иголку с ниткой или шнурок
Выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек)
Развязывание узелков
Построение домика из кубиков
Семейное левшество / правшество

При выраженном предпочтении левой руки знак плюс ( + ) ставится в столбец «левой рукой», при предпочтении правой — в столбец «правой рукой». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, плюс ставится в столбец «обеими руками». Если в семье есть леворукие родители, браться, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в столбец «левой рукой», если нет — в столбец «правой рукой». Если получается больше семи плюсов (70% заданий) в столбце «левой рукой», то ребенок, скорее всего, леворук.

Порой перечисленные задания не позволяют определить ведущую руку, тогда можно использовать дополнительные задания:

  • Сложить фигуры из спичек.
  • Наколоть, нанизать (на стержень, иголку, шнурок) пуговицы, бусины.
  • Почистить обувь щеткой.
  • Намотать нитку на катушку.
  • Перелить воду из одного сосуда в другой.
  • Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
  • Отвинтить гайку (рукой, ключом).
  • Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
  • Разложить (раздать) карточки.
  • Проколоть дырочки (5-6 ударов).
  • Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
  • Продеть нитку в иголку.
  • Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
  • Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
  • Достать бусинку ложкой из стакана.
  • Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
  • Закрыть, открыть молнию на сумке.
  • Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

«А у меня ведущая — ле-ва-я». Статистика и теории эволюции

Около 95% людей на нашей планете — правши. У них ведущим является левое полушарие, а правая рука (и нога) преобладают во время всех действий. Есть также амбидекстры — люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками, и амбисинистры, их противоположности, одинаково плохо выполняющие действия и правой, и левой рукой. Есть также специфические варианты: при смешанном преобладании человек может писать правой рукой, есть — левой, то есть для различных действий он выбирает разные руки. Последний вариант крайне редок, а вот амбидекстры и амбисинистры вместе составляют 1% от человечества. Остальные 4% людей — истинные левши.

Почему именно «истинные»? Множество людей являются не стопроцентными правшами или левшами. Простые тесты на определение ведущего глаза, руки, ноги, показывают, что у человека с ведущей правой рукой может быть определяющим левый глаз. И таких «смешанных» людей, как показывает практика, большинство — 48% из всего населения (а «истинных» правшей только 42%), то есть такие люди — потенциальные амбидекстры. Однако наша ежедневная жизнь требует максимального владения верхними конечностями, поэтому определение «правша-левша» в основном строится на том, какой рукой человек пользуется для выполнения каждодневных дел.

Существуют различные теории о возникновении преобладания ведущей конечности. Наиболее популярная версия — о взаимосвязи главенства правой руки и развития речи у человека. В процессе эволюции центр речи, расположенный в левом полушарии головного мозга, оказал влияние на более активное развитие правой руки (как известно, у правшей ведущее полушарие — левое, и наоборот). Наши предки неандертальцы были в подавляющем большинстве правшами, по крайней мере, ни одного скелета левши (а они различаются по местам крепления сухожилий, развитости мускулатуры и повреждениям на зубах из-за твердой пищи) не обнаружено.

Интересные данные предоставили исследователи из Франции. Они считают, что современные левши — потомки леворуких воинов, которые выживали в сражениях благодаря нестандартным ударам слева. Их теорию подтверждают факты: в странах с низким уровнем насилия количество левшей составляет около 3%, а в обществах, склонных к войнам и насилию, достигает 27%.

Как определить левша или правша ребенок?

Сегодняшние взрослые – переученные левши – могут вспомнить, как им насильно вкладывали ручку или ложку в правую руку. В современном обществе такое насилие над ребенком неприемлемо, левшей не переучивают, но определять их все же нужно, поскольку таким малышам необходим особый подход.

Как понять – левша или правша ребенок:

  1. посмотреть какая рука является ведущей в бытовых делах – малышу можно предложить открутить и закрутить пробку на бутылке, вдеть нитку в иголку, налить воды в стакан, отвинтить ключом гайку, разрезать ножницами бумагу, почистить обувь или одежду, полить цветы, почистить зубы;
  2. Тест «Рисование» – дать ребенку все необходимое для рисования, а после того, как рисунок будет готов – предложить нарисовать то же самое другой рукой, оценивается результат исходя из того, что лучше, ровнее и четче получается рисунок ведущей руки.
  3. Тест «Спичечный коробок» — попросить ребенка найти коробок с одной обломанной спичкой, ведущей будет та рука, которой отрывается и закрывается выдвижная часть коробка.
  4. Тест «Построй, сложи» — предложить ребенку собрать мозаику, построить конструкцию из лего по образцу, ведущей будет та рука, которая чаще берет детали и поправляет получающуюся конструкцию.

Как понять что ребенок левша – быстрые тесты:

  1. Дать ребенку в каждую руку по карандашу и попросить одновременно нарисовать квадрат (круг, овал, треугольник), четче линии и лучше передана форма будет у ведущей руки.
  2. Попросить ребенка сплести пальцы рук – большой палец ведущей руки будет сверху.
  3. Попросить ребенка постучать по столу попеременно левой и правой рукой в определенный промежуток времени (10 сек.) – больше постукиваний получится у ведущей руки.

Психологические особенности ребенка левши

Левшей или леворуких также называют правополушарными, поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная,  у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое.

У каждого полушария мозга особый тип обработки информации:

  •  правое полушарие — «образное» — воспринимает информацию как целостный образ и обрабатывает ее мгновенно;
  • левое полушарие — «логическое» — обрабатывает полученную информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левшей:

  • обладают более развитым чувством организации пространства, в связи с этим они могут стать блестящими архитекторами;
  • более активны и подвижны;
  • успешны в изучении геометрии, а вот с арифметикой и счетом могут быть проблемы, так как она требует логического мышления;
  • левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью;
  • они более эмоциональны, впечатлительны, обидчивы  и ранимы чем правши;
  • наделены богатой фантазией;
  • имеют нестандартное мышление и творческий подход ко всему, именно поэтому среди левшей очень много одаренных детей.

Кроме того, левши или леворукие  — обычно это очень эмоциональные и художественно одаренные дети. Как правило, в детстве они намного лучше других детей рисуют, лепят из глины и пластилина. Также, часто у таких деток заложены музыкальные способности, не редок и абсолютный слух. Но в то же время возможны проблемы с речью, в частности задержка речи и затруднительность произношения некоторых звуков.

Ребенок-левша — непосредственен, доверчив, он легко попадает под влияние минутных чувств и настроений. Конечно, раньше дети-левши считались неправильными, их насильно переучивали. Сейчас, все психологи подчеркивают, что леворукость — это индивидуальный вариант нормы. Кроме того, и среди праворуких детей довольно много капризных и плаксивых детей.

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.

В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.

Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.

Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденной» леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит «ненасильственное» переучивание.

Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье нет леворукого.

Существует и еще один вариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое — за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно «управляет» правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей — правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария. Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Как определить, что ребенок левша

Для того, чтобы определить ведущую руку ребенка, существует несколько тестов. Эти тесты нужно проводить не  раньше 4-5 лет, поскольку до 5 лет ребенок может пользоваться обеими руками одинаково. Некоторые из этих упражнений могут указать на то, что у вашего ребенка не просто леворукость, он может быть левшой.

Поза Наполеона. Попросите ребенка скрестить руки на груди. Та рука, которая будет сверху и есть ведущая. Для верности пусть ребенок сделает это упражнение несколько раз.
Замок. Попросите ребенка сцепить пальцы рук. Посмотрите большой палец какой руки находится сверху, если левой — ребенок левша

Затем попросите сцепить руки сзади, обратите внимание, та рука, что держит другую — главная. Прыжок

Попросите ребенка подпрыгнуть вверх, какой ногой он оттолкнулся, та ведущая. Дайте ребенку механические часы и попросите послушать. К какому уху он поднесет часы, то и главное.
Рисование. Дайте ребенку листок и карандаш. Попросите нарисовать что-либо сначала одной рукой, потом другой. Сравните рисунки. Затем сравните качество рисунков. Кроме того, в процессе рисования, вы заметите какой рукой ему удобнее держать карандаш. Попросите ребенка сесть, закинув ногу на ногу. Ведущая нога окажется сверху.

После проведения теста нужно подвести итоги, насколько у ребенка выражено левшество, или же это просто леворукость. Если во время проведения теста ребенок пользуется обеими руками одинаково, возможно он амбидекстр, попробуйте провести тест еще раз через некоторое время. Тест лучше проводить с одним ребенком за раз, для того, чтобы избежать «обезьяничества», поскольку дети любят повторять друг за другом.

Вопросы для самоконтроля

Что делать, если ребенок – левша?

Ученые давно не считают леворукость и праворукость факторами, которые следует пытаться поменять. Не имеет значения правша или левша ребенок – это его личная особенность, а не недостаток.

Важно:

  1. Левшу нужно воспитывать в доброжелательной и спокойной атмосфере, чтобы не провоцировать развитие неврозов из-за повышенной чувствительности и впечатлительности ребенка.
  2. При поступлении в школу желательно найти педагога, который знаком с методиками обучения левшей.
  3. Для облегчения жизни малыша сейчас можно приобретать ручки, ножницы и другие инструменты для леворуких.

Нужно ли переучивать ребенка левшу?

Канули в лету те времена, когда ответ на вопрос стоит ли переучивать ребенка-левшу был положительным. Можно вынудить ребенка-левшу писать и есть правой рукой, но никакие ухищрения не сделают ведущим другое полушарие мозга. Переучивание левши может привести к нарушению психологического равновесия у ребенка – он станет нервным, плаксивым, капризным. Другие возможные негативные последствия переучивания левши – появление навязчивых движений, тиков, энуреза, заикания, нарушения сна, памяти, аппетита.

У левшества есть некоторые недостатки, но они с лихвой компенсируются положительными моментами. К примеру, ребенок-левша часто осваивает речь позднее правши, зато он говорит сразу развернутыми осознанными предложениями. Читать левши тоже начинают несколько позднее – навык развивается только тогда, когда ребенок осваивает чтение слова целиком, а не по слогам. Развитие левши идет не линейно, а скачками – после застоя наблюдается резкий скачок.

Как учить писать ребенка левшу?

Ответ на вопрос как научить ребенка левшу писать должен давать педагог, который будет его обучать

Поэтому очень важно выбрать для ребенка-левши такого первого учителя, который отнесется к этой нестандартности спокойно, не будет как-то выделять малыша, и при этом будет обладать навыками работы с леворукими детьми. Левшу очень важно правильно посадить за партой, выставить ему свет, научить держать ручку и писать так, чтобы не свозились уже написанные буквы

Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо.

Основная задача родителей при подготовке к письму – заниматься развитием мелкой моторики ребенка, тогда ему будет легче научиться этому навыку

Крайне важно поддерживать маленького левшу, которому часто умение писать дается труднее, чем правше. При выполнении домашних заданий нельзя проявлять нетерпение из-за медлительности ребенка – он не способен физически писать быстро

Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

ИНТЕРЕСНО: специальности для мальчиков после 11 класса: список

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей

Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу

Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Цена переучивания

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И тем не менее до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они?

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть.

Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда взрослые при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее. Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики — навязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество. Насмешки и передразнивания сверстников, раздражение воспитателя, замечания родителей делают свое дело. Нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением каких-либо заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает. Кроме того, у детишек могут проявиться истерические неврозы

Перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами. Для крохи это безвыходная ситуация

Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.

Физиологические и психологические различия

У человека по-разному развиваются оба полушария мозга. В зависимости от доминирования той или иной части тела, одно из них также является ведущим.

Левое полушарие отвечает за:

  • логику;
  • аналитические способности;
  • склонность к точным наукам, развитие речи.

Оно управляет работой правых конечностей.

А правое полушарие обеспечивает:

  • хорошее пространственное мышление;
  • творческие способности;
  • склонности к схемам и чертежам.

Оно связано напрямую с работой левых конечностей.

Специалисты заметили, что у праворуких людей физически более развита правая часть тела, у леворуких – левая. Расположение внутренних органов у вторых бывает немного отличным от привычного стандарта. Потому обязательно следует говорить доктору на приеме, что взрослый или ребенок левша.

К счастью, последнее имеет недлительный характер.

Любят слушать сказки, активно внимают и сопереживают их героям. Во время общения они много жестикулируют и говорят быстро.

Существует мнение, что ребенок рождается с доминантным полушарием. Однако на практике его полушария развиваются неравномерно, потому он в разные периоды своей жизни пользуется как ведущей то правой, то левой руками.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука — плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить — то сравнивайте его только с самим собой: «Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!» Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

Левшество и леворукость

Левшество представлено несколькими разновидностями:

  • Генетическим — леворукость передается ребенку по наследству. Самая высокая вероятность рождения крохи левши в тех семьях, где оба родителя являются леворукими. Если родитель левша один, то шансы появления леворукого карапуза снижаются на 12%.
  • Компенсаторным — леворукость развивается у ребенка внутриутробно либо при появлении на свет с травмами верхних конечностей, отклонениями или повреждениями в левом мозговом полушарии. Травматизм при родах, недуги будущей мамочки во время вынашивания плода, высокие показатели тестостерона и другие патологии приводят к тому, что ребенок становится левшой. Также полученный в детстве перелом правой руки, может послужить тому, что на время ношения гипса малыш станет вынужденным левшой. Ребенку достаточно полгода, чтобы он полностью научиться манипулировать и писать второй, не ведущей рукой.
  • Ложным — подобное явление не распространено и обладает временным характером. Проявляет себя в виде временного использования левой конечности у детей правшей, которые либо подражают своим родителям, либо испытывают возможности своего тела.

При исследовании леворукости, ученным удалось выяснить множество интересных фактов. К примеру, они установили, чем в более позднем возрасте у родителей появляется ребенок, тем больше возможностей того, что он родится левшой. Согласно статистическим данным у родителей, чей возраст перешагнул за тридцать, рождение леворукого малыша на 25% выше, чем у тех пап и мам, которым исполнилось двадцать пять. А если женщина родит ребенка после сорока пяти, то вероятность у нее появления ребенка левши составит 95%.

На данный момент возникновение феномена леворукости доподлинно не изучено. Но весомым аргументом того, что левшество передается по наследству является то, что левшами зачастую рождаются однояйцовые близнецы, аутисты и дети, имеющие хромосомные нарушения.

Как воспитывать ребенка-левшу?

Никогда не говорите ребенку, что он не такой, как все, в чем-то отличается от других детей. Не сообщайте всем подряд об его особенности. Если дошкольник сам заведет такой разговор, скажите, что все люди разные. Никого не удивляет, что у одного человека черные волосы, у другого – русые, это не хорошо и не плохо, так распорядилась природа.

Не пытайтесь переучивать левшу. Родственники и друзья могут давать советы заставить его действовать правой рукой, чтобы обе конечности были развиты одинаково. Такие нагрузки на нервную систему непосильны для малыша. Придет время, и он научится нужным действиям. Взрослые с доминирующим правым полушарием приспосабливаются водить машину, работают на аппаратах, приспособленных для праворуких людей. Все эти умения разовьются по мере необходимости, а в детском возрасте насильственное вмешательство в работу мозга может привести к множеству негативных последствий:

  • нервному тику;
  • энурезу;
  • заиканию;
  • неврозам;
  • неправильной работе органов пищеварения.

Высокая эмоциональность затрудняет способность ребенка отстаивать свое мнение в споре, разговаривать в конфликтных ситуациях. Маленький левша начинает заикаться, терять нить беседы. Создайте дома доброжелательную атмосферу и научите ребенка уходить от конфликтов. В пылу спора он все равно ничего не докажет, лучше подождать, пока все успокоятся, а потом изложить свою точку зрения.

Чтобы робость не перешла в комплекс, найдите для левши занятие, которое у него получается лучше, чем у других. Научите дочь вязать, и вскоре девочка станет сама придумывать оригинальные узоры. Умение создавать эксклюзивные кофточки поднимет ее престиж в глазах одноклассниц. Мальчик может показать себя в спорте, моделировании.

Учим чтению и письму

Если рисование, лепка и другие творческие виды деятельности не вызывают у леворуких деток особых проблем, то писать левой рукой в школе может быть действительно тяжело: нужно приспособиться хорошо держать ручку, собственная рука закрывает написанное, тело мешает продолжать письмо. Читая текст, «правополушарный» школьник может начать с середины или конца предложения, для него это не имеет значения.

У современных педагогов не встает вопрос, нужно ли переучивать ребенка – левшу ни в коем случае не переучивают ни в детском саду, ни в школе. Однако облегчить процесс обучения можно. Выполняя следующие советы, взрослые помогут малышу освоить навыки чтения и письма и успешно преодолеть трудности:

  • Научите будущего школьника удобно, правильно сидеть: с прямой спиной, опирающейся на спинку сидения, не ложиться грудной клеткой на рабочий стол, расположить предплечья на парте так, чтобы локти немного выходили за её края;
  • Рабочее место расположите слева относительно источника света, то есть окно или лампа должны находиться справа от ребенка;
  • Покажите, как оптимально расположить тетрадку: она должна составить параллель с левым предплечьем, ее нужно сдвигать влево, правым нижним углом также уходя левее. Подвигать тетрадь нужно наверх, придерживать правой ручкой в углу сверху, потом снизу;
  • Левши кладут ручку в руку зеркально относительно правшей, проследите, чтобы ребенок не сжимал письменную принадлежность слишком сильно, не сгибал указательный пальчик, опирался на мизинец. Между пальцами и стержнем должно быть не больше 4 см;
  • Хорошо развивает навык письма использование специальных трехгранных письменных приборов,
  • С детками, пишущими левой рукой, нужно объясняться максимально терпеливо, объяснять все действия пошагово, подробно, последовательно;
  • Отдавайте предпочтение острым мягким карандашам, хорошо скользящим ручкам;
  • Во время чтения закрывайте текст плотной непрозрачной закладкой, сдвигая ее по мере прочтения слов.

Воспользовавшись этими рекомендациями, вы позволите левше скорее освоиться в школе и успешно проходить обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector