Какими в норме должны быть рефлексы новорожденного

Реакции в жизни малыша

Период привыкания организма младенца к новым условиям после внутриутробных, длиться до двадцати восьми дней. В этот месяц ребенок беспомощен, форма поведения еще не сформирована, он всему учится, боится нашего широкого пространства.

Маленький человечек рождается, и ему на генетическом уровне переданы определенные реакции, которые называются врожденные или безусловные рефлексы.

Также нормой считают когда рефлекс усилился и со временем ослаб. За патологию принимают если наблюдается притупление или совсем его отсутствие. В этом случае говорят о сбое центральной нервной системы или мышечном тонусе.

В ходе совершенствования и роста мозга малютки, моделируются условные (приобретенные) реакции.

Условные рефлексы в новорожденного ребенка

Рефлекс Моро

Известный как испуг. Выделяют две фазы испуга:

  • Первая – когда кроха отводит ручки в сторону и раскрывает кулачки;
  • Вторая (исходная) – когда малыш прижимает ручки к телу и крепко зажимает кулачки

Ребенок реагирует на громкие звуки, резкие подъемы его ножек, удары, стуки и другое. Нормой считается если рефлекс возникает неожиданно. Ближе к четырем месяцам реакция ослабевает, а в дальнейшем наблюдаются только отдельные ее составляющие.

Рефлекс Кернига

Согнутые в коленках ножки ребенка, пытаются разогнуть в суставах таза и бедер и отвести в стороны. При правильном развитии малыша – это сделать невозможно. Проверяют реакцию Кернига, когда малышу исполнится 4 месяца.

Рефлекс «автоматической походки»

Ответная реакция центральной нервной системы малыша на ходьбу. Что бы проверить, нужно приподнять малыша и наклонить его тело немножко вперед. Если ребенок наступает на всю ножку, значит развитие идет правильно. В случае цепляний стопа об стопу, или же ходьбы на цыпочках без постановки на всю ступню, желательно об этом сказать врачу.

Рефлекс Бауэра (ползание)

Дитя укладываем на животик, а ножки сведем вместе и приставим свою ладошку. Младенец попытается оттолкнуться от ладони, сгибая разгибая ножки, начнет ползти.

Рефлекс опоры

Кроха еще не готов стоять, он еще не окреп, но опорная реакция уже работает. Берем его под ручки и поднимаем вертикально.Держась на весу, ребенок автоматически подожмет ножки, а поставив его на поверхность, кроха выпрямит тело и будет стоять на полусогнутых ножках и на полной стопе. Опорный работает до 1,5 — месячного возраста малыша.

Рефлекс Галанта

Ответная рефлекторная реакция позвоночника. Ребенок, при проведении вдоль позвоночника пальцем, выгнет спинку. При этом одновременно опустит головку и ножки.

Диагноз

Предположение о возможности развития Гемолитической болезни новорождённых должно возникнуть при обследовании беременной в женской консультации. Резус-отрицательная кровь у матери и резус-положительная у отца, указания в анамнезе матери на переливание крови без учета резус-фактора должны вызвать предположение о возможности Г. б. н. у ожидаемого ребенка. Наличие отягощенного акушерского анамнеза (мертворождения, самопроизвольные выкидыши, рождение детей с Г. б. н., отставание в психическом развитии старших детей) заставляет подумать о возможности более тяжелого течения Г. б. н. у ожидаемого ребенка, т. к. последующие беременности ведут к усилению сенсибилизации у изоиммунизированных женщин.

В таких случаях можно до рождения ребенка исследовать на антитела околоплодные воды, полученные с помощью амниоцентеза (см.). Наличие неполных антител в околоплодных водах говорит о конфликте средней тяжести или тяжелом, но отрицательный результат анализа не исключает возможности развития Г. б. н.

Ранний диагноз Г. б. н. и оценка тяжести заболевания должны быть проведены сразу после рождения ребенка. Наличие резус-отрицательной крови у матери и резус-положительной крови у новорожденного (при групповой несовместимости — наличие 0(I) группы у матери и А(II) или B(III) — у ребенка) и наличие резус-антител в сыворотке крови матери указывают на возможность развития Г. б. н. Для выяснения тяжести заболевания необходимо определить титр резус-антител (при высоком титре — начиная с 1 : 16 и выше — чаще имеют место тяжелые формы заболевания ребенка). При групповой несовместимости следует учитывать наличие высокого титра иммунных а- и (3-агглютининов (см. Группы крови). Как правило, в случае тяжелого течения диагноз не вызывает затруднений даже при отсутствии анамнестических данных: околоплодные воды и родовая смазка окрашены в желтый или зеленый цвет, ребенок отечный, желтушный или бледный, увеличены печень и селезенка. В неясных случаях имеет значение клин, анализ крови новорожденного, особенно пуповинной, т. к. изменения со стороны крови при Г. б. н. выявляются значительно раньше, чем другие клин, признаки заболевания. Диагностическое значение имеет снижение гемоглобина ниже 16,6 г%, наличие в крови нормобластов и эритробластов (больше чем 10 на 100 лейкоцитов), содержание билирубина в пуповинной крови выше 3 мг% по Ван-ден-Бергу, положительная проба Кумбса (см. Кумбса реакция) при резус-конфликте (при конфликте по системе AB0 — проба Кумбса отрицательная).

Рис. 2. Таблица Полачека для определения показаний к обменному переливанию крови в соответствии с динамикой билирубина у детей в первые дни жизни при гемолитической болезни новорожденных. При содержании билирубина выше верхней кривой показано обменное переливание крови, нише нижней кривой — обменное переливание крови не показано. При содержании билирубина, соответствующем промежутку между верхней и нижней кривыми, обменное переливание крови производится в зависимости от клинических данных.

Трудно бывает поставить диагноз, если Г. б. н. вызвана другими антигенами. В таких случаях проводят исследования сыворотки крови на наличие антител и определение их титра. Ранняя диагностика Г. б. н. имеет значение для срочного проведения заменного переливания крови. Если же сразу при рождении сложно решить вопрос о тяжести Г. б. н., то можно провести оценку по таблице Полачека (К. Polacek) (рис. 2) или вычислить почасовой прирост билирубина по формуле В. А. Таболина:

Bt = (Bn2 — Bn1) / (n2-n1) мг%,

где: Bt — почасовой прирост билирубина; Bn1 — уровень билирубина при первом определении; Bn2 — уровень билирубина при втором определении; n1 — возраст ребенка в часах при первом определении билирубина; n2 — возраст ребенка в часах при втором определении билирубина.

Дифференциальный диагноз: надо исключить затянувшуюся физиологическую желтуху новорожденных (см. Желтуха, у детей), транзиторную негемолитическую гипербилирубинемию (см.), наследственные гемолитические анемии — сфероцитарную Минковского — Шоффара и несфероцитарную (см. Гемолитическая анемия, Энзимопеническая анемия), желтухи вследствие дефицита глюкуронилтрансферазы или семейную негемолитическую гипербилирубинемию с ядерной желтухой — так наз. синдром Криглера — Найярра (см. Гепатозы), желтуху и анемию при сепсисе (см.), цитомегалии (см.), токсоплазмозе (см.), врожденном сифилисе (см.) и других инфекционных заболеваниях, анемии при кровотечениях и кровоизлияниях и др.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы

К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость,  и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или  боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Развитие ребенка в первый месяц

К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только достижениями в физическом развитии, созревании зрительного и слухового анализаторов, но и появлением первых положительных эмоции в ответ на родительское присутствие

Во время разговора с грудничком мама может заметить, что ее кроха не только останавливает движения ручек и ножек, но и приоткрывает ротик (появляется так называемое «ротовое внимание»), пытаясь как бы ответить на обращенную к нему речь взрослого. А на ласковые обращения ребенок может отвечать появлением кратковременной первой улыбки, пусть еще и не совсем осознанной

Рецепт достижения успеха прост: нужно лишь стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени и дарить ему больше улыбок и ласковых слов.

Стараясь добиться от ребенка рекордных успехов в познании нового для него мира, главное не переусердствовать. Родителям не следует забывать о том, что первый месяц жизни является очень напряженным периодом адаптации родившегося человечка к внеутробной жизни. Для новорожденных и детей первых месяцев жизни особенно опасны перегрузки нервной системы. В этот период ребенок как губка впитывает окружающий мир, его мозг получает и перерабатывает колоссальное количество информации. Именно поэтому маленькие дети много спят, их нервная система как бы оберегает себя от перегрузок. Комфорт и покой, особенно в первые дни жизни, являются для них главными. Обстановка, которая окружает новорожденного, должна быть спокойной, а освещение в комнате — приглушенным. Недопустимо, чтобы в комнате, где находится малыш, постоянно работал телевизор, звучала громкая музыка, раздавались громкие резкие звуки и речь. Необходимо дать крохе возможность привыкнуть к новому для него окружению, постепенно знакомя его с различными звуками. Слишком бурные и многочисленные эмоции со стороны счастливых родственников могут не просто испугать и переутомить малыша, но и вызвать плач, а порой — и нарушение сна у новорожденного.

Развитие маленького ребенка невозможно без поддержания тактильного контакта «тело к телу», Следует как можно чаще брать ребенка на руки. Это поможет крохе чувствовать себя комфортно и безопасно в новом, совсем еще незнакомом окружающем мире. На первом месяце жизни держать новорожденного лучше в горизонтальном или полувертикальном положении, обязательно поддерживая спинку и головку малыша. В этом положении во время бодрствования кроха знакомится с окружающим его миром, и хорошо, если на глаза ему как можно чаще будут попадаться не стены и мебель, а улыбающиеся лица взрослых, ласково разговаривающих или поющих добрые и нежные песенки.

В заключение заметим: воспитание ребенка требует сил и времени. Запаситесь терпением и наслаждайтесь каждым, даже самым маленьким успехом в развитии малыша.

Ольга Пахомова,врач-неонатолог первой категории,канд. мед. наук, ассистент кафедрыдетских болезней ММА им. Сеченова,г. Москва

Исторические сведения

Понятие о рефлексе впервые возникло в физике Декарта. Декарт развивал общую механическую картину мира и хотел включить в неё также и поведение живых существ. Концепция Декарта была создана в эпоху, когда разные учёные давали материалистические объяснения феноменам, происходящим в природе: например, медик Уильям Гарвей открыл и описал систему кровообращения, в которой эта система выступала как простой механизм с известными к тому времени человечеству элементами — насосом, «трубами» и т. п. Теория Декарта ещё более укрепляла принцип материалистического детерминизма, так как Гарвей рассматривал в качестве механизма только внутреннее устройство тела животного, а Декарт перенёс этот принцип также и на взаимодействие организмов с внешним миром, то есть, по сути, на психическую деятельность. Декарт считал, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, в которой мозг выполняет роль центра, а от него расходятся «нервные трубки». Согласно его схеме, внешние факторы действуют на концы расположенных в теле нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По этим открытым каналам «животные духи» (выражение Декарта) устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Таким образом Декарт утверждал, что причина двигательного акта не является продуктом мозга или души, а лежит извне, снаружи организма. Работа Декарта была результатом вдохновляющего влияния Гарвея: Декарт писал, что по движениям органов кровообращения «как по первому и самому общему, что наблюдают в животных, можно легко судить и обо всем остальном». Хотя термин «рефлекс» у Декарта отсутствует, ему удалось наметить контуры этого понятия вполне отчетливо: И. П. Павлов считал именно Декарта основоположником понятия «рефлекс» в физиологии и писал, что «Считая деятельность животных, в противоположность человеческой, машинообразной, Декарт… установил понятие рефлекса как основного акта нервной системы».

Предположение о полностью рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И. М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.

Далее идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввёл деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врождёнными, наследственно закреплёнными нервными путями, и условные, которые, согласно взглядам Павлова, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.

Большой вклад в формирование учения о рефлексах внёс Чарлз С. Шеррингтон (Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1932). Он открыл координацию, взаимное ингибирование и облегчение рефлексов.

Какие рефлексы есть у младенцев

Природой предусмотрены базовые рефлексы, которые есть у любого новорожденного – они необходимы для выживания и безопасности беззащитного ребенка. Таких рефлексов достаточно много, и проявляются они по мере необходимости:

  • Хватательный рефлекс позволяет младенцу лучше фиксировать себя и посторонние раздражители в пространстве.
  • Сосательный рефлекс, необходимый для питания – первое, что нужно новорожденному после появления на свет.
  • Младенцы реагируют на различные источники звука, поворачиваясь в их сторону – правда, происходит это с задержкой в 5-7 секунд. Со временем скорость реакции увеличивается.
  • Если ребенок чувствует опасность, он сначала выпрямляет спину, запрокидывает голову и распрямляет руки и ноги, после чего группируется.
  • Большую часть времени новорожденный проводит на спине – до тех пор, пока не научится самостоятельно переворачиваться. До этого момента он автоматически поворачивает голову набок, если оказывается на животе.
  • При попадании пыли в нос младенец чихает или кашляет – для этого также не требуется вмешательство самого ребенка, процесс очищения организма происходит рефлекторно. Этот рефлекс сохраняется на протяжении всей жизни, хотя по мере взросления человек учится им управлять. Подробнее про рефлексы новорожденного→

Лучшим способом понять ощущения новорожденного остаются внимание, чуткость и забота – исследования и эксперименты лишь помогают адаптировать происходящее к системе координат взрослых людей. Личные наблюдения дают больше информации о конкретном младенце, помогая родителям обеспечивать комфортные условия и счастливое детство для их ребенка

Новорожденный уже умеет ходить! Шаговый рефлекс в действии

У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, Делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки. Затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, Подвижный стул или поддерживаемые взрослыми.

От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния.

Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов.

Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.

Взаимосвязь условных и безусловных рефлексов

Безусловные рефлексы необходимы, чтобы обеспечить выживание особи сразу после появления на свет. Как было отмечено выше, они формируются под влиянием естественного отбора на протяжении многих тысячелетий. Но условия окружающей среды меняются гораздо чаще, поэтому живым организмам необходим механизм, обеспечивающий более быструю адаптацию.

Таким механизмом являются условные рефлексы. Они не являются врожденными, а формируются под влиянием внешних факторов на базе безусловных рефлексов. К примеру, в известном эксперименте Ивана Павлова (широко известен по названию «Собака Павлова») на основе безусловного пищевого рефлекса у животного формируется условная реакция на звуковой или световой сигнал.

Некоторые безусловные рефлексы проявляются лишь в определенные периоды жизни (при половом созревании или после появления потомства), но необходимые для них нейронные структуры закладываются ещё на ранних этапах развития плода. В то же время условные рефлексы обычно формируются довольно быстро – в результате непродолжительной предварительной выработки. При этом им не нужны специализированные структуры в нервной системе.

Условные рефлексы нуждаются в регулярном закреплении, иначе со временем заметно ослабевают вплоть до полного исчезновения. Безусловные рефлексы являются естественными, поэтому большинство из них сохраняется на протяжении всей жизни (за исключением тех, которые нужны только новорождённым). Им не требуется регулярное закрепление, они не исчезают, но в некоторых случаях они могут подавляться условными рефлексами.

Рефлекс Моро

Еще известен как «рефлекс объятий».

Услышав резкий звук, ребенок вначале раскидывает руки в стороны, разжимает пальчики и выпрямляет ножки, а затем возвращается в прежнее положении и даже немного обнимает себя. Этот двухфазный рефлекс наблюдается до пятимесячного возраста.

У недоношенных деток, малышей с легкой асфиксией, травмами, полученными во время родов или при болезнях проявление двигательных рефлексов может ослабевать. Поэтому оценка рефлекторных реакций может многое сказать о состоянии младенца.

Впрочем не стоит пугаться, особенно если вы делаете проверку самостоятельно. Возможно проявлению безусловных рефлексов мешает то, что малыш попросту сытый и сонный. В любом случае, о том, все ли в порядке, вам скажет медицинский специалист.

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector