Сдр, синдром двигательных нарушений, синдром двигательных расстройств, синдром двигательной растроможенности у детей

Мышечная дистония

Чередование в состоянии покоя и при начале двигательной активности мышечной гипертонии с гипотонией или неравномерное мышечное напряжение (как асимметрия правых и левых мышц, так и напряженность одних мышц и вялость других). При резком увеличении мышечного тонуса у детей могут возникать патологичные тонические рефлексы (территория не угасших врожденных рефлексов — характерный симптом ДЦП). Дистония может привести к развитию ортопедических болезней (искривлению позвоночника, косолапости, кривошее).

Изменение мышечного тонуса у ребенка есть и в норме, поэтому нельзя однозначно сказать, что это неврологическое расстройство. К примеру, оно может наблюдаться при эмоциональном возбуждении, если ребенок сонный, попал в незнакомую обстановку и напуган. Поэтому не всегда можно диагностировать патологию после первого же посещения врача. Однако у родителей должны вызывать обеспокоенность односторонние парезы у ребенка (к примеру, в состоянии покоя мышцы одной ручки постоянно находятся в напряжении, а другая расслаблена).

Диагностика

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников

Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Пирамидная система и ее особенности у детей

Пирамидный система — это часть нервной системы, которая отвечает на произвольные (осознанные) движения. К таким движениям относятся: ходьба, движение руками, ногами, мелкая моторика и другие движения. Благодаря ей человек может перемещаться в пространстве и выполнять осознанные действия. 

Пирамидный путь
состоит из кортикоспинального и кортикобульбарного трактов. Они названы
пирамидными трактами, как как они перекрещиваются на уровне пирамид в
продолговатом мозге. Он начинается от моторной (двигательной) зоны коры головного мозга
и направляется к двигательным нейронам ядер черепных нервов и передних рогов
спинного мозга. 

Особенности пирамидной недостаточности у грудничка и детей
до 3х лет

Пирамидная система
является достаточно поздним эволюционным приобретением. Она появляется, начиная
с млекопитающих и достигает своего максимального развития у человека. По этой
причине к моменту рождения, у грудничков не происходит полного созревания этой
системы. Таким образом оценка состояния двигательной сферы у детей должна
учитывать возрастные особенности. Второй особенностью является то, что
отклонения двигательного развития ребенка настораживают в плане возможности
других нарушений нервной системы (последствия родовой травмы, гипоксию,
врожденные патологии нервной системы и др.). 

Стоит отметить, что до
2-3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус: 

  • Руки и ноги малыша согнуты в локтевых и коленных суставах и плотно прижаты к груди. При попытке их разогнуть ощущается сопротивление 
  • Пальчики рук сжаты в кулачки. Разгибание пальчиков требует определенных усилий 

По мере созревания нервной системы происходит нормализация тонуса. В случае если тонус сохраняется или имеет нетипичный характер – следует обратиться к специалисту (врач детский невролог-остеопат). 

Мышечная гипотония у детей

У детей снижение мышечного тонуса может быть вызвано аномалиями нейромышечного соединения, первичными заболеваниями мышц, эндокринными патологиями и другими факторами.

Данное состояние, по большей части, имеет врожденный характер и связано с дефектами структуры ДНК хромосомного аппарата клеток.

Мышечная гипотония новорожденных – врожденный гипотонус (код P94.2 по МКБ-10) – особенно часто наблюдается у недоношенных младенцев (родившихся до 37-й недели беременности), что объясняется недоразвитостью мышц к моменту рождения.

Однако снижение мышечного тонуса у доношенного новорожденного может указывать на проблемы с ЦНС, мышечные расстройства или генетические нарушения, включая:

  • врожденные миопатии – мышечные дистрофии Дюшена, Беккера, Ульриха, Бетлема, Эрба-Рота, болезнь Верднига-Гоффмана, болезнь Дубовица и др.;
  • церебральный паралич;
  • синдромы Дауна, Вильяма, Патау, Прадера-Вилли, Ангельмана, Марфана, Элерса-Данлоса и др.

Имеющиеся у новорожденных или проявляются в младенчестве мышечные нарушения могут быть центроядерными или миофибриллярными (стержневыми). Центроядерная миопатия обусловлена аномальным расположении ядер в клетках мышечной ткани, а стержневая – нарушениями миофибрилл поперечнополосатых мышц. Большинство детей с Х-сцепленной врожденной миопатией более года не живут. В случаях аутосомно-доминантного наследования дефектного гена первые признаки патологии в виде снижения тонуса скелетных мышц появляются в подростковом возрасте или еще позже.

Врожденный миастенический синдром, вызываемый генетическими мутациями с повреждением симпатических ганглиев и холинэргических синапсов соматических нервов, также проявляется сразу после рождения. А вот некоторые типы спинальной мышечной атрофии (например, амиотрофия Кугельберга-Веландера) манифестируют в более позднем возрасте. []

Связанные с мутациями ДНК ядер или митохондрий мышечных клеток митохондриальные миопатии являются результатом дефицита энергообеспечения – при снижении синтеза АТФ (аденозинтрифосфата) в митохондриях – и проявляются в форме синдромов Барта, Альпера, Пирсона и др.

Генерализованная гипотония мышц может быть следствием гипоплазии мозжечка, которая приводит к ряду тяжелых синдромальных патологий – синдромам Жубера и Уокера-Варбурга – с полной задержкой развития, микро или гидроцефалией, увеличением желудочков мозга (вентрикуломегалией).

Диагностика синдрома вегетативной дистонии

В диагностике заболевания важное место занимают симптомы, а именно их развитие и течение. На этом фоне особое значение уделяется сбору жалоб и анамнеза

Далее доктор осматривает пациента, осуществляет мониторинг АД, забор фармакологических и физических проб, изучает частоту сокращения сердца, производит тщательную оценку вегетативных индексов. Для постановки на 100% верного диагноза могут понадобиться дополнительные процедуры, такие как кардиоинтервалография или электрокардиография. После вышеупомянутых исследований обычно проводится доплерография сосудов головного мозга, шеи и сердца.

Типы СДВГ

Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:

  • классический вид связан с нарушениями в работе коры лобных долей. В этом случае будут проявляться классические СДВГ симптомы, это и неустойчивость внимания, и рассеянность, и дезориентация и т.д. Для достижения устойчивых результатов может быть применена медикаментозная терапия, способная повысить уровень дофамина в головном мозге. Пациентам рекомендуется снизить употребление в пищу простых углеводов, а продукты с высоким содержанием белка ввести в рацион;
  • невнимательный тип. Основные симптомы СДВГ будут дополнены склонностью зацикливаться на себе, упадком сил, отстраненностью и отсутствием мотивации. Данная разновидность расстройства обычно диагностируется в старшем возрасте, чаще встречается у девочек. Развитие невнимательного типа СДВГ обусловлено снижением мозговой активности в мозжечке и лобной коре;
  • синдром дефицита внимания с чрезмерной фиксацией. Классические СДВГ симптомы в этом случае сочетаются со склонностью зацикливаться на мыслях негативного содержания, навязчивым поведением. Больные с таким типом заболневания чрезмерно обидчивы и беспокойны, часто спорят и идут наперекор наставникам;
  • при нарушениях в работе височных долей СДВГ симптомы будут включать в себя повышенную вспыльчивость. Больной может испытывать чувство тревоги, его мучают головные боли и дискомфорт в области живота. Характерно появление мрачных мыслей, проблемы с памятью, затруднения при чтении текстов, а также неправильная интерпретация замечаний, обращенных к больному;
  • лимбический тип. Первичные СДВГ симптомы сопровождаются меланхолией, желанием оградиться от окружающих, пониженной самооценкой, расстройствами сна и отсутствием аппетита. Для лечения этого типа синдрома нельзя применять стимуляторы, так как они могут привести к развитию депрессии.

Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.

Симптомы

  • Слабая мышечная сила является основным симптомом болезни. Все движения малыша происходят «в замедленном действии». Ребенок без посторонней помощи не может держать голову, шею, поднять ручки и ножки.
  • Малыш не в состоянии принимать патологические позы. Сложность, практически невозможность, в сгибании и разгибании верхних и нижних и верхних конечностей. Ребенок не может загибать пальчики.
  • Монотонность плача и криков-также характерный признак синдрома двигательных нарушений.
  • Мимика больного ребенка существенно отличается от мимики здорового. Она достаточно бедная, малыш поздно начинает улыбаться. Например, если здоровенький малыш начинает радовать родителей своей улыбкой в первый месяц жизни, то младенец, страдающий синдромом двигательных нарушений показывает улыбку в лучшем случае — в трёхмесячном возрасте.
  • Зрительно слуховые реакции значительно запаздывают.

Симптомы пирамидной недостаточности у детей до 1 года

Оценка
функции нервной системы должна производиться специалистом

Не все симптомы в
детской неврологии имеют постоянный характер, поэтому врачу важно, чтобы
родители смогли ответить на вопросы врача о ребенка

Обращайте внимание на
общее поведение ребенка, а также на особенности, которые могут насторожить по
поводу пирамидной недостаточности у вашего ребенка и обязательно расскажите о
них врачу. 

Симптомы пирамидной недостаточности у детей до 1 года:

  • Затруднение захвата игрушки, нарушение мелкой моторики 
  • Тремор подбородка, рук, ног 
  • Запрокидывание головы назад 
  • Вынужденная поза у ребенка (дугой, поворот головы в одну сторону) 
  • Ходьба только на носках (до 3-х лет) 

Также обратите внимание на следующие симптомы: 

  • Нарушение сна: нарушение глубины сна, засыпания, беспокойный сон 
  • Успокаивается только на руках у мамы 
  • Тремор подбородка новорожденного 
  • Частые, обильные срыгивания 
  • Излишняя скованность движения, заведение ручки или ножки 
  • Беспокойство, раздражительность, надрывный плач 

Для оценки пирамидного пути проводится оценка: 

  • Позы ребенка 
  • Объема и качество движения 
  • Мышечного тонуса 
  • Сухожильных рефлексов 
  • Поверхностных рефлексов 
  • Автоматизмов нервной системы 

Поза ребенка: 

В любом возрасте у
малыша не должно быть асимметрии в теле, в том случае, если грудной ребенок
лежит, выгнувшись в одну сторону, или имеет вынужденное положение головы или
конечностей, это может говорить о нарушении функции нервной системы 

Объем и качество движения 

Во время осмотра
проводиться оценка объема и свободы движения в шейном отделе позвоночника, в
теле, в конечностях

Нарушения движения должны привлечь дополнительное внимание
специалиста 

Мышечный тонус 

До 2-3 месяцев жизни
ребенка свойственно повышение сгибательного мышечного
тонуса в конечностях. Это происходит за счет преобладания сегментарной нервной
регуляции мышц и сниженным влиянием пирамидной системы. По мере созревания
центральной нервной системы пирамидная система начинает преобладать над
сегментарной регуляцией. Поэтому у детей от 2-3 месяцев происходит нормализация
мышечного тонуса. Повышенный мышечный тонус может свидетельствовать о наличии
недостаточности пирамидного тракта. 

Сухожильные, поверхностные рефлексы и автоматизмы нервной системы 

Оценка рефлексов и автоматизмов позволяет оценить целостность и зрелость пирамидной системы. Повышение сухожильных рефлексов, наличие патологических поверхностных рефлексов или нарушение автоматизмов нервной системы свидетельствует о нарушении функции пирамидной системы. 

Что должно насторожить родителей.

Особенность энцефалопатии заключается в необходимости максимально раннего начала стабилизации и устранения неврологических дефектов плода.

Формирующиеся синдромы можно остановить и исправить на протяжении беременности и во младенчестве, но требуется квалифицированная помощь невролога.

  • нарушения сна;
  • гипертонус мышц;
  • плохая координация;
  • вялость рук;
  • не переворачивается;
  • ноги не участвуют в ползании;
  • не садится и не встает;
  • неправильное ползание;
  • повышенная возбудимость при разных раздражителях (часто плачет);
  • угнетенный вид в фазе бодрствования;
  • синдром отставания моторного развития (не берет в руку игрушку);
  • может подтягиваться только на правой руке;
  • срыгивание фонтаном после еды;
  • тремор – мелкое дрожание мышц;
  • масса тела медленно увеличивается;

Такие симптомы заставляют обратиться в клинику. Нельзя пренебрегать важными профилактическими мерами, даже если кажется, что ребенок здоров.

Что важно предпринять вовремя:

  • Тщательный осмотр неврологом в возрасте ребенка 4 недели.
  • Регулярный ежемесячный осмотр педиатром , а если понадобится — лечение заболевания.
  • Сделать тест нейросонографии — НСГ (устанавливает синдром двигательного нарушения).

Если уже установлено наличие ДЦП или эпилепсии, необходимо как можно быстрее начинать лечение для предотвращения дальнейшей патологии.

Противопоказания

Чем выражен синдром вегетативной дистонии

Синдром вегетативной дистонии подразделяется на три основных вида:

Вегетативно-сосудисто-трофический синдром основывается на вегетативных нарушениях, причиной которых являются поражения смешанных нервов, корешков и сплетений, отвечающих за поступление к конечностям импульсов.

Синдром прогрессирующей вегетативной недостаточности выражается периферическими и церебральными расстройствами в сочетании с расстройствами периферическими сегментарными.

Психовегетативный синдром проявляется пароксизмальными нарушениями, вызванные вследствие дисфункции различных систем головного мозга.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата. 

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая  – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;  
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.  

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой. 

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика. 

Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих. 

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ в клинике «ВРЕМЕНА ГОДА»

Основу нашего
подхода составляет ИНТЕНСИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, базирующаяся на современной доказательной медицине. Команда
специалистов в различных областях медицины формирует индивидуальный комплекс восстановительного
лечения для каждого пациента. В каждом комплексе, кроме методов физической
реабилитации, присутствует психокоррекция, логопедическая помощь, эрготерапия, контроль
и лечение сопутствующих заболеваний. Для детей школьного возраста,
дополнительно предусмотрены обучающие программы общеобразовательного и
специального профиля. Много внимания уделяется специальному питанию и
организации оптимального режима занятий и отдыха. Конечной целью лечения
является не только максимально возможное восстановление функций перемещения,
самообслуживания, но и активная социализация ребенка.

Разработанные в
нашей клинике технологии физической
реабилитации, с использованием достижений современной доказательной
медицины в этой области, а также принципов рефлекторной локомоции Войта —
формирование (восстановление) двигательных навыков, используя врожденные
двигательные рефлексы, концепции Бобат — технологии борьбы со спастичностью и
восстановления произвольных движений.

Технология
физической реабилитации – это последовательность
и содержание лечебных мероприятий направленных на восстановление произвольных движений, в
объеме, достаточном для пребывания в вертикальной позе, ходьбы, двигательной
активности, связанной с бытовым самообслуживанием.

Обычно,
базовый комплекс, включает широкий
перечень физических методов воздействия — активные и пассивные физические
упражнения – кинезитерапия в зале и в воде, с использованием различных
тренажеров и специальных устройств.

Физиотерапия (различные методы
электрического, магнитного, ультразвукового, температурного и
механического воздействия), массаж,
бальнеолечение (грязевые аппликации), специальные технологии релаксации, и др.

Основные
методы физической реабилитации построены в нашей клинике таким образом, что имеют влияние на управление
движением телом в целом и его составные части:

  1. Целенаправленные отдельные движения частей тела
  2. Содружественные движения различных частей тела — динамические стереотипы (в частности, движения конечностей при
    ползании на животе, ходьбе на четвереньках, ходьбе в вертикальном положении и
    др.)

Контроль
вертикальной позы и перемещение тела в пространстве — содержат элементарные
компоненты передвижения — выпрямление тела против силы тяжести и простые
целенаправленные движения, которые, путем тренировок по специальным методикам,
формируют содружественные движения – динамические стереотипы, позволяющие осуществлять
функцию перемещения и самообслуживания.

 Основные
динамические стереотипы (условные рефлексы) необходимые для передвижения и
самообслуживания, для восстановления
требуют достаточно много времени (как правило, не менее 4-8 месяцев).
Управление осанкой и движением, активизируемое при кинезитерапии, является одной
из важнейших составляющих восстановления (обучения) пребывания в вертикальном
положении, ходьбе, и другим двигательным стереотипам, составляющим основу
элементарной физической активности и самообслуживания.

Восстановления
управления равновесием и элементарной физической активности удается добиться
практически во всех случаях у пациентов с ДЦП при сохраненных базовых
интеллектуальных функциях.

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Различают три типа симптомов СДВГ, в том числе:

  • Трудности с фокусировкой внимания (невнимательность). Люди с СДВГ рассеяны, и им трудно сфокусироваться на одной задаче.
  • Неусидчивость, непоседливость (гиперактивность). Виды гиперактивности у детей: дети не могут спокойно сидеть длительное время, они вынуждены менять позу, дергаться, бегать и т.д. Подростки и взрослые испытывают тревогу и беспокойство, они не могут читать или заниматься чем-либо другим, требующим внимания и спокойствия.
  • Необдуманные действия (импульсивность). Люди с СДВГ могут говорить, смеяться слишком громко, их легко разозлить, вызвать гнев. Дети не могут дожидаться своей очереди в играх или занятиях, или своей порции в столовой, что осложняет взаимоотношения с другими детьми. И дети, и взрослые с СВДГ склонны к принятию скоропалительных решений, оказывающих влияние на всю жизнь. Они могут необдуманно тратить деньги или часто менять места работы.
Трудности с фокусировкой внимания (невнимательность) Неусидчивость, непоседливость (гиперактивность) Необдуманные действия (импульсивность)

Обычно родителям известно, как проявляется гиперактивность у их детей, вместе с тем важно знать, что трактовать это состояние можно различным образом в зависимости от возраста:

У дошкольников проявление указанных симптомов не является отклонением, а скорее нормальным поведением. Таким образом, гиперактивность у ребенка 5 лет не является симптомом СДВГ.
В возрасте 6-12 лет проявление указанных симптомов наиболее очевидно, поведение детей с СДВГ явно отличается от поведения обычных детей

Соответственно, гиперактивность у детей младшего школьного возраста является поводом обратить внимание и проконсультироваться с врачом. Вместе с тем, родителям нужно избегать самостоятельных диагнозов, т.к

гиперактивный ребенок не обязательно страдает синдромом дефицита внимания.
В возрасте 13-18 лет проблемы могут усугубляться.
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых могут быть менее заметны по сравнению с детьми.

Клиническая картина

Основные симптомы РДА проявляются еще в младенческом возрасте, у детей на первом году жизни

Обращают на себя внимание следующие признаки:

  • позднее возникновение лепета;
  • мало улыбаются;
  • не фиксируют взгляд на других людях;
  • отсутствие реакции в ответ на обращение взрослого;
  • не реагируют на собственное имя;
  • резко реагируют на слабые раздражители, например, незначительный шум, сильными негативными эмоциями: плачем, криком, испугом. Но на сильные раздражители реагируют слабо;
  • после кормления младенец не выражает удовольствия. Отсутствует впечатление довольного, удовлетворенного малыша.

У детей с признаками аутизма извращен комплекс оживления. Так называется эмоционально-двигательный ответ грудничка на деятельность по отношению к нему взрослого. Эта простая форма поведения формируется к концу первого месяца. Она сохраняется и интенсифицируется до 4-х месячного возраста, а затем пропадает.

В структуру комплекса оживления входят следующие компоненты:

  • длительное фиксирование взгляда на взрослом;
  • улыбка, обращенная к родителю;
  • вербальное выражение эмоций – агуканье, гуление, возгласы;
  • двигательные реакции в виде взмахов руками и ногами, движений головы, прогибаний туловища.

У малышей с РАС реакции комплекса, как уже упоминалось, извращены, выражены очень слабо или совсем отсутствуют. Такой ребенок не просится на руки, не успокаивается, когда мама берет его на ручки. 

Возможен и другой вариант, когда реакции комплекса оживления проявляются в полной мере, но не на взрослого, а на любой предмет, например, любимую игрушку или узор на обоях, лампочку.

Аутичный младенец слабо реагирует на родителей и других близких, смотрит как будто сквозь них, не выражает позитивных эмоций в их присутствии, не вступает с ними в контакт. Наблюдается нарушение активности малыша. Таких детей называют удобными – они слишком спокойны и нетребовательны. 

Что касается двигательного развития, то изначально оно не вызывает опасения. Все значимые моторные навыки развиваются в срок: самостоятельное удержание головы, переворот со спины на живот и обратно, присаживание. Вставать и ходить детки начинают также вовремя, но может наблюдаться временной разрыв между хождением с опорой и самостоятельным топаньем –нередко он длится до полугода.

В дальнейшем развитии двигательных навыков наблюдается такая тенденция:  они вялые, неритмичные, нескоординированные, отличаются тугоподвижностью, зажатостью и напряжением. Дети часто ходят на носочках.

Однако бывают дети с РАС, наоборот, отличающиеся особой юркостью и пластичностью. Они очень подвижны. Кувыркаются, легко взбираются на высоты. Хорошо держат баланс. Про таких говорят: везде пролезут. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector