Сказкотерапия для детей дома: с чего начать?

Гномик — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей

 
Возраст: 5-10 лет.
Направленность: Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Трудности контакта, непонимание.
Ключевая фраза: «Мама меня обижает!» (вслух об этом не говорят!)
 
Однажды в одном городе произошла интересная история. Каждый из вас знает много историй, но эта история — необычная. Она случилась в одной семье сказочных человечков-гномиков. Они очень похожи на нас с вами, почти такие же, только очень маленького роста, из-за чего, впрочем они совсем не переживают.
 
Город, в котором жила эта семья, был очень большим. По его улицам ездили разные машины, там были красивые магазины, в которых продавались разные полезные вещи. На одной из этих улиц в небольшом доме жила семья гномиков.
 
Они жили дружно и хорошо, но иногда старшие ругали и наказывали Маленького Гномика… А всякий из вас знает, что можно чувствовать, когда это случается…
 
Однажды мама уходила из дома по своим делам и сказала Гномику: «Веди себя хорошо. Я скоро вернусь». Гномик остался дома один и, наигравшись в любимые игры, от нечего делать стал ходить по квартире. В одной из комнат Гномик увидел мамину любимую вазу. «Какая красивая ваза»,— подумал Гномик и тут же заметил, что она не блестит на солнце, потому что на ней была пыль.
 
«Надо помыть вазу. А когда мама вернется, она увидит, какая чистая и красивая теперь ее ваза»,— так решил Гномик. Он взял стульчик, встал на него, потянулся к вазе… И вдруг стульчик закачался, ваза упала из рук Гномика и… разбилась.
 
«Я так хотел порадовать свою маму»,— прошептал Гномик, который был очень расстроен, и в ту же минуту мама вернулась домой. Мама не знала, что это случилось нечаянно и что Гномик хотел ее порадовать. На Гномика закричали, отшлепали, он был наказан.
 
Гномик почувствовал обиду и злость на маму. Ему не хотелось больше никогда ее видеть. «Ваза разбилась случайно, а мама этого не знает. Я хотел сделать приятное маме, а она… Пусть ее не будет. Я хочу остаться один на всем белом свете»,— так думал Гномик, и слезы катились по его щекам.
 
Несколько слезинок упали на книгу с картинкой волшебника. И вдруг из книжки раздался голос. «Я все знаю,— сказал оживший волшебник,— ты чувствуешь большую обиду на маму и хочешь, чтобы ее не было на свете, потому что она несправедливо наказала тебя. Сейчас я взмахну палочкой и ты останешься один, а мамы не будет…»
 
Так и случилось. Мама исчезла. Гномик ходил по дому один и вскоре почувствовал, что ему совсем одиноко от того, что мамы нет рядом. «Она тоже там одна. Ей плохо, она ищет меня. Может быть, маме сейчас хуже, чем мне»,— подумал Гномики ему захотелось вернуть маму. Но как же сделать это без волшебника?
 
И Гномик догадался, что надо простить маму. И как только из сердца Гномика исчезла злость и обида на маму, она вновь оказалась дома. Мама искала и звала Гномика. Гномик и мама обнялись. Они нашли друг друга. В доме заиграла музыка и они стали танцевать. Затем они пошли гулять и в парке ели много разных вкусностей, катались на карусели.
 
А Гномик подумал: «Как хорошо, что я простил маму! Ведь она любит меня, и я буду всегда находить в себе силы, чтобы прощать ее, потому что она — моя любимая мама».
 
Вопросы для обсуждения
Почему мама отругала Гномика? Была ли она права?
За что Гномик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте?
Зачем Гномик простил маму? Мог бы он этого не делать? Что бы тогда было?
 

Читать все терапевтические сказки

Что такое сказкотерапия?

В психологии для лечения души сказками существует отдельный термин – сказкотерапия. Само слово кажется понятным – сказка плюс терапия. То есть сказка играет роль лекарства, влияющего на психическое здоровье человека.

Происходит это из-за того, что изначально сказки являлись своеобразными агрегаторами народной мудрости. Там очень четко всегда прослеживались причинно-следственные связи, понятно, какие поступки к каким последствиям привели. Там есть понимание добра и зла, есть ориентиры, по которым человек должен был научиться разделять их и в реальной жизни. В сказках описано множество жизненных сценариев, и, читая их, люди получали доступ к этой «базе данных» и могли выбрать то, что им близко. Некоторые сценарии актуальны и до сих пор, и их применяют в терапии, но очень редко. В большинстве случаев пишутся новые сказки, которые больше адаптированы к современной реальности и условиям жизни. Но сам посыл, заложенный в сказку, остается. 

В очень мягкой и завуалированной форме сказка несёт в себе примеры того, что происходит с нами в жизни, и того, как можно с этим справиться. Такое воздействие не вызывает сопротивления психики, так как не несёт в себе явных директивных указаний, а просто дает возможность увидеть новое.

Эти особенности сказок сохранились и по сей день. Но теперь из сказки можно не только узнать, как бывает и что делать. С её помощью можно также «выгрузить» из самой глубины своего подсознания запутанные мысли и чувства. Это делает их не только видимыми, но и понятными, а следовательно, приносит облегчение.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

«Сказки-подсказки для детей и их родителей»

Детский психолог и автор книги Оксана Степанова вместила в это произведение не только практический материал, полезный детям, но также и их родителям.

Секрет положительного влияния сказок заключается в том, что, ассоциируя себя с главным героем, ребенок бессознательно начинает понимать, как ему следует поступить в сложной для него ситуации. Этим же объясняется то, почему часто оказываются неэффективными привычные методы воспитания: указания, манипулирования, угрозы, нравоучения, сравнение с другими людьми. Они не касаются опыта ребенка, родители в этот момент не находятся «на одной с ним волне», не понимают причин его поведения, не слышат чувств. Дети от рождения обладают большой способностью доверять, поэтому, когда они слышат сказку и узнают в ней себя, то их поведение меняется автоматически — они доверяют главному герою и спешат поступить также, как он.

Эта книга будет полезна и родителям. С помощью волшебных историй они смогут исцелить свою внутреннюю детскую часть, вспомнить себя маленькими, понять, в чем нуждались в детстве и какие желания до сих пор остались неудовлетворенными. Самое главное, что делают сказки — это помогают родителям и детям стать ближе и лучше понимать друг друга.

Сказки для сказкотерапии

Сказкотерапия – это лечение особой атмосферой, в которой проявляются потенциальные, ранее нереализованные элементы личности. Во время сеансов используют пять видов терапевтических сказок для детей и взрослых (ниже их можно прослушать и просмотреть онлайн), согласно классификации Т. Зинкевич-Евстигнеевой:

  1. Художественные. Эта группа представлена коллективными и авторскими рассказами. В семейном консультировании часто используют русскую народную сказку «Кто заговорит первый». Для психотерапии семей с приемными детками и людей с заниженной самооценкой подходит «Гадкий утенок» Андерсена. А если клиент теряет последнюю надежду и желание жить, на него окажет положительное воздействие произведение «Две лягушки» Пантелеева.
  2. Дидактические. В этих рассказах оживают цифры, буквы, овощи, предметы. Знания и умения, которым обучают такие сказки, многообразны. Например, это может быть рассказ о внимательности на дороге, о вежливости в общении. Скучное для ребенка действие можно превратить с помощью сказки в «живое», тем самым наполнив его волшебным смыслом.
  3. Медиативные. Они преследуют цель создать положительный настрой (перед сном), минимизировать ощущение усталости, напряжения, возбуждения. Повествование сопровождается комфортной обстановкой и обязательным отсутствием в сюжете конфликтов и отрицательных персонажей.
  4. Психотерапевтические. В яркой метафорической оболочке история влияет на личность слушателя. Примером послужит любая авторская сказка, содержащая вымысел для того, чтобы научить уважать родителей, ценить друзей, беречь свою жизнь и т.д. Психологи рекомендуют обращаться к малоизвестным сказкам Андерсена или к буддийским джатакам.
  5. Психокоррекционные. Нужны для оказания мягкого влияния на отклоняющееся поведение или неправильные установки клиента. Такие сказания вначале представляют непродуктивный образ мыслей или действий, а затем презентуют эффективную альтернативу. «Бредет Волк по лесу и плачет. На пути он встречает Зайчика, который спрашивает его: «Почему ты плачешь, Волк?». Тот отвечает: «Никто меня здесь не любит, пойду в другой лес». «А свои ужасные зубы с собой возьмешь?» — уточняет Зайчик»… История заканчивается дискуссией, терапевт и клиент придумывают окончание, которое нравилось бы обоим.

Терапевтические сказки, предложенные выше, можно прослушать онлайн прямо сейчас:

Кто заговорит первым:

https://youtube.com/watch?v=TTIVyDa3BJg

Гадкий утенок:

«Две лягушки» Пантелеева:

Дидактическая сказка о частях слова:

Медитативные сказки на ночь:

https://youtube.com/watch?v=QSGKRgxhClk

Буддийские джатаки:

Тип и Топ — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей

 
Возраст: 5-10 лет.
Направленность: Негативные чувства (ревность, обида и пр.), связанные с младшим братом (сестрой). Конфликты между братьями (сестрами). Переживания, связанные с трудностью принятия роли «старшего». Ключевая фраза: «Моего братика родители любят больше, чем меня»
 
В одном лесу жила беличья семья: мама, папа и двое бельчат. Старшего звали Тип, младшего Топ.
 
Это была очень дружная семья — родители каждое утро уходили на работу, добывать пищу, а бельчата оставались вдвоем. Перед уходом мама говорила Типу:
 
— Присматривай за Топом. Он еще маленький, не все умет делать, его легко обидеть.
 
«Опять все говорят только о Топе!— думал Тип.— Мама любит брата и не любит меня. Мне тоже хочется, чтобы обо мне так же заботились, любили меня, играли со мной. А мама больше времени проводит с Топом. Мне хочется поиграть с друзьями, а я должен постоянно следить за младшим братом. Вот если бы не было Топа, мама гуляла и играла бы только со мной, приносила бы только мне вкусные орешки и рассказывала бы только мне сказку перед сном».
 
В один из дней родители собрались на поиски еды, и мама наказала Типу:
 
— Будь умницей, приглядывай за младшим братом, ведь он еще маленький.
 
Типу так хотелось пойти поиграть с друзьями, а вместо этого его заставляют сидеть с Топом. «Хватит,— подумал Тип,— ведь я не виноват, что я старший». И решил Тип избавиться от своего младшего брата. Он предложил ему пойти погулять; долго они шли, с каждым шагом углубляясь в чащу.
 
«Я найду отсюда дорогу домой,— думал старший брат,— а вот Топ ее не найдет. Это значит, что мы опять будем жить счастливо — мама, папа и я».
 
Тип завел Топа в самую глубь леса, в такую чащобу, что сам начал бояться, а потом, когда малыш отвлекся, Тип быстро побежал к дому.
 
Вдруг он слышал где-то над головой писк, который ему показался очень знакомым. Тип поднял голову и увидел высоко в небе Топа в клюве страшной птицы, которая уносила бельчонка все дальше и дальше от родного дома, а он был такой маленький и беззащитный,
 
И тут Типа будто осенило. Он подумал, что мама была права: Топ так мал, что не сможет защитить себя, кроме него, Типа, никто не сможет помочь малышу. Он быстро побежал вслед за птицей, ему уже не страшен был этот лес. Ветки больно хлестали его, но он ни перед чем не останавливался, он понимал, что должен спасти брата. Вдруг он опять услышал писк и снова увидел птицу, в когтях которой был Топ: она села передохнуть. Храбро кинулся Тип в бой, спас братика из когтей ужасной птицы, и они побежали домой.
 
Придя домой, Тип покормил младшего брата и сел с ним играть.
 
Пришедшие родители застали их счастливыми и веселыми.
 
— Спасибо, сынок,— сказала мама Типу,— я благодарна тебе за то, что ты присмотрел за братом.
 
Тут Тип не выдержал и рассказал маме всю историю, которая приключилась в этот день с братьями. И мама сказала:
 
— Я очень рада, что ты не подвел меня. Не зря надеялась на тебя. Думаю, что ты понимаешь, что я люблю вас одинаково, но должна больше заботиться о Топе, потому что он еще маленький. Так же я заботилась о тебе, когда ты был в его возрасте, но теперь ты уже совсем взрослый и можешь сам защитить себя и брата. Я горжусь тобой. Я очень люблю тебя и хочу устроить праздник, на который мы пригласим всех наших друзей. Мы накроем большой стол твоей любимой скатертью и будем угощать всех вкусным ужином. А после ужина мы будем играть в веселые игры и танцевать.
 
Тип чувствовал себя очень счастливым в тот вечер. Собрались все его друзья, им было очень весело: они играли, шутили, смеялись, пели и танцевали.
 
Тип еще долго вспоминал события того дня и чувствовал себя самым счастливым бельчонком на свете.
 
Вопросы для обсуждения
Что чувствовал Тип по отношению к брату? Из-за чего? Почему Тип бросился спасать брата?
Почему Тип чувствовал теперь самым счастливым бельчонком на свете?
 

Читать другие терапевтические сказки

Виды сказок для занятий

Известный детский психолог Зинкевич-Евстигнеева выделяет основные виды сказок для малышей:

Художественные – сказки, дошедшие до нас от предков, созданные мудростью народа за многие века. В них присутствует художественное описание, пополняющее пассивный словарь дошкольников названиями чувств, поведения, предметов. Эти сказки отлично используются как психокоррекционный, дидактический, психотерапевтический материал.
Народные – древние притчи, мифы. Раньше сказки строились на основании одной идеи – единстве человека и природы. В таких историях для терапии важны сюжеты: о взаимоотношении людей и животных, общении в быту и другие. В народных сказках встречается преобразование и трансформация – таких сказок мало, но самой яркой из них является история «Гадкий утенок». Также бывают страшные истории – сказки-страшилки применяются не для всех. Взрослый, который читает сказку, должен быть уверен в стрессоустойчивости ребенка. Здесь срабатывает эффект «самотерапии»: прокручивая в мышлении страшную историю про ведьм, нечистых духов, дети моделируют выход из тупика, чем освобождаются от тревоги

Внимание! Эти сказки рекомендованы для старших детей. Обязательным условием окончания истории является ее неожиданная и смешная концовка.
Авторские – это художественные истории, необходимые для проработки внутренних переживаний

Хорошие отзывы имеет сказка Л. Пантелеева «Две лягушки», она подходит для выявления ресурсов ребенка или взрослого.
Дидактические – это еще одна разновидность сказок, призванных стимулировать детей к выполнению учебных заданий.
Психокоррекционные – эти сказки особенные, так как должны быть регламентированы правилами чтения и подбора к конкретной проблеме дошкольника.
Психотерапевтические – истории, позволяющие увидеть ситуацию по-другому. Эти сказки не всегда отвечают на вопрос, чаще они оставляют человека с открытым вопросом. Это и является основой для личностного роста. Истории затрагивают такие экзистенциальные темы, как любовь и жизненный путь, потери и приобретения, жизнь и смерть. Их не часто используют для дошкольников, но это отличный способ объяснить данные философские темы, если ребенок столкнулся с ними в жизни.

Рассмотрим некоторые примеры сказкотерапии

Допустим, мальчик Ваня сильно боится темноты. И вот ему рассказывается история про то, что жил в одном царстве-королевстве очень храбрый мальчик Даня, который ничего на этом свете не боится: ни драконов, ни Кощея Бессмертного, но есть у него один единственный страх, который всё портит. Тут ребёнку предлагается самому назвать этот страх, а потом придумать несколько способов побороть его и вместе выбрать один, наиболее подходящий.

Другой пример. Девочка играла с детьми, и они её обидели. Она ничего никому не рассказала, не позвала на помощь, всё выяснилось только спустя некоторое время, когда мама девочки обнаружила, что она тихонько плачет, спросила, оказалось, дети в игре несколько раз причинили боль. Маму волнует, что ребёнок скрыл свои переживания, не позвал на помощь, не высказал ничего обидчикам. В таком случае можно обратиться к художественной сказке «Кот, Петух и Лиса». Рассказать сказку, а потом обсудить её вместе с ребёнком, задавая вопросы. Например, каким образом Петух смог спастись (он громко звал на помощь друга), или почему Кот спас Петуха (они друзья, живут вместе, почти что семья).

Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии детский психолог может максимально корректно и деликатно оказывать ребёнку долгосрочную глубинную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.

Виды сказок

Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

Художественные

Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

Психокоррекционные

Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

Психотерапевтические

Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

Медитативные

Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

Дидактические

Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

Любая ли сказка подойдет?

Абсолютно любая сказка может быть терапевтической. Но таковой она становится именно тогда, когда ее не просто читают, а применяют специально для оказания помощи взрослому человеку или малышу. Такая лечебная сила возникает в сказке именно тогда, когда она преподносится в подходящее время, при особых обстоятельствах и в обязательном порядке обсуждается. Поэтому именно уместное повествование и углубление в сюжетные линии делают ее терапевтической.

Говорить о прочитанном произведении с маленьким слушателем нужно обязательно. Обсуждая сказку, надо деликатно подсказывать те тонкости, которые ребенок сам понять в силу возраста не способен

Одно неосторожное высказывание: «Вот видишь, как он делает! А теперь на себя посмотри…» может свести на нет всю пользу сказки, разрушить магию истории. Нельзя запугивать маленького слушателя последствиями: «Смотри, что получилось! И с тобой это случится, если будешь вести себя так же!» Все это может обратить пользу сказкотерапии во вред

Именно в этом случае, когда ребенок пугается последствий, о которых рассказывается в сказке, одна проблема может уйти в тень, зато появится другая. Поэтому отсутствие теплых, доверительных отношений между взрослыми и ребенком, назидательный тон родителей, недостаточный интерес взрослого к размышлениям и мыслям слушателя могут сделать процесс неэффективным. Сказка должна учить очень мягко и доброжелательно.

Если углубиться в разбор сказок по жанрам, то народные однозначно можно использовать в качестве терапии, считают психологи. Изначально сказка как жанр была создана для того, чтобы передавать посредством повествования накопленный опыт, социальные навыки, житейскую мудрость из поколения в поколение. С авторскими сказками дела обстоят сложнее. В особенности это касается произведений, не ставших классикой, тех, что не прошли проверку временем. В данном случае родителям нужно быть более разборчивыми в выборе подходящей литературы.

Сказка обязательно должна подходить слушателю по характеру, возрасту, раскрывать схожие трудности и особенности жизненных ситуаций. Также произведения должны вызывать эмоции у ребенка, давать ему надежду и ненавязчиво подводить к переменам. Сказкотерапия ни в коем случае не должна подразумевать под собой высмеивание адресата, так же как и не должна стыдить его и запугивать.

Более того, для закрепления результата после прочтения и обсуждения сказки можно заняться вместе с ребенком рисованием персонажей произведения

При этом необходимо обращать внимание на те моменты, которые он выделяет, так как они привлекли его больше всего, и на те, что он предпочел оставить в тени, ведь они тоже многое могут сказать о его внутреннем самочувствии

Что такое сказкотерапия для детей?

Сказкотерапия используется, чтобы скорректировать модель поведения ребенка или избавить его от существующих фобий с помощью сказок. Существует даже целое направление в психологии, посвященное этой тематике.

Из поколения в поколение родители рассказывали своим детям разнообразные истории и притчи, которые помогали тем формировать свою точку зрения, понять, как отличить добро от зла и позабыть о своих страхах.

Такую методику можно использовать, если ребенок провинился. Критика и физическое наказание не всегда приносят желаемый результат, а вот выдуманная на ходу история, то есть сказка, запомнится положительными или отрицательными персонажами. Тогда кроха сможет подключить логическое мышление и провести параллели между своим, не очень хорошим поступком, и рассказом.

Но современные родители не часто прибегают к такому способу развития малыша, а напрасно. Когда ребенок посвятит вас в интересные моменты своей любимой сказки, подумайте, может именно в ней кроются мечты, предпочтения или страхи любимого чада, это поможет лучше его понять и проникнуться его жизнью.

С возрастом вкусы ребенка меняются, а соответственно и любимые сказки будут другими. Не пропустите эти изменения.

Виды детских страхов

Каждый человек – индивидуальная личность со своим опытом и жизненной историей. Все люди когда-то были детьми, и все чего-то боялись. Есть несколько видов страха, типичных для многих детей. Чаще всего они вызваны одними и теми же обстоятельствами.

К наиболее распространенным видам страха относится:

  • страх темноты;
  • страх перед расставанием;
  • страх физического повреждения.

Почти все дети дошкольного и младшего школьного возраста боятся темноты и различных фантастических чудовищ из фильмов и сказок.

Если рассматривать боязнь темноты с биологической точки зрения, то она вполне обоснована. Темнота может скрывать что-то, что разрушит ощущение безопасности.

Эти страхи должны учить ребенка справляться со своей бурной фантазией и вырабатывать определенные защитные механизмы. Но иногда такие фантазии оказываются совсем не безобидными – сильные страхи могут привести к расстройству поведения и сна, а также нарушать эмоциональное состояние ребенка и приводить к развитию невроза.

Неврозы, появившиеся на фоне страха, легко можно скорректировать, если на них вовремя обратить внимание. Однако если своевременной помощи специалиста не последовало, страх будет расти и в дальнейшем, когда ребенок станет взрослым человеком, на фоне страха темноты у него могут появиться панические атаки, которые вылечить достаточно сложно. Страх перед расставанием возникает у ребенка, которому приходится надолго расставаться со своими родителями

Психоанализ детских страхов описывает расставание как одно из базовых понятий, которое означает отделение ребенка и матери (или человека, заменяющего мать) друг от друга

Страх перед расставанием возникает у ребенка, которому приходится надолго расставаться со своими родителями. Психоанализ детских страхов описывает расставание как одно из базовых понятий, которое означает отделение ребенка и матери (или человека, заменяющего мать) друг от друга.

Если расставание происходит на постоянной основе, и ребенок оказывается надолго отлучен от матери, то угроза разлучения с мамой для него может быть чрезмерной и плохо переносимой. Сепарационная тревога проявляется также и в других страхах (у детей и взрослых), например, в страхе отвержения, потери или смерти близких, одиночества.

Страх физического повреждения считается важным явлением. Он выражается в боязни потерять часть тела. Некоторые психологи также относят к этой группе страхов и психогенный запор – боязнь ходить в туалет у детей может быть связана с восприятием содержимого кишечника как части собственного тела.

Этот страх считается нормальным и может нуждаться в коррекции только в том случае, если он мешает нормальному функционированию психики ребенка.

Где используют сказкотерапию?

Сказка как инструмент психотерапевтического воздействия давно и успешно применяется и в детских садах, школах, центрах раннего развития.

С научной точки зрения сказкотерапия является одним из методов воздействия на малыша, помогающим исцелить его страхи, улучшить его поведение, развить творческий потенциал и даже расширить границы осознанности.

Сказкотерапия может носить различный характер: диагностировать, воздействовать или развивать. Для этого подойдут и народные, и авторские, и специально созданные психологами для работы сказки. Сказки могут быть и психотерапевтические, и медидативные, и художественные. Сказка не обязательно должна быть длинной, но герои сказки – вымышленные или придуманные родителями – должны быть близки и понятны малышу именно в том возрасте, в котором эта сказка до него доносится.

Сказкотерапия хороша тем, что ее можно освоить дома и самому использовать для воспитания ребенка. Всегда четко понимайте, что вы хотите скорректировать при помощи того или иного рассказа или сказки.

  • Можно помочь малышу перестать бояться: воды, темной комнаты, мытья головы, уколов врача, собаки, громких звуков.
  • Разъяснить крохе, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Разобраться с некоторыми причинами его плохого поведения.
  • В игровой форме дать понять, что нельзя биться, кусаться, обманывать, плеваться едой или дергать девочку за косички.
  • Помочь «прожить» или пережить момент болезни, смерти близких людей, отъезд друзей, потерю домашнего питомца, смену школы.
  • Подтолкнуть ребенка к принятию своих собственных первых решений, объяснить, что такое ответственность.

Фото: babyblog.ru

История возникновения

Официально сказкотерапия достаточно молодая наука, хотя многие сказки из традиционного фольклора тоже содержат корректирующий эффект.

Анализом сказок и их влияния на формирование личности занимались Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн и многие другие.

Аналитическая психология Юнга подразумевает отражение архетипов в сказках, в которых, например, Трикстер посредством ассоциации имеет воздействующую роль на личность, активируя защитные механизмы психики. Концепция и опыты Юнга доказали, что человек часто руководствуется не осознанно принятыми решениями, базирующимися на рациональном мышлении, а установками, имеющими мифологизированный характер и не подчиняющимися законам формальной логики, что приводит к неосознанному стремлению к мифам и сказкам.

Эрик Берн, развивая модель трансакционного анализа, разработал теорию сценариев, подразумевающую «программирование» ребенка и формирование его жизненного плана — сценария, который может негативно сказываться на установках и психике во взрослой жизни. В качестве инструмента по редактированию сценариев Берн предложил контрсценарий, который часто был реализован в виде историй, игр и сказок о возможной альтернативной жизни пациента.

Психотехнический этап развития сказкотерапии, который привел к включению сказкотерапии в список официальных инструментов психологии, связан с работами российских психологов Д. Б. Эльконина, Л. С. Выгодского, опыты Бруно Беттельгейма и другие. Эльконин исследовал сказки посредством которых у дошкольников пытались выстроить желательное «морально правильное» поведение, что отражено в научной статье «Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия».

Сказкотерапию, как метод психологического воздействия, используют достаточно активно не только психологи, дефектологи и врачи. Сказкотерапией пользуются в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкотерапию можно использовать для борьбы с анорексией.

Техники и методы

Лечение сказкой, как относительно новое направление в психотерапии, постоянно развивается и пополняется новыми программами и методами. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева не столь давно адресовала свой «Практикум по сказкотерапии» родителям, лингвистам, психологам и педагогам. Он позволяет взглянуть на принципы использования сказок в своей работе абсолютно со всеми возрастными категориями. А психолог О. Бланк предложила специалистам коррекционную программу с элементами сказкотерапии для младших школьников с низким уровнем самооценки.

Работа с детьми дошкольного возраста

Работая с этой возрастной категорией, специалист должен знать, что до 5 лет дети отдают предпочтение историям о животных, ассоциируя себя с ними; до 6 лет ребенку становятся ближе человеческие персонажи, познающие мир; а к 6 годам возникает интерес к волшебству.

Существуют основные методы сказкотерапии для дошкольников:

  1. Сочинение истории, позволяющее наблюдать во время повествования за спонтанными эмоциями ребенка, зачастую скрытыми в ежедневном поведении.
  2. Рисование образов из сказки после прочтения, посредством которого ребенок сможет дать выход негативным эмоциям, агрессии и тревоге.
  3. Изготовление кукол, приравнивающееся к расслабляющему процессу медитации. Отличных результатов помогают достичь задействованные здесь механизмы проекции и идентификации с персонажем.

Работа с подростками

Интересный подход в использовании исцеляющих сказок разработала Зинкевич-Евстигнеева, ссылаясь на известную концепцию Универсальных Архетипов. Методика основана на использовании архетипических карт, 50 сюжетов которых объединяют в себе 10 главных архетипов личности. Взаимодействие на занятиях по сказкотерапии строится на толковании выбранной подростком карты, на вопросах для беседы и дополнительных заданиях для клиента.

Техники сказкотерапии для взрослых

Как средство психокоррекции для взрослых особенно ценится сочинительство, то есть клиентская сказка

Важно понимать, что все люди умеют придумывать истории, а сам процесс ее создания априори обладает терапевтическим эффектом. Составление истории клиентом происходит в три этапа:

  1. Замедление. Творческий элемент для правильного эмоционального настроя на дальнейшую деятельность (рисунок, скульптура, лепка из глины и др.).
  2. Написание истории. При затруднениях помогает созданный вначале материал.
  3. Прочтение сказки, итоги. Ключевой момент взаимодействия взрослого и терапевта, когда последний знакомится с внутренним миром сказочника.

Сказкотерапия – один из самых эффективных методов современной психотерапии. Его успешно используют для работы как с малышами от 2-3, так и со взрослыми и пожилыми людьми. Специалист, работающий в этом направлении, должен разбираться в нюансах создания и интерпретирования рассказов.

Крайне важно умение ненавязчиво присоединяться к клиенту и следовать за ним в его повествовании. При этом не стоит пренебрегать одним из самых главных этических принципов психолога и психотерапевта «не навреди»

Ведь ошибочные действия способны не только не дать необходимого результата, но и усугубить проблему, заставив человека уйти в себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector