Как научить ребенка определять время по часам со стрелками
Содержание:
- Знакомься: час, минута и секунда
- Электронная запись на прием к врачу через интернет
- Условный счет звездных часов
- С чего начинать обучение?
- Стихи о времени для детей
- Часы работы и расписание врачей
- Когда и как начать обучение
- С какого возраста начинать?
- Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам»
- С чего начать?
- Полезные советы
- Простые примеры как научить ребенка понимать время
- Закрепление знаний
- Знакомство малыша с понятием «время»
- Взаимосвязь скорости, времени, расстояния
Знакомься: час, минута и секунда
Ваш малыш уже освоил большие временные промежутки и не путается в рассказах, что вчера было, а завтра будет? Тогда, скорее всего, он уже готов познакомиться поближе с тем, из чего складывается время?
Что для наших детей часы? Это некие цифры, которые взрослые определяют по циферблату. Наша задача объяснить, что часы – это прибор, который «меряет» время. Из чего состоит время? У него есть секунда, минута и час.
Как показать, что есть секунда? Да очень просто! Хлопните в ладошки – раз секунда! Ещё хлопните в ладошки – два секунда! Прохлопайте вместе с ребёнком, сосчитав вслух 60 раз, пояснив, что вы получили минуту. Думаю, вам удалось показать что секунда – это самая маленькая величина времени, а минута длится намного длиннее. Что можно успеть за секунду? Да ровным счётом ничего!
Наглядным примером, чтобы увидеть, сколько длится минута, может стать секундная стрелка. Если у вас дома есть такие часы, покажите ребёнку, как передвигается стрелка. Можно вместе с её ходом так же хлопать и отсчитывать 60 раз.Что успели за минуту? Ну, например, достали книжку с полки или помыли яблоко! Уже больше, чем ничего!
Конечно, наблюдать за минутной стрелкой, чтобы наглядно показать, что прошёл целый час – дело затруднительное. Но выход есть в этой ситуации
Заострите детское внимание на том положении часов, когда большая стрелка стоит на 12, а часовая на каком-нибудь любом значении. Пригласите ребёнка ровно через час!
Вы-то знаете, что произойдёт, а для ребёнка будет открытием, что большая стрелка там же, а вот маленькая часовая передвинулась на другую цифру! А сколько за это время он успел сделать: поиграть да мультик посмотреть. Вот сколько это много — один час!
Электронная запись на прием к врачу через интернет
Условный счет звездных часов
Каждая звезда Большой Медведицы в течение суток описывает круг около Полярной звезды (вращается все созвездие целиком).
Прямую линию от Полярной звезды к звездам 1 и 2 Большой Медведицы будем для краткости называть стрелкой Медведицы.
Когда звезды 1 и 2 стоят прямо под Полярой звездой, то стрелка направлена отвесно вниз. Условимся говорить, что она показывает 6 часов, по условному счету. Это будет положение I на рисунке.
Продолжая наблюдение, мы скоро заметим, что в этом положении Большая Медведица движется вправо, т. е. к востоку, и медленно подымается, но кругу, центром которого служит Полярная звезда. Через четверть суток, т. е. через 6 настоящих часов, стрелка Медведицы пройдет четверть оборота окружности, будет теперь располагаться не вертикально, а горизонтально, и мы получим положение II; теперь стрелка Медведицы показывает 3 часа по условному счету и т. д.
«Циферблат звездных часов» и «звездное время»
Так как движение Большой Медведицы вокруг Полярной звезды совершается равномерно, то можно сказать, что Большая Медведица вместе с Полярной звездой— это условные звездные часы. Стрелкой у этих небесных часов служит воображаемая линия, проходящая от Полярной звезды к звездам 1 и 2 Большой Медведицы, но циферблата совсем нет. Но ведь циферблат и не особенно нужен. Когда мы смотрим на часы, мы очень часто определяем время просто по направлению стрелок и вовсе не стараемся рассмотреть цифру, на которую стрелка указывает.
Стрелка небесных часов поворачивается в направлении, обратном движению стрелки обычных часов. После положения II она будет проходить воображаемые цифры, соответствующие условным 2 ч., 1 ч., 12 ч., 11 ч. и т. д. Будем крепко помнить, что это не настоящие часы, а условные показания нашей воображаемой стрелки.
Ниже описано, какие задачи можно решать с помощью этих воображаемых небесных часов.
С чего начинать обучение?
Понятия «сейчас» и «потом» можно объяснить на многих примерах. Для осознания достаточно несколько раз в течение дня разговаривать с малышом таким образом: сейчас будем кушать, а затем пойдем гулять, сначала посмотри мультфильмы, потом поиграем.
Отмечайте с малышом признаки утра, дня и вечера, обговаривайте события, происходящие в это время. Планируйте вместе следующий день, вспоминайте события дня вчерашнего. Купите или нарисуйте красивый плакат, на котором будет изображен привычный распорядок дня.
Перед тем, как показывать часы ребенку, необходимо объяснить разницу понятий «день» и «сутки». Малыш должен осознать, что в сутках, кроме дня, ещё есть и ночь, и вечер, и утро. Разъяснить особенность времени идти только вперёд можно на детских фотографиях. Вот кроха ещё совсем маленький, вот чуть постарше, а на этой совсем большой. Невозможно снова стать младенцем и вернуть время назад.
Стихи о времени для детей
Очень хорошо в процессе обучения использовать короткие стишки для запоминания основ времени. Так ребенку будет веселее и проще погрузиться в процесс познания этого понятия.
Вот самые веселые и интересные стихотворения.
Пробегут часы, минутки Соберутся вместе в сутки. В них двадцать четыре часа, И стрелки творят чудеса.
Стрелка первый круг проходит, — Полдень в гости к нам приходит, А она спешит опять Час за часом отмечать.
Стрелка круг второй прошла, — В гости полночь к нам пришла, День прошел, прошла и ночь, — Убежали сутки прочь.
***
На секунды счет идет, Гномик вырвался вперед, Но не знает он пока, Как секунда коротка.
Посмотри — ка на часы — Стрелки здесь не для красы: Они указали для нас Секунду, минуту и час.
Секунду — тоненькая, Минуту — длинненькая, А коротенькая — час: Так бывает всякий раз.
Шестьдесят секунд прошли — Мы к минуте подошли. Ну, а шестьдесят минут Вместе целый час дадут.
***
Ходики внезапно стали. Что случилось, что стряслось? Стрелки сразу перестали День наматывать на ось. Оглядел их мрачновато Сероглазый циферблат: «Если вы не виноваты, Кто-то всё же виноват?» «Может быть, — подумал Рома – Сил у маятника нет, — Головою вниз попробуй Покачайся столько лет!»
***
На стенке в комнате часы, Висят они не для красы. И в ритм стуча: тик – так, тик — так. Всем подают условный знак. День — ночь меняют за окном. Рассвет чудесный. А потом У человека круглый год Пришла пора дневных забот.
Посмотрите еще одно интересное видео про обучению времени детей.
Ценить время, использовать его с толком ребенка нужно учить с детства. Спрашивайте его, что хорошего, полезного или приятного можно сделать за час, минуту, полчаса. Не ждите быстрых результатов, не торопите в процессе обучения: ориентация во времени – навык сложный.
Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Часы работы и расписание врачей
В детской поликлинике № 58 и ее филиалах следующий график работы.
Часы приёма понедельник-пятница с 8.00 до 20.00.
В коридоре отделения
Молочно-раздаточные пункты
При поликлинике с 6.30 до 12.00 работают следующие молочно-раздаточные пункты:
- ДГП № 58 , ул. Маршала Катукова, д. 17, корп. 1, тел. +7 (495) 750-37-95;
- филиал № 1 ДГП № 58, ул. Маршала Катукова, д. 17, корп. 1, тел. +7 (495) 750-37-95;
- филиал № 2 ДГП № 58, ул. Новощукинская, д. 10, корп. 1, тел. +7 (499) 193-83-89;
- филиал № 3 ДГП № 58, ул. Расплетина, д. 12, корп. 2, тел. +7 (499) 194-09-67.
Вызов врача на дом в поликлинике № 58
Понедельник — пятница с 08.00 до 14.00; суббота и воскресенье с 09.00 до 14.00.
Центр здоровья диагностирует на ранних стадиях
Когда и как начать обучение
Самый оптимальный период для того, чтобы познакомить малыша с первыми понятиями временных рамок — 2-3 года. В этом возрасте лучше всего ребенок усвоит времена года, понятия дня и ночи. Также можно начать учить малыша распознавать месяцы и называть их по «именам».
По часам учиться намного сложнее, поэтому такую практику можно отложить до 4-5 лет. В общем, понимание о часах, минутах, секундах и остальном, что связано с часами, должно быть у ребенка полностью сформировано к школьному возрасту.
Как же правильно научить ребенка часам и времени? Во время обучения ребенка соблюдайте возрастающую прогрессию по сложности: от простого к более сложному.
Таким образом, для начала нужно выучить с малышом времена года, затем день и ночь, а напоследок оставьте минуты и часы.
С какого возраста начинать?
Рассказать малышу о прошлом, настоящем и будущем, временах года и времени суток, следует начинать как можно раньше. С трех лет малыши уже хорошо отличают день от ночи, сегодня от завтра, лето от зимы, а также могут перечислить все сезоны и месяцы.
Навык определения времени по часам нужно развивать начиная с четырехлетнего возраста, чтобы к поступлению в первый класс ребенок уже свободно ориентироваться во времени глядя на циферблат.
Как научить ребенка ориентироваться во времени?
Чтобы кроха быстрее постиг этот сложный навык, развивать его следует в определенной последовательности, двигаясь от просто к сложному Процесс обучения нужно разделить на три этапа:
- Изучение времен года;
- Изучение понятия времени суток;
- Ознакомить с понятием минуты и секунды.
Ознакомление с календарем
Чтобы ребенку было проще понять, что такое время, в первую очередь ему нужно рассказать о временах года: зиме, весне, лете и осени. Чтобы их было легче запомнить, карапузу следует показать яркие картинки, соответствующие каждому из них. Также можно посмотреть мультики по каждому из времен года или почитать о них книжки. Кроме этого, с малышом стоит посмотреть советский мультфильм «Двенадцать месяцев». Хорошо запомнить времена года помогают ассоциации. Для этого нужно детально описать каждый из сезонов и связать их с ощущениями малыша.
К примеру, зима ассоциируется со снегом, морозом, Новым годом, снеговиками, Дедом Морозом и шубой. Весна с таянием снега, молодой листвой и ручьями. Лето с жарой, морем, мороженым, дачей, фруктами и ягодами. А осень с холодом, ветром, грибами, дождем, серым небом и листопадом.
По мере наступления того или иного времени года, ребенку нужно показывать различия между ними: первые листья, снег, яркие листья, полевые цветы. После того как карапуз освоит ассоциации, нужно приобрести календарь, который научит его ориентироваться в месяцах. Он должен быть напечатан крупными буквами и цифрами. Он должен состоять из одного листа, на котором будут располагаться все двенадцать месяцев.
Отрывной календарь, календарь с иностранным надписями, передвижным флажком и сокращениями, покупать не стоит. Его нужно повесить на видном месте и ежедневно рассказывать малышу о том, какой сейчас месяц, день недели и число. Ту дату, которая прошла можно зачеркивать.
Игра для запоминания времен года
Чтобы карапуз быстрее запомнил времена года, родителям необходимо сделать обучающую игру. Для этого нужно распечатать яркие иллюстрации, соответствующие временам года. Затем нужно взять четыре конверта, наклеить на них распечатанные картинки и подписать названиями времен года. После этого необходимо найти двенадцать картинок, которые соответствуют месяцам и сделать из них карточки с подписями.
Эта игра довольно простая, но при этом очень полезная. Ребенку следует предложить сложить в каждый из конвертов те месяцы, которые соответствуют указанному времени года. Если кроха выполнит все правильно, его нужно похвалить.
Ознакомление с временем суток
Далее, необходимо ознакомить малыша с временем суток. Это будет несложно, так как дети воочию ежедневно видят их смену.
Для лучшего запоминания с ребенком можно поиграть в следующие игры:
- Мама должна нарисовать несколько предметов, к примеру, зубную щеку, подушку, светильник, расческу и прочее. После чего спросить малыша о том, в какое время суток он использует эти предметы. Если он будет отвечать правильно, его нужно хвалить, а за все верные ответы наградить небольшим призом;
- Можно попросить кроху составить рассказ о том, чем он занимается с утра, затем днем и вечером. Также можно позадавать ему наводящие вопросы типа: когда ты гуляешь во дворе? Когда ты умываешься? Когда ты ложишься спать?
Используя эти игры, можно значительно быстрее подготовить малыша к ориентированию по часам, так как время суток связано с ними напрямую.
Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам»
Ершова Ирина Михайловна
Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам»
Сегодня определить время можно быстро и легко. Достаточно посмотреть на монитор компьютера или мобильный телефон. А как же часы с циферблатом? Одни продолжают ими пользоваться по привычке. Для других часы – это стильный аксессуар и показатель статуса. А кто-то совсем уже отказался от часов с циферблатом, считая их неактуальными и устаревшими.
Поэтому вопрос о том, стоит ли вообще учить ребенка определять время именно по циферблату, задают себе многие родители. Попробуем разобраться.
Почему ребенку важно освоить
циферблат?
Дело в том, что так называемые «электронные»
часы не дают настоящего пониманиявремени. По ним мы можем определить время в настоящий момент, «здесь и сейчас» . Но только на циферблатеможно«увидеть»время, его течение и цикличность. Циферблат дает возможность представить временное пространство, структурировать его, ощутить его ход.
Научившись пользоваться циферблатом, ребенок легко освоит понятия «до»
и«после» ,«за сколько-то времени» и«спустя какое-то время» . То есть он сможет чувствоватьвремя,планировать свою жизнь и управлять ею. Поэтому дайте ребенку возможность освоить циферблат, а потом он сам выберет удобный для себя формат часов.
Когда начинать освоение циферблата?
Когда ребенок будет к этому готов! Это бывает заметно по вопросам ребенка и тому интересу, который он проявляет к часам. Если Вы то и дело слышите от ребенка вопросы типа «Сколько сейчас времени?»
,«А два часа – это сколько?» ,«Пятнадцать минут уже прошли?» , значит, поранаучить его пользоваться циферблатом. Должен ли ребенок что-то знать и уметь к этому времени? Да. Нужна определенная база: умение читать, считать в пределах сотни (ведь в одном часе 60 минут)
и довольно развитое мышление, способность к обобщению и абстракции.
Чтобы ваш ребенок понимал время и не опаздывал в школу на урок, познакомьте его с работой часов.
Для этого:
1. Сделайте макет часов вместе с ребенком (рис1)
или используйте механические часы с крупным циферблатом.
2. Покажите где часовая стрелка, а где минутная.
3. Объясните ребенку, что часовая и минутная стрелка двигаются по кругу с разной скоростью. За 1 час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая только от одной цифры, до другой. Счет минут идет от цифры 12.
4. Предложите ребенку обвести минутной стрелкой целый круг. Сколько времени прошло?
5. Покажите ребенку как прочитать часы: если минутная стрелка стоит на цифре 1, то часы показывают 1 час.
6. Задайте ребенку посложнее задание: минутная стрелка прошла 1 час. Покажите это на модели. Куда передвинулась часовая стрелка? (на цифру 2)
Спросите ребенка: “Который час показывают часы” (2часа)
7. Научите последовательно “ читать” часы и минуты. Не спешите давать сложные задания, пока ребенок не поймет движения часовых стрелок.
8. Наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие, если ребенок ошибается. Повторите практическое задание вместе с ним еще раз.
9. Поощряйте, пусть даже маленькие успехи ребенка в определении точного времени по часам.
Как разные люди определяли время
Уважаемые родители!
Познакомьте детей с историей измерения времени: В старину, чтобы узнать сколько дней пройдет,использовали такой способ:
Каждое утро, на восходе солнца люди нанизывали камешек с отверстием на крепкую травинку или прутик. И определяли, сколько дней прошло до сбора урожая, возвращения охотников.
Древний персидский царь вручил воинам, охранявшим мост. Ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день нужно развязать по узлу. И когда все узлы будут развязаны, воины могут вернуться домой.
Расскажите ребенку о разных способах измерения времени человеком. Интерес воспитывается через постижение истории.
“Как совершать путешествия – прогулки”
Мамы и папы!
— Давайте вместе совершим путешествие в разные части суток. Покажите мне разный цвет неба, действия людей. Как изменяется положение солнца на небе.
— Используйте любую возможность, чтобы показать мне красоту природы в разное время суток: полюбоваться закатом, послушай пение птиц, стрекотание кузнечиков. Услышать тишину ночи, поискать яркие звезды.
— После прогулки предложить мне нарисовать увиденное или услышанное.
— Перед сном не забудьте пожелать мне “Доброй ночи” и еще раз вспомнить со мной приятные ощущения от прогулки.
Памятка “О чем расскажет календарь”
Найдите вместе с ребенком в календаре дату его рождения.
Предложите ему определить, какой это день недели, время года.
Помогите ему найти даты рождения мамы, папы, бабушки, дедушки, братика или сестрички.
Попросите его рассказать, что он узнал об этих датах у календаря.
С чего начать?
Прежде чем взахлёб рассказывать своему чаду о двух стрелках на циферблате, тыкая пальцем в часовое стекло, да раздражаться от того, что он пучит на вас свои изумлённые глаза, нужно понимать, что объяснить ребёнку про то, что ни потрогать, ни пощупать, ни увидеть, ни услышать, довольно трудно.
Мы-то, взрослые порой не можем прочувствовать на себе течение времени: оно то со скоростью света летит, отщёлкивая нещадно приятные моменты и унося месяцы и годы, то бесконечно долго тянется, как бы его не торопил. При этом не останавливается ни на миг и не поворачивается вспять. Как это рассказать малышу, который всё привык пробовать «на зуб»?
Поэтому сначала ребёнка знакомят не с часовым механизмом, а с составляющими суток, то есть объясняют, что есть утро, день, вечер и ночь.
Быстрее дети понимают, когда им приводишь примеры из их жизни. Так, утром мы встаём, собираемся в сад и на работу, днём играем-гуляем, вечером мамы и папы приходят за детьми, все вместе идут домой, а ночью мы все спим, чтобы на следующий день снова бодрыми встретить утро.
С абстрактным понятием времени тесно связаны прошлое, настоящее и будущее, осваиваются которые тоже при помощи примеров. Так, вчера был выходной день, и мы катались на коньках; сегодня понедельник, и мы идём в сад;завтра у тебя будет день рождения, и ты будешь угощать своих друзей.
На этом же этапе ребёнок знакомится с временами года, уже без труда определяя, что за зимой обязательно приходит весна.
Так у дошкольника постепенно формируется общее представление о времени как о следующих друг за другом событиях. Не забывайте, что важнейшим элементом обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра, посредством которой материал усваивается намного лучше.
Полезные советы
Закреплять информацию можно в ходе игры, когда взрослые рисуют циферблаты, а малыш чертит на них стрелочки, указывающие определенное время
Полезно обращать внимание малыша на стрелочные часы в гостях, общественных местах, в садике. Можно сходить на экскурсию в часовой магазин, рассказать о часах с маятником, гирями и кукушкой
Малыш быстрее научится понимать, который час, если ему будет интересно во время занятий. Найдите или сочините для него стишки и песенки о времени, расскажите о солнечных, водяных и песочных часах. Так вы сумеете не только научить дошкольника определять время, но и дадите пищу его фантазии, что полезно для развития.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
Простые примеры как научить ребенка понимать время
Объяснить малышу такую аморфную, неопределенную и несуществующую величину, как время будет крайне тяжело. Он, конечно понимает, что оно движется вперед, но как именно в силу своего возраста понять не может.
Прежде чем обучать ребенка определять время по часам, его нужно ознакомить с базовым понятием времени, а, точнее, прошлым, настоящим и будущем. Для этого достаточно привести следующие примеры:
Крохе нужно объяснить в чем заключается разница между этими тремя действиями, которые совершаются в различных временных промежутках. Рассказывать об этом малышу необходимо понятными для него терминами, приводя в пример интересные и запоминающиеся события.
Закрепление знаний
Тренируйтесь не менее одного раза в день в течение месяца. Старайтесь сделать это время нескучным и интересным. Недопустимо принуждать дошкольника к занятиям. Единственный путь – заинтересовать. Способы решения задач разные: двигать стрелки, рисовать циферблат, составлять распорядок дня, узнавать время. Способ решения зависит от каждого человека, его возраста. Ребёнку-логику можно предложить составить распорядок дня. Если он не знает цифр и букв, время можно не писать, а рисовать на циферблате, а дело изображать в виде схематической картинки-символа: ложка – обед, книга – учёба, кровать – сон. Для ребёнка-художника картинки могут быть большими, подробными. Ребёнку-практику можно предложить показать на часиках, когда нужно обедать или спать.
Задачки-игры для закрепления умения ориентироваться по часам
- Который час? Пусть ребёнок ответит. А потом предложите ему поспрашивать вас.
- Нарисуй часики. Простое, но очень эффективное задание.
- Нарисуй время. Нужно сделать много заготовок циферблатов. Вы называете – ребёнок изображает.
- Узнай время. Вы готовите несколько нарисованных циферблатов, на которых указано время подъёма, завтрака, обеда… Просите выбрать часы-обед, сон, подъём.
- Сделай вовремя. Приготовленные циферблаты нужно расположить по порядку по времени суток.
- Помоги Золушке (или другому герою) всё успеть. Нужно приготовить циферблаты с нарисованными сроками, карточки с написанными, нарисованными делами. Ребёнок должен подобрать соответствующие.
Знакомство малыша с понятием «время»
Режим дня малышей определяют родители, поскольку у первых нет того ощущения времени, что есть у вторых. Что такое время – не знают пока и учёные, а детям тем более трудно в этом разобраться
Поэтому перед знакомством с часами ребёнку нужно познакомиться с рядом терминов, таких как месяц, неделя, день, какие есть части суток, что означает вчера, сегодня и завтра.
Помочь в осознании течения времени 2-3-летнему ребёнку можно, обращая его внимание на последовательность событий – вначале, сейчас, потом. Например, вначале все перед едой помыли руки, потом пообедали, а сейчас мама моет посуду
Нужно обращать внимание ребёнка на то, какая настала часть дня и что в это время принято делать – умыться и позавтракать утром, поиграть днём, почитать вечером
Полезно вместе составлять распорядок следующего дня, вспоминая, чем занимались вчера и сегодня.
Важно обращать внимание малыша на промежутки времени, например, проговаривая предстоящие дела: через 15 минут идём гулять, через полчаса будем ужинать, в 9 вечера ляжем спать.Хорошо, если в 4-5 лет ребёнок будет с лёгкостью перечислять все времена суток. Если же он затрудняется, то можно ему помочь ярким плакатом с распорядком дня, где нарисованы все типичные для своего времени дня действия
Малыш должен понимать, что в совокупности утро, день, вечер и ночь составляют сутки, которые всегда имеют одну и ту же продолжительность в 24 часа. Поэтому, чтобы знать, когда пора вставать, кушать или идти на работу, родители всё это определяют по часам.Как только малыш разберётся с понятиями, описывающими времена суток, то дальше он может начать разбираться с днями недели. Чтобы закрепить результат, полезно будет его при любом удобном случае спрашивать, какой сегодня день недели, какой был вчера, какой настанет завтра.
Чтобы обучение шло легко и быстро, помогут такие приёмы как: подборка песенок, стихов, считалок, посвящённых временам суток и дням недели, рисунки с отражением времени (как семечко выросло и стало ростком, потом цветком и ягодой), просмотр семейного альбома, где есть фотографии ребёнка в младенческом возрасте. Когда ребёнок посмотрит на то, как он выглядел прежде, то ощутит, насколько он изменился. Можно также совместно просматривать видеоуроки о времени.
Пора показать малышу часы с секундной стрелкой и попросить его описать, что он видит на них. Для обучения нужно использовать циферблаты с хорошо различимыми арабскими цифрами и с метками, обозначающими минуты. После пусть он посчитает все большие и маленькие чёрточки, которых в сумме будет 60. Они имеют два назначения – указывают минуты и секунды. Когда самая быстрая тонкая стрелка проходит полный круг, то проходит минута, если то же делает самая большая стрелка – проходит час. Поскольку наиболее эффективное обучение у детей происходит во время игры, то очень полезно вместе с ними сделать макет циферблата со стрелками. Из плотного картона можно вырезать круг, разметить на нём циферблат, раскрасить его и яркими красками нарисовать цифры. Также вырезать часовую и минутную стрелки и так прикрепить их в центре циферблата, чтобы они могли поворачиваться (закрепить на винтике или канцелярской скрепке).
Взаимосвязь скорости, времени, расстояния
Скорость, время и расстояние связаны между собой очень крепко. Одно без другого даже сложно представить.
Если известны скорость и время движения, то можно найти расстояние. Оно равно скорости, умноженной на время: s = v × t.
Задачка 1. Мы вышли из дома и направились в гости в соседний двор. Мы дошли до соседнего двора за 15 минут. Фитнес браслет показал, что наша скорость была 50 метров в минуту. Какое расстояние мы прошли?
Как рассуждаем:
Если за одну минуту мы прошли 50 метров, то сколько таких пятьдесят метров мы пройдем за 10 минут? Умножив 50 метров на 15, мы определим расстояние от дома до магазина:
v = 50 (м/мин)
t = 15 минут
s = v × t = 50 × 15 = 750
Ответ: мы прошли 750 метров.
Если известно время и расстояние, то можно найти скорость: v = s : t.
Задачка 2. Двое школьников решили проверить, кто быстрее добежит от двора до спортплощадки. Расстояние от двора до магазина с мороженым 100 метров. Первый школьник добежал за 25 секунд. Второй за 50 секунд. Кто добежал быстрее?
Как рассуждаем:
Быстрее добежал тот, кто за 1 секунду пробежал большее расстояние. Говорят, что у него скорость движения больше. В этой задаче скорость школьников это расстояние, которое они пробегают за 1 секунду.
Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время движения. Найдем скорость первого школьника: для этого разделим 100 метров на время движения первого школьника, то есть на 25 секунд:
100 : 25 = 4
Если расстояние дано в метрах, а время движения в секундах, то скорость измеряется в метрах в секунду (м/с). Если расстояние дано в километрах, а время движения в часах, скорость измеряется в километрах в час (км/ч).
В нашей задаче расстояние дано в метрах, а время в секундах. Значит будем измерять скорость в метрах в секунду (м/с).
100 м : 25 с = 4 м/с
Так мы узнали, что скорость движения первого школьника 4 метра в секунду.
Теперь найдем скорость движения второго школьника. Для этого разделим расстояние на время движения второго школьника, то есть на 50 секунд:
100 : 50 = 2
Значит скорость движения второго школьника составляет 2 метра в секунду.
Сейчас можно сравнить скорости движения каждого школьника и узнать, кто добежал быстрее.
4 (м/с) > 2 (м/с)
Скорость первого школьника больше. Значит он добежал до магазина с мороженым быстрее.
Ответ: первый школьник добежал быстрее.
Если известна скорость и расстояние, то можно найти время: t = s : v.
Задачка 3. От школы до стадиона 500 метров. Мы должны дойти до него пешком. Наша скорость будет 100 метров в минуту. За какое время мы дойдем до стадиона из школы?
Как рассуждаем:
Если за одну минуту мы будем проходить 100 метров, то сколько таких минут со ста метрами будет в 500 метрах?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно 500 метров разделить на расстояние, которое мы будем проходить за одну минуту, то есть на 100. Тогда мы получим время, за которое мы дойдем до стадиона:
s = 500 метров
v = 100 (м/мин)
t = s : v = 500 : 100 = 5
Ответ: от школы до стадиона мы дойдем за 5 минут.
Специально для уроков математики можно распечатать или нарисовать самостоятельно такую таблицу, чтобы быстрее запомнить и применять формулы скорости, времени, расстояния.
Еще больше практики — в детской онлайн-школе Skysmart. Ученики решают примеры на интерактивной платформе: в игровом формате и с мгновенной автоматической проверкой. А еще отслеживают прогресс в личном кабинете и вдохновляются на новые свершения.
Запишите ребенка на бесплатный вводный урок математики: покажем, как все устроено и наметим индивидуальную программу, чтобы ребенок лучше учился в школе и не боялся контрольных.