Обзор вальдорфских школ москвы

Какова же практика?

Если бы предыдущую главу прочитал
философ, он бы, наверное, нашел, что проблема
рассмотрена слишком упрощенно и неполно, а учитель,
вероятно, спросил бы: какой же практический
смысл имеют эти рассуждения для реальной воспитательной
работы? Именно этому учителю я адресую свой
ответ.

Представим себе школьный класс,
тридцать маленьких первоклашек, чьи улыбающиеся
лица способны смягчить сердце любого взрослого.
Перед ними учитель — мудрец, пришедший из огромного
взрослого мира. Большинство детей смотрят на
него, как цветы подсолнуха на солнце. В таких
условиях учителю легко завоевать уважение ребят,
на фоне которого может померкнуть даже авторитет
родителей. Но это означает также и то, что на
плечи учителя ложится ответственность за маленьких
доверчивых детей, за их здоровое нормальное
развитие в течение всех школьных лет

И поэтому
очень важно знать, каким человеком является
наставник, что и как он думает и чувствует. Видит ли он перед собой лишь материал для обработки,
или детей, на чьи головы он выльет ушат знаний,
или ребятишек, которых будет заставлять слушаться
с помощью системы наказаний и поощрений

Атмосфера
в таком классе будет одна. Или учитель видит
перед собой тридцать маленьких индивидуальностей,
каждой из которых предстоит внести вклад в наш
общий мир. Обращаясь к каждому из них, учитель
чувствует себя помощником на пути развития их
способностей. Атмосфера такого класса, такого
процесса обучения будет иной.

Каждый учитель обладает большим
или меньшим опытом, он может быть находчивым
или неуверенным. В младших классах не имеет
особого значения, каково образование у учителя

Самое важное — что он думает о детях, с каким
внутренним настроением приходит в класс, хочет
ли он помочь ученикам развить свои способности
или выучить “умных животных” для производства,
служения какому-либо религиозному культу или
обслуживания идеологической системы. А может
он идет в класс лишь за тем, чтобы получить
зарплату? Именно поэтому так важно учителю задуматься
над вопросом о человеческой сущности, выяснить
для себя представления о человеке и взаимосвязь
с ежедневной педагогической работой

«Путь зерна» (ЮЗАО)

День в саду начинается в 8 чaсов 30 минут. После общей встречи в кругу — завтрак

Затем происходит самое важное в дневном ритме – свободная игра, то время, когда дети самостоятельно играют маленькими группами, используя подходящие игровые материалы. Взрослые в это время заняты деятельностью, необходимой для жизни группы

Это могут быть хозяйственные дела или рукоделие. Главное — чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой деятельной жизни. Через действие, через собственный опыт дети учатся.

За свободной игрой следует уборка, после – подвижная музыкально-ритмическая игра с определенным сюжетом или другое занятие в зависимости от дня недели: акварельная живопись, лепка воском, приготовление теста, а из него — печенья, эвритмические занятия. Затем после небольшого фруктового завтрака дети идут гулять.

В детском саду есть два вида групп – полного и неполного дня. В группах неполного дня родители забирают детей после прогулки (в 13 часов), а обед дается им с собой в принесенных заранее термосах. Так устроено для того, чтобы дети могли более логично завершить первую половину дня: погулять, потом, придя домой, пообедать и лечь спать.

В группах полного дня по возвращении с прогулки — совместные приготовления к обеду, небольшая игра в кругу, после этого садовницы рассказывают детям сказку или показывают небольшой кукольный спектакль, затем все садятся обедать. За обедом следует сон.

После сна – полдник, игра, рукоделие или прогулка. В 17 часов за детьми приходят родители. Если у родителей нет возможности забрать ребенка в это время, то можно прийти в 18 часов, предварительно предупредив об этом садовниц.

Каждый понедельник от завтрака до обеда сад организует большую прогулку – поход в лес, где дети имеют редкую для городской жизни возможность реализовать свои основные потребности в настоящем движении, взаимодействии с живой природой и последовательных наблюдениях за течением ее жизни. Из естественного природного окружения ребенок черпает нужные для его развития жизненные силы.

Этот выработанный ритм повторяется каждый день из недели в неделю.

В одной группе находятся дети разных возрастов: от трех с половиной до семи лет.

Достоинства и недостатки методики

Конечно же, такая уникальная педагогическая система расценивается специалистами неоднозначно. Так, можно выделить следующие преимущества вальдорфской школы:

  1. Тёплая, располагающая атмосфера, в которой детям очень комфортно.
  2. Нет страха перед плохой оценкой.
  3. Вальдорфские классы компактны, что даёт возможность педагогу уделить достаточно внимания каждому ученику.

  4. Занятия проводятся в увлекательной живой форме, что стимулирует интерес школьников.
  5. За счёт чередования интеллектуальных занятий с творчеством и ручным трудом ребёнок не переутомляется.
  6. Ученики учатся нестандартно мыслить, приучаются к самоконтролю, самодисциплине (а не просто действуют по указанию учителя).

  1. Поскольку в течение семи лет занятия ведёт один педагог, успехи учеников напрямую зависят от его профессионализма и личной одарённости.
  2. Позднее освоение основных (по меркам классической педагогики) предметов. Также ставится под сомнение отсутствие оценок, экзаменов.
  3. Многие родители и специалисты опасаются, что после такого обучения, где интеллектуальные предметы не выдвигаются на первый план, ребёнок попросту не поступит в вуз (особенно технического профиля). Также ему будет очень трудно учиться в обычной школе, если его туда переведут (в том числе из-за дисциплинарных требований).

  4. Конечно, игрушки, сделанные из природных материалов, это замечательно, но ребёнок должен заниматься и с более функциональными и полезными вещами, например, современными конструкторами.
  5. Обучаясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия запретов, школьнику может быть сложно адаптироваться к реальной жизни, где окружающие не всегда к нему будут так доброжелательны.
  6. Некоторые психологи и педагоги считают учение Штайнера странным из-за его эзотерических акцентов (оно оперирует понятиями «эфирные», «астральные тела» и пр.), полагают, что оно может нести вред детской психике. Кто-то даже воспринимает вальдорфские школы как секты.

Особенности вальдорфской школы

После окончания вальдорфского детского учреждения малыши переходят в школу, в которых также используются принципы вальдорфской педагогики.

Начинают обучение в вальдорфской школе дети с семи лет. Процесс обучения длится в течение одиннадцати лет. Основным педагогам на протяжении восьми лет обучения является классный руководитель, который для детей выступает в роли наставника и друга.

Начальная вальдорфская школа уделяет мало времени изучению академических предметов. В течение двух лет детей знакомят с буквами и учат основам чтения. Также изучаются в игровой форме правила написания букв и счет.

Особое внимание вальдорфская система обучения в начальных классах уделяет изучению иностранных языков, игре на флейте, эвритмии и основам рукоделия. Занятия проходят в игровой форме

Для лучшего восприятия материала детьми используются стихи, песни, загадки и т.д.

Для работы на уроках и дома в начальной школе не применяются традиционные учебники. Старшеклассники могут использовать учебную литературу в качестве дополнения к изучению основных предметов.

В вальдорфских школах часто организовываются праздники, посвященные торжественным датам, религиозным событиям или природным явлениям. В данных мероприятиях принимают активное участие педагоги, дети и их родители. Школьники разучивают различные песни, стихотворения, играют на музыкальных инструментах, занимаются постановкой спектаклей и танцев, собственными руками создаются сценические костюмы и подарки.

В конце каждого семестра дети с классным учителем подводят итоги учебной деятельности. Организовывается  выставка достижений учащихся вальдорфской школы, на которой демонстрируются сшитые на уроках рукоделия куклы, вылепленная из глины посуда, изготовленные из природного материала поделки и т.д.

Процесс обучения в вальдорфских школах не предполагает выставление оценок и не носит состязательный характер. После завершения учебного года педагог для каждого учащегося по итогам его деятельности и активности составляет подробный отчет-характеристику. Если ребенок переходит продолжать обучение в другое учебное заведение, то учитель выставляет итоговые оценки.

Вальдорфские школы отличаются от классических образовательных школ следующими особенностями:

  • учебный план составляется с учетом возрастных особенностей;
  • классный учитель ведет детей с первого до седьмого класса;
  • утверждение основной темы года для каждого из учебных классов;
  • художественно-эстетическая направленность обучения детей с 1 по 11 класс;
  • отмена системы оценок до 7 класса;
  • достижения в обучении одного ребенка не сравнивают с успехами другого учащегося;
  • художественно организованное школьное пространство;
  • для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план развития и обучения, учитывающий его индивидуальные особенности;
  • дети получают знания благодаря групповым диалогам, исследовательской деятельности и практическим занятиям;
  • иностранные языки преподаются по методу погружения в языковую среду;
  • на уроках происходит постоянная смена действий, ориентированная на ритмы;
  • постоянно работает школьный театр, позволяющий детям проявлять творческий потенциал и лучше развивать коммуникативные способности;
  • родители принимают активное участие в жизни школы и детей;

Вальдорфская школа признана гуманной школой, в которой уважают мнение и интересы ребенка, а также не применяют в обучающем процессе контроля, оценок и постоянного сравнения. Выпускники данных учебных заведений являются полноценными, свободными и самостоятельными личностями.

Принципы вальдорфской методики

Штайнер считал, что до семи лет ребёнку не нужно преподавать традиционные науки. Восприятие малыша ещё просто не готово для обработки такого объема информации! В этом возрасте ребенок нуждается в развитии образного мышления, а абстрактное ему потребуется только по достижению 12 лет.
Согласно вальдорфской педагогике график обучения малыша всем необходимым навыкам и знаниям должен быть строго расписан. Ребенок должен получать информацию небольшими порциями. Причем, освоение каждой дисциплины осуществляется именно в тот период, когда интеллект малыша уже максимально подготовлен для её восприятия.

Штайнер настаивал на необходимости акцентировать внимание на трех направлениях развития ребенка:

  • духовном;
  • творческом;
  • физическом.

И творчеству уделяется особое внимание: в процессе обучения все дети вальдорфских классов обязательно участвуют в различных театрализованных постановках — как кукольных, так и драматических. Для развития творческого потенциала проводятся занятия по лепке, вышивке, работе с камнем и древесиной

Причём, синтетические материалы вальдорфская школа не признает!

По глубокому убеждению последователей этой системы образования, для гармоничного развития ребёнка необходим полный отказ от компьютера и телевизора. Педагоги считают, что эти предметы — источник огромных объемов никому ненужной информации и регулярных стрессов, а значит, ребенка следует оградить от них.

Теоретические основы вальдорфской педагогики

Современные сторонники вальдорфской педагогики подчеркивают, что антропософия не преподается детям ни в каком виде – ни как религиозное учение, ни как академическая дисциплина. Однако сами принципы педагогики Штайнера исходят из антропософских предпосылок. Главная из них – представление о человеческой сущности как о единстве духа (мысли), души (эмоциональной сферы) и тела. Задача педагогики – развитие все трех составляющих. 

В вальдорфских школах нет учебников. Носителем знаний является учитель, который искренне верит, что ему выпала честь транслировать передовое научное знание. Педагоги в подобных школах в большем своем числе – убежденные антропософы. Они считают, что их главная миссия – передать идеи Штайнера людям и сделать так, чтобы учащиеся приняли его учение об устройстве мира как единственно верное.

В то же время, если не учитывать философско-религиозные аспекты, можно сказать, что ориентация на гармоническое развитие ребенка, на его собственные способности позволяет отнести вальдорфскую педагогику к гуманистической парадигме в образовании. Исследователи указывают на близость педагогики Штайнера к идеям Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и других авторов.

Еще один принцип вальдорфской школы предполагает поэтапное развитие ребенка. В период раннего детства, то есть до семи лет, согласно Штайнеру, упор делается на физическое развитие, в период детства (с семи до четырнадцати) – на развитие эмоциональности, и только на этапе отрочества и юности (до двадцати одного года) – на развитие интеллектуальное.

Штайнеровская педагогика, политика и религия

Из вышесказанного можно предположить,
каково отношение штайнеровской педагогики к
политике или религии. Но хотелось бы еще раз
отметить, что цель штайнеровской педагогики
в воспитании свободных, способных и творчески
мыслящих людей.

Идея, выражающаяся в попытках
воспитания детей для целей какой бы то ни было
идеологии или господствующей в данный момент
мировоззренческой системы, сама по себе, с точки
зрения развития человека, абсурдна. Мы не знаем,
каким будет общество и государственное устройство
через несколько поколений, где наши ученики
захотят жить и работать. Единственное, в чем
мы можем им помочь, — постараться воспитать
их порядочными людьми.

Такая же безусловная свобода
определяет отношение школы к религиозным убеждениям
родителей и учеников. Образованный человек знает,
какая несправедливость происходит в мире из-за
слепого догматизма того или иного религиозного
направления, приводящего к страданиям людей.
Было бы бессмысленно вырастить из детей фанатических
последователей одной из конфессий, которые бы
не умели принимать своих ближних, исходя из
их чистой человечности.

Искаженное понимание штайнеровской
педагогики по данному вопросу часто является
следствием невежества или совершается преднамеренно.
В последнем случае это происходит тогда, когда
кто-либо, догматически отстаивая свои собственные
убеждения, видит опасность в том, что в людях
воспитывают их индивидуальное свободное мышление.

Тот факт, что картина человека
в штайнеровской педагогике содержит в себе представление
о духовном человеческом “ Я ”, является в действительности
стремлением реализовать свою свободу и индивидуальность.
Материалистическая картина человека, созданная
генотипом и средовой обусловленностью, в действительности
не может содержать в себе понятие свободы личности.
Эту исходную точку зрения необходимо понимать,
чтобы верно представлять штайнеровскую педагогику.

Что же такое система Вальдорф?

В основе педагогической системы лежит целая философия, которую следует изучать спецаиально – что, кстати, и обязан сделать каждый, кто решит стать воспитателем в вальдорфском садике или учителем в школе

Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет

От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.
Сами же сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам:
• создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка;
• воспитание через подражание и пример;
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
• организация здорового ритма жизни группы;
• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)
Надо сказать, что для меня, как для матери, все это прозвучало чрезвычайно заманчиво, но поскольку у меня уже есть определенный опыт в нашей системе дошкольного образования, я решила не поддаваться, так сказать, волшебству красивых слов, а проверить, как же все эти принципы воплощаются в жизнь.
Вальдорфский садик разительно отличается от обычного израильского садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть «ритма жизни»). В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера (хотя в старших классах школы «Хардуф» все дети изучают компьютеры), и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня («тихое» время сменяет более «активное») – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами «вальфдорцы» описывают эту систему с помощью понятий «вдох» и» выдох»: «Фаза «выдоха» — свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку». Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Для моего еврейского уха это прозвучало как чистейшей воды идолопоклонство, но в садике меня уверили, что «это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.» Я не нашла в саду и тех обычных для израильского садика моментов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребека: висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике «сложа руки» и смотреть на детей – это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.

«Большая черепаха» (ЮАО/ЮЗАО)

В отличие от традиционного детского сада, где в группах дети одного возраста, в этом саду группы разновозрастные. Дети обучаются большему, играя как со сверстниками, так и с более младшими или старшими детьми.

Такая группа для малыша – это своеобразная модель социума, в которой он учится взаимодействовать с другими, постепенно готовясь к взрослой жизни. Младшие подражают старшим и усваивают нормы и правила поведения. Дети постарше получают от общения с малышами не меньше пользы: они учатся быть толерантными и терпеливыми, учатся помогать малышам и защищать их.

В саду дети делают много поделок, рисуют акварелью, лепят из воска и из теста.  Дети никогда не рисуют и не лепят по заданному сюжету, по шаблону, они творят то, что в данный момент им подсказывают сердце и интуиция. Специальных «музыкальных занятий» в детском саду нет, но ежедневно в группе проводится ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с песенками, стишками и играми-потешками. Музыкальные занятия на основе орф-педагогики дополняют занятия в детском саду по желанию родителей в дополнительные часы.

Все игрушки из натуральных природных  материалов. Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Они очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.

Еда простая и полезная, сезонные фрукты и овощи. Для аллергиков — специальная диета.

Перед поступлением проводится небольшое собеседование с родителями.

«Правила» школы

Есть у данной школы свой «изюм», который и делает её особенной.

И это – принципы вальдорфской педагогики:

Здесь не принято говорить ребенку «нет». Ребенок может все! В пределах разумного, конечно. Бить другого ученика, крушить кабинеты и прочее ему не позволят. Но, чаще всего, здесь такого и не случается. Дети очень крепко между собой дружат.
«Нет» преждевременному интеллектуальному развитию. Все должно идти своим чередом. Педагоги данной школы считают, что ребенок в начальных классах ещё не готов изучать трудные науки. На этом и не настаивают. Обычно лишь к четвертому классу начинается действительное обучение. Однако говорят, что именно к четвертому классу развитие детей вальдорфской школы выравнивается и уже ничем не отличается от детей из общеобразовательного учреждения.
Учитель – авторитет. Причем один педагог ведет свой класс от самого начала и до конца. Первые восемь классов именно он будет обучать детей всем дисциплинам и лишь после девятого класса появляются другие педагоги. Детям, кстати, это нравится.
Первый урок – главный урок

Утро детей данной школы начинается с важного предмета: математика, русский язык и так далее. После него обычно делается упор на творческое развитие ребенка.
Отсутствие оценок

И детей это мотивирует. Их никто не пытается оценить. Никто не ставит «два», из-за чего у ребенка не появляется чувства никчемности.
Особая атмосфера. В школе словно живет волшебство. Класс — как одна большая семья. Все праздники могут посещать родители и принимать в них активное участие, наравне с детьми и учителями.
Отсутствие директора. Все школьные вопросы решаются на совете, участники которого: учителя, родители, воспитатели.

Методы преподавания

В основе всех методов работы с детьми и воспитания в вальдорфских школах лежит апелляция к чувствам, а не к интеллекту. На каждой стадии обучения происходит развитие той деятельности, которая действительно интересна, не вызывает у него отторжения или любых других негативных чувств. Педагоги вальдорфских школ обязательно учитывают различные темпераменты детей, дают им возможность развиваться в собственном ритме.

Развитие памяти

В основе этой педагогики лежит отказ от традиционного наглядного обучения, когда дети должны видеть предмет и запоминать его. Обучение проходит иначе: он не просто запоминает, в его сознании память работает совместно с эмоциональным восприятием того или иного предмета, чувства становятся опорой для памяти. Эмоциональная память считается одной из самых долгосрочных, поэтому заучивание стихов, таблицы умножения в сочетании с эмоциональными движениями будет более эффективным.

Развитие интереса

Главное преимущество вальдорфских школ и их педагогики заключается в том, что они прививают детям интерес к учебе и образованию. Система обучения задействует мобилизацию интереса для тесного переплетения с образовательным процессом: поскольку дети до 9 лет предпочитают активные игры, им тяжело усидеть на месте, они хотят много двигаться, играть, то именно в такой форме обучение будет наиболее эффективным.

В дальнейшем, когда дети начинают познавать себя, отделять себя от окружающих, осознавать свое место в жизни, в программу обучения вводятся зоология, география – те предметы, которые позволят расширить его кругозор, представление о строении мира.

Гармонизация душевной жизни и социальной среды

Еще одна принципиальная особенность педагогики и воспитания – отсутствие подавления индивидуальности. Вокруг малыша создается комфортная благоприятная среда, где окружающие принимают его таким, какой он есть.

Педагоги при этом поддерживают равновесие воли, чувств и мышления. Такая гармония душевного состояния позволяет полноценно развиваться физическому здоровью.

Ритмический распорядок дня

Вальдорфская система образования невозможна без ритмического распорядка. Этот аспект работы с детьми был заложен еще основоположником школ и имеет принципиальное значение. Для каждого дня, проведенного в школе, существует определенный ритм. Как правило, день начинается с основного урока, требующего максимальной концентрации – математики, ботаники и пр. Затем дети занимаются уроками, предусматривающими использование ритмических движений – хлопков, прыжков, при этом они могут читать стихи или учить таблицу умножения.

У каждого дня недели имеется своя функциональная нагрузка – например, по пятницам во многих школах проходят генеральные уборки с участием детей. Малыши, выполняя простые движения, оказываются вовлечены во взрослую жизнь. Благодаря такой системе у детей вырабатывается собственный ритм жизни, они привыкают к выполнению определенных задач в разные дни недели. Систематичность также способствует лучшему усвоению материала.

Что же лежит в основе вальдорфской системы обучения?

Возрастная ориентация учебного плана и методов обучения.
Классный учитель («для ребенка учитель много важнее предмета») ведет основные предметы не только в начальной, но и в средней школе (до 7 класса).
Интеграция предметов

Сближение сведений из разных областей знаний благодаря теме года — своей для каждого класса (учебный план).
Традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса.
Художественно-эстетического элемент в образований: рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и прочее, 1—11 классы.
Отмена системы отметок в баллах (до 7 класса), использование вместо них подробных критериев оценки учебной деятельности ребенка.
Установка на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями.
«Гигиена преподавания» — ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» — концентрация учебного материала, с целью его органического преподавания и восприятия.
Преподавание иностранного языка с второго класса по особой методике (погружение в языковую стихию).
Еженедельные учительские конференции (коллегии) — как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом.
Совместная работа учителей и родителей, родители могут активно участвовать в жизни школы.
Особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т. н. вальдорфский интерьер).. «Школа в интересах ребенка» — это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям

Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» Задача такой школы:

«Школа в интересах ребенка» — это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» Задача такой школы:

Научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки.
Проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию — то есть воспитать внутренне свободного человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector