Современные методики запуска речи у неговорящих детей

Содержание:

Рекомендации для родителей

Дети в возрасте трех лет знают большинство предметов или их назначение. Поэтому родителям нужно говорить название малознакомых предметов и объяснять, для чего они нужны. Кроме того, для развития словаря, грамматического строя и связной речи полезно следующее упражнение: выберите один предмет, опишите его. Спустя какое-то время спросите ребенка об этом предмете. Задавать вопросы нужно так, чтобы малыш давал развернутые ответы.

Рассматривайте вместе книги с иллюстрациями, рассказывайте, что там изображено. Можете потренироваться в пересказе коротких сказок − только они обязательно должны сопровождаться картинками. Во время пересказа задавайте наводящие вопросы, в которых уже будет содержаться часть ответа.

После прочтения сказки интересуйтесь мнением: какой герой понравился, почему, о чем была сказка, что больше всего запомнилось. Это хороший способ для развития грамматического строя и связной речи.

Во время прогулок рассматривайте окружающие предметы, тренируйте навыки счета, описаний природы (цветов, деревьев, животных, птиц). Отвечайте на каждый заданный вопрос, но предложения не должны быть сложными для детского восприятия. Речь взрослого должна быть понятной, звуки произносите четко, во время чтения используйте интонацию для передачи характеров персонажей.

В этом возрасте обязательно играйте в сюжетно-ролевые игры. Они не только развивают воображение, но и улучшают связную речь. Во время таких игр можно пополнять словарный запас. Например, изучить новые виды одежд, обуви или мебели. Сюжетно-ролевые игры подходят для тренировки дикции и выразительности речи.

Советы по применению: как правильно распаривать лицо для чистки

Когда и почему нужна логопедическая помощь

Не нужно ждать, когда ребенку исполнится пять лет, чтобы обратиться к специалистам. Чем позже вы займетесь коррекционной работой, тем сложнее будет исправить недостатки в речевом развитии. Зачем нужна логопедическая консультация, если есть много информации по обучению и развитию речи ребенка? Причины речевых нарушений могут быть различны. В сложных случаях (например, алалии) только занятий по логопедии будет недостаточно. Дополнительно нужно ходить к неврологу и дефектологу.

Чтобы активизировать речевые центры в головном мозге потребуется принимать курс определенных таблеток, которые назначить может только невролог. Кроме того, логопед сможет точно установить причины отклонений в речевом развитии, и по результатам обследования составит индивидуальный план коррекционной работы.

В каких случаях нужна консультация специалиста?

  • Если первые слова и фразы появились только в три года − в этом случае нужно как можно скорее обратиться к неврологу и логопеду. В норме фразовая речь должна появиться к 1,5 годам.
  • Если нарушено произношение шипящих и свистящих звуков.
  • Если ребенок все понимает, но не говорит.
  • Если малыш с трудом составляет простые предложения и общается только словами или фразами.
  • Помощь логопеда потребуется, если в возрасте трех лет ребенок продолжает общаться на «своем» языке.

Логопед не только проверит речевое развитие, но и проконсультирует по вопросам коррекционной работы. Но и сами родители должны заниматься с ребенком и создать благоприятную речевую среду.

Причины «молчаливого» развития ребенка

Как ни странно, на формирование речи ребенка влияют многие факторы: плохая экологическая обстановка, рискованное поведение будущих родителей, социальные факторы, а также наследственные заболевания. Молчание ребенка нередко является симптомом серьезных органических нарушений или патогенных процессов в организме (глухота, слепота, гидроцефалия и др). Любые педагогические приемы не дадут никакого результата, если будут проигнорированы рекомендации врачей.

Запуск речи у неговорящих детей в современных методиках рекомендуют начинать с двухлетнего возраста. Однако это не означает, что работа по формированию познавательных, мыслительных процессов, памяти, двигательной активности не проводится. От того, насколько хорошо развиты перечисленные характеристики, во многом зависит успешное применение методов, приемов и способов педагогического воздействия.

Убедитесь, что ребенок здоров

Длительное отсутствие речи может быть связано с последствиями тяжелых инфекций, перенесенных в раннем детстве, сложной беременностью и родами, нарушениями слуховой функции, поражениями ЦНС, а также со стрессом

Именно поэтому так важно сначала убедиться, что у ребенка нет проблем со здоровьем. Обязательно посетите педиатра, отоларинголога, невролога, логопеда и пройдите необходимые исследования

Ранняя диагностика и коррекция нарушений – это половина успеха развивающих занятий.
Создайте дома благожелательную спокойную атмосферу. Малыши чутко реагируют на изменения эмоционального климата в семье. Если папа с мамой часто ругаются, дети инстинктивно стараются привлекать к себе как можно меньше внимания.

Причины задержки речи

Проблемы с речью у детей не являются самостоятельным диагнозом. Данное состояние часто является последствием особенностей развития ребенка, а также побочным действием существующих заболеваний.

Внутриутробное развитие

Отставанию в речевом развитии в большей степени способствуют внутриутробные процессы и течение родов. Нейроинфекции матери во время беременности (герпес, ЦМВ, токсоплазмоз, краснуха и др.), ангина, грипп, роды с любыми видами осложнений (срочные либо затяжные роды) — часто становятся причиной нарушения развития у детей.

Негативное влияние оказывают также и токсикозы в первой половине беременности, влияющие на подкорковую деятельность формирующегося малыша. Большой процент детей с последующими затруднениями в общении наблюдается среди недоношенных младенцев.

Младенческие заболевания

Помимо указанных причин на будущие особенности детского организма могут повлиять заболевания и травмы, пережитые в младенчестве. Особенно это характерно для сложных инфекций, травматичных и инфекционных повреждений головного мозга.

Наследственность

Имеет место также и наследственный фактор (неврологические и речевые проблемы у родителей), следствием которого может быть алалия у ребенка. Специалисты отмечают, что, как правило, мальчики больше подвержены алалии, чем девочки. Дети, отстающие в моторном развитии, отстают и в речевом.

Важно понимать, что нарушения речевого развития обычно сопровождаются или становятся как следствиями, так и причинами отставаний умственного развития. Две этих функции тесно связаны, и промедление крайне нежелательно

Помощь неговорящим детям осуществляют специалисты логопеды, задача которых установить точную причину отставания в развитии конкретного малыша. Далее разрабатывается индивидуальная программа по развитию с целью развития нормальных речевых процессов. 

Игры на развитие тактильной чувствительности

Специальные методики запуска речи у неговорящих детей обязательно включают в себя игры на развитие тактильных ощущений. Неговорящим детям полезны упражнения с распознаванием на ощупь предметов различной формы и текстуры, а также на тему практического изучения противоположностей: мягкий и твердый, холодный и горячий, ровный и шершавый.

Важно! Можно использовать для наглядности любые подручные материалы. В два года малышам очень интересно сравнивать предметы друг с другом

Развитие осязания

Самая полезная и эффективная игра на развитие осязания — старые добрые «Жмурки», когда дошкольники ищут друг друга с завязанными глазами. Также можно дать малышу в руки несколько образцов разных материалов (шерсть, дерево, хлопок, металл) и попросить распознать каждый из них. Такие занятия развивают осязательную память и учат ребенка описывать собственные ощущения словами.

Осязание — одно из главных чувств ребенка и взрослого

К сведению! Чем больше малыш рисует, лепит, вырезает, тем скорее он обрадует родителей своими первыми словами. Любое рукоделие развивает мелкую моторику и активизирует мозговые зоны, ответственные за правильное формирование речи.

Как правильно развивать сенсорику

Запуск речи у неговорящих детей непосредственно связан с развитием сенсорной системы. Для этого малышам полезно собирать пирамидки, играть с сортерами, надевать большим картонным куклам одежду на липучках и играть с конструкторами. В процессе игр и упражнений взрослый должен постоянно рассказывать малышу о том, что он в данный момент делает. Вскоре ребенок начнет самостоятельно описывать свои действия, взяв пример со взрослого. Этот метод очень эффективен для малышей старше трех лет. Главное — вызывать речь при помощи занятий, интересных малышу.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется

Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой»

Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Веселая тренировка

Упражнения для язычка

  1. Качельки. Высунув язычок, попробовать дотянуться до носа, затем до подбородка
  2. Спиралька. Поворачивать языком то вправо, то влево, движения производить по кругу.
  3. Скачем на лошадке. Изображаем цоканье лошади. У нас получилось не сразу, но когда урок был освоен, радости предела не было!
  4. Кто пришёл? Сорванец высовывает язычок, повторяя за взрослым, который комментирует:

Плюсом таких приёмов является то, что детишек не нужно заставлять, они сами просят позаниматься!

Надуваем щёки, затем медленно выпускаем воздух. Можно перекатывать воздух с одной половины ротовой полости в другую.

Изображаем рыбий рот, втягивая щёки, а губки вытягивая вперёд. Но это ещё не предел, губоньками при этом необходимо поработать. Очень забавный приём.

Сами губы можно тренировать, произнося простейшие звучания, так вытягивать в трубочку и т.д. А ещё развивать дыхание, это способствует произношению слов. Можно дуть кусочки бумаги или ваты на скользящей поверхности.

Подвижные игры укрепляют мышцы детского организма, являются профилактикой плоскостопия, развивают координацию движения, способствуют развитию моторных навыков и речи.

Виды подвижных игр:

  • разные виды ходьбы (приставной шаг, ходьба на пятках, носочках);
  • лазание, преодоление препятствий;
  • игры с мячом;
  • упражнения на равновесие (скольжение с горки, ходьба по наклонной скамейке).

Этапы речевого развития по МФЯС

Крик, гуление, лепет — важнейшие этапы развития речи ребенка

Крик

Это рефлекторная реакция человека на влияние внешних раздражителей. Ребенок кричит, когда ему некомфортно, когда он испытывает боль, голод, жажду, любые неприятные ощущения. Крик характеризуется звонкостью и громкостью, коротким вдохом и продолжительным выдохом, в течение которого и производится звук.

Дети, которые имеют некоторые отклонения в нервной системе, издают или оглушающий звук, или заменяют его на тихие возгласы с прерывистыми всхлипываниями. Однако крика может и не быть. Чаще всего период активного «кричания» заканчивается после 2-х месяцев со дня рождения ребенка.

Гуление

Это долгое и распевное извлечение гласных звуков. При этом часто оно может сопровождаться и воспроизведением согласных. Здесь ребенок уже улавливает интонацию родителей, пытается сопровождать ее своими звуками, он хочет управлять своим речевым аппаратом, чтобы донести мысль. Но аппарат к этому еще не готов, поскольку находится в переходном состоянии.

Задача родителя – активно поддерживать эмоциональную связь с ребенком, общаться с ним при помощи интонации, ее тональности, ритма, но не стоит забывать и о словах.

Лепетание

В возрасте пяти — девяти месяцев развитие речи ребенка переходит на новую стадию лепета. Это многократное повторение одного и того же слова или звукосочетания, слога, которые могут составлять элементарные слова. Например, «ма», «па», «дя», и других. Пока ребенок учится воспринимать на слух некоторые выражения, формируется глубина выдоха, которую малыш учится контролировать. В 10 месяцев некоторые дети могут уже составлять слова из одинаковых слогов – «мама», «дядя», «тятя» и т.д.

В один год дети имеют в своем багаже около 10 слов и больше. При этом примечательно, что быстрее новые слова осваивают девочки.

К полутора годам малышам уже доступны для произношения некоторые короткие фразы.

Возможно, что на каком-либо  из этапов у ребенка возникнет нарушение или задержка. Это влечет деформацию системы речи и затруднения, вызывающе беспокойства у близких. Чтобы восстановить последовательность в этапах, рекомендуется следовать методике Новиковой-Иванцовой и пройти поочередно все необходимые уровни крика, гуления и лепета. Затем появится возможность произносить звуки, слоги, слова и целые фразы.

Игры на развитие тактильной чувствительности

Специальные методики запуска речи у неговорящих детей обязательно включают в себя игры на развитие тактильных ощущений. Неговорящим детям полезны упражнения с распознаванием на ощупь предметов различной формы и текстуры, а также на тему практического изучения противоположностей: мягкий и твердый, холодный и горячий, ровный и шершавый.

Важно! Можно использовать для наглядности любые подручные материалы. В два года малышам очень интересно сравнивать предметы друг с другом

Развитие осязания

Самая полезная и эффективная игра на развитие осязания — старые добрые «Жмурки», когда дошкольники ищут друг друга с завязанными глазами. Также можно дать малышу в руки несколько образцов разных материалов (шерсть, дерево, хлопок, металл) и попросить распознать каждый из них. Такие занятия развивают осязательную память и учат ребенка описывать собственные ощущения словами.

Осязание — одно из главных чувств ребенка и взрослого

К сведению! Чем больше малыш рисует, лепит, вырезает, тем скорее он обрадует родителей своими первыми словами. Любое рукоделие развивает мелкую моторику и активизирует мозговые зоны, ответственные за правильное формирование речи.

Как правильно развивать сенсорику

Запуск речи у неговорящих детей непосредственно связан с развитием сенсорной системы. Для этого малышам полезно собирать пирамидки, играть с сортерами, надевать большим картонным куклам одежду на липучках и играть с конструкторами. В процессе игр и упражнений взрослый должен постоянно рассказывать малышу о том, что он в данный момент делает. Вскоре ребенок начнет самостоятельно описывать свои действия, взяв пример со взрослого. Этот метод очень эффективен для малышей старше трех лет. Главное — вызывать речь при помощи занятий, интересных малышу.

Классификация нарушений

Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:

Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи)
Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании

Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.

Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития

Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.

В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.

Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.

Механизм действия очищающей маски на кожу

Очищающая маска для лица избавляет от омертвевших клеток, освобождает от сальных выделений и внешних загрязнений, предупреждает образование комедонов.

Очищающая маска для лица на основе глины

Очищающая маска для лица с глиной подсушивает высыпания на коже и улучшает цвет при помощи входящих в состав минералов, очищает поры. Подходит для жирной и комбинированной кожи.

Глина (гассул, каолин)

Глину часто используют в масках, поскольку она не только очищает кожу, но и насыщает ее минералами.

Очищающая маска для лица с гранулами

В процессе нанесения массирующими движениями очищающая маска для лица с гранулами чистит кожу механически. После нанесения она продолжает действовать уже благодаря активным веществам.

Очищающая маска-пленка для лица

Вязкая по консистенции очищающая маска-пленка на коже застывает при контакте с воздухом. После полного высыхания ее аккуратно снимают руками, освобождая кожу от загрязнений, черных точек и омертвевших клеток, очищает поры.

Настоящее обновление — как будто сбрасывается старая кожа.

Очищающая маска-сауна для лица

Очищающая маска-сауна для лица помогает интенсивно очистить кожу за счет разогревающего действия, раскрывающего поры. Это позволяет активным веществам проявить свои свойства максимально эффективно.

Методика Татьяны Грузиновой

Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно.Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.

Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.

Запуск речи происходит в три этапа:

  • Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
  • Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
  • На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.

Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.
Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика — это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи — всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
Мозаика — кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
Зарядка для пальчиков

Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
Игры со шнурками — формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей — помочь пассивную речь сделать «активной». При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить — кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Источник

Причины тяжелого недоразвития речи

Причины отставания речевого развития детей, как было сказано выше, – плохая экология, повлекшая токсическое отравление плода во время беременности. Но при исследовании мозга на ЭЭГ у таких детей была выявлена одна общая особенность – у них оказались недоразвиты подкорковые структуры мозга, которые отвечают за мотивацию и работу сенсорных систем: обоняния, осязания, вкуса, слуха и зрения. Речь у этих детей отсутствовала, потому что не были сформированы предпосылки к ее возникновению. Как известно, маленький ребенок начинает познавать мир через органы чувств, но в связи с тем, что органы чувств «не отвечали» на возрастные потребности ребенка, речь не развивалась совсем.

Кроме того, для нормального развития детской речи необходим достаточный объем оперативной памяти и способности к имитации речевых и неречевых действий взрослого, которые также пострадали в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды. Также у многих детей была выявлена артикуляционная апраксия, то есть они не чувствовали, в каком положении у него находится язык (верхний или нижний подъем), губы и зубы. Эти органы играют важнейшую роль в производстве речи, не ощущая их движения, ребенок затрудняется в произношении тех или иных звуков, в переключении органов артикуляции с одной позы на другую.

В связи этим специалистами в области нейропсихологии и дефектологии был предложен метод сенсорной интеграции, основанный на том, что для первоначального запуска речи необходимо «растормошить» органы чувств, воздействуя на них различными вкусовыми, обонятельными, тактильными, слуховыми и зрительными раздражителями. Развитие сенсорных систем организма способствуют дальнейшему развитию подкорковых структур мозга, отвечающих за когнитивные способности ребенка и увеличивающие объем оперативной памяти.

Когда начинать коррекцию

Если после трех лет дошкольник упорно молчит, пора задуматься о визите к специалисту, однако не стоит спешить с коррекцией. Вопрос о начале работы всегда решается индивидуально, в зависимости от состояния физического и психического здоровья малыша.

Если малыш не спешит произносить первые слова, не стоит впадать в панику

Начинать работу по системе можно, когда:

  • маленький молчун полностью здоров;
  • педиатр и невропатолог настоятельно рекомендуют приступить к речевой коррекции;
  • малыш имеет положительную мотивацию к занятиям;
  • ребенок владеет основными навыками общения со взрослыми и готов к обучению.

При соблюдении всех этих условий можно смело приступать к занятиям со специалистом.

Речевая коррекция должна проходить в форме увлекательной игры

Когда начинать коррекцию

Если после трех лет дошкольник упорно молчит, пора задуматься о визите к специалисту, однако не стоит спешить с коррекцией. Вопрос о начале работы всегда решается индивидуально, в зависимости от состояния физического и психического здоровья малыша.

Если малыш не спешит произносить первые слова, не стоит впадать в панику

Начинать работу по системе можно, когда:

  • маленький молчун полностью здоров;
  • педиатр и невропатолог настоятельно рекомендуют приступить к речевой коррекции;
  • малыш имеет положительную мотивацию к занятиям;
  • ребенок владеет основными навыками общения со взрослыми и готов к обучению.

При соблюдении всех этих условий можно смело приступать к занятиям со специалистом.

Речевая коррекция должна проходить в форме увлекательной игры

https://www.youtube.com/watch?v=fB0jvI7yr9U

Роль книги

Книга знакомит ребенка с окружающим его миром; развивает логическое и образное мышление, память, воображение; расширяет словарный запас; учит правильно составлять предложения.

Благодаря чтению ребенок учится слушать и концентрировать внимание. Семейное чтение – это способ общения между родителями и детьми, хороший метод воспитания и средство досуга

Семейное чтение – это способ общения между родителями и детьми, хороший метод воспитания и средство досуга.

Книга служит неотъемлемым атрибутом в формировании звукопроизношения. Посудите сами, вызывают интерес сюжет, иллюстрации, новые персонажи. Прекрасно подходит к использованию даже при различной степени тяжести ОНР. Самые несложные тексты народных сказок направлены помочь карапузу.

Вы говорите, параллельно показываете картинки, обсуждаете сюжет. Начинайте читать, когда Ваш наследник ещё не разговаривает. Поверьте, что словарный запас уже формируется. Только читайте с интонацией, чтобы сорванец хотел это воспроизвести. Используйте самые лёгкие потешки на начальных этапах.

Подключайте сюда подражание. Можете распределить роли, когда сценарий будет запомнен. Перекопируйте косолапого медведя, зайчика, лисичку, а малыш будет с радостью вторить! Отвечайте на вопросы. Только, когда маленький хитрец уже способен произносить вслух слова, но использует жесты чтобы о чём-то попросить, не потакайте.

Моя дочка прошение «дай» освоила одним из первых, до года. Но когда поняла, что и без этого получит интересующий предмет, исключила его из лексикона. Не допускайте лени! Но требовать тоже нельзя

Важно вызвать заинтересованность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector