Утренняя зарядка: домашний комплекс упражнений для детей

Комплексы упражнений

К каждому возрасту нужен свой специфический подход, чтобы не повредить здоровье ребенка.

Для детей до одного года

  1. Движения руками. Малыш в позе лежа должен обхватить руками пальцы родителя и последний в свою очередь делает аккуратные круговые движения. Данное упражнение способствует укреплению плечевого сустава малыша
  2. Поднятие ног. Поза такая же, как и в предыдущем пункте. Нужно обхватить ножки малыша так, чтобы они были выпрямленными и двигать ими вверх до образования прямого угла и плавно опустить вниз.
  3. Сведение лопаток. Ребенка следует уложить на живот и позволить ему ухватить свою руку за спиной. Кулачки нужно поднять к пояснице и медленно сводить и разводить руки в локтях.
  4. Велосипед. В позе лежа на спине взяться за лодыжки малыша и поочередно двигать ножки ребенка, как при кручении педалей на велосипеде.
  5. Наклоны тела. Взрослому нужно прижать ноги и живот малыша, стоящего спиной, к себе и положить перед ним его любимую игрушку. Цель — добиться того, чтобы малыш наклонился за игрушкой и выпрямился снова.
  6. Приседания. Крепко возьмитесь за руки ребенка и попросите его присесть либо побудите иным способом сделать это.
  7. Ползание. В возрасте от шести месяцев, дети уже начинают передвигаться на четвереньках. Такая активность равносильна полноценной спортивной зарядке почти для всех групп мышц.

Для детей от года до двух

Зарядка для детей до двух лет направлена на развитие координации движений, способности ориентироваться и управлении своим телом.

  1. Ползание через обруч. Малышу следует ползком перебраться через обруч сначала в одну сторону, а потом обратно. Карапузу следует постараться не перевернуться.
  2. Лазание на горку. Обычная горка во дворе может стать большим препятствием для ребенка, которое нужно преодолеть. Вместо горки это может быть и лестница.
  3. Ходьба. По наклонной плоскости ребенку следует походить вверх и вниз. Если ребенку сложно дается ходьба по наклонной, то можно подержать его за руку либо походить по прямой поверхности.
  4. Звездочка. Суть заключается в том, чтобы карапуз одновременно разводил в стороны и руки ноги и вернулся в исходное положение. Повторять 5-10 раз.

Для детей от двух до трех лет

Главными целями игровой зарядки для детей данного возраста служит развитие умений ребенка координировать свои движения, улучшать работу мышц и связок.

Бросок мяча. Для этого упражнения нужно передавать мяч ребенку, чтобы он бросил его вам обратно в руки. Больше тренировок и вскоре мяч будет попадать точно в цель.

Догонялки. Обычная игра может стать хорошей физической нагрузкой на мышцы. Бег будет полезен не только ребенка, но и для взрослого.

Прыжки. Стоя на месте ребенку нужно прыгать вперед и назад. Данный комплекс способствует улучшению координации.

Мельница. Для данного упражнения нужно поставить ноги шире плеч, наклонить туловище вперед и делать круговые движения руками. Желательно коснуться пальцами кончиков ног.

Упражнения для дошкольников

  1. Подготовка к зарядке. Руки по швам. На вдох поднимаем руки в стороны, а на выдох возвращаемся в сходное положение.
  2. Наклоны. Необходимо положить руки на пояс и наклоняться вперед, назад, влево и вправо.
  3. Упражнение для позвоночника. Попросите ребенка сесть и развести ноги в сторону. Вытянуть шею и руки вверх, а потом наклониться вперед к ногам.
  4. Приседания. Положить руки на пояс и постараться присесть и не упасть.
  5. Хлопки. Суть упражнения в том, что ребенок должен похлопать над головой, перед собой и за спиной.
  6. Наклоны. Ноги должны быть на ширине плеч, а руки на поясе. В таком положении малыш должен наклониться вперед, назад и в стороны.

Для школьников

Зарядка для школьников улучшает осанку, расслабляет мышцы и заряжает энергией. Также она помогает стать внимательнее и целеустремленнее.

  1. Упражнения для шеи. Положить руки на пояс и двигать шеей вперед, назад, влево и вправо.
  2. Для рук. Положить пальцы рук на плечи и начать вращение вперед и назад.
  3. Колено вверх. Из исходного положения резко поднять левое колено к груди, а потом правое. Можно также ускорять движения в процессе.
  4. Планка. Принять позу упор на локти и носки и держаться в такой позе 20-30 секунд.
  5. Прыжки. Попеременно меняя ноги, необходимо прыгнуть так высоко, насколько это возможно. Сделать нужно от 10-20 прыжков.
  6. Упражнение для таза. Ноги на ширине плеч, а руки на поясе. В таком положении нужно крутить тазом сначала в одну сторону, а потом в другую.

Кратко о пользе зарядки

В интернете и специальной литературе можно найти много информации о необходимости утренней зарядки. Если обобщить все эти данные, то можно отметить такие положительные моменты:

Физический.

Во время выполнения зарядки (утренней гимнастики) работают основные мышцы, суставы, растягиваются сухожилия. Это способствует активизации движения крови и лимфы по телу. Усиливается метаболизм в клетках, улучшается насыщение их кислородом и питательными веществами. Человек начинает чувствовать прилив сил, бодрость и повышенную работоспособность.

Терапевтический.

Выполняя упражнения утренней гимнастики, человек стимулирует работу сердца, легких, пищеварительной системы, мозга. Благодаря ускоренному обмену веществ, происходит регенерация поврежденных тканей, восстановление функций внутренних органов, быстрый вывод шлаков.

Психоэмоциональный.

Занятия физкультурой способствуют увеличению выброса в кровь эндорфина — гормона радости. Уходит стресс, возникает ощущение способности решать любые проблемы.

Энергетический.

После выполнения 15-30-минутной зарядки организм запускает механизм синтеза энергии, которой хватит на весь день. Пройдет чувство уныния и апатии. Захочется двигаться и строить дальнейшие планы.

В соответствии с возрастом

Комплекс утренней гимнастики в разном возрасте будет разным: для малышей – самым простым, для старших дошкольников – посложнее. Ведь малышам еще довольно сложно, например, ходить животом вверх или перепрыгивать препятствие, манипулировать мячом или стулом.

Для малышей в 2–3 года прекрасно подходят упражнения-подражания. Например, кошечкам (они могут выгибаться, умываться, потягиваться, зевать, топать ножками, охотиться в засаде, наклоняться, высматривая мышку, бежать за ней, ловить и т.д.). Птички могут махать крылышками, взлетать и садиться, наклоняться, раскачиваться… Фантазия родителей может найти множество таких вариантов. Главное, чтобы в комплексы входили упражнения для разминки всех частей тела.

В 3–4 года ребенок уже способен, например, приседать, переводя руки с пояса к коленкам, прыгать, работать с мячом, наклоняться вперед, доставая до коленей.

Сейчас можно предлагать малышу такие упражнения:

  • Хлопки в ладоши в положении стоя, ноги слегка расставлены – 5–6 раз.
  • Исходное положение – стоя, руки на поясе. Присесть, переведя руки на колени. Подняться – руки на пояс (5–6 раз).
  • Прыжки (ноги вместе) – 3–4 раза.
  • Бег за мячом – около 20 секунд.
  • Ноги расставлены, мяч в опущенных руках. Приседать и подниматься 5–6 раз, удерживая мяч в одном положении.
  • Из положения стоя, мяч в руках перед грудью, наклониться и 3–4 раза достать мячом до пола.
  • Сидя на полу на коленях, перекатывать мяч, перебирая пальцами, – 3–4 раза.

В возрасте 4–5 лет к этим упражнениям можно добавлять еще более сложные или постепенно заменять простые движения усложненными по мере развития двигательной координации малыша. Например:

  • Ходьба на корточках, на прямых руках и ногах (с опорой на ладони и стопы), животом вверх (присесть на корточки, ладонями упереться сзади и начать движение).
  • Вращение тазом в положении стоя.
  • Стоя на четвереньках, вытягивать противоположные руку и ногу.
  • Сидя на полу, поднять вытянутые ноги под 45 градусов, сгибать и разгибать их.
  • «Березка» — стойка на лопатках (2 раза по 3–4 секунды).
  • «Корзиночка», или «Лодочка» — лежа на животе, обхватить ноги за лодыжки и прогнуться, оторвав от пола колени и плечи.

Для дошкольников 5–6 лет упражнения могут быть еще более «сложносоставными», объединяющими несколько движений. Да и сами движения усложняются, поскольку сейчас ребенок уже способен прекрасно координировать свои действия:

  • Ходьба на пятках и носочках.
  • Махи прямыми ногами поочередно.
  • Наклоны вперед за обручем (наклониться – выдох, поднять обруч вверх – вдох, опустить обруч – выдох, подняться – вдох).
  • Пружинящие наклоны вперед с вытянутыми руками.
  • Стоя на полу на коленях, садиться на пятки (руки при этом на поясе).
  • Прыжки на месте, можно со скрещиванием ног, около 20 секунд.
  • Стоя на коленях, держать палку горизонтально за спиной и, прогибаясь назад, на выдохе доставать палкой до пяток.
  • Отжимания (сначала от стены, позже – от пола).
  • Прыгать боком вдоль лежащей на полу палки, перескакивая то на одну, то на другую сторону.

Из предложенных упражнений можно составлять комплексы, в которых будут присутствовать ходьба, прыжки, бег, махи руками, головой.

Подбирая упражнения для утренней гимнастики в соответствии с возрастом и физической формой ребенка, облекая их в игровую форму, сопровождая подходящей музыкой, родители не только формируют полезную общеукрепляющую привычку, но и постепенно приучают ребенка к здоровому образу жизни. В его формировании должны присутствовать занятия спортом, закаливание, правильное питание. Но все это будет бессмысленным и безрезультативным, если малыш не будет постоянно видеть перед собой соответствующий пример родителей.

Развитие ребенка дошкольного возраста и важность утренней гимнастики

Когда дети только появляются на свет, педиатры советуют делать ежедневную зарядку для развития ребенка. Сначала это самые элементарные и незамысловатые движения: поглаживания, постукивания, растирания, легкие хлопки. Малышам очень нравится, когда все это сопровождается мамиными прибаутками и потешками. Взрослым они кажутся незамысловатыми, но для малыша это целый мир. «Люли-люли, прилетели гули» и ручки малыша описывают круги в воздухе. Это начало всестороннего развития ребенка: координации, чувства ритма, речевого развития.

Немаловажным плюсом гимнастики с малышом является тактильный контакт мамы и ребенка. Такая зарядка должна проходить не более 15 минут и ежедневно, тогда малыш будет знать и ожидать ее заранее. Со взрослением малыша, упражнения можно усложнить. Хорошим подспорьем может стать использование фитбола, например, с рожками. Очень весело на нем скакать, при этом пытаясь сохранить координацию движений.

Самым оптимальным было бы сочетание утренней зарядки и закаливания. Когда детки еще маленькие, в качестве закаливания можно проводить обтирания мокрой, прохладной тряпочкой. Затем оставлять малыша голенького на пару минут, чтобы он принял воздушные ванны. Детей более старшего возраста нужно закаливать постепенно. Для начала можно налить в таз немного прохладной воды и просто намочить ноги. На следующий день процедуру можно продлить на пару минут. Главное в деле закаливания это регулярность, наличие определенных знаний и уверенности самих родителей.

В течении первых лет жизни, физическое развитие детей происходит очень стремительно, также происходит развитие и умственное, в детях бурлит огромное море энергии, которую необходимо куда-то девать. Пусть зарядка станет для них этим действием, поможет даже выплеснуть различные эмоции, которые малыши еще могут толком не осознавать сами. Ведь когда дети пойдут в школу, у них останется намного меньше свободного времени на прыжки, бег, игры. Но даже в школьные годы необходимо уделять достаточно внимания двигательной активности школьников, чередуя умственную деятельность с физической, тогда развитие детей будет идти гармоничным путем.

Основной комплекс

Чтобы утренняя зарядка была легкой и интересной, а также приносила пользу для ребенка и взрослого, важно заранее продумать комплекс упражнений, просчитать время на его выполнение и провести пробный урок. Ребенок, который видит перед собой взрослого, с легкостью справляющегося с упражнениями, и сам захочет их повторить

Для первых занятий комплекс должен быть посильным, а далее количество задач и их сложность будут постепенно увеличиваться.

Для зарядки стоит использовать следующие упражнения.

  • Простое хождение на одном месте или с перемещением в указанную точку.
  • Подпрыгивания на одной и двух ногах, на месте и с передвижением.
  • Разминка плечевого пояса при помощи круговых движений вперед и назад.
  • Поднимание ног вперед, ровных в коленном суставе. В качестве усложнения можно выпрямить руки и касаться их пальцами ног.
  • Упражнения на координацию: подпрыгивание на месте с поднятыми вверх руками.
  • Приседания.
  • Отжимания.
  • Ритмичные движения под музыку для расслабления, а также улучшения музыкального слуха и ритма.
  • Проведение растяжки: сидя на полу, ноги вместе – наклон вперед, ноги врозь – наклоны к правой, по центру и левой ноге. Можно попробовать освоить шпагат.

Важно контролировать выполнение каждого упражнения и корректировать малыша, если он что-то делает не так. Стоит делать это очень аккуратно, не вмешиваясь постоянно, при этом все время подбадривая и нахваливая маленького спортсмена

Чтобы зарядка была всегда интересна, важно постоянно вести поиск новых оригинальных комплексов, предназначенных для детей, которые можно почерпнуть из разных видов спорта: аэробика (работа со снарядами), йога (сложные, но интересные позиции), ушу и бокс (что особенно понравится мальчикам), танцы и балет (для девочек).

Для тех родителей, кто проводит с детьми утреннюю зарядку уже не первый год, можно использовать такой комплекс упражнений.

Вдох и выдох, выполняемые с подъемом и опусканием рук

Важно следить за скоростью движения конечностей и дыханием.
Хождение на одном месте, позже с продвижением. Следующим этапом будет добавление движений руками, что рассчитано на развитие координации.
Разминка шейных позвонков посредством проведения наклонов головы из стороны в сторону, вперед и назад

Очень важно следить за тем, чтобы не было резких движений и высокой скорости выполнения.
Разминка позвоночного столба при помощи наклонов туловища из стороны в сторону. После этого добавляется движение вперед и назад в прогиб. По завершении производится вращательное движение корпусом по и против часовой стрелки, максимально разминая спину.
Упражнения на растяжку спины и мышц ног. Нужно произвести наклон вниз с касанием стоп и возвращение в основное положение (ноги вместе, руки вниз).
Силовая нагрузка, которую можно дать в приседаниях, от 5 до 10 раз. В качестве усложнения провести несколько серий.
Упражнения на пресс с удержанием ног родителем или установкой под опору. Усложнить упражнение можно при помощи дополнительного спортивного инвентаря, который ребенок будет держать в руках или зажимать ногами.
Отжимания, которые вначале можно проводить с колен, а в качестве более сложного уровня – в полной стойке.
В завершение можно дать несколько упражнений на координацию: прыжки на одной ноге, перепрыгивание через гимнастическую палку, прыжки на скакалке и т. д.
Заканчивать зарядку нужно в спокойном темпе, уменьшать скорость проводимых упражнений и в завершение – просто походить по помещению и подышать.

В следующем видео вас ждет веселая мульт-зарядка для спортивных детишек.

Выбираем вид детской гимнастики

Здоровье немыслимо без движения. И если нам иногда трудно уговорить себя лишний раз заняться зарядкой, то дети с удовольствием делают это сами. После того как ребенок пойдет, его уже не остановить. Малыш непрерывно исследует окружающий мир через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

В первые месяцы жизни ребенок ограничен в движениях и в познании. Но чем разнообразнее движения, тем разнообразнее информация, получаемая благодаря им. Так что умственное развитие ребенка напрямую зависит от его двигательной активности. 

К счастью, у нас есть гимнастика — она поможет ликвидировать дефицит движения у младенца, создаст благоприятные условия для его здоровья и развития. А еще гимнастика поможет поддерживать эмоциональный контакт между мамой и малышом. Любящие мамины руки, ее нежные поглаживания, ласковый голос, когда она во время занятий читает малышу потешки-потягушки, — все это очень радует малыша.

Младенцы могут участвовать только в программах пассивной гимнастики. Это:

1) гимнастика (физические упражнения);

2) гимнастика на мяче;

3) аквагимнастика.

О массаже, который тоже считается видом пассивной гимнастики, вы можете прочитать по этой ссылке. А здесь мы поговорим о том, чем интересен и полезен каждый из перечисленных видов гимнастики.

Гимнастика хороша большим разнообразием движений. Упражнения улучшают аппетит, пищеварение, сон, углубляют дыхание (развивая тем самым легкие), вызывают усиленный приток крови к мышцам, к костям, с которыми они связаны, что способствует их росту. Они тонизируют организм, дают малышу большой заряд энергии и радости. Младенец учится чувствовать свое тело, понимать его сигналы и быть в ладу со своим физическим «Я». 

До года желательно предварять гимнастику с малышом сеансом массажа. Он разогревает и готовит мышцы к нагрузке во время выполнения физических упражнений, которые и будут завершающей стадией массажа.

Как правильно делать зарядку с малышами

Зарядка для малышей должна проводиться тогда, когда ребенок в хорошем настроении. Плачущее дитя не получит пользы от манипуляций.

Подготовка

Перед началом упражнений требуется постелить чистую пеленку, на которой будет лежать малыш. Руки того, кто будет делать гимнастику, должны быть чистыми и теплыми.

Пошаговая инструкция

Подготавливаясь к зарядке с ребенком, нужно провести следующие действия:

  • вымыть руки в теплой воде;
  • постелить на умеренно твердую поверхность чистую пеленку;
  • подогреть масло для кожи грудничка до температуры тела (36-37˚C).

Внимание! Гимнастика для грудничка подразумевает поглаживания конечностей, что без масла будет приносить дискомфорт

Как настроить ребенка на утренние упражнения

Для успешного начинания любого дела обязательно нужен соответствующий настрой. Дурной настрой обеспечит провал любых задумок и начинаний, даже самых простых и незначительных. И прежде всего, ребенку необходима правильная мотивация. Она может проявляться в виде сладостей, игрушек, разрешения посмотреть любимый фильм или мультик, погулять и т.д

при выборе мотивации нужно обратить внимание на предпочтения и увлечения детей

Любую вещь можно подать интересно и забавно, даже зарядку, сделав из нее увлекательную игру. Ученые рекомендуют родителям делать утренние упражнения вместе с детьми, так будет интереснее и полезнее для всех. К тому же, это отличный способ пообщаться с детьми, если в течение дня такой возможности нет.

Кормить ребенка желательно после зарядки, чтобы во время упражнений ему не стало плохо, не разболелся живот. Непосредственно после зарядки рекомендуется выпить свежевыжатый сок или фреш, также можно предложить ребенку йогурт или стаканчик молока. Это придаст бодрости малышу. К более плотному завтраку можно приступать уже после 20 минут после окончания физических нагрузок.

Пора вставать!

Утром просто невозможно усидеть на месте! Если пару минут назад сонный малыш, потирая глазки, вставал с кровати, то сейчас он больше похож на миниатюрную модель вечного двигателя. Задача мам и пап — направить эту бесконечную энергию в мирное русло. Вот тут-то на помощь нам и придут упражнения для малышей, замаскированные под непринуждённую игру.

Детям от года до пяти лет ВОЗ рекомендует не менее 180 минут в день проводить за различной физической активностью

Это важно для здоровья костей и скелета, правильного обмена веществ, развития когнитивных и двигательных навыков. А значит, что с утренней зарядкой мы нашли применение как минимум пяти минутам

Делимся с вами несколькими упражнениями, где главным героем стал милый ёжик. Можно купить такую мягкую игрушку и держать её в руке во время зарядки. А если малышу нравится другое животное, то просто замените ёжика на него.

Ёжик на солнышке

  1. Стоим на ножках, слегка расставив их.
  2. Руки опущены.
  3. Без резких движений наклоняем голову к правому плечу.
  4. Делаем то же самое в другую сторону.
  5. Достаточно трёх повторов.

Ёжик тянется за яблочком

  1. Садимся на пол.
  2. Сгибаем ноги в коленях.
  3. Убираем ручки за спину.
  4. Плавно тянемся вперёд и кладём голову на коленки.
  5. Повторяем три раза.

Ёжик прячется

  1. Стоим, опустив руки вниз.
  2. Садимся на корточки и закрываем лицо ладошками.
  3. Делаем в умеренном темпе.
  4. Повторяем четыре раза.

Ёжик радуется

  1. Стоим ровно, опустив руки.
  2. Подпрыгиваем на месте 10 секунд.
  3. Повторяем два раза.
  4. Зарядка окончена. Можно сделать заминку, спокойно походив по комнате в течение минуты — проводить ёжика на работу.

Упражнения для младших школьников

Утреннюю зарядку, как и любое другое занятие, можно условно поделить на три части: разминка, основной комплекс упражнений, заминка. Каждая из этих частей является обязательным элементом тренировки.

Разминка может состоять из таких несложных движений:

  • Стоя ровно, вращайте головой в одну сторону, а затем в другую, делая все движения плавно и повторяя их по 5 раз.
  • Оставаясь в прежней позе, руки вытяните в стороны, держа их горизонтально, затем ладони прижмите к плечам и двигайте руками по кругу в обе стороны по 10 раз.
  • Встав ровно, ноги разместите на ширине своих тазобедренных суставов. Одну руку разместите на талии, а вторую поднимите вертикально вверх. Выполняйте медленные наклоны в сторону, противоположную поднятой руке, затем повторите эти же движения для другой стороны, делая всего 20 наклонов.
  • Приняв то же начальное положение, выполните наклон вперед, пытаясь дотянуться ладонями до стоп. Сделайте 10 повторов, держа при этом ноги и спину ровными.

После разминки следует приступить к выполнению комплекса упражнений, подходящего для детей младшего школьного возраста:

  • Первое упражнение является подготовительным, его главная задача — разогнать кровообращение во всем теле. Необходимо встать ровно, соединив ноги, руки же разместить на талии, после чего выполнять ритмичные прыжки в течение полуминуты.
  • Это упражнение нагружает мышцы поясницы и стабилизаторы позвоночника. Встав прямо, поставьте ноги на ширине тазобедренных суставов, наклонитесь вперед так, чтобы корпус принял горизонтальное положение. Руки расставьте в стороны и, держа их неподвижно, выполняйте вращения туловищем в стороны, стремясь к тому, чтобы каждая ладонь коснулась противоположной стопы.
  • Упражнение «велосипед» помогает развить мышцы пресса, ягодиц и бедер. Лягте на спину, руки заведите за голову или вытяните вдоль туловища. Выполняйте поочередные движения ногами так, будто крутите педали велосипеда, ноги при этом ставить на пол нельзя.
  • Встав прямо, разместите ноги на ширине ваших плеч, руки держите горизонтально перед собой или заведите за голову. Медленно приседайте так, будто садитесь на стул, при этом спина должна быть ровной.

После основной части занятия важно выполнить небольшую растяжку:

Когда заниматься нельзя?

Наверняка многим известно, что любые нагрузки противопоказаны деткам, недавно перенесшим профилактическую прививку. Но это, оказывается, далеко не единственная причина, по которой гимнастику придется отменить.

Существует целый ряд заболеваний, при которых гимнастические занятия под запретом:

  • любые состояния, сопровождающиеся повышением температуры и лихорадкой;
  • различные воспалительные поражения кожи (в том числе гнойные), а также мышц, костей, лимфоузлов или подкожной клетчатки;
  • атрофия;
  • заболевания костей, сопровождающиеся их болезненностью и ломкостью;
  • острый артрит, туберкулез костей или суставов;
  • острый нефрит или гепатит;
  • рахит;
  • врожденные пороки сердца;
  • геморрагический диатез, гемофилия;
  • туберкулез в активной форме;
  • большие грыжи (паховые, пупочные, мошоночные, бедренные).

Зачем нужна зарядка

Регулярное применение зарядки имеет множество положительных сторон. В частности утренний разминочный комплекс:

  • Укрепляет мышечный аппарат. При помощи специально подобранных упражнений легко тренировать необходимую группу мышц;
  • Повышает жизненный тонус. Ничто так не бодрит с утра, как веселая двигательная игра;
  • Улучшает аппетит;
  • Активизирует работу всех органов, особенно дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
  • Позволяет формировать и поддерживать правильную осанку;
  • Развивает координацию;
  • Воспитывает выдержку и дисциплину;
  • Повышает стойкость;
  • Поднимает настроение;
  • Возбудимых детей успокаивает, медлительных – активизирует.

Простые, понятные, приносящие удовольствие ребенку упражнения позволяют начинать день в хорошем настроении, подготовиться к активному времяпровождению, выработать правильный режим дня.

Особенности проведения утреннего разминочного комплекса у детей дошкольного возраста

Чтобы получить максимум пользы от утренней гимнастики, необходимо соблюдать некоторые рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы воспитателей, педиатров и физиологов. Правила очень просты, но требуют регулярного выполнения.

Время проведения

Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка. Для новорожденного и младенца зарядка заключается в массаже и упражнениях и продолжается около 15 минут.

Дети от года, умеющие ходить, могут выполнять гимнастический комплекс самостоятельно.

  • Для малышей 1-2 лет длительность одного занятия должна быть около 5 минут,
  • для 3-4 лет – 5-8 минут,
  • 5-6 лет – 8-10 минут,
  • 7-10 лет – 10-15 минут.

Одежда

Стоит внимательно отнестись к выбору одежды и обуви для занятий. Рекомендуется удобные, не сковывающие движения предметы гардероба из хлопковой ткани. Не допускается наличие крупных швов, пуговиц или иных предметов, которые могут натирать, создавать неудобства при активном движении или выполнении упражнений лежа на спине или животе.

В домашних условиях, обувь при зарядке можно не одевать, но желательно, чтобы ноги были в носочках.

Условия

Домашний комплекс упражнений необходимо проводить в тщательно проветренном помещении. Для дополнительной закалки организма хорошо, если воздух будет немного прохладным (приблизительно 18 градусов).

Желательно предлагать зарядку до еды или спустя 40 минут после приема пищи.

Внимательно осмотрите место проведения упражнений. Уберите все лишние предметы, обезопасьте углы или подвижные элементы. Удобнее всего, если в помещении, где проводится зарядка, будет достаточно места для небольшой пробежки.

Форма проведения

Дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют задания с использованием игровых элементов. Хорошо, если утренняя гимнастика будет иметь сюжет (поход в гости к мишке, зайке; имитация животных и растений). Стоит внимательно отнестись к названию упражнений, преподносимых карапузу. Образная, насыщенная речь, поясняющая необходимые действия, поможет ребенку долго оставаться заинтересованным таким времяпровождением.

Дополнительные элементы

Если вы решили применить в комплексе дополнительные снаряды (мяч, фитбол, скакалка), то заранее подготовьте выбранные предметы. Не стоит прерывать занятия для долгих поисков необходимого инвентаря.

Темп и очередность

Чтобы получить пользу от утренней гимнастики необходимо:

  • Регулировать скорость выполнения упражнений, предлагая вначале выполнить медленно, после ускориться, дойти до самого быстрого варианта выполнения, после чего медленно снизить скорость и остановиться. Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко останавливаться при выполнении быстрых упражнений;
  • План занятия должен строиться по мере усложнения задач. Первым делом необходимо произвести разминку. После разогрева предложить выполнить упражнения основного комплекса. Завершать зарядку стоит спокойным шагом на месте и самомассажем;
  • Старайтесь ориентироваться не на количество выполненных элементов, а на качество исполнения. Если вы предложили крохе шагать высоко поднимая колени, то лучше сделать 5 правильных высоких шагов, чем 25 быстрых и не высоких.

Настроение крохи

Зарядка – занятие приносящее удовольствие и радость. Она должна быть посильной и приятной для карапуза. Не стоит заставлять или перенапрягать маленького спортсмена. Если он плохо себя чувствует или встал с плохим настроением, возможно, лучше отложить упражнения и провести их позже. Хорошо увлечь кроху собственным примером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector