Артикуляционная гимнастика для дошкольных детей
Содержание:
- Рекомендации родителям
- Разновидности артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет
- Полезные советы
- Артикуляционная гимнастика для сложных звуков
- Рекомендации и советы
- Виды
- Примеры артикуляционных упражнений
- Артикуляционная гимнастика
- Как проводить артикуляционную гимнастику
- Как заниматься артикуляционной гимнастикой
- Артикуляционная гимнастика включает такие упражнения
- Возможные ошибки и их коррекция
- Игры для щек
- Пора к логопеду
- Артикуляционная гимнастика: видео артикуляционных упражнений.
- В чем польза такой гимнастики и когда она нужна?
Рекомендации родителям
Бывает, что по каким-то причинам, нет возможности обеспечить своему сыну/дочери занятия с логопедом. Артикуляционной гимнастикой можно заниматься самостоятельно (желательно все-таки проконсультироваться со специалистом):
- Малыша необходимо познакомить с его органами речи – языком, губами. Это можно сделать с помощью историй о Язычке.
- На первых этапах обязателен зрительный контроль – он обеспечивается наличием большого или маленького индивидуального зеркала. В течение всего занятия задаются наводящие вопросы – что делает язычок? губки? где они находятся?
- Постепенно увеличивается темп, при этом акцент делают на точности и плавности выполнения.
- Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту, если возникают какие-то вопросы и непонятные моменты.
Своевременная диагностика и начало коррекционной работы, включающей артикуляционную гимнастику, помогут добиться положительных результатов. Правильное произношение, грамотная, связная речь – основные показатели готовности ребенка к школьному обучению. Всего лишь несколько минут в день, посвященных занятиям, помогут вашему малышу скорректировать имеющиеся недостатки в произношении и сделают его речь правильной.
Разновидности артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет
Разнообразные артикуляционные упражнения для 6-7-летних детей делятся на 5 видов, подходящих для определенного органа артикуляции.
Упражнения для губ
- Улыбка без зубов.
- Улыбка-заборчик, с зубами.
- Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы.
- Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты.
- Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом.
- Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево.
- Чмоканье.
- Статическое удержание губами карандаша или трубочки.
Упражнения для губ и щек
- Шарик – надуть обе щеки одновременно.
- Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку.
- Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.
Упражнения для языка
- Лопатка – широкий распластанный язык статично лежит на нижней губе.
- Иголочка – узкий язычок находится посередине открытого рта.
- Наказать непослушный язычок – высунуть и положить на нижнюю губу, при этом потихоньку покусывать его верхними зубами.
- Качели – широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз.
- Маятник – принцип тот же, что и у предыдущего упражнения, но направление движения влево-вправо.
- Лошадка – поцокать.
- Варенье – облизать языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю.
- Маляр – «покрасить» сначала нижние зубы с внутренней стороны, затем верхние.
- Горочка – упереть язык в нижние зубы, а середину прижать к верхнему небу.
- Чашечка – язычок прижат к верхним зубам, середина прогибается вниз, образуя форму чашечки.
- Пулемет – улыбнуться, кончик языка прижать к верхним зубам, и на выдохе произносить «д-д-д».
https://youtube.com/watch?v=cRs4IBNLUqg
Упражнения на отработку звуков
Упражнения на артикуляцию определенных звуков для детей строятся в комплексе.
Обратите внимание! Сначала идут статичные и динамичные базовые упражнения – Шарик, Улыбка, Трубочка. Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:
Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:
- Свистящие (с, з) – Лопатка, Наказать непослушный язычок, Маляр.
- Шипящие (ж, ш, щ, ч) – Варенье, Чашечка, Фокус.
- Сонорные (л) – Наказать непослушный язычок, Лошадка, Качели.
- Сонорные (р) – Маляр, Пулемет, Иголочка.
Упражнения на развитие правильного дыхания
- Буря в стакане. Дать ребенку стакан с водой и трубочку. Попросить подуть в трубочку, чтобы в воде образовывались пузыри.
- Снежинка или снежный ком. Соорудить из бумаги снежный комочек или небольшую снежинку и сдуть ее со стола.
- Фокус. На кончик носа положить небольшой кусочек ваты и попросить ребенка сдуть его, направив воздушную струю наверх.
- Протяжно пропеть гласные звуки «А», «О», «У», «И».
Упражнение «Надуть щеки»
Полезные советы
Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:
- Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле.
В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима.
Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут,
если им интересно. - Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
- Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
- Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для
этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или
другого безопасного предмета. - Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не
более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2
упражнения за занятие.
Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно
Важно следовать таким правилам:
- Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
- Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
- Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
- В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
- Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из
упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться,
пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения. - Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если
занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только
одно, чтобы в сумме их было 3, но не более. - Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены,
спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему
стоять. - Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя.
Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый. - Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.
Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.
Артикуляционная гимнастика для сложных звуков
При произнесении сложных звуков, язык, гортань, небо, поддается вибрации. При недостаточном развитии мышц и связок, у ребенка не получится произнести букву «р». Исправить этот недостаток или ускорить процесс правильного произношения можно при помощи определенных упражнений, которые мы рассмотрим ниже.
Недостаточное развитие подъязычной связки, напряжение или, наоборот, ослабление приводит к упрямству языка и, как следствие, дефекту произношения. Двух разовый ежедневный подход к упражнениям поможет выровнять речевую проблему.
Упражнение «Вкусно» или «Вкусное варенье». Выполняется с высоко поднятым широким языком и выступающим за верхнюю губу. Кончик языка должен тянуться к носу. В напряжение проделывается 15 секунд;
Упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом, язык напряжен и касается поочередно верхнего ряда зубов, затем нижнего. Выполняется в течение 15 секунд;
Упражнение «Чашечка». Подходит для развития артикуляционной деятельности, в этот момент укрепляются связки языка, которые способствуют усилению вибрации.
Рекомендации и советы
Маленькие детки 3-5 лет не отличаются усидчивостью и сосредоточенностью. Чтобы тренировки не превращались в пытку для обеих сторон, нужно учитывать некоторые нюансы:
- заинтересовать малыша можно только личным примером. Занимайтесь вместе в удобное время. Дети любят соревноваться, предложите своему чаду игру “У кого лучше получится”;
- показывайте ребенку, как нужно правильно делать упражнения. Чтобы карапуз мог оценить свой результат, заниматься лучше, сев вдвоем у настенного зеркала. Если такой возможности нет, дайте ребенку в руки небольшое зеркальце. Вам в этом случае придется сесть напротив него;
- не переусердствуйте. Малыши не могут долго сидеть на одном месте, поэтому выполняйте за один подход 2-3 упражнения. В целом у вас должно уйти на это 5-10 минут, больше непоседа просто не высидит;
- статические упражнения (те задания, где требуется удержать язык в оговоренном положении) нужно выполнять в течении 5-10 секунд;
- на каждое задание выделяйте 5-6 повторов;
- если малыш испытывает затруднение с каким-либо упражнением, посвятите сегодняшнее занятие только проблемному заданию.
Обязательно хвалите ребенка, отмечайте его достижения. Если что-то не получается с первого раза (или даже со второго), постарайтесь спокойно объяснить карапузу, что именно он делает неправильно. Утешьте кроху: “Посмотри, у меня тоже так не получается. Давай еще раз попробуем вместе”!
Не оттягивайте начало тренировок. Ребенку с невнятной речью тяжело общаться со сверстниками, находить общий язык. В результате он может избегать игр, сторониться общения.
Разве такого желают родители для своего ребенка? Напротив, малыш с правильной речью с малых лет будет активно принимать участие в детских забавах и легко адаптироваться в коллективе.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Виды
Пассивная АГ – подразумевает выполнение артикуляционных упражнений взрослым. Педагог (логопед) показывает малышу, как нужно делать, демонстрируя на своём примере. Постепенно такая гимнастика из пассивной формы переходит в пассивно-активную.
Активная АГ – ребенок выполняет все задания самостоятельно. Самое главное, чтобы они были ему понятны и доступны.
Все задания АГ подразделяются на:
- динамические: позволяющие разработать «застывшие» мышцы губ и языка, сделать их подвижными, а выполняемые действия – скоординированными, и способными переключаться с одного действия на другое;
- статические: формирующие способность удерживать определенную позу в течение нескольких секунд, с участием или без участия голоса.
Примеры артикуляционных упражнений
Среди данных упражнений можно выделить общеразвивающие, которые помогают подготовить язык, губы, другие органы речи к четкому произношению, и те, которые способствуют постановке артикуляции для конкретной группы звуков.
Комплекс общей гимнастики для губ, языка и челюстей включает в себя такие упражнения:
- Частокол. Малыш должен научиться удерживать улыбку, открывающую зубы. Улыбнувшись и обнажив зубки, дошкольник удерживает такое положение до счета 10 (считает взрослый).
- Дудочка. Для выполнения ребенок смыкает губки и вытягивает вперед, представляя, что это дудочка (трубочка, хоботок). Удерживают также на счет 10.
- Чередование двух этих упражнений до счета 10.
- Широкая улыбка. Улыбнувшись и обнажив зубки, малыш должен раскрыть рот, а затем, не закрывая, сомкнуть зубы. Удерживают положение на тот же счет. Далее в таком же положении рот нужно закрывать и открывать рот на счет до 2.
- Язычок наказан. Дошкольник приоткрывает рот в улыбке, размыкает зубы и кладет спокойный широкий язык на нижнюю губу. Прихватывая язык губами, произносит многократно звук «пя». Затем задерживает в спокойном положении на нижней губе на счет 5.
- Гол. Задача — продолжительно дуть губами, вытянутыми трубочкой, на кусочек ватки, стараясь загнать ее в «ворота» (например, расставленные кубики), не надувая щек.
Для подготовки языка и губ к произношению шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч) подойдут следующие упражнения:
- Вкусное варенье. Рот ребенка слегка приоткрыт. Язык делают широким, похожим на чашечку, и облизывают сверху вниз верхнюю губу. Другие органы не задействуются!
- Грибок-присоска. Рот малыша приоткрыт в улыбке. Язык нужно сделать широким, а затем присосаться им к небу. Удерживать до 10.
- Играй, гармошка. Упражнение начинается, как предыдущее, но затем нужно открывать и закрывать рот, не отпуская языка и сохраняя улыбку.
- Рожица. Улыбаясь, ребенку нужно распластать язык по нижней губе и на выдохе максимально долго произносить Ф.
Подготовить артикуляционные органы к постановке свистящих звуков (С, З, Ц) помогут упражнения:
- Зубочист. Кончиком языка малыш чистит нижние зубы изнутри, двигаясь в стороны и сверху вниз, удерживая рот в улыбке. Задействован только язык.
- Котик рассердился. Ребенок упирается кончиком языка в основание нижних зубов (рот приоткрыт в улыбке, зубы обнажены), затем на счет 5 выгибает спинку языка, возвращает назад на счет 5. Язык от зубов не отрывать!
Следующие упражнения способствуют подготовке к произношению самого сложного звука – Р и его «заменителя» – Л:
- Покраска потолка. Дошкольник при выполнении упражнения улыбается, приоткрывая рот. Затем кончиком языка он гладит небо, двигаясь вперед и назад. Язык при этом из-за зубов не высовывают, челюсти и губы в выполнении не участвуют.
- Барабан. Выполняется из того же положения. Нужно поднять язык, а затем его кончиком стучать по задней поверхности основания верхних зубов, произнося многократно звук Д. По мере выполнения темп постукиваний ускоряется. Работает только язык!
- Лошадка скачет. Положение то же. Нужно щелкать кончиком языка за основанием верхних зубов, издавая цокающий звук.
- Бесшумная лошадка. Упражнение выполняется аналогично, но без звука.
- Пароходик. Малыша просят улыбнуться, высунуть кончик языка, прижать его зубками. После этого на выдохе нужно протягивать звук Ы (получится звук Л).
Артикуляционная гимнастика
«Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане». К.С. Станиславский.
АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ
Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.
В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.
К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.
Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.
Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.
Наш организм – это совершенная система, в которой психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.
Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части. Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:
- нижней челюсти;
- губ;
- языка.
Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
- Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
- Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
- Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
- Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
- Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось ваше лицо полностью. Далее зрительный контроль можно устранить.
- Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
- Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
- Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
- Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.
Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.
Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!
Как проводить артикуляционную гимнастику
Во время упражнений малыш должен сидеть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении.
Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься каждый день, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись.
Упражнения необходимо выполнять 3–4 раза в день, буквально по 3–5 минут.
За один раз с ребенком лучше не проделывать больше 2–3 упражнений.
Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.
Если упражнение статическое (нужно удерживать одну артикуляционную позу), то его длительность должна быть 10–15 секунд.
Двигаться нужно от простых упражнений к сложным, выбирая игровую форму подачи.
Из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления.
Если у малыша что-то не получается, нельзя бросать и переходить к другому
Надо отработать то, что плохо дается.
Важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого.
Начинать артикуляционную гимнастику всегда лучше с упражнений для губ.
Упражнения для губ
-
Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Улыбайся народ,
Потом губы — вперед!
И так делаем раз шесть.
Все! Хвалю! Начало есть! - Хоботок (трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри —
Губки хоботком тяни. - Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «и-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи. - Бублик (рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Заборчик — бублик; улыбка — хоботок. Чередование положений губ.
- Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Какие бывают упражнения?
Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
- Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
- Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
- Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
- Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
- Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набрать им водичку», слегка причмокивая.
- Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
- Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
- Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
- Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
- Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
- Поиграть в паровозик: погудите «у-у», губы — трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
- Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
- Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
Если малышу нравится заниматься, то постепенно можно осваивать более сложные упражнения и даже подарить крохе маленькое зеркальце, чтобы он видел, как работают его губки и язычок. А к логопеду пойдете позже, когда в садик соберетесь, но вам с вашим багажом зарядки для язычка его услуги вряд ли пригодятся.
Первым этапом в развитии речи ребенка являются разнообразные артикуляционно-мимические движения языком, губами, челюстью, которые сопровождаются бормотанием, агуканьем, гулением и лепетом, начиная практически с рождения крохи.
Как заниматься артикуляционной гимнастикой
Занятия по артикуляции нужно проводить в сидячем положении, чтобы ребенок сидел прямо и имел возможность в любой момент расслабить тело, руки и ноги. Квалифицированные специалисты рекомендуют начинать зарядку с упражнений для губ.
Важно! Малыш должен хорошо видеть лицо родителя или логопеда, а также свое лицо, чтобы осуществлять самостоятельный контроль за правильностью выполнения упражнений. Для этих целей желательно пользоваться настенным или ручным зеркалом
В педагогике существует несколько основных правил, как проводить уроки по артикуляционной гимнастике. К основным из них относят следующие:
- С помощью игровых приемов воспитатель должен рассказать ребенку о предстоящих занятиях, а также показать выполнение каждого упражнения на своем примере.
- Если малышу трудно выполнить какое-то движение, ему нужно помочь, используя для этого чистый палец, шпатель или чайную ложку.
- Чтобы дошкольник определил для себя правильное положение языка, нужно намазать его верхнюю губу медом, вареньем или еще чем-нибудь сладким. Ребенок инстинктивно оближет губу, и его язык ляжет так, как нужно.
Логопед или воспитатель, который проводит образовательную артикуляторную зарядку, должен обязательно следить за тем, как дети выполняют движения
Особое внимание нужно уделять плавности, точности, устойчивости и темпу выполнения. Движения абсолютно каждого органа артикуляции должны быть симметричными по отношению к левой и правой стороне лица, иначе никакого результата от таких уроков не будет
https://youtube.com/watch?v=cRs4IBNLUqg
Гимнастика для языка детям
С помощью гимнастики для языка не только укрепляются его мышцы, но и отрабатываются правильные движения. Благодаря урокам по артикуляции малыш готовит свой язык, чтобы правильно произносить звуки, вырабатывает умение владеть языком и изменять его положение.
Логопеды выделяют несколько эффективных и наиболее популярных игр для улучшения звукопроизношения, а именно «Птичку», «Горку» и «Качели». Выполняя «Птичку», ребенок должен высунуть язык, после чего полностью расслабить его, пошлепать им себя по губам и положить на нижнюю губу. Держать в таком положении не менее 20 сек. Во время «Горки» и «Качелей» малыш должен поочередно касаться языком своего носа и подбородка.
Упражнение «Качели»
Артикуляционная гимнастика включает такие упражнения
- Улыбка — малыш должен широко улыбнуться, удержать это положение на некоторое время. Губы сомкнуты.
-
Забор — напоминает предыдущее упражнение, только губы раздвинуты, видно два ряда зубок (верхний и нижний).
Слоник — карапузу предлагается вытянуть губы трубочкой, как слоник тянет хобот. Зубки при этом стиснуты.
Тесто — повторяя “пя-пя-пя”, ребенок шлепает губами, между которым находится вытянутый язычок.
Лошадка — это упражнение любят все детки, ведь нужно всего лишь цокать язычком, издавая звуки стука лошадиных подков о мостовую.
Горка — ротик карапуза широко открыт, точка опора для языка — нижние зубки. Язычок нужно выгнуть дугой, чтобы он напоминал округлую горку.
Варенье было очень вкусное — представьте, что на верхней губе находятся остатки сгущенки или варенья, которые нужно слизнуть. Быстрым движением ребенок слизывает кончиком языка вкуснятину с верхней губы сверху вниз. Мама следит, чтобы нижние зубки не прикусывали язык.
Блинчик — кончик языка покоится на нижней губе, как блинчик на тарелке, рот приоткрыт.
Грибок — начальное положение — как при упражнении “Лошадка”. Малышу нужно цокать, но гораздо медленнее. При этом язык распластывается по небу (это плоская шляпка грибка), а уздечка превращается в тонкую перегородку (ножка грибка). Это положение нужно зафиксировать.
Качели — ротик приоткрыт, язык поочередно нужно поднимать вверх, за верхние зубки, и опускать вниз — за нижний ряд зубов. Чтобы упростить задачу, мама или папа может при этом приговаривать “вверх-вниз”.
Маляр — “красим” верхнее небо, работая языком, как малярной кистью (“красящие” движения должны быть вертикальными).
Чашечка — пусть карапуз попробуют высунуть язык, приподняв его кончик и края.
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_160551975134918592′,params:{pp:’bgdl’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);
Положение нужно зафиксировать на несколько секунд.
- Именинный торт — предложите ребенку задуть свечку на воображаемом торте. Губы сложены трубочкой, но щеки не надуваются, воздух выходит не рывками, а ровной струей.
- Чистые зубки — ребенок по очереди “чистит” язычком изнутри верхние и нижние зубки.
- Сдуй муху — вытянув язык (как в задании “Варенье”), нужно попытаться достать им кончик носа. Зафиксировав язык в максимально возможном вытянутом положении, малыш дует вверх. Воздух, проходя по такому желобу, должен попасть на кончик носа.
- Ловим мышку — ротик слегка приоткрыт, наружу высунут только кончик языка — это мышиный хвостик. В таком положении ребенок говорит “а-а-а”. На третьем “а” зубками нужно легонько прикусить язычок — поймать мышонка за торчащий хвостик.
- Работящий дятел — широко улыбаясь, малыш воспроизводит дробь “д-д-д”. Языком он касается основания верхних зубов. В этом упражнении нижняя челюсть не задействована, поэтому маме нужно следить, чтобы она не двигалась.
Все эти упражнения помогут малышу подготовить речевой аппарат к такой тонкой работе, как произношение “вредных” звуков , , , , , , .
Возможные ошибки и их коррекция
Проведение артикуляционной гимнастики требует выполнения определенных правил, указанных выше. Если они нарушаются, то происходят следующие ошибки.
- Нерегулярность занятий. Гимнастика предназначена для формирования определенного навыка – правильной и координированной работы органов речевого аппарата. Пропуск занятий приводит к тому, что данный навык формируется и закрепляется медленнее.
- Нарушена последовательность упражнений. Сначала отрабатываются простые, постепенно осуществляется переход к более сложным. Если же ребенку начать показывать сначала сложные, то он их, скорее всего, не выполнит, потеряет интерес и мотивацию к продолжению занятий. Изначально простые действия, которые у него получаются, «подстегивают» его на следующие, более сложные.
- Неэмоциональность специалиста, сухая и скучная инструкция. Также приводят к потере интереса, нулевой эффективности проводимой работы.
- Если на занятии у малыша не получается отработать и закрепить определенную артикуляционную позу, то не стоит «отбрасывать» ее и переходить к новой. Нужно остановиться на достигнутом результате и продумать другие игровые приемы.
Игры для щек
Цель игр — укреплять мышцы щек.
Шарик
Перед началом игры нужно показать детям картинку с изображением воздушных шаров (или же сами шарики). Можно спросить, когда развешивают такие шарики и какое настроение испытывают дети при их виде.
После этого воспитатель просит детей изобразить шарик, надувая щеки. Потом показать, как шарик сдувается. Это можно делать медленно, постепенно выпуская воздух, или быстро — делая резкий выдох. Для большего веселья рекомендуется предложить детям «проколоть» шарик, нажав указательными пальцами на надутые щеки.
Хомячок
Детям предлагается рассмотреть картинку, видео или даже живого хомячка и обратить внимание на его щеки. Можно показать, как они увеличиваются, когда хомяк что-то запихивает себе в рот
Надувает хомяк щечки,
Зерно держит он в мешочках.
Щечки мы надуем тоже,
Вместе хомячку поможем.
Дети закрывают рот и надувают щеки. В таком положении они находятся около 5 секунд. Затем расслабляются.
Пора к логопеду
Как родителям определить, что им пора вести свое чадо к логопеду? Существуют определенные параметры развития речи, по которым и выявляется степень речевых нарушений у старшего дошкольника (как физиологических, так и психологических):
- К 4–5 годам речь дошкольника остается нечеткой, «кашеподобной», он не выговаривает много звуков.
- Говорит согласные звуки, смягчая («лямпотька», «яблёко», «тяйник»).
- Не употребляет сложных предложений, союзов.
- Не согласовывает слова в предложениях грамматически.
- Не освоил обобщающие понятия (мебель, посуда, одежда, транспорт).
- Пропускает или переставляет звуки в словах местами, за исключением сложнопроизносимых слов со стечением согласных (экскаватор).
- Не может полно и связно отвечать на вопросы, строить монолог.
При всех этих нарушениях необходимо обратиться к логопеду для диагностики и выявления истинных причин. Среди них могут быть низкий или повышенный тонус артикуляционных мышц, неврологические или психологические проблемы (задержка речевого развития, сильный испуг, и т.д.), патологии органов речи (короткая уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус, аденоиды, и др.).
Если серьезных проблем не обнаружится, логопед может порекомендовать курс специальных занятий (в их числе – языковая гимнастика, массаж), корректирующих произношение (например, если ребенок не выговаривает только звук Л, или только шипящие). Первое занятие он может провести сам, чтобы обучить маму правильной технике выполнения упражнений.
Если проблемы серьезнее, коррекцией заниматься должен однозначно специалист (при этом он обязательно будет давать домашние задания по закреплению получаемых ребенком навыков). Ведь профессиональный логопед, помимо звукопостановки, может оказать дошкольнику комплексную помощь в развитии речи:
развивать у ребенка внимание, мышление, память, а также зрительное и слуховое восприятие;
обогащать словарный запас;
развивать связную речь;
обучать грамоте;
корректировать грамматические ошибки в речи дошкольника.
В своей работе профессиональный логопед может использовать специальные инструменты (лопатки, шпатели), помогающие постановке правильной артикуляции в случаях, когда ребенок сам не справляется с ней; проводить специальный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц.
Хорошему логопеду знакомы основы неврологии и психологии, поэтому он может найти подход к каждому ребенку и помочь разрешить существующие психологические зажимы. Если проблемы окажутся узкоспецифичными, такой специалист порекомендует показать ребенка психологу, психиатру, неврологу, сурологу, отоларингологу. Ведь иногда малышу требуется и медикаментозная, и даже хирургическая помощь.
Артикуляционная гимнастика: видео артикуляционных упражнений.
Веселая видеоэнциклопедия артикуляционной гимнастики для дошкольников.
В каждом коротком видео Вы увидите картинку для упражнения, стишок и выполнение упражнения ребенком. Видео не мои и взяты из свободного доступа в youtube. Если у Вас есть какие-либо пожелания к их авторам — пишите на их канал. Если Вы готовы предоставить для этой статьи свои качественные видео с выполнением артикуляционных упражнений детьми бесплатно — то всегда рада. Пишите :-). Пока других видео я не нашла — если Вы поможете нам их найти, будет замечательно!
3.1.Артикуляционное упражнение «Лягушка»
3.2.Артикуляционное упражнение «Расческа»
3.3. Артикуляционное упражнение «Парус»
3.4. Артикуляционное упражнение «Чашечка»
3.5. Артикуляционное упражнение «Кошка»
3.6. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Артикуляционная гимнастика приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!
Много полезных и интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в статьях рубрик «Мир вокруг нас» и «Развитие речи детей 3-4 лет»
Если эта статья Вам помогла или у Вас возникли вопросы, буду рада, если Вы оставите комментарий!
До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
В чем польза такой гимнастики и когда она нужна?
Гимнастика для языка входит в комплексы артикуляционных упражнений, то есть упражнений, направленных на укрепление артикуляционных органов. Что они дают? Такие упражнения тренируют органы, участвующие в звукообразовании:
- глотку;
- язык;
- губы;
- щеки;
- гортань;
- мягкое небо;
- челюсти.
Во время выполнения таких упражнений эти органы вырабатывают нужный тонус, учатся принимать определенное положение и правильно менять его, в зависимости от произносимых звуков. В итоге речь становится более четкой, понятной.
Когда необходимо проводить артикуляционную гимнастику с ребенком? При наличии определенных речевых проблем. Чаще всего это неправильное произношение или неумение произнести в определенном возрасте тот или иной звук.
В норме к 6 годам ребенок должен освоить правильную артикуляцию при произношении всех звуков. Если этого не произойдет, общение с одноклассниками и педагогами станет причиной комплексов ребенка. К тому же зачастую неправильное произношение «тянет» за собой и проблемы с правописанием, что напрямую скажется на успеваемости. Поэтому артикуляционная гимнастика показана, если дошкольник к 5–6 годам не освоил произношение каких-то звуков (чаще всего это Р и Л, шипящие, свистящие). В легких случаях родители могут исправить проблему, занимаясь с ребенком дома, более серьезные нарушения – прерогатива логопедов.