Дыхательная гимнастика для малышей и детей постарше

Противопоказания к выполнению дыхательных упражнений с ребенком и предостережения

Дыхательная гимнастика оказывает стимулирующее воздействие не только на мышцы брюшины и легочной ткани, но и на средостение, сердце, сосуды.

Упражнения на дыхание не проводят при следующих состояниях:

  • Сердечно-сосудистые заболевания.
  • Острые респираторные инфекции с отеком носовых ходов, заложенностью носа.
  • Острый синусит (гайморит, этмоидит).
  • Тяжелые инфекционные заболевания (туберкулез, пневмония).
  • Врожденные аномалии развития дыхательных путей (до устранения патологии).

Обратите внимание!

С осторожностью необходимо выполнять упражнения детям с неврологическими расстройствами, нарушением мозгового кровообращения, на фоне органных патологий

Для школьников от 6 до 12 лет

В этом возрасте мы можем выполнять с ребёнком все упражнения, уже описанные ранее, а кроме того, добавляем более сложные упражнения, которые мы не смогли бы объяснить ребёнку, пока он слишком мал.

Нюхаем цветок. Этим упражнением лучше начать цикл дыхательной гимнастики, оно приучает в том числе к правильному носовому дыханию. Выполнять его можно сидя, стоя, лежа – в любом положении, но с одним условием спина должна быть прямой. Следует сделать глубокий вдох носом, как бы принюхиваясь, то есть втягивая воздух носом. Выдох также происходит через нос – медленно и спокойно. Всего следует сделать три-четыре таких вдоха и выдоха.

Попросите ребенка прислушаться к ощущениям внутри носовых проходов и попытаться описать их. Обычно речь идет о пощипывании или покалывании.

Дело в том, что слизистая оболочка носа пронизана множеством капилляров

Когда мы замедляем и интенсифицируем процесс прохождения воздуха через нос, а также акцентируем на нем свое внимание, мы можем почувствовать, как кислород поступает в кровь прямо через слизистые носа. Похожим образом это происходит внутри легких, пронизанных кровеносными сосудами

Считается, что кислород, усвоенный через нос, поступает прямо в мозг. Именно поэтому при заложенности носа, рините и других проблемах, затрудняющих приток воздуха непосредственно к слизистым носа, мозг человека страдает от кислородной недостаточности. Знание этих фактов и само ощущение дыхания носом может мотивировать ребенка содержать носовые проходы в чистоте, избегать факторов, провоцирующих простуды. Кроме того, слизистые носа – своеобразный центр иммунитета в организме. Это значит, что активное (и спокойное) осознанное дыхание через носовые проходы помогает предотвращать многие заболевания и справляться с их последствиями.

Спокойное дыхание. Упражнение также выполняется в любом удобном положении и в спокойной обстановке. Оно может оказаться немного сложнее, чем выглядит на первый взгляд, поэтому освоение его должно быть постепенным. Труднее всего оно может даваться именно впечатлительным, легковозбудимым или тревожным детям, и именно им оно принесёт наибольшую пользу.

Следует сделать медленный вдох до расширения грудной клетки, затем – небольшую паузу (задержку дыхания) и плавный выдох. Всего следует сделать от пяти до десяти таких вдохов и выдохов. Сложность заключается лишь в том, что эти действия не должны вызывать никакого физического напряжения. Поэтому позвольте ребёнку самостоятельно определять время вдоха, задержки и выдоха по своим ощущениям.

Хомяк. В этом упражнении ребёнок, вдыхая, изо всех сил надувает щёки (как в описанном в предыдущем разделе упражнении «Пузырики»). Затем выполняется задержка вдоха, во время которой щёки остаются напряженными. Во время этой задержки можно выполнить несколько шагов (хомяк тащит припасы, спрятанные за щеками, в свою нору). Резкий выдох происходит за счёт удара ладошками по щекам. После этого следует сделать несколько частых вдохов – хомяк обнюхивает окружающее пространство. И затем вновь отправляется за припасами – вдох с надуванием щёк, задержка, резкий выдох за счет хлопка по щекам, несколько частых вдохов. Повторить упражнение можно три-четыре раза.

Сочетание различных по характеру действий в одну последовательность (которая на самом деле вполне логична с точки зрения физиологии) помогает лучше овладеть искусством управления своим дыханием в разных его аспектах. Создание дополнительного давления внутри ротоносовой полости, как уже было сказано выше, способствует повышению местного иммунитета за счет устранения застойных явлений.

Кулачки. ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Вдыхать следует не одним сплошным вдохом, а в четыре приема – четыре коротких резких вдоха. Кулаки в это время сжимаются (во время вдоха) и разжимаются, как бы помогая ребёнку управлять своим дыханием. Выдох происходит произвольно, спокойно, через нос. Такое упражнение совершенствует не только дыхательную, но и нервную систему.

Боевой клич индейцев. Упражнение помогает овладеть своим голосом, научиться говорить звучно, контролировать громкость и «полетность» голоса.

Выполняется в любом положении. Само упражнение предельно просто: следует издавать звук, одновременно ритмично прикрывая ладонью рот. Дайте ребёнку задание регулировать громкость крика. Пусть он издает звук то с большей, то с меньшей громкостью.

Объясните также, что голос следует мысленно посылать вдаль, чтобы он звучал громче (вместо того, чтобы перенапрягать связки), и дайте малышу возможность потренироваться и убедиться в этом.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Представляет собой немедикаментозный способ оздоровления, изначально разработанный для восстановления певческого голоса. Однако практика показала, что регулярное выполнение упражнений позволяет остановить приступы удушья, убрать мигрени и болевые ощущения в сердце, нормализовать артериальное давление, нормализовать работу иммунной системы, увеличить умственную и физическую работоспособность.

Метод применяется при заболеваниях органов дыхания, кожных патологиях, болезнях мочеполовой системы и позвоночного столба, заикании и иных болезнях голосового аппарата и неврозах.

Ладошки

Упражнение применяется при различных патологиях. Пациент стоит или сидит, спина прямая, руки согнуть в локтевых суставах, а ладони повернуть к себе. Сжать ладони в кулаки, выполнять резкие и шумные вдохи. Повторить 8 раз, отдохнуть и снова приступить к выполнению. Всего нужно сделать 20 циклов.

Погончики

Упражнения можно выполнять сидя на стуле или стоя. Спину держать прямо, ноги поставить чуть уже ширины плеч, а руки разместить на уровне талии. Кисти сдать в кулаки. Выдыхая, резко пустить кулаки вниз, разжать их и растопырить пальцы. Напрячь максимально кисти и плечи. Выполнить 8 циклов по 8 упражнений в каждом.

Насос

Подходит для профилактики и лечения любых заболеваний, особенно при бронхите. Изначальное положение как у Погончиков, за исключением рук, они должны быть опущены вниз. Громко вдыхая, наклоняться медленно, а выдыхая вернуться в исходную позицию. Сделать 8 циклов по 8 повторений.

Обнимашки

Лучше выполнять при бронхите. Встать или сесть ровно, согнуть в локтях руки и поднять на уровне плечевого пояса. Резко вдыхая, руки нужно двигать навстречу друг друга, стремясь обнять себя за плечи. Выдыхая, кисти развести. Чтобы добиться лучшего эффекта, лучше вдыхать сначала ртом, а потом носом. Выполнить 16 раз на носовое дыхание и 16 на ротовое.

Восьмерки

Еще одно упражнение, показанное при бронхите. Выполнять стоя, ноги поставить на ширину плечевого пояса. Наклонится вперед и, резко вдохнув через нос, задержать дыхание. Начать считать вслух до 8, потом еще раз, до тех пор, пока есть возможностью

Кошка

Стоять ровно, поставив ступни на ширине своих плеч. Руки, согнутые в локтевых суставах, держать у туловища, кисти расслабить. Вдыхая, сделать поворот направо с полуприседом, а руки совершают хватательное движение. Выдыхая, встать в изначальное положение. Повторить в другую сторону.

Большой маятник

Вдыхая, наклоняемся, потом поднимаемся, обнимаем руками свои плечи, голову запрокидываем. Выдыхать быстро между наклонами. Если есть травмы позвоночного столба или патологии, упражнение противопоказано.

Повороты головы

Встать, руки расслабить, совершать повороты сугубо головой. Вдыхая, поворачиваем ее в одну сторону, выдыхая, смотрим перед собой. Повторить в другую сторону.

Ушки

Исходное положение как в прошлом варианте, только голову нужно наклонять ухом к плечу. Вдох – наклон, выдох – исходное положение.

Перекаты

Встать так, чтобы левая ступня, на которую опираемся, стояла перед правой. Вдыхая, присесть на левой и сразу же выпрямить ногу. Выдох. Теперь, вдыхая, присесть на правой, держа левую на носке и выпрямить ногу. Сменить ноги и повторить.

Шаг

Встать прямо. Левую ногу согнуть в колене и поднять до уровня грудной клетки, не забывая тянуть носок. Вдыхая, присесть на правой. Выдох – возврат к изначальному положению и смена его. Повторить с правой ногой.

Второе открытие уникальной методики Стрельниковой

К Стрельниковой обратилась пациентка с диагностированной астмой, развившейся на фоне простудных осложнений. Александра Николаевна с большим удивлением заметила, что месяц занятий полностью устранил симптомы недуга.

С течением времени стали появляться очередные доказательства того, что гимнастика не только способствует восстановлению голоса, но также обладает оздоравливающим воздействием.

Во второй половине 70-х годов методика Стрельниковой получила распространение в медицинских учреждениях Советского Союза как лечебная физкультура. Ее внедрение позволило значительно улучшить состояние пациентов с респираторными осложнениями.

Гимнастику включали в план лечения ряда заболеваний:

  • бронхиальной астмы;
  • туберкулеза;
  • пневмонии.

Дыхательная гимнастика показала хорошие результаты при:

  • патологиях щитовидной железы;
  • вегето-сосудистой дистонии;
  • простатите и других заболеваниях простаты.

Стрельникова содействовала специалистам московских медицинских учреждений, которые направляли к ней людей с нарушениями голосового аппарата, а также с патологиями носоглотки, легочных и бронхиальных недугах, сердечных и гипертонических заболеваниях.

Жизнь известной оперной певицы и автора уникальной методики прервалась на 77-м году вследствие автомобильной аварии (17 сентября 1989). До самой смерти Стрельникова была абсолютно здоровой.

Ее преемником стал доктор ЛФК из Российской Академии Медицинских Наук, Михаил Николаевич Щетинин. Благодаря помощи Александры Николаевны ему удалось побороть астму в острой форме еще в молодом возрасте. Он углубился в изучение методики и впоследствии стал единственным ее последователем.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

Первое важное условие — свежий воздух. Лучше всего проводить занятия на природе

Если такой возможности нет, позаботьтесь о том, чтобы помещение было хорошо проветрено.

Второе условие можно условно назвать «пустой желудок». Он может быть и не совсем пустым, конечно. Но заниматься сразу после еды строго не рекомендуется, а вот перед едой – очень даже хорошее время, так как желудок уже пустой, а упражнения обычно разжигают аппетит. Во всяком случае, на момент занятий должно пройти не менее часа после последнего приёма пищи.

Лучший режим занятий для детей: 10—15 минут два раза в день, но это зависит в том числе и от их возраста. Некоторые из упражнений можно встроить в повседневную жизнь в качестве забавы, не придерживаясь чёткого распорядка, а просто уделяя им свободные минутки между другими занятиями.

Дальше в статье рассмотрим особенности занятий дыхательной гимнастикой для разных возрастов и приведём примеры упражнений.

Дыхательная гимнастика во время коронавируса

Доктор Нейт Фавини, ведущий врач Центра передовых медицинских технологий, отмечает, что нет никаких доказательств того, что дыхательные упражнения полезны для больных коронавирусом и помогут защитить организм от болезни, если он уже поражен .

«Цель упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях, — очистить легкие от слизи, восстановить дыхание и сохранить дыхательные пути открытыми», — говорит врач Майкл Нидерман из Высшей школы медицинских наук им. Вейля Корнелла в Нью-Йорке . Он считает, что гимнастика должна строиться на глубоких вдохах и кратковременной задержке воздуха. Такие циклы упражнений часто заканчиваются сильным кашлем, что говорит об очищении легких. «Глубокое дыхание увеличивает количество кислорода, попадающего в легкие, и объем покидающего их углекислого газа», — объясняет Эма Свингвуд, председатель Ассоциации дипломированных физиотерапевтов по респираторной помощи .

При этом вдыхание большого количества воздуха через рот может вызвать раздражение слизистой. Особенно если выполнять упражнения в сухом, недостаточно проветренном помещении. На первых порах лучше вдыхать через нос, так как при этом воздух согревается и увлажняется. Дыхательные упражнения помогают быстрее восстановиться после болезни, но они не защищают от заражения COVID-19.

Польза дыхательной гимнастики

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто

Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:

Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

При заболеваниях ЖКТ

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

При заболеваниях сердца

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)

Тренируются мышцы органов речи.

Комментарий эксперта

Елизавета Конева, д.м.н., главный специалист по медицинской реабилитации АО ГК «Медси», руководитель Центра восстановительной медицины Клинической больницы №1 «Медси», профессор кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

Дыхательная гимнастика не спасет от заражения, но она показана пациентам с коронавирусной инфекцией. В период болезни, при пневмонии, мы обязательно рекомендуем делать индивидуально подобранные упражнения. У пациента, как правило, снижена мобильность, есть риск гиподинамии, поэтому дыхательные упражнения идут на пользу восстановлению

Они подбираются с учетом локализации по показателям КТ: важно понять, какая часть легких поражена, и, исходя из этого, подобрать комплексы, направленные на индивидуальную работу

Нельзя выбирать между прогулкой на свежем воздухе и дыхательными упражнениями. Это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые рекомендации, которым нужно следовать. Врачи назначают дыхательные упражнения при влажном кашле, для улучшения отхождения мокроты. При сухом кашле они неэффективны и могут даже ухудшить ситуацию.

Дыхательная гимнастика — это двигательная нагрузка, при которой происходит изменение сердечного ритма, направленная в том числе на включение дополнительных объемов вдыхаемого воздуха. При ковидной пневмонии меняется эластичность бронхолегочной системы, поэтому не стоит прибегать к дыхательной гимнастике самостоятельно, без консультации специалиста и комплексного лечения

В процессе выполнения упражнений важно контролировать давление и пульс. Работа направлена на улучшение дренажных функций и активизацию основной дыхательной мускулатуры

При ОРВИ, если нет бронхолегочных осложнений, упражнения не нужны, как и при полном восстановлении после пневмонии. Если у пациента диагностирована сформированная фиброзная ткань в легких, то стоит продолжать выполнение упражнений и после болезни.

Что касается дыхательных комплексов, то нет универсальных программ, которые подойдут любому человеку. Здоровые люди могут попробовать освоить дыхательные техники, но лучше делать это после консультации со специалистом. Нужно подробно изучить анамнез пациента, определить симптоматику, хронические заболевания и индивидуальные особенности и только тогда подбирать упражнения и техники. Советую воздержаться от экспериментов со здоровьем и вовремя обращаться к врачам.

Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.

Дыхательная гимнастика и игры — Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми 4–5 лет

Публикация «Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми…»
Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика и самомассаж, которые…

Картотека дыхательной гимнастики для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Картотека дыхательной гимнастики для средней группы. Комплекс №1 1. «Послушаем своё дыхание» Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма. И. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный…

Пальчиковая гимнастика по лексической теме «Воздушный транспорт» для детей среднего, старшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика по лексической теме «Воздушный транспорт» для детей среднего, старшего дошкольного возраста «Самолет» Я построю самолет, (разводим руки широко в стороны) Шлем надену — и в полет. (показываем «шлем» над головой) Сквозь волнистые туманы, Полечу в другие…

Картотека дыхательной гимнастики для старшей группы
«Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох, Качели вниз (выдох, Крепче ты, дружок, держись….

Дыхательная гимнастика и игры — Дыхательные игры для старших дошкольников

Статья «Дыхательные игры для старших…»
КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох,…

Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования город Десногорск» Смоленской области. «Дыхательная гимнастика для детей 4 — 5 лет» Составила: Фомичева Оксана Игоревна Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет…

Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми 4–5 лет
«Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми 4-5 лет» Четкая, внятная речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка. Очень многие дети дошкольного возраста сейчас имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков….

Дыхательная гимнастика для детей 3–5 лет
Дыхательная гимнастика средняя группа (возраст 3-5)  Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый…

Страницы:

Игры и упражнения для дыхания в стихах

В детском саду активно используются упражнения из картотеки дыхательной гимнастики в стихах.

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений в стихах

Во время выполнения такой методики, руководителю важно наблюдать:

  • За вдохом детей – он осуществляется через нос.
  • За полным расслаблением плеч.
  • За выдохом – он умеренный и расслабленный.
  • За щеками – они не должны надуваться.
  • За общим состоянием ребенка – при возникновении головокружения, упражнения следует прекратить.

Упражнение «Футбол»

Для выполнения упражнения необходим маленький мячик и ворота (можно сделать из конструктора). Задача ребенка — «забить» в ворота гол. Язык в этот момент должен лежать на нижней губе.

Перед упражнением ребенок произносит строчки стихотворения:

  • «Мой веселый звонкий мяч» (во время первого знакомства с упражнением строчки произносит руководитель);
  • «Ты куда пустился вскачь?» (атем происходит непосредственное выполнение упражнения, и после него необходимо про
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector