Аутист

Содержание:

Модель теории психического

Термин «теория психического» не слишком хорошо описывает данную модель, но он часто используется. Некоторые специалисты считают, что понимание теории психического это один из важнейших фактов, которые необходимо знать всем, кто работает с людьми с аутизмом.

Теория психического — это врожденная способность предсказывать/представлять/понимать, что могут думать другие люди, или как ситуация выглядит с точки зрения другого человека. Например, написав предыдущее предложение, автор мог бы подумать, что оно не очень-то понятное, и читатели могут не разобраться, что именно имеется в виду, возможно, нужно еще одно предложение, чтобы пояснить это. Вот это и есть модель психического — возможность представить, что люди, читающие это предложение, не знают того же, что и автор, о теории психического. Другой пример — если вы собираетесь прокомментировать чье-то поведение, и считаете, что ваш комментарий может расстроить другого человека, то вы используете теорию психического.

Однако людям с аутизмом часто трудно понять, что думают, чувствуют или знают другие люди. Как пишет об этом Эммет: «А что если я не знаю, что ваш опыт отличается от моего? Что если какой-то звук ДЕЙСТВИТЕЛЬНО беспокоит меня, но я уверен, что он в равной степени беспокоит всех, поэтому мне просто нужно стиснуть зубы и терпеть? Что если сегодня у меня сильно болит нога при ходьбе, но я не осознаю, что вы не можете об этом знать?»

Когда люди не способны предсказать/понять, что другие люди думают о той же ситуации иначе, чем они сами, то они «не основываются на теории психического».

Британский исследователь Саймон Барон-Коэн очень много писал об этом аспекте аутизма. В статьях после изначального Кэмбервелльского исследования Винг и Гульд заменили «интерес к стереотипному или повторяющемуся поведению» на «нехватку социального воображения» (это, по сути, их версия теории психического) в качестве одного из пункта триады аутизма. (И это тоже не первое упоминание теории психического, оно намного старше).

Как и сам аутизм, теория психического — это целый континуум, так что нельзя сказать, что она или присутствует, или полностью отсутствует. Люди с аутизмом часто понимают, что окружающие думают иначе, чем они сами, но им все равно может быть сложнее разобраться, что именно думают другие люди.

Теория психического объясняет одну из особенностей аутизма, которую не могут объяснить другие упоминавшиеся здесь модели. Однако ее никак нельзя считать полной моделью аутизма — она не объясняет многие другие симптомы аутизма и ничего не сообщает о его причине.

Синдром Геллера

Синдром Геллера известен как детское дезинтегративное расстройство, которое характеризуется потерей ранее приобретённых речевых и социальных навыков и постоянной задержкой развития в этих областях. Например, ребёнок, ранее говорил 2 или 3 словосочетания и постепенно или резко потерял способность общаться с помощью слов.

Также характерным для этого расстройства является социальный и эмоциональный регресс развития. Например, ребёнок, который любил сидеть на руках родителей и обниматься теряет эту способность.

Детское дезинтегративное расстройство, как правило, проявляется на четвёртом году жизни.

В целом, социальные, коммуникативные, поведенческие и особенности этого расстройства напоминают аутизм. Ранее приобретённые двигательные навыки теряются (например, ребёнок раньше мог ездить на велосипеде или рисовать фигуры).

Ранний аутизм у детей: симптомы и причины

Расстройства аутистического спектра (к ним относится и синдром раннего детского аутизма) характеризуются выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо расстройства аутистического спектра проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.

В раннем возрасте синдром раннего аутизма у детей (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.

Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

Поведение детей с аутизмом однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки и т.п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.

Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается ко взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым. У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи).

Признаки аутизма у школьников и подростков

С возрастом аутичные дети могут сталкиваться с еще большим количеством проблем в общении, социализации и поведении. В том числе это связано с повышением требований в школе, да и в обществе в целом.
У школьников и подростков с РАС часто наблюдаются следующие особенности:

  • потребности, буквально необходимость в рутинных, повторяющихся действиях;
  • предпочтение одиночества любому обществу;
  • отсутствие друзей и приятелей;
  • агрессия;
  • возбуждение, разочарование или злость из-за нарушения распорядка;
  • беспокойство;
  • сложности с ведением обычного разговора, в том числе с очередностью своих реплик;
  • повышенное или пониженное обоняние, вкус, осязание, зрение или слух;
  • одержимость конкретными темами или занятиями;
  • сложности с восприятием невербальных и социальных сигналов;
  • нахождение в необычной позе или повторяющиеся движения, такие как щелканье пальцами;
  • необычные или не подходящие выражения и интонации в разговоре.

Дети с аутизмом рождаются у матерей, которые пьют и курят во время беременности

Это возможно. Курение и употребление алкоголя – это один из факторов риска для неправильного развития плода и нездорового развития мозга у ребенка. Однако вполне вероятно, что при наличии этих факторов, никаких проблем в развитии плода не будет. Естественно, везде есть свои исключения, но в большинстве случаев женщина, которая во время беременности курит, пьет, принимает наркотики или живет в ситуации агрессии со стороны мужчины, скорее всего родит ребенка с какими-то проблемами. Они необязательно могут быть связаны с аутизмом, риск распространяется на весь спектр психологических, физических и неврологических нарушений.

Симптомы Детского аутизма:

В своем первоначальном описании Kanner выделил основные признаки, которые используются до настоящего времени.

  • — Начало расстройства в возрасте до 2,5-3 лет, иногда после периода нормального развития в раннем детстве. Обычно это красивые дети с как будто прорисованным карандашом задумчивым, сонным, отрешенным лицом — «лицо принца».
  • — Аутистическое одиночество — неспособность устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми. Такие дети не отвечают улыбкой на ласки и проявления любви родителей. Им не нравится, когда их берут на руки или обнимают. На родителей они реагируют не больше, чем на других людей. Одинаково ведут себя с людьми и неодушевленными предметами. Практически не выявляют тревоги при разлуке с близкими и в незнакомой обстановке. Типичным является отсутствие глазного контакта.
  • — Расстройство навыков речи. Речь часто развивается с задержкой или не возникает вообще. Иногда она нормально развивается до 2-летнего возраста, а затем частично исчезает. Аутичные дети мало используют категории «значения» в памяти и мышлении. Некоторые дети производят шум (щелчки, звуки, хрипы, бессмысленные слоги) в стереотипной манере при отсутствии желания в общении. Речь обычно построена по типу немедленных или задержанных эхолалий или в виде стереотипных фраз вне контекста, с неправильным использованием местоимений. Даже к 5-6 годам большинство детей называет себя во втором или третьем лице или по имени, не используя «Я».
  • — «Навязчивое желание однообразия». Стереотипное и ритуальное поведение, настаивание на сохранении всего в неизмененном виде и сопротивление переменам. Они предпочитают есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду, играть в повторяющиеся игры. Деятельность и игра аутичных детей характеризуются ригидностью, повторяемостью и монотонностью.
  • — Типичны также причудливое поведение и манерность (например, ребенок постоянно кружится или раскачивается, теребит свои пальцы или хлопает в ладоши).
  • — Отклонения в игре. Игры чаще стереотипны, не функциональны и не социальны. Преобладает нетипичное манипулирование игрушками, отсутствуют воображение и символические черты. Отмечено пристрастие к играм с неструктурированным материалом — песком, водой.
  • — Атипичные сенсорные реакции. Аутичные дети отвечают на сенсорные стимулы либо чрезвычайно сильно, либо слишком слабо (на звуки, боль). Они избирательно игнорируют на обращенную к ним речь, проявляя интерес к неречевым, чаще механическим звукам. Болевой порог чаще понижен, или отмечается атипичная реакция на боль.

При детском аутизме могут наблюдаться и другие признаки. Внезапные вспышки гнева, или раздражения, или страха, не вызванные какими-либо очевидными причинами. Иногда такие дети либо гиперактивны, либо растеряны. Поведение с самоповреждением в виде ударов головой, кусания, царапания, вырывания волос. Иногда отмечаются нарушения сна, энурез, энкопрез, проблемы с питанием. В 25% случаев могут быть судорожные припадки в предпубертатном или пубертатном возрасте.

Первоначально Kanner полагал, что умственные способности у детей с аутизмом нормальны. Однако около 40% детей с аутизмом имеют IQ ниже 55 (тяжелая умственная отсталость); 30% — от 50 до 70 (легкая отсталость) и около 30% имеют показатели выше 70. У некоторых детей обнаруживаются способности в какой-либо определенной сфере деятельности — «осколки функций», несмотря на снижение других интеллектуальных функций.

Аутизм при шизофрении

Характеристикой шизофренического аутизма является специфическая дезинтеграция (разорванность) и психики, и поведения. Исследования показали, что симптомы аутизма долгое время могут маскировать дебют шизофрении. На протяжении многих лет аутизм может полностью определять клиническую картину шизофрении. Такое течение заболевания может продолжаться до первого психоза, который, в свою очередь, уже будет сопровождаться слуховыми галлюцинациями и бредом.Аутизм при шизофрении, в первую очередь, проявляется в поведенческих особенностях пациента. Это выражается в трудностях адаптации, в изолированности, в пребывании «в своем собственном мире». У детей аутизм может проявляться в виде синдрома «сверхсоциальности». Родители отмечают, что ребенок всегда был тихий, послушный, никогда не беспокоил родителей. Нередко такие дети считаются «образцовыми». В то же время, они практически не реагируют на замечания. Их примерное поведение не поддается изменениям, дети не проявляют гибкости. Они закрыты и полностью поглощены переживаниями собственного мира. Их редко удается чем-то заинтересовать, вовлечь в какую-то игру. Согласно Кречмеру такая образцовость является аутистическим барьером от внешнего мира.

Что провоцирует / Причины Аутизма у детей:

Примерно у 10-15% аутичных детей имеются идентифицируемые соматические заболевания. Есть больший шанс найти причину аутизма, если у ребенка тяжелая или глубокая генерализованная недостаточная обучаемость. Аутистические расстройства у детей часто возникают при некоторых болезнях, что обычно приводят к генерализованной недостаточной обучаемости. Это, например, туберозный склероз с припадками.

Ученые предполагают, что в развитии классического аутизма играют роль наследственные (генетические) причины. Роль играет не один ген, а множество взаимодействующих. Предполагается, что генетические факторы играют меньшую роль в развитии аутизма, сопутствующего тяжелой и глубокой генерализованной недостаточной обучаемости. Эти признаки могут быть в основном объяснены распространенным повреждением мозга.

Неблагополучные роды как причина аутизма мало вероятны. Нет доказательств, что в этиологии аутизма играет какую-либо роль психосоциальное неблагополучие. Также не доказана связь данного расстройства с ранним травмирующим событием, нечувствительностью родителей или их недостаточной отзывчивостью по отношению к своему ребенку. Но некоторые ученые всё же придерживаются обратного мнения.

Могут ли пациенты нормально функционировать в социуме?

Аутист — это человек, который испытывает трудности при установлении дружеских и романтических отношений. Такие люди знают о любви лишь из книг и фильмов и часто стараются подражать героям романов и сериалов. Бывают ситуации, когда пациенты мужского пола ведут себя как насильники, а женщины становятся жертвами сексуальных домогательств. Все это происходит из-за отсутствия навыков коммуникации. Кроме того, таким индивидам трудно вступать в близкие отношения еще и потому, что они не любят нарушения личных границ, объятий, изменения привычной обстановки. Им сложно знакомиться, вступать в беседу. Однако, несмотря на все эти факторы, бывают случаи, когда люди с подобным диагнозом создают семьи. Пациентам легче всего строить близкие отношения с лицами, у которых есть такие же нарушения.

Специалисты утверждают, что симптомы расстройства у взрослых при условии своевременной реабилитации становятся менее выраженными. Этот факт объясняет то, что больше половины больных ведут социально активную жизнь и не зависят от родителей и других окружающих людей. Легкая степень патологии позволяет таким индивидам выполнять трудовую деятельность. Однако им подходит только однотипная работа, которая не требует специальной профессиональной подготовки.

Online-консультации врачей

Консультация психоневролога
Консультация андролога-уролога
Консультация трихолога (лечение волос и кожи головы)
Консультация нарколога
Консультация маммолога
Консультация специалиста по лазерной косметологии
Консультация радиолога (диагностика МРТ, КТ)
Консультация кардиолога
Консультация неонатолога
Консультация диагноста (лабораторная, радиологическая, клиническая диагностика)
Консультация общих вопросов
Консультация доктора-УЗИ
Консультация онколога-маммолога
Консультация пластического хирурга
Консультация детского психолога

Новости медицины

6 простых привычек, чтобы круглый год не болеть простудами: рекомендуют все врачи,
17.03.2021

Морепродукты становятся вредными для здоровья?,
05.01.2021

Digital Pharma Day. Будьте во главе digital-трансформации фармацевтической индустрии,
09.10.2020

В сети EpiLaser самые низкие цены на ЭЛОС эпиляцию в Киеве,
14.09.2020

Новости здравоохранения

Эксперт назвала три отличия простуды от COVID-19,
05.01.2021

В мире более 86 миллионов случаев COVID-19,
05.01.2021

Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020

Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020

Виды, формы и классификация аутизма и аутического круга (спектра) расстройств профессора Рахманова

Гиперактивная форма

Гиперактивная форма характеризуется гиперактивным поведение в микро- и макросреде.

Выделяются:

а) Гиперактивность с дефицитом внимания, с повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, стереотипными движениями (моторная стереотипия), несформированной интеллектуальной деятельностью (умеренной или тяжелой умственной отсталостью), отставанием в психомоторном, психоречевом развитии и неконтролируемым поведением в микро- и макросреде;

б) Гиперактивность с относительно умеренной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, с легкой когнитивной деятельностью умственной отсталости легкой степени, с задержкой в психомоторном, психоречевом развитии и относительно контролируемым поведением в микро- и макросреде.

Отрешенность

Отрешенность (отстраненность, непривязанность) характеризуется отстраненностью от реальной жизни и, частично, от своего “Я”, а также нарушением коммуникативных навыков, нарастанием индифферентности к окружающему, задержкой и отставанием дизонтогенеза, с последующим отставанием когнитивных процессов, задержкой психомоторного, психоречевого, психосенсорного развития и другие. 
Отрешенность — более глубокая, чем отстраненность и характеризуется отчуждением от окружающего. Различие этих двух состояний определяется по уровням непривязанности к чувственным объектам.

Оглушенность

Оглушенность характеризуется расстройством сознания (непродуктивным), для которого характерно легкое, неглубокое выключение сознания. При этом затруднены ориентация на местности (в окружающей обстановке), во времени, повышение порога всех (сенсорных) раздражителей, затруднение течение психических процессов, часто с психоречевой, психомоторной, психосенсорной заторможенностью, реже — с расторможенностью.

Апатическая форма аутизма

Апатическая форма аутизма характеризуется снижением эмоций, безразличием к себе, сверхтормозимостью к окружающему миру или кратковременной психической активностью при удовлетворении физиологических потребностей, или сильной мотивацией извне (показ любимой игрушки, пищи) и др.
 У таких детей сохранено невербальное общение и подражание, которое слабо развито у детей с отрешенностью и отсутствует у детей с оглушенностью.

Сенситивная форма аутизма

Сенситивная форма аутизма характеризуется плаксивостью, слезливостью, “моторным плачем” и т.п., а также повышенной чувствительностью к окружающим, происходящему с больным, событиям в сочетании с повышенной тревожностью, боязнью новой обстановки, людей, событий, действий, боязнью темноты, одиночества (часто — симбиоз с матерью) и др.

Смешанная форма аутизма

Смешанная форма аутизма: гиперактивно-отрешенная, гиперактивно-оглушенная, гиперактивно-оглушенно-отрешенная, сенситивно-гиперактивная форма, апатично-сенситивная форма.

Аутизм. Нормотоническая форма.

Аутизм. Нормотоническая форма. Понятие нормотоническая форма аутизма в клинической практике захватывает психическую деятельность, социальное поведение, аффективную сферу, она более характерна для детей, прошедших адекватные лечебно-реабилитационные мероприятия и находящиеся в благополучных социально-бытовых условиях. У таких детей более адекватный тип поведения, взгляд, невербальное, частично вербальное общение, сохранены развитые подражательные способности, формальная социальная, эмоциональная перцепция и др.

Следует отметить, что эти явления более неустойчивые. При прекращении лечебно-реабилитационных мероприятий, в т.ч. при возникновении даже ничтожной психотравмирующей ситуации, неблагоприятных социально-бытовых условиях, состояние детей может ухудшится, происходит его обострение.

Атипичная форма аутизма

Атипичная форма аутизма характеризуется беспричинным проявлением в семьях с благоприятным социально-бытовыми условиями (в анамнезе пре-, пери- и постнатального периода имеются органические-причинные факторы, органические резидуальные патологии ЦНС, хромосомные патологии, нарушение обменных процессов, психотравмы и др.)

Профессор Рахманов лечит аутизм и аутического спектра расстройства при помощи собственной безмедикаментозной методики. Этот метод защищен патентами и признан в других странах. Головной мозг имеет огромный запас прочности и главная задача — заставить здоровые клетки мозга работать вместо погибших или пострадавших. Способы сделать это подбираются индивидуально для каждого пациента.

Статистика аутизма

Чаще всего развитие аутизма связывают с патологическими изменениями в генах человека, а это значит что болезнь передается из поколения в поколение. Но генетическая составляющая заболевания настолько сложна, что невозможно точно установить причину. В одном случае считается, что источники кроются во взаимодействии различных генов, в другом – в особых мутациях. Иногда развитие болезни ассоциируют с врожденными дефектами личности.

Распространенность аутизма проследить достаточно тяжело, в первую очередь из-за того, что за время его изучения значительно изменились подходы к диагностике заболевания. Общая статистика говорит о том, что расстройствами аутического спектра страдают около одного процента детей, причем девочек в их числе в четыре раза меньше, чем мальчиков. После восьмидесятых годов двадцатого века количество заболевших людей значительно возросло, однако это не обязательно означает, что болезнь резко прогрессирует. Скорее всего это связано с изменениями в методиках диагностики.

Диагностика синдрома Аспергера: как и зачем?

Диагноз ставят при самостоятельном обращении к врачу. Для выявления аутичных черт необходим опрос пациента, сбор анамнеза, в некоторых случаях требуется инструментальное обследование: энцефалография, УЗИ, МРТ головного мозга для исключения сопутствующих патологий и дифференциальной диагностики.

В некоторых случаях аутичные черты развиваются как следствие депрессивных расстройств и вялотекущей шизофрении. Однако синдром Аспергера, как и все расстройства аутистического спектра — врожденное нарушение развития.

В последние годы ученые говорят о возможности инструментального подтверждения аутизма при помощи магнитно-резонансной томографии. Изучая распределение активности отделов головного мозга и концентрации серотонина, можно делать предположения о наличии РАС или полностью исключать его даже у грудных детей. Однако такие методики находятся пока что на этапе разработки.

Зачем нужен диагноз синдрома Аспергера взрослым? Легкая форма аутизма — не повод для установления инвалидности и не приводит к наложению ограничений, не требует терапии медикаментами. Однако при установлении диагноза многим становится легче понимать свои особенности личности, принимать себя.

Это важно, так как синдром Аспергера, по исследованию ученых из Кембриджа, является фактором риска суицидального поведения. К людям с таким расстройством мысли о самоубийстве приходят чаще, чем к нормотипичным и даже чаще, чем к пациентам с психозами: 66% против 17% и 55% соответственно

Первоочередной причиной является депрессия из-за социальной изоляции, недостатка контактов и неумения справляться с проблемами.

Причины аутизма или РАС

Точные причины возникновения аутизма врачам до сих пор не известны, существует лишь ряд гипотез, частично объясняющих развитие подобных расстройств. К факторам, которые могут привести к риску РАС у ребенка, врачи и ученые относят:

  • генетические особенности развития;
  • факторы окружающей среды;
  • раннее нарушение роста и развития мозга;
  • преждевременные роды;
  • мужской пол, поскольку аутистов-мужчин почти в 4 раза больше, чем женщин;
  • наличие аутичного близнеца.

Никаких научных доказательств того, что прививки или воспитание каким-либо образом влияют на развитие аутизма в данный момент не существует.

Симптомы аутизма у детей

Приведенная выше
классификация позволяет определять тип аутизма и синдром, который имеет место в
каждом конкретном случае. Однако она не дает ответа на вопрос: «Что такое
аутизм у детей?». Для упрощения диагностики существует ряд симптомов, наличие
или отсутствие которых служит определяющим фактором при постановке диагноза
«аутизм». Поведенческие характеристики, которые присущи детям с расстройствами
психики самого разного возраста, помогают врачам определить вид заболевания, а
родственникам – заподозрить, что у ребенка проблемы с развитием, и не
затягивать с визитом к врачу.

Ранний детский аутизм
проявляется следующим образом:

1. Симптомы нарушения социальных навыков:

  • отсутствие желания общаться и интереса к
    сверстникам;
  • игнорирование присутствия и эмоций окружающих
    людей;
  • отсутствие нормальной для раннего этапа
    развития подражательной функции. Дети не копируют мимику родителей, не
    улыбаются в ответ, не повторяют жесты взрослых или делают это неосознанно и без
    связи с реальностью;дети не делятся своими проблемами и мыслями с
    родителями.

2. Нарушения в развитии речевой и неречевой
коммуникации:

  • отсутствие речи;отсутствие мимики и жестов;
  • ребенок избегает зрительного контакта, не
    улыбается собеседнику;
  • речь развита, но ребенок не общается с
    окружающими, не отвечает им;
  • ребенок повторяет фразы или отдельные слова
    («граммофонная» или «попугайная» речь согласно классификации по Каннеру);
  • фонетические нарушения в речи, не связанные с
    характерными проблемами при нормальном развитии. У аутистов проблемы с
    интонациями, речь может быть монотонной или ритмически неправильной.

3. Нарушения в развитии воображения, что
становится причиной стереотипного поведения:

нервное поведение;
отчуждение;
ребенок любит играть один;
отсутствует интерес к придумыванию игр,
воображаемым событиям;

ребенок привязывается к одной игрушке или
предмету и не расстается с ним, стремится постоянно держать в руках;

ребенок сосредотачивает внимание на чем-то
одном.

Так проявляется аутизм
у детей до 1 года
и в последующие два-три года жизни. При рассмотрении аутизма
у взрослых следует использовать другой перечень характерных признаков.

Диагноз и прогнозы

Если ребенку диагностируют аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем. Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим.

Это их право, и подобное поведение, наверное, не лишено смысла. Ведь, как известно, «одна голова хорошо, две — лучше». Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда? Вытеснение трудной ситуации? Так или иначе, но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.

В других случаях родители делают вид, что проблемы не существует. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера. Однако, если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то станет намного труднее, если вообще возможно. Вполне естественно, что в первую очередь родителей волнуют прогнозы: что будет с ребенком, сможет ли он учиться в школе, сможет ли создать семью и даже будет ли водить машину?

Но аутизм чаще всего выявляют в 3-5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма у детей может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, а пока терпение и еще раз терпение. Вместе с тем (не в качестве прогноза, а из опыта) можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни.

Нетрудно догадаться, что очень много зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть.

Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию нередко делают из такого ребенка своеобразную «умную ненужность»: школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни».

Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить. С другой стороны, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса.

Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильямс (Австралия). Многие бывшие воспитанники общества «Добро» тоже закончили вузы и успешно работают. Если говорить о создании семьи, то при легких формах аутизма это вполне реальная перспектива, и большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают.

Но риск возникновения аутизма в потомстве у них все-таки выше, чем в среднем для населения. Родители должны знать, что аутизм в значительной степени наследственно обусловлен. При тяжелых формах патологии, вне зависимости от успеха коррекционной работы, дети с аутизмом нуждаются в постоянной опеке, и создание семьи маловероятно.

Диагностика и необходимость заключения психиатра

Помните, что самостоятельно вы не вправе определить диагноз ребенка. Сделать это может только компетентный специалист, врач-психиатр, на основании совокупности симптомов и признаков.

Но с помощью этой статьи вы можете определить, насколько обоснована ваша тревога. А главное — узнать причины, по которым нарушается развитие маленького звуковика. Получить рекомендации, что можно сделать, чтобы его развитие выровнялось.

Этапы развития ребенка и причины отклонений

Психологическую травму, которая приводит к развитию аутизма, ребенок получает по двум причинам:

  1. Слишком громкие звуки травмируют особо чувствительное ухо звуковика. Сюда относятся работа шумных бытовых приборов, громкая музыка, постоянно включенный телевизор или радио. Но особенно ссоры, скандалы и крики в семье, оскорбительные смыслы в речи взрослых.
  2. Тяжелые психологические состояния мамы травмируют психику ребенка. Это может быть текущий сильный стресс (развод, потеря работы, смерть близких) или хронический стресс из-за жизненных неурядиц. И даже давние психологические травмы, которые мама получила много лет назад. Отгороженность от людей может возникать и от отсутствия эмоциональной связи с мамой — например, она вынуждена много работать и ребенок много времени проводит в одиночестве, в компании «мультиков» или аудиосказок. Ребенок не научается взаимодействию с людьми, остается в интроверсии.

В зависимости от того, как и когда ребенок получил ущерб, его нарушения могут проявиться в разном возрасте:

  • Сегодня все чаще говорят о «врожденном аутизме». Но генетика здесь вовсе ни при чем. Просто звуковой малыш мог действительно получить травму еще в утробе матери. Например, если мама переживала тяжелый стресс во время беременности. Или подвергалась слишком громким шумовым воздействиям (дискотеки, концерты, работа в шумном цеху на производстве и т. д.).

  • Чаще всего врачи диагностируют признаки аутизма у ребенка 4 лет или немного младше (после 3 и до 4). Обычно это выглядит так: ребенок в целом до года развивался нормально, а потом психологически словно застрял на этом возрастном рубеже. Тут играют роль совокупно обе причины, описанные выше.

  • Реже бывает, что признаки аутизма появляются у звуковика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Иногда при явном регрессе в развитии такой ребенок получает диагноз «детская шизофрения». 

Что делать родителям и близкому окружению

Если вы подозреваете у ребенка признаки аутизма, примите сразу же такие меры:

  1. Создайте атмосферу «звуковой экологии» дома. Исключите ссоры и повышенный тон. Сведите к минимуму любые бытовые шумы. Обращайтесь к ребенку негромко и внятно, чтобы он вслушивался в речь. На фоне тихо включайте классическую музыку, когда малыш занят игрой, — это полезно для звуковых ушек.
  2. Создайте атмосферу «эмоциональной экологии», насколько это возможно. Маленький звуковик будет уходить в себя, если вы «фонтанируете эмоциями». Также не стоит приступать к игре или занятиям с ребенком, если вы чувствуете, что нервничаете или слишком устали.

Выполнить первый пункт намного легче, чем второй. Потому что даже скрытые тяжелые мамины состояния будут наносить ребенку ущерб. Тем не менее выход есть — в том случае, если мама получает качественную психотерапевтическую помощь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector