Аутизм: лечение, аутичные черты у детей, признаки аутизма, ранний детский аутизм (рда)

10 вопросов к врачу от тех, кто волнуется о детях

В некоторых случаях родители могут увидеть проявления еще до года, но чаще всего диагноз можно поставить в возрасте 2-х лет. Пограничные состояния спектра могут оставаться недиагностированными долгие годы.

Можно ли диагностировать РАС еще во время беременности?

Расстройство развития у плода диагностировать невозможно. Можно выявить по маркерам некоторые генетические синдромы, которые после рождения могут проявиться аутичным спектром. Но прогнозировать, проявятся ли они и каким образом, невозможно.

Наследуется ли аутизм?

В семьях, где у родственников есть, к примеру, синдром Аспергера, вероятность появления малыша с РАС выше. Некоторые родители только после диагностики аутизма у ребенка осознают, что они сами — «из спектра».

Есть ли ранние признаки аутизма?

Самые яркие и самые известные — отсутствие контакта глаз у малыша, улыбки, реакции на речь родителей, подражания действиям взрослых.

Что должно насторожить в возрасте старше года?

Задержка, утрата социальных, коммуникативных навыков. Отсутствие речи как части общения. Сама речь может проявляться непривычным способом: повторением фраз из мультфильмов, стихотворений, взрослых разговоров или отсутствовать полностью. Отличие во взаимодействии со сверстниками и родителями: от полного игнорирования других людей до неловких попыток контакта, отличающихся от других детей того же возраста. Однотипные интересы и игры, «залипание» на паззлах, выстраивании в ряд предметов, катании-качании и т. д. Не просто увлечение, а погружение в занятия.

Что может быть похоже на аутизм?

РАС в раннем возрасте можно спутать (в обе стороны) с задержкой развития, патологиями и заболеваниями. Например, с нарушениями функций слуха, зрения, речевой функции, с отставанием в умственном развитии, с тревожным расстройством, другими нарушениями психики.

К какому врачу идти с вопросами?

Заподозрить РАС может и педиатр, и невролог, однако устанавливает диагноз детский психиатр. Этот специалист владеет наиболее точными методиками и знает, как отличить одно расстройство от другого, как корректировать проявления. Первая диспансеризация у детского психиатра для любого ребенка — в возрасте двух лет.

Как лечить ребенка с РАС?

О лечении речь не идет, все подтвержденные методики — это коррекция как часть медико-психолого-педагогической помощи. Сегодня наибольшей доказательной базой отличается АВА, или Прикладной Анализ Поведения (ПАП). К эффективности остальных методов коррекции есть вопросы.

Когда начинать терапию?

Сразу же, как только установлен диагноз, или даже раньше. Чем быстрее — тем выше эффективность. Преимущества АВА в воспитании детей может оценить любой родитель даже самого нейротипичного ребенка. Эта методика помогает направлять поведение у здоровых капризуль и у детей, чьи «капризы» — проявление РАС. Но при РАС она используется более широко и направленно.

Как оценить прогнозы при РАС?

В раннем возрасте сложно сказать, что будет. Прогноз зависит от выраженности проявлений, части спектра, в которой находится ребенок, наличия или отсутствия умственной отсталости и иных сочетанных диагнозов. Но самое большое влияние оказывает время начала работы с ребенком, и это доказанный факт.

Лечение Аутизма у детей:

Обучение ребенка аутиста должно проходить по другим схемам, чем таковое для обычных детей. Родителями должна быть оказана соответствующая поддержка. Это и есть основные оси лечения аутизма у ребенка.

Детей с рассматриваемым симптомом отдают в специализированные детсады. Дома проводят поведенческие программы с целью уменьшения вспышек гнева, страха, агрессивных выпадов, количества ритуалов. Семье может понадобиться временная помощь по уходу за больным.

Если у аутиста есть сопутствующая эпилепсия, применяют используются стандартные антиэпилептические лекарственные средства. Основные симптомы аутизма нельзя вылечить психотропными средствами. Но они могут смягчить сопутствующие симптомы, если применять их в составе комплекса психологического и образовательного воздействия.

Лечение тяжелой тревоги, самоповреждения, депрессии, повторяющегося поведения проводят иногда с помощью селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.

Стимуляторы могут снизить сопутствующую гиперактивность, но у ребенка может нарастать повторяющееся поведение. Показано, что нейролептики, такие как галоперидол и рисперидон, уменьшают повторяющееся поведение, агрессивность и возбуждение, однако эти их потенциальные преимущества следует соотнести с возможными осложнениями лечения нейролептиками.

Прогноз. Среди детей с полным синдромом аутизма примерно 70% приобретают полезную речь. Если к пяти годам изменений не произошло, то в дальнейшем их не стоит ожидать. Аутистическая отчужденность улучшается более чем в ½ случаев, сменяясь на активный, но странный социальный интерес.

В подростковом возрасте проходят изменения:

  1. Пик начала припадков приходится на возраст 11-14 лет.
  2. Гиперактивность может смениться на явно сниженную активность и инертность.
  3. Примерно 10% детей с аутизмом в подростковом возрасте утрачивают языковые навыки, иногда наблюдается интеллектуальное снижение. Но этот спад не прогрессирует, хотя утраченные навыки обычно не восстанавливаются.
  4. Возбуждение становится всё более распространенным, иногда оно приводит к значительным агрессивным выпадам.
  5. Неуместное сексуальное поведение может причинять неприятности.

К взрослой жизни примерно 10% индивидуумов, имевших полный синдром аутизма, работают и способны заботиться о себе сами. Еще меньше имеют хороших друзей, вступают в брак или становятся родителями. Хорошие показатели долгосрочной социальной независимости – наличие речи к пяти годам и IQ ребенка. Дети с невербальным IQ ниже 60 после взросления почти гарантированно будут иметь тяжелые социальные нарушения и не смогут жить самостоятельно. У детей, у которых более высокий IQ, больше шансов стать независимыми. Но Однако у детей с классическим аутизмом, даже если IQ достаточный, и речь развита к 5-ти годам, шанс хорошего социального исхода во взрослой жизни только 50%.

Для более легких аутистических расстройств прогноз обычно лучше. Аутичные индививиды не подвержены повышенному риску развития шизофрении во взрослой жизни.

Дальнейшее развитие

К концу первого года жизни можно заметить, что у детей-аутистов страдает такой компонент развития, как совместная деятельность взрослого и ребенка, в которую входят общие переживания удовольствия и интереса к совместной деятельности, игре.

Такие малыши с трудом вовлекаются в совместную деятельность. Им сложно эмоционально связываться с взрослым. Показательно, когда малышу указывают рукой на какой-либо предмет, а он смотрит только на руку, сам предмет для него неинтересен. Со своей стороны, он редко самостоятельно показывает на объект для того, чтобы поделиться эмоциями. Не формируется указательный жест или ребенок может показывать на что-то рукой взрослого.

Из-за этого у деток плохо формируются такие компоненты взаимокоординации, как слежение за взглядом родителя, подражание его поведению, отклик на собственное имя. Ребенок не реагирует даже на самую банальную просьбу.

1 год – это кризисный период в жизни всех детей. Для аутистичного малыша он проходит особенно сложно. Возможность самостоятельного передвижения приводит к регрессу даже тех малейших коммуникаций, которые имели место.

В позах малыша отсутствует просьба взять его на руки, тогда как здоровые дети в этом возрасте явно демонстрируют это привычным жестом: например, останавливаются и протягивают ручки к родителю. 

К 3 годам у детей с РАС происходит уже отчетлтвое формирование данного синдрома. Вместе с этим обостряется проявление негативизма. Выражается протест на нововведения, попытки организовать их деятельность. Например, ребенок с аутизмом противится смене интерьера в его комнате. Все должно с педантичной точностью оставаться на своих местах.

Отсутствует спонтанность во взаимодействии с людьми. Наблюдается скудность эмоций по отношению к другому человеку. Подражательное поведение затруднительно. 

Ребенок с РАС попадает во власть своих стереотипов. Однообразное, повторяющееся поведение – важный симптом в картине заболевания. Оно может проявляться в виде многократно повторяющихся движений. Такой особенный малыш ходит длительное время по кругу или сидит на месте, раскачиваясь вперед-назад, зависает вниз головой, прыгает на вытянутых ногах. Стереотипные движения усиливаются в момент эмоционального напряжения или радости.

Ритуальное поведение выражается в ежедневном повторении однообразных действий. Возможно, это складывание одежды: она располагается в определенном порядке и последовательности.

Стереотипное поведение характеризуется действием по определенным правилам. У деток это, чаще всего, выкладывание игрушек однообразным образом, например, по размеру или в ряд

Они уделяют внимание мелким предметам, любят играть со спичками, пуговицами, мозаикой. Более примитивные действия заключаются в надавливании на глазные яблоки, издавании определенных звуков, манипуляции с бумагой

У маленьких аутистов также наблюдается своеобразие интересов, выражающееся в фиксации на одной деятельности или объекте. Малыш любит есть из одной, определенной тарелки. Если ему предлагают другую посуду, он отказывается от еды. Или у него есть любимая игрушка, которая должна постоянно присутствовать с ним.

Наблюдается избирательность в еде. Многие продукты отвергаются. При этом имеется слишком придирчивое отношение к предлагаемым блюдам: ребенок разбирает их на кусочки, обнюхивает. С другой стороны, проявляется тенденция к поглощению несъедобных объектов.

Надо отметить, что ребенок с РАС нередко попадает в опасную ситуацию. Это связано с его вовлеченностью в стереотипные программы. Например: малыш выбегает на оживленную трассу, увидев машину определенного цвета и следуя за ней.

Маленьким аутистам очень сложно освоить элементарные навыки даже самообслуживания. Страдают все сферы процесса: координация, ориентация в пространстве, удержание позы, повторение. Особенно неловкость усиливается, когда наблюдается положительный настрой на деятельность, заинтересованность в ней. В данном случае хорошо помогает совместная деятельность родителя и крохи в следующем режиме. Взрослый берет в свои руки ручки малыша  и начинает вместе с ним проделывать манипуляцию от начала до конца. Таким образом, после череды повторений, ребенок запоминает схему действия.

Если взрослый убирает руки в неподходящий момент и предоставляет своему ребенку свободу действий, он может прекратить повторение навыка.

Лечение детского аутизма

Есть множество профессиональных методик и восстанавливающих программ. Все эти методики направлены на адаптацию ребенка к окружающей среде. Снизить проявления аутизма или вообще избавиться от них можно только путем усердной терапии, в которой должны участвовать как родители, так и педагоги. Хорошего специалиста или клинику найти трудно, но вполне реально.

Родители могут помочь ребенку избавиться от проявлений аутизма такими способами:

Обеспечить ребенку комфортные условия для существования. Избегать всяческих перестановок и смен места жительства. Если пренебречь этой рекомендации, то психическое состояние ребенка значительно ухудшится.
Смириться с тем, что ребенок отличается от других детей. Принять его мир таким, какой он есть.
У ребенка-аутиста, как правило, есть свой установленный порядок действий в течение дня. Родители ни при каких обстоятельствах не должны в него вмешиваться.
Ребенок не должен испытывать дефицит внимания.
Научиться контактировать с ребенком. К этому можно прийти путем постоянного обращения к нему

Ни в коем случае не кричать, не ругаться и тем более не применять физическую силу.
В первые годы жизни нужно постоянно быть рядом с ребенком: держать на руках, проявлять ласку, говорить и играть с ним.
Если нет возможности говорить с ребенком ввиду отсутствия речи, нужно поддерживать контакт с помощью карточек с изображениями.
Важно оставить ребенку частичку личного пространства.
Физические нагрузки позволят улучшить физическое развитие и избавиться от стрессового состояния.

Лечение детского аутизма нельзя откладывать. Родителям стоит запастись терпением и временем. Они должны помогать ребенку не только дома, но и в других общественных местах

Важно дать понять ребенку, что он может общаться с помощью слов, а играть с ровесниками – это весело

Медикаментозное лечение

При диагнозе «аутизм» медикаментозное лечение не назначается. За исключением тех случаев, когда с помощью лекарств необходимо устранить какой-то определенный симптом.

Таблетки назначают для подавления агрессии, устранения депрессии, непреодолимых желаний к чему-либо, гиперактивности. При таких симптомах прописывают нейролептики и психостимуляторы. Но если увлечься такими препаратами, то в будущем существует риск ухудшения интеллектуального и речевого развития.

У детей с аутизмом наблюдаются проблемы в области ЖКТ, и нередко развивается дисбактериоз. В этом случае врачи назначают прибиотики, способствующие созданию благоприятной микрофлоры.

Если поджелудочная железа выделяет недостаточно гормона секретина, то можно восполнить его. Это положительно отразится на самочувствии и концентрации ребенка.

При чрезмерном количестве дрожжевых грибков и патогенных бактерий, низкой сопротивляемости организма и дисбактериозе ребенку назначают антибиотики, противогрибковые и противопаразитарные средства.

Проявления аутизма можно снизить с помощью специальной диеты, которая требует:

  • Отказа от казеина и глютена;
  • Забыть о пище с содержанием консервантов и красителей;
  • Снизить употребление дрожжей и сахара к минимуму;
  • Употреблять пищу, богатую клетчаткой;
  • Употреблять большое количество воды;
  • Употреблять преимущественно белковые продукты.

Как и поведенческая терапия, медикаментозная требует индивидуальности. Ни в коем случае нельзя назначать лекарства самостоятельно. Врач должен тщательно контролировать то, как влияет диета и медикаменты на организм ребенка.

Лечение аутизма гипнозом

Гипноз относится к нетрадиционным методам лечения аутизма. Несмотря на это, большинство отзывов о методе являются положительными. В отличие от других методов, гипноз эффективен при позднем аутизме. Техника лечения аутизма гипнозом позволяет наладить тесную эмоциональную связь с ребенком.

Традиционная медицина на протяжении многих лет отрицала практику гипноза, так как считала ее нерезультативной. Но реальные отзывы людей говорят об обратном. В большинстве случаев именно гипноз помогал детям адаптироваться к окружающей среде и избавиться от симптомов аутизма. Сейчас этот метод активно применяют не только при лечении детей-аутистов, но и для избавления от панических приступов, депрессий и других психических расстройств.

Особенности протекания патологии

На вопрос о том, кто такой аутист и какими характеристиками он обладает, нельзя ответить однозначно. Дело в том, что наряду с общими признаками расстройства существуют индивидуальные черты, присущие личности конкретного больного. Особенности расстройства, позволяющие его выявить, часто наблюдаются у пациентов уже во младенчестве. Ведь аутизм – заболевание врожденного характера. Существует три периода протекания недуга:

  1. До двух лет. Данный этап называют ранним.
  2. Детский аутизм. Таким термином обозначается период от 2 до 11 лет.
  3. От одиннадцати до восемнадцати. Этот этап называют подростковым.
  4. После 18 лет. В данном случае говорят об аутистическом расстройстве у взрослого.

Каждый их этих периодов имеет свои особенности. Однако пациенты любого возраста отличаются от окружающих, имеют характерные нарушения мышления и поведения.

Аутизм и расстройства аутистического спектра. Что это?

Если полагаться на последние данные американских исследований, то в настоящее время 1 ребенок из 59 детей страдает типичным аутизмом или другими расстройствами аутистического спектра (РАС). Поэтому заметив определенные особенности в развитии ребенка, новоиспеченных родителей часто интересует лишь один вопрос: не аутизм ли это?

Сложность получения четкого ответа на него заключается в том, что аутистические расстройства лишены специфических, четко выраженных признаков. Состояние оценивается, как правило, посредством динамического наблюдения за ребенком и ретроспективно, т.е. на событиях, имевших место некоторое время назад. Между тем ранняя диагностика имеет если не ключевое значение, то во многом определяет развитие патологии, способность ребенка к коммуникации и социальному взаимодействию в будущем.

Понятие «аутизм» как состояние психического дезонтогенеза, т.е. нарушения развития психики, в мировой научной литературе появилось в 1943 году. Именно тогда австрийский и американский психиатр Лео Каннер опубликовал статью с результатами исследования 11 детей со схожей симптоматикой, которая заключалась в невозможности поддерживать обычные социальные контакты с другими людьми, и обозначил диагноз как «инфантильный аутизм».

Позже была выделена триада ключевых симптомов данного расстройства у детей, а само оно было названо по имени первооткрывателя каннеровским или истинным аутизмом.

Алиса Кудлач:

– Еще 10 лет назад мир в этом смысле делился строго на черное и белое: если у ребенка есть набор определенных признаков, значит есть аутизм. Если набора этих признаков нет, значит аутизма тоже нет. Только в 2011 году была сформирована концепция расстройств аутистического спектра (РАС), в которой каннеровский аутизм оказался лишь частью большой группы расстройств.

Помимо истинного аутизма, говорит эксперт, к группе РАС относятся, например:

  • первазивное расстройство развития (от английского pervasive – распространяющийся);
  • дезинтегративное расстройство личности (состояние, обусловленное ретроградным развитием психики);
  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта (генетически обусловленное заболевание, характеризующееся аутистическими симптомами и дополнительным спектром нарушений.

Поскольку была достоверно установлена генетическая природа патологии, синдром Ретта в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5)» был удален из классификации РАС, хотя в МКБ-10 он по-прежнему там фигурирует).

Классификация расстройств аутистического спектра

Условно РАС можно разделить на две большие группы:

  1. Высокофункциональные
  2. Низкофункциональные

Синдром Аспергера, например, относится к высокофункциональным расстройствам, т. е. нарушению социального взаимодействия с сохранностью интеллектуальных и когнитивных функций. Те состояния, которые сопровождаются нарушением когнитивно-мнестической сферы, классифицируются как низкофункциональные.

Алиса Кудлач:

– В самом начале, когда была сформирована концепция РАС, и еще лет 5-7 назад считалось, что аутистическим расстройствам подвержены 1-2 ребенка из одной тысячи детей. Те цифры, которые приводятся в настоящее время по распространенности РАС, звучат настораживающе в отношении «тихой эпидемии» данного заболевания. В частности, согласно последним данным американского Центра по контролю заболеваемости, основанным на нескольких рандомизированных исследованиях, сегодня от РАС страдает один ребенок из 59 детей.

В подавляющем большинстве случаев (до 95%) причина аутизма и в целом расстройств аутистического спектра неизвестна. Т.е. речь об идиопатическом нарушении. Ученые склоняются к генетической природе патологии, тем самым определяя РАС как врожденное состояние, которое характеризуется нарушением правильного, планомерного, поэтапного развития психики ребенка и ее функционирования в дальнейшем с широким перечнем неспецифических признаков.

Помощь больным аутизмом

Большинство людей с аутизмом так или иначе нуждаются в помощи и поддержке окружающих. Поэтому родителям и другим людям, связанным с уходом за людьми с аутизмом, целесообразно повышать свою информированность по поводу данного заболевания, а также сотрудничать со специалистами по вопросам коррекции аутизма и повышения уровня жизни таких людей.

Центр аутизма

Центры аутизма, как и другие специализированные организации, оказывают всестороннюю поддержку и самим больным, и их семьям. Эти организации могут выполнять следующие функции:

  • Проведение коррекционной работы
  • Психотерапия
  • Мероприятия по социальной адаптации
  • Информационная работа с родственниками больного аутизмом
  • Консультации
  • Диагностические мероприятия
  • Помощь в решении вопросов социального характера
  • Образование

Персонал подобного рода центров имеет достаточную квалификацию и опыт для того, чтобы помогать решать актуальные вопросы обучения, социализации и адаптации людей с аутизмом. Часто на базе центров аутизма создаются сообщества людей, которые так или иначе связаны с темой аутизма, что является дополнительным плюсом – происходит обмен как теоретическими знаниями, так и практическим опытом.

Аутизм и родители ребенка с аутизмом

Когда родители узнают о том, что их ребенку поставлен диагноз аутизм, для многих это является настоящим шоком (а некоторые даже впадают в стадию отрицания, утверждая, что врачи ошибаются, и это просто особенности характера малыша). Однако рано или поздно приходится осознать необходимость ухода за своим особенным ребенком. И для того, чтобы делать это наиболее продуктивно, стоит соблюдать следующие рекомендации:

Проявлять терпение. Особенности поведения детей-аутистов не являются их прихотью или капризом, и крайне неправильно ругать их за это.
Определиться с программой развития. Основная нагрузка по развитию и обучению ребенка с аутизмом, так или иначе ложится на родителей, однако первое, что нужно сделать, – проконсультироваться со специалистами по поводу лучшего выбора для этого конкретного малыша.
Стимулировать интерес ребенка к внешнему миру, его эмоциональные реакции.
Уметь определять попытки вступить в контакт

Дети с аутизмом нередко своеобразно проявляют потребность в общении, и родителям важно научиться отслеживать эти попытки и отвечать на них в соответствии с потребностями ребенка.

Для того, чтобы процесс коррекции проходил наиболее продуктивно, родителям стоит сотрудничать с организациями, оказывающими помощь семьям с детьми-аутистами, а также рекомендуется объединяться в сообщества для эффективной взаимопомощи и обмена опытом. В таких сообществах часто проводятся разные совместные мероприятия, которые благотворно влияют на психологическое состояние и самих детей, и их родителей.

Аутизм и больные взрослые

Аутизм не проходит с возрастом. Проявления аутизма у взрослого человека могут проявляться по-разному; кто-то адаптирован настолько, что практически не нуждается в уходе и даже способен устроиться на работу, а кому-то нужна постоянная помощь. Естественно, что в последнем случае эта самая помощь осуществляется в большинстве случаев силами родственников. Тяжелые формы аутизма также часто нуждаются в применении определенной фармакотерапии, которая направлена на устранение определенных симптомов – например, коррекция нарушений концентрации внимания или депрессивных состояний.

Очень многие взрослые, у которых проявляются аутистические нарушения в легкой форме, отличаются выдающимися талантами в разных сферах жизни. Существует даже отдельное понятие «синдром саванта», которое определяет состояние, при котором человек с аутистическим расстройством имеет уникальные способности в отдельном виде деятельности (науки, искусства) в противовес общему нарушению развития. Чаще всего способности таких людей проявляются в области музыки и рисования, а также в точных науках. При этом, будучи увлеченным своим делом, они вполне могут забывать даже о насущных необходимостях вроде еды или сна.

Аутизм – состояние, природа которого до сих пор не определена, а проявления столь многогранны, что с трудом поддаются классификации. При этом есть мнение, что аутизм представляет собой не столько патологическое развитие нервной системы, сколько особое состояние, которое просто требует своего подхода и определенных принципов контакта с такими людьми. Вылечить аутизм навсегда невозможно, однако интенсивное правильно подобранное лечение поможет с большим успехом адаптироваться к самостоятельной жизни и даже завести семью.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Аутизм у детей:

Невролог

Психиатр

Психоневролог

Психолог

Специалист по заболеваниям аутистического спектра

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Аутизма у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector