Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «звук [ч]. буква ч»

Автоматизация звука [Х] в середине слов

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:   

Уха          муха            папаха              эпоха 

ольха      пряха           помеха              рубаха 

засуха     мачеха         неряха              стряпуха             черепаха

хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта

Проговаривать слова по 2-3 раза.  При затруднениях —  произносить слова по слогам.

веха           бу-хан-ка            ахать            охапка

муха           махать                папаха         охота

уха             макуха                утеха           о-хот-ник

Михей        отдыхать             помеха         ма-хо-вик

Всегда объясняем все непонятные слова!

Упражнение «Сосчитай до 5-ти» — счёт от 1 до 5 (10) и обратно: охапка, моховик, помеха

Например: одна муха; две (3,4) мухи; пять мух 

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:   

охать             сахар               махал               знахарь 

лихач             пахнет             ухабы               буханка                 шахматы 

ухо                уход                 сухо             охота 

поход            хохот                пехота         тихоня 

охотник        ледоход            вездеход       тихоход 

яхта          бухта              вахта         пихта 

тахта         шахта             кухня         вихрь 

Проговаривать слова по 2-3 раза:

махнуть            бухта           пухнуть         от-дох-нуть

тахта                вахта           пыхтеть         хвоя

пихта               хохма           яхта              хвост

Правила артикуляции

Произношение звуков речи — сложный двигательный навык, который нуждается в тренировке. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений (кинем) артикуляционных органов, их подвижности и дифференцированной работы. Без отработки кинемы не сформируется корректное произношение.

Артикуляция связана с работой мышц (жевательных, мимических, глотательных) и органов дыхания (гортань, бронхи, легкие, трахея, диафрагма).

Логопедическая работа по артикуляции включает в себя упражнения на тренировку мышц:

  • лицевых,
  • ротовой полости,
  • плечевого пояса,
  • грудной клетки.

Чтобы у ребенка закрепилась правильная артикуляция звука «Ч», необходимо соблюдать рекомендации по постановке:

Заниматься логопедической работой стоит 2 раза в неделю со специалистом и каждый день в домашних условиях. Упражняться лучше в течение 5-7 минут, отрабатывая за раз 2-3 упражнения. Из них новым может быть только одно, остальные — уже хорошо знакомые ребенку задания.
Работу с артикуляцией проводят в форме игры, соблюдая последовательность от простого к сложному.
Ребенок на занятии сидит на стуле, т.к. в данном положении у него расслаблены мышцы, выпрямлена спина.
Перед ребенком находится зеркало, в которое он видит работу своих органов речи.
Отработка артикуляции звуков начинается с губ.
Звук «Ч» ставится на правильном выдохе, нужно следить, чтобы воздух не задевал связок. Для произношения «Ч» важна сила выдоха и его продолжительность. Сильным коротким движением диафрагмы воздух с силой выпускается, при этом выдох не затягивается

На занятиях важно отработать движения диафрагмы.

Постановка звука Ч

При постановке Ч следует вызвать отдельный «чистый» звук, это рекомендовано делать посредством звукоподражания, а именно проговаривая  «ч-ч-ч» и выполняя жест «тихо»; чуx-чух – едет поезд.

Поставить Ч возможно тремя способами: по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.

Эффективные приемы постановки звука Ч:

  • Педагог предлагает малышу воспроизвести слог –aть- с мощьным выдохом на –ть-, одновременно с этим губы немного вытянуть вперед и ладонью осуществлять контроль за силой выдоха.
  • Попросить ребенка резко воспроизвести звукосочетание –тьщ-.
  • Во время воспроизведения предложить малышу приподнять краешек языка к вверху, а губы выдвинуть вперед, как «рупор».
  • Малыш выполняет упражнение «рупор» — т.е. зубы приближены, губки выдвинуты вперед и с сильным выдохом произносит звукосочетание -тьс- «как выстрел». В том случае, когда язык не достает до нёба, или не удерживается на верху, нужно прибегнуть к  использованию логопедических инструментов.
  • Ребеночек говорит пару раз слог – aтс-, либо звукосочетание –тш-, одновременно с усилием дует на язык. Благодаря зонду логопед немного отодвигает назад кончик языка.

Очень важно, чтобы ребенок понял артикуляцию звука, запомнил ее и смог самостоятельно выполнить уже без использования вспомогательных предметов: шпателей либо зондов

Для этого во время постановки  взрослый должен сосредотачивать внимание ребенка на работу артикуляционного аппарата, на силу выдыхаемой струи

Упражнения для развития выдоха

  • Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
  • Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
  • Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
  • Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
  • Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).

Звук (буква) Ц

Чёткое произношение Ц в начале, конце, середине слова

Цыплёнок, цифра, цокот, цапля, цветы, цветник, цирк, циркач, цвести, цепочка, цена, ценится, царапина

Станция, лекция, расцвели, разноцветный, акация, теплица, тигрица, водица, медведица, граница, улица, метелица, лицо, лужица, девица, львица, криница, полотенце, крыльцо, кольцо, озерцо, зеркальце, баловница, курица, больница, салатница, пудреница, куцый, поцарапанный

Скворец, колодец, заяц, конец, палец, хлебец, боец, птенец, молодец, продавец, удалец, отец, Городец, голубец, кузнец. сорванец, ленивец, зубец, холодец, огурец, страдалец, индеец, перец, дворец, певец, месяц

Чистоговорки на Ц в предложении (фразе)

  1. Из колодца целый день водица льется.
  2. Цапля цепко цапнула пацана за палец.
  3. Сквозь метелицу слышится цокот.
  4. Царь с царицей приценились к кольцу.
  5. Цветник цветёт разноцветными цветами.
  6. Цо-цо – у курицы в гнезде яйцо.
  7. Разноцветная курица в конце улицы снесла яйцо.
  8. Баловница расцарапала палец.
  9. Молодец у молодицы попросил воды напиться.
  10. Продавец оценил леденец.
  11. Конец – любому делу венец.
  12. Мастерица готовит голубцы.
  13. В кринице водица на солнце искрится.
  14. Медведица пила водицу из криницы.

Загадки для детей на букву Ч

Из горячего колодца Через нос водица льется. (Чайник)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

Мы, когда идем, стоим, А стоять умеем лежа, Даже если убежим. Мы не двигаемся тоже. (Часы)

Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. (Часы)

Идут круглые сутки, Не стоят ни минутки, А все на одном месте. (Часы)

Мой хвост не отличишь от головы. Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

Автоматизация звука [Х] в предложениях

Упражнение «Исправь предложение». Послушай предложение и скажи его правильно.

Хомяк духовка под пыхтит.                       Хомяк пыхтит под ду-хов-кой.

дети ходят хоккей на — …

петух около сидит лопух — …

охотники пошли на охота — ..

Закончить предложения словом «петух» или «муха».

На банке сидит … (муха).                  В окно влетела … .

На заборе сидит … (петух).               Около дома гуляет ….

Громко кукарекает ….                       Петя на тарелке  увидел …

Вика рисует ….                                 Красивый гребень у ….

Предложения со звуками Х и Х». Повторять и запоминать.

Хата без хозяина.                     Ахнуло эхо.                            На грядках сеют горох.

Горох сахарный.                      В бухту вошёл пароход.          Охотник поехал на охоту.

Я ел ореховую халву.               Муха – горюха села на ухо.    Я купил буханку хлеба.

Михаил идёт в поход.               Михаил отдыхает.                  Хозяйка хочет приготовить уху.

Хитрая лиса охотится на петуха.                                           Духи хорошо пахнут.

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох).

На грядках сеют (горох).

По утрам поет (петух).

В воздухе летает тополиный (пух).

В квартире большая, уютная (кухня).

Машина дала обратный (ход).

Дети перестали шуметь, стало (тихо).

Стадо пасёт (пастух). 

Фразы со звуками , :

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Автоматизация звука [Ч] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Материал для автоматизации звука в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук в прямых слогах: 

ЧА – ЧА – ЧА        

 ЧЁ – ЧЁ – ЧЁ         

ЧУ – ЧУ – ЧУ         

ЧИ – ЧИ – ЧИ        

 ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ

АЧА – АЧА – АЧА               

ОЧЁ – ОЧЁ – ОЧЁ            

УЧУ – УЧУ – УЧУ

ИЧИ – ИЧИ – ИЧИ                            

ЭЧЕ – ЭЧЕ – ЭЧЕ

Звук в словах с прямым слогом:

      Чай, чайка, чайник, чаинка, час, чад, чаша, чашка, чабан, чаепитие, чуб, чум, чудо, чудный, чувство, чугун, чудак, чулок, чудить, чудеса, чулан, Чукотка, чиж, числа, чистить, чисто, чистый, читать, чинить, читатель, чихать, чихает, чей, чек, челюсть, червяк, чердак, черпак,  чепуха, чебурек, черепаха, чемодан, чемпион, черника, чернила, четверг, чехол, чёлка, чёткий, чёрный, чёрт.

       Очаг, свеча, печать, начало, мочалка, качает, кочан, мычать, обучать, кричать, ворчать, качать, причал, печатать, внучата, зайчата, бельчата, скучать, стучать, удача, сдача, куча, туча, задача, дача, передача, бычок, плечо, бачок, пучок, значок, крючок, скачок, кабачок, светлячок, зайчонок, бочонок, учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, драчун, молчун, ворчун,  дочурка, кручу, верчу, плачу, лечу, учу, точить, учить, мочить, лечить, учитель, мячи, лучик, ключик,  точит, зайчик, плечи, качели, печенье, лечение, мучение, учебник,  ученик, печень, короче,  кочегар, почему.

Повтори словосочетания и предложения:

      Чёрный чум, могучий человек, чёрная ночь, пачка печенья, честный человек, точные часы, мальчик Чипполино, чёрная туча, прочный чехол, коричневые чулки, гремучий ручей, горячий чай, четвёртый четверг, горячий горчичник, чёрный грач.

      Чемодан в чулане. На чемодане чехол. К чаю подали печенье. Ах, ручей, чей ты, чей? Волк учуял овечек. Ученик ничего не отвечал. Девочка и мальчик качаются на качелях. У мальчика черепаха. Калачи на печи, как огонь горячи! В новом сервизе красивые чашки. Девочки на даче устроили чаепитие. Леночке подарили черепаху. Чижик вылетел из клеточки. Чист и прозрачен осенью воздух. Всё короче и короче становятся дни. Нину лечили врачи. На дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. Мальчики у печи жуют калачи. Ёжик очень колючий! Грачи таскают личинок и червей. Черныш рычал на мальчика. На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу. Мальчик ловит рыбу удочкой. Ландыш — очень пахучий цветок.

 Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук Ч

Ча – ча – ча — у меня нет ключа.                                     

Чо – чо – чо — солнце светит горячо.

Ча – ча – ча — надо вызвать врача.                                  

Чи – чи – чи — испеки мне калачи.

Ча – ча – ча — в комнате горит свеча.                             

Чок – чок – чок — стучит мамин каблучок.

Чу – чу – чу — я стихи учу.                                              

Чок – чок – чок — за печкой поёт сверчок.

Чу – чу – чу — громко в дверь постучу.                         

Чок – чок – чок — быстро вертится волчок.

Чу – чу – чу — говори, я помолчу.                                  

Чей – чей – чей — течёт лесной ручей.

Повтори скороговорки:

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

Калачи на печи, как огонь, горячи.

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Чайка чаю не пьёт, хоть и чайкой слывёт.

Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат.

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш»

Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.

Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)

Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:

Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

Автоматизация звука Ч

Стадия автоматизирования звука – это искоренение неправильного звукопроизношения и закрепление навыка общепринятого произношения.. Поставленный звук еще не стойкий, при отсутствия закрепления навыка употребления нового стереотипа, звук может «потеряться» и в последствии его придется ставить заново.

Вот почему очень важно не только поставить звук, но и автоматизировать его в речи. Существует определенная последовательность, которую следует выполнять при закреплении звука: сначала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках и только потом в самостоятельной речи

Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения

Существует определенная последовательность, которую следует выполнять при закреплении звука: сначала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках и только потом в самостоятельной речи. Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения.

Как только ребеночек научился правильно произносить звук в многократном и длительном повторении, тогда можно начать автоматизировать поставленный звук в слогах. Однако если звук еще неустойчивый, иногда искажается, нужно подольше «посидеть» на стадии автоматизации.

Автоматизация звука Ч в слогах обладает своими особенностями: сначала автоматизируется звук в обратных слогах, затем – в прямых открытых слогах.

Автоматизация в обратных слогах:

ач – оч – ач                  еч – еч – ич

оч – уч – оч                  уч – ич – уч

Автоматизация в прямых слогах: 

  • ча – чо – ча
  • чо – чу – чо
  • чи – чи – че
  • чу – чи – чу

в словах:

  • мяч, смерч, врач, калач, ключ, трубач, грач
  • чай, часы, чайка, чайник, число, чижик, чемодан, чемпион, четыре, чудо
  • удочка, речка, задача, печать, удача, почка, хомячок, колокольчик.

в чистоговорках:

  1. ЧА-ЧО-ЧЕ-ЧИ — печёт печка калачи.
  2. ЧО-ЧУ-ЧЕ-ЧА – как хочу я калача.
  3. ЧА-ЧЕ-ЧИ-ЧО – ах, как пальцам горячо!
  4. ЧО-ЧИ-ЧЕ-ЧУ – ем калач я и молчу.

в предложениях:

  1. На столе чашка горячего чая.
  2. Мальчик кормит собачку Жучку.
  3. Девочка заплела две косички.
  4. Девочка сачком ловит бабочку.

После этапа автоматизации,  учим ребенка дифференцировать звуки на слух, если они смешиваются в произношении. Дифференциация звука в слогах чаще всего выполняют методом повторения т.е. взрослый произносит – ребенок повторяет. Еще есть упражнения на словообразование, либо словоизменение.

На первых этапах работы по дифференциации ребенок слышит произносимый звук взрослым и видит артикуляцию взрослого. Затем задание усложняется, взрослый закрывает листком лицо, теперь ребенок ориентируется только на слух.

Ч-Т

  • чa-тя
  • чу-тю
  • чи-ти
  • оч-оть
  • юч-ють
  • ечь-еть
  • тявкать-чавкать
  • редька-речка
  • петь-печь
  • чесать-чесать
  • мять-мяч
  • медь-меч

Ч-Ц

Упражнение 1. Повтори за мной.

  • ча-ця
  • чу-цю
  • чи-ци
  • оч-оц
  • юч-юц
  • ечь-ец

Упражнение 2. Прослушайте слова.

Произнеси слова только со звуком ч.

а) Чтение, цапля, чувство, цветок, чёлка, чтит, цепь, цвет, чистый;

б) Платочек, пальцы, сверчок,  огурцы, строчка, разноцветный, курочка, пчелка, борцы;

а) Птенец,  грач,  богач, врач, мяч, колодец, скворец, силач, кузнец.

Ч-Щ

Задание 1. Повтори за мной.

  • чa-щa-чa
  • чу-щу-чу
  • чи-щи-чи
  • ощ-оч-ощ
  • ющ-юч-ющ
  • ещ-ечь-ещ

Артикуляция звука Х

          При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

Упражнение «Поймай звук».  Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.

1 день — и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.

2 день — а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.

3 день — мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.

4 день — ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.

5 день — поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.

6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.

Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.

Слоги

Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)

ха – хо — ху                аха — охо – уху                   ах – их – ех — ух

хва – хво — хву          хла – хло — хлу

сха — схо — сху            рха — рхо — рху

Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах.  Звук Х проговаривать, «растягивая» его.

1 день

Ха-ха         хы-хы            ха-хо-хы              хы-ха-ху

Хо-хо         ху-ху             ху-ха-хо               ха-хо-хы-ху

2 день

аха – аха         оха – оха           иха – аха – уха           уха – иха – оха

иха – иха         уха – уха           аха – иха – оха           оха – иха — аха

3 день

ах – ах            ах – ох               ух – ух – ох                юх – ах – ох

ох — ух             ух – ах               ох – их – ах               ух – ох – их

4 день

хта – хта         хто – хто            ахт – охт                   ухт – ахт — охт 

хты — хты        хту – хту             ихт – ухт                   ихт – охт — ахт

5 день

хва – хва – хвы          ахва – ухва — охва             вха – вхо — вхы

хво — хво — хва           ихва — ухва — охва              вхы – вху — вха

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

«Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью

Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы

«Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

«Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов

Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу

Ход занятия

I. Организационный момент.

— Какое сейчас время года?

— Назовите мне, пожалуйста, по порядку времена года.

— Назови по порядку месяца.

— Какой первый весенний месяц? Последний?

— Назови соседей месяца «сентябрь».

II. Артикуляционная гимнастика.

— Звук сложный, поэтому, чтобы красиво его произносить, нужно сделать гимнастику для языка и губ.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

«Улыбка»«Трубочка» — Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

«Бублик» — губы округляем и слегка вытягиваем вперед.

«Хоботок»«Бублик» — Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед как хоботок. Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки.

«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

«Чашечка». Рот открываем широко. Передний и боковые края языка приподнимаем вверх.

«Не разбей чашечку». Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки».

III. Дыхательная гимнастика.

Подуй с чашечки.

Произнеси звук на одном дыхании . Вдох через нос!

IV. Сообщение темы занятия.

— Внимательно посмотри на картинки, и назови только те, в названии которых слышится звук Ч.

— Какой предмет лишний? (Яйцо, кубик). Почему? (В словах нет звука «Ч»).

— Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук в словах и предложениях.

— Вспомним, как работают губы, язык при произнесении этого звука?

(описание).

— Охарактеризуй звук . (согласный, глухой, мягкий).

V. Автоматизация звука в словах.

Открыть презентацию.

— Посмотри на картинки и назови каждый предмет ласково.

Пуговица – пуговичка вилка – вилочка галка – галочка

Цветок – шапка – коса –

Сумка – лента – утка –

Река – лиса – паук –

— Повтори слова парами.

качка – кочка внучка — колючка овечка — колечко

бочка — тачка уздечка — печка тапочки — бабочка

девочка — ласточка обруч — удочка ключ — очки

— Определить позицию звука Ч в словах.

Чайник, плечо, ночь, чемодан, речка, матч, часы, чёлка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, печать.

VI. Автоматизация звука в словосочетаниях.

— Ответь на вопрос: нет чего? (нет чугунной печки).

Чугунная печка

Чистая водичка

Черная тучка

Чайные чашки

Прочный чемодан

Мамочкина шапочка

Ванечкин зайчик

Молочная начинка

Ночная бабочка

— Давай сейчас поиграем в игру «Веселый счет до 5».

Один черный мяч – два черных мяча — …

Один горячий чайник – два горячих чайника — …

Один коричневый чемодан – два коричневых чемодана — …

VII. Автоматизация звука в предложениях.

Подбери правильную картинку к предложению.

У Ванечки в коробочке спички.

Ученик читает учебник.

Мамочка чистит кабачок.

Ученик купит учебник.

Вовочка везёт тачку.

Мамочка готовит кабачок.

Девочка умеет читать.

V. Итог занятия.

— Какой звук мы сегодня тренировались произносить красиво?

— Произнеси звук на одном дыхании .

VI. Домашнее задание.

— Дома выполняй упражнения «Чашечка» и «Маляр».

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука  можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих и : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно и . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.

Автоматизация звука [Ч] в обратных слогах и конце слова

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука .

Материал для автоматизации звука в обратных слогах и конце слова будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Повторить слоги:

АЧ – АЧ – АЧ           ОЧ – ОЧ – ОЧ          

УЧ – ЧУ – УЧ          ЫЧ – ЫЧ – ЫЧ        

ЭЧ – ЭЧ – ЭЧ          ЯЧ – ЯЧ – ЯЧ            

ЁЧ – ЁЧ – ЁЧ           ЮЧ – ЮЧ – ЮЧ         

ИЧ – ИЧ – ИЧ         ЕЧ – ЕЧ – ЕЧ

АЧ – ЯЧ                     ОЧ – ЁЧ                    

УЧ – ЮЧ                    ЫЧ – ИЧ                  

ЭЧ – ЕЧ                      ЯЧ – ЮЧ

Проговорить слоги и слова:

Ач-ач-ач – богач

Ач-ач-ач – ткач

Ач-ач-ач – тягач

Ач-ач-ач – вскачь

Ач-ач-ач – ночь

Ач-ач-ач – мечь

Ач-ач-ач – дочь

Ач-ач-ач – могуч

Ач-ач-ач – печь

Ач-ач-ач – дичь

Ач-ач-ач – бич

Ач-ач-ач – мяч

Запомнить и повторить ряд слогов и слов  (взрослый несколько раз меняет порядок слогов или слов):

Ач оч ич,

Уч эч яч,

Ач оч уч,  

оч уч ич, 

уч ич ач оч,

ич ач оч уч.

Мяч – дочь – печь

Девочка – точка — бочка

Звук в словах с обратным слогом:

       Плач, ткач, богач, тягач, вскачь, врач, грач, калач, бородач, ловкач, трубач, калач, дочь, ночь, точь – в – точь, могуч, луч, обруч, сыч, дичь, клич, кулич, кирпич, меч, печь, течь, речь, лечь, мяч, горяч, ячмень, ключ, колюч.

       Пачка, дачка, тачка, качка, удачно, значки, кабачки, облачко, очки, бочка, точка, квочка, почка, дочка, кочка, уточка, удочка, бабочка, девочка, кисточка, ниточка, дудочка, тапочки,  ночка, мочка, тучка, внучка, ручка, кучка, штучка, каблучки, паучки, жучки, водичка, печка, уздечка, колечко, речка, гречка, копеечка, овечка, колючки, брючки, кавычки, привычка, бычки.

Повтори словосочетания и предложения:

       Горячая печь, почки на веточках, коричневый кирпич, кирпичная печка, почтовые карточки, клубничное варенье, пачка печенья, белая ниточка, ночная бабочка, удачливый чемпион, солнечный луч, острый меч, большой мяч, золотое колечко.

      На веточке сидит птичка грач. Анечка ловит бабочку сачком. Девочка принесла водички.

       На небо набежала тучка. У Ванечки в гербарии жучки и паучки. Белочка спрыгнула с ёлочки. Уточка плывёт по речке. Куда иголочка, туда и ниточка. На моём платочке вышитый цветочек. Ниночке подарили игрушечного зайчика и мячик. У мальчика удочка.

     Девочка сидит на скамеечке. Затопили печку. Потеряли ключ. У девочки калач. Ванечка на речке. В огороде бочка. В бочке плавает уточка. Девочка уронила мяч. Снесла курочка яичко. На кочке сидит грач. Ниночка — опрятная девочка. В окошко залетела бабочка. Ела Таня булочку, запивала молочком. Испугалась Олечка и сидит тихонечко. У Зины в коробочке жучки, паучки и разные букашечки. Врач пришёл к больной девочке. На столе лежат очки и ручка. Весной на деревьях набухают почки. За ночь печь остыла.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук «Ч»:

Ач – ач – ач — Танечке купили мяч.                                           

Оч – оч – оч — мама очень любит дочь.

Ач – ач – ач — хорошо лечит врач.                                             

Оч – оч – оч — быстро наступила ночь.

Ач – ач – ач — мой папа силач.                                                   

Оч – оч – оч — я мамина (папина) дочь.

Ач – ач – ач — мне понравился циркач.                                     

Уч – уч – уч — солнце светит из – за туч.

Ач – ач – ач — выступает на сцене скрипач.                             

Уч – уч – уч — ёжик наш колюч.

Ач – ач – ач — в печке испеку калач.                                         

Еч – еч – еч — в доме натопили печь.

Упражнения

Перед началом занятий специалист может направить ребенка на обследования:

  • умственных способностей;
  • слуха;
  • правильного строения и развития артикуляционного аппарата.

Также логопедом проводится сбор анамнеза (сведения). Информация нужна для определения среды обитания ребенка. Часто причиной неправильного произношения является окружение. Например, двуязычие в семье. Тогда возникает потребность в дифференциации фонемы.

Логопедические занятия состоят из постепенного перехода этапов по освоению звука «Ч». В подготовительной группе проводят артикуляционную гимнастику для развития подвижности органов.

Задания можно выполнять в домашней обстановке, например:

  • «Пирожок» (укрепление мышц языка). Ротовую полость открываем. Речевой орган высовываем, чтобы он принял лопатообразную форму. Боковые стороны приподнимаем до образования желобка. Губы улыбаются. Упражнение выполняем 10 секунд 2-3 раза.
  • «Фокус» (отработка умения держать приподнятый язык и контролировать поток воздуха). Ротовую полость держим открытой. Губы улыбаются. Язык высовываем. Его боковые стороны и кончик приподнимаем. Середину опускаем вниз. Удерживая органы в таком положении стараемся выдувать воздушную струю. Она должна ощущаться на кончике носа.
  • «Рупор» (укрепление и выработка подвижности губных мышц). Зубы смыкаем. Движения выполняем только губами. Они имитируют воспроизведение гласных букв.
  • «Варенье» (отработка движений языка). Приоткройте рот. Губами улыбнитесь. Языком возите сначала по верхней, а потом по нижней губе. При этом орган принимает лопатообразную форму. После кругообразных движений язычок втяните в ротовую полость. Его боковые стороны должны касаться верхних коренных резцов. Упражнение выполняйте 3-4 раза.
  • «Лошадка» (растягивание уздечки). С помощью языка имитируйте стуканье копыт лошадки. При этом рот широко откройте, а губы растяните в улыбке. Длительность занятия 15 секунд.

После успешного прохождения подготовительного этапа следует проведение постановки звука «Ч».

Способы

  1. Воспроизведение от мягкой буквы «Т». Ребенка просят быстро проговаривать звук. Язык должен касаться кончиков передних резцов. Во время произношения специальным шпателем или лопаткой кончик языка немного сгибают к верху. Образовывается звук «Ч».
  2. Произношение от «Т» и «Щ». Необходимо проговаривать фонемы по очереди в быстром темпе. Губы должны улыбаться.
  3. Появление звука «Ч» с помощью слогов (ать, оть, ить). Малышу предлагают повторить много раз один из представленных слогов. При этом ложкой или шпателем отодвигают кончик языка к альвеолам. Тогда получается «ач, оч или ич».
  4. Способ подражания. Взрослый произносит фонему перед зеркалом, показывая артикуляцию, а ребенок старается повторить. Это упражнение предполагает наличие усидчивости у малыша и терпения у родителя.

В логопедической базе находится целая картотека различных заданий. Поэтому родителям не стоит пренебрегать посещением специалиста.

Нарушение произношения

Чтобы подобрать правильную тактику обучения и понять, как поставить звук «Ч» необходимо знать какие виды нарушений у детей существуют. Фонема «Ч» складывается из 2 букв «Т» и «Ш». От освоения ребенком этих звуков зависит произношение «Ч».

Классификация дефектов:

  1. Межзубный. Язык находится между зубов, когда малыш пытается проговорить фонему. Звук становиться шепелявым и нечетким.
  2. Призубный. Язык напряжен и располагается за верхними резцами. Кончик органа касается альвеол. Боковыми сторонами упирается в коренные зубы. Такое положение языка может вызывать замену «Ч» на твердое или мягкое «Т». Воздушная струя толчкообразная.
  3. Губно-зубный. Язык приспущен к низу. Бока касаются коренных резцов, расположенных в верхней челюсти. Нижняя губа приподнимается, соприкасаясь с верхними резцами, находящимися по центру. Происходит замена «Ч» на «Ф» (чайник – Файник).
  4. Боковой. Воздушная струя при выдыхании проходит по одной из сторон языка. Орган может находиться у верхних или у нижних резцов. При этом имея наклон в одну из сторон. Звучание невнятное.
  5. Шипящий. Язык напрягается и выгибается. Кончик органа находится внизу. Он делает упор книзу ротовой полости. Воздушная струя проходит по всей области языка. Происходит замена «Ч» на мягкий «Ш» (чуб – Шюб).
  6. Свистящий. Речевой орган касается нижних центральных резцов. Серединка языка изогнута и образовывает желобок. Боковые стороны прилегают к задним верхним зубам. Губы в улыбающемся положении. Воздух на выдохе проходит посредине языка. Происходит замена «Ч» на твердую или мягкую «С» (чудо – Сюдо, чашка – Сашка).
  7. Носовой. Язык опускается вниз и слегка оттягивается назад. При этом спинка органа напрягается серединой касаясь неба. Воздушная струя выходит через нос. Звучание становится гнусавым (чудо – Хнюдо).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector