Скороговорки и чистоговорки для развития речи детей 5-7 лет

Скороговорки для развития дикции у детей 6-7 лет

Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З

Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.

Детская скороговорка на звук Р 

Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?

Скороговорка для детей на звук Р 

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели. 

Скороговорка для детей 6-7 лет: звук Б

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

Детская скороговорка для автоматизации звука Б 

Белые бараны били в барабаны.

Смешная скороговорка для детей: звук Б 

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне. 

Скороговорка для детей на звук Б 

Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка. 

Читай также: Выговариваем звук «З»

Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш 

Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»

Детская скороговорка для автоматизации звука Ж 

Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.

Скороговорка для детей 6-7 лет на звук Ж

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Скороговорка для детей: звук Ж

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.

Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш

Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
Ши-жи-ши хороши были ерши.

Скороговорка на звук Х 

Вкусная халва – мастеру хвала.

Детская скороговорка на звук Щ 
Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.

Скороговора для детей на звуки Р и Ч

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Читай также: Учимся рычать букву «р»

Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Скороговорка для детей на звук Л 

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

Детская скороговорка для автоматизации звука Л

Ла-ла-ла — мусор убрала,
Лу-лу-лу — подмету золу,
Ле-ле-ле — ваза на столе,
Ли-ли-ли — ландыши нашли.
Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
Ля-ля-ля — тёплая земля.
Лю-лю-лю — печку истоплю.

Скороговорка на звуки З и С

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.

Детская скороговорка на звук З 

Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.

Скороговорка для детей на звук З 

За козой шагал козёл,
на козу козёл был зол,
позвала коза козлят,
а козла козлята злят.

Простая детская скороговорка: звуки С, Ц

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Стишок-скороговорка для звуков С, Р, Б, Д

Странные вещи творятся на свете 
странные взрослые, странные дети
странные мышки живут по углам
странные люди идут по делам
странные птички поют там и тут
странные булочки странно пекут
странные страны сторонников ждут
странные странники странно бредут
странные клоуны странно танцуют
странно художники кистью рисуют
странно в стране, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
разные вещи творятся на свете 
разные взрослые, разные дети
разные мышки живут по углам
разные люди идут по делам
разные птички поют там и тут
разные булочки разно пекут
разные страны сторонников ждут
разные странники разно бредут
разные клоуны разно танцуют
разно художники кистью рисуют
снова я там, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
а если стране, где нет места добру 
доброе слово сейчас подберу…
Как?
А вот так:
добрые вещи творятся на свете 
добрые взрослые, бодрые дети
добрые мышки живут по углам
добрые люди идут по делам
бодрые птички поют там и тут
добрые булочки бодро пекут
добрые страны сторонников ждут
добрые странники бодро бредут
добрые клоуны бодро танцуют
бодро художники кистью рисуют
здорово видимо в доброй стране
как это здорово добрым быть мне!

Теперь у вас есть целый арсенал скороговорок для детей, которые помогут развитию дикции у ребенка. 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать «Р»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи

Обучение 2−3-летних детей

Выбирая чистоговорки для детей 2−3-летнего возраста, желательно обращать внимание на смешные тексты или с хорошо понятным смыслом. Необходимо каждую группу звуков прорабатывать отдельно, особое внимание уделяя шипящим и свистящим

Отработку этих звуков можно начать с игры «Комарик и пчела».

Ребенок должен как можно чище воспроизводить звук соответствующего насекомого. Кстати, это развлечение можно приспособить и для группы детей: выбирают одного «комарика», который со звуком з-з-з-з «летает» вокруг других детей и пытается укусить кого-то из них. Кого покусали, становиться «комариком» сам. Отличный вариант, если в семье не один ребенок.

Есть прекрасные детские книжки, где чистоговорка подкрепляется визуально (картинкой) или даже тактильно. Занятия с развивающими книжками и карточками эффективно помогают с речью, а также с осваиванием чтения и счета.

И конечно, красочной книжкой малыша заинтересовать намного проще, чем повторением каких-либо фраз

В этом возрасте рекомендуется прорабатывать различные звуки отдельно, особенное внимание уделяя сложным свистящим, шипящим и рычащим. Впрочем, не стоит забывать про гласные: от их правильного произношения во многом зависит выразительность речи

Несколько примеров чистоговорок для маленьких на звук И:

  • И-и-и-ротик к ушкам растяни;
  • И-и-и-в свой рожок труби;
  • И-и-и-песенку тяни.

И вот такие чистоговорки про животных:

  • вымыли мышки миски для мишки;
  • на склоне холма медведь слопал слона.

https://youtube.com/watch?v=Pr0Bn8kuCKk

Чистоговорки на букву Щ

Ща-ща-ща-ща — в дождь я мокну без плаща. Щу-щу-щу-щу — зонтик я себе ищу. Ще-ще-ще-ще — буду я ходить в плаще. Щё-щё-щё-щё — и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — будем мы готовить борщ. Ща-ща-ща, ща-ща-ща — нету свеклы для борща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — приготовим лучше щи. Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я капусту поищу. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — не клади в кастрюлю хвощ! Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я морковку поищу. Ща-ща-ща, ща-ща-ща — брат принес домой леща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — поедим сначала щи.

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. — Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Удачи вам в звукопроизношении!

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап — раздается храп. Ип-ип-ип — где-то слышен хрип. Оп-оп-оп — очень толстый поп. Оп-оп-оп — нажимаем стоп. По-по-по — наш трамвай идет в депо. Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп. Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.

— П! – мы губы сложим вместе. — П! – мы выдохнем порезче! — П, П, П! – пыхтим мы глухо, Нету голоса у звука!

– П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход…

Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила.

Петуха спросили дети: – Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: – Хорошо умею петь я.

Развитие речи у малышей 3−4 лет

У детей этого возраста уже накоплен довольно большой словарный запас, и обычно они как раз начинают его реализовывать. То есть очень много разговаривать, что может вызывать некоторые неудобства для взрослых. Самое время начинать разгадывать загадки и учить стихи, направляя энергию ребенка в продуктивное русло.

Загадки прекрасно помогают расширить словарный запас. Особенно те, в которых идет перечисление свойств предмета:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Остренькие зубки.

(Мыши)

Или же перечисление функциональных признаков:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

А для развития фонетического слуха и навыка правильно строить фразы отлично подойдет прекрасно знакомая всем игра «Доскажи словечко»:

Три мудреца в одном тазу.

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз.

Длиннее был бы мой (рассказ).

Для того чтобы ребенок овладевал связной речью, нужно просить его пересказывать сказки, которые были ему накануне прочитаны. Каждый выученный стих тоже можно превратить в представление. Уделяя немного времени на прослушивание такого мини-спектакля, можно быть спокойными не только за речь ребенка, но еще и за его психическое здоровье и творческие способности.

https://youtube.com/watch?v=PC1Slxn4tcQ

Что представляет собой скороговорка

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых

О важности скороговорок для развития идеальной дикции взрослого человека я писала выше. Отмечу только, что вы должны определиться после записи своего голоса, какие именно звуки речи вас не устраивают

Возможно, это будут шипящие или “л-р”, или другие звуки. И в соответствии со своими наблюдениями подбирайте скороговорки, прорабатывающие именно их. А для профилактики можно их все потренировать.

  • Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировал.
  • Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи.
  • Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.

Ну и полегче что-нибудь.

  • Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Мы ели-ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  • Ценит цеп косец по косовице.
  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  • От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорки хорошо развивают память и внимание у взрослых, помимо речи. Скороговорка для улучшения дикции

Скороговорка для улучшения дикции

Игры с чистоговорками для детей

Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может стать наматывание верёвки на палец, выкладывание деревянных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание крупных бусин.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга…

Еще одна веселая игра с чистоговорками — это произносить фразу разными голосами. Попросите ребенка, произнести чистоговорку, например, Ши-ши-ши — шалунишки малыши, как тетя-диктор по телевизору, или как маленький мышонок, или большой великан.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно…

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки

Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.

Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу

Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.

Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.

Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.

Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.

Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Делаем артикуляционную гимнастику

Проблемы с речью могут быть связаны с плохим развитием речевого аппарата. Для детского речевого аппарата нужна ежедневная артикуляционная гимнастика. Упражнения могут быть статическими, когда язык принимает определенное положение, и динамическими с участием всего речевого аппарата.

Примеры упражнений для речевой разминки:

  • «Грибок» – язычок прижимается к верхнему небу, как шляпка грибка;
  • «Лошадка» – из положения «грибок» цокать языком, как будто скачет лошадка;
  • «Футбол» – язычок загонят гол в правые и левые ворота, касается левой и правой щеки с внутренней стороны поочередно;
  • «Вкусное варенье» – ребенку предлагают представить, что его губы намазаны сладким вареньем, облизать кончиком языка сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

Сделав артикуляционную гимнастику, переходят к более сложным упражнениям по проговариванию. Малыша просят повторить чистоговорки и скороговорки.

Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да – гудят провода. Да-да-да – теплая вода. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Де-де-де – я не знаю где. Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда! Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду. Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи! Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода! Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где? Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил. Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни. День у Дины, два — у Димы.

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому дедушке седому!

Короткие современные скороговорки

Чтобы хорошо выговаривать все звуки скороговорки — нужно тренироваться.

Моя дочь придумала скороговорку, пока меня караулила возле подъезда:

Караулила, караулила и выкараулила.

Ей так понравилась эта скороговорка, что целый день её всем рассказывала.

Пакет под попкорн.

Вроде бы легкая скороговорка, но приходится сосредоточиться, чтобы выговорить.

Налогооблагаемая благодать.

Какое чудесное словосочетание!

Бесперспективняк.

Хорошее слово! Еле выговорил! Попробуйте!

Недопереквалифицировавшийся

Красивое слово само по себе — просто длинное.

Еще короткие скороговорки

подойдут для детей

Сачок зацепился за сучок.

У елки иголки колки.

Колки иголки у елки.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

Гонец с галер сгорел.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за всё подряд.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Яшма в замше замшела.

Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.

Еще короткие скороговорки:

  • Сыворотка из-под простокваши.
  • А мне не до недомогания.
  • Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.
  • Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  • Ложечка желобовыгибистая с преподвыподвертом.
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Необычные скороговорки

Детям нравятся такие скороговорки

Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться. А могу и не вертикультяпнуться.

На меня из-за ели глазели глаза газели.

Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.

Надо Эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

Необычная скороговорка в стихах:

В недрах тундры выдры в гетрах
Тырят в вёдра ядра кедров
Выдрав с выдры в тундре гетры
Вытри выдрой ядра кедров
Вытри гетрой морду выдре
Ядра – в вёдра, в тундру — выдру.

Чистоговорки на букву Ц

Цы-цы-цы — есть хотят птенцы. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу. Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо. Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу. Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца! Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу! Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо. Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы! Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца – слушай сказку до конца. Цу-цу-цу – дело близится к концу. Цы-цы- цы – обрубаем все концы. Це-це-це – что узнаем мы в конце? Ец-ец-ец – зиме конец. Ец-ец – летит скворец. Ца-ца-ца – мы видели скворца. Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница. Цыпленок пьет из блюдца воду.

Фольклор для речи

Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл

Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет

Иногда 3-4-летние дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя.

Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.

Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков (гласных и согласных), родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры для дошкольников рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.

Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т.

д. Чистоговорки в картинках и скороговорки в стихах тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.

Чистоговорки для малышей

***

Лы-Лу-Ла
Лы-лы-лы – забивали мы голы,Лу-лу-лу – возле окон на полу,Ла-ла-ла – не заметили стекла.Лу-лу-лу – мы не били по стеклу,Ла-ла-ла – только нет в окне стекла.

***

Ба-Бо-Бы
Ба-ба-ба – бежит кабан.Ба-ба-ба – во дворе избаБа-ба-ба – на крыше труба.Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.Бе-бе-бе – кот сидит на трубе.Бе-бе-бе, бе-бе-бе – потрубил я на трубе.Би-би-би – сидят под крышей голуби.Бо-бо-бо – большой забор.Бу-бу-бу – взяли мы трубу.Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу.Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.Бу-бу-бу, бу-бу-бу – ты и мне купи трубу!Бу-бы-ба – из окна торчит труба.Бы-бы-бы – в лесу грибы.Бы-бы-бы – за двором дубы.Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы.Бы-бы-бы – на пеньке грибы.Бы-бы-бы-бы – в лесу растут грибы.Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

***

Да-Де-Ди
Да-да-да – буду строить города.Да-да-да – в колодце вода.Да-да-да – горяча вода.Да-да-да – пойду сюда.Да-да-да – у меня вода.Да-да-да, да-да-да – не ходи, малыш, туда!Да-да-да, да-да-да – Ой! Холодная вода!Де-де-де – ведра мои где?Де-де-де – птенцы в гнезде.Де-де-де – я не знаю где.Де-де-де, де-де-де – вот беда! Малыш, ты где?Де-де-де, де-де-де – ботинки все в воде!Ди-ди-ди – птенцов не буди.Ди-ди-ди – спокойно посиди.Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты ж одетый, не ходи!Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты в ботинках, не ходи!До-до-до – над колодцем гнездо.До-до-до – там на дереве гнездо.Ду-до-да – гудят провода.Ду-ду-ду – в зоопарк иду.Ду-ду-ду – ведра я найду.Ду-ду-ду – домой пойду.Ду-ду-ду – за водой пойду.Ду-ду-ду – спать я не пойду.Ду-ду-ду – я по лугу иду.Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду.Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду.Ду-ду-ду, ду-ду-ду – все равно туда пойду.Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду.Ду-ду-ду – рыбу я найду в пруду.Ды-ды-ды – на снегу следы.Ды-ды-ды – нет воды.Ды-ды-ды – попей воды.Ды-ды-ды, ды-ды-ды – быстро выйди из воды!

***

Зе-Зи-Зя
Зе-зе-зе – Зоя едет на Козе.Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.Зе-зе-зе – травку дали мы козе.Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!Зи-зи-зи – резину привези.Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привези!Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя, так не вези.Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.Зя-зя-зя – мы видели язя.Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.

***

Ал-Ил-Ол
Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал.Ал-ал-ал – сказку дедушка читал.Ал-ал-ал – темный подвал.Алка-алка – у Володи палка.Ил-ил-ил – в барабан я бил.Ил-ил-ил – я полы помыл.Илка-илка – у Володи вилка.Ла-ла-ла – Маша папе помогла.Ла-ла-ла – видишь, кружится юла?Ла-ла-ла – лопата и пила.Ла-ла-ла – мама клещи принесла.Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.Ла-ла-ла – наша Маша весела.Ла-ла-ла – не забьете мне гола.Ла-ла-ла – отвесная скала.Ла-ла-ла – я малинник нашла.Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.Ло-ло-ло – стало в комнате светло.Ло-ло-ло – у меня весло.Лу-лу-лу – дочка принесла пилу.Лу-лу-лу – заведу юлу.Лу-лу-лу – купили пилу.Лу-лу-лу – обойдем скалу.Лу-лу-лу – папа насорил в углу.Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу.Лы-лы-лы – в доме новые котлы.Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.Лы-лы-лы – сели слева от скалы.Олка-олка – у Володи иголка.Ол-ол-ол – вымыли пол.Ол-ол-ол – с папой я смотрю футбол.Улка-улка – у Володи булка.Ул-ул-ул – ветерок подул.Ул-ул-ул – зимний лес уснул.Ул-ул-ул – папа чинит старый стул.

Скороговорки для детей младшей группы

Занятия с малышами должны проходить весело и непринудительно. Если ребёнок не хочет учиться, не заставляйте. Ведь тогда у него пропадёт желание заниматься. Скороговорки – это отличная игра, которая ещё больше помогает развивать речь ребёнка

Важно, чтобы у малыша был развит фонематический слух

1. Са-са-са – вот летит к нам оса, на спине у осы много чёрной полосы.

2. У Тани, Сани и Ани есть клетка с большими пауками.

3. Саша и Маша гуляют с Дашей. К ним пришла ещё Наташа. Они гуляют во дворе нашем.

4. Зайка прыгал на лужайке, он гулял и скакал, и кузнечика поймал.

5. Ох, какие красивые бараны играют на большом и ярком барабане.

6. Милые рыжие лисички взяли у мамы спички. Пошли лисички на опушку, чуть не подпалили на дереве верхушку.

7. На большой лесенке Катя пела песенку.

8. Наша Маша ела кашу, угостила Мишу, Сашу. Съели дети много каши.

9. Ежу на ужин нужны ужи.

Вышеперечисленные скороговорки помогут справиться с труднопроизносимыми звуками

Для этого старайтесь как можно чаще уделять внимание развитию речи. Если вы будете регулярно заниматься с детьми, тогда есть все шансы научить их быстро и правильно говорить

Стихи для развития речи

Проводя такие занятия самостоятельно, важно помнить, что чадо должно воспринимать все задания как интересную игру. Категорически не следует заставлять его делать упражнения через силу, такая тактика не приведет к ожидаемому результату

Только через вовлеченность в процесс дети могут достичь успехов в артикуляции, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы покривляться вместе с малышом перед зеркалом и на пару повторять веселые логопедические стихи.

***

Валенки
В магазине ВаленькеПокупают валенки.Маленькие валенкиДо чего ж милы!Но надела валенкиМаленькая Валенька –Оказались валенкиНа нее малы!

***

Кузнечик
Расскажи, сестра Маринка,Что стрекочет у тропинки?Кто заводит разговорчик?Может, затрещал моторчик?Может, трактор у букашек –Они в травах поле пашут?Может, стража у находки –Страшный жук шумит трещоткой?Может…– Милый человечек,Так скрипит крылом кузнечик..!

***

Спор
Спорил с полем старый бор:«Разве гордость – ширь, простор?Грибов море, ягод горсти –Торопитесь, люди, в гости!»Проворчало горько поле:«Говор трав утихнет вскоре.Снег запорошит просторы –У зимы свои узоры.Вот ручьев проснется хор –Мы весной продолжим спор.»

***

Пропажа
– Кра! – кричит ворона. – Кража!Караул! Грабёж! Пропажа!Вор прокрался утром рано!Грош украл он из кармана!Карандаш! Картонку! Пробку!И красивую коробку!– Стой, ворона, не кричи.Не кричи ты, помолчи.Жить не можешь без обмана –У тебя ведь нет кармана.– Как?! – Подпрыгнула ворона,И моргнула удивлённо:– Что ж вы раньше не сказали?!Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!

***

Рычание львенка
Львенок учится рычать,Очень хочет «Рррр!» сказать.Мордочку свою задрав,Хочет «Рррр!», выходит «Мяв!»Как он стать львом грозным сможет?Мы с тобой ему поможем!Трактор – синий богатырь –Как мотор заводит? – Тррр!Молния сверкает! Гром!Мы его не пустим в дом –Крыша прочная! Нет дыр!Пусть себе ворчит: – Гррр! Грррр!Берег речки. Гладь воды.Слышно катер: «Ды-ды-ды».Вот подходит пассажир –Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»Львенок маленький старался,Львенок долго упражнялся.Он, как папа, на весь мирСкажет громко, звонко: «Ррррр!»

***

Ёж
Дедушка Ежок,Не ходи на бережок:Там растаял снежок,Заливает лужок.Ты промочишь ножки,Красные сапожки!

(Visited 462 times, 1 visits today)

Учебный процесс

Итак, малыш научился правильно дышать, а его лицевые мышцы натренированы, теперь можно приступать и к изучению чистоговорок. Добиться наибольшего эффекта помогут следующие рекомендации:

  1. Нужно запастись терпением. Это главное. Рекомендуется постараться воспринимать занятия как игру и способ провести время вместе. Не нужно ждать быстрого успеха, следует помнить, что чистоговорки только кажутся простыми. Для малыша они требуют довольно серьезных усилий, и, скорее всего, первое время у него будет плохо получаться. Не следует раздражаться и повышать голос, чем спокойнее будут чувствовать себя родители в процессе занятий, тем легче ребенку будет учиться. Все обязательно получится, просто нужно дать маленькому человеку время.
  2. Требуются регулярные занятия. Следует постараться не делать больших перерывов между уроками, ведь для любого навыка необходима регулярность. Чистоговоркам стоит уделять хотя бы десять минут в день. Если нет возможности организовать специальное время, то стоит проговаривать упражнения по пути в детский садик, школу, к врачу. Это поможет занять ребенка в ожидании и одновременно будет работать на его развитие.
  3. Нагрузки должны распределяться. Детям может быть тяжело концентрироваться длительное время. Если родитель видит, что малыш устал или заскучал, рекомендуется сделать паузу, следует дать ребенку отвлечься и отдохнуть. Занятие можно продолжить через несколько часов.
  4. Уровень сложности. Следует повышать сложность чистоговорок постепенно. Начинать нужно с самых простых, они должны медленно проговариваться. Если ребенок хорошо справляется, не проглатывает звуки, не путает слова и произносит фразу выразительно, можно повышать скорость. После того как малыш сможет произнести четко и выразительно простую чистоговорку в быстром темпе, можно переходить к более сложным.
  5. Не нужно скупиться на похвалу. Сложно переоценить значение положительного закрепления в обучении. Стоит замечать успехи малыша, обязательно отмечать их похвалой, и он будет с удовольствием стремиться к новым свершениям. Если не выходит сделать все правильно, не нужно огорчатся и разочаровываться: на все нужно время. Ни в коем случае не стоит сердиться на ребенка за неудачи, это подорвет его интерес к занятиям и получению знаний в принципе.
  6. Требуется общение. У ребенка могут быть затруднения с речью просто оттого, что он не чувствует необходимости разговаривать. Для удовлетворения базовых потребностей достаточно десятка слов, тогда как в общении на разные темы задействуется не в пример больше. Родители должны находить время для разговоров с малышом, интересоваться его мыслями и чувствами. Тогда появится мощная мотивация говорить как можно более доступно.
  7. Следование инструкциям специалиста. Если ребенок занимается с логопедом, то при домашних занятиях родители обязательно должны следовать рекомендациям доктора. Есть большая вероятность, что, если домашние упражнения пойдут вразрез со стратегией работы логопеда, то общий прогресс ребенка сойдет на нет. Рекомендуется проконсультироваться с врачом, как лучше заниматься дома, тогда ребенок начнет демонстрировать отличные результаты.

Заключение

Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей, которые ходят в среднюю или подготовительную группу, правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу не в 6 лет, а на год позже.

Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. При садиках есть специальные логопедические группы. У специалистов обычно имеются картотеки игр, которые способствуют развитию речи. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими. В похвале нуждается каждый ребёнок, и в годик, и в 6 лет, и в более старшем возрасте.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector