Автоматизация звука р в словах с помощью картинок

Содержание:

Примеры

Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей от 2 до 3 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».

Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.

На-на-на, на-на-на – Стала белая она.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.

Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.

Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима

Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.

Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем. Дети подготовительной группы хорошо справляются с подобными заданиями.

Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются не только самым маленьким детям, но и ребятам постарше. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.

Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. При желании можно разбить их по лексическим темам. Также можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку про фрукты, животных или природу складно в рифму и по смыслу.

Скороговорки для детей младшей группы

Занятия с малышами должны проходить весело и непринудительно. Если ребёнок не хочет учиться, не заставляйте. Ведь тогда у него пропадёт желание заниматься. Скороговорки – это отличная игра, которая ещё больше помогает развивать речь ребёнка

Важно, чтобы у малыша был развит фонематический слух

1. Са-са-са – вот летит к нам оса, на спине у осы много чёрной полосы.

2. У Тани, Сани и Ани есть клетка с большими пауками.

3. Саша и Маша гуляют с Дашей. К ним пришла ещё Наташа. Они гуляют во дворе нашем.

4. Зайка прыгал на лужайке, он гулял и скакал, и кузнечика поймал.

5. Ох, какие красивые бараны играют на большом и ярком барабане.

6. Милые рыжие лисички взяли у мамы спички. Пошли лисички на опушку, чуть не подпалили на дереве верхушку.

7. На большой лесенке Катя пела песенку.

8. Наша Маша ела кашу, угостила Мишу, Сашу. Съели дети много каши.

9. Ежу на ужин нужны ужи.

Вышеперечисленные скороговорки помогут справиться с труднопроизносимыми звуками

Для этого старайтесь как можно чаще уделять внимание развитию речи. Если вы будете регулярно заниматься с детьми, тогда есть все шансы научить их быстро и правильно говорить

Скороговорки на сочетание звуков ТР, ДР (в стечении согласных):

Тропка на травке, травка на тропке.

По травке тропа протоптана.

Трое трубачей трубят в трубы.

Два дровосека,Два дроворуба,Два дровокола.

Два дровосека, два дроворуба,Два дровокола отточили топоры.Топоры остры-то до поры,До поры остры топоры.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Крот-проныра запросто проник в парник.

Шустрая норка юркнула в норку.

В поле Фрося полет просо,Сорняки выносит Фрося.

Скороговорка о сковородкеИ скороварке.

Круг за кругом, круг за кругомМаршируем друг за другом.

Скороход покупал скороварки –Друзьям-скороходам подарки.Скороходы скоро ходят,Скороварки им подходят.

Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек станут веселым занятием взрослого с малышом.

Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как выразительно разговаривает ваш малыш. А также имеет четкую дикцию и правильное речевое дыхание.

Вам также будет интересно:

  1. Занятия по автоматизации звука Р
  2. Звук Р в словах
  3. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Комплекс упражнений для органов речи

Артикуляционная гимнастика здесь нужна для подготовительного этапа

перед постановкой звука. Она проводится вигровой форме , чтобы как можно больше заинтересовать ребенка.

Не пропустите: Нормы речи у детей старше 3 лет

Задания для улучшения подвижности губ

  • Улыбочка. Растянуть губы в улыбке, чтобы был виден верхний и нижний ряд зубов. Выдерживать положение 5 секунд.
  • Труба. Вытянуть губы вперед, сделав их колечком.
  • Двери. Широко открыть рот. При этом губы растянуть в улыбке.

Задания для подвижности языка

  • Чистим зубы. Имитируя зубную щетку очищать по очереди верхний и нижний ряд зубов.

  • Лошадка. Цокать кончиком языка по небу.
  • Пулемет. Широко открыть рот. Кончиком языка постукивать за верхними зубами. При этом вслух произносить звук «Д» постепенно ускоряя темп.

Упражнения помогают при слабом языке

, делая его более подвижным.

Здесь представлен далеко не весь комплекс заданий на подвижность речевых органов. Лучшие способы

подбирают наиндивидуальных занятияхдля дошкольников логопеды и выдаютдомашние задания для работы в непринужденной обстановке с близкими.

Игры с чистоговорками для детей

Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может стать наматывание верёвки на палец, выкладывание деревянных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание крупных бусин.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга…

Еще одна веселая игра с чистоговорками — это произносить фразу разными голосами. Попросите ребенка, произнести чистоговорку, например, Ши-ши-ши — шалунишки малыши, как тетя-диктор по телевизору, или как маленький мышонок, или большой великан.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно…

Почему возникает неправильное произношение

Звук Р − сонорный, звонкий, согласный, относится к самым сложным в русском языке. Дети начинают проговаривать его позже остальных. Иногда патология затягивается на долгие годы из-за неправильного подхода к проблеме. Длительное бездействие приводит к ухудшению ситуации, человек с возрастом привыкает говорить «картаво», переучить тяжелее, чем откорректировать в раннем возрасте.

Неправильная артикуляция может возникнуть в результате:

  • закрепившейся привычки неверного произношения с детства;
  • дефекта речевого аппарата: короткая уздечка, длинный или толстый язык, неправильный прикус, высокий свод нёба;
  • гиподинамии артикуляционных органов, когда мышцы работают слабо, у человека не получается поставить их в нужную позицию;
  • неправильного восприятия речи, снижения слуха;
  • логопедических нарушений (дислалия, алалия, ротацизм и т. д.);
  • неправильное расположение зубов.

Определять причины неправильного говорения нужно с детства, чтобы облегчить коррекцию. Проблемами дефекта речевого аппарата занимается ортодонт, стоматолог. Гиподинамия может быть исправлена логопедом, либо в тяжелом случае совместно с неврологом. Когда есть проблема со слухом, включается в работу сурдолог и отоларинголог.

Ход занятия:

Оргмомент

Здравствуй, мой(-я) хороший(-ая! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а у нас в кабинете светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю тебе чаще улыбаться и дарить окружающим хорошее настроение! Давай улыбнемся и выполним веселую гимнастику и поработаем над дыханием.

1. Развитие физиологического дыхания

«Чей пароход лучше гудит?»

Педагог говорит: «Посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у тебя загудит пароход?»Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Ребенок может дуть в пузырек лишь несколько секунд.

2. Специальная артикуляционная гимнастика для звука .

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «и-и-и-и» скажи

Свой заборчик покажи.

Упражнение «Забор» (слайд № 1)

Дверцы дружно мы откроем,

А потом мы их закроем.

Упражнение «Домик открывается» (слайд № 2)

Сделал дедушка качели,

На качели внуки сели

Вверх-ух! Вниз-ух!

У всех захватывает дух.

Упражнение «Качели» (слайд № 3)

Рот открою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри

Упражнение «Чистим верхние зубы» (слайд № 4)

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

Упражнение «Маляр» (слайд № 5)

Дятел, дятел тук-тук-тук. -Д-Д-Д-Д

Ты чего стучишь, мой друг! -Д-Д-Д-Д

-Я не зря во рту стучу -Д-Д-Д-Д

Звукам правильным учу -Д-Д-Д-Д.

Упражнение «Барабанщик-дятел» (слайд № 6)

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

Упражнение «Лошадка» (слайд № 7)

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок.

Упражнение «Грибок» (слайд № 8)

Непослушный язычок

Делает вот так – молчок!

Челюсть нижняя вниз

Это вовсе не каприз.

Гармошку делать продолжаем!

Рот закрываем, открываем.

Упражнение «Гармошка» (слайд № 9)

3. Звуковой анализ.

Логопед показывает ребенку картинки и называет слова со звуком «Р»

-Давай, поищем, где спрятался звук «Р» в этих словах. Ребенок выкладывает фишкой место звука в слове.

4. Игра «Ходилка»

А теперь поиграем в игру. Будем четко произносить в словах звук «Р» .Если ребенок четко произносит звук «Р» в слове на картинке, он может положить камешек в нужную точку и продолжить движение по стрелкам дальше.

5. Игра «Назови ласково»

Ребенок называет предметы на лепестках ромашки ласково: груша-грушка, коробка-коробочка, роза-розочка…

6. Игра «Назови профессию»

На барабане играет барабанщик.

На гармошке играет гармонист.

На трубе…

На рояле…

7. Чистоговорки

Ребенок повторяет за логопедом чистоговорки.

КРОТ

Ра-ра-ра — роет крот нору с утра.

Ро-ро-ро — у крота свое метро.

Ру-ру-ру — любит крот свою нору.

Ры-ры-ры — крот пророет 2 норы.

МАКАР

Ар-ар-ар — на базар пошел Макар.

Ор-ор-ор — он купил себе топор.

Ыр-ыр-ыр — для хозяйки вкусный сыр.

Ёр-ёр-ёр — дочке красочный ковер.

Ир-ир-ир — а для бабушки — кефир.

КОТ МУР-МУР

Ур-ур-ур — у меня есть кот Мур-мур.

Ыр-ыр-ыр — со стола украли сыр.

Ры-ры-ры — не едят коты сыры.

Ор-ор-ор — вороны сели на забор.

Ыр-ыр-ыр — у вороны в клюве сыр.

Рал-рал-рал — кто сыр украл.

Ур-ур-ур — прогони ворон Мур-мур.

8. Итог занятия.

Каким звуком мы сегодня занимались?

Что вызывало у тебя трудности?

Чистоговорки для развития речи

Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

Вот примеры чистоговорок:

Ос-ос-ос — дует громко наш насос.

Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!

Ба-ба-ба — красивая изба.

На-на-на — на лугу стоит копна.

Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

  1. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
  2. Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
  3. Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
  4. После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
  5. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.

Р, РЬ

24
Картонную квартиру
Раскрашивала Ира:
Серебряные двери,
Коричневый паркет…
А Ирин брат Тарасик
Весь коридор раскрасил…
Прекрасней той квартиры
В картонном мире нет!

25
Раку рак на день рожденья
Подарил стихотворенье,
Приготовил рак сюрприз —
Перламутровый сервиз!

26
Пирамидки и матрёшки,
Погремушки, поварёшки,
И конструктор, и зверюшки…
Зря разбросаны игрушки!

27
Крыса в норке
Грызла корки!
В парке Мурка
Грела шкурку!

28
Пригорюнилась прекрасная принцесса:
Трубадур пришёлся сразу ей по сердцу!
Но король мечты принцессы разрушает,
С трубадуром ей дружить не разрешает!..

29
Раз Егор к Петру пришёл,
Разговор произошёл:
Рассказал Егору Пётр
Про ритмичный рок-н-ролл!

30
У Ромы — кавалерия,
У Гриши — артиллерия!
Патроны — из гороха,
Снаряды — из репья!
Здесь барабанный грохот,
Преграды из тряпья!..
Гремят, гремят снаряды!..
Героев ждут награды!..

31
Грузовик развозит фрукты,
Сыр и прочие продукты,
А фургон для зоопарков
Возит тигров и гепардов!

32
Мурзик в погреб пробирался…
Мурзик-Мурзик! Зря старался!
Мурка первая прокралась,
С простоквашей разобралась…

33
В театре вечером премьера
Про перламутровый ларец…
Висят пурпурные портьеры,
Чарует роскошью дворец!..

34
Разрешает тренер Гришке
Первый круг бежать вприпрыжку…
Тренируйся, друг Григорий! —
Вратарём ты станешь вскоре!

35
По первой программе —
Концерт юмористов!
По третьей программе —
Рассказ про артистов!

36
Разговаривал с Барбосом
Раз эрдельтерьер Трезор.
Заводил Трезор с Барбосом
Пресерьёзный разговор.
Он спросил о том, что завтра
Будет грызть Барбос на завтрак.
Прорычал Барбос: «Ирррис,
Карррамель и «Барррбаррис»!

Полезные советы:

  1. Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
  2. Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звуков « Р», «РЬ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данные звуки в начале, середине и конце слов.
  3. Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
  4. Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
  5. Далее переходим к изолированному «рычанию», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
  6. Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ — ДОБИВАТЬСЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

Звук Р должен быть раскатистым и звонким: Р-Р-Р-Р-Р

Для чего нужны скороговорки

Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?

Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:

  • слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
  • беспрерывная «болтовня»;
  • недоразвитая дикция;
  • чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
  • громкий или тихий голос.

Почти все недостатки речи исправимы.

Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.

Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.

Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап — раздается храп. Ип-ип-ип — где-то слышен хрип. Оп-оп-оп — очень толстый поп. Оп-оп-оп — нажимаем стоп. По-по-по — наш трамвай идет в депо. Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп. Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.

— П! – мы губы сложим вместе. — П! – мы выдохнем порезче! — П, П, П! – пыхтим мы глухо, Нету голоса у звука!

– П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход…

Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила.

Петуха спросили дети: – Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: – Хорошо умею петь я.

Скороговорки со звуками Р,РЬ (о людях):

Егор, Егор! Покажи свой дворВот мой двор, зеленый забор.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Тарара-тарара — поднимайся, детвора!Тарара-тарара – в детский сад идти пора!Туруру-туруру – поднимаем детвору.Тырыры-тырыры – нету дома детворы!

Дал Макар Роману карамельку,А Роман Макару – карандаш

Рома Маше нарвал ромашек.

Брат продал брату паркет из граба.

Красной краскою ЕгорКрасит крышу и забор.

Три сороки–тараторкиТараторили на горке.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Макару в карман комар попал.Комар у Макара в кармане пропал.Про это сорока в бору рассказала:«В кармане Макара корова пропала».

Ворон Карлсону оторвал карман,Карлсон завёл моторчик и пропал.

На ярмарке Торговый ЯрПродавал товар Макар.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

У КондратаКуртка коротковата.

Дали карапузу кукурузу,А карапуз просит арбуз.

На горе АраратРвет Варвара виноград.

Кавалеры королевы плылиК ней на каравелле.

У корнета нет кларнета.Подари кларнет корнету.

У корнета – кларнет,У нас – контрабас.

На сцене корнет играл на кларнете,В партере сидела дама с лорнетом,Следя за дуэтом корнета с кларнетом.

Карл играл на черном кларнете,А на рояле Лара играла.

У Марфы – нет арфы,У Глафиры – кефира.

Хранитель храма хазар храпел.

У вдовы ВарварыДва вора дрова воровали.Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.

Открывай, Варвара, ворота,От Варвариных ворот – поворот.

Открывай, Варвара, ворота,У двора на траве коли дрова.

Открывай, Увар, ворота,Дров несём невпроворот мы.

Карп КарпычУ Карпа КарпычаКарпа купил.

На завтрак у ВарварыКрабы и омары.

Карл у Клары украл кораллы,А Клара у Карла украла кларнет.Если бы Карл у Клары не крал кораллы,То Клара у Карла не крала б кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Карл у Клары украл доллары,А Клара у Карла – квартальный отчет.

Матрос на корме кормит морских рыбок.На корме, кроме Ромы,Егор и Артем.На корме кроме Марка,Рая и Тамарка.

На горе АраратКараулила Варвара воронят.

На горе АраратКарл с Кларой рвали виноград.

В огороде у Федоры – помидоры.За забором у Федоры – мухоморы.

РА

1
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
— Жара, не правда ли, жираф?
А мне — прохладно!.. Я не прав?..
— Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!

2
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!

3
У бобра —не нора,
Не берлога, не дыра!
Он — работник, он — творец!
У бобра в реке — дворец!

4
С утра до вечера играл,
Потом в кровать ракету взял!..
Теперь продолжится игра
От вечера и до утра!

5
Утром радио играло
И прогноз передавало:
— У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен!..

6
Рая — старшая сестра
Карачарова Петра!
Для программ эстрадных Рая
Подбирает номера!

7
Рая раму протирала,
Рая тряпку разорвала…
Рая, раму тебе — рано!
На руке у Раи — рана!

Чистоговорки на букву Щ

Ща-ща-ща-ща — в дождь я мокну без плаща. Щу-щу-щу-щу — зонтик я себе ищу. Ще-ще-ще-ще — буду я ходить в плаще. Щё-щё-щё-щё — и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — будем мы готовить борщ. Ща-ща-ща, ща-ща-ща — нету свеклы для борща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — приготовим лучше щи. Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я капусту поищу. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — не клади в кастрюлю хвощ! Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я морковку поищу. Ща-ща-ща, ща-ща-ща — брат принес домой леща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — поедим сначала щи.

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. — Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Удачи вам в звукопроизношении!

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Скороговорки на автоматизацию звука Р при помощи мнемодорожек (о животных, птицах, насекомых):

Ворона ворона враз вразумит.

Проворонила ворона воронёнка.

Во мраке раки шуршат в драке.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

Враги – у рва в овраге.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Рано, рано, поутру скачет рыжий кенгуру.

Один рой комаров – за горой,А второй рой – под горой.

Будь добр, добудь кобр.

Бобр добр до бобра.

Храбры бобры идут в боры.

В бору бобёр и брат бобраРаботают без топора.

Ждут воробьи у кормушки кормёшки,Несёт им Маркушка в кармашке морошки.

Свинья тупорыла,Весь двор перерыла,Вырыла подрыла,До норы не дорыла

Рыла свинья белорыла, тупорыла;Полдвора рылом изрыла,Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

У коровы короб корок.

Не ест корова короб корок,Ей короб сена дорог.

Заяц Егорка свалился в озерко.Бегите под горку,Спасайте Егорку.

На горе АраратЖивет сорок воронят.

У ракушки остры створки,У совенка глазки зорки.

Змей Горыныч сгорбясь,Взгромоздился на горуИ с громким грохотомГрохнулся вниз.

Борона боронила неборонованное поле.

Сыворотка из-под простокваши.

Черной ночью черный котпрыгнул в черный дымоход.

Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.

Рыла, рыла свинья, вырыла подрыла.

Все бобры добры для своих бобрят.

Три сороки–тараторкиТараторили на горке.

Проворонила ворона воронёнка.

Верзила-динозавр дерзил дракону.

Краб забрался на трапИ заснул на трапе краб.

На корабль прокрался краб,Караси украли трап.

Хитрую сорокуПоймать морока,А сорок сорок –Сорок морок.Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон.Сорок коров разогнали орлов.

Сорок сорокДля своих сорочатСорок сорочекВсё утро строчат.

Сорока за строчкою строчкаСтрочит сорочатам сорочки.

На лугу под горкойЛежит сырок с красной коркой.Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Зубр с зеброй запанибрата.

Серые бараны били в барабаны,Без разбора били – лбы себе разбили.

Рано утром два баранаБарабанят в барабаны.

Кобра – в торбе,А торба – в коробе.

Морочила морока,Пророчила сорока

Проворонила ворона воронёнка.

Ход логопедического занятия

  1. Организационный момент:

 Приветствие ребенка. Представление гостя (львенок).

Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел в гости? Кто это? (ребенок отвечает: лев). Правильно, а покажи, как лев умеет рычать (ребенок показывает, как рычит лев). Логопед предлагает ребенку показать  артикуляционные упражнения для львенка.

  1. Основной этап:

Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, нужно размять и подготовить язык.

Артикуляционная гимнастика:

 «Грибок» — 5 сек.«Маляр» — 5 раз.«Лошадка» — 5 раз.«Мотор» — 5-7 раз.«Дятел» — 5-7 раз.

Логопед: Молодец! Ты хорошо умеешь выполнять эти упражнения. Посмотри, львенок приготовил для тебя интересные картинки. (логопед показывает стимульный материал)

  1. Упражнение «Назови картинки».

 Лев придумал и нарисовал предметы, в названиях которых есть звук «Р». Какие же предметы он нарисовал? Назови их.

Назови и раскрась только те предметы, названия которых начинаются на звук «Р».

Картинки: ракета, радуга, рак, расческа, ручка, пирамидка, кенгуру, роза, кукуруза, корона, баран, карандаш, робот, пантера, ромашка.

  1. Игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Львенок предлагает тебе следующую игру, ты должен хлопнуть   в ладоши, если услышишь звук «Р»

Корзинка слов: руки, рама, козы, розы, рыба, коса, тучка, ручка, лук, дом, рак, мак.

  1. Игра: «Волшебный мешочек»

 Логопед: Посмотри, что еще с собой принес львенок. Это волшебный мешочек. Давай посмотрим, что в нем находится. (ребенок достает с мешочка карточку с изображением). Что нарисовано на этой карточке? (ребенок отвечает) А в этом слове есть звук «Р»? (ребенок отвечает) Вытягивай следующую карточку. Что на ней изображено? (ребенок отвечает) А в этом слове есть звук «Р»? Давай, сюда мы будем класть карточки, в изображениях, которых есть звук «р», а сюда – где нету звука «р».

Картинки: кукла, баран, книга, пирамидка, шапка, робот, ракета.

  1. Игра «Большой –маленький».

Логопед: преврати названия слов в маленькие слова.

Баран – баранчик, дорога – дорожка, пирог – пирожок, воробей –воробушек, корова – коровка.

  1. Игра «Повтори»

Логопед: У львенка   для тебя есть письмо. Наш гость просит тебя повторить за ним чистоговорки.

Ра-ра-ра, вот собачья конура.
Ро-ро-ро, воробьиное перо.
Ру-ру-ру, кукурузу соберу.
Ры-ры-ры, разноцветные шары.

  1. Упражнение «Придумай предложения»

Логопед: Наш гость просит посмотреть тебя на эти картинки и придумать интересные предложения с ними.

Предметные картинки: Ира – ракушки, ворона – огород, рыба –рыбак, воробей – перо, рубашка – рукав.

  1. Итог занятия:

Какой звук ты сегодня учился произносить? (Ребенок отвечает).

Ты – молодец, ты хорошо сегодня поработал на занятии.

Прощание с львенком.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Р (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало рака, не стало ведра и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3.»Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4.»Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Р, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, ракета, лапа, рак, рама. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука Р).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, ракета — много ракет, рука — много рук, двор — много дворов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ВЕДРО, к маленькому — ВЕДЕРКО.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — рукА, но две, три, четыре -рукИ, пять — рук). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

  • Карточки для игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука Р при помощи картинок станет веселым занятием взрослого с малышом. Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как ваш малыш весело, задорно, а главное правильно разговаривает.

Вам также будет интересно:

  1. Занятия по автоматизации звука Р
  2. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Причины

Чтобы знать, почему у малыша не получается

выговаривать звук,как ис чего начать коррекционную работу нужно иметь представление о возможных причинах:

  1. Неправильное речевое дыхание.

    Отклонение происходит из-за заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, аденоидов, запущенной формы ринита. Отрегулировать дыхательный ритм во время речи способен логопед.

  2. Слух. Недостаточно хороший слух оказывает прямое влияние на развитие связной речи. Если дефекты произношения присутствуют до 5 лет, то это свидетельствует о проблемах с фонематическим слухом. Кроха не распознает звуки, поэтому плохо их воспроизводит.
  3. Слабое развитие артикуляционного аппарата. Чтобы звук произносился правильно необходимо разрабатывать органы речи. Для этого существуют специальные упражнения (артикуляционная гимнастика ). Они помогают ребенку понять вкак расположены органы во время произношения фонемы.
  4. При короткой уздечке. Дефект ограничивает движения и положение языка , когда ребенок разговаривает. Для устранения отклонения используютпоэтапный комплекс упражнений или убирают проблему операционнымметодом .
  5. При горловом произношении. Такое воспроизведение фонемы «Р» принято называть картавостью. Дефект отличается сложным процессом постановки правильного воспроизведения буквы. Длякоррекции горлового произношения применяют артикуляционную гимнастику и учат кроху заново выговаривать звук совершенно по другому способу.
  6. Нарушения тонуса мышц. Дефект называется дизартрия тут. Для подготовки к воспроизведению звука используют логопедический массаж . Упражнения проводит только специалист с помощью специальных инструментов. Чтобы не навредить ребенку сначала определяют в каком состоянии пребывают мышцы (тонус или слабая подвижность). После проводят индивидуальный курс терапии.

Совет: среди причин важную роль играет желание подражать близким. Малыш может повторять за взрослыми неправильно произнесенные звуки, слоги, слова

Поэтому важно, чтобы окружающие люди высказывались при ребенке безошибочно, тогда и он(она) начнет стараться говорить без дефектов

Мимическая гимнастика

Ещё один немаловажный этап в начале занятия, благодаря которому лицевые мышцы и артикуляционный аппарат ребёнка подготавливаются к дальнейшей работе. Все упражнения выполняются перед зеркалом.

Упражнение «Хомяк и рыбка». Ребёнок сначала сильно надувает щёки, показывая хомяка, после чего вытягивает вперёд губы трубочкой, как рыбка. Движения чередуются не менее 7-8 раз.

«Кошка пьёт молочко». Ребёнок язычком имитирует движения кошки, которая лакает молоко из блюдца.

«Удивлённый Аркаша и рассерженная Маша». Ребёнок сначала высоко поднимает брови, будто в удивлении, а затем их сильно хмурит, будто очень зол.

Упражнения на расслабление губ:

  • широко улыбнуться с протяжным и-и-и-и;
  • ритмичные движения плотно сомкнутыми губами то к правой, то к левой щеке;
  • движения сомкнутыми губами по кругу.

«Волшебник Николка лопатку превращает в иголку» – широкий расслабленный язык выкладывается на нижнюю губу в форме лопатки, а затем весь делается узким с острым кончиком, как иголочка.

Тексты для автоматизации звука Р:

На стройке

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

В огороде

У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветет сахарный горох, растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!

В зоопарке

Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц.  Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае — пёстрые зебры и жирафы.  Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке

Покормили птиц

Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!

Друг

У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.

Юра и Рая

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Юра и Рая любят играть друг с другом.

Мечта таракана

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи — мечта каждого таракана

Автоматизация звука Р в словах (со стечением согласных):

ПравдаПравыйПраздникПравильныйПравоПрадедПрактикаПрачка ПробкаПробаПродуктыПросоПростойПроводПродатьПроход ПрутПрутикПрудПружинаПрыгатьПрыжокПрыгунПрыгунья
ГрадГрачГрафГраммГранатГранатаГрамота ГраблиГрачатаГрафинГрафиняГрадусникГрадусыГраница ГромГрозаГрохотГромкийГрозныйГрузГрузить ГрубыйГрустныйГрузитьГрушаГруппаГрузовикГруздь ГрызунГрызтьОградаНаградаИграФотографияИгрушка
КраскаКрабКрапиваКранКрайКрасотаКрасный КротКровКровьКронаКрохаКроссКролик КругКрупаКрутитьКружитьКружокКрутоКрутой КрышкаКрытьКрысаКрышаКрышкаКрыльяКрым
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector