Постановка звука ч

Ход занятия:

Организационный момент.

Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадовать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. Логопед загадывает загадку.

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Он от дедушки ушел

Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем сейчас вместе с Колобком показывать движения наших язычков.

1. Подготовительная часть.Разминка и упражнения:

А)подготовительные артикуляционные упражнения:для губ: чередование движений

А-И, А-У, А-О и обратно;

для языка:

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)

«Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)

«Горка»1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).

(5 раз.)

«Горка»2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)

«Горка «3: то же со шпателем или зондом. (5 раз)

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).

Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко».Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко».А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку».Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.

«У мамы болит горлышко,и она кашляет: «К-К-К-К»

2. Основная часть. Постановка звука К

1). По подражанию.Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит,Колобка веселит: «К-К-К-К»»

-развитие речевого дыхания: Логопед: Какое сейчас время года?Ребенок: Зима. Логопед: Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»

Механический способ (является преобладающим)

Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта,при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.

Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.

2).Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звукК и попробуй это почувствовать: «К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.

Логопед: Расскажи какой это звук: гласный или согласный и почему? согласный (потому что во рту есть преграда воздуху и звук не поется, Давай подуем — он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый). Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют). Значит звук К какой? (Глухой)

3. Закрепление правильного произнесения звука.

Логопед: Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»

АК-АК — АК-АК-АК АК-АК-АК — АК-АК

ОК- ОК — ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК — ОК-ОК

УК- УК — УК-УК-УК УК-УК-УК — УК-УК

ЫК — ЫК — ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК — ЫК-ЫК

ИК – ИК — ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК — ИК-ИК

Знакомство с буквой К

Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке:»Кыш! «

Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие?

Физкультминутка.

А сейчас мы попробуем изобразить букву К. для этого необходимо поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге).

Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.

Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.

Артикуляционная гимнастика

  • “Окошечко”. Губы максимально вытянуть вперед и придать им форму квадрата. Следите за тем, чтобы уголки губ не касались друг друга.
  • “Блинчик”. Улыбнуться как можно шире. Язык положить на нижнюю губу, расслабиться и досчитать до 10. Язык должен растягивать на всю ширину губы, при этом его не нужно сильно доставать, достаточно лишь того, чтобы он покрыл губу.
  • “Маляр”. Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, языком достать до верхнего неба. Производить плавные движения, как будто кисточкой – от зубов к горлу.
  • “Чистим зубки”. Улыбнуться и сделать движения языком, имитирующие чистку зубов. Обязательно следите за тем, чтобы язык доставал до десен, а не водил по нижнему краю зубов.
  • “Чашечка”. Растянуть губы в улыбке, высунуть язык и дотянуться им до носа. Остаться в положении до 10 секунд.
  • “Вкуснотища”. Открыть рот, языком облизать верхнюю губу. Движения должны производиться сверху вниз, а не из стороны в сторону.
  • “Воздушный футбол”. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на вату, при этом щеки не должны раздуваться. Дуть в течение 10-15 секунд.

Рекомендуем: Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Ребята, в детский сад пришла

посылка, да не простая, с уведомлением. «Высылаю вам необычный предмет, я думаю, что он вам понравится и волшебный сундучок с заданиями. Почтальон Печкин».

Отгадайте загадку почтальона Печкина:

Он забавная игрушка,

У него большие ушки,

Дружит с Геной крокодилом

Продаётся в магазинах.

Появление Чебурашки из посылки.

-Здравствуйте, ребята, я очень хочу узнать о звуке и букве, с которого начинается моё имя, вы мне поможете в этом разобраться?

-Ребята, какой первый звук в слове Чебурашка? (Звук Ч). Давайте

познакомимся с этим звуком подробнее. А ты, Чебурашка, устраивайся поудобнее и внимательно слушай. Посмотрите, что ещё прислал почтальон Печкин? (сундучок). А чтобы он открылся,нужно сказать волшебные слова:

Сундучок, сундучок,

Приоткрой-ка свой бочок!

Логопед достаёт из сундучка звуко-букву Ч.

2. Артикуляция и характеристика звука (согласный, глухой, всегда мягкий). Ребята, какой буквой мы на письме обозначаем звук ? Буквой Ч. На что похожа эта буква?

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя.

3. Логопед достаёт из сундучка предметные картинки: чашку, часы, врача, обруч, грача, бабочку, кузнечика, пчелу. Определение позиции звука в составе слов, количества слогов, составление предложений в произвольной форме.

4. Звуковойанализ и синтез слов: ручка, грачи, внучка, лисичка, выкладывание звуко-слоговых и буквенных схем слов.

5. Динамическая пауза

Ручеёк, ручеёк, (наклоны вперёд)

Дай водички на чаёк.

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче. (имитация питья чая)

Пить с печеньем, с калачом, (левая рука, правая рука в стороны,

И пирог испечём. две руки вперёд)

И, сверкая под лучами, (наклоны в стороны)

Засмеялся ручеёк,

Быстро прыгнул с камня в чайник, (прыжки на месте)

Дал водички на чаёк.

6. Игра «Угостим Чебурашку». Ребята, при встрече гостей, что делают хозяева? (угощают). Давайте угостим нашего Чебурашку, но такими блюдами, в названии которых есть звук . Сейчас мы приготовим нашему гостю вкусные угощения. Я приготовлю из черники черничное варенье и угощу Чебурашку. Расскажите, а чем вы угостите нашего гостя? (картинки: кабачки, гречка, яблоко, клубника, молоко, огурец, черника, земляника, ежевика). Какой напиток можно предложить Чебурашке, название которого начинается на звук ? (чай). Что мы устроим? (чаепитие). Какая посуда нам понадобится? (чашки, чайник, чайные ложки, заварочный чайник). Эти слова похожи друг на друга? Как мы их называем? (родственные). Действительно, в каждом из них есть общая часть – чай.

7. Игра «Составь слово». Логопед достаёт из сундучка набор карточек, дети по первым звукам названий картинок отгадывают слово.

8. Игра «Расшифруй ребус» (бабочка, черёмуха).

9. Упражнение «Исправь предложение».Чебурашка обращается к детям:

— Спасибо, ребята, сегодня я много узнал о звуке и букве Ч, запомнил много слов и даже мне захотелось составить разные предложения, хотите послушать?

а) Почта принесла почтальона.

б) Задача решила ученика.

в) Черника собирала внучку в лесу.

г) Бабочка ловит девочку сачком.

д) Рыбка поймала Вовочку на удочку.

(Дети исправляют ошибки Чебурашки).

е) Танечка поливает колокольчики.

Логопед хвалит Чебурашку и предлагает детям оставить его у себя в группе.

Способы постановки звука С и Сь

Картотека заданий логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:

По подражанию. Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения. Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимают зондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение. Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть». Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы. Постановка от «Ф»

При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы

Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.

Постановка звука Сь

При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.

Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением и в быстром темпе.

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.

Месим тесто

Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Вкусное варенье

Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения “Чашечка”:

Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.

Качели

Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз

Важно удерживать челюсть и губы без движения

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Фокус

Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.

Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд

Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким. Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка)

Открываем ротовую полость. Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Логопедические игры для шипящих звуков [ш], [ж]

А теперь поговорим о шипящих… Шипящие искажаются по причине присутствия у ребенка какого-либо вида сигматизма, дефектов слуха, уздечки языка, неправильной работа губ, сильного напряжения языка. Например, звук «ш» малыш может искажать разными способами:

  • опускание звука «ш» в речи («Машка» — «Мака»);
  • замена его на звук «т», «ф» или «с» («мишка» – «мифка», «мишка» — «митка», «мишка» – «миска»,).

Какими бы ни были искажения звуков, все можно поправить при помощи занимательных логопедических игр-упражнений. Вам понадобятся хорошее настроение и терпение. Напоминаем, что заниматься нужно каждый день в утренние часы. Длительность занятий составляет от 20 до 40 минут.

Главное, чему нужно научиться малышу при постановке шипящих звуков, — это делать свой язычок широким и спокойно удерживать его на нижней губе распластанным некоторое время: считая от 5 до 10. Такое положение языка является основным для постановки шипящих.

Конфетка

Эта игра претендует стать самой любимой у ребенка. Для игры предлагаем ребенку представить конфету. Развернуть ее, воображая в руках, и как-бы положить ее себе в рот. Затем ребенок делает сосательные движения во рту, как-будто по-настоящему сосет конфетку. В конце , ее обязательно «проглотить».

Летающая пушинка

Попросите ребенка изобразить улыбку, сделать язычок широким и закрыть им нижнюю губу, потом, как бы произнося звук «ф», подуть на ватку так, чтобы она улетела на дальний край стола.

Сыроежка

Традиционное упражнение «Грибок» — сделать язычок широким, изобразив шляпку грибочка, присосать его к нёбу и удержать на счет от 5 до 10.

Вольный ветер

Снова вооружаемся кусочком ватки. Положить ватку на носик малыша, которому нужно будет научиться ее правильно сдувать. Для этого ребенку следует из язычка сделать «лодочку», т.е. завернуть кончик языка назад, опустив его спинку вниз. Затем кончик языка нужно поместить на верхнюю губу. Из такого положения малышу требуется подуть на ватку-пушинку так, чтобы она взлетела вверх.

Далее следует из похожего положения (только язык малыша должен находиться не на верхней губе, а за передними зубами) подуть уже на кончик языка. Таким образом, и появляются шипящие звуки

Поющая змейка

На листе бумаги предложите ребенку нарисовать тропинку для змейки, а потом «проползти» вместе с ней по этой дорожке, напевая песенку змеи: «ш-ш-ш-ш-ш».

Веселый жучок

Аналогично упражнению выше, малыш рисует путь полета для жучка, а потом «летает» вместе с ним, напевая песенку жучка «ж-ж-ж-ж-ж-ж».

Большой Ух

Задача этой игры — научить ребенка различать звуки на слух. Взрослый читает много слов, а малыш хлопает в ладоши всякий раз, когда слышит шипящие звуки «ш» и «ж».

Веселый попугайчик

Ребенок превращается в попугая! И просто правильно повторяет за взрослым следующие ряды слогов: «жу-жу-жу», «шу-шу-шу», «жа-жа-жа», «ша-ша-ша», «жи-жи-жи», «ши-ши-ши» и другие чистоговорки.

Знайка

Для игры вооружитесь карточками с изображением разных предметов и разноцветными игровыми фишками.

Ребенок выбирает из всех карточек слова, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж», называет их и ставит на них сверху игровые фишки. Если звуки «ш» и «ж» находятся в начале слова, то желтую фишку, если в середине, то зеленую, если в конце – красную.

В видео ниже — отличный пример постановки шипящих звуков дома с логопедическими упражнениями и играми.

Продолжаем выполнять логопедические упражнения с ребенком и произносить слова с шипящими звуками, составляем предложения из таких слов, пока навык правильного произношения не закрепится окончательно. При этом не забываем, что развитие ребенка должно быть многогранным! Обязательно гуляйте на свежем воздухе, проводите время вместе, возьмите семейный абонемент в бассейн или сходите в кино. Дарите друг другу побольше позитивных эмоций!

Успехов!

логопед Марина Таланина,

Специально для сайта «Цветы жизни».

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящих называется в современной логопедии сигматизм, а их замена другими звуками – парасигматизмом. Есть несколько вариантов искажения Ч, отличающиеся работой органов артикуляции в момент произношения. Данный звук образуется путем слияния Т и Ш, поэтому любое отклонение от их правильной артикуляции может стать причиной искажения Ч. Виды дефекта:

  • Отсутствие звука – ребенок не использует никакой упрощенный аналог этой фонемы.
  • Межзубное искажение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание Ч.
  • Призубный вариант получается из-за того, что передняя часть языка слишком напряжена, а воздух выходит не одной длительной толчкообразной струей, а несколькими толчками. Слышится мягкий вариант Т.
  • Губно-зубное произношение проявляется в виде того, что вместо Ч слышится Ф. Такой сигматизм получается из-за нижнего положения языка при поднятых боковых краях, подъема нижней губы к верхнему зубному ряду.
  • Боковой сигматизм возникает из-за слабости мышц языка, в результате воздух проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.
  • Шипящее произношение обусловлено повышенным тонусом языка, из-за чего он приподнят, а его кончик опущен. Получается мягкий аналог Ш.
  • Носовое произношение получается из-за нижнего положения передней части и поднятой спинки языка. Воздушная струя выходит через нос − получается Х с гнусавым звучанием.

Также Ч часто заменяют на свистящие или на Т. Причиной этого может быть как неправильная артикуляция, так и недоразвитие фонетико-фонематических процессов.

Подготовительные упражнения

Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:

  • подготовку детей к занятию;
  • упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
  • изучение органов речи;
  • знакомство с приемами самомассажа;
  • упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
  • развитие мелкой моторики.

Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.

Подготовительный комплекс:

  1. Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:

    • от середины лба к вискам;
    • вокруг глаз;
    • от переносицы к ушам;
    • по спинке носа вверх и обратно.
  2. Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
  3. Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
  4. Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
  5. Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.

Ставим звуки [К], [Г], [Х]

Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:

  • губы должны принять положение следующего гласного звука;
  • зубы не смыкать нельзя;
  • кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
  • боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
  • задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
  • мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
  • голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
  • во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.

Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.

Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.

Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».

Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.

Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».

Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.

Произнесение звука [С]

  • губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные и , что приводит к упреждающему округлению губ;
  • зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
  • язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
  • вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
  • голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Причины

Чтобы понять, как правильно поставить звук необходимо знать первопричину появления отклонения от нормы. На возникновение ошибочного или полного отсутствия произношения звука «К» и «Кь» влияют такие факторы:

  1. Органические дефекты, связанные с неправильным строением речевых органов:
  • аномалии верхней части полости рта. Небо может быть слишком высокое, мягкое, узкое. Мягкая часть быть твердой и наоборот.
  • неспособность малыша различать звуки на слух (фонематические отклонения);
  • слабые мышцы языка;
  • плохая чувствительность языковых мышц;
  • нарушения физического слуха в легкой форме.
  1. Социальные факторы:
  • упущение родителей, воспитателей, педагогов;
  • использование 2 и более языков в семье;
  • отсутствие артикуляционных занятий;
  • повторение речи с ошибками за близкими.
  • Определить какой фактор стал предрасполагающим для ребенка в развитии дефекта и как его устранить способен специалист. Для этого логопед собирает подробный анамнез в индивидуальном порядке, осматривает состояние речевых органов и делает вывод на основе обследования.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector