Развитие ребенка 1 год 4 месяца
Содержание:
- Сроки и порядок прорезывания зубов у детей –
- Другие полезные советы
- Особенности развития ребенка в 6 месяцев
- Что должен уметь ребенок в 16 месяцев?
- Потешки и прибаутки
- Физиологические изменения малыша в годик
- Возможные проблемы и их решения
- Особенности психоэмоциональной сферы
- Мнения специалистов
- Когда мне следует беспокоиться о развитии языка моего ребенка
- Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца и не только
- Речевое развитие
- Умственное развитие в 4 года
- Физическое развитие
- Особенности развития мышления
- Осложнения кариеса у детей –
- Особенности психоэмоциональной сферы
Сроки и порядок прорезывания зубов у детей –
Первые зубы прорезываются у ребенка в норме, начиная с 5-6 месяцев. Самый первый зуб (вернее пара зубов), которые появляются у ребенка – это центральные резцы нижней челюсти. В ряде случаев это может произойти и на несколько месяцев раньше – в том числе даже на первом месяце жизни ребенка. Причины преждевременного прорезывания зубов до сих пор не установлены, но это безусловно негативно влияет на здоровье молочных зубов, способствуя их раннему кариозному поражению.
В этом случае развитие эмалевых структур коронки зуба и их минерализация еще не достигают определенной степени – в результате чего зубная эмаль оказывается более уязвимой перед кариесогенными микроорганизмами и выделяемыми ими кислотами. Поэтому, если у вашего ребенка имеют место преждевременные сроки прорезывания зубов, то тут нужна идеальная гигиена полости рта, а также обязательное выполнение ряда рекомендаций по питанию и режиму кормления. В идеале можно провести и курс реминерализации зубов, что еще больше повысит их резистентность к кариесу.
При нормальном развитии ребенка сроки прорезывания соответствуют тем, что вы можете найти на схемах 1 и 2. Незначительная задержка не должна вызывать какой-либо тревоги, однако задержка в 3-4 и более месяцев – в ряде случаев может свидетельствовать о нарушении физического развития ребенка, нарушениях обмена веществ или о наличии общесоматического заболевания. Также задержка сроков прорезывания зубов у детей может быть связана со здоровьем матери и влиянием неблагоприятных факторов на плод во время беременности.
Другие полезные советы
Если ваш 16-месячный ребенок все еще не спит по ночам, подумайте, какой ответ вы можете ему дать. Достаточно короткого периода успокоения и нескольких объятий, вы даже можете проявить великодушие. В этом возрасте он все еще может нуждаться в вас, чтобы напоминать ему, что вы близки и что вы рядом, когда он в вас нуждается.
Еще рано думать о приучении к горшку, что бы вам ни говорили. Подождите, пока им исполнится 2 года, чтобы начать процесс, и вы избежите стресса для вас и вашего ребенка, ваш ребенок еще слишком мал.
Ожидайте больших бедствий, когда рядом вода и грязь. Ваш ребенок будет притягиваться к грязи, как магнит, поэтому будьте реалистичны в отношении одежды, которую он носит, и не ожидайте, что он будет уважать красивые или особенные предметы. Одевайте их за минуту до выхода из дома, если хотите, чтобы они были чистыми и ухоженными.
Держите рядом с кроватью запас угощений, чтобы вы и ваш партнер поели, когда ребенок ложится спать, вы заслуживаете некоторого вознаграждения за тяжелую родительскую работу, которую вы проделали в последние несколько месяцев.
Особенности развития ребенка в 6 месяцев
Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.
Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.
Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.
Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.
Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.
Что должен уметь ребенок в 16 месяцев?
Активные перемещения ребенка становятся нормой. Он еще достаточно часто падает, но уже без помощи родителей осиливает небольшие расстояния. Малыши в 1 год 4 месяца осваивают вертикальную плоскость, забираясь на стулья, табуреты, столы. Дети этого возраста спускаются и подымаются по лестнице.
Продолжает формироваться речь. Он произносит большинство согласных звуков, пытается говорить.
Бытовые навыки детей в 1 год 4 месяца:
- самостоятельно ест ложкой, удерживая ее в кулаке;
- пользуется горшком самостоятельно или с помощью взрослых;
- моет руки, лицо.
Чем больше времени родители посвящают малышу, тем большими навыками он овладевает. Правильно развивающийся 16-месячный малыш имеет вкусовые предпочтения, понимает свой пол (мальчик-девочка), умеет выражать свои желания, понимает слова можно, нельзя.
Потешки и прибаутки
Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:
- Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
- Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
- Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.
Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:
Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.
Или такая:
- Уж я Танечке пирог испеку,
- Уж я внученьке румяненький.
- На нем корочка пшеничная,
- А начиночка яичная,
- А помазочка медовая,
- Моя внученька бедовая.
- Эти потешки можно читать во время еды.
- Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
- Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
- Надо нарядиться, еду прокатиться!
Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:
- Дождик, дождик, пуще!
- Дадим тебе гущи,
- Дадим тебе ложку:
- Хлебай понемножку!
А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:
- Дождик-дождик,
- Полно лить,
- Малых детушек мочить!
В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:
- Катя, Катя, маленька,
- Катенька удаленька,
- Пройди по дороженьке,
- Топни, Катя, ноженькой.
Или:
- Заинька, походи,
- Серенький, походи,
- Вот так, вот сяк походи
- Вот так, вот сяк походи!
Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:
- У кошки боли,
- У собаки боли,
- А у Андрюши не боли,
- У Андрюши боль на березку улети.
В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.
Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:
- Ты дров не рубил,
- Воды не носил,
- Не будет тебе каши.
Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:
- Пошел сам искать:
- Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
- Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
- Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
- А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)
Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.
Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:
- Приди, котенька-коток,
- Приди, серенький хвосток,
- Приди, котик, ночевать,
- Приди с Дашенькой играть.
- Уж как я тебе, коту,
- За работу заплачу:
- Шубку новую сошью
- И сапожки закажу.
Физиологические изменения малыша в годик
Ребенок должен учиться самостоятельности. Нужно уметь его страховать, но если он упал, то надо давать ему возможность подняться самому.
Зрение
Активно развиваются все органы, в том числе и зрение. Оно становится острым, и ребенок начинает замечать мелкие вещи, на которые взрослые не обращают внимания. Он реагирует на яркие предметы и старается их достать. Если есть симптомы плохого зрения, не ждите, идите к детскому окулисту.
Слух
В год у детей уже хороший слух, они различают голоса родителей, реагируют на звуки, начинают произносить первые слова, пытаются участвовать в разговорах. Для проверки можно тихонько попросить малыша сделать что-то простое или подать предмет, по его реакции оценивают, как он слышит.
Поиграйте с малышом на музыкальных инструментах.
Мимика и речь
В этом возрасте дети знают 20-40 слов. Многое зависит от родителей, того, сколько времени они с ними проводят. Ребенок активно использует мимику, чтобы передать свое настроение, требования, повторяет выражение лица окружающих его людей.
Возможные проблемы и их решения
Годик и 4 месяца – возраст физической активности и становления характера, проявления самостоятельности, поэтому родителям придется запастись терпением. Следует быть готовыми к тому, что:
Ребенок активно изучает мир, при этом он уже может ходить, залезать на кроватку, стулья, другую мебель. Отсюда повышает риск получения травм. Не оставляйте малыша без присмотра, обезопасьте розетки, закройте шкафчики с химическими веществами, острыми или хрупкими предметами.
Чтобы узнать информацию о предмете, дети пробуют все «на зубок». Будьте осторожны с мелкими деталями, играми с ними.
Настроение вашего чада будет меняться чаще. Во – первых, ребенок уже проявляет своё «не хочу», во – вторых, реагирует на внешние ситуации. Например, ваш уход может вызвать плач, хотя раньше такого не случалось.
В 16 месяцев у малышей развивается эмпатия, поэтому нужно следить за собственным настроением, ваша нервозность или злость будут передаваться ребенку. И, напротив, вы можете зарядить его позитивом.
Это возраст, когда появляется слово «моё». Дети начинают осознавать, что игрушки принадлежат им, а вот делиться они пока не умеют, поэтому в кругу крох могут возникать конфликты
Стоит быть терпимее и стараться переключать детское внимание на что – то другое.
Особенности психоэмоциональной сферы
В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия. Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.
Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.
Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.
Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек. Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.
Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.
Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке. Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей
Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта
Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.
Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.
Мнения специалистов
Специалисты считают, что ребенок в шестнадцати месячном возрасте развивается в соответствии с повседневной жизнью.
То есть к этому возрасту малыш должен уметь:
- Держать ложку.
- Различать вкусную еду от не вкусной еды.
- Понимать, что писать в штанишки плохо. Что нужно проситься на горшок.
- Различать цвета и игрушки.
- Различать, мальчика от девочки.
- Отличать своих родителей от чужих родителей.
- Проситься в туалет.
- Выражать свои желания.
- Понимать кто он – мальчик или девочка.
- Знать – что такое нельзя, а что такое можно.
И конечно же, малыши к этому возрасту уже могут и должны уметь говорить небольшими словосочетаниями и даже небольшими предложениями. Если же ребенку – мальчику один год и четыре месяца, а он так и не желает разговаривать. Хотя видно, что он отлично слышит и хорошо реагирует на родительскую речь. В этом случае, родители не должны паниковать. Так как мальчики, по природе более ленивые. Они сейчас молчат, а спустя несколько месяцев начинают разговаривать сразу целыми предложениями. Стараясь правильно произнести все слова и в маленьких предложениях выразить свои основные желания.
Итак, мы рассказали о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца. А что умел ваш малыш в этом возрасте? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.
отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)
Когда мне следует беспокоиться о развитии языка моего ребенка
Все дети разные, а некоторые развиваются быстрее других. Тем не менее, легко беспокоиться, если ваш ребенок, кажется, медленнее разговаривает или понимает, что вы говорите, по сравнению с его братьями и сестрами. Иногда речь, когда 4 годика мальчику (4 года мальчику), может быть медленнее, чем девочка 4 года.
Нужно побеспокоиться, если:
- в возрасте до одного года ваш ребенок не произносит двойные слоги, такие как «да да» или «ма ма»
- к 18 месяцам она использует менее шести слов или не проявляет никаких признаков понимания того, что вы говорите.
- к двум с половиной годам она не может говорить двумя-тремя словами
При необходимости ваш лечащий врач или медицинский работник направит вашего ребенка к логопеду . Иногда также может быть рекомендован тест на слух , так как необнаруженные проблемы со слухом могут быть связаны с трудностями в обучении говорить .
Если у вашего малыша есть проблемы с речью, то чем раньше вы обратитесь за помощью, тем больше вероятность, что она догонит своих сверстников . Во многих случаях все, что нужно, – это дополнительная поддержка или заверение вашего посетителя .
Развитие ребенка в 4 года:
Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца и не только
После того как период новорожденности подходит к концу, у ребенка от 1 месяца до 1 года постепенно безусловные рефлексы сменяются условными. Любого нормального родителя беспокоит вопрос — что должен или не должен делать наш малыш? Далее приведен условный перечень тех «сверхспособностей», которыми обладает ребенок первого года жизни.
Первый кризис в жизни ребенка — кризис 1 года
Развитие ребенка в год часто характеризуется резкой переменой в его «характере».
Дело в том, что у ребенка начался процесс взросления, самоутверждения и активного познания окружающего мира. В психологии этот период называют кризисом одного года. У одних детей он начинается раньше, примерно в 9 месяцев, а у других позже, до 1 года и 5 месяцев, но проходят через это абсолютно все дети.
В этот период ребенок уже очень хочет, но не может рассказать вам о своих желаниях и предпочтениях, но небогатый словарный запас ему в этом мешает. Когда вы не понимаете ребенка, он очень обижен и капризничает. Такая же ситуация с запретами и ограничениями, ребенок не понимает, почему нельзя бить об стол ваш телефон или грызть ботинок. Чувствуя себя «центром вселенной», ваш малыш попытается подчинить вашу волю своей. Отныне он будет пытаться вами потакать, решать, что делать или не делать, когда и куда вам идти.
Как с этим бороться?
Самый ценный совет — не потакайте «маленькому тирану», потому как кризис — явление временное, а привычка получать желаемое, а в противном случае устраивать родителям «скандал», останется навсегда. Просто нужно убрать подальше то, чем ребенок может пораниться, или то, что он может испортить, а в остальном предоставить малышу свободу действий. Играть только игрушками ребенку уже неинтересно, поэтому если увлечь ребенка каким-либо занятием, то можно некоторое время провести в счастливом ничегонеделании. Множество сокровищ хранится на вашей кухне. Дайте ребенку небольшую старенькую кастрюлю и вы увидите, как увлеченно ребенок будет открывать и закрывать крышку, складывать туда различные предметы и т.д.
Речевое развитие
Развитие детской речи напрямую зависит от умственного развития. Интеллект и речь неразделимы. Чем шире становится кругозор, тем полнее словарный запас. После 1,5 лет активный словарь составляет примерно 30 слов и постоянно пополняется. На этом этапе в речи появляются глаголы, затем двухсловные предложения: «Мама иди».
Пассивный словарь уже довольно обширный. Кроха понимает просьбы, обращенные к нему, названия многих предметов и игрушек.
Если взрослые начинают употреблять в общении с ребенком прилагательные (холодный, красный, круглый), то в скором времени он станет сам использовать их в речи.
Постепенно слова-заменители исчезнут из словаря ребенка, на смену придут правильные новые. Появятся трехсложные предложения, речь станет более выразительной.
ВНИМАНИЕ! Родителям надо понимать, что развитие каждого малыша индивидуально. Не все дети могут достигать высоких успехов к данному возрастному периоду
Различия в становлении речи примерно в 6 месяцев между детьми считаются нормальным явлением. Обеспокоиться стоит, если ребенок в полтора года не разговаривает, а только мычит и не понимает обращенных к нему фраз. В этом случае следует показать его специалистам. Возможно, есть проблемы не только с речью, но и со слухом.
4.1. Гендерные различия в развитии речи
Формирование речи у мальчиков отстает от этого процесса у девочек. Причина кроется в особенности нервных волокон, связывающих два полушария головного мозга. У мальчиков они значительно тоньше.
4.2. Игры и упражнения для развития речи
В коре головного мозга человека центры, отвечающие за моторику пальцев рук, расположены по соседству с центром речи, их нейроны переплетаются и соприкасаются
Развивая движения пальчиков, мы развиваем речь, мышление, внимание и память малыша
Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, шнуровка, нанизывание – эти манипуляции необходимы на этапе всего раннего возраста. И необязательно покупать для этого дорогостоящие игрушки. На помощь придут самые обыкновенные вещи.
Игры с макаронами, крупой, песком, (отделение крупных макарон от мелких, нанизывание макарон на пальчики или на шнурок), разворачивание и завертывание игрушек в бумагу, просеивание крупы через сито, открывание и закрывание бутылок – все это очень полезно.
Хорошо использовать различные дыхательные упражнения («Подуем на бабочку»), подвижные игры с речевым сопровождением, игры по типу «Позовем уточку – Утя! Утя!», «Позвоним по телефону папе». Игры типа «Дай», «Покажи». Бабушкины пальчиковые игры «Сорока – сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?» остаются актуальными. Все эти занятия – хороший стимул для запуска речи.
Стишки и песенки со звукоподражанием (кря-кря, му-му и др.), музыкальные игры помогут начать говорить.
Умственное развитие в 4 года
Дети уже могут обрабатывать большой объем информации, запоминать и передавать ее. Навыки речевого общения совершенствуются. Ребенок осознает себя как личность, может выражать свое мнение. Родителям следует проявить терпение и деликатность, чтобы направить умения ребенка в нужном направлении.
Улучшение памяти
Математика
К 4 годам ребенок различает геометрические фигуры без подсказок взрослых, отличает их по размеру, понимает, что значит «больше» и «меньше», знает цифры от 0 до 10, свободно считает до 5 предметов. Навык сложения и вычитания формируется к 5 годам.
Речь
Нормы развития речи:
- Словарный запас увеличивается.
- Дети могут самостоятельно строить высказывания из 4-6 составляющих.
- Предложения преобладают простые.
- Нередко дети начинают придумывать новые термины.
- Ребенок должен уметь произносить звуки без дефектов. Если наблюдаются отклонения в произношении, нужно обратиться к логопеду.
- Детям этого возраста несложно описать картинку, используя однородные члены предложения, союзы для связи простых предложений.
- Понимать речь детей такого возраста должны окружающие, а не только родители.
- Могут назвать свое имя, фамилию и адрес проживания.
Дети самостоятельно могут составлять сложные предложения.
Окружающий мир
Дети различают фрукты, ягоды и овощи, знают основные продукты питания, предметы и вещи, которые их окружают. Видят и понимают, где находятся цветы, кустарники, а где деревья. Дошкольники узнают насекомых, могут назвать домашних животных и времена года, понимают, чем отличается кошка от собаки, лето от зимы и т.п.
Изобразительное искусство
В 4 года дети должны не только описывать происходящее на картине, но самостоятельно и правильно держать в руках карандаш, обводить им несложные рисунки, раскрашивать, не выходя за границы. Ребенок уже может сам нарисовать неровные круги, линии, простые рисунки. Дети различают цвета и оттенки.
Конструирование
С 3 лет ребенок должен уметь пользоваться ножницами и вырезать простые фигуры. Дети возраста 4 лет в состоянии сами сделать аппликацию с помощью ножниц, бумаги и клея. Ребенок умеет сам намазывать бумагу клеем, приклеивать ее в нужное место.
Познания в музыке
Музыкальное воспитание зависит от занятий с родителями, но в 4 года каждый ребенок должен узнавать музыкальные инструменты, когда видит их на картинке или слышит звуки, которые они издают. Ребенок узнает любимую мелодию и подпевает ей.
Также формируется звуковое восприятие, позволяющее определить, тихая или громкая музыка играет. Начинают закладываться музыкальные способности ребенка.
Дети в 4 года должны узнавать музыкальные инструменты.
Физическое развитие
Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.
Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.
Рост и вес
Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.
Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ
Пол | Нижний предел | Верхняя граница |
Рост мальчиков, см | 71 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12 |
Вес девочек, кг | 7 | 11,5 |
Окружность головы и груди
Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.
Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы
Пол | Нижняя граница | Верхний передел |
Окружность головы мальчиков | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек | 42 | 47,6 |
Окружность груди мальчиков | 46 | 52,5 |
Окружность груди девочек | 46,3 | 51,4 |
Особенности развития мышления
В 1 год и 4 месяца у детей зарождаются два основных вида мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, то бишь малыши подходят ко всему, основываясь на образах и на совершаемых действиях. В этом возрасте они начинают обобщать предметы по их признакам, например, по цвету, размеру или форме, т. е. происходит активное развитие логики. О серьезном логическом мышлении пока говорить, конечно, рано, но, тем не менее, результат уже налицо.
Все дети в 1 год и 4 месяца активно впитывают информацию. Они исследуют мир при помощи кинестетического метода восприятия. Этот метод основан на тактильном восприятии. Т. е. малыши изучают все через прикосновения. Так, если показать ребенку новую игрушку, ему обязательно захочется ее потрогать. Получив и хорошенько рассмотрев заветный предмет, малыш попытается совершить над ним какое-нибудь действие, например, ударить об пол, чтобы понять, как данной вещью пользоваться. Ругать его за это ни в коем случае нельзя, т. к. это просто способ понять.
Осложнения кариеса у детей –
Как мы уже сказали выше – у детей до 3 лет только что появившийся кариес может превратиться в пульпит (воспаление нерва в зубе) всего лишь за 2-3 месяца, что связано в том числе со слишком маленькой толщиной эмали и дентина. Возникший пульпит может иметь или острое течение, или хроническое. Для острого течения пульпита молочных зубов характерно возникновение самопроизвольных приступообразных болей, особенно в ночное и вечернее время. Боль провоцируется обычно горячей или холодной пищей, и после устранения раздражителя может длиться еще от 15 минут до нескольких часов.
При хроническом течении пульпита молочных зубов – болевые симптомы могут либо полностью отсутствовать, либо болезненность может возникать во время приема пищи (из-за раздражения рецепторов в области дна кариозной полости пищевым комком). Эту форму пульпита бывает очень сложно отличить от среднего кариеса, что часто приводит в возникновению врачебных ошибок. Приняв пульпит за средний кариес – врач традиционно лечит его серебрением или пломбированием, что неминуемо приводит к развитию периодонтита (24stoma.ru).
Но при отсутствии лечения пульпит в любом случае рано или поздно трансформируется в периодонтит (гнойное воспаление у верхушки корня). Для периодонтита молочных зубов характерны следующие симптомы – 1) на десне периодически возникает абсцесс в виде шишки, заполненной гноем, 2) в проекции корня больного зуба на десне периодически открываются свищи с гнойным отделяемым. Как выглядит гнойное воспаление при периодонтите (рис.15-16).
Возникновение свищей, гнойных шишек на десне – является безусловным показанием для удаления зуба (независимо от того – сколько времени осталось до его физиологической смены). Дело в том, что гнойное воспаление у верхушки корня молочного зуба с большой вероятностью может вызвать и воспаление зачатка постоянного зуба, который находится всего в 1-2 мм от верхушек корней молочного зуба. Кроме того, бактерии и токсины будут постоянно попадать в кровь, приводя к ухудшению иммунитета и развитию ряда хронических заболеваний (например, заболеваний ЛОР-органов, бронхиальной астмы, аллергии и т.д.).
Особенности психоэмоциональной сферы
В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия. Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.
Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.
Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.
Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек. Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.
Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.
Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке. Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей
Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта
Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.
Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.