Детский церебральный паралич

ДЦП у детей: симптомы

Можно ли вылечить ДЦП у ребенка?

Существует определенная «стратегия», в соответствии с которой развивается ребенок: трехмесячный малыш держит голову, четырехмесячный — переворачивается на спинку и на живот, шестимесячный — садится, годовалый — ходит и говорит простейшие слова, а в два года — строит фразы. Если что-то происходит «не по правилам», специалисты считают такие нарушения задержкой моторного развития и одним из факторов риска развития ДЦП.

Этот диагноз иногда ставят сразу после рождения, а иной раз — и в годовалом возрасте, поскольку признаки ДЦП у детей до года распознать не всегда возможно. Ведь ДЦП может скрываться под «маской» синдрома мышечного гипертонуса, дистонии, гипотонии, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Если у малыша есть подобные заболевания, его стоит регулярно показывать неврологу, ортопеду и логопеду. Ведь чем раньше специалисты обнаружат патологии, указывающие на ДЦП, тем лучше

И очень важно не пропустить момент их формирования. Пока малыш не достиг года, невролог может простимулировать его развитие

Но если к годовалому возрасту стимуляция не дает результатов, ребенку ставят диагноз ДЦП. Это значит, что какие-то изменения в мозге уже закрепились и вылечить их не удастся. С этого момента помощь врача-невролога отходит на второй план, а на первый выходит работа ортопеда, реабилитолога, психолога и логопеда.

Комментарий специалиста:

Диагноз ДЦП у малыша до года установить сложно, но невролог с опытом уже с первых месяцев жизни новорожденного заподозрит проблемы психомоторного развития и угасания безусловных рефлексов. Если это произойдет, то в раннем возрасте малыша его родители могут получить хорошую новость: поскольку мозг ребенка еще имеет определенную пластичность, значит, компенсаторные возможности его организма можно простимулировать и избежать диагноза ДЦП. Но если время упущено и у ребенка уже начали развиваться патологические синкинезии (непроизвольные движения руками и ногами) — тогда малышу, скорее всего, будет поставлен диагноз ДЦП и назначена медикаментозная и реабилитационная терапия.

После постановки диагноза состояние ребенка будут оценивать несколько специалистов: невролог, ортопед (он осмотрит — нет ли у малыша подвывихов в тазобедренных суставах), окулист (установит ретинопатию — проблемы при кровоснабжении сетчатки глаза), педиатр (в целом посмотрит на соматическое здоровье ребенка), логопед (скажет, какие существуют задержки в познавательном и предречевом развитии). На основании оценки состояния ребенка врачи лечебной физкультуры назначат индивидуальный комплекс процедур, который ребенку с ДЦП предстоит проходить всю жизнь для того, чтобы стимулировать психическое, речевое и физиологическое развитие. Хорошо развиваться малышам с ДЦП помогает остеопатическая помощь, иглорефлексотерапия, массаж, плавание, кинезиотерапия, которую дополняют специальные упражнения для детей с ДЦП (они формируют у ребенка каждый отдельный навык движения руками и ногами). При этом снижается гипертонус, становится гораздо меньше патологических рефлексов и поз. После фиксации кинезиотейпов на теле ребенок может заниматься с мячом, валиком, на беговой дорожке, велосипеде, на специальных качелях и тренажерах.

Массаж при ДЦП у детей в современных методиках часто сочетают с парафинотерапией, электрофорезом, гальванизацией и другими физиопроцедурами, которые помогают улучшить лимфодренаж, нормализовать мышечный тонус. Для улучшения координации и интеллектуальных навыков используются методы мануальной терапии: врач воздействует на биоактивные точки и добивается хороших результатов, увеличивая объем движений ребенка, помогая улучшить речь, снять выраженность косоглазия, постепенно выработать навыки самообслуживания. При этом родителям ребенка с ДЦП необходимо быть готовыми к тому, чтобы проходить вместе с малышом весь курс 3-4-часовой реабилитации по 5 раз в неделю. Кроме того, родителей специально обучат определенным комплексам упражнений, который необходимо также выполнять с ребенком дома.

ДЦП – это «временная трудность» и его можно вылечить

Вышедший в 2018 году фильм «Временные трудности» – яркая иллюстрация этого предубеждения. В нем страдающего ДЦП ребенка отец заставляет вести себя, как здорового, и для «полного излечения» оставляет выживать в лесу. Мальчик справляется – и это оказывается основным посылом фильма: надо не жалеть ребенка, проявляя жестокость и насилие, и болезнь отступит.

Факт!

В основе фильма – история Александра Цукера. Однако там множество вымыслов, и основной: у самого Александра ДЦП был в нетяжелой форме, практически незаметной окружающим. Он действительно адаптировался и стал бизнес-тренером, как герой «Временных трудностей». Однако другой ценой – и с другими условиями.

Сам Александр после выхода фильма сказал, что картина – это вымысел, которые не имеет никакого отношения к его реальной истории. Кроме того, она насаждает ценности и отношения, противоречащие его личной позиции и ценностям его родных. Фильм не должен быть руководством к воспитанию и реабилитации детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич неизлечим. Существуют способы реабилитации, которые облегчают жизнь человеку

Однако важно выбирать не те, что обещают успех, а те, которые основаны на научно доказанных результатах и не калечат ребенка физически или психически, а действительно помогают, и делают это бережно.

Систематический обзор таких методов за 2019 год опубликован в журнале Current Neurology and Neuroscience Reports. На русском языке его можно прочитать на странице благотворительного фонда «Обнаженные сердца».

Единственная известная на сегодня методика специфического лечения ДЦП с компенсацией дефицитов – генетико-ферментозаместительная терапия, когда ребенку вводят участок гена, активизирующий синтез дефицитного белка. Это лечение подходит не всем и на данный момент в России методика не зарегистрирована. Но есть надежда, что в ближайшие годы эти разработки станут более точными, всеобъемлющими, распространенными и не такими дорогими.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Детский церебральный паралич:

Невролог

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Детского церебрального паралича, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Вопросы пользователей (5)

  • Amaliya
    2017-03-20 00:53:03

    Здравствуйте!

    Хочу обратиться к Вашему фонду за советом, который жизненно необходим для крошечной девочки, которой по вине врачей приписали диагноз приобретенного ДЦП… Родители не знают куда и к…

  • Людмила
    2017-03-06 14:22:22

    Здравствуйте у моего ребенка ДЦП я бы хотела спросить можно ли ее выличить ей уже четыре годика она не ходит и не сидит ортопед сказал что возможно и не будет не ходить и не сидеть.
  • Александра
    2016-11-09 17:26:42

    Моему ребенку 6 мес. В 3 мес невролог поставила гипертонут ножек. Прошли курс массажа. На сегодняшний день он не пытается ползти, хотя раньше ножками хорошо отталкивался, не упирается на ножки…
  • шахноза
    2016-05-25 04:51:07

    здравствуйте у меня такой вопрос.моему племяннику 1-годик.он в Таджикистане врачи поставили диагноз дцп .а вы сможете нам помочь.у вас такие дети поправляются это излечима.если сможете вам помочь…
  • Андрей
    2015-01-14 22:53:34

    Скажите пожалуйста есть ли вероятность вылечить ДЦП или эта болезнь неизлечима?

Общие сведения о болезни

ДЦП – это расстройство двигательной функции, появляющееся в результате серьезных изменений в мозговых структурах. По статистике, частота этого диагноза – 2-7 случаев на 1000 человек среди детей возрастом до 1 года. Распространенность среди недоношенных новорожденных увеличивается в 10 раз.

В зависимости от области локализации пораженного участка головного мозга, различают поражения 5 видов.

  • Спастическая диплегия. Распространенность – около 40% от общего числа случаев. Характерно поражение двигательных центров, приводящее к развитию парезов, затрагивающих ноги. Для гемипаретической формы характерно повреждение двигательных центров одного из полушарий.
  • Гиперкинетическая форма. Характеризуется повреждением подкорковых структур. Гиперкинезы усиливаются на фоне чрезмерного волнения или страха ребенка.
  • Атонически-астатическая форма. Диагностируется при обнаружении очага поражения в области мозжечка. Для этой формы характерно нарушение статики и координации, мышечная атония.
  • Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма, являющаяся следствием объемного поражения обеих полушарий головного мозга. Дети не в состоянии сидеть и стоять, не могут держать голову самостоятельно.
  • Смешанные формы. Характерно сочетанное проявление симптомов, присущих в той или иной степени каждому типу.

В первые несколько дней или даже месяцев жизни ребенок не отличается от своих ровесников. Симптомы ДЦП способны проявиться гораздо позже. Их тяжесть зависит от степени поражения мозга, своевременной диагностики и лечения. Клиническая картина, присущая для патологии, выглядит так:

  • снижение или повышение тонуса мышц;
  • деформация скелета;
  • сохранение рефлексов, которые исчезают у здоровых детей в возрасте до 6 месяцев;
  • судороги;
  • проблемы в работе органов зрения и слуха;
  • нарушение глотательного рефлекса.

Главная причина, провоцирующая болезнь – отрицательное воздействие разных поражающих факторов на ребенка. Такое влияние провоцирует отмирание отдельных участков головного мозга. Предпосылки для развития болезни проявляются на фоне патологий беременности и инфекций.

У вас появились симптомы детского церебрального паралича?
Точно диагностировать заболевание может только врач.
Не откладывайте консультацию — позвоните по телефону

+7 (495) 775-73-60

Диагностика ДЦП начинается с полноценного осмотра детского невролога. При подозрении на расстройства неврологического спектра, применяется инструментальная диагностика:

  • энцефалография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • электромиография;
  • электронейрография.

Перечисленные методы позволяют дифференцировать патологию и исключить другие врожденные пороки неврологического характера.

К наиболее распространенным последствиям относят:

  • инвалидизацию;
  • нарушение социальной адаптации;
  • артроз;
  • мышечную контрактуру;
  • отсутствие положительной динамики;
  • трудности при приеме пищи из-за нарушения глотания.

Если у ребенка имеется риск развития ДЦП, профилактику его развития обеспечивают сразу после рождения (если состояние критическое, после его нормализации). В своей практике реабилитологи используют несколько схем, определяя оптимальную, в зависимости от группы риска, в которую попадает ребенок.

Если риск низкий, используют занятия на фитболе, развивающую гимнастику, акватерапию, беби-йогу, динамическую гимнастику, массаж, с осторожностью физиотерапию. При высоком риске используется неврологическая физиотерапия, аква-терапию, массаж, физиотерапию

Курсы проводят каждый месяц, до достижения ребенком 1,5 лет. Эффективность сеансов в домашних условиях закрепляют родители, проводя занятия по рекомендуемой схеме.

Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)

Возраст: любой

На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).

Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.

Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.

Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

Способ: вмешательство физического терапевта — это:

— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;

— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;

— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;

— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.

ПринципыВ настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.

Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.

Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Ребенок с ДЦП: куда пойти учиться?

Дети с ДЦП — не простые личности. Они не со всяким вступают в общение, действуют и думают очень медленно. Им трудно сосредоточиться, что-то запомнить, поэтому они испытывают трудности при знакомстве и, как правило, не умеют играть. Тем не менее, они растут и развиваются. И однажды наступает момент, когда им пора идти в школу. Где же лучше учиться ребенку с ДЦП?

Чаще всего специалисты рекомендуют отправить такого ученика в специализированное заведение, где существуют необходимые условия для его обучения и содержания — пандусы, специальные дверные ручки, туалеты. Однако в российских школах такое оборудование встретишь нечасто. Кроме того, ни отечественные учителя в большинстве своем не настроены на присутствие в классе «особого ребенка», ни сами ровесники не знают, как с ним общаться. Правда, такие трудности возникают лишь в начальной школе, поскольку к 10-12 годам ребенок с ДЦП обычно достигает нормального умственного развития, а сверстники постепенно привыкают к его присутствию и даже заводят с ним дружбу.

Это факт — далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но в некоторых из них все же существуют экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются инвалиды-колясочники. Как правило, это частные заведения с индивидуальными программами и небольшим количеством учеников в классе.
Но ведь и не каждый российский родитель готов к тому, чтобы до 10-12 лет сопровождать своего ребенка в обычной школе, пока тот не станет самостоятельным. По этой причине большинство детей-инвалидов заканчивают интернат по массовой программе и лишь малая их часть становится студентами. К тому же пока в России существуют лишь несколько вузов, полностью оборудованных для обучения инвалидов-колясочников.

Причины ДЦП

Термин «детский церебральный паралич» включает в себя синдромы, возникающие в результате повреждений коры головного мозга на ранних стадиях развития ребенка и проявляющиеся в двигательных расстройствах: неумение удерживать нормальную позу и выполнять произвольные движения. Нарушение координации движения, парезы и параличи ведут к изменениям психики, расстройству речи, слуха, зрения, других видов чувствительности. Еще в позапрошлом веке причиной возникновения болезни считали неудачные роды, перинатальные повреждения центральной нервной системы, а также постнатальные травмы на ранних стадиях развития детского мозга. Но З.Фрейд будучи хорошим неврологом на основе своих исследований доказал, что нарушение развития головного мозга возникают еще во внутриутробном периоде.

Современные исследования сходятся на том, что большинство случаев детского церебрального паралича вызвано скорее натальными и перинатальным вредностям, нежели факторами механического воздействия на плод во время и после родов. Большое значение имеет здоровье матери, от того в каком состоянии находятся ее соматическая и иммунная системы, от качества инфекционных заболеваний перенесенных во время беременности, имеются ли вредные привычки, количество предшествующих выкидышей, мертворождение, осложнение предыдущих беременностей, бесплодие, попытки прервать беременность, а также генетическая предрасположенность.

О причинах детского церебрального паралича как таковых говорить не принято. Говорят о факторах риска, которыми являются:

  • Возраст матери. Первородящие мамочки моложе 18 и старше 30 лет с неустойчивым социальным положением, страдающие поздними токсикозами, чаще других травмируемы в родах.

  • Эндокринные и соматические заболевания матери во время беременности: гипертония, сахарный диабет I типа, приобретенный в детском возрасте, недостаточность маточно-плацентарного кровообращения, артериальная гипертензия, пороки сердца. Все это приводит к нарушению кровообращения, угрозе выкидыша, отслойке плаценты, преждевременным родам.

  • Инфекционные заболевания во время беременности. Врожденная краснуха в I триместре беременности составляет от 16 до 59 % риска поражения ЦНС. А также врожденная цитомегалия, врожденный токсоплазмоз, менингиты, менингоэнцефалиты повышают риск врожденного поражения мозга. Негативное влияние оказывают вирусы, микоплазма, простейшие грибы, герпес, стрептококки группы В, листерии, кишечная палочка и др.

  • Непрерывное курение матери во время беременности, алкоголизм, несбалансированное питание.

  • Иммунологическая несовместимость матери и ребенка по антигенам эритроцитов, которые есть у эмбриона, но отсутствуют у матери.

  • Вредное воздействие лекарственных препаратов, которые приводят к несовместимости биологически активных веществ: нейромедиаторов, гормонов.

  • Удушающее действие веществ химического производства: формальдегидов, сероводорода, хлорвинила, сероуглерода, фенола, сернистого газа, метилметакрилата, аэрозоли серной кислоты. Многие из этих веществ являются продуктами производства различных синтетических тканей, лакокрасочных изделий, строительных смесей и вызывают поражение внутренних органов у плода.

  • Стрессовое состояние матери во время беременности. Этот фактор риска стал наиболее «популярен» в последнее десятилетие. При стрессе в организм матери выделяются определенные гормоны, которые развивают спазм сосудов матки и пуповины.

  • Поздние токсикозы, которые приводят к плацентарной недостаточности и гипоксии плода.

  • Угроза выкидыша. Маточные кровотечения, происходящие вследствие отслойки плаценты.

  • Внутричерепная родовая травма и асфиксия в родах.

  • Генетически-детерминированное предрасположение структур мозга к воздействию гипоксии.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ в клинике «ВРЕМЕНА ГОДА»

Основу нашего
подхода составляет ИНТЕНСИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, базирующаяся на современной доказательной медицине. Команда
специалистов в различных областях медицины формирует индивидуальный комплекс восстановительного
лечения для каждого пациента. В каждом комплексе, кроме методов физической
реабилитации, присутствует психокоррекция, логопедическая помощь, эрготерапия, контроль
и лечение сопутствующих заболеваний. Для детей школьного возраста,
дополнительно предусмотрены обучающие программы общеобразовательного и
специального профиля. Много внимания уделяется специальному питанию и
организации оптимального режима занятий и отдыха. Конечной целью лечения
является не только максимально возможное восстановление функций перемещения,
самообслуживания, но и активная социализация ребенка.

Разработанные в
нашей клинике технологии физической
реабилитации, с использованием достижений современной доказательной
медицины в этой области, а также принципов рефлекторной локомоции Войта —
формирование (восстановление) двигательных навыков, используя врожденные
двигательные рефлексы, концепции Бобат — технологии борьбы со спастичностью и
восстановления произвольных движений.

Технология
физической реабилитации – это последовательность
и содержание лечебных мероприятий направленных на восстановление произвольных движений, в
объеме, достаточном для пребывания в вертикальной позе, ходьбы, двигательной
активности, связанной с бытовым самообслуживанием.

Обычно,
базовый комплекс, включает широкий
перечень физических методов воздействия — активные и пассивные физические
упражнения – кинезитерапия в зале и в воде, с использованием различных
тренажеров и специальных устройств.

Физиотерапия (различные методы
электрического, магнитного, ультразвукового, температурного и
механического воздействия), массаж,
бальнеолечение (грязевые аппликации), специальные технологии релаксации, и др.

Основные
методы физической реабилитации построены в нашей клинике таким образом, что имеют влияние на управление
движением телом в целом и его составные части:

  1. Целенаправленные отдельные движения частей тела
  2. Содружественные движения различных частей тела — динамические стереотипы (в частности, движения конечностей при
    ползании на животе, ходьбе на четвереньках, ходьбе в вертикальном положении и
    др.)

Контроль
вертикальной позы и перемещение тела в пространстве — содержат элементарные
компоненты передвижения — выпрямление тела против силы тяжести и простые
целенаправленные движения, которые, путем тренировок по специальным методикам,
формируют содружественные движения – динамические стереотипы, позволяющие осуществлять
функцию перемещения и самообслуживания.

 Основные
динамические стереотипы (условные рефлексы) необходимые для передвижения и
самообслуживания, для восстановления
требуют достаточно много времени (как правило, не менее 4-8 месяцев).
Управление осанкой и движением, активизируемое при кинезитерапии, является одной
из важнейших составляющих восстановления (обучения) пребывания в вертикальном
положении, ходьбе, и другим двигательным стереотипам, составляющим основу
элементарной физической активности и самообслуживания.

Восстановления
управления равновесием и элементарной физической активности удается добиться
практически во всех случаях у пациентов с ДЦП при сохраненных базовых
интеллектуальных функциях.

Симптомы детского церебрального паралича

Симптомы ДЦП выявляются сразу после рождения или постепенно проявляются в грудном возрасте.

Выделяют три стадии ДЦП.

На ранней стадии (до 6 месяцев) наблюдается гиподинамия, эпизоды диспноэ, судороги, тремор, проявления патологии глазных мышц (симптом Грефе, «заходящего солнца», косоглазие, нистагм), снижение врожденных рефлексов (защитного, хватательного, ползания).

Симптом «заходящего солнца»

На этой стадии начинают формироваться парезы/параличи.

На второй стадии (хронически-резидуальной) (6 месяцев — 2 года) продолжают формироваться параличи.

При неврологическом осмотре ноги разогнуты, приведены друг к другу, перекрещиваются, опираются «на пальчики». Характерны гипертонус по пластическому типу, патологические стопные знаки (70%), оживление сухожильных рефлексов (50%), нарушение координации (45%). Также отмечаются страбизм, асимметрия носогубной складки, нарушение зрения, слуха, речи, умеренное снижение интеллекта. Тазовые функции не нарушены.

В третьей (поздней, резидуальной) стадии (старше 2–4-летнего возраста) нарушения в двигательной, речевой, психической сферах стабилизируются, происходит формирование контрактур и деформации суставов.

Что провоцирует / Причины Детского церебрального паралича:

Факторы, детерминирующие структурно-функциональные изменения в мозге, в 80 % случаев действуют в процессе внутриутробного развития плода, в 20 % – постнатально. Среди патогенных факторов, повреждающих мозг внутриутробно, ведущая роль принадлежит инфекциям (грипп, краснуха, токсоплазмоз), соматическим и эндогенным заболеваниям матери (врожденные пороки сердца, хронические заболевания легких, сахарный диабет, гипо– и гипертиреоз и др.), иммунологической несовместимости крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам), профессиональным вредностям, алкоголизму. Из факторов, вызывающих поражение мозга в процессе родов, основное значение имеют родовая травма, асфиксия в родах, в раннем послеродовом периоде – энцефалиты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector