Как нужно читать вслух: совершенствование навыков ораторского искусства

Содержание:

Переходим к чтению

Тренировка почти завершена. Остается только почитать и зафиксировать результаты.

Итак, тренер вооружается секундомером, школьник склоняется над книжкой

На старт! Внимание! Марш! Ребенок читает. До тех пор пока родители не скажут слово «Стоп»

Это должно произойти, когда секундомер отсчитает ровно одну минуту.

Ну а теперь самое интересное — оценка результатов.

Оцените качество чтения

Были ли ошибки в словах? Если без этого не обошлось, то нужно вернуться к тексту и еще раз обратить внимание ребенка на эти «ошибочные» слова.
Оцените понимание прочитанного. Для этого нужно задать школьнику три — четыре простых вопроса по тексту.
Оцените скорость чтения

Посчитайте слова.

И в конце обязательно зафиксируйте результаты. Заведите специальный журнал тренировок и записывайте результаты в нем. А еще лучше табличку с результатами на стену повесить. Чтобы ребенку было наглядно видно, что он двигается вперед. Чтобы он точно знал, что все это не зря. И чтобы было стремление подняться еще выше.

Ну вот и все! Тренировка окончена! А когда следующая?

Скорочтение. Техника быстрого чтения.

Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения,
запишитесь на очные курсы, однако, вы можете научиться читать быстрее и
самостоятельно.

Усовершенствуйте методику чтения и вы будете расходовать
меньше сил на исследование документов . Следуйте советам, и вы увеличите
производительность труда.

Типы чтения

  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о документе
  • Медленное чтение. Требуется детальное изучение документа — например,
    чтение юридических вопросов.
  • Неторопливое чтение — к примеру, художественного произведения.
  • Скоростное чтение.

Как быстро читать в режиме скорочтения книгу

Изучите фрагменты текста, которые показались важными.
Прочтите примеры автора. На сколько они повторяются? Не создается
ли впечатление, что автор текста позаимствовал содержание документа
Прочтите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу
каждой главы.
Прочтите с пятого на десятое интересные вам главы

Обращайте внимание
на примеры, и на выделения в документе.
Прочтите оглавление. Получите общее представление о содержании текста
до изучения.
Просмотрите предметный указатель

Уясните тезаурус и понятия, которые
используются в тексте. Подумайте, на сколько содержание документа похоже
на содержание ранее изученных книг
Просмотрите введение. Решите, стоит ли дальше читать
Составьте отзыв по тексте или отзыв автору.

Если читаете книгу справочного характера, то требуется
изучать избранные места. Поэтому описанная стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы

Прежде всего, следует просмотреть места в тексте, где
определены выводы. И, потом, начинать читать саму документ. Не теряйте время.

  • Просмотрите изложение текста, вводную часть, обзор, ,первые несколько
    абзацев .
  • Прочтите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Просмотрите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Зигзагообразное чтение. Использование подсознания во время скорочтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные
слова, а сразу целые фразы.

диагональным движением сканируйте страницу

Как только
вы почувствуете, что нашли что то важное, то переходите на чтение

Записи на полях.

Делайте заметки . Формулируйте вопросы автору книги.
Вы не теряете время . Благодаря записям и сформулированным вопросам, изученный
текст закрепляется в сознании. Если текст и новая информация продумана,
то к ней не требуется больше возвращаться.

В процессе чтения документа отмечайте маркером важные
места, подчеркивайте ключевые слова.

Пишите вопросы автору документа. Составление письма требует
составление мнение о документе, а это значит, что после написания отклика,
вы будете знать гораздо больше, чем если бы не формулировали бы свое отношение
к книгк.

Ищите альтернативы чтению

Подумайте, что не всегда нужно читать . Иногда, можно
спросить у знакомых, . И еще, можно попробовать обойти вопрос или переформулировать.
Как говорится, умный в гору не пойдет — умный гору обойдет..

Метод 3-й. Отучаемся от субвокализации

Это один из ключевых принципов скорочтения. Под «субвокализацией» подразумеваются движения губ/языка и мысленное проговаривание слов в процессе чтения.

Почему она мешает чтению?

Среднее количество слов, произносимое человек за минуту — 180. При повышении скорости чтения произношение слов становится затруднительным, и субвокализация становится препятствием в освоении нового навыка.

Как перестать проговаривать про себя слова?

Для этого в процессе чтения…

  • Зажимаем зубами кончик карандаша (или иного предмета).
  • Прижимаем язык к небу.
  • Прикладываем к губам палец свободной руки.
  • Считаем про себя от 0 до 10.
  • Проговариваем мысленно стихи или скороговорки.
  • Ставим тихую музыку фоном и выстукиваем карандашом мелодию.

Упражнения в домашних условиях

“ По словам Джозефа Аддисона, «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела». Продолжая эту мысль, можно сказать, что не менее важными являются и упражнения для повышения скорости чтения.

Прежде всего, родителям нужно выяснить, что же все-таки влияет на скорость чтения их малыша, и после этого начинать «тренировки» по устранению проблемы.

А так как всякая тренировка начинается с разминки, это правило подойдет и здесь.

Начните свой домашний урок с проговаривания гласных, согласных букв, а также их сочетаний.

  • Например: Аоуыиэ, ауэиоы, оауэиы; ж-с-з-ш, б-п-д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, лу-лю, ма-мя;
  • Читайте любые известные вам скороговорки: ехал грека через реку…; шла Саша по шоссе….

При выполнении этих упражнений следите за тем, чтобы ребенок четко выговаривал буквы и слова. Разминка поможет подготовить к чтению речевой аппарат.

Существует также артикуляционная гимнастика, в которой участвуют язычок и губы. Она выполняется перед зеркалом.

Далее можно приступать к специальным упражнениям, которые призваны устранить причину невысокой скорости чтения.

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

См. Онлайн-генератор таблицы Шульте. 

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог  в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Расписание тренировок

В этом деле главное — постоянство! Тренироваться нужно часто. Желательно каждый день. По 15 — 30 минут. А что такое полчаса по сравнению со всей жизнью, в которой чтение пригодится не раз и не два, и не только в школе? Полчаса — это сущая ерунда! Но даже и этой ерунды будет достаточно, чтобы уже совсем скоро и вы, и ваш любимый ученик заметили, что буквы складываются в слова, а слова в предложения все быстрее, все красивее.

Ах, да! Чуть не забыла. Говорят, что увеличить скорость и качество чтения помогает чтение книг перед сном. Так что прежде чем поцеловать своего ребенка на ночь и пожелать ему приятных снов, почитайте с ним книгу.

Ориентир и темп

Возвращения, скачки и продолжительность остановок можно свести к минимуму, если вы будете использовать ориентир. Пользовались ли вы ручкой или пальцем, когда считали количество слов или строчек в предыдущих вычислениях? Если да, у вас была визуальная помощь, ориентир для эффективных и аккуратных подсчётов. В скоростном чтении, как нигде, ориентир имеет большое значение для увеличения скорости.

Для достижения вашей цели используйте ручку. Держите её в вашей доминирующей руке и подчёркивайте каждую строчку (с закрытым колпачком), следя за тем, что находится над кончиком ручки. Это будет служить не только ориентиром, но также и задавать темп для поддержания постоянной скорости и снижения длительности остановок.

Упражнение 1: техника (две минуты)

Практикуйтесь, используя ручку как ориентир и задавая ею темп. Подчёркивайте каждую строчку, фокусируя взгляд над кончиком ручки. Не беспокойтесь о понимании текста. Каждую строчку читайте не дольше одной секунды, увеличивайте скорость на каждой последующей странице. Ничто не должно задерживать вас на одной строчке дольше одной секунды.

Упражнение 2: скорость (три минуты)

Повторите предыдущее упражнение, но задерживайтесь на каждой строчке не дольше половины секунды (две строчки за секунду). Велика вероятность, что вы не поймёте смысл текста, но сейчас главное поддерживать скорость и технику — так вы тренируете ваши рефлексы восприятия. Фокусируйте взгляд над кончиком ручки и концентрируйтесь на технике и скорости. Концентрируйтесь на упражнении и не отвлекайтесь.

Способы, как научиться быстро читать книги и запоминать прочитанное

Задумайтесь, сколько времени можно сэкономить, если знать, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное.

Обычному человеку требуется 3-5 минут, чтобы прочесть страницу целиком. «Быстрому» читателю на это нужно меньше минуты. Получается, что 200 страниц книги он легко осилит за 200 минут, а тому, кто читает в медленном темпе, придется потратить на этот же объем 1000 минут. Разница — 13 часов!

Существуют различные способы научиться быстро читать.

Ускоренный темп

Во время поездки со скоростью 120 км/час водитель более внимательно следит за дорогой, чем при 60 км/час. Так происходит и в то время, когда вы читаете. Быстрый темп заставляет нас сосредоточиться. Регулируйте темп с помощью указки (пальца).

Продолжайте наращивать темп, прочитывая сразу несколько слов. Возможно, до вас первое время трудно будет доходить смысл, но со временем вы научитесь понимать прочитанное. Читайте с такой же скоростью, с которой перемещаете палец.

Метроном

Сначала настройте прибор на медленную скорость. Начинайте читать медленно, в соответствии с ритмом метронома. Постепенно увеличивайте скорость на приборе и во время чтения. Старайтесь достичь понимания текста.

Отбивание ритма

Способ похож на предыдущий. Одновременное чтение и отбивание ритма поможет подавить артикуляцию. Работа речевых органов (губ, языка, гортани) во время чтения текста называется «проговариванием». Почему вредна эта привычка, мы расскажем ниже.

Отбивание ритма поможет отвлечь от проговаривания. Можно взять карандаш и во время чтения выстукивать какой-то ритм. Как альтернативу можно использовать обратный счет: 10,9,8,… Вы будете следить за счетом или ритмом и не сможете проговаривать слова.

Скольжение

Специалисты считают, что это самый быстрый способ научиться читать. Старайтесь охватить за несколько секунд максимальное количество символов: букв, цифр, знаков — не всматривайтесь только в буквы. Сначала вы будете запоминать мало, но со временем научитесь усваивать максимум информации.

Чтение по диагонали

Читайте от верхнего левого угла страницы к нижнему правому. Основное правило: нельзя возвращаться к прочитанному и допускать движение глаз влево-вправо. Сначала вы сможете охватывать лишь несколько слов, но постепенно объем будет увеличиваться.

Такое чтение научит выделять ключевые слова и пропускать «словесный мусор».

В итоге достаточно будет только взгляда на страницу, чтобы уловить основную информацию.

Пропуск неважных слов

В каждом тексте есть слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки — маленькие слова. Попробуйте читать текст и пропускать «если», «к», «есть», «или» и т.д. Вы увидите, что их пропуск ни на что не влияет. Практикуя такой способ чтения, со временем вы научитесь автоматически пропускать неважные слова.

Когда ребенок просит: «Хочу научиться скорочтению», предложите ему специальные тексты. Они отличаются от обычных и отлично подходят для формирования навыка. На текст может быть наложена картинка в виде паутинки или решетки, которая закрывает некоторые буквы. Текст может быть написан вверх ногами или перевернут на 90 градусов, в нем могут отсутствовать буквы и проч. Перечисленные виды текстов вы найдете в книгах по скорочтению для детей.

Лучшее решение для родителей, которые хотят научить своего ребенка хорошо и быстро читать — О.В. Узорова «Самый быстрый способ научиться читать». Книга содержит слоговые таблицы, которые помогут отработать навык чтения по принципу «от простого к сложному».

Пополнение словарного запаса

Когда мы читаем про себя, мы обычно двигаемся по материалу с большей, чем при чтении вслух, скоростью. Именно поэтому многие непонятные слова и выражения мы нередко игнорируем, не желая прекращать процесс поглощения информации. 

Однако когда мы читаем вслух и нам попадаются на глаза непонятные слова, у нас не только возникает потребность выяснить их значение и понять, как они произносятся, но и объяснить их человеку, который нас слушает (если такой имеется). 

Согласно исследованию, проведенному в 2015 году учеными из Монреальского университета, человек запоминает новые слова намного лучше, когда объясняет их другому. Для этого исследователи провели эксперимент с запоминанием слов, в котором участвовали студенты. 

По его результатам, молодые люди, которые зачитывали новые слова другим, запоминали информацию гораздо лучше тех, кто читал «про себя» или даже вслух.

Ускорение аудиокниг

Тот, кому часто приходится ездить в метро, наверняка не особенно любит это место: множество торопящихся людей, кто-то толкается, и — самое неприятное — вы теряете время. Конечно, можно брать с собой книги, но в метро не всегда получается сесть, а вагон шатается, и книга в ваших руках тоже. Уверен, это не очень полезно для глаз.

Однажды я решил начать слушать аудиокниги. Первое время было неудобно воспринимать информацию на слух, но постепенно мозг привык. Кроме того, аудиокниги можно слушать не только в метро, но и во время ходьбы, занятий спортом, уборки дома и во многих других местах, где простую книгу читать будет невозможно.

Со временем я начал увеличивать скорость прослушивания, и заметил, что это не только не препятствует восприятию, но наоборот — улучшает его. Сейчас книги на русском легко идут со скоростью от 1,5 до 2,5 раз быстрее оригинала, на английском — от 1,2 до 1,6. Теперь при прослушивании с обычной скоростью чтение превращается в муку.

На моём Android не было функции увеличения скорости в плеере, поэтому использую приложение Smart AudioBook Player. Имеется ещё масса дополнительных полезных функций для чтения аудиокниг. Приложение недорогое, есть бесплатный месячный период использования.

Как работает скорочтение

Чтобы читать быстро, нужно научиться читать правильно. Расширив поле зрения, а также избавившись от реверсивного чтения (перечитывания фрагментов текста) и привычки проговаривать текст вслух или про себя, можно существенно увеличить свою скорость. Ежедневно практикуя специальные методики скорочтения (хотя бы по 20–30 минут), вы можете достигнуть скорости до 800 слов в минуту, а понимание никуда не денется.

Имейте в виду, скорочтение поможет вам быстро обработать большой объём информации, например освоить новую профессиональную литературу. Однако художественную литературу лучше читать обычным способом. Если вы избавитесь от проговаривания и повторных перечитываний фрагмента текста, вы уже ускоритесь.

Ускорение времени

С каждым десятилетием, с каждым веком время ускоряется, и это факт. В 19 веке не могли представить, что вскоре люди будут летать на сверхзвуковых скоростях, что это станет совершенно естественным для современности 20 века.

В 10 веке, во времена Византийской империи, люди не представляли то, что через какое-то время изобретут сложные машины (поезда), и лошади перестанут быть основным транспортом для путешествий на дальние расстояния.

А сейчас ученые разрабатывают устройства для телепортации¹, которые позволят перемещаться мгновенно.

Каждому времени свойственна своя скорость мышления. Когда перед человеком очень быстро меняются окружающие условия, ему необходимо успевать воспринимать и анализировать информацию.

«Тяжело в учении – легко в бою»

Реально ли научить ребенка читать быстрее? Вполне. Для этого разработаны разнообразные методики, среди которых – развивающие игры. С ними можно познакомиться на интернет-сервисе IQКлуб. Но чтобы достичь результата – нужно набраться терпения. Маме с папой придется на время отложить какие-то свои дела и посвятить свободное время развитию скорости чтения ребенка. Но при этом не стоит его ругать, если слова прочитаны неправильно; не нужно наказывать малыша чтением: «не пойдешь гулять, если не прочтешь 60 слов в минуту»…; не грозите своему школьнику «ремнем». Лучше направьте свою энергию на то, чтобы привить вашему маленькому вундеркинду любовь к чтению.

Занимайтесь в день по 15-30 минут. Постарайтесь сделать урок интересным, чтобы ребенок не уставал, а читал с удовольствием. Если вы видите, что у ребенка нет настроения, он нервничает, волнуется – лучше перенести занятие.

От простого к сложному

Тренировка по методике скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.

Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.

Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.

Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.

И только в этом случае техника быстрого чтения будет давать результаты.

Какие методы подходят детям?

Родители довольно часто сталкиваются с проблемой, когда ребёнок плохо читает в школе, это существенно влияет на скорость выполнения домашней работы, что не может не отражаться и на общей успеваемости. Ситуация обостряется, когда к тому же ребенок неусидчивый и не может спокойно посидеть за книгой. В этом случае спасением может стать освоение методики скорочтения.

Однако на сегодняшний день не существует единого мнения о том, с какого возраста можно начинать осваивать данную методику. Некоторые специалисты пропагандируют раннее начало занятий, мотивируя свою позицию тем, что в средней школе и старших классах переламывать сформировавшиеся навыки чтения будет намного сложнее

Однако обращаем ваше внимание на то, что для полноценного умственного развития важно не только, чтобы малыш смог прочитать текст, но ещё и понял его. Не стоит забывать и об интонации, которая имеет принципиальное значение при оценивании способности к чтению в начальной школе

Обучение быстрочтению можно начинать лишь в том случае, если ребёнок знает алфавит и уже научился читать словами, а не слогами. Именно поэтому, с логической точки зрения, оптимальным для развития навыков скорочтения возрастом будет период от 7 до 10 лет. В это время большинство детей умеют хорошо читать слова, а кроме того, улавливают суть текста.

Третья группа психологов советует заниматься скорочтением только после того, как ребёнку исполнится 10-12 лет. Считается, что с этого возраста дети начинают запоминать и понимать информацию со скоростью речи. Кроме того, в этом возрасте гораздо лучше развивать память, потому что ученик может не только прочитать текст быстро, но ещё и пересказать его. В любом случае — выбор только за родителями, каждый должен исходить из особенностей развития своего ребёнка и решать вопрос с началом обучения скорочтению индивидуально.

Тренировка памяти

Сразу стоит отметить, что чтение «про себя» заметно отличается от чтения вслух по многим параметрам. Например, во время чтения вслух мы намного больше сконцентрированы на материале и не отвлекаемся на посторонние раздражители. 

Таким образом, у нас получается лучше усваивать материал и запоминать сюжетные тонкости произведения. Более того, прочитанное вслух обрабатывается нашим мозгом трижды

Во-первых, он обращает внимание на визуальную информацию, во-вторых, ему надо справиться с аудиальным потоком данных и, в-третьих, в расчет берется так называемая «мышечная» информация на основе движений губ и языка. 

Именно благодаря такому способу получения информации у нас появляется намного больше шансов запомнить и усвоить прочитанное, ведь в это время задействованы сразу три зоны мозга — зрительная, слуховая и двигательная кора. 

Читайте вместе

Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически. И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.

Проявите изобретательность, придумывайте различные ухищрения, чтобы ребенок полюбил читать и делал это не «из-под палки». Например, пишите ему записки, в которых просите, чтобы он ответил письменно. Если в семье есть младшие дети, пусть ваш школьник им почитает – и общение, и тренировка. Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно. Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.

Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта. Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению.

Составляем план тренировки

Ну что ж друзья, как говорится, назвался тренером — разрабатывай план тренировки! Не переживайте, это не сложно. Давайте подсмотрим за тренировкой бегуна.

Сначала разминка, чтобы мышцы разогреть, чтобы травм и растяжений избежать. Потом СБУ — специальные беговые упражнения, которые могут быть направлены на развитие координации движений, на прямолинейность бега, на правильную постановку стоп и т.д. Оказывается бегуны тренируются бегать не только бегая! Ну а уже в конце тренировки собственно бег и фиксирование результатов.

Переносим полученные знания в интересующую нас область, то есть в область чтения и составляем свой план.

Итак план тренировки юного читателя:

  1. Разминка.
  2. СЧУ — специальные читательные упражнения.
  3. Чтение.
  4. Фиксирование результатов.

А теперь пройдемся по каждому пункту плана подробнее.

подпишись

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше

При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания

Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Урок 1. Развитие скорочтения: тренируем внимание во время чтения

Первое, что необходимо для быстрого чтения, – внимательность. Рассеянный человек не может запомнить весь прочитанный материал, поэтому ему приходится возвращаться к предыдущим предложениям и вспоминать, о чем он читал. Чем чаще это приходится делать, тем ниже скорость чтения

Именно поэтому первый шаг на пути к развитию скорочтения – повысить внимание и сконцентрироваться на осваиваемом материале

Но нельзя думать только о внимании, при чтении важен и интерес. Скорее всего, вы замечали, что в первые минуты процесс проходит медленнее, чем через 1,5-2 часа. Можно сказать, что вначале вы «разгоняетесь», а затем вас привлекает сюжет, и вы уже не замечаете, как перелистываете одну страницу за другой. Чем интереснее книга, тем быстрее она читается. Скучный материал с трудом запоминается, на нем трудно сосредоточится, а в памяти остаются лишь «крупицы» из прочитанного.

Но ведь не всегда мы читаем действительно интересный материал

Часто приходится концентрировать внимание на скучной книге или учебнике. Как в таких случаях повысить скорость чтения? Постарайтесь следовать рекомендациям, описанным ниже

Рекомендация 1.1. Игры

Представьте, что вы не просто читаете, а играете. Вспомните, как поступают родители, когда хотят, чтобы их ребенок с радостью выполнил какое-то скучное и неприятное поручение. Они превращают неинтересный  процесс в игру

Что важно в игре? Азарт, увлечённость. При этом перед началом игры нужно придумать четкие правила и условия победы

Если самостоятельно придумать что-то сложно, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

Состязательность. Найдите себе «соперника», с которым вы будете читать один и тот же материал. Этот способ особенно эффективен при прочтении и запоминании учебного материала. Например, с одногруппником можно договориться, что выиграет тот, кто прочитает учебник и ответит на большее количество вопросов. Состязательность – это оружие преподавателей школ, колледжей и ВУЗов, ведь у человека на генетическом уровне заложено желание быть лучше соперника, превзойти его, победить. Именно поэтому групповые занятии при изучении материала намного эффективнее, чем индивидуальные

Здесь уже важно не просто качественно изучить и запомнить материал, но и превзойти соперника.

Личные рекорды.Но бороться можно не только с посторонним человеком, но и с самим собой. Ставьте перед собой новые цели и старайтесь их добиться

Например, посчитайте, сколько вы прочитываете страниц за один час, а затем постарайтесь побить свой рекорд. Но этим не стоит ограничиваться, ведь можно следить за количеством страниц, книг, освоенным материалом и т.д. Важно найти для себя стимул, который не просто заставит читать, а превратит это занятие в увлекательную игру. Конечно, в гонке за количеством прочитанного материала не стоит забывать о том, что вы читаете, нужно запоминать материал.

Состязательность и личные рекорды можно использовать отдельно друг от друга, но лучше их совмещать. Это поможет добиться максимального эффекта и действительно заинтересоваться материалом.

Рекомендация 1.2. Внешние раздражители

Шум и суматоха вокруг отвлекают человека и мешают ему сосредоточиться

Но некоторые люди, живущие в небольших квартирах и общежитиях, вынуждены заниматься какими-то делами и учиться не обращать внимание на происходящее вокруг. Человек, который смог адаптироваться к сложным условиям, становится внимательнее и умеет отключаться от внешних раздражителей

Чтобы тренировать внимание, создайте для себя внешние раздражители, например, включите музыку, телевизор, читайте в парке или другом общественном месте. Старайтесь не обращать внимания на происходящее вокруг, сконцентрируйтесь на сюжете книги. Например, в выходные можно отправиться в парк с книгой и читать на лавочке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector