Скорость чтения ребёнка

Содержание:

Упражнения для развития навыка скорочтения

Для того, чтобы научиться
читать с высокой скоростью, предусмотрен ряд занятий и упражнений, которые
направлены на развитие способностей в различных сферах:

расширение угла зрительного обзора;

улучшение памяти;

развитие образного мышления;

умение выделять нужную информацию с восприятием смыслового значения, и пропускать мимо внимания второстепенную;

способность концентрации внимания на одном предмете, в данном случае – чтении книги.

Ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения

Есть такие ошибки в
освоении навыком быстрочтения, которые не только снижают эффективность занятий,
но и очень вредны своими последствиями. С их исправлением потом приходится
долго бороться педагогам, логопедам и детским психологам. Было выявлено несколько
самых распространенных и вредных ошибок.

Попытка прочитывать слово при чтении «про себя». При этом шевелятся губы и язык. Такая проблема встречается у 4/5 взрослого населения, глаза подолгу остается на одном месте. Скорость чтения при этом сильно снижается из-за артикуляции.

Самопроизвольные движения головой, шеей во время чтения

Все это также снижает темп, и отвлекает внимание

Многие привыкли воспринимать информацию на слух. Для них непонятен тот факт, что при чтении с помощью только зрения можно овладевать информацией в десятки раз быстрее и больше.

Недостаточно развитый угол зрительного обзора.

Привычка возвращаться в ранее прочитанный фрагмент текста, чтобы прочитать его снова.

Почти все методики помогают справиться с этими ошибками и полностью их устраняют.

SmartyKids (весь город)

SmartyЧтение — методика, которая учит работать с текстом: выделять главное, запоминать, понимать прочитанное. Курс развивает мозг ребенка так, чтобы любые интеллектуальные задачи давались легче, а чтение становилось любимым занятием.

Программа обучения разработана для детей разного возраста со скоростью чтения от 40 слов в минуту. Продолжительность курса — 3 месяца.

На курсе «SmartyЧтение» занятия превращаются в увлекательное путешествие по странам. Интересная программа и яркие проработанные материалы помогут детям полюбить уроки чтения. Методика направлена на отработку навыка работы с текстом, умение выделять и запоминать главное, а также повышение скорости чтения без потери понимания.

В результате занятий у детей повышается успеваемость и самооценка, они становятся более наблюдательными и внимательными. Наша задача — не только повысить скорость чтения, но и привить интерес к этому занятию.

Ученики получают 12 учебных тетрадей, каждая из них посвящена разным странам: от Австралии и до Японии. В базовом комплекте идёт 3 сборника текстов для чтения на уроке и книга сказок для занятий дома.

Метод 2-й. Развиваем периферическое зрение

Ваш главный инструмент (или один из) в скорочтении — это ваше боковое зрение. С его помощью вместо нескольких букв вы способны прочесть слово или даже целую строку. Тренировка бокового зрения осуществляется посредством работы с известной таблицей Шульте.

Что она собой представляет, и как тренироваться?

Таблица — это поле из 25-ти квадратов, в каждом из которых — цифра. Все цифры (прим. — от 1 до 25) расположены в случайном порядке.

Задача: глядя только на центральный квадрат, найти все эти цифры по убыванию (либо же по возрастанию).

Как тренироваться? Таблицу можно распечатать для себя на бумаге и использовать таймер. А можно тренироваться в интернете (это гораздо проще) — в Сети достаточно подобных сервисов.

Освоив диахромную таблицу «5 на 5», переходите на усложненные версии с цветными полями и далее.

Упражнения для обучения

 
Упражнения будут полезны и для взрослых людей

Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
 

 

Быстрое чтение. Концентрация

Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения. 
 
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
 
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.

Урок по таблицам Шульта

Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.

Видеоинструкция

Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
 
 

Тренировка работы с таблицами 

Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.

Советы как научиться читать быстро

Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
 

Новый взгляд на книгу

Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.

Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
 
 

Главное от Питера Кампа

 

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр. 
 

Важные правила чтения книг

 

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
 
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.

Личный опыт

Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.

Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
 

Плюсы и минусы быстрого чтения

Высокий уровень навыков работы с текстом очень полезен для современных школьников. Умение быстро читать имеет следующие плюсы:

  • растет успеваемость. Оценки во многом зависят от того, насколько хорошо удается усвоить каждую тему. Техника быстрого чтения позволяет работать с текстом более качественно и лучше понимать его.
  • меньше времени тратится на учебу. Благодаря тому, что удается быстро изучать нужный материал и хорошо запоминать его с первого прочтения, удается заниматься более продуктивно.
  • учиться становится интереснее. Мотивация к любой деятельности растет, если человек понимает, что хорошо справляется со своими задачами. Так быстрое чтение повышает и результативность занятий в школе, и интерес к ним.

К минусам быстрого чтения можно отнести то, что дети будут постоянно просить взрослых покупать им все новые и новые книги, ведь знакомство с литературой больше не будет казаться рутинным занятием. Но и в этом есть свои плюсы – школьники станут больше читать, а их кругозор и грамотность будут только расти. Но скорочтению, как и любой другой дисциплине, нужно обучаться вовремя. В каком возрасте лучше приступать к занятиям?

Следующий этап освоения навыков скорочтения (рекомендован для детей 8-10 лет)

Боремся с неосознанным проговариванием

Методика скорочтения предполагает отсутствие сознательной или неконтролируемой артикуляции во время чтения, в то время как большинство детей, читая, стремятся озвучить текст, проговаривая слова.

Существует достаточно эффективный способ преодоления этой проблемы.

Пусть во время чтения по команде «Губы!» маленький читатель приложит к губам указательный палец левой руки. После того как команда будет выполнена, ребёнок должен перейти в режим «беззвучного чтения». Затем взрослый подаёт команду «Вслух!», следуя которой, ребёнок должен убрать палец с губ и начать чтение вслух. Эта методика прекрасно справится с обучением школьника чтению без проговаривания.

Заколдованные предложения

Можно составить несколько предложений самостоятельно, а можно воспользоваться строчками стихотворений или загадок уже известных ребёнку. Смысл в том, что в предложениях изменяется порядок слов и школьник должен «расколдовать» предложения, расставив слова в правильном порядке

Это упражнение отлично тренирует внимание и зрительную память

Например:

  1. Переходи только дорогу вместе положенном
  2. Гвоздик два кольца посередине два конца
  3. Дали Кате каши нашей манной
  4. В саду вишня весной расцвела в нашем
  5. К Оле друзья на день пришли рожденья
  6. Скользкая  опасная и длинная дорожка была

Восстанавливаем буквы

Данное задание развивает зрительную память, учит анализировать состав слова, учит соотносить первые и последние буквы слова в его общем визуальном образе.

Напечатайте небольшой отрывок текста, пропустив, для начала в словах гласные буквы. Предложите школьнику заполнить пропуски, отведя на это определённый промежуток времени (не более 3-5 минут для текста длиной в 2-3 предложения). В дальнейшем задание можно усложнить: пропускайте согласные буквы, буквосочетания, слоги.

Ребёнок – учитель

Очень хорошее упражнение, к выполнению которого дети обычно относятся с большим энтузиазмом. Ведь им предоставляется уникальная возможность исправить взрослого!

Взрослый, зачитывая отрывок текста, делает намеренную ошибку в произношении одного или нескольких словах. Задача ребёнка – прервать чтение и исправить ошибки взрослого.

Упражнения для тренировки зрительной и общей памяти

Техника чтения существенно страдает в том случае, когда угол зрения ребёнка недостаточен для охвата  нескольких слов подряд. Решить эту проблему поможет методика, использующая цифровые таблицы Шульте

10 4 28 19 14
20 24 18 1 5
13 8 30 25 11
2 22 15 27 17
26 6 12 3 21
16 23 9 29 7

Школьник должен быстро отыскать в таблице цифры от 1 до 30, соблюдая их очерёдность в цифровом ряду, показывая и называя число. Делать это необходимо укладываясь в определённый промежуток времени, длительность которого зависит от индивидуальной подготовки ребёнка. В дальнейшем время, в течение которого школьник находит цифры, должно сокращаться.

Дополнительные материалы

Курсы хороши тем, что в них есть структурированная информация, фиксация результатов до и после обучения, практические упражнения, которые проверяют, поддержка кураторов, общение с сокурсниками. Все это помогает быстрее осваивать новые навыки, не “слиться” и не растянуть обучение на долгие месяцы. К тому же платная основа большинства курсов стимулирует работать с полной отдачей.

Дополнить курсы и продолжить учиться самостоятельно помогут такие книги:

  1. “Скорочтение” Питер Камп.
  2. “Скорочтение на практике” Павел Палагин.
  3. “Учебник быстрого чтения” Тони Бьюзен.
  4. “Как читать, запоминать и никогда не забывать” Марк Тигелаар.
  5. “Быстрое чтение за 10 дней” Эбби Маркс-Бил.
  6. “Фоточтение” Пауль Шелли.
  7. “Как читать книги” Мортимер Адлер.
  8. “Помнить все” Артур Думчев.

Также предлагаю посмотреть несколько полезных видео и применить на практике советы специалистов.

10 упражнений от Advance club

Упражнения с таблицей Шульте

Интегральный алгоритм чтения для запоминания информации

Неочевидные способы увеличить скорость чтения – работа с психологическими установками

Оптимизировать работу с информацией также помогут курсы слепого метода печати. Быстро набирая текст, вы ускорите написание статей, отчетов, составление конспектов, перевод информации из аудиоформата в текстовый. Я давно печатаю вслепую и вам советую.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения

Первое важное правило, как научиться скорочтению – ежедневное выполнение нормы. Норму установите своему ребенку сами, согласно его возрасту

В случае постоянства повторения действий, методы скоростного чтения начинают включаться как программа технического переоснащения мозга. То есть, это совсем не удел для избранных, что важно для родителей каждого малыша.

Существует много методик, как охватить больший кусок текста, осмыслив его мгновенно и при этом запомнив. Но для достижения этого результата, необходимо делать некоторые простые упражнения.

Анаграммы

Отлично тренирует мозг расшифровка анаграмм. Ребенку необходимо прочесть название животного, несмотря на то, что состав слова перемешан. Начинать нужно с простых слов. Приведем пример:

ПДАНА ЛЦИИСА МВЕДДЕЬ КШОКА САКБОА СЛОЁННОК ДЛЕФЬИН ЛАШОДЬ

Каждый взрослый легко прочтет эти слова, не каждый даже заметит, что в них переставлены местами буквы. Анаграммой может быть целый текст. Вот — отрывок из рассказа Л. Толстого «Детство»:

«Волдоя заметно вжаничал: длонжо быть, он гродисля тем, что преихал на охтониьчей лшоади, и привотрялся, что очень услат. Может бьты, и то, что у него уже было сликшом много звдарого сымсла и сликшом млао силы воожабрения, чтобы вполне наслаждаться игюро в Розинбона. Иагр эта состяола в преватсдлении снце из Ронибзона, котроого мы читали незадолго преед эмит».

Кроме хорошего толчка для развития скорочтения, такой текст будет интересен ребенку, потому что он представляет собой загадку. Родители сами могут составлять подобные головоломки из любого текста. На примере такого текста ребенок может увидеть и сам, как неэффективно чтение по словам или по буквам. Следующим уровнем данной методы может служить переход на глиссированное (скользящее) чтение, когда взгляд уже не задерживается на каком-либо из слов или фраз, а скользит по тексту. Скольжение позволяет совсем не вчитываться в буквы, глаза выбирают смысл самостоятельно.

На буксире

Чтобы достичь уровня скользящего чтения, выполняйте с ребенком упражнение «На буксире». Ребенок читает вслух, а следите по тексту пальцем вы сами. Сначала ведите пальцем по строке, а затем постепенно начинайте ускорять скорость движения пальца. Тем самым, вы задаете скорость чтения ребенку, словно тяните его на буксире. При этом он будет стремиться успеть за вами, увеличивая скорость чтения.

Скороговорки

Еще одно полезное для малышей упражнение, повышающее скорость чтения – скороговорки. Начните с простого «ш-ш-ш ползет змея», «ж-ж-ж едет паровозик», «с-с-с сыпется сахар» и так далее. Предлагайте ребенку произнести несколько согласных букв вместе БГД, ТРП, СПФ, МДТ, РПШ, СЗП, КРХ. Затем можно подставить в звукосочетания одну гласную и предложить прочесть как предложение: БГДА ТРПУ СПФЕ МДТО РПШИ СЗПЮ КРХЭ.

Расширяем поле зрения

Очень тормозит скорость чтения малый радиус бокового зрения. В этом случае, ребенок не в состоянии одновременно увидеть несколько слов сразу. Его взгляд устремлен на одно единственное слово. Для этого есть хорошие упражнения:

  • Рисуем солнышко в центре листа. По кругу вокруг солнышка нарисуйте разные геометрические фигуры. Попросите ребенка смотреть только на солнышко, но назвать остальные фигуры.
  • Нарисуйте таблицу из цифр. Пусть цифры располагаются в 4 столбика и 5 рядов. Напишите цифры не по порядку. Предложите ребенку, указывая пальчиком, назвать все цифры от 1 до максимального числа как можно быстрее.
  • Развиваем фотопамять. Печатаем слова МОРОЖЕНОЕ РУЧЕЙ КОТ ПЕРО РУКА ДИВАН. Предлагаем ребенку посмотреть на слова 20 секунд. Затем задаем вопрос, присутствует ли в числе этих слов слово «…» ?
  • Играем со словами в «находилки». Назовите ребенку номер страницы, начинайте читать. Его задача найти страницу, указанный текст и подстроиться под ваш темп чтения.

Суть тренинга на освоение навыка скорочтения

Деятельность человека пуста
и ничтожна, когда не одушевлена
идеею
(Чернышевский)

Этот тренинг многие компании продают за большие деньги. Когда
речь заходит о скорочтении, то первое, что приходит на ум, то это сделать эту программу.
Поэтому, почти каждая компьютерная программа, обучающая быстрому чтению построена
на принципе моргания — берется текст, разрезается на короткие куски. потом отрывки
текста быстро сменяют друг друга на экране.

Попробуйте и вы этот тренинг. Для меня тренинг оказался бесполезным.
Я просто не воспринимаю моргающий текст. Может быть скорость восприятия текста растет,
только я это не могу восстановить в памяти ни одной мысли из текста.

Тренинг показал, что я читаю не так, как предлагает методика
моргания

На самом деле я охватываю весь текст сразу и интуитивно замедляю или ускоряю
скорость чтения в зависимости от трудности или важности текста

Как мозаику можно рассматривать только с определенного расстояния
(при ближайшем рассмотрении картина превратится в набор камешков) так и текст можно
читать обзорным чтением (без чтения каждого слова).

Используя такой метод чтения важно определить «расстояние» с
которого следует читать текст. Выберешь мелкие блоки текста – ни чего не поймешь,
выберешь слишком крупные блоки – не успеешь воспринять

Метод компьютерного фото чтения не всегда применим. Машина должна
адаптировать размеры блоков в зависимости от количества важных мыслей, а так же
должна менять скорость показа в зависимости от места текста в абзаце (может быть
первое предложение в абзаце следует показывать более долго, чем последнее). Все
эти настройки (и многие другие) программно выполнить очень сложно.

Однако, с другой стороны программы, построенные на принципе фото
чтения приоткрывают занавесу технологий чтения. Такие программы показывают, что
человек при чтении подсознательно видит весь текст, хотя ему кажется, что он читает
лишь одно слово. Читатель самостоятельно адаптирует скорость чтения и гибко меняет
ее, подсознательно расставляя ударения на конце абзацев и ориентируясь в общем рисунке
абзацев и знаков препинания.

Программа позволяет выявить ваши резервы как читателя. Отмечайте,
как Вы схватываете информацию и используйте полученный навык в дальнейшей жизни.

О технике быстрого чтения
Чтобы получить полное представление о технике быстрого
чтения, запишитесь на заочные курсы, однако, вы можете научиться читать
быстрее и самостоятельно.
Типы чтения
Медленное чтение. Используя данный тип чтения, читатель детально
изучает книгу книгу
Неспешное чтение — к примеру, художественной литературы.
Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о читаемом
тексте
Быстрое чтение.
Как читать в режиме скорочтения
Изучите фрагментарно интересные вам главы
Обращайте внимание на
примеры, которые приводит автор, а так же на выделения.
Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу
каждой главы.
Составьте критическую заметку по прочитанной книге. Напишите письмо
автору.
Изучите оглавление
Получите представление о содержании текста до
момента его изучения.
Изучите фрагменты текста, которые вам показались особо интересными.
Изучите предметный указатель. Уясните тезаурус и те понятия, которые
используются в тексте.
Использование подсознания во время чтения.
Диагональным движением сканируйте страницу

Как только
вы почувствуете, что нашли что то важное, то переходите на обычное вдумчивое
чтение. Пометки на полях.
Делайте заметки

Записывайте вопросы автору книги. Вы
не теряете время зря. Благодаря заметкам и вопросам, прочитанный текст закрепляется
в сознании.
В процессе чтения текста отмечайте маркером важные места,
подчеркивайте ключевые фразы.

Другие компьютерные программы на тему скорочтения:

  • Угол зрения и чтение
  • Упражнение на расширение угла зрения
  • Таблицы Шульте
  • Упражнение на расширение угла зрения —
    вращающиеся цифры
  • Угол зрения и предустановка
  • Вращающиеся буквы
  • Чтение короткими порциями (моргающий текст)
  • Деконцентрация и чтение
  • Чтение под метроном
  • Разорви текст на полоски и попробуй прочитать
  • Перемешанные буквы
  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения — Найди
    слово в тексте
  • Попробуйте читать без некоторых букв

Что такое скорочтение и кому оно нужно?

Скорочтение (быстрое чтение) – это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза.

Мы считаем, что умение быстро читать полезно каждому человеку, но все же есть несколько категорий людей, которым оно необходимо априори:

Дети. Любой навык лучше изначально осваивать правильно, и скорочтение помогает родителям научить своих детей читать быстрее и легче. Подспудно у ребенка будет развиваться навык концентрации и снижаться уровень отвлекаемости.
Школьники и студенты. В процессе обучения человек сталкивается с необходимостью обрабатывать большое количество информации. Скорочтение позволяет делать это быстрее и эффективнее.
Люди, работающие с информацией. Если вы работаете с большими объемами данных, с помощью скорочтения вы сможете быстрее обрабатывать и анализировать прочитанное, а значит, лучше выполнять свои функции и быть более продуктивным специалистом.
Люди, занимающиеся самообразованием. Книги и статьи – основной источник сведений по любой теме, и каждому, кто желает развиваться, приходится читать. Делая это быстро, вы не только узнаете больше, но и быстрее достигнете поставленных целей.
Люди, читающие медленно. Медленное чтение – это результат неправильной техники и неумения надолго концентрироваться. Поэтому тут можно сразу достичь нескольких целей – быстрее читать, лучше фокусироваться, больше понимать и надолго запоминать.

В остальном же быстрое чтение, как мы уже говорили, будет полезно каждому человеку вне зависимости от возраста, пола и сферы занятости. Этот «мягкий» навык позволяет многократно повысить личную эффективность и достигать более высоких результатов во всем.

Метод 1-й. Руки — ваши помощники!

Физическое участие в процессе чтения, как ни странно, тоже помогает увеличить скорость.

Как и почему?

Мозг человека запрограммирован на фиксирование движений. Используя при чтении руку или даже обычную карточку-разделитель, вы создаете движение на книжной странице и автоматически усиливаете концентрацию внимания.

  1. Палец-указка. Данной «указкой» вы легко и непринужденно, исключительно вертикально ведете по книжной странице со скоростью, немного превышающей движение глаз. Темп указки менять нельзя — он должен быть постоянным и стабильным, без возвращения пальца на уже прочитанный текст и без остановок. Где именно вести «указкой» — не имеет особого значения. Хоть по центру текста, хоть по боковому полю.
  2. Карточка-разделитель. Либо чистый листок бумаги, для удобства сложенный вдвое. Размер — около 7,5х13 см. Главное, чтобы лист был однотонным, и вам удобно было его держать и двигать одной рукой. Разместите карточку над читаемой строкой. Именно сверху, а не снизу! Таким способом вы повышаете внимательность, исключая возможность для возврата к прочитанным строчкам.

Так зачем нужно скорочтение?

Скорочтение — это навык, который позволяет быстро воспринимать текстовую информацию. Но речь идет именно о восприятии текста, а не автоматическом проглатывании. Феноменальная скорость без понимания прочитанного не только не поможет в учебе, а скорее навредит.

Педагоги понимают под скорочтением сформированный навык обработки учебного материала. Это значит, что школьник, владеющий таким навыком, может быстро изучать и усваивать параграфы учебников, научные статьи и другую образовательную информацию. Если ребенок читает медленно, у него остается мало времени для анализа информации и выполнения задания (например, при написании ВПР). Для того, чтобы ученик чувствовал себя уверенно на контрольных и проверочных работах, успешно осваивал программу, ему необходимо владеть навыком быстрого чтения.

Помимо этого, можно выделить еще несколько плюсов в освоении школьником техники скорочтения.

Тренируется память

Ребенок может не только запомнить, но и пересказать большие объемы информации.

Повышается интерес к учебе, возрастает уверенность в своих силах.

Ребенок значительно быстрее справляется с домашними заданиями, что освобождает время на хобби, интересные занятия, отдых.

Развивается зрительное внимание и концентрация.

Скорочтение вредно для детей. И вот почему:

  1. Исторически скорочтение было создано в целях ускорения процесса обучения у взрослых людей, у которых уже был сформирован и автоматизирован навык чтения и которым требовалось читать много книг за ограниченное количество времени. Для детей, у которых есть оптико-пространственные, фонематические проблемы, само чтение не автоматизировано, есть проблемы произвольного внимания, данная техника не подходит.
  2. Если «развернуть» процесс чтения, то мы получим следующую последовательность: буква-артикулема-фонема. Для соотнесения букв со звуками речи и смысловой обработки нам необходимо проговорить прочитанное. По мере автоматизации этот процесс «уходит во внутренний план». Исследованиями доказано, что органы артикуляции даже во время чтения «про себя» совершают микродвижения, то есть моторная речевая кора и весь речедвигательный анализатор активируются для обработки прочитанной информации. Особенно это актуально для сложных и новых слов. Поэтому подавление субвокализаций ухудшает понимание прочитанного, а на этапе обучения чтению вообще вредно. Особенно для акустико-кинестетического варианта дислексии, когда ребенок имеет в анамнезе нарушения артикуляции и фонематического слуха.
  3. Большинство современных детей-дислексиков имеет проблемы с лексической стороной речи. Процесс чтения предполагает совмещение аналитической (послоговый, побуквенный анализ слова, последовательное прочтение слов) и холистической (целостной) стратегий. Холистическая стратегия предполагает наличие смыслового угадывания и проверки своей гипотезы в зависимости от контекста. Это хорошо видно на головоломке с переставленными буквами и буквами, замененными на символы. Если у ребенка есть технические сложности с чтением и лексические проблемы, маленький словарный запас, то данный механизм просто не «включится». И никакое скорочтение здесь не поможет.
  4. Увеличение охвата с помощью центрального зрения – также весьма сомнительная идея. До какого-то предела можно расширить объем одномоментного восприятия, но это весьма ограниченно. Начинает «выпадать» информация либо в центре, либо ближе к периферии. Перед написанием статьи я установила два приложения по скорочтению и специально потренировалась. Ребенку с окуломоторными нарушениями (проблемы произвольного движения глаз) это и вовсе вредно. Гораздо полезнее гимнастика для глаз, использование рамочки во время чтения и специальной указки (или обычного карандаша) для слежения за строкой (чтобы глаза «не разбегались»). Таким образом, снизится стресс во время чтения.
  5. Сокращение числа регрессий (возвратов) и чтение «по диагонали» также вредно для ребенка-дислексика, поскольку критично для понимания и запоминания прочитанного.

Из всех упражнений, которые я выполнила в приложениях по скорочтению, только одно полезно с точки зрения нейропсихологии – это таблицы Шульте. Подобные задания я также даю при когнитивной нейрокоррекции

Они развивают внимание и также помогают при окуломоторных нарушениях. Во всех остальных случаях я бы не рекомендовала курсы по скорочтению, особенно для детей младше 9 лет, у которых не автоматизирован навык чтения, и для детей более старшего возраста, если у них к тому моменту не решены проблемы с письмом и чтением, а среди диагнозов имеются «дислексия», «дисграфия», «дизорфография»

Как освоить скорочтение?

В одной из самых популярных школ «быстрочтения» в России, школе Олега Андреева, говорится, что, пройдя всего две ступени обучения, можно достичь скорости чтения 10 000 знаков в минуту, что составляет примерно 5-7 страниц средней книги. Получается, что за получасовую поездку в метро с такой скоростью можно прочитать 150-200 страниц книги. Это гораздо больше, чем прочитает среднестатистический человек за такое время.

Кроме «Школы Олега Андреева», свои курсы предлагают такие знаменитые сегодня специалисты в скорочтении как Наталия Грэйс, Андрей Сподин, Владимир и Екатерина Васильевы и многие другие. Однако некоторые люди научились быстро читать, не посещая курсов, школ, тренингов и специальных центров, а также не читая учебников по быстрому чтению. И многие из них вам знакомы – это Максим Горький, Владимир Ленин, Томас Эдисон и другие.

Именно поэтому мы без стеснения заявляем, что освоить скорочтение способен любой человек. Чтобы научиться читать быстро, просто выполняйте упражнения, описанные в пяти уроках нашего курса. Если пытаться обобщить различные техники по обучению скорочтению, процесс овладения этим умением можно разделить на пять частей (они и соответствуют пяти урокам).

Каждый урок позволяет овладеть определенным навыком, способствующим повышению скорости чтения и эффективности освоения материала. Содержание уроков построено таким образом, чтобы можно было максимально интерактивно и удобно заниматься онлайн без преподавателей и репетиторов. Давайте коротко с ними познакомимся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЙ

В 6-8 раз увеличивается скорость восприятия информации.
Значительно улучшается качество чтения и понимание прочитанного.
Развиваются память, внимание и умственные способности. Ребенок учится пользоваться своей памятью, начинает быстрее и лучше запоминать

Увеличится объем запоминаемой информации. Легко учатся стихи (с опорой на образную и эмоциональную память).
Развивается умение пересказывать тексты.
Улучшается письменная грамотность.
Речь становится четкой и уверенной. Устраняются дефекты говорения, решаются логопедические проблемы. Устраняются ошибки при чтении.
Увеличивается скорость и понимание при чтении про себя.
Расширяется словарный запас и общий кругозор.
Снимаются психологические барьеры, мешающие читать и учиться.
Самостоятельно и гораздо быстрее и выполняются школьные домашние задания, улучшается успеваемость в школе. Вырабатывается привычка работать и добиваться цели.
Ликвидируются пробелы в школьной программе за 2-3 года.
Повышаются объемы работы и интеллектуальная «выносливость».
Отмечается положительная динамика психического состояния ребенка, улучшается его самооценка, ликвидируется педагогическое и психологическое отставание в развитии.
Стабильные результаты на «выходе». Значительная экономия на репетиторах. По прохождению программы Ваш ребенок научится учиться сам!

Занятия проходят интересно, не в игровой форме, в рабочей. А нравятся они детям потому, что начинает получаться. Начинает получаться то, что вчера еще было непреодолимым барьером.

Кое-что из истории скорочтения

Самые первые мысли и идеи о том, что технику чтения можно совершенствовать, начали появляться еще в начале прошлого века. Это произошло с развитием нашего мира, с увеличивающимся потоком информации, который человечеству нужно было осваивать и распространять. Первые серьезные разработки и пособия стали появляться как в России, так и за границей. Однако слишком известными и широко применяемыми они не становились.

Все стало стремительно изменяться в середине прошлого столетия. В конце 1945 года Эвелин Вуд, учащаяся на специальность педагога, отправила большую по размеру статью известному профессору Лису. Он в свою очередь очень быстро прислал ответную рецензию. Эвелин очень удивилась, ведь по размеру статья, действительно, была огромной, а здесь такой быстрый и, главное, достойный грамотный ответ. Несомненно, статья был прочитана от и до, и проработана. Удивившаяся девушка стала наблюдать за подобными «быстрыми чтецами», и занятие ее увлекло на несколько лет. За этот период она видела более пятидесяти человек, которые точно также, как и профессор, быстро изучали любой печатный материал, и изумительно быстро отвечали на него. За время своих наблюдений, Эвелин отмечала особенности поведения этих людей, и особенности  самой подмеченной тактики, вот лишь некоторые из них:

  • У всех «быстро читающих» глаза по книжной странице двигались вертикально, а не горизонтально. И вниз. А не слева направо, как при обыкновенном чтении;
  • Читаются сразу или несколько слов или даже фраз;
  • Прочитанный текст практические не повторяется. То есть читается один раз.

Навыками скорочтения обладали такие известные люди, как Иосиф Виссарионович Сталин,  Александр Сергеевич Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер, Карл Маркс.

Мюсли. Польза и вред для похудения, рецепты, как кушать на ночь, с кефиром, молоком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector