Провалы в памяти
Содержание:
- Статьи про а/м Лада
- Как ты запоминаешь конкретные события
- Овощное пюре из моркови, батата, перца с курицей для прикорма
- Причины
- Нарушение мотивационного компонента памяти
- Прежде лечения
- Рекомендации педиатра Комаровского
- Что ты можешь сделать, чтобы улучшить свою память
- Ориентиры при выборе режима «под себя»
- Причины плохой памяти
- Лечение СДВГ
- Нарушение опосредованной памяти
- Синдромы нарушения памяти
- Причины
- Что можно принимать для улучшения памяти
- Причины плохой памяти в молодом возрасте
Статьи про а/м Лада
Как ты запоминаешь конкретные события
Задумывался ли ты, как работает память? Давай рассмотрим в качестве примера один из визуальных образов, которые ты помнишь.
Вспомни тарелку, представь ее. Скорее всего, сейчас ты подумал именно о той, которая хранится у тебя дома, а в голове возник визуальный образ со всеми цветами, рельефом и формой. Наш ум использует визуальную память в широчайшем спектре: с ее помощью ты можешь запомнить интересного человека, встретившегося на твоем пути, вплоть до места и времени встречи; запомнить дорогу, сохраняя в голове особенные детали местности.
К тому же наш мозг оперирует кратковременной памятью, еще она называется рабочей. Именно она помогает запомнить, что ты ел на ужин и какой фильм смотрел перед сном. Ее функция состоит в том, чтобы сохранить некоторые воспоминания в тот момент, когда основные силы мозга направлены на совершенно иную деятельность. Можешь представить ее в форме доски, на которую очень кратко наносятся основные заметки о конкретном событии.
Но что же помогает сохраняться этим воспоминаниями и дает нам возможность использовать их в нужный момент? Дело в том, что многие вещи мы запоминаем конкретными образами – в дальнейшем это дает мозгу возможность показывать их нам в качестве картинок. Эти образы и являются тем ключом, который способен раскрыть нашу память и развернуть всю цепь событий, произошедших в конкретный момент. Этот фрагмент есть не что иное, как дверь в отельный сегмент твоей памяти, иначе говоря, указатель на определенное событие.
Но какой участок мозга ответственен за это? Ученые полагают, что гиппокамп и лобная кора головного мозга отвечают за анализ информации и принятие решений, а также благодаря им у человека есть долговременная память, позволяющая не забывать события, которые произошли несколько недель, месяцев, лет назад. Благодаря ей ты помнишь своих родителей, парня, который постоянно задирал тебя в школе, и ту красотку, которая стала первой любовью. Однако доподлинно неизвестны сами процессы формирования этой долгосрочной памяти, и над этим вопросом ученые до сих пор бьются.
Чтобы правильно запомнить то или иное событие, для начала ты должен придать ему внимание и уделить время, чтобы оно стало частью твоей памяти. Большинство информации отфильтровывается нашим мозгом, и лишь некоторые раздражители могут остаться в голове
Способность обращать внимание на конкретную, нужную нам информацию может стать наиболее важным фактором для того, чтобы успешно ее запомнить и отложить в памяти.
Овощное пюре из моркови, батата, перца с курицей для прикорма
Причины
Самая распространенная группа причин нарушений памяти — органические повреждения мозговой ткани — энцефалопатия:
- Травмы головы. Механическое разрушение нервных клеток и связей между ними, особенно передних отделов мозга.
- Атрофические процессы в мозговой ткани. Дегенерация и гибель нейронов. Самый частый вариант — Болезнь Альцгеймера и Болезнь Пика.
- Новообразования внутри черепа: опухоли, кисты, инородные тела, паразиты.
- Разрастание соединительной ткани вместо нейронов.
- Сосудистые нарушения. Атеросклероз сосудов, гипертоническая болезнь, врожденная патология строения сосудов, аневризмы сосудов. Перенесенные инсульты и инфаркты мозга.
- Нарушение оттока внутримозговой жидкости.
- Остеохондроз шейного отдела позвоночника. Травмы шеи. Повреждения сосудов шеи, через которые осуществляется питание головного мозга.
- Сахарный диабет. Гипогликемия (падение уровня глюкозы в крови).
- Длительное употребление алкоголя, наркотиков, успокоительных и снотворных средств.
- Последствия отравлений и нейроинфекций.
- Эпилепсия. Судорожный синдром.
- СДВГ, гипотиреоз, дефицит витаминов группы В, голодание.
Энцефалопатия часто приобретает хроническое и прогрессирующее течение. При отсутствии адекватного лечения может переходить в слабоумие (деменцию).
Другая группа причин — обратимые функциональные расстройства:
- Депрессия. Тревожные расстройства.
- Сумеречное помрачение сознания.
- Астения (переутомление).
- Пониженное артериальное давление, предобморочное состояние.
- Бессонная ночь накануне.
У указанных расстройств благоприятный прогноз на полное восстановление памяти.
У подростков
В подростковом возрасте выпадения памяти встречаются редко. В основном, это проявления болезней внутренних органов или отравления.
У молодых
В молодом возрасте причиной ухудшения памяти часто являются обратимые функциональные нарушения, описанные выше
Жалобы на выпадения памяти сопровождаются тревогой и повышенным вниманием к этому вопросу. У склонных к ипохондрии лиц начинается поиск информации в интернете, посвященный памяти, болезням мозга, они охотно обращаются к специалистам и проходят обследования.
У пожилых
В пожилом возрасте (после 60 лет) снижение памяти часто имеет причину в виде органических повреждений головного мозга, и часто не осознается. И даже в тяжелых случаях больные могут не понимать, что у них грубо нарушена память. К врачам их обычно приводят близкие, которые первыми начинают бить тревогу.
После алкоголя
Выключение памяти на период алкогольного опьянения — один из симптомов алкогольной зависимости, говорит о формировании алкоголизма. Также это может говорить о наличии энцефалопатии. В норме прием алкоголя не должен выключать память, после периода эйфории должен наступить глубокий сон.
Нарушение мотивационного компонента памяти
Как и в любой другой интеллектуальной деятельности, в процессах запоминания одну из ключевых ролей играет понимание человеком смысла и необходимости своих действий – мотивационный компонент.
Важность мотивационного компонента памяти экспериментально доказано в 20-х годах ХХ века в экспериментах по исследованию феномена лучшего запоминания незавершенных действий: подопытные более четко фиксировали незаконченные действия, поскольку появлялась необходимость закончить их позже. Это и было мотивацией
Мотивационный компонент памяти нарушается в условиях депрессивных и астенических состояний, когда отмечается общая замедленность мыслительных процессов. Особенно сильно снижаются мотивации у больных шизофренией. А у страдающих эпилепсией наоборот, мотивационный компонент памяти существенно усиливается.
Прежде лечения
Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:
- Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
- Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
- Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.
Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.
В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.
В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).
Рекомендации педиатра Комаровского
Что ты можешь сделать, чтобы улучшить свою память
Есть несколько способов, объединив которые, ты получишь целую методику по улучшению своей памяти:
1. Регулярные физические упражнения. Физическая активность благотворно влияет не только на память, но и на мозг в целом, в особенности полезны аэробные и силовые тренировки. Во-первых, физические упражнения улучшают когнитивные функции, во-вторых, насыщают мозг кислородом. Плюс во время занятий мы абстрагируемся от каждодневной суеты и переключаем организм на плодотворную тренировку, что в некотором роде помогает перезагрузить разум.
2. Хороший сон. Качественный отдых играет огромную роль для формирования памяти. Как выяснили ученые, во время сна информация, полученная нашим мозгом, кодируется в сознании, что помогает в любой момент извлечь необходимые данные. Мозгу, как и телу, нужен отдых, чтобы нормально функционировать в течение дня. Так что чем хуже ты спишь, тем сложнее будет извлекать необходимые воспоминания.
3. Используй методику по запоминанию:
Разделяй информацию на порции. Например, таким образом мы запоминаем номера телефонов, а дети учат таблицу умножения.
Объединяй информацию с образами. Если тебе необходимо запомнить несколько важных деталей, то комбинируй их и ассоциируй с конкретным образом или картинкой. Причем чем ярче получится образ, тем лучше информация сохранится в твоей голове.
Поработай над внимательностью и наблюдательностью. Сделать это гораздо проще, чем кажется
Идя по улице, обращай внимание на людей, их предметы одежды. Вернувшись домой, попытайся воспроизвести это в памяти – со временем такая практика позволит автоматически обращать внимание на мелкие детали, благодаря которым ты сможешь вспомнить все, что будет необходимо
«10 способов улучшить память»«Как запоминать все, что угодно»
Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Замечено, что ребенок, имеющий продуманный, правильно составленный распорядок дня:
- Бодр и активен;
- Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
- Лучше воспринимает и усваивает информацию;
- Открыт для освоения новых навыков;
- Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
- График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
- Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
- Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
- Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.
Причины плохой памяти
В современных условиях человеку нужно воспринимать бесконечно много информации, иногда из нескольких источников сразу. Перегрузка нервной системы раздражителями различного рода, хронический недосып, вредные привычки, недостаточно солнечного света, а также нерегулярное неправильное питание, все это может привести к ухудшению работы мозга и как следствие снижению памяти.
Кроме этого, конечно, есть и другие, специфические причины: нарушение мозгового кровообращения, атеросклероз, артериальная гипертензия, гормональный дисбаланс, метаболические нарушения и другие, поэтому следует установить диагноз у врача-невролога.
Лечение СДВГ
Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).
В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.
Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?
Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.
Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным
Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно
Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ
Каким должно быть лечение?
Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.
А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.
Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)
Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.
Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.
Нарушение опосредованной памяти
Для опосредованной памяти характерно использование известного ранее конкретному человеку понятия (посредника) для лучшей фиксации новой информации. Таким образом, запоминание строится на ассоциациях полученной информации с ранее знакомыми понятиями.
Нарушение опосредованной памяти четко прослеживается у больных с врожденной умственной отсталостью (олигофрения). Главная причина такого явления – трудности в выявлении ключевых признаков в запоминаемой информации для их ассоциирования с ранее освоенными понятиями.
У лиц страдающих эпилепсией и другими органическими поражениями мозга проблемы ассоциативного запоминания наоборот, возникают из-за чрезмерного внимания к деталям и невозможности выделения общих признаков объекта запоминания.
Синдромы нарушения памяти
Нарушения памяти бывают самые разнообразные и могут сочетаться с другими поражения высших мозговых функций. Выделяют такие синдромы нарушения памяти:
- Корсаковский синдром. Нарушается преимущественно способность к фиксации текущих событий. Другие высшие функции головного остаются неизменными или страдают незначительно, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. В основном, развивается вследствие алкоголизма, травм и опухолей головного мозга.
- Деменция. Резко нарушаются процессы как кратковременной, так и долговременной памяти. Одновременно страдает абстрактное мышление и разрушается целостность личности. Развивается из-за возрастных изменений мозгового кровоснабжения и вследствие болезни Альцгеймера.
- Синильные нарушения памяти. Выраженные нарушения памяти в старческом возрасте, превышающее пределы нормы для определенного возраста. Однако при нем страдает только функции памяти, но не наступает выраженной социальной дезадаптации.
- Дисметаболические энцефалопатии. Возникают при хронической легочной, печеночной и почечной недостаточности, длительных гипогликемиях. Также вызывается вследствие глубоких гиповитаминозов и интоксикаций. Имеет доброкачественное течение и при устранении провоцирующего фактора самостоятельно регрессирует.
- Психогенные нарушения памяти. Сочетаются с нарушением памяти и интеллектуальной работоспособности. Возникают как следствие тяжелых форм депрессии. При адекватном лечении депрессии также поддаются регрессии.
- Преходящие нарушения памяти. Кратковременное расстройство памяти («провалы» памяти), при котором утрачиваются только воспоминания об определенном промежутке времени. Других нарушений высших функций мозга не наблюдается. Возникают вследствие черепно-мозговых травм, эпилепсии, злоупотребления алкоголем.
Причины
Существует огромное количество причин нарушения памяти. К ее ухудшению может привести астенический синдром, деменция, интоксикация организма, алкоголизм, травмы черепа, нехватка микроэлементов и витаминов, хронические болезни, возрастные изменения. Для каждого возраста существуют свои причины нарушения памяти. Подробнее об этом расскажем ниже.
У детей
Нарушение памяти у детей бывает врожденная (умственная отсталость) или приобретенная. Приобретенные расстройства в основном выражаются в неспособности ребенка запомнить и воспроизводить информацию (гипомнезия), а также амнезии — когда из памяти выпадают некоторые эпизоды или даже целые куски жизни и происходящих событий. К детской амнезии может привести какая-либо травма, нарушения и отклонения в психическом состоянии, алкогольное и наркотическое отравление, состояние комы.
Как показывает практика, нарушение памяти у детей чаще всего происходит под влиянием сразу нескольких сторонних факторов: негативная обстановка дома или в школе, астения, частые простудные заболевания и пр.
У взрослых
Теперь подробнее о том, почему происходит нарушение памяти у взрослых. Причины для этого, оказывается, могут быть самые разные. Сюда можно отнести постоянные стрессы дома и на работе, различные патологии нервной системы (энцефалитная болезнь). Ухудшение и снижение способности запоминать происходит при алкоголизме или наркомании, в случае психических отклонений. Наличие заболеваний, при которых повреждаются сосуды мозга, также оказывают сильное влияние на состояние памяти. Такое происходит при атеросклерозе сосудов, диабете, артериальной гипертензии, патологиях щитовидки.
У пожилых людей
С возрастом у человека ухудшается мозговое кровообращение, что и становится основной причиной нарушений памяти у пожилых людей. Особое место среди расстройств, связанных с ухудшением памяти у пожилых людей, занимает Болезнь Альцгеймер.
Обычно памятные процессы у людей в преклонном возрасте ухудшается постепенно и медленными темпами, и не оказывает существенного влияния на качество жизни. Такое происходит почти у половины людей, достигших старости. Но бывают случаи стремительного ухудшения памяти, которые требуют специального лечения, иначе у человека разовьется старческая деменция.
Что можно принимать для улучшения памяти
Современная фармацевтическая промышленность выпускает множество препаратов для улучшения работы мозга.
Самый известный из них, продающийся без рецепта, — глицин.
Он способствует нормализации сна, стимулирует работу мозга, обеспечивает синтез веществ, повышает настроение.
Есть также множество других препаратов и более сильного действия, и отпускающихся только по рецепту, но мы о них сегодня говорить не будем, о них вам лучше расскажет и, если есть такая необходимость, пропишет вам лечащий врач.
Все эти препараты могут назначаться и в качестве профилактического средства, и для лечения заболевания.
Причины плохой памяти в молодом возрасте
Незначительные проблемы с памятью (легкая забывчивость, плохая память на лица, незначительная рассеянность) могут быть не связаны с заболеваниями. Например, легкая забывчивость может быть обусловлена особенностями характера и банальной невнимательностью.
Периодическое ухудшение памяти часто связано с нервным перенапряжением, недостатком сна, хронической усталостью.
Нарушения мозгового кровообращения (НМК) чаще встречаются у пожилых граждан. У молодых людей НМК диагностируют редко. Причиной развития НМК может быть атеросклероз, тромбоз, аутоиммунное поражение сосудов, остеохондроз, травмы шеи, мигренозный статус.
головокруженияшум в ушах
Также к частым причинам ухудшения памяти в молодом возрасте относят депрессии и неврозы.