3 этапа постановки шипящих звуков с помощью артикуляционной гимнастики

Содержание:

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук , который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек
.

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – . Так, появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При поднимается средняя часть языка, а при к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Учимся выговаривать буквы

Когда дети подрастают, мамы начинают прислушиваться к их произношению, правильно ли выговаривает малыш буквы, и все ли он их говорит. Проблема всегда была и будет, правда бывает так, что переполох поднимается раньше времени, многие буквы ребенок просто не может еще говорить, просто потому, что он еще слишком мал. К таким буквам относится буква, «Р», ее ребенок должен учиться говорить в 5- 6 лет, если это получилось раньше, то хорошо, а если нет, не переживайте, поводов пока для этого нет.

Как научить ребенка говорить букву Р

Прежде всего, нужно помнить, что занятия должны быть систематическими, иначе результата, вы можете ждать долго. Для начала стоит просто повторять слова с буквой «Р», но постоянно и естественно вместе с мамой или папой, чтобы ребенок слышал пример.

  • крем
  • кружка
  • красота
  • трактор
  • трава
  • труба
  • рупор
  • роза
  • ребус
  • укроп

И все тому подобное, если у вас нет возможности получить консультацию логопеда, или вам к нему обращаться просто рано, то вы должны сами подобрать слова для занятий.

https://youtube.com/watch?v=1gHNazolgtEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логопед — как выговаривать букву Р. (https://youtube.com/watch?v=1gHNazolgtE)

Выбирать вы их должны, учитывая, когда именно вашему ребенку трудно произносить букву. Возможно только перед гласными буквами или наоборот, а может он совсем ее не произносит. Отталкиваясь от ваших умозаключений по этому поводу. Вы и составите небольшой список слов, который будете произносить вместе с ребенком. Еще вам нужно непременно запомнить правильную постановку языка, зубов и губ при произношении буквы «Р».

  1. Зубы должны быть разомкнуты так, чтобы между ними мог поместиться палец.
  2. Боками язык прикасается к коренным зубам, его кончик направлен наверх и соприкасается с ребристой поверхностью, рядом с резцами. Когда поток воздуха выходит, кончик языка вибрирует, и получается звук р-р-р.
  3. Губы в это время уже готовы произнести следующую букву.

Прежде чем объяснять это ребенку, разберитесь во всем сами, и уже потом своими словами перескажите ему все. Постоянно занимайтесь с ним, если вам не помогут такие простые упражнения, то нужны будут если не занятия с логопедом, то его консультация, на которой он вам составит список нужных именно вашему ребенку упражнений.

Как научить ребенка говорить букву Л

Учиться произносить правильно букву «Л», стоит начать как можно раньше, пока это не превратилось в привычку и даже в проблему, из-за которой вам придется обращаться к логопеду. Возможно, малышу просто нужно помочь разобраться в том, как правильно произносить эту букву. При правильном произношении, положение должно быть таким:

  • губы немного приоткрыты
  • язык должен быть тонким, его кончик должен упираться в основание передних зубов
  • воздух выходит по краям языка, затем из уголков губ

https://youtube.com/watch?v=lDb6PdDyXb0Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логопед — как выговаривать букву Л. (https://youtube.com/watch?v=lDb6PdDyXb0)

Произносите как можно чаще слова с буквой «Л», это должен быть определенный набор слов, не меняйте его. Но чтобы подобрать этот набор, сначала нужно понять, в каких случаях ребенку труднее всего произносить букву.

  1. Пила
  2. Зло
  3. Молоток
  4. Колобок
  5. Клапан
  6. Клубок
  7. Лунтик
  8. Платье
  9. Лук
  10. Стул

Возьмите для начала такой набор слов, потом судя по тому, как ребенок будет справляться с их произношением, вы скорректируете его.

Как научить говорить ребенка букву Ш

Если малыш не выговаривает шипящие звуки, а в частности букву «Ш», то домашние занятия вполне могут ему помочь, так как к логопеду детей в основном записывают только с пяти лет. Это обосновано тем, что до этого возраста речь ребенка еще только формируется, и неправильное произношение вполне нормальное явление. Но если вы хотите помочь ребенку сами, то вполне можете с этим справиться.

Правильное положение губ, языка и зубов при произношении буквы «Ш», должно быть таким:

  • Широкий кончик язычка должен быть поднят, но не прижат к верхнему небу, при этом он должен быть расслабленным
  • Края язычка касаются верхних коренных зубов
  • Губы вытягиваются вперед
  • Между зубов должна оставаться щель
  • Вдыхая воздух, подносите ладонь ко рту
  • На выдохе шипите, ладонь должна ощущать теплую струю воздуха

Обязательно подберите слова для тренировки, буква «Ш», должна в них находиться и в начале, и в конце, и в середине. Так вам проще будет разобраться, на что делать упор в занятиях.

  1. Шишка
  2. Крышка
  3. Укушенный
  4. Шерстка
  5. Кошка
  6. Шалаш
  7. Шмель
  8. Кашалот
  9. Шар
  10. Матрешка

Если вы регулярно будете проводить со своим крохой занятия в игровой форме, то справитесь без логопеда. Ну а если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, то назначенные логопедом занятия, также нужно будет проводить дома, в обязательном порядке.

Правильная артикуляция звуков «Ш» и «Ж»

Звук Ш

Чтобы получился правильный звук Ш губы надо приоткрыть, округлить, выдвинуть вперёд. Зубы соединены, но не до конца, образуя щель 2-5 мм, нижние и верхние резцы обнажены. Кончик языка поднят вверх, но не касается альвеол и передней части верхнего нёба. Средняя часть спинки языка прогибается вниз, образуя углубление в форме “ковшика”. Боковые части языка вплотную прилегают к верхним коренным зубам, не дают выходить воздуху. Голосовые связки разомкнуты, они не участвуют в образовании звука.

Звук Ж

При артикуляции звука Ж язык и зубы принимают то же положение, что при произношении звука Ш. Только теперь в работу включаются голосовые связки, они вибрируют, создают голос.

Дыхательная гимнастика

Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Ребенок не выговаривает звук [Ш]

Группа шипящих звуков устойчиво входит в речь к четырем годам. До этого времени отсутствие или искажение считается условной нормой. Не всегда родители могут заметить, что что-то не так.

Занятия можно проводить как у логопеда, так и дома

Оценка уровня произношения

Выговаривание любого звука может быть неправильным. В таком случае, самый простой вариант — это отсутствие звука . Тогда речь ребенка будет звучать примерно так: апка, ина, маина и т.п.

Чаще встречается искажение звука. При щечном произношении воздух проходит не через язык и губы, а уходит в щеки. В итоге на выходе получается глухой шум. Визуально видно, как надуваются щеки ребенка.

Иногда ребенок можно произносить шипящие в «нижнем» положении. В таком случае к твердому небу приближается не кончик языка, а средняя часть его спинки. В таком случае получается нечто похожее на .

Если малышу будет удаваться произносить задней часть языка, которая сближается с твердым небом. На выходе можно услышать нечто напоминающее фрикативное или звонкое южнорусское .

Важно! Точно нарушение сможет выявить только логопед. Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой

Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма

Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой. Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма.

При проблемах дошкольник начинает менять на . В таком случае вместо «шапки» он говорит «сапка», вместо «машина» — «масина».

Физиологические факторы

Ребенка можно легко разговорить, но не всегда он правильно произносит все звуки. С шипящими проблемы могут возникать из-за укороченной подъязычной связки.

Иногда проблемы возникают из-за разросшихся аденоидов. В таком случае у дошкольника отмечаются проблемы с дыханием.

В тяжелых случаях ребенок совсем не может дышать носом и приоткрывает рот

Проговаривать неправильно звуки малыш может из-за минимальной мозговой дисфункции. В таком случае отмечаются проблемы с поднятием кончика языка, переключения с позы на позу затруднено.

Когда обращаться к логопеду

Дома можно заниматься с детьми в случае легких нарушения. Например, если нет проблем со словарем и лексико-грамматическим строем речи. В таком случае родители могут проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Помощь логопеда требуется в случае общего недоразвития речи и дизартрии. При таких нарушениях не существует быстрых способов исправить звукопроизношение.

Выявить такие проблемы легко. При первом диагнозе у ребенка отмечается бедность словаря, он может неправильно связывать слова и затрудняться осуществлять словообразование.

При дизартрии нарушается иннервация мышц. В таком случае дошкольнику тяжело проговаривать схожие звуки, у него слабое дыхание и у него гипертонус или гипотонус мышц артикуляционного аппарата.

Важно! При любой проблеме родители являются непосредственными участниками коррекционного процесса. При дизартрии и общем недоразвитии речи нужна не только педагогическая помощь, но и медицинская

При дизартрии и общем недоразвитии речи нужна не только педагогическая помощь, но и медицинская.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вот занятие началось, все в порядок привелось, (сложить руки на парту)

Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать! (выпрямить спину)

Соберите картинку и узнаете, над каким звуком мы будем работать сегодня. Собирают картинку шара.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «Каждое наше занятие начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Презентация на слайде.

«Улыбка-трубочка».Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт до 5-10.

«Месим тесто». Давай покажем,как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, откройрот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ.

«Парус». Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык под-ними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повторить 2-3раза.

«Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)». Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

«Лопатка». Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

«Качели». Рот откройте, улыбнитесь.Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5—10 раз.

«Чашечка». Рот откройте, улыбнитесь.Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

«Фокус». Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.

3. Работа над дыханием.

Логопед: Я приготовила вам картинку, но она спряталась. Давайте попробуем на нее подуть и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена змейка, ассоциирующаяся со звуком «ш»). Дети дуют, через трубочки на манку, где спряталась змейка.

4.«Поймай звук «ш»:

Логопед: «Кто получился на картинке? (Это змея). Молодцы! А давайте с ней поиграем. Все змейки издают такой звук: ш-ш-ш. Приготовьте свои ладошки и слушайте меня внимательно, если услышите песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопайте»

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА — ОСЁЛ

5. Постановка звука «ш»:

Логопед: «Давайте мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка. Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой. Молодец!»

2. вариант. Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» (картинка)

— Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.

— Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш… .)

6. Пальчиковая гимнастика «Змейка»:

Логопед: «Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем»

Между кочек по тропинке (соединить ладони)

Проползает змейка Динка! (изображать движение змеи)

7. Автоматизация звука «ш» в открытых слогах:

Логопед: «Как поет змейка? (ш-ш-ш). Дети подходят по одному к экрану произносят звук «ш» непрерывно соединяя два звука в слог, получилось «ша», аналогично «шо», «ши», «ше», «шу».

Ш___А

Ш___О

Ш___И

Ш___Е

Ш___У

8. Автоматизация звука «ш» в начале слова. Логопед предлагает ребенку картинки, начинающиеся на звук «ш»: шуба, шипы, шина, шапка, шкаф.

9. Игра «Чего не стало?»

Логопед предлагает ребенку запомнить четыре картинки: шапку, шубу, шину, шею. Затем логопед убирает одну картинку, ребенок определяет, чего не стало. (Например, не стало шапки).

10. Игра «Сенсорная коробка».

В емкость (тазике) с песком спрятать игрушки со звуками Ш.

Обобщение:

Логопед: «С каким звуком мы сегодня играли? Кто к нам приходил на занятие? Какие слова со звуком «ш» вы запомнили?

Процесс коррекции речи

Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:

• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.

• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.

• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.

• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.

• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким

При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться

• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.

• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.

• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.

Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.

«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».

Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:

• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.

• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».

При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.

«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».

В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.

Если у малыша хороший и четкий звук «ж», то с его помощью можно попробовать поставить произношение звука «р». Для этого ребенку необходимо на протяжении нескольких минут четко и звонко произносить звук «ж», затем попросите его отодвинуть язык чуть поглубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий, словно удар, звук «р». Если у ребенка получилось, упражнение нужно повторить несколько раз, а затем уже доводить произношение звука до автоматизации и составлять парные фонемы.

Еще один способ — постановка «р» через «с»

Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе

Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».

Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.

pexels.com &nbsp/&nbsp

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — , , , . Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена на . Призубной — замена на . Шипящий — замена на . Свистящий — замена на  или . Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и  получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук .

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук )». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук ».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

Причины нарушения

Такое отклонение в речи называется сигматизмом. Медициной выявлен ряд причин, по которым ребенку не удается выговаривать звук «ш».

  • Боковой сигматизм

    проявляется если звук получается не твердым, а хлопающим. Причиной этого является открытый боковой прикус. Также если у детей присутствуетдизартрия , мышцы языка плохо развиты.

  • Межзубной сигматизм обуславливается слишком короткой уздечкой, расположенной под языком. Поэтому язык не может достать до неба. Такая форма отклонения образует шепелявость.
  • При носовом сигматизме происходит напряжение мышцы языка в задней спинке.
  • Губно-зубной парасигматизм возникает при неверном прикусе у ребенка. Причиной также может стать проблема с фонематическим слухом.
  • При зубной парасигматизм заменяет в словах звук «ш» наглухой «т». Возникает при снижении языкового тонуса.
  • Свистящий и шипящий парасигматизм обуславливается подменой твердого «ш» на «с» и «з».

Врачи и специалисты специально акцентируют внимание на этом моменте, и рекомендуют родителям разговаривать с ребенком правильно. При плохой артикуляции

При плохой артикуляции

происходит снижение качества произношения звуков. Такжепри короткой уздечке возникают проблемы с сосательным рефлексом.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша…», «Кукушка кукушонку…»

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь

Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда

Игры, стихи, чистоговорки

Чтобы стимулировать проговаривание буквы, предложите логопедические забавы, например, «Змейку в лабиринте». Нарисуйте лабиринт и змейку, предложите малышу помочь ей доползти в домик, ведя пальчиком от старта до финиша и проговаривая Ш. Также можно придумать вариации с мышкой, убегающей от кошки.

В автоматизации звука помогут скороговорки:

  • «отыщи ка ушки у нашей лягушки;
  • «с мышами во ржи играли ежи, ушли в камыши — и во ржи не души»;
  • «вынесла Маришка куклам по коврижке, понравились коврижки Гришке и Иришке»;
  • «сшила Саша шапку Сашке, шапкой шишку Сашка сшиб»;
  • «шапка да шубка — вот наш Мишутка»;
  • «у Полюшки — шляпка, у Любаши — плюшка, у Илюши — шлюпка, у Павлуши – клюшка»;
  • «Саша шила для братишки шубу, шапку и штанишки».

Можно придумать любые другие скороговорки про животных, природу, братьев, сестер. Отличный вариант для постановки Ш — интересное прозвище любимой игрушки, например, «волчишко-хвостишко» или «кукушонок-малышонок», а также частое употребление уменьшительно-ласкательных форм слов: зимушка, пятнышко, дядюшка, солнышко.

Но важно строго следить за тем, чтобы малыш правильно произносил Ш в составе часто употребляемых слов — если ошибка войдет в привычку, потом переучивать будет еще сложнее. Дальнейшие рекомендации

Дальнейшие рекомендации

При нарушениях тонуса языковых мышц назначают курс логопедического массажа. Специалисты выполняют его специальным зондом или пальцами. Но при этом не пренебрегайте артикуляционной гимнастикой. Если вы занимаетесь у логопеда, обязательно повторяйте упражнения дома.

Важны настойчивость и терпение родителей и их чада, особенно если вы занимаетесь дома самостоятельно. Не забывайте отслеживать динамику у специалиста. Следите за гармоничным развитием речевого аппарата — разговаривайте с ребенком, показывайте картинки, активно включайте его в обсуждение и составление рассказов. Читайте, развивайте мелкую и крупную моторику. Общая умственная и двигательная активность — профилактика артикуляционных нарушений.

Своевременно посещайте стоматолога и ортодонта, чтобы исключить проблемы, мешающие нормальной артикуляции.

Почему возникают проблемы с произношением шипящих

За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.

Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector