Как научиться выговаривать букву л

Дифференциация звуков «р», «л»

На завершающем этапе важно добиться, чтобы подопечный мог различать фонемы, близкие к «л» по звучанию. Это звуки «р» и «в», которые малыш должен четко дифференцировать как по отдельности, так и в составе слов

Для этого ребенку следует показывать карточки со слогами, составленными из указанных фонем. И вместе с ним четко произносить эти слоги. Для игр подойдут картинки с изображениями предметов, в названиях которых встречаются «л», «р» и «в» и которые малыш должен называть. Полезно вставлять пропущенные слоги в готовые слова и пропущенные слова в знакомые ребенку загадки, пословицы, стихи.

Эта работа потребует времени, внимания и терпения со стороны родителей. Но она обязательно принесет свои плоды. Заниматься постановкой речи у ребенка нужно, так как в будущем это позволит избежать стеснения в коллективе, проблем при общении со сверстниками и обидных «колкостей» со стороны одноклассников.

Процесс коррекции речи

Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:

• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.

• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.

• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.

• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.

• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким

При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться

• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.

• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.

• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.

Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.

«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».

Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:

• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.

• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».

При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.

«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».

В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.

Если у малыша хороший и четкий звук «ж», то с его помощью можно попробовать поставить произношение звука «р». Для этого ребенку необходимо на протяжении нескольких минут четко и звонко произносить звук «ж», затем попросите его отодвинуть язык чуть поглубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий, словно удар, звук «р». Если у ребенка получилось, упражнение нужно повторить несколько раз, а затем уже доводить произношение звука до автоматизации и составлять парные фонемы.

Еще один способ — постановка «р» через «с»

Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе

Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».

Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.

pexels.com &nbsp/&nbsp

Возрастные отклонения речевого развития

В норме к трём годам малыш должен владеть почти всеми звуками языка, за исключением шипящих (Ш, Щ, Ч, Ж) и звука Р, Рь. Этот возраст характеризуется повышением речевой активности, дети начинают пользоваться речью, для того чтобы узнать новые для себя факты. По-другому, это возраст «почемучек».

Вот распространенные ошибки, которые совершают дети на данном этапе речевого развития:

  • замена звука Р на Л, Ль (рука — люка),
  • замена шипящих Ш, Щ, Ч, Ж мягкими Сь, Зь (шарф – сярф),
  • замена Л звуками Ль, Й (лук – люк, лампа – ямпа).

Если ребенок долгое время неправильно произносит звуки, то двигательные артикуляционные навыки у него закрепляются, а восприятие звуков речи искажается. Малыш неверно произносит звук, но сам этого не понимает. Если вовремя не помочь ребенку, то у него появится стойкий дефект речи, который преодолеть будет гораздо сложнее.

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

.

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

.

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

.

Более сложные:

и .

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» — глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, гости! Здравствуй, мой друг!

Улыбнемся всем вокруг! (улыбаются друг другу)

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

«Приходит» Бабушка Загадушка.

Логопед. – Бабушка Загадушка в гости к нам пришла,

Интересную историю она нам принесла.

— Есть домик звуков в чудесной стране,

Звуки тайну расскажут и мне, и тебе.

(Перед ребенком выставляется картинка домика звуков.)

— В этом домике звуков есть два этажа –

Это как зубки наши, в два ряда.

— На втором, на этаже,

Веселый звук поселился уже.

Лог. — Сегодня всё занятие Бабушка Загадушка будет помогать тебе узнавать много нового.

Лог. – Бабушка Загадушка интересуется, какой же звук уже поселился в домике? Разгадай загадку и ты тогда сможешь ответить на вопрос Бабушки Загадушки.

Лог. — Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

— Что это?

Лог. — Да, это лук.

Логопед показывает картинку с изображением лука.

Лог. — Какой первый звук слышишь в слове лук?

Р.: Звук .

Лог. – Так ответь, какой же звук уже поселился в домике?

Лог. – Ой, смотри, как удивилась Бабушка Загадушка! Не знаешь, почему?

— А я знаю! Ты не четко сказал в слове лук звук .

— Как ты думаешь, чему ты на занятии будешь учиться?

2. Сообщение темы занятия.

Лог. –Правильно. Ты будешь сегодня учиться правильно и красиво произносить звук , коротко и протяжно. Учиться слышать его в словах, определять его место в слове. А на занятии тебя ждет много увлекательного и интересного.

3. Артикуляционная гимнастика.

— Б. -З. предлагает тебе выполнить специальную гимнастику. Чтобы научиться правильно произносить звук, нужно хорошо подготовить органы речи.

Лог. – Бабушка Загадушка приготовила для тебя сказку о «Веселом Язычке».

— Жил-был Язычок в своем домике, рано утром проснулся, сел и потянулся….

4. Уточнение артикуляции звука .

Лог. — Посмотри на язычок, когда он произносит звук . (Логопед показывает изображение профиля звука). Расскажи, как расположены органы речи, когда мы произносим этот звук.

— Где находится кончик языка?

Р.: Кончик языка вверху.

Зубы сомкнуты или раскрыты?

Р.: Раскрыты.

Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?

Р.: Нет.

— Как мы произносим этот звук? Протяжно или отрывисто, коротко?

— Произносим с голосом или без голоса?

5. Постановка звука .

Подготовка к постановке звука.

Лог. – У Бабушки Загадушки дома за печкой послилась мышка, поможем ей поймать мышку?

1. Упражнение «Поймай мышку за хвостик».

Ребенок показывает упр. (а-а-а-л-широкий язык зажать зубами).

Логопед использует два способа постановки.

2. По подражанию

Лог. – Бабушка Загадушка предлагает поиграть в кораблики.Давайте покажем корабль и погудим: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля. Гудок.

— Погуди как корабль (л-л-л-л-л).Широкий кончик языка зажать передними зубам, на альвеолы.

3. От межзубного звука .

Лог. – А теперь покажем Бабушке Загадушке, как мы умеем играть в самолетик. Ставим мотор. Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка, заводим мотор, гудим, длительно произносим звук . Взлетаем, язык стукнет по верхним зубам и залетел в ротик. Получается твердый звук .

После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет.

6. Физминутка «Самолет».

Лог. – А теперь давай немного отдохнем и полетаем на самолете.

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

1, 2, 3, 4 – полетел наш самолет.

8. Автоматизация поставленного звука в закрытых слогах.

Лог. – Споем песенки для нашей Бабушки Загадушки?

ла-ла-ла

ло-ло-ло

лу-лу-лу

лы-лы-лы

лэ-лэ-лэ

Лог. — Молодец!

7. Развитие фонематических процессов.

Лог. – Бабушка Загадушка очень рада за тебя, что ты научился говорить звук . Она предлагает тебе немного поиграть в игру «Поймай звук». Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком , лови его, хлопай в ладоши. Назови место этого звука в слове. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.

Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук .

Лог. – А сейчас поиграем еще в игру «Четвертый лишний». Лишними будут те слова, в названии которых нет звука . Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.

8. Подведение итогов занятия.

Лог. — Какой звук тебе помогла научиться произносить Б. -З. ?

— Звук .

— Как произносится звук ? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

— Какие упражнения тебе нужно выполнять дома для тренировки много раз?

Лог. – Вот и занятию конец,

А кто работал – молодец.

Бабушка Загадушка откроет свой ларец,

И подарит леденец!

Упражнения и советы

Если ваш логопед не выявил никаких серьезных отклонений, то можно смело начинать упражнения по постановке звука «л» в домашних условиях. Прежде всего, необходимо определить, каким образом мы получаем этот звук (интересно, что у разных людей с нормальной дикцией положение языка может немного отличаться).

Правильное положение артикулярных органов

  • Кончик языка упирается в основание верхних зубов (он также может находиться на верхних альвеолах или упираться в щель между верхними и нижними зубами).
  • Воздух проходит по боковым сторонам языка (воздушный поток нужен довольно сильный).
  • Боковые края языка не упираются в верхние или нижние боковые зубы.

Обычно звук «л» ставится без особых затруднений (иногда достаточно несколько занятий). Мы дадим советы, как помочь малышу научиться выговаривать букву «л» в домашних условиях. Сочетайте упражнения с артикуляционной гимнастикой, которая поможет улучшить подвижность губ, языка, мышц гортани. Обычно эти занятия нравятся детям, потому что можно вволю погримасничать.

Упражнения для тренировки «л»

  1. Улыбка. Нужно улыбнуться во весь рот, не размыкая губ, и в таком положении находиться до десяти секунд (7— 8 раз в день).
  2. Ветерок. Чуть-чуть открыть рот, немного прикусить язык губами и сильно дуть (до трех минут в день).
  3. Вкусное варенье. Круговые движения языка по губам, будто слизываем что-то вкусное (1 минуту).
  4. Цоканье. Попросите малыша поцокать, как лошадка, постепенно ускоряясь. При этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Затем проведите то же упражнение, только тише, как будто лошадка крадется.
  5. Длинный язык. Предложите малышу максимально далеко высовывать язык и стараться достать им то подбородок, то нос.
  6. Трубочка. По несколько раз в день сворачивайте язык в трубочку — и полезно, и забавно.
  7. Звук «ы». Попросите произнести потянуть «ы-ы-ы», но чтобы кончик языка был в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу.
  8. Дыхание. Чаще занимайтесь дыхательными упражнениями: выдувайте мыльные пузыри, дуйте на одуванчики и зажженные свечи, привейте ребенку интерес к пению.
  9. Мелкая моторика. Чаще занимайтесь лепкой, шитьем, рисованием, аппликацией — стимуляция нервных окончаний на кистях поможет в становлении речи и интеллектуальном развитии в целом.

Как правильно организовать занятия

Прежде всего надо помнить, что все упражнения должны проходить в виде игры. Заранее продумайте, как вы будете заниматься со своим малышом, ведь всего одно неверное движение или слово может оказать давление на ребенка, и он откажется от процедуры. Учтите, что малыш не всегда может понять глубокий смысл и значение логопедических упражнений для его будущего, поэтому атмосфера игры очень важна. Начните с малого, по 1–2 упражнения в день, чтобы не переутомить кроху. Проводите занятия так, чтобы ребенок хорошо видел свое и ваше лицо, то есть перед зеркалом, с нормальным освещением, и лучше в положении сидя. Главное — не забывайте хвалить свое чадо как можно чаще.

Как научить ребенка разговаривать

Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.

Стадии

Чтобы правильно подготовить малыша к взрослой жизни и научить его выражать словесно свои мысли необходимо многое узнать.

Процесс освоения речевых знаков проходит в несколько стадий:

  1. Первые звуки кроха начинает издавать в возрасте 2-3 месяцев, может даже различать голоса. Остальное для него – как приятная мелодия.
  2. В 7-9 месяцев малыш старается произнести короткие слова, состоящих из слогов – «па-па», «ма-ма», «дай-дай», подключаются эмоции.
  3. В годовалом возрасте у маленького говоруна появляется осмысленная речь, его словарный запас составляет несколько несложных слов.
  4. После года пополняется словарный запас до 50-70 слов.
  5. В 2 года малыш пользуется более развернутыми фразами, использует 120-300 слов.
  6. На третьем году жизни происходит увеличение словарного запаса (до 800 слов). Здесь необходимо помочь развить артикуляцию (в этот период он склонен сложные звуки заменять на простые «шарик- саик»).

Как научить ребенка разговаривать, какие существуют эффективные упражнения и методики для развития речи карапуза? Многие и другие вопросы очень интересуют родителей, поэтому к этой теме необходимо подойти серьезно и с ответственностью.

Методики

Родителям важно знать, как научить ребенка разговаривать, используя эффективные методики для того, чтобы процесс обучения был интересным и не утомлял карапуза. Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития

Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами

Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития. Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами.

Когда ребенок начинает говорить — это значительно облегчает жизнь молодым родителям

Развить интеллектуальные способности поможет мелкая моторика рук с использованием гимнастики пальцев. Применяя эту систему развития, у чада формируется связь – мышление с действием.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Разговорная речь активно развивается у детей, начиная с двухлетнего возраста. Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка говорить?

Существует несколько методик, как научить ребенка разговаривать в 2 года:

  • Говорить с чадом много и везде.
  • Знакомить ребенка с окружающими звуками.
  • Давать малышу играть с мелкими предметами: бобами, фасолью, бусинами, песком.
  • Чтение сказок, рассказов, стихов, совместное пение песен.
  • Побуждать ребенка назвать предмет, который он просит и мычит, но не называет.
  • Поощрять общение крохи с другими детьми.

Мелкие детали очень важны, даже если вам кажется это не так. Книги, яркие картинки и громкие звуки, а также многое другое формируют художественные вкусы. Если малыш научится выражать эмоции в творчестве, то словесно для него не будет проблемой.

С навыком речи ребенок переходит на новый уровень развития

Причины явления

Почему люди не выговаривают букву Л? Изначально в детском возрасте некоторые звуки некорректно произносят из-за того, что мышцы языка, губ и щек, которые участвуют в речи, еще слабые. Их тоже нужно тренировать. Помимо этого, значение имеет речевое дыхание.

Логопеды говорят о том, что корректировать произношение легче в детстве. Ребенок моментально впитывает информацию и во всем подражает взрослым. Поэтому учиться тому, как правильно выговаривать букву Л, нужно до 5-6 лет.

Это нарушение обозначают термином ламбдацизм – вот как называется, когда не выговариваешь Л. Это частный случай дислалии – явления, при котором не произносят определенные звуки при сохранении нормального слуха и должном «нервном» функционировании артикуляционного аппарата.

Как научить ребёнка говорить Л. Основные рекомендации

Научить ребёнка выговаривать «л» можно, воспользовавшись такими рекомендациями:

  • Для начала родители должны рассказать своему малышу об основных речевых органах, которые принимают участие в формировании звуков. Рекомендуем сделать с малышом несколько артикуляционных упражнений, представив их в форме увлекательной сказки. Такая игра позволит незаметно и весело провести тренировку мышц языка, щёк и губ;
  • Ребёнок должен постоянно работать над постановкой речевого дыхания, а родителям необходимо помогать ему в этом. Учтите, что человеческая речь формируется во время выдоха. Неправильное звукопроизношение возникает вследствие неравномерного распределения воздуха во время выдоха. Именно поэтому для правильного проговаривания буквы «л» ребёнок научится правильной постановке дыхания. Развивать правильное дыхание ребёнок также может в игре. К примеру, задувать воображаемые свечи или пускать мыльные пузыри. Родители в процессе таких игр должны следить за тем, чтобы малыш набирал воздух не «за щёки», а в лёгкие;
  • Стимуляции речевого развития способствуют также игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук и пальчиков. С малышом нужно чаще рисовать узоры, заниматься лепкой из пластилина или складыванием мозаики;
  • Правильное произношение буквы «л» осуществляется с разомкнутыми зубами и чуть приоткрытым ртом. Кончик языка должен упереться в основание верхних зубов, а воздух в процессе произношения буквы «л» должен выходить по краям языка.

Логопедические упражнения для правильного произношения буквы «Л».

Чтобы узнать, как научить ребёнка выговаривать «л», родителям нужно получить консультацию логопеда. Рекомендуем выполнять комплекс таких упражнений (родители должны делать их вместе с ребёнком):

  • «Ветерок» — ребёнок должен улыбнуться, слегка приоткрыв ротик. Затем кончик языка нужно слегка прижать зубами и попробовать подуть;
  • «Лошадка» — для выполнения этого упражнения ребёнку нужно снова улыбнуться, продемонстрировав зубки. Дальше ему нужно предложить поцокать, как лошадка, но при этом стараться не двигать нижней челюстью и постепенно наращивая скорость звукопроизношения;
  • «Пароходный гул» — ребёнок должен произнести долгий звук «ы» с приоткрытым ртом. При произношении кончик языка нужно опустить вниз, а корень – наоборот, поднять вверх;
  • «Варенье» — предложите ребёнку облизать широким кончиком языка верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз. При выполнении данного упражнения двигать нижней челюстью нельзя.

Чем старше ребёнок, тем сложнее будет исправить неправильное произношение букв. Если родители замечают неправильное произношение буквы «л», необходимо сразу же посетить с ребёнком логопеда и начать выполнение корректирующих упражнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector