Как и зачем развивать фонематический слух ребенка?
Содержание:
- Как развивать?
- Методики развития
- Что такое фонематический слух?
- Взаимодействие с другими лекарственными средствами
- Коррекционная работа с детьми с ФФН
- Шестой этап
- Нарушение фонематического слуха
- Общие рекомендации по занятиям
- Третий этап
- Второй этап
- Примеры упражнений
- Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?
- Развитие фонематического слуха в раннем возрасте
- Почему нужно его развивать?
Как развивать?
Сначала грудничок учится ориентироваться в бытовых звуках: шум воды, мяуканье кошки, щелчок выключателя.
За эту функцию отвечает височная кора правого полушария. Со временем малыш не просто реагирует на звуки, но и пытается их повторять.
Примерно к восьми месяцам ребенок пользуется только теми звуками, которые присутствуют в его родной речи.
При нормальных темпах развития уже в год-два «маленький человек» способен выполнить простое поручение («принеси куклу») или понять элементарный вопрос («где мама?»).
Для развития фонематического слуха, в первую очередь, нужны регулярные занятия и выполнение упражнений. Проводить их можно как под контролем логопеда, так и дома с мамой. Конкретные примеры для каждого возраста мы разберем далее.
У детей 3-4 лет
- К трем годам ребенок умеет различать все звуки. Решающим фактором в его развитии фонематического слуха является развитие речи в процессе общения с другими людьми.
- Показываем крохе различные музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, колокольчик. Даем послушать их звучание и поиграть. Затем просим отвернуться: ребенок должен угадать на слух название инструмента.
- Знакомим сына или дочь с понятиями «горячий» и «холодный». Затем катим мяч. Если взрослый говорит «горячо», мячик трогать нельзя.
- Вместе с ребенком насыпьте в разные мешочки крупу, пуговицы, гальку. По звуку малыш будет угадывать, что в каждом из них лежит.
- Взрослый показывает картинку и называет предмет, специально заменяя в нем звуки. Малыш должен хлопнуть в тот момент, когда услышит правильный вариант. Например, корота-ворота-борота.
У детей 5-6 лет
Правильно воспринимаются только те звуки, которые грамотно произнесены. Это влияет на развитие словаря и овладение грамотой. Понять связь между буквами и звуками возможно только при четком произношении.
- Подбираем две картинки — с мишкой и мышкой. Обсудите первую: медведь живет в лесу и спит в берлоге. Потом вспомните про мышку: что она любит и где ее можно встретить? Объясняем, что звучание слов похоже, но значение у них абсолютно разные.
- Произнесите их вместе с ребенком, дайте почувствовать разницу. Точно также можно играть и с другими парами слов: печка-свеча, шина-машина.
- Показываем различные картинки с предметами и просим четко проговаривать то, что на них изображено. Если разбивать слова на части, это будет только плюсом: пал-ка, шиш-ка.
- Ребенок отгадывает, голосом какого героя вы сейчас разговаривали. В более сложном варианте малыш сам «примеряет» различные звуковые интонации: пробует разговаривать голосом зайца, лисы или робота.
У детей 6-7 лет
Многие родители уверены, что с ребенком нужно выучить только буквы, и он тут же начнет читать и писать. Однако это большое заблуждение. Заучивание букв не гарантирует отсутствия серьезных затруднений при обучении письму. И большинство ошибок возникает именно из-за проблем с фонематическим слухом.
- Взрослый загадывает звук и называет слово, в котором он присутствует. Ребенок должен поймать этот звук: хлопнуть в ладоши, когда его услышит. Сначала подбираем слова так, чтобы звук стоял в самом начале. Постепенно усложняем задачу: переставляем его в середину или конец. Через какое-то время можно читать целый текст и точно также «ловить» звук.
- Взрослый называет слово и бросает ребенку мячик. Кроха должен ответить рифмой и бросить мяч в ответ. Начинаем с самых простых слов. Если малыш затрудняется, подсказываем ему нужный ответ.
- Предлагаем прослушать цепочку слов, а затем повторить их. Постепенно добавляем новые слова. На первых порах можно играть с помощью картинок, но затем упор делается именно на слуховую память. Цель: запомнить как можно больше слов подряд. Возникла ошибка— игра начинается вновь.
Методики развития
Развивать фонематический слух возможно только постепенно. Сначала ребенок учится распознавать не схожие между собой звуки, затем узнает о правильном и неправильном произношении, начинает находить ошибки в знакомых словах. Дальше формируется способность проводить фонематический анализ, вычленять звуки в частях слова (начале, середине, конце), подбирать рифму. На заключительном этапе, уже в школе, ребенок может определять количественный звуковой состав слова. У него открывается способность использовать проверочные слова и понимать правила.
Методика развития фонематического слуха основана на формировании умения ориентироваться в звуковой стороне слова. Обучение проводится в форме игры и включает в себя следующие упражнения:
- артикуляционная гимнастика, направленная на улучшение подвижности языка, губ и т. д.;
- дыхательная гимнастика, позволяющая правильно направлять струю воздуха (например, упражнение «Свечка», «Перышко»);
- воспитание интонационной выразительности речи;
- формирование умения контролировать силу голоса;
- занятия на правильное произношение всех звуков;
- звуковой анализ слов (подбор схожих и различных по звучанию слов, выделение мягких и твердых звуков, звонких, журчащих, шипящих и т. д.);
- игры со словами (например, подобрать слово, которое начинается на определенный звук).
При этом обязательно нужно брать во внимание индивидуальные особенности ребенка, среду воспитания, дефекты строения речевого аппарата (укороченная подъязычная связка, маленький и узкий язык, открытый прикус и т. д.)
Также при развитии фонематического слуха следует учитывать последовательность различения звуков – сначала гласных, затем шумных и сонорных согласных, твердых и мягких, губных – язычных, глухих — звонких, шипящих – свистящих.
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух никак не равен физиологическому. Он связан с речью и способностью человека различать фонемы. Фонематический слух необходим, чтобы понимать смысл сказанного. Так если ребенок начинает искажать звуки, заменять или пропускать их, нужно присмотреться к проблеме внимательнее. В будущем это может повлиять на качество обучения.
Как следствие: возникают трудности на уроках чтения и письма, а затем и на всех остальных уроках. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку: в подсознании закрепляется позиция аутсайдера
Развитием фонематического слуха важно начать заниматься еще в раннем детстве. С малышом нужно говорить нормально: без сюсюканий и коверканья слов
Полезно читать вслух простые стишки, сказки и чистоговорки.
Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Если фонематический слух развивать планомерно, дети будут гораздо лучше ориентироваться в окончаниях, приставках и однокоренных словах. Развитый фонематический слух позволит владеть голосом — говорить громче или тише, замедлять или ускорять речь, выделять смысловое ударение.
Взаимодействие с другими лекарственными средствами
Коррекционная работа с детьми с ФФН
Если по результатам психолого-медико-педагогического обследования речи поставлен диагноз ФФН, то воспитанник будет направлен в логопедическую группу для коррекции и устранения выявленной проблемы. Если это произошло своевременно и у малыша легкая или средняя степень ФФН, то есть все шансы устранить нарушения к концу дошкольного возраста.
Логопедическая работа с детьми, страдающими задержкой в развитии фонематического восприятия и слуха, проводится систематически в рамках коррекционной программы ДОУ. Индивидуальная работа, в зависимости от специфики нарушений, ведется по следующим направлениям:
- Понимание обращенной речи.
- Различение речевых и неречевых звуков: на этом этапе, в зависимости от возраста, могут использоваться музыкальные инструменты, прослушивание звуков природы и ее явлений (журчание воды, щебет птиц, гром, дождь и др.), бытовые шумы (стук в дверь, звуки работающих приборов, телефонный звонок).
- Коррекция восприятия схожих по произношению, но разных по значению слов (бабочка – бабушка).
- Различение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком (лук – люк, полка – палка, сорока – морока).
- Работа над заменой и дифференциацией парных звуков (б-п – бочка − почка, з-с – коза − коса).
- Развитие умения определять слоговую и звуковую структуру слова.
Игры на развитие фонематического слуха для младших дошкольников
В младшем дошкольном возрасте для развития фонематического восприятия и слуха используют игры:
- На формирование понимания обращенной речи − выполнение поручений.
- Игры на подражание: игры с движениями «Делай, как я», «Повторяй за мной» (например, педагог предлагает детям попрыгать как зайчики, затем потопать, как медведи, первоначально показывая детям и выполняя вместе с ними соответствующие движения). «Кто, как здоровается (кошка – мяу, корова – му и т. д.)». От предыдущих игр отличается тем, что активно используется речь самого ребенка, а не только педагога.
- С музыкальными инструментами, ширмой и др.: «Угадай, что играет», «Громко − тихо», «Откуда слышен стук».
Игры для детей среднего дошкольного возраста
Детям среднего дошкольного возраста можно предложить игры посложнее:
- «Найди пару»: малышам предлагается найти одинаковые коробочки, но не по внешним признакам, а по звучанию. Чтобы оформить такую игру, понадобятся одинакового размера и из одного и того же материала коробочки. Отлично подойдут железные емкости из-под канцелярских кнопок, либо «желтки» от киндеров. В них до половины засыпаем крупы или другие сыпучие вещества (сахар, соль, перец, макароны). Должно получиться по две баночки с одинаковой начинкой, при этом на вид они отличаться друг от друга не будут. Чтобы найти пару, ребенку нужно на слух определить, какие баночки «звучат» одинаково.
- Активно используются дидактические игры на развитие слогового анализа слова. Игра «Эхо»: ребенок повторяет сначала все слово за педагогом, затем убирает первый слог, второй и в конце называет только последний (например, паровоз − ровоз − воз). Если дети затрудняются, можно сначала попробовать давать короткие слова с открытым ударным последним слогом (пример: лиса – са, сова – ва).
Для формирования фонематического восприятия такой части слова, как слог, подойдут обучающие игры и упражнения «Доскажи словечко», «Назови, какое слово получилось», «Посчитай, сколько слогов в слове» и т. п.
Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте ребенку предлагают задания на восприятие звука, определение его характеристики и места в слове. Сначала дают более легкие игры, где ребенку необходимо дифференцировать звук в изолированном звучании или в слоге, затем уже и в словах:
Игра «Поймай звук» подойдет для закрепления умения слышать и различать определенные звуки. Например, логопед попросит ловить звук «Л», сначала называет детям цепочку изолированных звуков «р – о – с – л», когда назван заданный звук, ребята должны успеть хлопнуть в ладоши (как бы «поймать» его). То же самое в слогах и словах («са – ко – мы – ли»)
Эта игра поможет сформировать слуховое внимание и восприятие.
Игры на определение места звука в слове (в начале и в конце): «Найди ошибку», «Что перепутал автор», «Придумай слово с заданного звука».
Если к началу поступления в школу все будет исправлено, то к 6-7 годам дети смогут даже выполнять фонетический разбор слова.
На фронтальных и индивидуальных занятиях с логопедом, в режимных моментах, на прогулке, при вовлечении в малоподвижные игры, например, «Угадай, кто позвал», происходит непрерывная коррекционная работа по устранению фонетико-фонематических нарушений у воспитанников речевой группы.
Шестой этап
Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.
• «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).
• «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).
• «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).
Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.
Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.
Полезные ссылки:
Нарушение фонематического слуха
Фонематический слух – это способность различать фонемы языка, а именно анализировать и синтезировать их, что выражается в понимании смысла речи, сказанной на определённом языке. Фонемы представляют собой самые малые единицы, их которых состоит любой язык; из них состоят структурные составляющие речи – морфемы, слова, предложения.
При восприятии речевых и неречевых сигналов имеются различия при работе системы слуха. Неречевой слух представляет собой возможность человека воспринимать и обрабатывать неречевые звуки, а именно музыкальные тона и различные шумы. Речевой слух представляет собой способность человека воспринимать и обрабатывать звуки человеческой речи родного или иного языков. В речевом слухе выделяется фонематический слух, с помощью которого различаются фонемы и звуки, отвечающие за смысловую нагрузку языка, что человеку анализировать отдельные звуки речи, слоги и слова.
Нарушения фонематического слуха встречаются у детей и взрослых. Причины нарушения фонематического слуха у детей нижеследующие:
- Отсутствие сформированности акустических образов отдельных звуков, при которой фонемы не могут различаться по звучанию, что вызывает при говорении замену одних звуков другими. Артикуляция оказывается недостаточно полноценной, поскольку не все звуки ребёнок может выговорить.
- В некоторых случаях у ребёнок может артикулировать все звуки, но при этом, не умеет различить, какие звуки ему нужно выговорить. При этом одно и тоже слово может произноситься ребёнком по-разному, поскольку фонемы смешиваются, что носит название смешения фонем или взаимозамены звуков.
При нарушениях речевого слуха у ребёнка появляется сенсорная дислалия, что означает невозможность правильно произносить звуки. Выделяют три формы дислалии:
- акустико-фонематическую,
- артикуляторно-фонематическую,
- артикуляторно-фонетическую.
Акустико-фонематическая дислалия отличается наличием дефектов оформления речи с помощью звуков, что вызвано невозможностью полноценно обработать фонемы языка из-за аномалий в сенсорном звене системы восприятия речи. При этом, необходимо отметить, что у ребёнка не имеется нарушений слуховой системы, то есть отсутствует тугоухость или глухота.
Нарушение фонематического слуха у взрослых обусловлено локальными поражениями головного мозга, а именно:
- сенсорной височной афазией,
- сенсорной афазией ядерной зоны звукового анализатора.
Лёгкие случаи сенсорной височной афазии характеризуются пониманием отдельных слов или коротких фраз, особенно тех, которые употребляются каждодневно и относятся к постоянному распорядку дня больного. При этом наблюдается расстройство фонематического слуха.
Тяжёлые случаи сенсорной афазии характеризуются полным непониманием речи больным человеком, слова перестают для него иметь смысловую нагрузку и превращаются в сочетание непонятных шумов.
Сенсорная афазия, выраженная в поражении ядерной зоны звукового анализатора не только приводит к нарушению фонематического слуха, но и к тяжёлому расстройству речи. В результате чего появляется невозможность различия звуков устной речи, то есть понимать речь на слух, как и других речевых форм. У таких больных отсутствует активная спонтанная речь, затруднено повторение услышанных слов, нарушено письмо под диктовку и чтение. Можно сделать вывод, что вследствие нарушения фонематического слуха патологически трансформируется вся система речи. При этом у данных больных музыкальный слух сохранён, как и артикуляция.
Общие рекомендации по занятиям
Практически все специалисты придерживаются следующих советов:
Все занятия должны проходить в игровой форме. Пусть это будет удовольствием, а не тренировкой.
Занимаясь, соблюдаем последовательность этапов. Не нужно рассчитывать на моментальный результат: все придет постепенно.
Чем младше ребенок, тем меньше время урока
В 2-3 года 10-15 минут будет достаточно.
Если малыш в плохом настроении или уставший, упражнения лучше отложить.
Если интерес потерян, сразу же переключаем внимание на другую деятельность.
Чтобы избавиться от единообразия, используем различные игрушки, картинки и стихотворения.
Прерывайтесь на физкультурные разминки или совместный поиск чего-нибудь интересного для занятий.
Хвалим ребенка даже за минимальные успехи: пусть у него не получилось, но он старался. Малыш должен почувствовать уверенность в собственных возможностях
Избегаем критики и отрицательных отметок. Так можно полностью загубить мотивацию.
К пройденному материалу возвращаемся в повседневной жизни. Например, можно тренироваться ставить ударения, пока вы ходите по магазинам, а нужные слова для этого читать на полках с товарами. Готовя обед, попросите ребенка отыскать все продукты на кухне, начинающиеся на определенную букву.
Количество детей-дошкольников, имеющих отклонения в речевом развитии, в последнее время растет. Но регулярные занятия обязательно принесут свои плоды в виде правильной речи и грамотного письма. Не стесняйтесь просить помощи у логопедов.
Третий этап
Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.
• «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.
• «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.
Второй этап
На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.
• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.
• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.
Примеры упражнений
Игры на развитие фонематического слуха многочисленны и разнообразны, поэтому им посвящена отдельная статья. Несколько примеров упражнений:
- «Путаница». Задача: хлопнуть в ладоши при правильном произнесении слова. Ребенку показывается картинка, к примеру, с изображением кастрюли. Сначала взрослый громко и четко произносит правильное название (знакомит с ним малыша). Затем начинает намеренно искажать: тастрюля, састрюля, бастрюля, дастрюля. Примерно в середине «кастрюля» произносится правильно, и этот момент обозначается хлопком. Потом картинка и слово меняются.
- «Лишний звук». Задача: исключить лишний слог (слово). Взрослый отчетливо произносит: та-та-та-да-та, са-за-са-са-са, кот-кот-тот-кот.
- «Звук заблудился». Задача: Понять, что не так в предложении и исправить. Пример: по весне распустились светы (цветы), во рту выросли дубы (зубы), щенок живет в булке (будке), мама заплела почке (дочке) косу.
- «Где звук?». Игра для школьников. Задача: на карточке со словом правильно разместить фишку. К примеру, взрослый называет звук «У», а перед ребенком кладет карточку со словом «Ужин». Правильное местоположение фишки – первая буква.
Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?
А при том, что этот специалист очень хорошо знает, что происходит в мозге ребенка во время письма. Анализ характера ошибок в детских работах показывает состояние высших психических функций конкретного ребенка.
Многие коррекционные упражнения нейропсихологами либо придуманы, либо систематизированы на научной основе.
Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия писал, что в акте письма «принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (1).
А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга:
- блок регуляции тонуса и бодрствования;
- блок приема, переработки и хранения информации;
- блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (2).
За фонематический слух отвечает второй блок – приема, переработки и хранения информации. В него входят несколько областей (зон). Височная зона связана с работой слухового анализатора. Здесь происходит восприятие, анализ и синтез звуков речи. Здесь же заложены механизмы памяти. Затылочная зона связана со зрительным анализатором. Теменная зона отвечает за артикуляцию, пространственную ориентацию, тонкие предметные движения. Все эти функции мозга используются человеком при письме.
Поэтому «недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении записи в тетради, в ошибках на применение правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимое для правильного различения букв» (3).
Понятно, что с работой второго блока связана не только речевая сфера ребенка и его письменная деятельность. Именно здесь в процессе обучения, повторения, практики происходит автоматизация жизненных навыков (например, ходьбы, одевания, письма, различных видов физической деятельности). Нарушение фонематического слуха может сопровождаться и другими проблемами развития. Поэтому и нужна коррекционная работа с логопедом-дефектологом и нейропсихологом.
А если нет доступа к этим специалистам? Как хотя бы скорректировать нарушение фонематического слуха и помочь ребенку с учебой? Вот несколько советов от нейропсихологов А. Е. Соболевой и Е. Н. Емельяновой (3).
Развитие фонематического слуха в раннем возрасте
Обращайте внимание на разные шумы, вроде звуков грузовика, мотор у которого громче. Вот поехал трактор, он дырчит, в парке шуршат листики
Начался дождик – капли капают «кап-кап» и так далее.
Уже после года будут весьма полезны занятия с музыкальными инструментами. Возьмите, к примеру, дудочку и бубен. Продемонстрируйте звуки. Дайте инструменты малышу.
Пусть он сам подержит их в руках, попробует с ними поиграть или даже извлечь звук.
Теперь пусть он отвернется. Потрясите бубном, пусть кроха угадает, какой инструмент играет. Повернувшись назад, пусть укажет пальчиком, что звучало. Постепенно можно увеличивать набор. Добавляйте барабан, гитару, ксилофон, маракасы, колокольчики, то, что есть в доме. Повторяйте упражнение несколько раз, каждый день или через день.
Примерно от полутора до двух лет кроха начинает говорить. И это – удивительное и очень радостное событие, и для него, и для всех близких.
До 3 лет важно развить общие навыки – умение слышать речь, слушать и произносить слова. Здесь не нужны серьезные, ежедневные уроки
Так как пока сложно судить, будут ли у крохи проблемы с речью и слухом. Есть вероятность, что все разовьется естественным путем.
Почему нужно его развивать?
Без понимания звуковых особенностей речи окружающих, ребенку будет тяжело научиться говорить. При развитом фонематическом слухе малыш осознает, что он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного произношения. Если разница между схожими звуками не улавливается, формируются устойчивые замены «жук – кук», «шишка – сыска». Чем хуже развит фонематический слух, тем сильнее выражены речевые проблемы. В таких случаях говорят, что у детей словно каша во рту.
Если проблема не решается в дошкольном возрасте, из нее вытекает множество новых, куда более серьезных. Ребенок испытывает сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом дается слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно пишет окончания и многое другое. У школьников начинается серьезное отставание по школьной программе.