Ребенок 2-3 лет не разговаривает

Содержание:

Как отличить нарушение речи у детей с тугоухостью и при нормальном слухе

Проблемами расстройства речевой функции у детей с нарушенным слухом занимается наука сурдопедагогика. В современной логопедии выявить нарушение слуха не представляет большого труда. С этим легко справится аудиометрия. Это специальный метод исследования, широко используемый ЛОР-врачами. На пациента надевают наушники, в них подаются звуки разной частоты. Тот должен нажимать на кнопочку, если слышит звук.

Но и в домашних условиях можно диагностировать нарушение слуха. Для этого проводят опыт с шепотной речью. Обследующий становится на расстоянии 6 метров от ребенка, тот отворачивается спиной. Необходимо говорить шепотом знакомые слова, а малышу нужно их повторять. Дети младшего возраста показывают на соответствующие картинки.

Очень важно выявить нарушение слуха как можно раньше. Ведь тогда в корне меняется лечение отсутствия говорения

Упор необходимо делать на восстановление слуха, а не на речевые упражнения. Если глухоту или тугоухость ликвидировать не представляется возможным, малыша адаптируют в социуме при помощи обучения его и родителей языку глухонемых.

Xeomin: краткая справка

Xeomin одобрен U.S. Food and Drug Administration для лечения пациентов с гиперсаливацией, спазмами глаз, спастичностью конечностей и в косметических целях.

Главное отличие Xeomin от Botox в том, что препарат не содержит стабилизирующих белков, а значит, не требует хранения в морозильной камере. «Теоретически, у пациентов с меньшей вероятностью развиваются антитела к Xeomin из-за отсутствия дополнительных смесей, что делает его хорошим кандидатом для тех, на ком Botox больше не работает», — говорит дерматолог Гретхен Фрилинг.

По этой же причине Xeomin считается более «чистым» препаратом (не содержащим вспомогательные агенты), но в основе его действия — все тот же ботулотоксин типа А.

Основные рекомендации

На качество лактации влияет множество внутренних и внешних факторов. Это и физиологические процессы, и эмоциональный настрой мамы. Отсюда вытекает несколько важных советов:

  • Лучше всего ребенка приложить к груди в первые часы после родов. Конечно, здесь не все зависит от вас, но если роды прошли без осложнений, вы можете попросить акушерку дать вам новорожденного. Большинство роддомов уже практикуют раннее прикладывание грудничков.
  • Мама должна быть настроена кормить грудью, не бояться боли или изменения груди. Если женщина воспринимает ГВ как дар, а не как обязанность, и она, и малыш будут получать от процесса удовольствие.
  • Кормите ребенка по требованию. Сегодня все больше педиатров поддерживают эту систему, она позволяет наладить выработку молока. При этом ребенок всегда будет сыт.
  • Учитывайте жирность молока, которым вы кормите. Переднее молоко выступает в роли питья и имеет низкую калорийность, за ним идет более жирное питательное заднее молоко. Если вы часто меняете грудь при кормлении, то грудничок получает только питье и не наедается.
  • Следите за тем, чтобы при кормлении малыш делал правильный захват груди.

Последнее правило имеет особенную важность, так как неправильное прикладывание может сильно навредить лактации и малышу

Причины

Причины отсутствия речи у крохи в 2,2 года могут быть спровоцированы неврологическими проблемами. Если малыш в этом возрасте мычит, выражает свои желания действиями, например, показывает пальцем, то игнорировать это не следует, лучше обратиться к специалисту, чтобы выявить патологию и начать ее лечение.

Задержка развития речи может возникнуть из-за следующих факторов, имеющих неврологический характер:

  • хронические болезни матери и вредные привычки в период беременности;
  • поражение или неверное формирование мозга, центральной нервной системы в период внутриутробного развития или в процессе родов;
  • прием матерью препаратов, которые противопоказаны в период вынашивания младенца;
  • длительный токсикоз, угроза выкидыша при беременности;
  • гипоксия при беременности или во время родов;
  • затяжные или стремительные роды;
  • родовые травмы;
  • переношенность или недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы и инфекционные заболевания у новорожденного.

Формирование речи у детей начинается с развития артикуляционного аппарата, укрепления его мышц. После этого кроха пробует издавать звуки, общаться с близкими, начинает постепенно накапливать словарный запас. Помешать развитию речевой коммуникации в двухлетнем возрасте могут факторы, связанные с физиологией:

  1. Нарушение слуха. Патология может быть врожденной или приобретенной. Она ведет к задержке интеллектуального и речевого развития.
  2. Недоразвитость речевого аппарата. Мешать нормальному развитию речи в 2,2 года могут слабые мышцы лица и челюстей. Патологии возникают из-за отсутствия грудного вскармливания, короткой уздечки языка, слишком долгого кормления перетертой пищей.
  3. Наследственность. Если у крохи не выявлено неврологических патологий и нет физических отклонений, то задержка речевого развития может быть вызвана у него генетикой, например, если его мама или папа тоже стали разговаривать поздно.
  4. Задержка интеллектуального развития. На речь малыша оказывают влияние различные метаболические дефекты, синдром Дауна и иные патологические состояния.

Если ребенок в 2,2 не говорит, но при этом не имеет никаких отклонений в здоровье, то задержку развития речевой коммуникации у него могут вызвать социальные причины. К ним относят:

  1. Невостребованность речи. Если кроха не говорит в 2,2 года, то этому может способствовать гиперопека. Малышу не нужно общаться с близкими, он уверен, что его желания понятны им без слов. Также ребенок может не говорить в этом возрасте, если родители мало занимаются ним, он предоставлен самому себе.
  2. Частые стрессы. Кроха может не разговаривать в двухлетнем возрасте, если находится в состоянии постоянного испуга, который возникает, если родители ссорятся между собой или кричат на него.
  3. Два языка в семье. Малыш может не разговаривать, если в его семье родители говорят на двух языках. Ребенку трудно отделить один от другого, понять звуки и значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Если ребенок много времени проводит в больницах, часто разлучен с матерью, то у него может сформироваться отстраненное отношение к окружающей среде, что проявляется в отсутствии речи.
  5. Негативное отношение к речи. Некоторые дети обладают своенравным характером, настойчивые просьбы и побуждения родителей к разговору формируют у них негативное отношение к речи и нежелание общаться.

Категория добавки:

Что делать, если ребенок неправильно захватил грудь и маме больно?

Что влияет на развитие речи у двухлетки

На то, как будет развиваться речь у детей в 2-3-летнем возрасте, в первую очередь влияют индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Темперамент, характер, потребности малыша – это факторы, которые в первую очередь влияют на то, когда малыш начнет разговаривать и насколько богатой будет его речь.

Здоровый, полноценно развитый ребенок-молчун даже с очень высоким интеллектом может и в три года лишь изредка выдавливать из себя слово-другое, в то время, как разговорчивый открытый ребенок с года начинает щебетать, когда еще не может четко выговорить ни одного длинного слова.

Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Совсем не совпадением является то, что ребенок, с которым часто разговаривают, начинает общаться раньше, проявляет больше интереса к контактам со сверстниками.

Естественно, затруднения в развитии речи могут быть связаны с неврологическими проблемами, повреждением мозга, психологическими травмами, дефектами речевого аппарата.

Факторы правильного обучения речи

Если ребенок в 2 года не говорит важно пройти обследования: проверить слух, получить консультацию отоларинголога и детского невролога.

Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать в 2 года, нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.

Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.

Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами. Обращение к логопеду – чужому для ребенка человеку, в некоторых случаях может дать обратный эффект – замедлить процесс. Тем более, что в таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.

Упражнения и игры для речевого развития

Регулярные занятия: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения помогут научить ребенка говорить.

Лучше всего развитие речи, интеллекта для детей 2-3 лет проходит в том случае, если обучающие занятия проходят в игровой форме. На пользу также пойдут стишки, песни, игры, развивающие общую и мелкую моторику.

Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.

Малыш сжимает и разжимает пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра

По очереди загибаем пальцы, начиная с большого.

А для волка – кожура.
Сжимаем пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас – беда;
Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимаем пальцы, сжатые в кулаки.

Развитие мелкой моторики малыша:

  • Создайте «сухие бассейны» для малыша из разных круп: риса, гречки, гороха, пшена. Для этого насыпьте крупы в пластиковые контейнеры.
  • Зашейте крупы в тканевые мешочки, используйте их для игры с малышом.
  • Используйте колючие резиновые мячики, щетки для волос для стимуляции ладошек малыша.

На развитие речи у ребенка в 2 года положительно влияет такая игра, как подражание голосам животных. Это занятие хорошо стимулирует тренировку артикуляции, к тому же является отличным развлечением, интересным и веселым для самого малыша.

Молока налили мало!
Замяукал котик: «Мяу!»

«Гав-гав-гав!» — собака лает
И чужих в дом не пускает.

«Где теленок? Не пойму? —
Замычит корова: «Му-у-у».

Цыпленок запищал: «Пи-пи!
Где же братики мои?»

Утка крякает: «Кря-кря!
Много деток у меня».

На заборе, наверху,
Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!»

Квохчет курица: «Ко-ко!
Кормить цыпляток нелегко!»

Козочка кричит: «Ме-ме!
Дайте свежей травки мне».

Ржет «И-го-го!
Ехать очень далеко».

Дятел сел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!»

квакает: «Ква-ква!
Здесь очень вкусная трава».

Сидит кукушка на суку.
Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»

Этапность становления речи

Логопеды предпочитают отображать становление речи в линейном порядке. Она развивается согласно следующим этапам:

  • Крик.
  • Гуление.
  • Лепет.
  • Способность говорить сочетания нескольких слов.
  • Произношение целых предложений, связанная речь.

Активно старается разговориться малыш в среднем в 5 месяцев. Тогда начинается период лепета. Он продолжается до 10 месяцев – 1 года. Лепет представляет собой повторение отдельных звуков и слогов за окружающими. В полгода – 7 месяцев малыш начинает лопотать более осознанно. Его речь становится социализированной

Например, когда он тянется к еде, то произносит «дя-дя-дя», обращая внимание взрослого на то, что хочет кушать

Примерно в 9 месяцев появляется лепетное декламирование. Это благоприятный признак для успешного речевого развития в последующем. Пример: упала игрушка. Взрослый скажет «упала», а малыш говорит «па». В 10 месяцев из слогов начинают складываться отдельные слова. Сначала дети произносят их раздельно, потом слитно.

В годик в обиходе есть примерно 10-15 элементарных слов по типу «мама», «папа», «дай» и прочее. Период от 1,6 до 1,9 года доктора называют лексическим взрывом. В это время словарный запас резко увеличивается, в обиходе насчитывается 55-60 слов.

В 2 года малыш умеет выговаривать от 250 до 300 слов. Более 60% словарного запаса составляют существительные, 25% − глаголы, 15% − другие части речи. Малыш учится склонять слова, появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

В 3 года ребенок умеет составлять целые фразы, связанные предложения. Чаще всего именно он выступает инициатором общения, поддерживает диалог. В конце третьего года развивается способность к монологу.

Стоит отметить, что временные рамки, очерченные в статье, очень условны. В современном мире, когда малыш может получить все желаемое без необходимости говорить, речь склонна к более медленному развитию. Лексический взрыв часто наступает с опозданием на 5-6 месяцев. Поэтому, если в 2 года ребенок не говорит, не стоит тут же паниковать.

Появление фразовой речи можно ждать до 2 лет и 6 месяцев. Если малыш к этому времени выговаривает лишь отдельные слова, обязательна консультация специалиста.

Что могут назначить врачи?

  • Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон (прим. — кортексин, лецитин, когитум, нейромультивит и др.).
  • Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
  • Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
  • Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
  • Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка. Также возможно назначение массажа по Краузе, Приходько или Дьяковой.
  • И, конечно — упражнения, которые будут выполнять дома с малышом его родители.

Конструктивные и эксплутационные хар-ки двигателей 2110 1.5 л. и 1.6 л. Преимущества и недостатки

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример

Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Простые упражнения для ребенка

Как учить говорить самых маленьких

С самых первых дней устанавливайте контакт с грудничком. Улыбайтесь ему, отвечайте на его движения, разговаривайте с ним, пойте, разнообразьте свою речь, меняйте голос, при этом ваша речь должна быть правильной и четкой. Постоянно говорите с ним, объясняйте, куда вы идете и зачем, что вы сейчас будете с ним делать. Обязательно делайте паузы, если видите, что ребенок пытается что-то вам ответить пусть на своем, пока птичьем языке. Задавайте ему вопросы, даже самому маленькому. Правда? Ты так думаешь? Ты так решил? В зависимости от обстоятельств.

Пользуйтесь бабушкиными стихами-играми: ладушки, сорока-ворона, гуси-гуси-га-га-га, сорока-белобока или идет коза рогатая, кроме запоминаний слов такие игры развивают и мелкую координацию рук. Повспоминайте или поищите другие считалки, умывалки, просыпалки, шагалки и так далее. Играйте в разные игры с пальчиками, перечисляйте их (заодно —научите ребенка считать—), пусть малыш загибает пальчики, этот большой пальчик папа, этот мама. Или например, пальчики заснули. Сгибайте пальчик за пальчиком, а потом разбудите всех, пусть разогнутся с криком ура, проснулись.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Когда ходите с ним по комнате, по кухне, по улице, рассказывайте ему про все, что встречается у вас на пути. Победой будет, если малыш сам начнет показывать пальчиком и пытаться назвать предмет, тогда можно научить его большему. Описывайте его действия. Он подошел открыл дверцу, говорите – ты открыл дверцу, теперь закрой. Если он взял в руки ложку, говорите – у тебя в руках ложка, положи ее.

Игра в вопросы. Задавайте вопросы обо всем и отвечайте на них. Например: кто это? Это папа. Какой он? Он большой и сильный. А ты кто? Ты малыш. А какой ты? Ты маленький. При этом можно еще показывать, какой маленький и какой большой, и так – пока не надоест.

Проводите регулярные простые упражнения для развития речевого аппарата:

  • вместе петь ритмично и с любыми мелодиями ма-ма-ма;
  • мычать как коровка, кукарекать как петушок, мяукать как кошечка и так далее.

Как научить ребенка говорить мама

Не ленитесь, используйте самый простой родительский прием, с которым они пристают к ребенку, скажи мама, скажи баба. Этот метод далеко не один и подходит совсем даже крохам, он заставляет ребенка повторять за мамой. А вот методы, которые помогут научить говорить слова осмысленно:

Картинки. Есть множество развивающих книжек с картинками, это визуально очень хорошо. Кто это, показывать на кошку и отвечать – кошка, она говорит мяу. Малыш должен начать понимать, какому животному на картинке относится какой звук. Потом продолжайте эту игру уже на улице, не с картинками, а с живыми животными.

Отмечайте звуками действия малыша. Если он упал, скажите бум-бум. Если он хлопает в ладошки, скажите хлоп-хлоп. Топ-топ. Чух-чух. Заодно вы преодолеете —кризис 1 года у ребенка—.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Расскажите малышу стишок или песенку, чтобы просто запоминалось и ритмично воспроизводилось. Когда ребенок запомнит стишок, он не сможет целиком его повторить, но спровоцируйте его самому сказать последнюю строчку. Для этого остановитесь на предпоследней строчке или произнесите ее неправильно.

Начните игру, спрашивая ребенка о том, где стоит тот или иной предмет. Где стол? Где кубик? Где мишка? Пусть малыш находит и показывает. А потом, позже, еще и называет это.

Съедобное-несъедобное. Говорите разные слова и если называете то, что можно кушать, говорите – ам, изображая, что хотите съесть что-то. И продолжайте в том же духе. Надо добиться того, чтобы малыш сам начал говорить ам, когда вы назовете съедобное.

Придумывайте сами игры и малыш тоже вам подскажет что-то, вот увидите. Дети узнают о мире, трогая его. Используйте этот принцип и играйте.

Когда необходима консультация специалиста

Как уже отмечалось ранее, то, что ребенок не говорит в 2 года, не обязательно является признаком патологии. В каких же случаях нужно идти к врачу? Ниже представлены симптомы, при которых нужно бить тревогу:

  • Физическое развитие не соответствует возрастным нормам.
  • Присутствуют симптомы неврологических заболеваний: детский церебральный паралич (ДЦП), аутизм.
  • В анамнезе есть перенесенные тяжелые болезни: гипоксия новорожденных, гидроцефалия, задержка внутриутробного развития и прочее.
  • Ребенок не пытается повторять речь родителей.
  • Безразличен к тому, понимают ли его окружающие.
  • Никак не реагирует на замечания родственников, не пытается говорить лучше.

ДЦП – это патология, развивающаяся вследствие нарушения развития нервной системы во внутриутробном периоде, во время прохождения по родовым путям или на первом году жизни. Помимо речевых расстройств, характерны мышечная слабость, нарушение тонуса мышц, расстройство координации. Существует 3 степени тяжести болезни. Самая тяжелая – третья, при которой дети не способны самостоятельно передвигаться. Именно нарушение моторных функций выступает на передний план при ДЦП.

Аутизм – это расстройство, также возникающие при нарушении развития головного мозга. Но при аутизме, в отличие от ДЦП, на первый план выступают нарушения общения и социального взаимодействия. Первые симптомы появляются в течение первых двух лет жизни. Малыш мычит, не желает выговаривать слова. Лечение аутистического расстройства – тяжелый труд многих специалистов. Невролог, психолог и логопед совместно работают над социализацией ребенка, развитием речевых функций.

Когда нужно бить тревогу?

По-настоящему беспокоиться следует, если:

  • ребенок не проявляет интереса к окружающему миру;
  • он не узнает маму и папу, членов семьи, проживающих совместно с ним;
  • в семье есть тяжелые наследственные патологии;
  • малыш не знает своего имени, не поворачивается на речь и звуки;
  • у него не развита мелкая и крупная моторика, например, он не может взять игрушку;
  • ребенок не реагирует на обращенную речь взрослых, не выполняет простые просьбы;
  • существуют факторы риска – тяжелые роды, сложная беременность, патологии ЦНС, нарушения слуха и зрения.

Специалисты выделяют следующие причины отсутствия речи в годовалом возрасте.

  • Сложное протекание беременности, тяжелые роды, внутриутробные инфекции, употребление матерью некоторых лекарств, алкоголя, запрещенных веществ – все это может вызвать нарушения в работе ЦНС.
  • Патологии слуха и зрения – если ребенок не видит и не слышит окружающий мир, и какую-либо ответную реакцию ждать сложно.
  • Увлечение пустышкой: если рот постоянно занят, то ребенок будет общаться с родителями при помощи жестов и мычания. В членораздельной речи просто нет необходимости.
  • Педагогическая запущенность: учить малыша говорить следует с первых дней жизни, чтобы он знал, как создается и звучит речь.
  • Другая крайность — перегруженность малыша. Многие родители начинают усиленно заниматься с ребенком с самого рождения и буквально требовать от него первых слов. Молчание в данном случае – выражение протеста.
  • Если в семье одновременно используется несколько языков, то ребенку нужно некоторое время, чтобы разобраться, на каком из них ему учиться говорить.

Как распознать проблему

Почему важно внимательно следить, как развивается речь малыша? Это один из маркеров, помогающих своевременно диагностировать проблемы в его развитии

Обязательно проконсультируйтесь с врачами, если:

  • новорожденный не реагирует на громкие звуки и материнский голос;
  • в 2-4 месяца младенец не отвечает улыбкой и поворотом головы при контактах с близкими людьми, не гулит;
  • в 9-12 месяцев не лепечет или малоактивен в вербальном общении;
  • в возрасте старше года не умеет произносить слоги, не может указать на названный предмет или картинку;
  • в 1,5 года не отзывается на свое имя, не в состоянии произносить простые слова;
  • в 2 года полностью отсутствует речь либо она невнятная и односложная;
  • в 3 года словарный состав включает менее тридцати слов, ребенок путает окончания.

Важно на раннем этапе выявить патологию и начать лечение, либо скорректировать программу обучения малыша речевым навыкам, если причина задержки речевого развития не требует медицинского вмешательства

Во сколько лет дети должны говорить и что именно?

Прежде чем начинать бить тревогу и жаловаться, что ребенок в 4 года плохо говорит (что делать с этим, мы расскажем далее), нужно разобраться, что и во сколько лет говорят дети по нормам. Если ваш малыш четырех лет произносит невнятно некоторые слова, это еще не повод для беспокойства. Чтобы точно понять, нужна ли вам помощь, сопоставьте следующие данные с развитием вашего чада:

  1. К году малыши уже очень активно общаются, и на смену агуканью приходят односложные «дай», «гав», «на» и тому подобное и повторяющиеся слоги «ма-ма», «па-па» и так далее.
  2. К полутора годам, крайний срок к двум, словарный запас расширяется, появляются простые фразы (пусть и не четкие) наподобие «Миша будет кушать», «пойдем гулять» и так далее. Если ребенок до сих пор общается отдельными слогами, то это должно насторожить, и нужно будет посетить логопеда в первую очередь.
  3. С трех лет малыш уже простыми фразами может описать происходящее, картинку из книжки, задавать вопросы.
  4. Ребенок плохо говорит в 4 года — это когда он до сих пор не может описать картинку, составить по ней простой рассказ, описать происходящее или какое-либо явление, не умеет составлять сложные предложения и до сих пор общается самыми простыми фразами.

Если малыш хорошо говорит, но редко, он, скорее всего, просто молчун. Но может быть, проблема и в психологическом плане, давайте будем разбираться в том, почему ребенок не говорит в 4 года (совсем, или говорит, но редко) или почему он говорит плохо. По каждой причине будут предложены варианты решения проблемы.

Как можно развивать речевые способности 2-х летнего малыша дома?

Для того, чтобы малыш начал поскорее говорить, нужно с ним непременно заниматься.  В этом случае телевизор, радио или даже ваш любимый компьютер, могут быть не помощниками, а совсем наоборот.

Внимание к малышу, а именно, выполнение его желаний по одному только жесту не поможет малышу в развитии. Следует, наоборот, провоцировать малыша на то, чтобы он сам понимал значимость его слов

Это можно сделать при помощи «непонимания». Вы не должны понимать того, что вам показывает или жестикулирует малыш. Провоцируйте его на разговор. Не получая желаемого, он будет вынужден начать диалог с вами.
После рождения малыша начинается его активное развитие. Разговоры и «агуканья» с младенцем уже закладывает первый кирпичик в его развитии. А через несколько месяцев он уже будет готов к развивающим пальчиковым играм. Хватать погремушку, перебирать бусинки на нитке или перекладывать игрушки из стороны в сторону. Все это очень помогает развивать речевую активность малыша, ведь именно при помощи мелкой моторики начинают развивать разговорную речь ребенка.
Массажные приемы на пальчиках, подойдут двухгодовалому малышу. Найдите пальчиковые игры для малыша и приговаривая рифмованные строчки проводите пальчиковую гимнастику с малышом. Для этого можно использовать и зубную щетку и специальные пальчиковые игрушки.
Повторение звуков животных или же несложные «повторялки» перед зеркалом с малышом, так же помогут в развитии речи.

Причины отсутствия речи у малышей

  1. Молчаливые родители. Правильно, ну как же может малыш начать говорить рано в семье, где мама и папа предпочитают помолчать? Не с кого взять пример разговорной речи.  Это легко исправить устроив малыша в садик. Там он начнет общаться со сверстниками и воспитателем намного легче и быстрее.
  2. Большая семья. Казалось бы, вот он разговорчивый коллектив родных людей, который может дать пример малышу. Но случается так, что малыш молчит даже в два годика, потому что ему просто некогда сказать свое слово. Все члены большой семьи так активно общаются, что малыш не успевает подумать о том, чего он хочет, а желание уже исполнено. Вот и причина его молчания. Невозможность высказать желание. А если нет необходимости его высказывать, то зачем тогда и начинать говорить вообще?

Вот некоторые, но самые главные причины, почему ребенок 2 года не разговаривает, на которые можно и нужно обратить свое внимание. А если полноценно заниматься со своим малышом

Вместе читать сказки или стишки. Петь песенки или лепить из пластилина, а может быть, что то рисовать, то такой ребенок, вряд ли будет молчать.  И вполне возможно, что он заговорит намного раньше, чем вы того ожидаете

Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?

Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:

Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит

Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова

Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.

Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.

Расстройство экспрессивной речи

«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.

Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи

Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось

Чем характеризуется такое состояние:

  1. Ребенок совсем не говорит.
  2. В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
  3. После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.

При этом очень важно отметить другие важные признаки:

  1. Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
  2. Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
  3. Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
  4. В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
  5. Нет проблем со слухом.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector