Шкала апгар: что означают баллы, которые ребенок получает в роддоме

Показатели состояния новорожденного

Основными критериями, которые характеризуют состояние новорожденного, приняты следующие.

Дыхание

Максимальной оценки заслуживает дыхательная деятельность, если число движений при дыхании составляет 40-45 в минуту, а также если с появлением на свет слышен громкий крик малыша.

Если при рождении он способен плакать, но при этом не кричит, а слышно дрожание голоса и наблюдаются медленные дыхательные движения, то ставится оценка в 1 балл. При критической ситуации, когда дыхание отсутствует и кроха не издает никаких звуков, количество балов равно нулю.

Частота биения сердца

При появлении из чрева матери сердечко малыша должно биться часто, так как наравне с мамой ему пришлось потрудиться. Оценка в два балла ставится при частоте сердцебиения равной 130-140 ударов в минуту. Принято считать, что частота сердцебиения более 100 ударов в минуту заслуживает максимального числа баллов.

Если при внутриутробном развитии поступление кислорода было недостаточное, то наблюдается замедленное дыхание, а сердце бьется несколько реже, чем при норме. Оценка составляет в этом случае 1 балл. Подробнее о внутриутробной гипоксии→

При отсутствии пульса, если сердечная деятельность находится на неудовлетворительном уровне, баллы не насчитываются.

Мышечный тонус

Чаще всего новорожденные имеют повышенный тонус. Это объясняется пребыванием в чреве матери в единственно возможной позе. В результате этого при появлении на свет у малыша появляется свобода, и он производит хаотичные резкие движения, что свидетельствует об удовлетворительном тонусе мускулатуры.

Если ребенок держит конечности в согнутом состоянии и осуществляет движения только изредка, то ставится оценка в 1 балл. При отсутствии движений вовсе оценка — 0 баллов.

Рефлексы

У новорожденного сразу же срабатывают безусловные рефлексы, поэтому он кричит или делает свой первый вдох. При их проявлении сразу же, оценка — 2 балла. Если пришлось оказывать помощь и рефлексы появились не сразу, то ставят 1 балл. В худшем случае рефлексы отсутствуют — оценка 0 баллов.

Цвет кожи

В идеальном случае, когда ставится оценка 2 балла, цвет кожных покровов крохи бывает разных оттенков розового. Этот факт свидетельствует о нормальном состоянии кровообращения.

Кроме этого, осматривается слизистая рта, губы, ладошки и ступни. Если наблюдается небольшая синюшность, то ставят 1 балл. Если ребенок имеет бледный или синюшный цвет тела, то оценка неудовлетворительная.

Оценивание новорожденного с использованием шкалы Апгар должно производиться врачом очень быстро, так как промедление может стоить очень дорого.

При сумме баллов, равной 7 и более, здоровье малыша оценивается как хорошее, и он не требует особого ухода. При 4-6 баллах не исключается необходимость в проведении реанимационных мероприятий. Суммарная оценка ниже 4-х требует неотложных действий по спасению жизни младенца.

Шкала Апгар для новорожденных представлена в таблице

Оцениваемый параметр Шкала оценки
0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожи Практически весь кожный покров имеет бледный или синюшный цвет Поверхность тела имеет преимущественно розовую окраску, конечности — синюшную Вся поверхность тела имеет розовую окраску
Пульс Отсутствует Меньше 100 Больше 100
Рефлекторная возбудимость Отсутствие реакции на введение носового катетера Слабовыраженная реакция на введение носового катетера Четкая реакция на введение носового катетера: движение, кашель, чихание
Тонус мышц Отсутствует, конечности свисают Тонус понижен, однако наблюдается слабовыраженное сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание Отсутствует Прерывистое дыхание, слабый крик Нормальное дыхание, громкий крик

Вирджиния Апгар и ее шкала

В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли. Семья молодой девушки жила очень скромно, поэтому ей приходилось рассчитывать только на свою стипендию и подработку в виде отлавливания кошек для зоолаборатории.

Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.

В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога. Позже Вирджиния объясняла свое решение тем, что в то время женщине было достаточно сложно пробиться на поприще хирургии и обрести финансовую независимость. Кроме того, за годы учебы Апгар накопила достаточно большие долги, которые нужно было оплачивать.

После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.

Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.

Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.

Ответы теста Апгар:

  1. Если показатели составляют меньше, чем 4 балла, малышу требуется срочная реанимация и оказание первой помощи новорождённому. Не стоит беспокоиться, поскольку тест в течение 5 минут, может показать результаты более качественные и удовлетворительные.
  2. Если малыш показывает результат менее 4 баллов, и результат не улучшается после предварительных процедур, ему требуется срочная реанимация и дополнительный уход.
  3. Показатели от 4 баллов и до 6 – удовлетворительные. Но так же при таком количестве баллов, назначается реанимация (некоторые процедуры, основанные на тесте, назначает врач).
  4. Если показатели составляют от 5 и до 6 баллов  — тест № 1, врач проводит дополнительный тест – 5-минутный. Если показатели второго теста составляют удовлетворительный результат – от 7 и до 10 баллов, малыш переводиться в стационар. Если нет – назначается лечение в реанимации.
  5. Если показатели (сумма баллов всех ответов) составляют от 7 и до 10 баллов уже на 1 минуте – ребёнок здоров, роды перенёс хорошо. У него не наблюдается никаких выраженных отклонений, он автоматически переводится из группы риска в стационар.
  6. Не стоит слишком беспокоиться, если ваш малыш не набрал все 10 баллов. Поскольку с таким результатом рождается всего несколько процентов младенцев. Практически все дети имеют средние показатели от 4 до 7 баллов в первую минуту жизни.

Шкала Апгар позволяет поверить не умственные способности новорождённого, а состояние его здоровья на первые 5 минут жизни. Тест проводят для проверки основных критериев жизнедеятельности на данном этапе жизни. Шкала, ни каким образом не может дать чёткое понимание умственных, физических или интуитивных способностей у малыша. 

Расшифровка коэффициентов состояния ребенка

Чаще всего можно встретить оценку 7-8 в документах, что говорит о том, что ребенок здоров и может через два часа переводиться в послеродовое отделение вместе с матерью, если на то нет иных противопоказаний. Оценку в 10 баллов получают нечасто.

Таблица от 1 до 10

После того, как опытный неонатолог провел анализ состояния ребенка, показатели по всем пяти параметрам складываются, и их сумма является конечной оценкой здоровья малыша.

Возможные показатели с описаниями

Итоговая сумма баллов
Вывод о состоянии ребенка
0-2
Состояние ребенка критическое, требует неотложных реанимационных действий.
3, 4
Нередкая оценка недоношенных детей, говорящая о том, что ребенку требуются пристальное внимание медперсонала и соответствующая помощь
5, 6
Ребенок имеет незначительные отклонения от нормы, ему нужны особый уход и повышенное внимание со стороны медиков
7-9
Ребенок считается здоровым, способным к самостоятельному развитию и адаптации в новой среде, может переводиться в общую палату
10
Показатель отличного состояния малыша, который активен с первых минут жизни

Иногда при выписке из роддома молодые родители обнаруживают в выписном листе не одно значение, а два, указанных через дробь или дефис. Это говорит о том, что показатель, полученный на первой минуте, был перепроверен спустя 5 или 10 минут. Полученный во второй раз результат оказался выше первого, что явно свидетельствовало о положительной динамике адаптации ребенка. После чего в отчет были занесены обе цифры, выглядеть запись стала так: «6-8 по Апгар».

Громкий крик

Эти значения вовсе не означают, плохой ребенок или хороший. Они нужны для специалистов, несущих ответственность за оказание своевременной помощи младенцу неонатального периода

Каждой маме важно понимать, что, если ее выписали из родильного дома на 4-5 сутки, а не на 6-7 и позже, это однозначно говорит о том, что она и ее малыш здоровы, соответствуют «нормальным» показаниям в послеродовом периоде и могут самостоятельно, без пристального внимания медицины, учиться вместе познавать свое тело и мир, наслаждаясь обществом друг друга, совершенно забыв, что было написано в отчете: «8-9 по Апгар» или как-то иначе

Как интерпретировать сумму баллов

Самая высокая оценка, которую возможно поставить, это 10 баллов, но отечественные врачи ее практически никогда и никому не ставят, хотя за рубежом, наоборот, при хороших показателях принято ставить высокие оценки.

Оптимальными баллами, которые свидетельствуют о том, что адаптация проходит успешно, малыш чувствует себя хорошо и его состояние стабильно, считаются 7, 8 и 9.

Поставленные 5 и 6 баллов говорят об удовлетворительном состоянии ребенка, при котором есть незначительные отклонения и он нуждается в более внимательном дальнейшем наблюдении со стороны медицинского персонала.

Если новорожденному ставят 3-4 балла, его состояние оценивается, как ниже среднего, поэтому врачи продолжают оценивать его еще на 10-й, 15-й и 20-й минутах и, определив суммарную оценку, могут определить необходимые дальнейшие реанимационные действия. Таким деткам нужен постоянный и пристальный контроль.

Критическими и опасными показателями считаются 0, 1 и 2 балла. Такому новорожденному нужна срочная медицинская помощь, комплексное обследование и необходимое лечение, чтобы стабилизировать его состояние.

Вирджиния Апгар, которая придумала шкалу APGAR

Что такое шкала Апгар? Это простой, признанный во всем мире способ быстро оценить по десятибалльной шкале состояние новорожденного, чтобы понять, насколько малыш нуждается в экстренной помощи и, если новорожденных несколько, кому уделять первоочередное внимание и выявить необходимость реанимационных процедур. Предложила этот полезный инструмент на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 года врач Вирджиния Апгар

Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно «мужской территорией»

Предложила этот полезный инструмент на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 года врач Вирджиния Апгар. Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно «мужской территорией».

Уважаемая врач-анестезиолог, долго работавшая в акушерстве, и не думала вносить свою фамилию в анналы истории. Однако через 11 лет венгерский педиатр Йозеф Буттерфилд придумал удобное мнемоническое правило, привязав к каждой букве фамилии Apgar один из критериев оценки состояния новорожденного.

Фамилия Вирджинии оказалась удачным акронимом и для других европейских языков. В немецком это  Atmung, Puls, Grundtonus, Aussehen, Reflexe, в испанском — Apariencia, Pulso, Gesticulación, Actividad, Respiración. На русском языке удачного мнемонического правила не существует, так что нашим акушерам пришлось заучить пять критериев без всяких подсказок.

Низкие показатели

Что делать, если оценка по Апгар была низкой? Не волноваться! Не стоит думать, что малыш родился инвалидом и с ним придется мучиться. Данные показатели фиксируют состояние крохи после родов: как он перенес прохождение через родовые пути.

Эти показатели сообщают о неотложности проведения реанимационных процедур новорожденному. Например, если малютку долго тянут щипцами, он получает кислородное голодание. Что будет после таких манипуляций? Малыш вряд ли сможет сразу закричать, и кожные покровы будут иметь синюшный оттенок.

Схема оценки состояния новорожденного:

  • 7-10: отличное состояние;
  • 5-6: легкие отклонения;
  • 3-4; отклонения средней тяжести;
  • 0-2: тяжелое состояние.

Переживать не следует ни в коем случае! Тяжелые роды – не приговор для малыша, и вскоре все его жизненные показатели придут в норму.

Мама должна свято верить в это и не сомневаться! Через какое-то время мама увидит рядом с собой розовенького малютку со спокойным дыханием и наличием всех необходимых рефлексов!

Влияет ли оценка по шкале Апгар на будущее ребенка

Что такое шкала Апгар? Это условный показатель состояния и развития крохи в определенный момент – время его появления на свет. Поэтому прогнозировать его дальнейшую жизнь и заранее опасаться за его здоровье, увидев не такую высокую оценку, как хотелось бы, все же не стоит. Хотя бы потому, что является она сугубо субъективной. Да и влияет лишь на интенсивность ухода за новорожденным.

Поэтому утверждать, что кроха, получивший 10 баллов из 10 сразу же после рождения, будет умнее и здоровее того, которому поставили всего 7, не приходится! В конце концов, развитие каждого отдельного человека зависит от любви, заботы и внимания, которые он получает от своих родных, а также от воспитания и атмосферы, которая царит в семье.

Яркий тому пример – малыши, которые даже через 5 минут получали не более 4 баллов по Апгар, а позже просто перегоняли в развитии своих сверстников, рожденных с более высокими оценками!

Дорогие родители! Подытоживая все вышесказанное, хочется еще раз напомнить о том, что низкий балл – это не диагноз! Шкала Апгар предназначена для оценки общего состояния крохи в конкретный момент времени и не более! Поэтому никаких излишних расстройств без веских на то оснований здесь быть не должно.

Посмотреть видео про шкалу Апгар от доктора Комаровского можно здесь:

https://youtube.com/watch?v=lTtdZjn7aFY

Делитесь прочитанным в соцсетях, подписывайтесь на наши обновления и приходите к нам снова! До скорых встреч!

Немного истории: кто такая Вирджиния Апгар

Изобрела данную систему оценки врач-анестезиолог Вирджиния Апгар — единственная женщина, ставшая почетным членом сразу трех американских обществ: педиатров, акушеров и анестезиологов.

Вирджиния Апгар родилась 7 июня 1909 г. в Нью-Джерси, США. Ее отцом был Чарльз Эмори Апгар (Апгарян), чудаковатый армянин-изобретатель, увлекающийся естественными науками, астрономией и музыкой. Мать – Хелен – ирландка по происхождению, отвечала в семье за строгое воспитание и дисциплину. Вирджиния была очень дружна с отцом, в их доме был подвал, в котором они постоянно что-то изобретали и конструировали. Благодаря влиянию отца девочка еще в детстве играла на многих струнных инструментах, таких как виолончель, скрипка, знала множество созвездий и схватывала все знания на лету.

Семья жила бедно, но совсем туго пришлось, когда их сын Лоренс заболел туберкулезом. И без того скромные доход уходили на дорогостоящее лечение мальчика, но увы, на тот момент медицина еще не продвинулась так далеко вперед, как сейчас: ребенок умер. Именно это событие оказало влияние на всю дальнейшую жизнь Вирджинии, и она твердо решила стать врачом.

В 1929 г. она выигрывает конкурс на получение стипендии в Колумбийском университете. Вскоре после этого страну накрывает Великая депрессия, и чтобы выжить, девушка подрабатывает на самых неквалифицированных работах в лабораториях. В 1933 году на момент окончания Вирджинией университета за ней скопился поистине астрономический долг в 4 000 долларов – неподъемная по тем временам сумма.

После окончания обучения Апгар устраивается работать на кафедру хирургии и достаточно быстро достигает определенных высот. В то время врачей -анестезиологов практически не было, и Вирджиния пробует занять эту нишу. Еще несколько лет учебы — и вот в 1939 году она становится первой женщиной-врачом с дипломом анестезиолога. Отзывы коллег о ней всегда были в высшей степени положительными: они отмечали ее упорство, работоспособность и тягу к знаниям. С такими данными ей не составило труда стать заведующей отделением анестезиологии при отделении хирургии.

В 1952 году она представляет миру свое детище: собственноручно разработанную ею шкалу. Рассмотрим, что такое шкала Апгар и какие показатели в нее входят:

  • Appearance — цвет кожных покровов.
  • Pulse (Heart Rate) — пульс ребенка (частота сердечных сокращений).
  • Grimace (Response to Stimulation) — рефлексы.
  • Activity (Muscle Tone) — активность движений, мышечный тонус.
  • Respiration— дыхательные движения.

Вот что такое шкала Апгар. Она оценивает здоровье новорожденного по пяти показателям: это окраска кожи, пульс, рефлексы, активность и дыхание.

Подробнее о критериях шкалы Апгар

Как правило, профессионалу-неонатологу для оценки состояния малыша по этой системе требуется около 50 секунд. Подобной скорости требует и сама система, ведь первая оценка состояния новорожденного по шкале Апгар должна быть присвоена в первые 60 секунд. Для непрофессионала или будущей мамы разобраться в данной системе может быть намного сложнее. Разберем критерии оценки более подробно.

1.      Внешний вид, цвет кожи ребенка

Считается, что в норме цвет кожи новорожденного – розовый, как бледный, так и ярко-розовый. Высший балл обычно набирают детки – «кесарята», так как при родах они не проходят родовые пути.

У рожденных естественно младенцев, особенно при длительном потужном периоде, часто наблюдается некоторая синюшность кожи конечностей при общем розовом цвете, шкала оценки новорожденных в таком случае присваивает им 1 балл. Нулевой балл – это общая бледность, или же синюшность всего тела.

2.      Сердцебиение новорожденного

Оценка частоты сердцебиения ребенка проводится при помощи фонендоскопа. У новорожденных детей ЧСС составляет, в среднем, 140 ударов каждую минуту. Если ЧСС не превышает 100 ударов каждую минуту, что обычно наблюдается при гипоксии в родах, малышу присваивается 2 балла по этому пункту, если же ЧСС ниже 100 ударов- 1 балл. Нулевой балл по данному критерию ставят в ситуации, когда сердечная деятельность вообще не прослеживается.

3.      Рефлекторная возбудимость

У новорожденных проверяются следующие рефлексы:

  • Первым наблюдаемым проявлением безусловных рефлексов является, конечно же, вдох и первый крик.
  • Сосательный рефлекс дает возможность получать питание сразу же после родов.
  • Удивительными для неспециалиста покажутся рефлексы ползанья и ходьбы. Новорожденный ребенок способен отталкиваться от опоры, лежа на животе, и при поддержке подмышками совершает нечто наподобие «шагов», переступая по поверхности.

Если все вышеперечисленные рефлексы проявляются полностью и сразу, ребенок заслужил 2 балла по этому критерию. Если проявляются только по прошествии времени и после стимуляции, то присваивается 1 балл. В случае, если  рефлексы не выражены вообще – 0 баллов.

Часто при проверке рефлексов на первых минутах после родов ограничиваются проверкой реакции на введение катетера для отсасывания слизи из носа и ротовой полости. Здоровый новорожденный активно гримасничает, отталкивает катетер, 1 балл присваивается тому, кто ограничивается слабо выраженными гримасами. Нулевой балл – это абсолютное отсутствие реакций на раздражитель.

4.      Активность и тонус мышц

У здоровых новорожденных высокий тонус мышц, из-за чего ноги и руки у них согнуты в коленном и локтевом суставе, а пальчики сжаты в кулачок. Движения ребенка беспорядочны, активны, он хаотично двигает конечностями. При укладывании на бок здоровый новорожденный стремится принять позу, характерную для эмбриона; если пытаться «развернуть» его, потянув за конечности, он будет оказывать сопротивление. Активный новорожденный с высоким тонусом мышц заслуживают по данному критерию 2 балла, когда же тонус мышц малыша более низкий, движения менее активны – 1 балл.

0 баллов ставят, если ребенок вообще не совершает активных движений, вялый, имеет низкий тонус мышц. Такое состояние часто присутствует у глубоко недоношенных детей.

5.      Дыхание

Новорожденный ребенок делает около 40 вдохов и выдохов каждую минуту и издает громкий крик. Здоровый, активно дышащий, «громкий» малыш получит по данному пункту 2 балла. В случае, если дыхательные движения реже, а крик едва слышен, выставляется 1 балл. Если как крик, так и дыхание полностью отсутствуют, ставится ноль баллов.

Наблюдение в динамике: на 5-й и 10-й минуте жизни

Дополнительный контроль основных критериев, которые находятся в основе данной системы, проводится в том случае, если первые две проверки показали результаты 6 и 7 или 7 и 7 соответственно. Данная ситуация считается неоднозначной и требует осуществления наблюдения за ребенком в динамике. Для этого врач каждые 5 минут проверяет сердечную, дыхательную и рефлекторную функцию младенца, а также оценивает тонус мышц и осматривает кожные покровы. Для отслеживания изменений этих показателей и возможности мгновенно оказать медицинскую помощь осмотр осуществляется на 5, 10, 15 и 20 минуте жизни малыша.

Таблица оценки по шкале Апгар

Показатели, на которые акушер обращает внимание, анализируя состояние здоровья новорожденного

Оцениваемое состояние 1 2
Пульс (частота сердечных сокращений) Сердечных тонов нет Меньше, чем 100 ударов в минуту Больше, чем 100 ударов в минуту
Дыхание Отсутствует Спонтанное, нерегулярное, поверхностное или замедленное Ровное, отчетливое, с громким криком
Цвет кожных покровов Бледность/синюшность Тело розовое, конечности с признаками синюшности Розовое как тело, так и конечности
Мышечный тонус Не обнаружен, конечности висят Редкое сгибание конечностей, слабый тонус Активные движения в локтевых, плечевых коленных, тазобедренных суставах
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Реакция присутствует, но слабо выражена, проявляется в виде гримасы или шевелений Чихание, кашель, крик в ответ на раздражитель

Интересно. Ярко выраженным рефлексом только что родившегося ребенка является поиск материнского соска во время прикладывания его к груди. Можно проверить это рефлекс, прикоснувшись к щеке ребенка – в ответ на этот жест он откроет рот и повернет голову в сторону раздражителя.

Младенец на реанимационном столике

Дыхание

Во внимание принимается не только первый крик, хотя он сам по себе является хорошим показателем работы организма, но и дыхание. От того, как часто, глубоко и равномерно вдыхает новорожденный, зависит, сколько ткани и органы получают кислорода

При недостатке кислорода могут развиться множественные кровоизлияния, функциональные нарушения центральной нервной системы, следствием чего могут быть нарушения кровообращения в мозге, серьезные соматические и психомоторные расстройства и даже смерть в неонатальном периоде (в первые 28 дней жизни). Количество вдохов должно быть близко к 40-45 в минуту.

Проводя анализ дыхания на 1, 5, 10 и 15 минутах жизни по шкале оценки новорожденных, можно судить о динамике угасания возможной асфиксии:

  • на 1 минуте судят о внутриутробной гипоксии;
  • на 5 минуте определяют эффективность проведенных реанимационных действий, принимается решение о необходимости интенсивной терапии;
  • на 10 минуте судят о результатах интенсивной терапии;
  • на 15 минуте виден результат оказанной реанимационной экстренной помощи, и дается прогноз дальнейшего существования ребенка после перенесенной гипоксии.

Частота биения сердца

В норме сердце ребенка совершает более 100 ударов в минуту, среднее значение близко к 130 уд./мин. Если сердце бьется недостаточно интенсивно, в результате чего пульс ниже 100 ударов в минуту, акушер ставит 1 балл в таблицу шкалы Апгара для новорожденных. При отсутствии сердцебиения ставится оценка 0.

Тонус мышц

Здоровый доношенный малыш после рождения активно пользуется ручками и ножками, шевеля ими хаотично. Такой ребенок получит 2 балла. При невыраженном шевелении или наличии лишь способности прижать руки к груди, а ноги согнуть в коленном суставе, ставится оценка 1. Висящие конечности, как плети, означают отсутствие тонуса мышц, в связи с чем их оценивают в 0 баллов. Такому ребенку показана тактильная терапия в форме оздоровительного массажа или более серьезная медицинская помощь.

Интересно. В медицинской практике имеют место случаи, когда ребенок рождался с абсолютным отсутствием тонуса мышц, благодаря массажу обретал его и во взрослой жизни становился профессионалом, активно пользующимся своими когда-то неработающими конечностями. Мышцам неведом знаменитый принцип нобелевского лауреата в области медицины Эдгара Дугласа «все или ничего».

Рефлекторная возбудимость

Под рефлекторной возбудимостью понимается непроизвольная реакция организма на внешние раздражители. В связи с тем, что многие новорожденные нуждаются в санации верхних дыхательных путей, забитых первородной слизью, рефлексы оцениваются именно во время этой процедуры. Здоровый активный ребенок при введении трубочки в носовые ходы чихает и кашляет, а спустя некоторое время протестует громким криком, за что ему ставят 2 балла. Если новорожденный отреагировал только гримасой или неявным шевелением, тогда он получает 1 балл. Никак не отвечающему малышу на раздражитель ставят 0 баллов.

Цвет кожи

Это критерий нагляднее всего говорит о нарушениях кровообращения. Посиневшая голова или конечности – явные признаки наличия проблем, не говоря уже о полной синюшности всего тела. Полностью розовый или, как говорят, телесного цвета малыш получает 2 балла. Выраженная бледность кожных покровов также свидетельствует о нарушениях и является показателем к особому вниманию со стороны медперсонала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector