Урок русского языка в 1 классе «деление на слоги»
Содержание:
- Так что же это такое – слог?
- Тест на готовность
- Теории слога
- Слоги слияния — это…
- Как разделить слово на слоги
- Не путайте открытый и закрытый слог
- Теории слога
- Закрытый слог в английском языке (II тип)
- Беглое чтение для дошкольников
- Уроки грамоты и обучение чтению
- Как правильно разделять слова для переноса
- Perenosslov.ru поможет переносить слово с одной строки в другую
- Что такое слог?
- Как определить ударение
- Что такое слог?
- Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги
- Понятие о слоге
- Основные правила слогораздела
- Деление на слоги и перенос слов по слогам
- Образование слогов
- Открытый и закрытый слог
- Сколько слогов в слове?
- Частые ошибки
- Основные правила слогораздела
- Как тренировать ребенка
- Слог вида «гласная + «r» + гласная» (IV тип)
- Закрытые слоги
Так что же это такое – слог?
Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог – это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.
В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове – столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные – неслоговыми (не могут образовать слог).
Тест на готовность
Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.
- Дошкольник любит, когда ему читают?
- Внимательно слушает чужое чтение?
- Может пересказать услышанный текст?
- Любит самостоятельно рассматривать книгу?
- Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
- Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
- Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
- Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
- Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
- У малыша обширная лексика?
- Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
- Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
- Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
- Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
- Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
- Хорошо проговаривает все звуки?
- Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
- Просит научить его читать?
Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:
0–5 очков
Учиться читать вашему малышу рано.
Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.
6–12 очков
Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое
Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени
Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.
13–18 очков
Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.
Теории слога
Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.
- Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
- Акустическая теория. Она подразумевает, что слог – это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный — более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
- Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
- Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.
Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
- знать все буквы и соответствующие им звуки;
- знать направление, откуда и куда читать (слева направо);
- знать слоги слияния, характерные для языка, и правильно их произносить;
- научиться разбивать слова на слоги слияния и отдельные буквы.
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Как разделить слово на слоги
Чтобы правильно прочитать типичное английское слово, надо не только знать типы слогов, но и правильно разбивать слова на слоги. Количество слогов равно количеству гласных. Немые гласные не учитываются, а дифтонги считаются одной гласной.
Если в слове есть префикс или суффикс, они считаются отдельным слогом. Поэтому слово restore делится на слоги так: re-store, а не res-tore, и приставка произносится по правилам открытого слога .
В словах с двумя согласными в середине деление на слоги происходит между ними: win-ter, sub-ject. Сочетания согласных, которые читаются как один звук, не разделяются: py-thon.
Если в середине слова одна согласная, деление обычно происходит перед ней: ba-by, e-vil.
Если слово оканчивается на -le, это сочетание отделяется как слог вместе с впереди стоящей согласной: ta-ble, lit-tle.
Не забывайте про сочетания -nd и -ld, которые образуют отдельный слог: gri-nd, wi-ld.
Не путайте открытый и закрытый слог
Открытый слог состоит из одной или нескольких букв и оканчивается на гласную.
Например:
Стра-на, Ю-ля, ка-ша.
Закрытые слоги оканчиваются на согласную букву или мягкий знак.
Например:
Кот, фрак, кар-ман.
Как правило, читать закрытые слоги детям сложнее. Чтобы упростить задачу, на первых порах можно делить слово только на открытые слоги, состоящие из одной или двух букв. С точки зрения русского языка это неверно, но такой прием поможет ребенку быстрее освоить слияние слогов и перейти к чтению слова целиком.
Кар-ман
Ка-р-ма-н
Если ребенок освоит только деление на закрытые слоги, он будет хуже понимать прочитанное.
Закрытые слоги: оз-ер-о;
Открытые слоги: о-зе-ро.
Существует множество методик чтения, одна из которых «Словолодочки». Данная методика строится на лодках — открытых слогах. Изучая сочетание согласной и гласной, ребенок начнет читать быстрее и с удовольствием.
Теории слога
Существуют 4 теории слога.
1) Экспираторная теория: слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз). Таким образом, слог – один выдыхательный толчок (Томпсон, молодой Василий Алексеевич Богородицкий).
2) Динамическая теория: слоговой звук — самый сильный, интенсивный. Это теория мускульного напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба, Россия). Слог – импульс мускульного напряжения. Правила слогоделения связаны с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.
3) Сонорная теория: в слоге наиболее звучный звук — слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс). Таким образом, слог – сочетание более звучного элемента с менее звучным (Отто Эсперсен, Дания). Им разработана шкала звучности из 10 ступеней. Известный лингвист Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней:
1. наименее звучные (шумные)2. более звучные (сонорные)3. максимально звучные гласные.
Слог строится по принципу волны восходящей звучности.
4) Теория открытого слога (Л.В. Бондарко, ПФШ) – связь в группе «согласный + гласный» теснее, чем в группе «гласный + согласный». Г/ССГ. Все слоги открытые, т.е. должны оканчиваться на гласные. Исключения составляют конечные слоги – слог может закрываться J.
Закрытый слог в английском языке (II тип)
Особенности:
- В закрытом слоге используется только одна гласная.
- Если слово состоит только из двух букв, то оно обязательно должно заканчиваться на согласную.
- Если в слове всего три буквы, то в закрытом слоге одна согласная стоит до и одна (или более) стоят после гласной.
- В том случае, если слово имеет два закрытых слога, следующих друг за другом, между гласными будут стоять согласные буквы.
- Все звуки краткие/короткие.
Примеры чтения гласных в закрытом слоге:
Буква «A» – tomcat – кот, wombat – вомбат, snatch – грабеж.
Буква «O» – clot – комок, pol – политик, common – всеобщий.
Буква «E» – gen – информация, businessmen – предприниматели, nest – гнездо.
Буква «I» – chit – записка, splinter – заноза, miff – размолвка.
Буква «Y» – mythology – мифология, system – система, mystify – мистифицировать.
Буква «U» – make-up – макияж, rummer – большой бокал, blush – румянец.
Беглое чтение для дошкольников
Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.
Уроки грамоты и обучение чтению
На уроках по обучению чтению важно предлагать детям упражнения
для подготовки руки к процессу письма. Это графические игры и графические
задания, которым предшествует гимнастика для пальцев
Пальчиковая гимнастика – это
самые простые упражнения, построенные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании
кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений
– укрепить мышцы кисти, снять их лишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат
выполнения графических упражнений ребята учатся:
а) свободно направлять движения по размаху, степени нажима на
карандаш, по ритму;
б) ориентироваться на листе бумаги;
в) представлять линии различных направлений безотрывным движением
руки.
Не следует предлагать ребенку писать элементы букв или сами буквы,
мелкие графические элементы, т.к. это требует точности выполнения и не маленьких
волевых усилий.
Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров
. Прописывание на линии группы контурных изображений (сливы, яблоки, желуди
и др.) создает навык следованию строки, сбережение размера фигуры, размножение изображения.
Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради
Важно, чтобы каждое
графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев»,
«Самолеты» и т.д. Такое образное соотнесение дает возможность детям за контуром,
видеть предмет, развивает фантазию, творчество, сложную кропотливую работу по организации
графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника
В уроках по обучению грамотре предстоит включать элементы
имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии
Учитывая сложность материала,
использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес
дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В представленных
методических сценариях занятий включен сказочный персонаж Карандаш
Этот герой связан
с понятием «грамота», «письмо». Его задачи на занятии разнообразны: знакомит детей
с новым материалом, играет с ними в обучающие игры, допускает «ошибки», которые
дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.
На уроках по обучению грамотре следует уделять внимание
интонационной живописности речи
Важно научить ребенка выделять интонационно
звук в слове, слово в предложении. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства
Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства.
Статья была посвящена теме «Слоги 1 класс».
Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников«
- Бесплатные игры
обучающие чтению - Развивающие для детей
онлайн - Игры онлайн детям 4 года
- Смотреть онлайн когда
ждешь ребенка - Игры детские бесплатно
- Детские игры
Чтение по складамБуквыПрописьКнижкиАнглийскийСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаРисованиеСчетВниманиеВоображениеОбучение дошкольников чтениюПодготовка детей к школе
Как правильно разделять слова для переноса
Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.
При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов. Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная
Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три
Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.
Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».
При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом – от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично — в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».
Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.
Perenosslov.ru поможет переносить слово с одной строки в другую
Perenosslov.ru – это еще один простой в использовании сервис, который поможет вам определить слоги по актуальным правилам русского языка на сегодняшний день. Работать в нем очень просто:
- Введите слово в единственную форму на странице http://perenosslov.ru/slogi/index.php и нажмите большую кнопку «Слоги слова онлайн».
- В следующем окне вы сможете увидеть результат разбивки сразу под формой.
- На этой странице приведено пошаговое объяснение, почему именно таким образом разбито слово, исходя из правил. Например, слоги начинаются с согласной, которая следует за гласной; мягкий и твердый знаки (ь, ъ) нельзя отрывать от предыдущего слога (Жень-ка, объ-езд). Согласные, которые имеют глухой звук, передаются следующему слогу, звонкие – предыдущему; сочетание согласных, которые вместе образуют один звук, нельзя разделять на два слога.
Что такое слог?
Чтобы о чём-то сообщить или спросить, мы пользуемся словами, которые оформляются в законченную мысль — предложение. При разговоре слово произносится на выдохе. Струя выдыхаемого воздуха выходит изо рта не вся сразу, а небольшими толчками. Поднесём ладошку ко рту и убедимся, как это происходит. Произнесём слова:
- ла-па
- ро-са
- до-ро-га
При произношении каждое слово можно разделить на небольшие звуковые части- слоги, каждый из которых произносится на выдохе одним толчком.
Определение
Слог — это гласный или сочетание гласного с согласным, которые произносятся одним толчком воздуха.
Как же образуются слоги в слове? Из чего они состоят? Выясним это.
Как определить ударение
В английском нет фиксированного ударения, поэтому ориентироваться надо на правила:
- Префиксы и суффиксы обычно безударные; ударение падает на корень слова;
- Чаще всего первый слог — ударный, за исключением слов, начинающихся на de-, re-, ex-, in-, po-, pro- и a-. Например, в словах explore или demand первый слог безударный. Также на слог перед суффиксами -ion, ity, -ic, -ical, -ian, -ial и -ious обычно ставится удаление;
- В словах с двойными согласными ударение обычно падает на слог с первой согласной, как в слове letter;
- На последний слог ударение часто падает в том случае, если в нем две гласных буквы: sustain.
Что такое слог?
В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.
ОпределениеФонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:
1. слог составляет один гласный звук:
- а-дрес
- и-дол
- о-стров
- у-кор
- э-тюд
2. слог составляет гласный с согласным:
- во-ро-та
- со-ло-ма
- со-ро-ка
3. слог образует гласный с несколькими согласными:
- кра-ска
- зве-зда
- во-сторг
Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги
Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:
- Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться. Посчитайте вместе количество колебаний на каждое слово. Ребёнку также будет интересно самому придумывать слова и подсчитывать количество слогов в них. Поэкспериментируйте: назовите короткие односложные слова, а затем придумайте длинные, от которых пламя будет колебаться много раз.
- Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши. Пусть слова посоревнуются, какое из них соберёт больше аплодисментов.
- Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под подбородок. Пусть то же самое проделает ваш маленький учёный. Произносите односложные и многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот раскрываться.
- Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог. Спросите малыша, сколько шагов понадобится, чтобы произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А затем пусть учится использовать шаг для измерения количества слогов самостоятельно.
- Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка), который по нраву вашему ребёнку. Как будут звучать слова?
Для усвоения материала дайте возможность ребёнку измерить слоги шагами, пощупать их руками и создать для каждого слова свои неповтимые мелодии
Понятие о слоге
Когда мы говорим, наша речь состоит из предложений, предложения — из слов. Каждое слово складывается из звуков, которые выстроены в определённом порядке. Звуки речи составляют слово. В каждом слове звучат гласные и согласные. На письме они обозначаются соответствующими буквами. В русском языке различают гласные звуки:
Гласные звуки
а, о, у, и, ы, э
Гласный звук являются главным в слове. Он организует слог в одиночку или вместе с согласными звуками. Не может быть слога без гласного звука. К нему присоединяется один или несколько согласных и образуют слог. Например, гласный «а» в сочетании с согласным «б» образует слог «ба», а с гласным «у» — слог «бу», с гласным «о» — «бо» и т. д.
Характерным отличием слога является то, что он произносится одним толчком воздуха при выдохе. Убедимся в этом, если поднесём ладошку ко рту и произнесём слова по слогам:
- ру-ка
- го-ра
- ви-на
- ко-са
По составу слоги бывают разные. Их могут складывать как гласные звуки самостоятельно, так и в сочетании с одним или несколькими согласными.
Понаблюдаем:
- у-рок
- и-ней
- ка-мень
- кры-ло
Следовательно, в каждом слоге имеется только один гласный звук. Вокруг него группируются согласные и вместе с ним образуют слог,
Основные правила слогораздела
Слог — минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог.
Слогораздел — граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи.
Существующие определения слога дают различные основания для определения места слоговой границы. Наиболее распространёнными являются две теории слогораздела. Обе они базируются на том, что для русского языка характерно тяготение к открытому слогу, а различия между ними обусловлены пониманием тех факторов, которые управляют слогоразделом.
Первая теория — теория Аванесова базируется на понимании слога как волны сонорности и может быть сформулирована в виде ряда правил: при последовательности СГСГСГ (С — согласный, Г — гласный) слогораздел проходит между гласным и следующим согласным (мо-ло-ко, по-мо-гу и т. д.).
Когда между гласными оказывается сочетание двух или более согласных — СГССГ, СГСССГ и т.д., то при общей тенденции к образованию открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с которым в рус. языке в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине — гласному.
По собственной звучности Аванесов различает три большие группы — гласные, сонанты и шумные согласные, так что в неначальном слоге запрещёнными оказываются последовательности «сонант + шумный согласный»: невозможно деление на слоги су + мка (во втором слоге нарушен закон восходящей звучности, т.к. м более сонорен, чем к), нужно делить сум- ка, но ко-шка (оба согласные — шумные и не различаются по звучности, поэтому их сочетание в одном слоге не препятствует тенденции к образованию открытых слогов).
Правила Р.И.Аванесова отличаются простотой, но некоторые исходные положения спорны: во-первых, противопоставление начальных слогов неначальным не очень обосновано, т.к. традиционно считается, что сочетания, возможные в начале слова, возможны и в начале слога внутри слова. В начальных же слогах сочетания сонантов с шумными встречаются — льдина, ржавый, ртуть и т. д. Само разбиение звуков на три группы по звучности не учитывает реальной звучности — в «разрешённом слоге» -шка (ко-шка) на самом деле согласный более звучен, чем , так что и здесь закон восходящей звучности нарушен.
Вторая теория слогоделения, сформулированная Л. В. Щербой, учитывает влияние ударения на слогоделение. Понимая слог как единицу, характеризующуюся единым импульсом мускульного напряжения, Щерба считает, что слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, а оно в последовательности СГССГ зависит от места ударного гласного: если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный является сильноначальным и примыкает к этому гласному, образуя закрытый слог (шап-ка, кош-ка); если же ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к нему в связи с действием тенденции к образованию открытых слогов (ка-пкан, ко-шмар). Сонанты, однако, примыкают к предшествующему гласному, даже если он безударный (и это также сближает теории Аванесова и Щер6ы).
Однако до настоящего времени нет достаточно чётких определений фонетической сущности «импульса мускульного напряжения», лежащего в основе щербовской теории слогораздела.
Деление на слоги и перенос слов по слогам
Фонетическое деление на слоги не всегда совпадает с орфографическим переносом слов. Чтобы правильно перенести слово по слогам с одной строки на другую, учитываем правило орфографии.
Так например, слово «яблоко» делим на слоги:
я-бло-ко
Но перенести его с одной строки на другую в соответствии с этим слогоразделом невозможно, так как согласно правилу орфографии одна буква не остается на строке и не переносится на следующую. Поэтому присоединим букву «я» к букве «б» и перенесем это слово двумя способами:
- яб-локо
- ябло-ко
Следующий пример. В слове пишутся двойные согласные. При фонетическом слогоразделе они отходят к следующему слогу, так как обозначают один длинный звук:
- шо-ссе
- ко-лле-га
- то-ннель
Орфографический перенос слов требует рассредоточить двойные согласные буквы:
- шос-се
- кол-ле-га
- тон-нель
Скачать статью: PDF
Рубинчик Людмила Ивановна
Образование слогов
Слово состоит из звуков, причём эти звуки все разные. Самыми звучными являются гласные, которые на письме обозначаются буквами:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
Каждый гласный звук можно произнести на выдохе одним толчком воздуха. В силу своей звучности гласные являются слогообразующими. Они обладают способностью образовать слог в одиночку, например в начале многих слов:
- а-ир
- о-кно
- у-хо
- е-нот
- я-щик
Согласные звуки менее звучные. Они состоят из шума или из минимальной доли голоса и шума. Согласные присоединяются к гласным и вместе с ними образуют звуковой отрезок слова, который произносится на одном выдохе, — слог.
Произнесём слова по слогам:
- до-мик
- са-лат
- ру-ка
- ли-цо
- кры-са
Запомним!
Гласные являются слогообразующими в слове. Не бывает слога без гласного звука.
Открытый и закрытый слог
В русском языке большинство слогов являются открытыми, так как они заканчиваются гласными. Слогораздел проходит после первого гласного, а следующий слог начинается с одного или двух согласных и заканчивается снова гласным.
- ре-ка
- ве-дро
- собра-ни-е
Но в некоторых словах имеются закрытые слоги. В конце слов слог закрывает один или несколько согласных:
- по-рог
- ко-лос
- по-росль
В середине слова слог могут закрыть только звонкие согласные, обозначенные на письме буквами «й», «л», «м», «н», «р»:
- мой-ка
- бан-ка
- дыр-ка
- вил-ка
- сум-ка
Вывод
Итак, в слове образуется слог с помощью гласного самостоятельно или в сочетании с согласными звуками.
Сколько слогов в слове?
В некоторых словах только один гласный звук в окружении согласных образует слог, например:
- рык
- кит
- вальс
- дождь
- бур
- гнев
Определение
Слово, в котором один гласный звук, называются односложными.
Односложные слова пишутся на одной строке. Их нельзя разделить на слоги, чтобы перенести с одной строки на другую.
Односложные слова
Чтобы разделить слово на слоги, в нём должно быть не менее двух гласных звуков. Это двусложные слова:
- сла-ва
- ду-ло
- го-ра
- ры-ба
Двусложные слова
Во многих словах можно выделить три, четыре, пять и более гласных . Они образуют такое же количество слогов. Это трехсложные, четырехсложные, пятисложные слова:
- кра-со-та
- ку-ку-ру-за
- вы-я-сне-ни-е
- о-пра-вда-ни-е
Вывод
В слове столько слогов, сколько в нём гласных.
При делении слова на слоги нужно учитывать открытые и закрытые слоги.
Частые ошибки
Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.
Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.
Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!
Основные правила слогораздела
После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один согласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.
Общие правила корректного слогоделения звучат так:
- слогообразующими всегда являются гласные звуки;
- слог не может включать больше, чем один гласный;
- слог может состоять из одного гласного звука либо комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.
Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух
Как тренировать ребенка
Итак, дошкольник научился читать
Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух
Чтение слоговых таблиц
Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:
Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.
Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.
Волна
Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.
Чтение отрывками
Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.
Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).
Пересказ прочитанного текста
Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.
Слог вида «гласная + «r» + гласная» (IV тип)
Особенности:
- Некоторые гласные превращаются в трифтонги или дифтонги.
- Дифтонг (diphthong) — звук, образованный комбинацией двух гласных в одном слоге, в котором сначала звук произносится как один гласный, но потом плавно перетекает в другой.
- Трифтонг (triphthong) — сочетание из трех букв или звуков.
Примеры чтения четвертого типа:
Буква «A» – Maryland – Мэриленд, wary – осторожный, canary – канарейка.
Буква «O» – shore — берег, more – более многочисленный, swore – клялся.
Буква «E» – sphere – шар, here – тут, revere – почитать.
Буква «I» – mire – трясина, crossfire – перекрестный огонь, retirement – уход на пенсию.
Буква «Y» – tyre — покрышка, lyre – лира, gyre – круговое вращение.
Буква «U» – purely – без примесей, cureless – неизлечимый, demure – скромный.
Закрытые слоги
Непарные звонкие согласные (сонорные) произносятся с известной долей шума и голоса. Они обладают способностью присоединиться к гласному звуку и закрыть слог в любой позиции в слове (в начале, в середине, в конце):
- ар-ба
- лей-ка
- рюм-ка
- кар-ман
- по-сыл-ка
- ман-да-рин
Обратим внимание, что за сонорным согласным следует звонкий или шумный согласный. И тогда слогораздел происходит между ними. Так образуются закрытые слоги.
Определение
Закрытые слоги — это слоги, в конце которых находится один или несколько согласных звуков.
Все согласные звуки в одиночку и в комбинации с другими согласными образуют закрытые слоги в конце слов:
- кисть
- по-клон
- у-рок
- по-езд
- те-ле-ви-зор
Мягкий и твердый знак не обозначают звука и принадлежат согласному, после которого они пишутся. Слогораздел в таких словах проходит после этих орфографических значков:
- друзь-я
- ля-гу-шачь-я (кожа)
- инъ-е-кци-я
Рассмотрим фонетический состав следующих слов и укажем в них открытые и закрытые слоги.
Примеры
- гроздь
- ша-лаш
- кро-вать
- изъ-ян
- объ-я-ти-е
- ва-силь-ки
- серь-ё-зный
Итак, каждое слово составляют открытые и закрытые слоги, на которые его можно разделить, если учесть фонетические особенности.