Как научить ребенка разговаривать: несколько эффективных советов

Уроки правильной речи – упражнения риторики

Важно правильно дышать при разговоре

Наверняка, слушая плавную речь диктора или какого-либо харизматичного ведущего, вы ловили себя на мысли, что вам и самим бы хотелось уметь так говорить. Конечно же, этого можно достичь, если развивать технику речи. Однако, в первую очередь, для этого следует научиться правильно дышать – глубоко, спокойно и незаметно.

Обратите внимание на то, что речевое дыхание имеет отличия от обычного. Речь идет об управляемом процессе

Как известно, самым удобным для речи считается диафрагмально-реберное дыхание. В этом случае вдох и выдох производятся с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Самая емкая часть легких (нижняя) приходит в активность. При этом плечи и верхние отделы грудной клетки остаются практически без движения.

Научиться контролировать дыхание можно самостоятельно. Положите ладонь между животом и грудной клеткой – на область диафрагмы. Когда вы совершите вдох, стенка живота немного приподнимется, нижняя часть грудной клетки расширится. Выдох будет сопровождаться сокращением мышц живота и грудной клетки. При речи вдох должен быть легким и коротким, а вот выдох – плавным и длинным (соотношение примерно один к десяти).

Когда происходит процесс речи, в немалой степени увеличивается значение именно выдоха. Перед тем как заговорить стоит сделать быстрый и глубокий вдох, который осуществляется и через нос, и через рот. Между тем, во время речевого выдоха задействован лишь рот.

Правильное речевое дыхание можно назвать основой красивого звучания голоса. Если же вы будете дышать неправильно, то это приведет неустойчивости голоса.

Говорить уверенно, четко и внятно

При разговоре старайтесь избегать бормотания — говорите четко, внятно и уверенно. Практикуйтесь чтением книг вслух – делайте это неспешно и с выражением, иногда ускоряйте тем, но продолжайте говорить с выражением. Постепенно у вас выработается навык такой манеры разговора и в повседневной жизни.

Нужно постоянно тренировать жестикуляцию и мимику

Жестикуляцию и мимику можно назвать невербальным средством речи, которое также следует тренировать. Попробуйте говорить перед камерой или зеркалом, чтобы понять, не слишком ли много и «не по делу» вы жестикулируете. Порою, это может сильно отвлекать собеседника от темы разговора

Также важно понаблюдать за своей мимикой – недопустимо как безучастное выражение лица, так и чрезмерное проявление эмоций. Во втором случае это может выглядеть просто некрасиво

Ваши жесты и мимика должны выглядеть гармонично, плавно и естественно, и лишь иногда подчеркивать смысл сказанного

Важно, чтобы слушатель все же фокусировался на смысле текста, но не вашем лице или руках

Как научить ребенка говорить букву Ш

Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш»

Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики

  1. «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
  2. «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
  3. «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
  4. «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз

После разминки приступаем к языковому изучению:

  • «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
  • «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
  • «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
  • Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
  • С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.

Как помогать

С рождения с младенцем нужно постоянно общаться. Описывать ему свои действия, называть предметы — включить «режим радио», то есть рассказывать обо всем, что происходит вокруг: «это погремушка, сейчас положу ее Ксюше в ручку». Петь песни и колыбельные, разговаривать плавно и четко. Не стоит постоянно фоном включать телевизор, радио или музыку — это только путает малыша и замедляет развитие речи.

С трех месяцев можно добавлять игры. Спрашивать кто это в зеркале, показывая на ребенка и называя имя. Играть в пальчиковые игры и делать массаж ладоней и пальцев. 

С шести месяцев показывать жест «пока-пока , читать ребенку простые истории и показывать картинки. Уже можно запоминать части тела

Важно реагировать на лепет  и показывать мимикой, как произносить определенные звуки. 

С девяти месяцев дети уже многое понимают, даже если не могут сказать. Чтобы упростить ребенку задачу, лучше говорить о себе и малыше в третьем лице: «Ваня сейчас ест кашу, а потом пойдет гулять», «мама одевается». Местоимения пока будут путать малыша. Полезно вместе с ребенком делать гимнастику для лица, строить рожицы, высовывать язык, надувать щеки, чтобы малыш повторял за взрослыми. 

Занятия в 1–1,5 года: осваиваем слоги

Занимаясь с малышом после года, мама может использовать те же самые методы, только усложняя их. В этом возрасте ребёнок уже обычно словесно реагирует на диалог: пусть сначала это будут просто отдельные слоги, нужно стимулировать повторять их, пока не возникнут целые слова.

Всё большее значение приобретает чтение книг, обсуждение иллюстраций. Мама активно задаёт ребёнку вопросы по содержанию картинок, причём строит их так, чтобы ответами были не только существительные («кто это?»), но и прилагательные, глаголы («какого цвета банан?», «что делает машина?»). В речь малыша вводятся противопоставления: «этот цветок маленький, а этот большой».

Чтобы стимулировать речь ребёнка, не нужно реагировать на его язык жестов или мимики (например, малыш просит пить и при этом складывает губки трубочкой). Маме нужно сделать вид, что она не понимает, что хочет её чадо. При этом не нужно доводить кроху до слёз, а помогать ему наводящими вопросами.

Нужно побуждать малыша словесно обозначить то, чего он хочет, при этом специально не понимая его жестов

Можно привести конкретные примеры игр и упражнений для данного возраста:

  1. Массаж пальчиков заменяется на увлекательную пальчиковую гимнастику (в интернете можно найти огромное число вариантов на любую тематику).
  2. К играм с манкой, мукой добавляются манипуляции с мелкими предметами (обязательно под присмотром взрослого), катание по столу карандашей, клубочков, маленьких мячиков и пр. В полтора года уже можно предлагать малышу пластилин, пластическое тесто и пр.

  3. Словесная игра «Исправь ошибку». Мама говорит предложение или фразу из известной ребёнку сказки и намеренно путает слова (например, «снесла курочка яичко, но не простое, а голубое» или уточка говорит «мяу-мяу»).
  4. «Волшебный мешочек». Взрослый предлагает крохе доставать из непрозрачного мешочка игрушечных зверюшек и называть их.
  5. «Что как звучит». Малышу предлагается озвучивать самые разные предметы окружающего мира, например, «как капает дождик?» или «как топают ножки?». Вначале пусть он отвечает просто слогами («ка»), затем звукоподражательными словами («кап»). Впоследствии появятся и более сложные слова («что делает дождик — капает»).
  6. С годовалым крохой уже можно практиковать артикуляционную гимнастику, причём не нужно изнурять его ежедневно одинаковыми упражнениями, а менять их. Например, подойдут такие варианты: задуть свечку (настоящую или воображаемую), дуть в игрушку-дудочку, на кусочек ваты на ладони, облизать воображаемое варенье на губах, показать язычок хобот слоника (вытянуть губки трубочкой).

  7. Тренировка в игровой форме гласных звуков: показать, как плачет малыш («а-а-а»), как мы удивляемся («о-о-о»), как летит самолёт («у-у-у»).

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Простые правила для родителей дошкольников

Родителям следует быть максимально вовлеченными в процесс выработки четкости речи. В противном случае ребенок так и не научится внятно говорить.

  • Нужно избегать лепета, сюсюканья.
  • Нельзя говорить с ребенком его сокращениями: «бо-бо», «ам-ам», «пи-пи».
  • Нужно учить стихи, но правильно подобранные по возрасту. В стихе не должно быть сложных слов. Если ими перегрузить дошкольника, его артикуляционный аппарат будет быстро уставать, что приведет к закреплению ошибок в словах.
  • Следует следить за речью, просить повторить несколько раз слова до правильного их произношения.
  • Когда малыш смотрит на губы и движение языка взрослого, − это способствует закреплению правильной артикуляции.
  • Нужно использовать соответствующие упражнения, игры со специалистом или самостоятельно дома.

Причины

Причины отсутствия речи у крохи в 2,2 года могут быть спровоцированы неврологическими проблемами. Если малыш в этом возрасте мычит, выражает свои желания действиями, например, показывает пальцем, то игнорировать это не следует, лучше обратиться к специалисту, чтобы выявить патологию и начать ее лечение.

Задержка развития речи может возникнуть из-за следующих факторов, имеющих неврологический характер:

  • хронические болезни матери и вредные привычки в период беременности;
  • поражение или неверное формирование мозга, центральной нервной системы в период внутриутробного развития или в процессе родов;
  • прием матерью препаратов, которые противопоказаны в период вынашивания младенца;
  • длительный токсикоз, угроза выкидыша при беременности;
  • гипоксия при беременности или во время родов;
  • затяжные или стремительные роды;
  • родовые травмы;
  • переношенность или недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы и инфекционные заболевания у новорожденного.

Формирование речи у детей начинается с развития артикуляционного аппарата, укрепления его мышц. После этого кроха пробует издавать звуки, общаться с близкими, начинает постепенно накапливать словарный запас. Помешать развитию речевой коммуникации в двухлетнем возрасте могут факторы, связанные с физиологией:

  1. Нарушение слуха. Патология может быть врожденной или приобретенной. Она ведет к задержке интеллектуального и речевого развития.
  2. Недоразвитость речевого аппарата. Мешать нормальному развитию речи в 2,2 года могут слабые мышцы лица и челюстей. Патологии возникают из-за отсутствия грудного вскармливания, короткой уздечки языка, слишком долгого кормления перетертой пищей.
  3. Наследственность. Если у крохи не выявлено неврологических патологий и нет физических отклонений, то задержка речевого развития может быть вызвана у него генетикой, например, если его мама или папа тоже стали разговаривать поздно.
  4. Задержка интеллектуального развития. На речь малыша оказывают влияние различные метаболические дефекты, синдром Дауна и иные патологические состояния.

Если ребенок в 2,2 не говорит, но при этом не имеет никаких отклонений в здоровье, то задержку развития речевой коммуникации у него могут вызвать социальные причины. К ним относят:

  1. Невостребованность речи. Если кроха не говорит в 2,2 года, то этому может способствовать гиперопека. Малышу не нужно общаться с близкими, он уверен, что его желания понятны им без слов. Также ребенок может не говорить в этом возрасте, если родители мало занимаются ним, он предоставлен самому себе.
  2. Частые стрессы. Кроха может не разговаривать в двухлетнем возрасте, если находится в состоянии постоянного испуга, который возникает, если родители ссорятся между собой или кричат на него.
  3. Два языка в семье. Малыш может не разговаривать, если в его семье родители говорят на двух языках. Ребенку трудно отделить один от другого, понять звуки и значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Если ребенок много времени проводит в больницах, часто разлучен с матерью, то у него может сформироваться отстраненное отношение к окружающей среде, что проявляется в отсутствии речи.
  5. Негативное отношение к речи. Некоторые дети обладают своенравным характером, настойчивые просьбы и побуждения родителей к разговору формируют у них негативное отношение к речи и нежелание общаться.

Как развивать речь у детей до года?

Родителям, которых интересует, как научить ребенка рано разговаривать, необходимо ознакомиться с приведенными ниже рекомендациями специалистов, направленными на развитие речевого аппарата у детей. Следуя им, можно научить малыша говорить гораздо раньше его сверстников:

  • Чтобы научить ребенка хорошо разговаривать, необходимо приучать его к общению с самого рождения. Новорожденные дети не понимают смысла слов, однако они отлично воспринимают обращенные к ним эмоции. По этой причине взрослым нужно стараться как можно чаще улыбаться малышу, а при обращении к нему постоянно изменять интонацию своего голоса.
  • Общение с маленькими детьми нельзя ограничивать стандартным набором слов и фраз. Чтобы кроха научился рано говорить, маме нужно объяснять ему, как называется тот или иной предмет, описывать происходящие вокруг действия, читать ему сказки и стихи, петь песни. Нет ничего страшного в том, что ребенок еще слишком мал для того, чтобы повторять услышанные слова. Наступит момент, когда он начнет разговаривать, и речь его тогда будет намного богаче и правильней, чем у его ровесников.
  • Родителям, интересующимся тем, как правильно разговаривать с ребенком, необходимо при общении с ним произносить все слова четко. Это позволит малышу правильно их запоминать и воспроизводить.
  • Ребенку уже исполнился год, но он по-прежнему показывает пальцем на вещь, которую хочет получить? Взрослым нужно взять за правило не обращать внимания на его жесты. Пусть малыш сначала скажет слово «дай» и только после того получит желаемый предмет.

Причины упорного молчания

Мамы двухлетних «молчунов» часто жалуются, что вот, мол: «Растет малыш в любви и ласке, общительный и сообразительный, а ни «мама» ни «папа» не говорит, а только «ыкает» и жестами объясняется. И что делать? К врачу водили, уши проверяли, врач говорит, что нормально все, а ребенок мычит и все тут»! Беспокойство родителей понятно, ведь малыш, если у него все нормально с физическим и психическим здоровьем, обычно начинает говорить уже после года и к двум годам вполне умеет складывать простые предложения из 3-4 слов.

Специалисты утверждают, что при правильном воспитательном подходе и отсутствии проблем со здоровьем ребенок к трем годам имеет словарный запас в 300-500 слов.

Причинами же нежелания (неумения) ребенка выразить свои эмоции и мысли словами могут стать:

  • социальные или внешние факторы, когда ребенка не мотивируют на развитие речи или он растет в семье, где родители говорят на разных языках;
  • физиологические или внутренние проблемы, обусловленные наследственностью или неврологическими факторами.

Некоторые врачи считают, что если к двум годам ребенок разговаривает на непонятном для взрослых языке, но понимает все, что от него требуют, то причин для большого беспокойства нет. А вот если он в три года не умеет произносить внятно слова и связать несколько слов в одно предложение – стоит бить тревогу. Но давайте подробнее разберем каждую причину, которая мешает ребенку начать говорить в два года.

  1. Малыша слишком опекают и предугадывают все его желания, не давая стимула к самостоятельности, а значит и к развитию речи.
  2. Если с ребенком все время разговаривают, коверкая слова и называя предметы в уменьшительно-ласкательном варианте (проще говоря – сюсюкаются), то говорить такой ребенок начнет однозначно позже обычного срока и невнятно.
  3. Когда обстановка в семье, мягко сказать, некомфортная для малыша и родители мало с ним говорят и общаются, то и ребенок будет расти молчуном с небольшим запасом слов. А частые скандалы в семье способны так напугать кроху, что он, испытав стресс, и вовсе надолго замолчит. Тут уже стоит обратиться за советом не к логопеду, а к детскому психологу.
  4. Наследственный фактор также играет немалую роль в развитии речи. Если мама или папа, дедушки или бабушки в детстве были «немтырями» и начали разговаривать поздно, то и малыш, скорее всего, будет им под стать. Считается даже, что такая проблема только еще больше усугубляется от поколения к поколению.
  5. Неврологические патологии, связанные с проблемой дефектов и новообразований в головном мозге, выявляются только с помощью специально назначенного МРТ и после обследования у специалиста.
  6. О проблеме речи в билингвальных (двуязычных) семьях мы уже упоминали. В такой семье маленькому ребенку просто трудно подобрать звуковые комбинации для сложения правильного слова, и кроха вынужден или молчать, или выдумывать свой собственный язык, который, естественно, не будет понятен его родителям.
  7. В некоторых случаях расстройство экспрессивной речи случается из-за врожденных или приобретенных в раннем возрасте психических заболеваний.
  8. Причины иногда кроются и в физическом недостатке – короткой языковой уздечке или сниженном тонусе мышц нижней части лица.

Но иногда, примерно в 10%, выяснить проблему молчания никак не удается, и если ребенок вдруг внезапно начинает чисто и внятно говорить, то все списывают на индивидуальный характер малыша, мол, он просто молчун.

Тренировка речи

Самое лучшее упражнение для постановки речи – качественная разговорная практика. Тот, кто просто много разговаривает, не всегда говорит действительно хорошо. Стремитесь к тому, чтобы во время любого разговора ваша речь была связной, обдуманной, аргументированной. Диалоги хорошо помогают выстраивать логический ход мыслей. Обсуждайте с друзьями прочитанные книги, просмотренные фильмы, различные события.

Вот несколько рекомендаций, выполнение которых поможет вам в постановке речи.

  1. Читайте и пересказывайте. Я уже писала о том, что чтение хорошо помогает обогатить словарный запас, развивает память и мышление. Пересказывая прочитанное, вы лучше поймете и запомните материал, усвоите новые слова и словосочетания, различные обороты речи.
  2. Пишите. Если вам необходимо выступить перед аудиторией, обязательно запишите свою речь на бумаге. Перечитайте ее, посмотрите, что еще можно добавить или убрать, не нарушена ли логика, нет ли смысловых ошибок. Помните, что самая лучшая импровизация – хорошо отрепетированная.
  3. Смотрите выступления известных ораторов. Но не с целью замотивировать себя, а чтобы проанализировать выступление. Подмечайте все важные детали: как построено выступление, как оратор двигается, каковы его жесты, мимика, тембр голоса и темп речи. Если какая-то речь вас особенно сильно зацепила, то попробуйте записать ее на бумаге по памяти. Затем представьте, что вы выступаете перед большой аудиторией, и прочитайте свою речь вслух. Запишите выступление на камеру. Пересмотрите его, отмечая ошибки и моменты, над которыми надо поработать.

Как видите, никаких особенных секретов в постановке красивой речи нет. Для достижения хорошего результата нужна работа над собой и постоянная практика.

Напоследок я рекомендую посмотреть видео, в котором радиоведущая и преподаватель техники речи делится секретами хорошей дикции.

Простые упражнения для ребенка

Как учить говорить самых маленьких

С самых первых дней устанавливайте контакт с грудничком. Улыбайтесь ему, отвечайте на его движения, разговаривайте с ним, пойте, разнообразьте свою речь, меняйте голос, при этом ваша речь должна быть правильной и четкой. Постоянно говорите с ним, объясняйте, куда вы идете и зачем, что вы сейчас будете с ним делать. Обязательно делайте паузы, если видите, что ребенок пытается что-то вам ответить пусть на своем, пока птичьем языке. Задавайте ему вопросы, даже самому маленькому. Правда? Ты так думаешь? Ты так решил? В зависимости от обстоятельств.

Пользуйтесь бабушкиными стихами-играми: ладушки, сорока-ворона, гуси-гуси-га-га-га, сорока-белобока или идет коза рогатая, кроме запоминаний слов такие игры развивают и мелкую координацию рук. Повспоминайте или поищите другие считалки, умывалки, просыпалки, шагалки и так далее. Играйте в разные игры с пальчиками, перечисляйте их (заодно —научите ребенка считать—), пусть малыш загибает пальчики, этот большой пальчик папа, этот мама. Или например, пальчики заснули. Сгибайте пальчик за пальчиком, а потом разбудите всех, пусть разогнутся с криком ура, проснулись.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Когда ходите с ним по комнате, по кухне, по улице, рассказывайте ему про все, что встречается у вас на пути. Победой будет, если малыш сам начнет показывать пальчиком и пытаться назвать предмет, тогда можно научить его большему. Описывайте его действия. Он подошел открыл дверцу, говорите – ты открыл дверцу, теперь закрой. Если он взял в руки ложку, говорите – у тебя в руках ложка, положи ее.

Игра в вопросы. Задавайте вопросы обо всем и отвечайте на них. Например: кто это? Это папа. Какой он? Он большой и сильный. А ты кто? Ты малыш. А какой ты? Ты маленький. При этом можно еще показывать, какой маленький и какой большой, и так – пока не надоест.

Проводите регулярные простые упражнения для развития речевого аппарата:

  • вместе петь ритмично и с любыми мелодиями ма-ма-ма;
  • мычать как коровка, кукарекать как петушок, мяукать как кошечка и так далее.

Как научить ребенка говорить мама

Не ленитесь, используйте самый простой родительский прием, с которым они пристают к ребенку, скажи мама, скажи баба. Этот метод далеко не один и подходит совсем даже крохам, он заставляет ребенка повторять за мамой. А вот методы, которые помогут научить говорить слова осмысленно:

Картинки. Есть множество развивающих книжек с картинками, это визуально очень хорошо. Кто это, показывать на кошку и отвечать – кошка, она говорит мяу. Малыш должен начать понимать, какому животному на картинке относится какой звук. Потом продолжайте эту игру уже на улице, не с картинками, а с живыми животными.

Отмечайте звуками действия малыша. Если он упал, скажите бум-бум. Если он хлопает в ладошки, скажите хлоп-хлоп. Топ-топ. Чух-чух. Заодно вы преодолеете —кризис 1 года у ребенка—.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Расскажите малышу стишок или песенку, чтобы просто запоминалось и ритмично воспроизводилось. Когда ребенок запомнит стишок, он не сможет целиком его повторить, но спровоцируйте его самому сказать последнюю строчку. Для этого остановитесь на предпоследней строчке или произнесите ее неправильно.

Начните игру, спрашивая ребенка о том, где стоит тот или иной предмет. Где стол? Где кубик? Где мишка? Пусть малыш находит и показывает. А потом, позже, еще и называет это.

Съедобное-несъедобное. Говорите разные слова и если называете то, что можно кушать, говорите – ам, изображая, что хотите съесть что-то. И продолжайте в том же духе. Надо добиться того, чтобы малыш сам начал говорить ам, когда вы назовете съедобное.

Придумывайте сами игры и малыш тоже вам подскажет что-то, вот увидите. Дети узнают о мире, трогая его. Используйте этот принцип и играйте.

Развивайте мелкую моторику

Разрешайте ребенку трогать предметы на кухне, брать крупы, макароны (под присмотром, конечно). Моя дочка всегда любила переливать водичку из стакана и бутылку и наоборот, пересыпать гречку ложкой. Особенной популярностью пользовалась у нас сенсорная коробочка. Она брала оттуда ракушки, бусины, стеклянные камушки, сортировала и называла их.

Привлекайте ребенка к домашним делам. Пускай поможет вам слепить сырники или выложить ягоды на пирог. Моя дочка всегда помогает мне разгружать посудомоечную машинку. В это время я называю ей каждый предмет, а она повторяет. Ребенка постарше можно попросить посчитать тарелки, вилки, ложки.

Лепка из пластилина тоже хорошо развивает моторику пальцев. Лепить фигурки или картины из пластилина очень увлекательно. В готовую картину можно добавить бусин или детских макарон.

Говорят, что речевая активность ребенка находится у него на кончиках пальцев

Именно поэтому так важно развивать мелкую моторику. Стимулировать развитие речи ребенка вы можете уже с рождения, делая ежедневный массаж руками или массажными шариками

Есть ли причины для беспокойства

Если в районе 8-9 месяцев ребенок не понимает элементарных вещей, например, когда обращаются именно к нем или не понимает вопроса «где мама», родителям стоит насторожиться, чтобы не пропустить момент, когда справить с проблемой станет сложнее.
Консультация специалиста требуется также, если малыш:
 
• к двум годам практически не разговаривает, даже используя элементарные слова,
• у него наблюдается повышенное слюноотделение (по достижению трёх лет).
• не может справиться с простой артикуляцией,
• упрощает слова (особенное, если ему уже 3-4 года),
• гнусавит, искажает слова или делает паузы, добрая воздуха,
• при отсутствии собственных слов говорит фразами из мультиков или книг,
• копирует услышанное,
• становится нервным и раздражительным, когда его чему-то учат.
Родителям, чьи дети никак не могу научиться говорить, можно предложить следующее:
 
• отказаться от языка жестов, особенно если он используется малышом в качестве основного. Только не следует ждать, что процесс исправления будет быстрым, к тому же не все слова следует заменять жестикуляцию. Подобное будет уместно, если ребенку читают сказку или требуется проявление эмоций

В иных случаях, например, если от него требуется взять машинку или другую игрушку, жесты будут вполне уместны.
 
• проговаривать все совершаемые действия, чтобы ребенок слышал и понимал, что вы делаете, или хотите он него;
 
• не говорить одинаковыми фразами — важно чтобы дети понимали, что один и тот же предмет или действие можно обозначить по-разному;
 
• стимулируйте ребенка на общение — задавая вопросы, показывайте своему малышу, что ждете от него реакции. Используйте такой прием как «забывание» — в конце сказки или стихотворения недоскажите слово или фразу, и рано или поздно ваш ребенок повторит её за вас.
 
• постоянно занимайтесь с ребенком упражнениями, способствующими развитию мелкой моторики

Заодно объясняйте, что вы (или он) делаете в данный момент. Например, кружка и стакан — расскажите ребёнку, что у них есть общего и для чего они предназначены.
 
• исключите просмотр телевизора. К сожалению, темп нашей жизни таков, чтоб полностью изолировать детей от просмотров мультфильмов и других детских телепередач мы не можем. Поэтому необходимо свести время за экраном к минимуму, а телевизор заменить развивающими (но не электронными) играми.
 
Любые занятия, направленные на развитие речи, следует проводить ежедневно, затрачивая на обучение сначала около 15 минут, а затем — до 40-50 минут. Помните, что научить ребенка говорить — задача хоть и сложная, но посильная, главное — было бы желание. Не стоит пускать все на самотек, необходимо сделать все возможное, что ребенок вырос развитой личностью, радовал вас живым умом и замечательной памятью, умел общаться и хорошо поддавался обучению.
 

Следите за своей речью

Пусть хорошей привычкой для вас станет рассказывать своему ребенку что-нибудь даже до того, как он сможет понять что-то из ваших слов. Описывайте ему то, что вы делаете. К примеру: «Сейчас я собираюсь сменить свой подгузник. Сначала мы должны снять ползунки…»

Также описывайте то, что делает ребенок. «Посмотри, как ты испачкался. Давай подойдем к ванной и умоемся.» Ваш разговор будет поддерживать интерес ребенка, поможет ему отполировать свои социальные навыки и заложить основы для изучения слов.

Какой самый лучший способ для родителей поговорить со своим ребенком? Давайте начнем с основных ориентиров. Старайтесь не чувствовать себя слишком глупо, когда говорите с ребенком. Даже если у вашего ребенка еще слишком маленький словарный запас, он начинает понимать сам разговорный процесс. Чем больше вы говорите с ним, тем больше он узнает.

Не стесняйтесь говорить со своим ребенком тем высоким, певучим голосом, который использовали родители с грудными детьми на протяжении веков

Дети лучше реагируют на более высокие звуки, поэтому использование высокого голоса будет удерживать внимание вашего ребенка дольше

Помните, что обсуждать что-то с малышом – это естественно. Вам не нужно упрощать свои слова и грамматику ради ребенка

Помните, неважно, насколько вы упростили свой язык, ваш ребенок не понимает все, что вы говорите (по крайней мере, пока ему не исполнится шесть месяцев, но ему нравятся ваши рассказы. Ваш ребенок просто любит общаться с вами

Ему все равно, говорите вы о погоде, работе по дому или термодинамике ядерного синтеза.

Не тратьте много времени и энергии на то, чтобы понять, что именно говорит ваш ребенок. Он, возможно, вообще ничего не говорит, просто произносит звуки. Смысл во фразах ребенка обычно появляется до года. А пока ребенок просто пытается издавать звуки и учиться быть общительным, именно так, как он видит это у взрослых.

К концу шестого месяца, прежде чем ребенок произнесет свои первые слова, он начинает понимать несколько простых фраз, которые вы говорите. Так что сейчас самое подходящее время, чтобы начать учить его словам. Чем больше вы говорите с ребенком о том, что происходит здесь и сейчас, и описываете, как это происходит, тем легче будет ребенку установить связи между тем, что он видит, и собственной речью.

Особенности собеседников и ситуаций

Важно научиться говорить не только красиво, но и учитывать контингент, с которым придется общаться. К примеру, когда надо донести свою идею до представителей интеллигенции, то разумное использование умных слов будет уместным и повысит значимость человека в глазах собеседников

Ситуации бывают разные и это тоже надо понимать при желании начать диалог

Например, в обстановке спешки, когда коллеги по работе сплотились ради важного проекта, надо говорить кратко и только по делу. Допустима даже некоторая эмоциональность, так как она позволяет быстрее установить контакт с собеседником

Если же это совещание без жестких временных рамок, то для красоты речи можно вставлять уместные рассуждения на основе личного или чужого опыта.

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. в школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

  • время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
  • у ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
  1. правильно произносить все звуки языка;
  2. выделять первый и последний звук в слове;
  3. разделять слово на слоги;
  4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  5. придумывать слова на заданный звук;
  6. сливать два названных звуков слог: м+а=ма;
  7. повторять слоговую цепочку типа та-да-та;
  8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

важно выяснить:

  1. насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
  3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
  5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
  • больше занимайтесь с ребенком рисованием. проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «он ел суп».
  • повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
  • время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
  • всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
  • в случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector