Когда новорождённый начинает видеть и слышать: всё о зрении и слухе ребенка в первый год жизни

Стадии развития органов зрения после рождения

Designed by yanalya/freepik

После темноты в утробе матери, окружающий мир предстает ярким и даже очень раздражающим местом. Есть теория, что младенческие колики — это ничто иное как реакция ребенка на свет, звуки и разные посторонние шумы. Некоторые малыши чрезмерно чувствительны к ним с рождения.

Сначала вашему малышу будет сложно следить за разными предметами или даже различать вещи, весь мир ему кажется расплывчатым и пестрым, как лоскутное одеяло. Но не тревожьтесь — это ненадолго. Лучше всего он фокусируется на объектах на расстоянии 20-25 см от их лица. Это как раз то расстояние, на котором ваш ребенок видит ваше лицо, когда вы держите его на руках.

В первые месяцы жизни малыша его глаза начнут работать гораздо эффективнее. Но координация пока требует больших усилий, и вы можете заметить, что один глаз как будто косит. В большинстве случаев это нормально.

Если у младенца один глаз довольно часто смотрит в другую сторону, стоит обсудить этот симптом с педиатром

Также у малыша развивается зрительно-моторная координация, особенно когда его глаза отслеживают движущийся объект, а затем руки протягивают к нему руку.

Хотя неизвестно, насколько хорошо младенцы могут различать цвета при рождении, цветовое зрение, скорее всего, не полностью развито на данном этапе, и вашему малышу пойдут на пользу яркие цвета на их игрушках и одеялах.

Примерно к 8 неделям большинство новорожденных могут легко сфокусироваться на лицах своих родителей

Примерно в 3 месяца глаза ребенка должны следить за всем вокруг. Если вы водите яркой игрушкой перед малышом, его глаза должны следить за вашими движениями.

Старайтесь много разговаривать с малышом и указывать ему на то, что вы видите.

Как научить ребенка узнавать цвета?

Перед началом изучения цветов следует проверить, готов ли ребенок к усвоению этой информации. Ответить на этот вопрос помогут упражнения на сортировку по цветам. Малышу предлагаются одинаковые предметы разных цветов. Например, картонные фигурки, фишки, кубики, детали конструктора. Начинать лучше с двух-трех контрастных цветов. Задача ребенка – сложить предметы каждого цвета в отдельную емкость. В дальнейшем это задание можно усложнить, добавив новые цвета или инструменты. Предметы можно брать пинцетом или ложкой.

Если малыш справляется с сортировкой, значит он готов к обучению.

Монтессори-педагогика предлагает использовать для изучения трехступенчатый урок.

Перед малышом раскладывают три одинаковых предмета, которые отличаются только цветом.

  • Первая ступень. Показать малышу предметы и назвать их цвет.
  • Вторая ступень. Попросить назвать каждый из цветов, указанных взрослым.
  • Третья ступень. Попросить назвать цвет каждого предмета.

Если на какой-то ступени малыш ошибается, исправлять ошибку не нужно. Следует просто вернуться к предыдущей ступени.

Учим, играя

Очень важный момент в период, когда ребенок начинает различать цвета — нельзя изучать подряд цвета, которые похожи. Например, голубой и синий, цвет молодой листвы и зеленый. Необходимо рассматривать абсолютно разные оттенки. Например, в таком порядке: розовый, синий, зеленый, белый, красный.

Пожалуй, многие мамочки знают, что лучше всего малыши воспринимают новую информация в виде игры. Поэтому и занятия, во время которых кроха должен запомнить, где и какой цвет, надо проводить в игровой форме. Прекрасными помощниками послужат разноцветные фломастеры, краски и карандаши.

Перед тем как предложить ребенку карандаш, надо вслух сказать, какого именно он цвета и обратить внимание на то, какой итоге будет предмет, который малыш нарисует. Например: «Давай возьмем желтый карандаш и нарисуем желтую пчелу»

Если в игре присутствуют фломастеры с цветными колпачками, ребенок научится подбирать для каждого из них свою «шапочку».

Можно дать в ручки ребенка карандаш и спросить, какие именно предметы можно этим цветом раскрасить. Полезны будут и развивающие мультики, песенки про цвета.

Как самостоятельно определить проблемы со зрением у ребенка?

Большинство младенцев рождается со здоровыми глазами, зрение будет развиваться по мере роста. Но могут возникнуть определенные проблемы.

Если малыш способен видеть вас сразу после рождения, его зрение будет развиваться и дальше вместе с освоением новых навыков.

 Эти симптомы указывают на заболевания глаз у ребенка:

  1. частое потирание глаз;

  2. красные или покрытые коркой веки;

  3. один или оба глаза, кажется, постоянно смотрят в разные стороны;

  4. исключительная чувствительность к свету;

  5. белый зрачок.

Перечисленные признаки сигнализируют о серьезных заболеваниях:

  1. закупорка слезных каналов;

  2. глазная инфекция;

  3. дисфункция контроля глазных мышц;

  4. повышенное давление в глазу.

Если вы заметите какие-либо из этих симптомов, обязательно обратитесь к детскому офтальмологу.

Также следует быть настороже, если:

  1. Ребенок появился на свет недоношенным;

  2. У него плохая наследственность (случаи офтальмологических заболеваний в семье);

  3. В месячном возрасте он плохо реагирует или совсем не реагирует на свет;

  4. В три месяца ребенок не может сфокусировать взгляд на предметах, которые находятся вблизи, проявляет интерес только к игрушкам, издающим звуки;

  5. В четыре месяца не умеет отслеживать движущиеся объекты;

  6. В полгода не умеет различать лица взрослых и отличать родителей от чужих;

  7. В полгода у него появляется нистагм — непроизвольное подрагивание зрачков вверх-вниз или вправо-влево;

  8. Имеется одностороннее косоглазие;

  9. В 12 месяцев не обращает внимания на животных на улице, не оживляется при виде движущихся предметов.

Генетические тесты

Заболевание часто не дает о себе знать на протяжении всей ее жизни. А вот маленькому человечку эта патология передается на генном уровне. Происходит это еще во время беременности. Так как носительницами гена дальтонизма являются женщины, то очень важную роль играет подготовка к рождению малыша. Перед планированием зачатия будущей маме рекомендуется пройти комплексное обследование. Оно поможет выявить наличие в ее организме Х-хромосомы — «виновницы» дальтонизма. Наиболее эффективным методом обследования является генетический тест. Его уникальность в том, что он позволяет четко определить мутированный ген.

Однако есть одно «но». К сожалению, современная медицина недостаточно хорошо развита, чтобы при необходимости ликвидировать изменение гена. Выходит, что и метод, весьма дорогостоящий, не имеет особого практического значения. Его результаты только позволяют «подтвердить» будущим родителям риск рождения малыша с дальтонизмом. Ребенок может и не страдать от этой патологии в течение жизни. Тест все же не дает 100%-й гарантии наследования заболевания.

Как правильно изучать цвета с малышом

Когда ребенок начинает различать цвета и формы? Небольшая часть детишек не может различать цвета вплоть до четырех лет, когда основной массе детей в этом возрасте можно предлагать соответствующие задачи. Формы, как считают психологи, поддаются к запоминанию немного легче.

В двухлетнем возрасте родители могут предложить легкие упражнения, в которых нужно осуществлять сортировку по цветам. Для начала это может быть два-три контрастных цвета. Причем предметы должны быть одинаковыми, например, шарики, кубики или цветные карточки. Можно также отделять белые бусины от красных, допустим. Кстати, такое упражнение прекрасно развивает мелкую моторику рук.

Наследственный дальтонизм

Дальтонизм переходит по наследству, если ребенку передается патологическая X-хромосома. На ней находится дефектный ген, отвечающий за цветовосприятие. Чаще всего состоянием страдают мальчики, так как у них находится только одна X-хромосома, поэтому Y-хромосома неспособна восполнить нарушение цветовосприятия.

Наследственные формы патологии не ухудшают состояние зрения со временем. Замена дефектных генов невозможна, поэтому лечения не существует. Возможно применение коррекционных линз или очков, которые снижают действие яркого света на сетчатку глаз. При этом колбочки не напряжены, и могут воспринимать некоторые оттенки.

Занятия с ребенком постарше

В 2-3 года можно предложить крохе решение самых простых задачек, в ходе которого он будет учить цвета вместе с мамой. Возможны следующие варианты.

  • Родитель рисует несколько автомобилей, причем качество рисунка не имеет особого значения, главное – закрасить их разными цветами. После этого дает малышу набор карточек или пуговиц, окрас которых совпадает с цветом каждого автомобиля. Задача малыша – построить «дорожки» для машин, чтобы они соответствовали тону. Упражнение также хорошо тренирует мелкую моторику и, соответственно, полезно для развития речи.
  • Строим поезд. Родитель ставит один кубик любого тона, который уже знаком крохе, например синий. Задача малыша – продолжить паровозик, найдя все кубики именно синего цвета.
  • Собери цветок. Мама рисует цветными фломастерами простые цветки (серединка и несколько крупных лепестков), потом разрезает их пополам и перемешивает. Далее просит малыша, собрав цветы, составить букет, назвать все используемые тона.

Такого типа задания помогают крохам верно сортировать предметы, определяя, являются ли они красными, желтыми, зелеными. В процессе игры маме следует обязательно проговаривать названия цветов, просить ребенка повторить – это способствует запоминанию

Если ребенок допустил ошибку, важно ее отработать: возможно, он просто не понял задание или подумал, что «так будет красивее». Еще раз поясните, что необходимо использовать кубики (пуговицы, карточки) именно одного названного вами цвета

Когда нужно начинать знакомить ребенка с фигурами?

Знакомство ребенка с фигурами можно начинать даже с рождения. В первые месяцы жизни малыш познает мир через звуки и слова, стишки и песенки. Если с самого рождения малыша мама будет называть предметы своими именами (главное не лениться), то карапуз быстро запомнит новые слова.

В возрасте 6 месяцев ребенок познает все на ощупь и на вкус, что помогает ему понять предметы (твердый, мягкий). Вот здесь уже можно давать фигуры в руки, например кубик с изображением фруктов, или погремушку в виде сферы. Даже обычный прорезыватель для зубов в виде круга — познакомит малыша с геометрической фигурой

Важно не забывать концентрировать внимание малыша на форме предмета и называть ее. Смотрите на реакцию ребенка, знакомя его с фигурами

Знакомство начинать лучше с простых форм — круг, квадрат, треугольник

В 2 года ребенок вполне может узнать и различать эти три фигуры. К 3 годам добавьте прямоугольник, овал, цилиндр

Знакомство начинать лучше с простых форм — круг, квадрат, треугольник. В 2 года ребенок вполне может узнать и различать эти три фигуры. К 3 годам добавьте прямоугольник, овал, цилиндр.

Когда ребенок начинает узнавать маму?

О цветах начистоту…

Самыми «древними» цветами, которые первыми появились в человеческой культуре, считаются белый, красный и черный. Именно эти цвета вскоре после рождения узнает малыш.

В каком возрасте ребенок начинает различать цвета? Среди детей четырех месяцев от роду проводили исследования, по результатам которых стало понятно, что среди хроматических цветов малыши отлично различают четыре группы (красный, зеленый, желтый и синий), но по оттенкам их не дифференцируют. Надо отметить, что в первые два-три месяца жизни детки узнают красный и желтый, а чуть позже — зеленый и синий.

Каждый ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета. Это тесно связано с тем, как протекают иные психические процессы и формируются различные особенности. Процесс восприятия можно рассматривать в тесной связи с развитием и особенностями мышления, воображения и так далее.

Что видит малыш

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Продолжаем обучение

Дети очень любят разгадывать загадки, это и нужно использовать, чтобы научить их различать цвета. Кроме того, такая форма работы развивает мышление и память, способствует увеличению активного словарного запаса.

Можно предложить малышу такую загадку: «Вот огурец-молодец, прибыл к нам из огорода, там таких много. А какого цвета он?», «А это мышка, милая мышка. Она бывает белой, но чаще… Какая же?». Сопровождать чтение текста следует визуализацией, то есть показать малышу огурец, игрушечную мышь.

Далее можно сыграть в следующие веселые игры.

  • «Лишний цвет». Перед ребенком выкладывается несколько (5-6 будет достаточно) предметов одного цвета и один «лишний» – другого цвета. Задача малыша – найти ошибку и рассказать, почему он так думает. Об успехе можно говорить, если кроха произнесет: «Все красное, а шарик – зеленый». В подобной игре можно использовать и блоки Дьенеша.
  • «Подбор пары». Используются цветные фигурки, которые родитель перемешивает, ребенок же должен разобраться во всем многообразии и сложить их парами, исходя из окраса.
  • «Светофор». Подходит для развлечения с теми детьми, которые уже немного знают названия цветов. Мама произносит наименование, малыш должен найти его в своей одежде, если он есть – сделать шаг вперед, если отсутствует – остаться на месте. Можно внести в забаву и элемент активной игры – если названного тона в наряде не оказалось, ребенок попробует перебежать, а мама будет его ловить.

Заниматься надо каждую свободную минуту, например во время прогулки повторять ребенку, что проехала красная машина, трава – зеленая, цветы – желтые. Потом спрашивать его: какого цвета трава? А что еще ты видишь зеленого цвета? Это поможет быстрому запоминанию

Важно помнить, что детская память очень пластична, малыш способен вобрать в себя много информации, поэтому если какой-либо из заинтересовавших его предметов сиреневый, можно изучить и этот оттенок, не нужно «упрощать задачу» и называть его фиолетовым

Полезные советы

  • Игрушки для визуального осмотра должны быть безопасными, поскольку рано или поздно малыш начнет дотягиваться до них руками и тащить в рот. Все эти действия вполне нормальны для грудничков.
  • Не отходите от ребенка в момент игры с мыльными пузырями или в песочнице: очень часто травмы глаз случаются от контакта с химическим составом мыльного раствора, а также песчинками.
  • Новорожденный не должен царапать себе лицо уже как минимум потому, что он может травмировать глаза острыми, как лезвия, ноготками. Используйте специальные распашонки с зашитыми руками, варежки на ручки, конверты, из которых малыш не будет произвольно вынимать руки.

О том, как видит малыш в первый год своей жизни, можно узнать из следующего видео.

Зрение новорожденного в первые дни

После рождения глазные мышцы у ребенка еще не натренированы, поэтому он не может фиксировать взгляд. Глазки у новорожденных могут сходиться на переносице или расходится в разные стороны, это также прямое следствие слабости мышц, которое со временем проходит. Кроме прочего, существует мнение ученых, что новорожденный видит мир плоским и даже перевернутым, и только после становления зрительных мышц приобретает зрение взрослого человека. В настоящий момент данная теория не имеет безоговорочной поддержки среди медиков и считается недоказанной.

Что видит новорожденный

Медики всего мира сходятся во мнении, что новорожденные реагируют только на яркость предмета и окружающий мир видят в виде размытых пятен, словно рассматривают картину импрессиониста. Некоторое время после рождения дети лишь ненадолго открывают глаза и это естественно, не нужно забывать, что ребенок только вышел из темноты. Зрительное поле новорожденного составляет всего 60 сантиметров.

Полезно: Шея у новорожденных детей очень слабенькая и родителям постоянно необходимо поддерживать головку малыша. Читаете, когда ребенок должен самостоятельно держать голову.

Как далеко видит грудничок

Конечно, дети видят сразу после рождения, но четкости зрения у них нет. Наиболее предпочтительное расстояние, на котором новорожденный может рассмотреть предмет 20-25 сантиметров, кроме того, предмет должен находиться на уровне глаз ребенка. Данное расстояние не случайно, именно на таком удаление находится от глаз младенца мамино лицо во время кормления грудью.

Важно. Если родителям хочется поскорее познакомиться с новорожденным, необходимо дождаться, когда ребенок широко откроет глаза и приблизить к нему лицо на указанное выше расстояние

Стоит отметить, что младенцу может нравиться больше рассматривать папино лицо, чем мамино, так как черты мужского лица более четкие, а наличие усов и бороды прибавляет ему контрастности.

Как обратить внимание ребенка на предмет:

  • ребенку рекомендовано придать вертикальное положение, взяв его на руки;
  • спешка недопустима, младенцу необходимо время, чтобы сосредоточиться;
  • поднесите предмет или приблизьте ребенка на расстояние 25 сантиметров к предмету;
  • при контакте с новорожденным используется мимика в сочетании со спокойным голосом.

Косоглазие у младенцев является нормой — подробнее об этом

Какие цвета различают новорожденные

Ребенок после рождения видит мир в сером цвете, однако способен различать ярко-красный цвет, а также блестящие предметы. Чуть позже новорожденный становится способен различать желтый цвет. В таком виде зрение грудничка сохраняется до четырех месяцев. После четырех месяцев к краскам мира новорожденного добавляется синий и зеленый цвета.

Поможет рисование

Дети постарше очень любят рисовать, в этом плане открывается очень много возможностей для названий цветов. Так картинки можно рисовать самостоятельно, например, пусть это будет несколько разноцветных воздушных шаров, к которым ребенок уже сам должен дорисовать недостающие детали, например, веревочки для воздушных шаров соответственных цветов. Естественно, действия свои необходимо сопровождать комментариями, равно, как и действия ребенка: Берем зеленую краску. Рисуем травку. Какого цвета должно быть солнышко? Верно, желтое.

Обязательно нарисуйте с ребенком радугу, существует очень много считалочек, которые помогают запомнить цвета в радуге и их последовательность.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним

Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения

2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам.

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Игровые приемы

Какое любимое занятие деток любого возраста? Конечно же, играть в различные игры. Именно они помогут отыскать ответ на вопрос, как научить ребенка 3 лет различать цвета. Впрочем, малыши помладше не менее охотно примут участие в столь интересных занятиях. Приведем пример нескольких игр:

  • «А у меня». Именно с этой фразы нужно начинать игру. К примеру, мама говорит малышу: «а у меня штаны красного цвета, а у тебя?». После ответа крохи наступает черед следующего предмета гардероба.
  • Подарки для «друзей».Рассадив перед ребенком несколько игрушек, нужно предложить ему подарить каждому персонажу предметы определенного цвета. Это могут быть карандаши, детали конструктора, резинки для волос, машинки и т.д. Если карапуз затрудняется с выбором подходящих предметов, взрослые могут показать ему пример.
  • Веселые домики.Эта игра позволяет малышу не только выучить цвета, но и потренировать усидчивость. Выбрав несколько маленьких игрушек (киндеров или животных из фермы), нужно сделать для них домики разных цветов. Оттенок строений обговаривается заранее. К примеру: «для коровки мы построим желтый дом, а для козочки голубой». В качестве подручных материалов могут выступать кубики, детали конструктора, коробочки, листы цветного картона.
  • «Светофор»За основу берутся три цвета: красный, желтый и зеленый. Вырезав из плотного картона круги соответствующих оттенков, объясняем малышу правила игры. Если мама показывает крохе круг красного цвета, он должен стоять на месте. Завидев желтый знак, ребенок прыгает на одной ноге. А при появлении зеленого – свободно бегает по комнате. Сначала мама выполняет все действия вместе с малышом. Потом можно усложнить задачу, не показывая круги, а просто озвучивая оттенки.

Прибегая к приведенным упражнениям и игровым приемам, обучить ребенка цветам будет гораздо проще. Веселые уроки намного лучше воспринимаются и запоминаются детьми, нежели скучные монотонные занятия. Чтобы кроха быстрее освоил новые навыки, можно записать его в школу развития. Ведь, как показывает практика, работа в коллективе приводит к замечательным результатам.

Когда ребенок начинает видеть?

Когда малыш родился на свет, его близкие с нетерпением ожидают появления у долгожданного чада признаков осознанности. Ведь так хочется, чтобы ребенок слышал и видел тебя. Считается, что новорожденный приходит в большой мир, еще не обладая слухом и зрением. Высказывалось предположение, что первые несколько недель малыш только чувствует голод, а других ощущений у него нет. Тогда закономерен интерес взрослых к тому, во сколько ребенок начинает видеть.

Новорожденный ребенок и его зрение

На самом деле малыш рождается с уже развитым зрением. Дело в том, что еще в утробе матери у плода на 18 неделе беременности происходит формирование глаза. К седьмому месяцу у будущего ребенка уже появляется глазное яблоко. Чуть позднее плод начинает реагировать на вспышки света, которые направляются на живот мамы. Малыш даже поворачивает головку на них.

Таким образом, сразу после появления на свет кроха может реагировать только на отсутствие или присутствие света.

Несмотря на этот факт, родители все равно задумываются над тем, видит ли новорожденный. Их можно понять. Ребенок рождается, как правило, с припухшими веками, что объясняется давлением на голову при прохождении через родовые пути. Кроме того, малыш щурится, ведь он попадает из темноты на яркий свет.

Как видят новорожденные дети?

В первые дни жизни окружающий мир представляется малышу в виде теней или как бы в тумане. Он не может взором захватить все, но фокусирует взгляд на довольно крупных предметах, расположенных неподалеку. Но на каком расстоянии видят новорожденные? Первые два месяца жизни малыш видит вещи, которые находятся от него на 20-25 см. Кстати, именно такой промежуток между мамой и грудничком при кормлении. Поэтому неудивительно, что мамино лицо является самой любимой «картинкой» у новорожденных. К концу первого месяца ребенок различает силуэты и следит за движением объекта на расстоянии около 30 см. К полутора месяцам кроха способен отличить объемные предметы от плоских, а к 2,5 месяцам – вогнутое от выпуклого. А что касается того, когда ребенок начинает хорошо видеть, то это происходит обычно 3 месяцам. Именно в этом возрасте малыш различает окружающих его людей по чертам лица, и, соответственно, узнает маму и папу.

В первые месяцы после рождения заметно, что глазки ребенка косят. Это происходит потому, что глубина восприятия карапуза недостаточна, проще говоря, он еще не научился смотреть. Постепенно глазные мышцы укрепятся, и максимум к полугоду чадо будет смотреть обоими глазками параллельно. Если косоглазие к 6 месяцам не пройдет, необходимо обратиться к офтальмологу.

Кстати, среди обывателей бытует мнение, что новорожденные видят вверх ногами. На самом деле это не совсем так: изображение на сетчатке глаза действительно перевернуто. Но малыш не видит вверх ногами. Поскольку его зрительный анализатор еще не развит, он не воспринимает картинку.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Если говорить о том, какие цвета видят новорожденные, то тут все вполне понятно. Ведь поскольку в первые пару месяцев мир представляется ребенку в виде тени и света, белый и черный цвета он вполне отличает. Малышам в этом возрасте очень нравятся контрастные рисунки с узорами из черно-белых элементов (кругов, полос).

Такая способность как различение ярких цветов приходит к малышу с умением распознавания лиц, то есть к трем месяцам. Малыши выделяют желтый и красный цвет, поэтому рекомендуется покупать погремушки именно этих оттенков. Наряду с этим некоторые цвета, как, например, синий, пока не доступны грудничку. Различать основные цвета карапуз научится только к 4-5 месяцу.

Потенциал и ограничения в процессе обучения от 2 до 3 лет

Малыш уже очень хорошо развит. На смену познанию мира приходит этап самостоятельности: кушать, одеваться, раздеваться чаще всего он предпочитает самостоятельно. При этом его мозг подготовлен получать новую информацию и успешно запоминать ее

После определенных достижений годовалого малыша важно не допустить торможения развития и помнить о том, как научить ребенка 2 лет различать цвета

  • Расширяется цветовой диапазон. Он в состоянии запомнить уже больше четырех тонов. К основным добавляется черный и белый. К дополнительным — оранжевый и фиолетовый (индивидуально).
  • Эффективно играть и познавать теперь можно не только с помощью игрушек, но также одежды, бытовых предметов и книг.
  • Продолжайте использовать уже известные методики в соответствии с возрастными особенностями маленького человечка и прописных истин, как научить различать цвета детей.

Учитывая эти возрастные изменения, родители могут многому научить своего ребенка, в том числе и подготовить к адекватному восприятию цветовой гаммы.

  • Рисуем, лепим, клеим. Творчество — двигатель развития двухлетки, метод обучения и средство самореализации. Бумага, картон, соленое тесто, пластилин, акварель — главные помощники в «цветной» науке.
  • Не прекращаем рассказывать о красках вокруг нас. Маленький человечек лучше запоминает информацию в непринужденной обстановке. Увидели ворону? Расскажите о ней, о расцветке ее оперения. Вышли гулять в снежный морозный день? Играйте с белым снегом, проговаривая информацию. Позже периодически напоминайте об увиденном и его характеристиках. Это закрепляет ассоциации и стимулирует память.
  • Базовые игры те же, с соответствующим расширением палитры.
  • Приобщайте цветовую «грамоту» к гардеробным процессам. Одеваясь на прогулку, выберите с малышом вещи в одной гамме. В другой раз заранее оставьте на видном месте и попросите принести колготки или кофточку определенного оттенка.
  • «Цветные штучки». Необходимые предметы: заранее окрашенные крупные макароны, разноцветные бусины, элементы мозаики, а также 6-8 контейнеров или коробочек соответствующих основных расцветок. Задание: отсортировать «заблудившиеся» объекты по «домикам».
  • «Красочный мир». Заранее нарисуйте картину, к примеру, зеленую поляну, зеленое дерево, красный домик, желтое солнышко на небе, синюю тучку, летящего черного ворона, белого аиста, оранжевый мячик, фиолетовую машинку (разнообразие должно соответствовать уровню развития). Необходимо вырезать эти же изображения из цветной бумаги. Попросите кроху сделать аппликацию. Он может просто рассортировать предметы, а может использовать для этого клей.
  • «Ассоциации». Подготовьте разноцветные изображения. Вложите их в шарики соответствующего окраса. Надуйте их и дайте ребенку поиграть. Лопайте и делайте умозаключения.
  • «Цветные буковки». С этого возраста нужно начинать знакомство с буквами и цифрами. Это должно быть не заучивание, а процесс ознакомления. В данном контексте — это идеальный вариант. Сортируйте буквы, называйте основные из них. Просите найти «желтую букву А», «красную букву А», «синюю букву Б», «оранжевую букву Б». Количество букв для изучения — 2-3. Акцент при этом делается на цветах.
  • Читайте вместе стишки на эту тему, учите песенки. Очень часто дети лучше запоминают в стихотворной или песенной форме.

В канун кризиса 3-х лет ребенок регулярно проявляет характер

Важно прислушиваться к своему малышу, понимать его, уметь заинтересовать. Психоэмоциональная гармония и взаимопонимание — на первом месте, а уж потом — обучение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector