Гимнастика для новорожденных
Содержание:
- Принцип несложного начала
- Комплекс утренней гимнастики для начинающих
- Комплекс упражнений для глаз Владимира Жданова
- Комплекс упражнений
- Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).
- Анализ утренней гимнастики в младшей группе
- Артикуляционная разминка
- Апрель
- Играем в гимнастику
- Занятия гимнастикой дома
- Общие правила
- Индивидуальный подход
- Январь
- Особенности упражнений для зарядки по возрасту
Принцип несложного начала
Для детей утренняя зарядка должна стать непременным атрибутом начала дня, таким же привычным, как умывание, чистка зубов. Помочь организму проснуться, насытить его клетки кислородом — значит создать хорошее настроение на несколько часов вперед. Делать упражнения нужно натощак (это требование не только восточных, но и западных методик).
Врачи-педиатры считают, что ребенка можно приучать к физкультуре с двухлетнего возраста. Конечно, утренняя зарядка для малышей должна быть наиболее простой, не нести больших нагрузок. В противном случае ребенок быстро разочаруется в идее, а переубедить его очень сложно.
Для самых маленьких деток подойдут обычные, естественные движения:
- Ходьба на месте длительностью до 1 минуты. Поочередно — прямой ступней, на пятках, на носочках, на внешней и внутренней стороне ступни.
- От 4 до 8 наклонов вперед, назад, вправо и влево. Это же количество действий используется и в других упражнениях.
- Приседания. Спину нужно держать прямо, это полезно для формирования правильной осанки.
- Подпрыгивания из положения стоя.
- Круговые движения руками: правой, левой, а затем обеими.
- Поднятие ног до соединения с ладонями (левой к правой и наоборот).
- Отжимания от стенки.
- Упор локтями в пол при расставленных ногах в положении сидя.
- Головные наклоны в каждую сторону.
- Медленный марш на месте с высоко поднятыми коленями.
- Поднятие рук вверх на вдохе, опускание вниз с небольшим наклоном на выдохе. Это первые элементы дыхательной гимнастики.
Утренняя зарядка для детей 1-3 лет
Watch this video on YouTube
Подготовка к детскому саду
Простейшая утренняя разминка для детей — один из шагов по подготовке малышей к детскому саду. Даже минимальная привычка к двигательной активности пойдет на пользу, ребенок не будет чувствовать себя в коллективе белой вороной. В 3−3,5 года домашний комплекс можно усложнить.
К уже известным упражнениям следует добавить:
- Прыжки на каждой ноге поочередно. Теперь упражнения делаются не менее 8, но и не более 12 раз, если только они не исполняются на время.
- Выпрыгивания из сидячего положения с выбросом рук вверх.
- Отжимания от тумбы или пола.
- Бег на месте или по кругу.
- Наклоны с касаниями пола кончиками пальцев обеих рук, а также одной и другой, противоположных ног.
- Наклоны вперед к сомкнутым ногам, а затем к расставленным в положении сидя.
- При хорошей растяжке — шпагат. Если он не получается полностью, можно начать с частичного.
- Прыжки со скакалкой.
- Кручение обруча (мальчикам это тоже полезно).
- Вращение верхней части туловища в одну и другую сторону (по часовой стрелке и наоборот).
- Зашагивание на подставку, скамейку.
- В финале, поднимая руки и вдыхая, вышагивать вперед, на выдохе и при опускании рук возвращаться в обычное положение.
В саду, как правило, физкультуре сопутствует музыка. Чтобы лучше подготовить малыша, дома тоже нужно включать сопровождение. Мелодии могут быть разными, но должны отличаться задором, активной ритмичностью, а не усыплять ребенка.
Огородники комплекс утренней гимнастики для детей младшей группы
Watch this video on YouTube
Комплекс утренней гимнастики для начинающих
Начните утро с глубокого вдоха: поднимите руки через стороны и потянитесь к потолку, поднимаясь на носки, с выдохом вернитесь на полную стопу и опустите руки, и так 3 раза.
Разминка
Комплекс займет 10-12 минут. По мере привыкания к программе длительность и количество повторений можно увеличивать.
Шейный отдел
Упражнения 1
Станьте прямо, ноги по ширине плеч, ладони на пояс, макушку головы тяните вверх. Выполняйте повороты головой в стороны плавно, без рывков. При поворотах держите подбородок параллельно полу.
Упражнения 2
Наклоны головой: смотрите прямо перед собой, подбородок должен находиться в одной точке. При наклонах не старайтесь дотянуться ухом к плечу или, наоборот, поднимать плечи навстречу. Мягко растягивайте боковые стороны шеи.
Упражнения 3
Выполняйте перекаты головой полукругом, не запрокидывая назад. Наклоните голову вправо и медленно перекатывайте подбородок на ключицах к левому плечу, остановитесь и верните обратно.
Суставы плечевого пояса
Упражнения 4
Выполняйте круговые движения плечами в одну и другую сторону.
Затем добавьте в ход руки, вращая суставы в полной амплитуде в обе стороны.
Задержите после руки навесу и вращайте только кисти в обе стороны.
Грудной отдел
Упражнения 7
Поднимите руки над головой, соединив кисти в замок, не поднимайте плечи к голове. Выполняйте небольшие наклоны в стороны попеременно, не включая поясничный отдел. Растягивайте боковые мышцы туловища без больших амплитуд.
Упражнения 8
Растяните руки по сторонам и выполняйте скручивания грудного отдела по сторонам, при повороте в стороны не вращайте поясничный отдел и таз.
Тазобедренный сустав и поясница
Упражнения 9
Выполняйте вращение тазом по кругу, стоя на прямых ногах, держите руки на поясе. Вращения делайте по полной амплитуде.
Упражнения 10
Выполните наклон, касаясь ладонями пола. Сделайте внизу несколько мягких пружин, стоя с прямыми коленями и поднимитесь. Так проделайте несколько раз, но без резких движений.
Коленные и голеностопные суставы
Упражнения 11
Поставьте ладони на пол, касаясь пальцами пола, и приседайте, полностью опуская таз к пяткам. При приседании пятка отрывается от пола, происходит подъем на носок. И выпрямляйтесь, полностью разгибая колени, но не отрывайте ладоней от пола. И так несколько раз, растягивая заднюю часть тела.
Упражнения 12
Поднимитесь, станьте прямо и выполняйте перекаты с носка на пятку.
Основная часть
1. Наклоны в стороны
Это упражнение выполняется с полной амплитудой. Поставьте стопы шире таза, правую руку поднимите над головой и выполняйте наклоны влево максимально 15-20 раз, повторите на другую сторону. Выполняя упражнение, не двигайте таз с места, работайте только туловищем.
2. Наклоны вперед
Поставьте ладони на пояс, стопы по ширине плеч. Выполните наклон вперед с ровной спиной на прямых коленях. Опускайте туловище как можно ниже до параллели пола, но не округляйте поясницу. Для усложнения упражнения руки можно держать над головой. Выполните по 15-20 наклонов на каждую сторону.
3. Приседания
Поставьте стопы чуть шире таза, немного разверните носки врозь. Держите руки перед собой. Приседайте до параллели пола, отводите таз назад, но корпус на бедра не заваливайте
Важно, чтобы колени не выходили в острый угол. Приседайте 20-30 раз
4. Мельница
Этот вид скручивания важно выполнять с ровной спиной. Поставьте ноги широко, наклоните корпус до параллели с полом, разведите руки в стороны и начинайте скручивания – повороты корпусом, поднимая руки вверх и вниз поочередно. Руки двигаются не отдельно, а вместе с туловищем
Выполните 20-30 скручиваний
Руки двигаются не отдельно, а вместе с туловищем. Выполните 20-30 скручиваний.
5. Мах ногой к ладони
Поставьте ноги широко, поднимите руки перед собой. Выполняйте поочередно махи прямых ног к противоположной ладони. При выполнении махов не округляйте спину, выполняйте движение за счет размаха и гибкости ног, а не наклоняйтесь к стопам. На каждую ногу выполните по 15-20 махов.
6. Перекаты
Поставьте стопы как можно шире друг от друга. Наклоните корпус вперед и коснитесь ладонями пола. Согните правое колено и опустите таз как можно ближе к пяткам. Выполните перекат таза к левой ноге, не поднимая таз вверх, а протягивая как можно ниже над полом. Руки не отрывайте от пола. Сделав перекат к другой ноге, плавно повторите движение обратно, и так 10-20 раз.
Конец зарядки предусматривает восстановление дыхания, поэтому походите не спеша по комнате, дышите ровно и глубоко. В конце останьтесь на месте, поднимитесь на носки и сделайте глубокий вдох и сильный выдох, поднимая руки вверх через стороны.
Комплекс упражнений для глаз Владимира Жданова
Гимнастика для глаз Владимира Жданова основана на утверждениях американского офтальмолога Уильяма Бейтса. Российский профессор полагает, что главная причина ухудшения зрения связана не с патологией хрусталика, а с дисфункцией группы мышц глазного яблока. Жданов, как и Корбетт, является противником оптических изделий. Он считает, что при ношении очков и контактных линз мускулатура, которая отвечает за длину глазного яблока, перестает работать.
Методика Жданова построена и на психотерапии. Она заключается в обязательном ведении дневника, в который человек должен записывать результаты упражнений. По мнению профессора, это является неким стимулом для выполнения гимнастики. Если человек будет следовать рекомендациям, то эффект будет заметен уже спустя неделю после начала занятий, а про ношение очков или контактных линз можно будет забыть.
Основным упражнением методики является пальминг. Жданов рекомендует предварительно растереть ладони, это поможет им стать теплыми. После этого можно закрывать глаза на 5 минут. Во время зарядки рекомендуется переводить взгляд сверху вниз и с одного бока в другой. Каждое упражнение следует выполнять по три раза, а по окончании поморгать. Это поможет глазам расслабиться. При выполнении другого упражнения следует нарисовать взглядом прямоугольник и «пройтись» по нему глазами сначала по часовой стрелке, а затем — в обратном направлении.
Комплекс упражнений
Делать упражнения зарядки малышам 3 лет рекомендуется совместно с мамой: это принесет не только пользу, но и значительно разнообразит процесс, сделав его веселым.
Выполнять задания рекомендуется после сна утром, а также перед сном.
Более сложные упражнения необходимо делать несколько раз в неделю:
- Начните зарядку с небольшой разминки: бега на месте, ходьбы на носках и пятках.
- Выполните с малышом упражнение с использованием палочки: руки расставлены, палка прижата к коленям, ноги по ширине плеч – на вдохе палочка поднимается за голову, а на выдохе опускается.
- Бросания мяча помогут развить координацию и ловкость: локти прижаты к туловищу, во время броска руки идут вперед.
- Положение — лежа на животе, палочка впереди перед лицом: на вдохе поднимается верхняя часть туловища вместе с палочкой.
Кроме основных упражнений в гимнастике должны присутствовать задания для рук и ног, а также на развитие дыхания.
В свободное время можно заняться артикуляционными упражнениями, чтобы развитие речи происходило согласно нормам.
Полезное видео
Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).
- Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
- Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
- Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
- Массаж животика, спинки.
- Ползание.
- Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
- Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
- Круговые движения ручками.
- Активное упражнение — напряженное выгибание.
- Поворот влево со спинки на животик.
- Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
- Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).
Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).
Анализ утренней гимнастики в младшей группе
Прежде чем новый комплекс гимнастических мероприятий будет введен в работу дошкольного учреждения, должен быть проведен анализ на актуальность его проведения и соответствие нагрузок возрасту детей в группе.
Анализ происходит в несколько этапов, один из которых направлен на проверку упражнений соответствию ФГОС.
Цель утренней гимнастики в младшей группе — организация укрепления здоровья детей и обеспечение их всестороннего развития. В случае несоответствия разработанной зарядки соответствующим требованиям, ставится под сомнение польза от ее проведения.
Важно! Если конспект не проходит одну из проверок, он направляется на доработку, пока не будут исправлены указанные ошибки или недочеты (погодные условия, температурный режим, выбранная музыкальная композиция и т.д.). Важно помнить, что от качества развивающих мероприятий зависит дальнейшая жизнь дошкольника
Только правильное выполнение зарядки сделает детей здоровыми и крепкими
Важно помнить, что от качества развивающих мероприятий зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Только правильное выполнение зарядки сделает детей здоровыми и крепкими
Артикуляционная разминка
Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.
Дыхательные упражнения
Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:
«Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением
Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха
Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
«Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
«Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.
Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.
Апрель
Комплекс № 13 «Ладушки»
1 Воспитатель подзывает детей к себе, предлагает поиграть в «Ладушки»
Ладушки, ладушки
(дети стоят на ногах, хлопают в ладоши повторяя за воспитателем)
Где были?
(повороты налево-направо)
У бабушки!
Что ели?
(разводят руки в стороны)
Кашку!
(соединяют руки)
Что пили?
(разводят руки в стороны)
Бражку!
(соединяют руки)
Полетели, полетели
(имитация работы крыльев)
На головку сели!
(кладут руки на голову)
посидели, посидели
И домой полетели!
(побежали за воспитателем)
2 Ходьба за воспитателем 30 сек.
3 Подвижная игра «Поймай птичку»
У воспитателя на веревочке привязана игрушечная птичка, проходя мимо детей, воспитатель поднимает птичку над головой ребенка так, чтобы он, потянувшись, привстав на носочки или подпрыгнув на месте, мог дотянуться до нее руками.
Комплекс №14 «С закрытыми глазами»
1 Воспитатель подзывает к себе детей , предлагает: «Давайте поиграем с закрытыми глазками!»
Друг за другом мы шагаем
Выше ножки поднимаем
(дети идут за воспитателем, высоко поднимая ноги, подражая воспитателю)
Вместе мы остановились
Наши глазки все закрылись!
Глазки закрываются,
Ручки поднимаются.
(дети останавливаются, закрывают глаза, поднимают руки вверх, удерживая статическое равновесие)
Глазки открываем,
Весело шагаем!
Вместе мы остановились
Наши глазки все закрылись!
Глазки закрываются,
Дети наклоняются.
Глазки открываем,
Весело шагаем!
Вместе мы остановились
Наши глазки все закрылись!
Глазки все закрылись,
Детки покружились!
2 Ходьба за воспитателем 30сек.
3 Подвижная игра «Догони собачку»
Воспитатель показывает детям игрушечную собачку на колесиках с привязанной к ней веревочкой. Воспитатель тянет за веревочку, собачка «убегает» от детей. Воспитатель призывает детей «Догоните собачку!»
Играем в гимнастику
Самый лучший способ организации гимнастический занятий для маленьких детей – превратить их в игру, сопровождаемую веселой музыкой, песенками, стихотворениями и подражаниями различным действиям. Так крохам будет интересно. Игра для них – лучшая мотивация.
Например, можно разыграть веселое детское стихотворение («Мишка косолапый», «Идет бычок, качается» или любое другое, описывающее действия). Детки могут топать, как медвежата, скакать, как зайчата, прыгать, как воробушки, изгибать спинки и потягиваться, как кошечки, гудеть, как паровозики, летать, как самолетики, сопровождая движения соответствующими звуками…
Еще веселее разыграть забавную песенку («В Африке горы – вот такой ширины», «Каравай», «Танец маленьких утят» и другие).
Существует также множество забавных потешек, мотивирующих ребенка начать занятие. Примеры их можно найти в детских книжках или сочинить самим. Это несложно, главное – мотивация:
Малыши, малыши
Выходят на площадку,
Станут по порядку
И начнут зарядку.
Станут наши малыши
Крепыши, крепыши!
Гимнастические комплексы для малышей должны включать:
- общеразвивающие упражнения (укрепляющие мышцы пресса, спины) – «Лодочка», «Велосипед» и др.;
- задания на совершенствование ходьбы, бега – подвижные имитационные игры («Дождик», «Лошадки», «Воробушки»);
- для развития меткости («Кегли», «Попади в корзинку, мяч»);
- простые акробатические упражнения (преодоление небольших препятствий, быстрое приседание и подъем);
- музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма – сопровождающиеся стихами или песенками.
Занятия гимнастикой дома
Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.
Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:
- укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
- обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
- улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
- ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
- стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.
Противопоказания
Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:
- острых заболеваниях, обострении хронических;
- кровотечении или угрозе такового;
- боли;
- онкологических заболеваниях.
Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.
Общие правила
Главное, на что родители должны ориентироваться, подбирая упражнения для малышей, – соответствие навыкам крохи, постепенное усложнение по мере развития ребенка. То есть движения должны быть ему доступны и легко выполнимы. Поначалу это будет просто ходьба, приседания, ползание, затем к ним добавляют преодоление преград, лазание по канатам, веревкам, прыжки, игры с мячом, обручем, игрушками и т. д.
Что еще важно знать об организации гимнастических занятий с малышами?
В гимнастический комплекс нужно включить 5–6 упражнений, затрагивающих все мышечные группы (рук, плеч, ног, пресса, спины, шеи), причем их нужно чередовать.
Упражнения для рук и ног могут выполняться быстрее, чем для туловища.
Дышать ребенок должен через нос, при этом не задерживая дыхание.
Чтобы сделать занятие более интересным, в комплекс включают пару упражнений-подражаний, которые могут объединиться в сюжетную игру.
Нельзя заниматься натощак, а также сразу после приема пищи, необходимо подождать примерно час.
Гимнастику проводят ежедневно либо через день, на это отводится от 5 до 15 минут (ведь детки в таком возрасте не могут долго концентрировать внимание и очень быстро утомляются).
Упражнения повторяют от 3 до 5 раз.
Ели позволяет погода, занятия лучше проводить на свежем воздухе (например, во время прогулки).
Обязательно в комплекс включают ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.
Малыши склонны подражать, поэтому движения в гимнастике могут и должны имитировать движения животных, героев мультфильмов или сказочных персонажей.
Полезно использовать материал, имеющийся под рукой (на улице это игровые площадки, деревья, пни, камешки, холмики, бордюры; дома – стулья, столы, ковры, подушки и т. д.).
Если ребенок устал или начинает протестовать, капризничать – занятие лучше остановить
Против воли ребенка они пользы не принесут.
Для занятий утренняя или вечерняя прогулка прекрасно подходят. Главное, чтобы активные физические упражнения не проводились сразу после дневного сна или менее чем за 2–3 часа до сна ночного.
Индивидуальный подход
Организовать утром зарядку для детей можно разными способами. Немного желания и фантазии — и у родителей появляется собственный комплекс, которому не научат в детсаду и в школе. Такой подход должен строиться с учетом интересов мальчика или девочки, их возможностей и особенностей.
С ростом дошкольника увеличивается время занятий и их динамичность. Сыновьям пора давать упражнения на силу, девочки же могут больше времени уделить растяжке. Разминка потихоньку превращается в более полноценные занятия, которые в дальнейшем могут обратить ребенка к спорту.
В некоторых упражнениях детям понадобится прямая помощь взрослых или их непосредственное участие:
- Качание пресса. За ноги поначалу ребенка нужно держать либо же найти подходящую опору.
- Полные отжимания от пола.
- Кувырки вперед и назад.
- Стойка на голове и руках у стены, а затем на коврике.
- Работа с пружинным эспандером руками и ногами.
- Приседания с разным положением ног: вместе, на ширине плеч, широко расставленных.
- Закидывание ног за голову в положении лежа.
- Боксирование для мальчиков и танец на цыпочках для девочек (хотя можно применять и то и другое вне зависимости от пола ребенка).
- Перекатывание с головы на таз и обратно с согнутыми коленями (руки за головой).
- Кручение ногами с согнутыми коленями (в положении стоя).
- Одинарный и двойной велосипед в положении лежа, поочередные и совместные поднятия ног.
- Наклоны с гантелями. Вместо покупных снарядов можно использовать пластиковые бутылочки из-под напитков, наполненные водой.
Зарядка для детей Солнышко.mpg
Watch this video on YouTube
Восточный орнамент
Новые подходы подразумевают включение в обычные комплексы не только дыхательных практик, но и элементов йоги, ушу, некоторых других восточных боевых и оздоровительных методик. На первых порах здесь не нужны продвинутые инструкторы, ибо изначально эти направления создавались обычными людьми для каждодневного пользования.
Для организации более интересного и полезного процесса дома стоит попробовать:
- Завести руки за спину, закрепить под локтями палку (подойдет обычная швабра). Не выпуская палки, шагать, приседать, наклоняться, делать плавные повороты туловища.
- Руки согнуть, приподняв их так, чтобы сжатые кулаки были на уровне груди внутренней стороной вверх. Резко выбросить их вперед. Вернуть назад так, чтобы вверх были уже костяшки.
- Согнуть пальцы рук. Поднять ладони на уровень глаз внутренней стороной к лицу. Поднять согнутую в колене ногу. Зафиксировать положение на несколько секунд. Опустить ногу. Сверху вниз делать ладонями царапающие движения.
- Ноги расставить и немного согнуть. Одну руку выпрямить параллельно полу. Вторую завести за голову в полусогнутом состоянии. Вышагнуть, полуприсев, в сторону и одновременно перевести вперед руку из-за головы. То же самое сделать и в другую сторону, поменяв руки.
- Правую руку положить на левое плечо с полуоборотом торса — вдох, назад — выдох. Поменять плечо и руку.
- На вдохе достать до икроножной мышцы как можно ниже, выпрямиться на выдохе. Когда будет хорошо получаться с одноименными конечностями (правой и левой), делать те же движения крестообразно.
Январь
Комплекс №7 «Снежок»
1 Воспитатель собирает детей у окна, обращает внимание, что все покрыто снегом: «Давайте поиграем в снежок!»
Воспитатель произносит стишок и показывает действия.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
(разведя руки немного в стороны, кружатся на месте)
И на землю тихо
Падает, ложится.
(пружинистыми движениями медленно присаживаются на корточки, замирают)
Вдруг поднялся ветерок!
(встают на ноги)
Разлетелся весь снежок!
(бегают врассыпную)
2 Ходьба за воспитателем 30 сек.
3 Подвижная игра «Поймай снежинку»
У воспитателя на веревочке привязана снежинка, проходя мимо детей, воспитатель поднимает снежинку над головой ребенка так, чтобы он, потянувшись, привстав на носочки или подпрыгнув на месте, мог дотянуться до нее руками.
Комплекс №8 «Зайцы и мишка»
1 Воспитатель подзывает к себе детей и рассказывает им историю, сопровождая игрой с мошкой и зайкой:
Зайка по лесу гулял,
А в берлоге мишка спал.
Ближе зайка прискакал
И зайчат с собой позвал.
Услыхал медведь
И давай реветь:
Кто тут смеет так шуметь?
Воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем в зайчат и медведя» Вы будете зайчата, а я стану мишкой.
Мишка заек не пугает
Вместе с ними он играет:
Ножками топ-топ
(воспитатель показывает движения, дети повторяют)
Ручками хлоп-хлоп
Сели-встали
Сели-встали
И от мишки убежали!
(дети- зайцы убегают от воспитателя, воспитатель-мишка делает вид, что он их догоняет)
В конце воспитатель говорит:
Зайкам мишка помахал
И в берлогу убежал.
2 Ходьба за воспитателем 30 секунд.
3 Подвижная игра «Зайки-попрыгайки»
Воспитатель: «Какие зайки молодцы, от медведя убежали! Вот какие зайки, зайки-попрыгайки!» Воспитатель подпрыгивает на месте, дети повторяют за воспитателем.
Особенности упражнений для зарядки по возрасту
У каждого возраста есть свои особенности, которые следует учитывать при планировании упражнений. Для ребят до года детскую зарядку следует разделить на 4 основные группы, ориентированные на количество месяцев от роду ребенка.
Занятия с грудничком до 1 месяца
От 0 до 1 месяца
На второй недели жизни малыша можно задумываться о первых знакомствах с физкультурой. Полезными будут массажи живота, которые помогут переваривать пищу. Для этого основание ладони кладут на лобковую кость ребенка, а пальцами строго по часовой стрелке производят массирующие движения.
Важно! Массировать против часовой стрелки живот нельзя! Это связано с физиологией кишечника, который двигает пищу по часовой стрелке. Массажи в обратном направлении приведут к застоям пищи и болям в животе
Перед купанием полезно разминать все суставчики, двигаясь от головы к пяткам:
- плечевые суставы, мягко поднимая ручки к голове, и также плавно опуская по бокам;
- локтевые суставы, сгибая и разгибая ручки;
- совершать кистями круговые движения, но не насильственные;
- ножки сгибают в коленном суставе, прижимая плотно к животику, что является дополнительным массажем для кишечника;
- стопы, как и кисти, разминаются круговыми движениями.
От 1 до 3х месяцев
С ростом ребенка развивается и зарядка. Когда малышу исполнился месяц, к знакомым упражнениям добавляется еще комплекс с положением на животе:
- перевернув грудничка на живот, прикладывают свою ладонь к стопам – ребенок рефлекторно будет пытаться оттолкнуться ножками, двигая тело вперед;
- положив ребенка на живот, гладят спинку, наблюдают, как малыш учится держать головку;
- используя фитбол, можно тренировать мышцы спины, качая уложенного на него грудничка, при этом держат ребенка только за ножки, давая возможность ему тренировать все группы мышц;
- кладут ребенка на спинку и вкладывают в его ладони свои большие пальцы, позволяя малышу крепко ухватиться за них, после чего невысоко приподнимают его спину над столиком;
- лежащему на спине младенцу скрещивают прямые ручки на груди, будто он обнимает сам себя, и разводят их в разные стороны.
Важно! Когда ребенку только что исполнился месяц, держать голову долго он не может, поэтому при тренировке на животе лучше подложить дополнительную мягкую подушечку туда, куда обязательно не раз упадет голова, лицом вниз
Занятия с фитболом
В 6 месяцев
С полугодовалого возраста ребенок уже имеет возможность занимать положение, стоя на коленях, поэтому пора добавлять следующие упражнения:
- из положения на четвереньках поднимают одну ножку, разгибая ее в колене, потом вторую;
- позволяя ребенку крепко взяться ладонями за большие пальцы взрослого, придерживая при этом обязательно кисти малыша, поднимают его так, что тот может встать на стопы и поприседать;
- поддерживая ребенка под живот, плавно полетать по комнате, рассматривая окружающие предметы.
В 1 год
С детьми в год можно успешно заниматься на спортивных или детских площадках, используя такие снаряды, как:
- наклонная доска для хождения вверх и вниз, разминающая стопы;
- лесенка – для тренировки хватательного движения и равновесия;
- перекладина, на которой можно учиться висеть.
Все упражнения обязательно выполняются под присмотром и со страховкой взрослого. Большинство упражнений сохраняется от прошлого возрастного периода. Они дополняются новыми заданиями и усложняются, в соответствии с приобретенными навыками.