Постановка звуков [с], [з] и [ц]

Не используйте ароматизированный тальк

Важность постановки свистящего звука

Если замечено, что ребёнок некорректно произносит свистящий звук, логопед выделит характер проблемы, это может быть:

  •  сигматизм — происходит искажение и ;
  •  парасигматизм — подмена и другими звуками (на переднеязычный или шипящий).

Постановка звука позволит избежать проблем в письменной речи и чтении:

 дисграфия — расстройство, при котором допускаются элементарные ошибки при письме.

Человек заменяет буквы на фонетически близкие звуки, например:

зовут => савут

белые => пелые

Пушок => Пужок

 дислексия — расстройство навыков чтения, при котором человек повторяет одни и те же ошибки при чтении. Звуки перемешиваются или подменяются другими, чтение по буквам, сложность понимания прочитанного.

Человеку сложно буквы соединить в слоги, а слоги в слова. Это приводит либо к непониманию прочитанного, либо к искажению информации.

 дислалия — нарушение произношения звуков. Диагноз ставится после 4–5 лет, до этого времени такое произношение считается нормой и проходит само.

Ставим звуки [К], [Г], [Х]

Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:

  • губы должны принять положение следующего гласного звука;
  • зубы не смыкать нельзя;
  • кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
  • боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
  • задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
  • мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
  • голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
  • во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.

Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.

Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.

Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».

Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.

Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».

Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.

Упражнения для постановки

Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

Артикуляционная гимнастика

Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание

  1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
  2. Губы и щеки:
  • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
  • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
  • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.

3. Язык:

Упражнение «Грибок»

  • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
  • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
  • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

Дыхательная гимнастика

Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

  1. Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
  2. Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
  3. Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.

Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

Правильные образцы

С дошкольником обязательно разбирают артикуляцию звука. Он должен понимать, как и что делать, чтобы начать правильно свистеть или шипеть. Если у него нарушено ощущение от движений органов артикуляции, то ему нужно вводить тактильный и зрительный анализатор.

Поэтому занятия проводятся перед большим, освещенным зеркалом. Дополнительно можно просить ребенка касаться пальцем частей рта (например, альвеол за верхними зубами). Так у него будет складываться полная картина.

Артикуляция звука достаточно простая — губы круглые, зубы немного разомкнуты, язык принимает форму «чашечки», а его боковые края прижимаются к небу. Голосовые складки разомкнуты и воздух сильной струей проходит через щель неба и задней части языка, после через кончик языка и альвеолы. Появляется характерный шум.

Артикуляция звука точно такая же, как и при , но с добавлением голоса. Струя воздуха чуть слабее, щель меньше и это позволяет добиться «жужжания».

В русском языке звук можно считать утрированной мягкой версией . Губы круглые, вытянутые, зубы разомкнуты, кончик языка чуть ниже альвеол, средняя часть органа чуть поднимается к твердому небу, задняя продвинута вперед и опущена. На выходе получается высокий шум.

У звука сложная артикуляция. Губы в той же позиции, что и в остальной группе звуков. Кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть упирается в верхние зубы, орган чуть продвигается вперед и получается характерный шум – резкий и отрывистый. Звук относят и к щелевым, и к смычным звукам, но на слух это не замечается.

Среди вариантов дефектного звучания выделяют «щечное» произношение. В таком случае струя воздуха уходит в щеки и это искажает звучание. В другом варианте образуется нижнее произношение – такое часто бывает из-за короткой уздечки или гипертонуса языка. Орган не поднимается полностью и больше получается свист, чем шипение.

Шипящие могут заменяться на свистящие, так как эта группа проще в артикуляции. Не стоит затягивать с устранением дефекта, так как чем старше ребенок, тем сложнее устранить проблему. От шипящих потом специалисту легче поставить сонорные звуки.

Как закреплять результаты занятий?

Проведенные тренировки должны обязательно закрепляться. Для этого используются обычные логопедические игры и упражнения. Популярными методами, помогающими закрепить результат, является проговаривание скороговорок, чтение текстов, произношение цепочек из слов, содержащих свистящие звуки.

Чтение скороговорок является самым эффективным способом и помогает развить речевой аппарат полностью, отработать произношение многих звуков. Сначала следует выбирать простенькие и коротенькие скороговорки. В качестве примера можно отметить такое выражение: «У лисички в миске – рис и сосиски».

Также хорошо помогает чтение рассказов, в которых часто применяется буква «С». Необходимо читать текст неоднократно, добиваясь точного произношения звука. Кроме того, нужно задавать малышу вопросы. Отвечая на них, он опять будет применять свистящие звуки, а также будет развивать свое мышление.

Таким образом, родители должны внимательно следить за тем, как воспроизводит звуки их ребенок

Важно своевременно выявить дефект и начать работу по его коррекции, чтобы артикуляция звука была правильной

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в волшебный город, где живут согласные звуки и буквы. В этом городе волшебном живёт мудрая птица. Как её называют? (сова). Правильно – это сова! И мы сегодня будем такие же мудрые как эта птица. С какого звука начинается слово сова? (с)

Прочитать стихотворение:

Мудрейшая птица на свете – сова

Всё слышит, но очень скупа на слова.

Всё взвесит, но редко-прередко болтает

Вот этого многим из нас не хватает. (Т. Таран)

2. Развитие фонематического слуха.

Что же такое звуки? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно».Запомни: звуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.

Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом?Давай изобразим насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай руками движения вверх-вниз.Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.

Игра «Выбери картинку». Выбрать картинки, которые начинаются на звук «с», где звук «с» в середине слова, в конце. Какой по счету звук «с», в слове «санки», «лиса», «нос». Перед каким звуком слышится звук «с» в слове «лиса».

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы выполнить зарядку,отгадайте загадку:

«Я землю копала,

Ничуть не устала,

А кто мне помогал,

Тот и устал».

Что это? Конечно лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой.

Упражнение «Лопатка».

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Считая про себя до пяти.

А теперь выполняй языком такие движения: положи язык лопаткой, занеси лопатку в домик (в рот); опусти свою лопатку за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

Сделаем упражнение «Чистим зубки».

Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны.

Упражнение «Катушечка».

Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с».

4. Постановка звука.

Посмотреть в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык?

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок»ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)

5. Анализ артикуляции.

Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?

— улыбнуться;

— кончик языка упереть в нижние резцы (зубы);

— боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;

— по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.

6. Закрепление изолированного звука.

Игра «Назови слово». С вами хочет поиграть мудрейшая сова.Она спрашивает: «с какого звука начинается слово «сова»?» Чтобы не ошибиться, произнеси слово потянув первый звук – СССова. Какой звук ты услышал? Звук «с». Это начало слова.

А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук вы слышите в конце слова «сова»? Произнеси медленно, выделяя последний звук. Это звук «а». приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в середине слова.Произнеси прислушиваясь: СОВА. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?

Назови звук, с которого начинается твоё имя? Какой первый звук слышится; в середине; последний звук твоего имени.

Вот теперь мы готовы к игре совы «Назови слово».

Назови фрукт, название которого начинается со звука «с». (слива)

Назови животное, в названии которого звук «с» стоит в середине слова (лиса).

Назови цветок, название которого заканчивается звуком «с». (нарцисс)

7. Закрепление звука в слогах.

Давай произнесём новый звук в слогах.

Повтори: са-са-са-са – какая хитрая лиса.

Ас-ас-ас-ас – аккуратный мальчик Влас.

Ос-ос-ос-ос – в дупле много диких ос.

Со-со-со-со – совы катят колесо.

Сы-сы-сы-сы – у сома растут усы.

Ыс-ыс-ыс-ыс – расплодилось много крыс.

8. Закрепление звука в словах.

Произнеси звук «с» в словах.

Сон – нос

Маска – касса

Сумка – мусс

Фасоль – Ассоль

Коса – оса

9. Закрепление звука в предложениях.

Повтори: Соня любит патиссоны. Солнце светит ласково.

10. Домашнее задание.

— общая артикуляционная гимнастика.

— раскрашивание сливы.

11. Итог занятия.

Сегодня мы узнали много нового о звуке «с». Какие органы артикуляции помогают нам произнести звук «с»? (губы, язык, зубы)

Произнеси звук «с» ещё раз. Молодец!

Способы постановки звука С и Сь

Картотека заданий логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:

По подражанию. Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения. Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимают зондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение. Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть». Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы. Постановка от «Ф»

При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы

Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.

Постановка звука Сь

При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.

Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением и в быстром темпе.

Причины

Чтобы понять, как правильно поставить звук необходимо знать первопричину появления отклонения от нормы. На возникновение ошибочного или полного отсутствия произношения звука «К» и «Кь» влияют такие факторы:

  1. Органические дефекты, связанные с неправильным строением речевых органов:
  • аномалии верхней части полости рта. Небо может быть слишком высокое, мягкое, узкое. Мягкая часть быть твердой и наоборот.
  • неспособность малыша различать звуки на слух (фонематические отклонения);
  • слабые мышцы языка;
  • плохая чувствительность языковых мышц;
  • нарушения физического слуха в легкой форме.
  1. Социальные факторы:
  • упущение родителей, воспитателей, педагогов;
  • использование 2 и более языков в семье;
  • отсутствие артикуляционных занятий;
  • повторение речи с ошибками за близкими.
  • Определить какой фактор стал предрасполагающим для ребенка в развитии дефекта и как его устранить способен специалист. Для этого логопед собирает подробный анамнез в индивидуальном порядке, осматривает состояние речевых органов и делает вывод на основе обследования.

Учимся произносить «С» дома

На домашних занятиях можно использовать популярные конспекты логопедов для дошкольного возраста. Они содержат как письменное описание упражнений, так и изображения, облегчающие понимание техники.

Родителям на заметку: пособие Богомоловой А. И.

Логопедическое пособие автора Богомоловой для занятий с детьми содержит комплекс упражнений, направленных на правильную артикуляцию и дыхание. Книга включает описание приема, технически помогающее поставить на место язык. Автор рекомендует использовать тонкую палочку, подобную тем, что остаются от популярного леденца: ребенок прислоняет кончик языка к нижним резцам, трубочка кладется до середины языка, вдоль, заставляя его образовать канавку, губы растягиваются, как при улыбке, чтобы научиться выговаривать букву С.

Постановка языка

Фонематика: учимся слышать

Занятия по постановке звука начинаются с правильного слухового восприятия. С первых минут начала урока букву не называют, а имитируют звук ветра, текущей воды, можно скомбинировать две буквы К и С и позвать кошку: «кс-кс». Правильно услышанный звук поможет поставить четкое произношение. Полезным упражнением будет произвольное тестирование слуха, когда взрослый произносит набор слогов, среди которых нет созвучных свистящих. Тестируемого просят хлопнуть в ладоши, когда он услышит слог с участием С.

Постановка звука: правильно произносим

Дома, обучая ребенка правильному произношению, полезно будет вооружиться зеркалом, в котором помещаются два отражения: взрослое и детское. Ребенку легче повторить, когда он видит правильную артикуляцию взрослого и результат своих стараний. Он самостоятельно поймет неверную постановку языка и сможет контролировать его местоположение.

Логопедические упражнения

Логопедические упражнения на произношение буквы С направлены на тренировку правильного положения кончика языка — он дожжен упираться в нижние резцы и не подниматься над ними:

  • произносить многократно шепотом «ихи», после 10-15 повторов сомкнуть зубы и повторить снова, после чего попробовать произнести «неси»;
  • тренировать произношение С, полностью сомкнув зубы;
  • перед зеркалом наблюдать за движением языка при поочередном произношении С и Ш, чтобы понять разницу.

Занятие с зеркалом

Ошибки при выполнении гимнастики

Во время зарядки для языка нужно следить за правильностью ее выполнения. Тогда получится сформировать нужный уклад для произношения С. Но у детей с речевыми расстройствами недостаточно развита артикуляционная моторика, поэтому некоторые задания могут вызвать затруднения.

  • При выполнении базового упражнения «Улыбка» зубы не видны. Чтобы ребенку было проще его освоить, можно потренировать произношение гласного И, постепенно смыкая зубы.
  • Ребенок слишком далеко высовывает язык. Или он не занимает широкое положение, наблюдается тремор. Тогда нужно пройти курс логопедического массажа или научить делать самомассаж.
  • Неправильное положение губ при выполнении заданий может быть вызвано тем, что не освоено базовое положение − «Улыбка».
  • Также распространенная ошибка – это выполнение движений не только языком, но и нижней челюстью. Или человек помогает себе губами. Тогда во время гимнастики придерживают нижнюю челюсть.
  • При выполнении «Горки» частая ошибка – кончик языка выходит за нижние зубы. Взрослый может помочь малышу при помощи ватной палочки, зафиксировав его в нужном положении. Еще вариант – ребенок произносит про себя И.
  • Выполняя дыхательную гимнастику, надувают щеки, в результате выдох получается несильным и ненаправленным.
  • Еще одна ошибка при выполнении дыхательных упражнений – осуществление вдоха и выдоха ртом. Если у человека наблюдается данная особенность дыхания, несколько занятий занимает постановка правильного дыхания: вдох носом, выдох ртом.

Это самые распространенные ошибки, которые делают не только дети, но и взрослые. Если упражнение выполняется неправильно, его необходимо приостановить и дать более простое задание. Вначале объясняют, как звук произносится в норме, чтобы ребенок мог контролировать работу органов артикуляции. Только когда гимнастика будет выполняться без ошибок, можно переходить к этапу постановки.

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд

Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким. Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка)

Открываем ротовую полость. Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадовать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. Логопед загадывает загадку.

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Он от дедушки ушел

Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем сейчас вместе с Колобком показывать движения наших язычков.

1. Подготовительная часть.Разминка и упражнения:

А)подготовительные артикуляционные упражнения:для губ: чередование движений

А-И, А-У, А-О и обратно;

для языка:

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)

«Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)

«Горка»1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).

(5 раз.)

«Горка»2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)

«Горка «3: то же со шпателем или зондом. (5 раз)

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).

Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко».Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко».А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку».Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.

«У мамы болит горлышко,и она кашляет: «К-К-К-К»

2. Основная часть. Постановка звука К

1). По подражанию.Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит,Колобка веселит: «К-К-К-К»»

развитие речевого дыхания: Логопед: Какое сейчас время года?Ребенок: Зима. Логопед: Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»

Механический способ (является преобладающим)

Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта,при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.

Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.

2).Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звукК и попробуй это почувствовать: «К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.

Логопед: Расскажи какой это звук: гласный или согласный и почему? согласный (потому что во рту есть преграда воздуху и звук не поется, Давай подуем — он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый). Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют). Значит звук К какой? (Глухой)

3. Закрепление правильного произнесения звука.

Логопед: Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»

АК-АК — АК-АК-АК АК-АК-АК — АК-АК

ОК- ОК — ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК — ОК-ОК

УК- УК — УК-УК-УК УК-УК-УК — УК-УК

ЫК — ЫК — ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК — ЫК-ЫК

ИК – ИК — ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК — ИК-ИК

Знакомство с буквой К

Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке:»Кыш! «

Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие?

Физкультминутка.

А сейчас мы попробуем изобразить букву К. для этого необходимо поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге).

Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.

Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.

Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?

Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.

Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.

Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.

Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.

Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:

  1. Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
  2. Возникновение правильного звучания.
  3. Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector