Конспект индивидуального занятия «автоматизация звука ж в словах, предложениях»
Содержание:
Автоматизация звука
Начинать автоматизацию нужно с правильной постановки и артикуляционной гимнастики, после переходить на закрепление произношения. Занятие должно проходить в дошкольном возрасте не более 10 минут, в младшем школьном до 15, в среднем школьном 20, взрослые могут уделять автоматизации звука до 30 минут. В полное время входит подготовка (гимнастика) и основная часть (автоматизация).
Работа со слогами и словами
Переходить сразу к автоматизации не стоит. Начинать закрепление нужно с изолированного произношения. Несколько раз проговорить Ж, пока не будет выработана правильная позиция. Ребенку самостоятельно тяжело определить, как произносится звук, следить за переходом от одного задания к другому стоит педагогу или родителю.
Начать работу нужно с изолированного произношения: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Затем подключать слоги, сначала с закрытой позицией, после с открытой: жа-жо-жу-жи, ож-аж-уж-иж.
Для малышей-дошкольников можно проводить упражнение «Хлопни, как услышишь Ж». Педагог или родитель произносит слова, ребенок должен услышать звук Ж и хлопнуть в ладоши. После упражнения предлагают ребенку вспомнить, какие слова были, произнести их.
Младшему школьнику можно предложить раскрасить жирафа, и закрашивать места, где он увидит букву Ж.
Взрослому и подростку можно читать слова с буквой Ж, от простых к сложным. Используют упражнения «Найди слово», «Буквы перемешались». Нужно соотнести слова с картинками, составить слово из слогов.
Работа с предложением и текстом
При работе с дошкольниками важно делать упор на составление предложений, так как дети не умеют читать. Помогут в работе специальные карточки, индивидуальные мнемотаблицы
Они позволяют отточить навык произношения при составлении предложений, в разговорной речи
Работая по мнемотаблицам, одновременно развивают психические процессы: внимание, воображение, память, мышление, речь. Таблицы можно подбирать по возрастам
При работе с дошкольниками и школьниками над закреплением произношения звука активно используют скороговорки и чистоговорки. Перед их выполнением можно предложить малышу составить самостоятельно по карточкам словосочетания с буквой Ж: жираф жует, кожа жирная, желтый цветок.
Важно подбирать интересный материал по возрасту, по степени сложности начинать всегда с простого, и переходить на более тяжелое задание. Чистоговорки предназначены для оттачивания артикуляционной позиции и правильного, четкого произношения звука
Ребенку или взрослому предлагается говорить, повторять за логопедом или читать предложения, утрируя и выделяя интонационно звук Ж.
При переходе к скороговоркам следует проговаривать слова быстро, не обращая внимание на проблемную букву, так, как человек говорит в обыденной жизни. Работать со скороговорками нужно правильно:
произнести медленно, четко выделяя каждый звук;
артикуляционные органы активно работают (утрировано), ребенок или взрослый должен на каждой букве сохранять нужную артикуляционную позицию, следить за речевым аппаратом;
после медленного прочтения или повторения попытаться проговорить быстрее скороговорку, заостряя внимание на проблемном звуке;
когда получится произнести четко слова с Ж в предложении, ускорить речь, читать скороговорку в быстром темпе, не обращая внимание на проблемный звук.
Жу-жу-жу я на лавочке сижу
Жи-жи-жи, ну-ка сказку расскажи
Жо-жо-жо мне живется хорошо
Жа-жа-жа, а на улице жара.
Автоматизация в связной речи
Закрепление звука Ж в связной речи подразумевает его оттачивание с помощью стихов, текстов, чтобы человек при чтении или повторении не заострял внимание на проблемной букве, произносил слова легко, не задумываясь над прочитанным или сказанным. Когда ребенок или взрослый научится говорить правильно Ж в разговоре и не обращать внимание на верность произнесенных слов, автоматизация считается успешной
Применять для автоматизации слов, где встречается буква Ж можно различные стихотворения по возрастам. Ребенку от 7 лет предлагают прочитать текст, дошкольнику повторить за взрослым.
Стихотворения можно заучивать, ставить по ним сценки, применяя элемент театрализации. Нужно сочинять самостоятельно по картинкам рассказ, нарисовать рисунок по заданной теме и попросить малыша проговорить, что изображено на картинке в форме рассказа, составить сказку совместно со взрослым. Младшим школьникам нравится читать рассказы, где пропущены слова, либо зашифрованы в картинках. Это отвлекает малыша от концентрированности на нужной букве, делает процесс автоматизации более легким и интересным.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Мы занятие начнем.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний.
Какие бывают звуки?
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?
Какой он, опишите?
Назовите слова со звуком .
3. Введение в тему.
-Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.
В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой, загадки, задания и конечно игры.
Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.
Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)
Вы согласны?
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Узнать его непросто,
Узнать его легко,
Высокого он роста
И видит далеко.
Черный, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Летит-воет,
Сядет-землю роет.
*Как можно назвать всех одним словом?
*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?
-Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж.
4.Изучение нового материала:
-Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук.
а)характеристика звука .
-Давайте потренируемся в произношении звука , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук .
*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)
-А теперь вместе со мной произнесем звук.
*Какой это звук?Почему?
*Как звучит звук , твердо или мягко?
-Правильно, звук произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука .
-Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук еще раз.
*Что вы слышите шум или голос?
*Звук — звонкий или глухой?
*Охарактеризуйте звук .(согласный, всегда твердый, звонкий)
б)игра «Поймай звук» (я называю слова, если в слове есть звук , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука — подносят палец к губам.
УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО
ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ
ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ
-Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук -невидим).
*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)
в) игра «Услышь звук» — работа со схемами №3, №4
г) знакомство с буквой Ж
-Давайте станем волшебниками и превратим звук в букву.
Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.
Эни, бени, рики, тайся
Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)
*Почему их две?
*Где и когда пишется большая буква?
*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?
-Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.
*Есть ли у нее парная согласная?
5.Закрепление нового материала:
а)упражнение для запоминания зрительного образа — буквы Ж.
-Выложите букву из палочек.
*На что похожа буква Ж?
-Эта буква широка и похожа на жука.
Потому что у нее 6 жучиных ножек.
И при этом точно жук, издает жужжащий звук.
*Каким цветом мы закрасим букву Ж?
б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)
в) игра «Превращение слов»
-Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ
*Что для этого нужно сделать?
-Слово УЖИ — в слово ЛУЖИ
г) игра «Рассыпалось слово» — работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)
Ж А Э Т — ЭТАЖ
Ж Б А А — ЖАБА
Ж О К А — КОЖА
Ж И К У — ЖУКИ
Ч Ж ИИ — ЧИЖИ
-Читаем составленные слова
д) обобщение.
А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.
Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения). А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?
Жук-олень не просто красавец,он приносит большую пользу: личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!
6. Итог занятия, домашнее задание.
На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.
*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?
Приёмы отработки звука с детьми: выбор методики
Существует несколько методов отработки звука «Ж»: артикуляционный, дыхательный, подражательный, технический, метод звукового перехода и смешанный.
Артикуляционный метод
Основывается на тренировке мышц артикуляционного аппарата с помощью комплекса упражнений. Включает следующие упражнения:
- губы «хоботком» — немного вытянуты, округлены наружу;
- язык «чашкой» — края языка должны касаться верхних зубов, а середина вогнута;
- «покраска» – распластанный, несжатый язык совершает движения от верхних зубов по небу и обратно;
- «помыли губки — почистили зубки» — языком облизать верхнюю губу снаружи и изнутри.
При желании можно провести также общий комплекс логопедических артикуляционных упражнений.
Дыхательный способ
Если проблема обнаружена именно в неправильном дыхании, то необходимо выполнять следующие упражнения:
- «Ленточка» — губы вытянуть «трубочкой» или «хоботком» и дуть на легкую ленту, которую держат перед лицом за один край сверху. Струя выдуваемого воздуха должна быть сильной – ленточка под ее действием поднимается. Щеки при этом не надуваются.
- «Осенний лист» — на руку положить небольшой высохший лист дерева или обычный бумажный. Подуть на него так же, как в предыдущем упражнении, чтобы он слетел с руки.
- «Гейзер» — в стакан с водой поставить трубочку. Дуть в нее и любоваться появляющимися пузырями.
Подражательный метод
Предполагает подключение комплекса всех органов чувств ребенка. Малыш смотрит на взрослого, слышит произношение звука, видит артикуляцию, улавливает движение мышц, а затем подражает увиденному и услышанному.
Так показывают произношение звука «Ж»:
- артикуляция – губы «хоботком», язык «чашкой», зубы «заборчиком»;
- дыхание – глубоко вдохнуть воздух носом, затем сильно, но равномерно выдохнуть через рот;
- голос – звонкость ощущается рукой, находящейся на горле – чувствуется вибрация.
Советы:
Взрослый выговаривает звук четко, акцентируя внимание воспитанника на всех элементах, формирующих звук.
Воспитанник повторяет его отдельно, а не одновременно с взрослым. При этом он должен обязательно слушать себя, развивая фонематический слух.
Делать упражнение лучше перед зеркалом, чтобы обучаемый мог видеть себя в моменты ошибочного и правильного произношения.
Способ перехода от других звуков
Это один из самых действенных и быстрых методов. Определенные звуки русского языка по артикуляции соответствуют другим или схожи с ними. Используя эту аналогию, можно научить ребенка проговаривать какой-либо звук с помощью другого, который ему дается легко. Примеры для «Ж»:
соответствие «Ш» — их артикуляция абсолютно совпадает. Разница произношения лишь в одном: «Ж» — звонкий, а в «Ш» — глухой
Если воспитанник хорошо говорит звук «Ш», то при обучении стоит опираться именно на него — к его произношению нужно подключать голос
При этом важно акцентировать внимание ребенка на вибрации голосовых связок во время звонкого звука и ее отсутствие при произношении глухого. Для этого во время занятий нужно класть руку на шею.
движение от «С» к «Ш»
Часто у обучаемых, которые не могут произносить звук «Ж», имеются также проблемы с произношением соответствующего ему шипящего «Ш»
В таком случае сначала нужно научиться говорить «Ш», а потом уже переходить к «Ж». Если ребенок четко произносит «С», то можно его привести к правильному «Ш» таким образом: воспитанник растянуто говорит букву «С» или слог «СА» и понемногу продвигает язык от межзубной щели вверх, до получения звука «Ш» или «ША» соответственно (до верхнего неба).
переход от «Р». Артикуляция звука «Р» также схожа с «Ж». Только в ситуации с «Р» губы менее вытянуты вперед, и еще присутствует вибрация. Когда малыш будет проговаривать «Р», нужно ватной палочкой аккуратно нажать на нижнюю поверхность языка, приостановив вибрацию. Ребенок в этот момент должен вытянуть губы и, произнося новый звук, постараться запомнить его.
Технический метод
Технический метод предполагает использование дополнительных логопедических инструментов (шпатели, зонды). Часто дети боятся этих приспособлений. Поэтому обычно их используют в крайнем случае, когда другие методы не помогают. В качестве вспомогательных инструментов можно также использовать ватные палочки или ложки.
Приёмы отработки звука «Ж» с детьми
Работа по исправлению ошибочного произношения ребенком звука «Ж» должна проходить в несколько этапов:
- Наблюдение за его произношением и поиск источника дефекта.
- Выбор методики работы.
- Отработка правильного произношения.
- Автоматизация полученных навыков.
Процесс наблюдения
Первым этапом в работе с неправильной речью всегда должно быть наблюдение за произношением ребенка
Очень важно определить, какова причина неправильного звучания «Ж». Существует несколько вариантов его ошибочного произношения:
- проглатывание звука «Ж»;
- замена на «В» — губно-зубной парасигматизм;
- произношение «Г» — носовой сигматизм;
- «Д» вместо «Ж» — призубный парасигматизм;
- замена на «Щ» или «З» — шипящий и свистящий парасигматизм.
Родитель должен проследить за артикуляцией и дыханием малыша при произношении звука. После определения причины исправить дефект намного проще. Так, например, замена на другие звуки – это чаще всего следствие неправильной артикуляции — значит, в первую очередь, акцент нужно делать на ее коррекцию.
Иногда ребенок неправильно направляет струю воздуха – это можно увидеть по надувающимся щекам или слабому потоку воздуха – тогда помимо артикуляционной составляющей надо подключать дыхательные упражнения.
Если у малыша не получается воспроизводить звонкость, нужно тренировать голосовые связки.
Ход занятия
Организационный момент.
Повторить за логопедом
За-за-за – зя-зя-зя
Зу-зу-зу –зю-зю-зю
Зы –зы-зы – зи-зи-зи.
Развитие мимических мышц.
У Валюши и Ванюши Щеки, словно шар воздушный. Надуть щеки.
А у Пети и у Гали — Худенькими щеки стали. Втянуть щеки.
Рассердились Петя, Галя, Сильно брови хмурить стали. Нахмурить брови.
Развитие артикуляционной моторики.
Имитация жевания.
«Поцелуй» (5 раз).
«Лопаточка».
«Вкусное варенье».
«Маляры».
Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение «Дровосек»: ноги на ширине плеч,
руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить 3 раза.
Работа над голосом: произносить предложение, используя повествовательную,вопросительную и восклицательную интонацию:
Увидали мы ежа.
Увидали мы ежа?
Увидали мы ежа!
Объявление темы занятия.
Логопед (выставляет картинку для звукоподражания):К нам летит веселый жук и поет веселую песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Он будет гостем на нашем занятии.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука Ж с наблюдением за положением артикуляции в зеркале. Характеристика артикуляции звука Ж:
губы вытянуты бубликом, рупором;
кончик языка поднят за верхние зубы, к альвеолам;
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
горлышко дрожит, вибрирует.
Звук Ж — согласный, всегда твёрдый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.
Связь звука и буквы.
Ребята, а как вы думаете на кого похожа буква Ж….
Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа,
Потому что у нее Шесть жучиных ножек.
В. Кожевников
Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Руки вверх мы поднимаем —
Раз, примерно, целых пять.
А подняв, не забываем Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело То направо, то налево.
Развитие фонематического слуха.
Давайте поиграем в игру: «Внимательные ушки».
— Приготовьте свои ладошки, я буду называть слова, а когда вы услышите в слове звук «ж», хлопните в ладоши. Будьте внимательны.
Ножницы, шкаф, кружок, вершок, петушок, творожок, пирожок щука, чижик, шажок, железо, зонт, желудь, кошка, кожа, мороженое, пассажир.
Закрепление звука в словах.
Игра: «Поезд»
Работа в парах Ребята давайте разделимся на пары и послушаем внимательно задание.
На столе лежат картинки, дети должны определить, где находится звук «ж», в начале в середине или в конце слова и распределить по вагонам поезда (жук, жираф, морж, медвежата, уж, ежата).
Определение места звука Ж в словах: выбираются капитаны команд, один из капитанов должен отобрать картинки, в названии которых звук Ж находится в начале слов, а другой — в середине.
Закрепление звука в предложениях.
Составьте предложение со своими картинками.
Закрепление звука в тексте.
ребята, рассмотрите картинку и послушайте внимательно рассказ
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Закрепление произнесения звука в слогах
Музыка с видиорядом
Итог занятия.
Логопед: Какой звук повторяли вслед за жуком? Какой это звук? Где находится звук Ж в слове журнал, а где — в слове пожар?
— Чем мы сегодня занимались?
— А в чем были трудности?
Оценка работы детей.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
— Спасибо ребята вы все сегодня хорошо работали.
Домашнее задание.
К занятию 30 (альбом 2, с. 24-25).
Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 20-21)
Игра «Прибавляй слог».Прибавить слог ЖОК и назвать все слово: фла., сне., дру., утю., сто., пиро., кру.
Звуковой анализ слов жук, жать с выкладыванием схемы.
Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд слов, хлопать на слова со звуком Ж.
Подобрать картинки к слоговым схемам.Картинки: жук, жаба, жакет, жилет, моржи. Педагог выкладывает на магнитной доске слоговую схему. Дети должны подобрать соответствующую картинку.
Составить предложения со словами моржи и жакет. Проанализировать и выложить схему.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
-Радмир, здравствуй! Вот перед тобой эти палочки, составь на парте из них домик. (выполняет)
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
-Давай мы с тобой посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ:
«улыбка» (логопед считает до 10)
«трубочка» (счет до 10)
чередование «улыбка»—«трубочка» (до 5-и раз)
«блинчик» (при этом улыбаемся) (до 10-и считаем)
«вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу 5 раз)
«чашечка» (считаем до 10-и)
упражнения для воздушной струи:
«ветерок»-дуть на ваточку (дуть сквозь сближенные губы)
«фокус» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа)
-Молодец!
3. Голосовые упражнения.
-Сейчас мы попоем гласные звуки: А, И, О, У. Сначала громко, потом тихо и наоборот. (Логопед показывает карточки с этими гласными.)
Затем логопед предлагает пропеть сочетание гласных АИ, АИО.
4. Повторение пройденного материала.
— Какой мы с тобой звук учимся правильно и красиво произносить?
(ребенок: «Звук Ж»)
— Сколько тебе лет?
(ребенок: «Мне 7 лет»)
— Вспомни, пожалуйста, столько слов со звуком ж.
(ребенок называет их, загибая свои пальцы.)
— Молодец!
5. Повтор слогов, слов со звуком Ж.
— Повторяй за мной:
ЖА-ЖА-ЖА – иголки у ежа.
ЖУ-ЖУ-ЖУ – что-то расскажу.
ЖА-ЖА-ЖА – рыба у моржа.
ЖУ-ЖУ-ЖУ – я вовсе не тужу.
-Молодец, Радмир!
6. Упражнение «Закончи предложения».
— Попробуй закончить предложения:
Весело бегать босиком по ЛУ. (лужам)
На диване кот ЛЕ. (лежит)
Я купил себе МОРО. (мороженое)
Мы сегодня загорали на ПЛЯ. (пляже)
Крепко яблоко ДЕР. (держу)
-Хорошо!
7. Пальчиковая гимнастика.
-Радмир, в прошлый раз ты из кусочков бумаги букву Ж составлял, а сегодня ты попробуешь вырезать букву Ж без ножниц. Это очень трудно, но ты постарайся!
(ребенку логопед дает лист бумаги формата А4.)
— Умница, Радмир!
8. Образование уменьшительно- ласкательных слов.
-Попробуй сделать из большого слова маленькое,например: ДРУГ- ДРУЖОК.
ЛУГ.
КРУГ.
ФЛАГ.
СНЕГ.
БЕРЕГ.
РОГ.
ПИРОГ.
УТЮГ.
САПОГ.
— Молодец!
9. Я начну,а ты закончи:
Я ЛЕЖУ НА ЖЕЛТОМ ЛЕЖАКЕ.
ТЫ ЛЕЖИШЬ НА ЖЕЛТОМ ЛЕЖАКЕ.
ОН.
ОНА.
МЫ.
ВЫ.
ОНИ.
10. Произнеси предложения отраженно.
-Повторяй за мной:
Женя и Жанна играют и никогда не ссорятся. Как играют Женя и Жанна?
(ребенок должен ту ответить: «Дружно»)
Какие Женя и Жанна?
(Ребенок: «дружные».)
Кто дружно играет?
(ребенок: «Женя и Жанна»)
11. Настольная игра «Логопедическое лото».
— Поиграем в лото.
Ребенку предлагаются схемы слов:
ж
ж
ж
Логопед показывает картинки, а ребенок подставляет их к нужной схеме.
-Молодец.
12. Составь предложения и прочти их.
— Вот тебе небольшие листочки, на каждом набор слов, из них составь предложения!
1) От, дождь, промокнуть, одежда.
2) Живот, Жора, у, болит.
3) Нет, у, жало, уж.
4) Теплые, улететь, в журавли, края.
5) Наживать, и, поживать, стали, жить, добро.
-Умница, Радмир! Справился.
13. Развитие памяти.
— Перед тобой шесть картинок, запомни их.
(ребенку дается несколько секунд для запоминания.)
— Сейчас закрой глазки. (В это время логопед меняет две картинки местами.) А теперь поставь их так, как было.
(Логопед проделывает это упражнение два- три раза. Для разнообразия логопед убирает одну картинку.)
14. Итоги занятия.
-Радмир, скажи, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?
(Ребенок отвечает)
— Молодец, Радмир! Ты сегодня очень хорошо занимался! До скорого!
Автоматизация звука [Ж] в начале слов:
ЖАЖаба, жабо, жадина, жадность, жадный, жакет, жалейка, жалить, жалкий, жалко, жало, жалоба, жалобный, жаловать, жалость, жандарм, жанр, жар, жаргон, жарить, жариться, жаркий, жаркое, жаровня, жарок, жар-птица, жасмин, жатва, жаться, жахнуть, жокей, жонглёр, жаворонок.ЖОжёванный, жёлтый, жёлчь, жёрнов, жёсткий, жжёный, жом, жор, жох, жёлудь, жжённая, жёлоб, жёрдочка, жёсткий.ЖУжук, жулик, жулик, жульничать, журавль, журнал, журналист, журить, жуткий, жуть, жухлый, жухнуть, жучить, жучка, жучок, жужелица.ЖИ (ЖЫ)Жив, живить, живодёр, живой, живопись, живот, животина, живучий, животное, живчик, живьём, жидкий, жидкокристаллический, жидкость, жизнелюбие, жизнь, жила, жилетка, жилец, жилистый, жилище, жилка, жилой, жилплощадь, жильё, жим, жимолость, жир, жиреть, житный, жировать, жировик, житель, житие, жито, жить, житьё, Житомир.ЖЕЖе, жевать, жезл, желать, желание, желатин, желвак, желе, железо, железный, железняк, железяка, жена, желтеть, желтизна, желток, желтуха, желтяк, желудок, жеманный, жеманство, жемчуг, жемчужина, жена, женатик, женатый, женить, жениться, жених, женский, женщина, женьшень, жердь, жеребец, жерех, жерло, жертва, жест, жестокий, жесть, жетон, жечь, жечься, желоб, жжение.
Дыхательная гимнастика
Звук «Ж» образуется посредством сильной воздушной струи, которая проходит между небом и языком. Для получения фонематической звонкости необходимо сформированное речевое дыхание. Дошкольники отрабатывают дыхательные навыки в игровой форме, чтобы достичь наилучшего результата.
Задания для занятий с ребенком.
Дыхательная гимнастика в играх:
- «Футбол». Цель: отработка направленного воздушного потока. На стол поставить «ворота» из 2 кубиков, перед ними положить ватный шарик. Ребенок вытягивает губы трубочкой вперед и продолжительно дует на вату, стараясь загнать ее в «ворота».
- «Снежки». Цель: отработка непрерывной струи воздуха. На столе разложить кусочки ваты. Растянуть губы в улыбке, передний край языка расслабить и положить на нижнюю губу. Задача: сдуть вату со стола.
- «Паровозик». Цель: отработка плавности дыхания. Чистый пузырек от духов поднести ко рту. Высунуть кончик языка. Плавно подуть в горлышко пузырька, чтобы получился свист.
- «Кораблик». Цель: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Набрать воду в глубокий таз. Запустить в него бумажные кораблики. Задача детей: дуть на кораблики, чтобы они двигались плавно. Для этого губы складываются в трубочку, щеки не надуваются.
- «Соломинка». Цель: отработка умения направлять воздух по центру языка. Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние десны. В центр языка помещается коктейльная соломинка, ее конец опущен в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы появились пузыри на воде. Губы при этом неподвижны, щеки расслаблены.