Эксперименты с водой для детей, которые удивят даже взрослых

Содержание:

Проект «Мастерим акваскоп!»

Позвольте
малышу понаблюдать и
изучить подводный мир. Этот проект может
стать примером интересных
опытов с водой для детей в детском саду!

Почти
всем детям нравится вода и пляжи. Этот
прибор позволит им подумать о необычных
морских обитателях и представить, какие
организмы взаимодействуют с подводной
окружающей средой. Ребёнок получит
возможность принести частичку пляжа к
себе домой и отточить навыки наблюдателя,
а также провести эксперименты
с водой в домашних условиях.

Что нам понадобится:

  • аквариум или большая ёмкость для мытья посуды;
  • банка для хранения кофе (чистая и сухая);
  • клейкая лента;
  • целлофан;
  • эластичная резинка;
  • песок;
  • вода;
  • плоскогубцы;
  • природные объекты (ракушки, ветки, кора дерева, маленькая галька).

Ход эксперимента:

  1. Помогите ребёнку удалить дно и верхнюю часть банки для кофе. Острые края обработайте плоскогубцами и заклейте скотчем, чтобы сделать их более ровными. Это прибор, который позволит смотреть под водой (наподобие акваскопа).
  2. Затем плотно натяните целлофан на одной стороне банки. Закрепите резинкой.
  3. Заполните стеклянную ёмкость песком (приблизительно на 5 см). Добавьте ракушки, ветки или гальку.
  4. Затем в эту ёмкость, заполненную песком, налейте воды. Глубина должна быть приблизительно 12-15 см. Пусть песок осядет на дне.
  5. Попросите ребёнка описать, что он видит, прежде чем начнёт наблюдение через прибор. Пусть опишет форму, цвета и всё, что сможет заметить.
  6. Пусть подумает о взаимодействии организмов в океане.
  7. Поместите дно кофейной банки, закрытое целлофаном, на 5 см в воду. Теперь ребёнок должен посмотреть снова. Он сможет увидеть отличия. Пусть объяснит, какой вид приобретают подводные объекты во время наблюдения через прибор. Возможно, прежде чем проводить этот опыт с водой для детей, вам стоит провести небольшое исследование, связанное с подводной жизнью. Покажите ребёнку несколько интересных водорослей и подводных обитателей, населяющих океан.

Опыты с водой для детей-подростков

Опыт №1. Атмосферные явления

Для выполнения опыта понадобятся: трехлитровая банка, 5 кубиков льда, тарелка или металлический противень и 300 мл кипятка.

На дно бутыля на уровень 3 см налить горячей воды. Банка должна стоять на твердой поверхности.

Затем на тарелку или противень уложить лед и поставить его сверху банки так, чтобы кубики льда были сконцентрированы над ее горлышком.

От горячей воды начнет подниматься пар, но, встретившись с холодной поверхностью, он тут же охладится и образовавшийся конденсат сформирует облако внутри банки.

Когда охлаждается теплый воздух, он поднимается вверх и образуются облака. Опыт имитирует этот природный процесс. Конечно, детям захочется узнать, почему из этих облаков впоследствии идет дождь.

Опыт №2. Робинзон Крузо

Ребята часто любят играть в кораблекрушения и пиратов. А что если предложить им представить себе ситуацию: необитаемый остров, кругом экзотические фрукты, дичь, одним словом, в пище недостатка нет, но… Вода! Окружает остров бескрайний океан с соленой водой, а без воды человек долго не проживет. А ведь оказывается, что если обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями, то и из соленой воды можно получить пресную.

Для этого нужны всего лишь тазик с водой, несколько ложек поваренной соли, пластиковый стакан, галька, пищевая пленка.

Взамен морской воды нужно налить в таз с невысокими бортами, но большой площадью поверхности, воды и растворить в ней три-четыре ложки соли.

Помешивать соль до полного ее растворения.

На дно таза нужно установить пластиковый стаканчик.

Чтобы предотвратить его всплывание, в него нужно уложить чистые промытые камушки, чтобы утяжелить его. Уровень воды не должен превышать высоту граней стакана.

Теперь над поверхностью воды нужно натянуть пленку и закрепить ее за края таза. Там, где стоит стакан – в середине положить утяжелитель – еще один камушек. Оставить конструкцию на солнце.

По прошествии двух часов, стекая по скатам пленки в стакан, в нем соберется пресная вода.

Опыт № 3. Абсурдные метаморфозы

Для этого то ли опыта, то ли фокуса нужен старый ненужный стержень от ручки – черной или синей, небольшой прозрачный пузырек от лекарства и таблетка активированного угля.

В маленькую колбочку набрать воды и добавить туда капельку туши (чернил) из старой ненужной ручки, которую уже не жалко выбросить. Проводить такой опыт лучше в перчатках. Раствор после добавления красителя тут же приобретет серый или голубой оттенок.

Затем отдельно нужно растолочь таблетку активированного угля и добавить в емкость. Заткнув горлышко пальцем (руки обязательно должны быть в перчатках), тщательно взболтать полученный «коктейль». Он медленно начнет светлеть и приобретет цвет чистой воды.

Опыт №4. Всегда ли вниз течет вода?

Для этого удивительного опыта с водой для детей понадобятся: цветы, лучше светлого цвета, например, тюльпаны или ветви сельдерея; акварельные краски разных цветов, как можно более ярких; прозрачные стеклянные стаканы; чистая вода.

В каждом из стаканов развести воду с краской другого цвета – чем ярче, тем лучше. Расставить в них цветы или веточки сельдерея, как в вазочки. Наблюдать за цветами в течении трех дней – с каждым следующим днем они будут приобретать цвет воды, в которой стоят, набирая все большую насыщенность и яркость.

Опыт №5. Куда плывет флотилия из зубочисток?

Провести этот необычный опыт с водой в домашних условиях поможет простой набор средств: емкость с водой, например, небольшой таз, главное, чтобы площадь поверхности была достаточной – минимум 40 см в диаметре; зубочистки — 6-10 штук; жидкое мыло или средство для мытья посуды; сахар-рафинад — 1 кубик.

Налить в тазик воды до половины. Расположить в нем зубочистки по кругу, направив их концами в центр емкости, чтобы одним из своих кончиков они касались бортика. Визуально они должны напоминать солнечные лучи. Теперь очень медленно опустить на дно в самый центр сосуда кубик сахара. Не пройдет и нескольких секунд, как весь флот как по команде устремиться к нему. С помощью чайной ложки сахар можно изымать.

Теперь посреди тазика нужно капнуть жидким мылом. Зубочистки тут же направляются обратно к берегу.

№1.Опыт проводится при помощи воды и соли

Для проведения данного эксперимента понадобятся следующие предметы:
— вода;
— небольшой стаканчик;
— соль кухонная.

Ход работы:
1. Стакан необходимо наполнить водой по самые края.
2. Медленно помешиваем воду тоненькой проволокой и потихоньку сыплем в нее соль.
3. Цель опыта: показать, что в полный стакан воды можно всыпать почти полстакана соли, не пролив при этом ни капли жидкости.
Почему так происходит: вода, находясь в жидком состоянии, оставляет свободное место между своими молекулами, куда в итоге и помещаются молекулы соли. Если ее насыпать слишком много, тогда она перестанет растворяться, образуется осадок и вода перельется через край стакана. Поэтому следует точно знать пропорции, чтобы опыт удался и был интересен для школьника.

№2. Опыт с помощью воды и бумаги

Для опыта необходимо иметь:
— вода
— ножницы;
— цветные карандаши (фломастеры тоже подойдут);
— клей (желательно не сухой);
— листы цветной бумаги (тонкие и плотные);
— просторная емкость для воды (большая миска, таз, поднос).

Ход работы:
1. Аккуратно разрезаем бумагу на квадратики, чтобы стороны были по 15 сантиметров. Складываем их пополам и как можно ровнее вырезаем из данных лоскутков цветочки и отгибаем их лепестки вверх. По желанию можно вклеить в цветочки серединки из желтой или белой бумаги.
2. Кладем цветочки в тару с водой.
3. И вот момент истины: через несколько минут происходит невероятное – цветы раскрывают свои лепесточки! Время проведения опыта зависит от того, какой плотности бумага, из которой сделаны цветки.
Секрет удачного проведения эксперимента: все довольно просто. Лепестки бумажных цветов впитывают в себя воду и под собственной тяжестью они «распускаются».

№3. Опыт с помощью воды и воздушного шарика

Необходимые составляющие для эксперимента:
— банка или стеклянная ваза (с не очень широким горлышком);
— воздушный шарик;
— чайник;
— вода.

Ход опыта:
1. Набираем воды в шарик ровно столько, чтобы он никак не мог пройти в банку или в горлышко вазы.
2. Греем воду в чайнике и выливаем ее в тару.
3. Оставляем посуду с водой на небольшой промежуток времени, чтобы ее стенки успели нагреться.
4. Опустошаем банку и на ее горлышко кладем сверху шарик.
5. И тут происходит самое интересное: шарик потихоньку начинает втягиваться в горлышко посудины.
Секрет данного опыта заключается в том, что нагретые стенки банки или вазы после опустошения начинают отдавать тепло воздуху, находящемуся внутри тары. Молекулы этого воздуха начинают двигаться в ускоренном темпе, и когда мы кладем шарик на горлышко посудины, то возникает разница в давлении внутри и извне. Поэтому шарик и проходит внутрь банки без каких-либо особых препятствий.

№4. Опыт с помощью воды и зубочисток

Для проведения этого опыта нам понадобятся:
— тара с водой;
— деревянные зубочистки;
— мыло;
— прессованный сахар (рафинад).

Ход работы:
1. Зубочистки кладем в емкость с водой.
2. В центр посудины предельно аккуратно помещаем прессованный сахар и наблюдаем следующее: буквально через десять-двадцать секунд зубочистки приходят в движение и начинают продвигаться в направлении сахара.
3. Потом кладем на дно тары мыло – и зубочистки плывут в обратную сторону.
Секрет данного опыта заключается в том, что сахар, как известно, имеет свойство впитывать влагу, поэтому он может создавать поток в направлении центра тары с водой. А вот мыло, наоборот, препятствует чрезмерному натяжению воды в центре посуды с водой, что заставляет зубочистки двигаться в противоположную сторону.

Эти опыты с водой  довольно простые, поэтому их можно с легкостью проводить дома. Ваш ребенок будет в восторге!

Природные индикаторы

Если малыш хочет почувствовать себя настоящим химиком, можно изготовить для него специальную бумагу, которая будет менять цвет в зависимости от кислотности среды. Такие химические опыты способны вызвать у малышей неописуемый восторг.

Природный индикатор готовят из сока краснокочанной капусты, содержащей антоцианин. Это вещество изменяет цвет в зависимости от того с какой жидкостью контактирует. В кислом растворе бумага, пропитанная антоцианином, окрасится в желтый цвет, в нейтральном растворе станет зеленой, а в щелочном – синей.

Для приготовления природного индикатора в домашних условиях, возьмите фильтровальную бумагу, кочан красной капусты, марлю и ножницы. Капусту тонко нашинкуйте и выжмите сок через марлю, помяв руками. Пропитайте лист бумаги соком и просушите. Затем разрежьте сделанный индикатор на полоски. Ребенок может опускать бумажку в четыре разные жидкости: молоко, сок, чай или мыльный раствор, и смотреть, как будет изменяться цвет индикатора.

Описание интересных опытов для детей

Конечно, здесь будут приведены далеко не все опыты для домашней исследовательской лаборатории, а только часть из них. С описанных ниже экспериментов можно начинать этот вид развлечений, если ребенку они понравятся, то можно поискать новые опыты в Интернет-сети или в специальных магазинах.

Опыт 1. «Лавовая лампа»

В бутылку с маслом наливается раствор из воды и пищевого красителя. Затем туда же добавляется шипучая таблетка (например, аспирин). В результате окрашенная вода движется вверх и вниз, не перемешиваясь с маслом.

Объясняется это тем, что вода и масло — жидкости с разной плотностью и никогда не смешиваются. Добавленная шипучая таблетка, при растворении выделяет углекислый газ, который заставляет жидкость двигаться.

Опыт 2. «Вулкан»

Из глины или пластилина лепится макет вулкана. В его кратер вставляется бутылка (ее высота должна совпадать с высотой вулкана). В бутылку насыпается сода. В другой емкости смешать уксус с красителем. Затем аккуратно влить его в кратер вулкана. Получится извержение вулкана.

Это происходит потому, что сода вступает в химическую реакцию с уксусом и начинает пенится и увеличиваться в объеме. Такой опыт дети могут также наблюдать на кухне, когда мама или бабушка что-то пекут, используя соду, гашенную уксусом.

Опыт 3. «Крышка из бумаги»

Воду в стакане накрывают обычным листком бумаги и аккуратно переворачивают стакан. При этом вода из стакана не выливается, а бумага держится как приклеенная.

Когда стакан с водой и листком бумаги переворачивается, то сверху на бумагу давит вода, а снизу – воздух. Листок не падает потому, что давление воздуха сильнее, чем давление воды.

Опыт 4. «Плавающая игла»

В емкость набирается вода и на ее поверхность кладется маленький кусочек папирусной бумаги. На бумагу кладется обмазанная маслом игла. Затем второй иглой нужно аккуратно опустить края бумаги в воду, пока она не утонет. При этом игла останется плавать на поверхности воды.

Это происходит, из-за того, что вода возле иглы немного изгибается, так как игла обмазана маслом и не намокает. Игла лежит внутри лощинки, которую поддерживает водяная пленочка. Стремление воды выровнять лощинку, не дает иголке утонуть.

Если перед экспериментом иглу намагнитить, тогда на поверхности воды она расположится вдоль силовых линий Земли. Ее можно использовать как компас.

Опыт 5. «Невидимые чернила»

В качестве невидимых чернил можно использовать молоко или лимонный сок. С помощью кисточки для рисования можно написать послание. А для того чтобы его прочитать, листок с посланием нужно нагреть горячим утюгом, или подержать над свечой.

При нагревании «невидимые чернила» подгорают и становятся темнее.

Опыт 6. «Солевые кристаллы»

Этот опыт занимает несколько дней. Для него нужно приготовить крепкий соляной раствор. Соли необходимо бросить в воду столько, чтобы она уже перестала растворяться. Из проволоки подготавливается каркас любой фигуры и помещается в стакан с соленой водой. Через некоторое время на каркасе начнут образовываться кристаллы.

Кристаллы растут из-за того, что вода постепенно испаряется, а соль осаждается на заготовленный каркас.

Опыт 7. «Окрашивание живых цветов»

В вазу с водой добавить краситель одного цвета. Стебель белого цветка обрезать на два сантиметра, под острым углом. Затем поместить цветок в вазу. Примерно через сутки лепестки цветка окрасятся в цвет красителя.

Это происходит потому, что окрашенная вода поднимается по стеблю к лепесткам.

Опыт 8. «Радуга»

На дно тазика с водой кладется зеркало. На него направляется свет фонарика. На белый лист бумаги нужно поймать отраженный в виде радуги свет.

Объяснить это просто. Световой луч складывается из нескольких цветов и проходя сквозь воду он разделяется на отдельные цвета.

Опыт 9. «Прогулка по яйцам»

Для эксперимента понадобится лоток яиц. Сперва нужно проверить целостность яиц, при необходимости заменить треснутые. Все яйца должны быть одинаково расположены (острыми концами или вниз, или вверх). Если ставить босую ногу сверху на яйца, равномерно распределяя вес, то по ним можно ходить. Это при том, что скорлупа яиц хрупкая.

Скорлупа яиц устроена так, что при равномерном давлении способна выдержать большой вес.

Опыт 10. «Рисунки солнца»

На очень солнечное место, например, подоконник, положить лист черной бумаги. На него выложить фигурки и трафареты. Через некоторое время, на месте предметов остаются их отпечатки.

Бумага под действием яркого солнца выгорает, а под фигурками остается черной.

Узнать о том, какие опыты можно сделать с детьми 5-6 лет, а также описание самых интересных опытов, вы можете из нашей статьи: Опыты для детей 5-6 лет: в детском саду
 

Огонь, который не сжигает

В давние времена, когда Египет был могущественной страной, Моисей убежал от гнева фараона и пас в пустыне стада. Однажды он увидел странный куст, который горел и не сгорал. То был особый огонь. А могут ли предметы, которые охвачены обычным пламенем, остаться целыми и невредимыми? Да, такое возможно, это можно показать детям и доказать при помощи опыта.

Для эксперимента понадобится лист бумаги или денежная купюра. Столовая ложка спирта и две столовые ложки воды. Бумагу смачивают водой, чтобы вода в нее впиталась, сверху поливают спиртом и поджигают. Появляется огонь. Это горит спирт. Когда огонь погаснет бумага останется целой.

Экспериментальный результат объясняется очень просто – температуры горения спирта, как правило, недостаточно для того, чтобы испарить влагу, которой пропитана бумага. Но ребёнок самостоятельно не должен повторять опыты с огнём.

Эксперимент со спичками

Для первого опыта с водой для дошкольников понадобится стеклянный стакан, акварельные краски, глубокая тарелка, пластилин. Эксперимент с использованием воды наглядно покажет, как меняется давление воздуха при горении.

  1. В стакан нужно налить воду, кисточкой добавить в него любой цвет из красок и размешать, это нужно для наглядности проводимого опыта.
  2. Далее в пустую тарелку на дно положить кусочек пластилина, в который вставить спички — две штуки.
  3. Из стакана в тарелку налить цветную воду.
  4. Под присмотром взрослых надо поджечь эти спички и накрыть их пустым сухим стаканом.

В результате нехитрого эксперимента, спички гаснут, а цветная вода, начинает подниматься вверх. Это происходит потому, что при горении давление воздуха в стакане становится меньше, чем снаружи.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без.

(Воды)

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите и занимайте свои места в нашей лаборатории

Ребята, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, давайте их вспомним.

1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.

2. Брать только нужные материалы.

3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

Опыт №1.

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах есть стаканы с водой и сахар. Мы с вами опустим кусочек сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем пластмассовой ложкой. Что произошло с сахаром? Где в жизни мы можем это наблюдать? (Когда добавляем сахар в чай)

Вывод: Вода – это растворитель твердых веществ.

Опыт №2.

Воспитатель: Теперь добавим 3 ложки молока в воду и что же мы видим? У воды появляется белый оттенок, молоко растворяется в воде.

Вывод: Вода – растворитель жидких веществ.

Воспитатель: Дети, а какая у нас течет вода из крана (чистая). Потому, что вода, перед тем как попасть к нам, она проходит очистку в больших фильтрах и мы с вами тоже попробуем очистить, только у нас будет маленький фильтр. Какой материал можно использовать в качестве фильтра?

Опыт №3.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В одном стакане (положила комочек земли, перемешала.) Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую марлю. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой.

Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).

Физминутка

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Опыт №4.

Ребята, сейчас мы с вами будем определять какой формы вода. На столе лежат две коробочки. Какой они формы? Для этого я возьму стаканчик с водой и вылью воду в круглую баночку, а затем прелью в квадратную. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт №5.

Внимание! Самый опасный опыт. У меня в руках горячий чайник

Детям можно брать и открывать чайник с горячей водой? (Нет). Почему? (Если открыть чайник будет выходить пар он такой же горячий как вода, можно обжечься). Молодцы!

Открываем чайник с горячей водой, из чайника выходит пар. Сейчас я поднесу к открытому чайнику стеклянный бокал, мы увидим, что с ним произойдет. (На нем появились капельки воды).

Вывод: Пар — это вода в газообразном состоянии.

Опыт №5.

Воспитатель: Ребята по дороге в детский сад я встретила почтальона, и он нам от Деда Мороза передел посылку, но на пороге детского сада на меня напала Баба Яга и превратила нашу посылку в какой-то холодный камень. Потрогайте его. Ребята вы знаете что это?

Дети: Это лед.

Воспитатель: А как получается лед?

Дети: когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.

Воспитатель: Значит, если будет тепло, лед превратится в воду, и мы сможем достать нашу посылку?

Дети: Да.

Воспитатель: Может мы на нашу посылку подышим и лед растает? Нет, у нас уйдет очень много времени и мы устанем. А давайте зальем нашу посылку кипятком? (заливаем и достаем контейнер с конфетами)

Воспитатель: О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Ребята, расскажите, что вы узнали нового? Какие свойства есть у воды? (Ответы детей)

Простые опыты в детском саду для детей 5-6 лет

Неваляшки

Супер-идея -НЕВЕРОЯТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛЯ РЕБЁНКА. Это что-то! Так просто и так классно. Малыш удивится, что шарик и фольга дают такой эффект.

Соленые сталактиты

В соотношении 1 к 1 налить силикатный клей и дистиллированную воду в стакан. Насыпать соль. И уже через 20 минут появятся заросли.

Взрыв в воде

Такие опыты можно проводить даже в детском саду. Простой водопроводной воде дать отстояться в тихом месте 2-3 дня. После чего пипеткой капнуть в воду чернила.

Получение синей жидкости

Для этого достаточно смешать раствор йода и крахмал.

Итак, к разбавленному раствору крахмала добавляем немного раствора йода. Появляется синее окрашивание. Нагреваем синий раствор. Окраска постепенно исчезает, так как образующееся соединение неустойчиво. При охлаждении раствора окраска вновь появляется. Данная реакция иллюстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры.

Какая свеча погаснет первой

ВАМ НУЖНЫ:
Прозрачная емкость (ваза/банка)
Три свечи
Две подставки для свечек (удобно делать из Лего)

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА.
Разместите свечи на разной высоте
Зажгите свечи и подождите, пока они разгорятся
Спросите ребёнка, как он думает, какая свеча погаснет первой, а какая последней, после того, как вы накроете их вазой?
Накройте свечи вазой и наблюдайте.

Сначала погаснет верхняя свечка, потом средняя, а потом нижняя.

ПОЧЕМУ ТАК?
Чтобы свечи горели, им нужен кислород.
Вещество, из которого сделаны свечи, содержит углерод С. Он взаимодействует с кислородом О2 и образуется углекислый газ СО2.
Углекислый газ собирается наверху и тушит свечи поочереди сверху вниз.

Фараонова змея

Если есть таблетка сухого спирта, то можно положить на нее глюконат кальция и поджечь. Таблетка кальция превратится в настоящую змею.

Несмешиваемые жидкости

Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес. Тяжелые жидкости (например, сахарный сироп) «тонут» в более легких (таких, как вода). А еще более легкие жидкости (растительное масло) будут всегда оставаться на поверхности. Кроме того, растительное масло нерастворимо в воде. Поэтому граница между ним и водой всегда будет резкой. Сахарный же сироп в воде растворим, поэтому граница этих двух жидкостей размыта.

В узкую пробирку налить сироп, а сверху аккуратно влить подкрашенную воду. Если не взбалтывать, жидкости не смешаются из-за разной плотности.

Обратите внимание малыша, что жидкости полностью не перемешались. Внизу остался чистый цвет, который был у сиропа, вверху — чистый цвет, который был у воды

А вот на границе этих двух жидкостей получился плавный переход одного цвета в другой.

Знакомство со снегом

Снег нельзя есть! И не потому, что он холодный, но и потому, что грязный даже «новенький», только что выпавший. Это мы сейчас докажем.

Режим зависания

Оказывается, песочные часы, погружённые в воду, с течением времени («песка») могут тонуть, а могут всплывать. Для наблюдения описанного эффекта возьмите цилиндрический сосуд с водой (например, мензурку) и поместите в него песочные часы (см. видео).

Первый эксперимент

Добейтесь того, чтобы песочные часы плавали, едва выступая над поверхностью воды. Затем плотно закройте сосуд ладонью и переверните. Пронаблюдайте, как после переворачивания сосуда с водой песочные часы, оказавшиеся внизу, побыв там, только через некоторое время достаточно быстро всплывут. Объясните наблюдаемый эффект.

Второй эксперимент

Вновь поместите песочные часы в открытый цилиндрический сосуд с водой. Добейтесь того, чтобы они плавали, едва касаясь дна сосуда. Пронаблюдайте, как после переворачивания сосуда песочные часы, оказавшиеся вверху, утонут, но не сразу, а спустя заметное время. Объясните наблюдаемый эффект.

В обоих опытах при погружении песочных часов в цилиндрический сосуд с водой весь песок должен находиться в нижнем резервуаре. Чтобы часы плавали, едва выступая над поверхностью воды (едва касаясь дна сосуда), их можно снабдить добавочными грузами (например пластилином) или поплавками.

Объяснение первого эксперимента

Сила тяжести, действующая на песок в слегка наклонённых часах, создаёт нескомпенсированный момент сил. Это приводит к тому, что часы наклоняются ещё сильнее, пока данный момент не уравновесится моментом, обусловленным силой реакции со стороны стенок сосуда. В результате этого появляется сила трения, действующая на песочные часы и направленная вертикально вниз. С течением времени момент силы тяжести песка уменьшается. Сила реакции, а как следствие, и сила трения также уменьшаются. Сумма сил тяжести и трения становится меньше силы Архимеда, и часы всплывают.

Второй эксперимент объясняется аналогично.

Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю — так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

— пена для бритья

— банка

— вода

— пищевой краситель.

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья — это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на «облако», пока не начнется «дождь» — капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

Химические опыты для детей

Природа полна тайн. Лучший способ раскрыть некоторые из них – воспроизвести несложные химические опыты, которые будут интересны как детям, так и взрослым.

Попробовав воплотить хоть один из описанных экспериментов, вы поможете ребенку приоткрыть новые и удивительные для него грани интереснейшей науки химии.

Лавовая лампа

Лаволампа, изобретенная еще в 60-х годах прошлого века Э.Уолкером, не утрачивает популярности и в наши дни. Декоративный светильник, выполненный в виде стеклянного сосуда, наполненного полупрозрачным парафином и подсвечиваемый снизу, создает завораживающий эффект. Лампочка подсвечивает и одновременно нагревает

содержимое цилиндра, стимулируя его лавообразное перемещение в масле. Жидкость, имитирующая раскаленную лаву, выглядит волшебно.

Секрет кроется в изменении температуры среды. Застывшие хлопья парафина изначально тяжелее масла. Но по мере нагревания они растапливаются и устремляются к поверхности.

Чтобы воплотить подобный удивительный опыт для детей опыт в домашних условиях, выполните 5 простых шагов:

  1. Емкость с широким горлышком наполните на 1/3 водой.
  2. Долейте содержимое порцией подсолнечного масла.
  3. Подкрасьте жидкость пищевым красителем.
  4. Добавьте в сосуд таблетку шипучего аспирина.
  5. Установите наполненную емкость на включенный фонарик так, чтобы его лучи были направлены на содержимое.

Потрясающий эффект возникает в результате того, что шипучие таблетки, в состав которых входит сода и кислота, по мере растворения в воде выделяют углекислый газ. Он и приводит в движение жидкость.

Исследования подтверждают, что даже 10-минутное наблюдение за неспешным движением хлопьев и шариков помогает снять накопленную усталость и стресс.

Сад кристаллов

Кристаллы образуются в природе постоянно. К примеру, кристаллы соли мы можем наблюдать на своей обуви через короткий промежуток времени по возвращению с прогулки. При желании можно сделать и свой собственный соляной сад.

Для этого достаточно поместить несколько камешков в емкость, наполненную концентрированным соляным раствором. Емкость с намоченными камнями нужно выставить на солнечную сторону. Уже через 2-3 дня соляные кристаллы полностью покроют их поверхность.

Сахарные кристаллы удобно выращивать на деревянных шпажках, используя в качестве основы сироп. Работу выполняют в несколько этапов:

  1. Для приготовления раствора в 50 гр воды растворяют 2 ст.л. сахара.
  2. Деревянные шпажки поочередно окунают в сироп и посыпают сахарным песком, стараясь распределить его максимально равномерно.
  3. Заготовки оставляют на ночь до полного высыхания.
  4. На следующий день в кастрюле разводят сахарный сироп из расчета 2 ст. воды и 4 ст. сахара. Песок лучше вводить в два этапа. Для ускорения процесса растворения жидкость лучше хорошенько нагреть. Чтобы придать кристаллу желаемый оттенок, в сироп можно добавить немного пищевого красителя.
  5. Готовят фиксаторы ножек шпажек, которые будут прикрывать горлышко стаканов. Их лучше сделать в виде бумажных кружочков соответствующего диаметра.
  6. Теплый сироп разливают по стаканам, шпажки погружают в жидкость, фиксируя ножки посредством проделывания отверстия в бумажном кружке.

Процесс выращивания кристаллов занимает от 5 до 7 дней. Он происходит за счет того, что по мере остывания жидкости растворимость сахара снижается. Как результат: он выпадает в осадок и оседает на шпажке с «затравкой» из сахарных крупинок.

Самое приятное в этом эксперименте – пробовать результаты своего труда, наслаждаясь вкусом кристального лакомства.

Образование льда

В этом опыте понадобятся пластиковая бутылка 0,5 л с крышкой с дистиллированной негазированной водой.

  1. Бутылку следует поместить в морозильную камеру при температуре -25 градусов на 2 ч.
  2. После этого бутылку достать и ударить дном об стол – вода начнет леденеть прямо на глазах.

Весь процесс можно объяснить тем, что в дистиллированной воде нет центров кристаллизации, к тому же в морозильной камере она находится в состоянии покоя. Но стоит ее резко встряхнуть, как в воде появляются воздушные пузырьки, которые провоцируют процесс кристаллизации, и вода начинает затвердевать, превращаться в лед.

Вот такие несложные, но интересные опыты и эксперименты для дошкольников предлагаем вам провести в домашних условиях или в детском саду. Уверены, что они заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке

Вам понадобится:

— небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

— прозрачная пластиковая бутылка

— нитка

— пищевой краситель

— ножницы.

1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области «шеи» медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.

7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла «плавать» в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.

9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector