Пальчиковая гимнастика для мозга с примерами упражнений для детей и взрослых
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год
- Пальчиковые игры
- Польза занятий
- Примеры упражнений пальчиковой гимнастики для мозга для подростков и взрослых
- Ход ЗАНЯТИЯ
- Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?
- Пальчиковая гимнастика в картинках и стихах.
- Как правильно проводить упражнения с детьми с ДЦП?
- Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей
Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год
Время проведения | Тема игры | Цель | Младшие дошкольники (2-4 года) | Старшие дошкольники (5-7 лет) |
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь) | Животные, насекомые и птицы | Развить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь |
|
|
II период (Январь, Февраль, Март) | Приход зимы | Познакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей |
|
|
III период (Апрель, Май, Июнь) | Семья, дружба, одежда | Расширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку | «Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу. «Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки. «Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом. |
|
Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений. Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением
Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.
Подгрупповое занятие
Пальчиковые игры
Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.
Пример 1
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого); Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки); Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины (загнуть по одному с большого); Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).
Пример 2
Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши): Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими), Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы), Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)? Как узнать? Помогите сосчитать!
Пример 3
Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого) На ногах сапожки (большим и средним идут по столу). Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) – на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок маленький надевает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки!
Пример 4
Прилетела к нам вчера (помахать руками) Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого). А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам). Пожужжали, полетали (помахать кистями рук) От усталости упали (уронить ладони на стол).
Пример 5
Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши), Продаёт она орешки (хлопаем кулачками). Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами), Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок (похлопать в ладоши), Кому в зобок (похлопать в кулачки), Кому в лапочку (похлопать в ладоши).
Пример 6
Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук), Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами). Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу), А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками) Дождь вздохнут тихонько: «Ох!» И ушёл (хлопать в ладоши). Газон засох (ритмично похлопать по столу).
Пример 7
Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз). Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог), Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки). Пироги себе пеки Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).
Пример 8
Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны), Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди): Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзы – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).
Пример 9
Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин). Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя), А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец). Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди). Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура (сделать рукой бросок). Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!! Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!
Пример 10
Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы), Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц). Птички, птички, по домам (помахать руками)!
Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.
Польза занятий
Пользу указанной гимнастики следует рассмотреть основательно. Здесь выделяют следующие преимущества в регулярных занятиях:
кроха начинает правильно произносить звуки; его словарный запас пополняется новыми словами; происходит тренировка пальцев для письма; появляется возможность получить навыки осознанного самоконтроля; малыш тренирует выдержку, понимает, что такое терпение, может концентрировать внимание на одном предмете в течение длительного времени; малыш учится фантазировать; происходит быстрая адаптация к окружающему, что тяжело осуществляется в случае, если кроха левша. С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов
Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия
С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов. Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия.
Пальчиковые игры для дошкольников дают больший результат, если прибегать к ним ежедневно. С малышом можно просто играть, задействовав различные считалки и стишки. С маленькими детьми необходимо заниматься только в том случае, если ребенок настроен на подобные игры. В противном случае все приведет к обязательным занятиям, которые дети выполнять не намерены.
Примеры упражнений пальчиковой гимнастики для мозга для подростков и взрослых
Чередование движений
Необходимо на протяжении некоторого времени прикасаться правым коленом к левому локтю и правым локтем к левому колену. Затем прикасаться правой рукой левой ноги и левой рукой правой ноги.
Эффекты:
- улучшает написание, слух, память, чтение и понимание;
- улучшает координацию движений левой и правой сторон тела;
- усиливает дыхание;
- вызывает увеличение энергии.
Шапочка мыслителя
Большими пальцами нужно взяться за ушные раковины и массировать их (вытягивая назад и сжимая большим и указательным пальцем). Массаж начинать сверху и продвигаться вниз к мочке уха.
Эффекты:
улучшает внимание, слух, распознавание, различение, восприятие, память;
способствует хорошей работе кратковременной памяти;
аудирование с пониманием;
улучшает навыки пения и игры на музыкальных инструментах.
Ленивые восьмёрки для глаз
Для начала, нужно вытянуть левую руку перед собой, сжать её в кулак, а большой палец направить вверх. Затем нарисовать плавным непрерывным движением в воздухе восьмёрку (символ бесконечности), следя за рукой глазами, а голову держа неподвижно. Начинать следует с центра, рисовать восьмёрку в сторону, противоположную движению часовой стрелки – вверх, вниз, и вокруг, и обратно, внутрь. После 5 повторений восьмёрки одной рукой, использовать другую руку (тоже 5 раз), а затем 5 раз двумя руками вместе.
Эффекты:
- координация зрения;
- развитие периферического зрения;
- улучшает механизм чтения (движения глаз слева направо);
- способствует лучшему распознаванию символов при написании;
- улучшает плавность письма;
- способствует осознанному чтению;
- увеличивает чувство равновесия и способность восприятия обоими глазами.
Массаж рёбер
Одну руки нужно положить на пупке. В это же время другой рукой нужно массировать углубления между 1-м и 2-м ребром, прямо под ключицей, справа и слева от грудины.
Эффекты:
- улучшает кровоснабжение и оксигенацию мозга;
- снимает зеркальное отражение букв и цифр;
- способствует правильному положению тела во время чтения.
Перекрёстное положение
Упражнение заключается в пересечении ног в лодыжках. Затем скрещиваются руки, ладони соединяются вместе. После этого нужно переместить одну руку над другой, соединяя внутренние стороны ладони большими пальцами вниз и закрыть их сложенными пальцами. Потом нужно опустить перекрещенные руки вниз и в сторону тела так, чтобы они спадали на грудь локтями вниз. Затем нужно закрыть глаза, языком прикоснуться нёба и свободно подышать.
Эффекты:
улучшает внимание и слух;
повышает эффективность обучения и реагирования на раздражители;
полезно для контроля собственного поведения;
восстанавливает концентрацию;
снижает уровень стресса, например, перед тренировкой.
Свободные наклоны
Необходимо встать, скрестить ноги в лодыжках, сделать свободный наклон туловища вперёд, вытянув руки перед собой (как будто отдавая тело действию земного притяжения).
Эффекты:
- чувство заземления и стабильности;
- визуальная интеграция;
- способствует осознанному чтению;
- улучшает подсчёту в памяти;
- развивает абстрактное мышление.
Изгиб ноги
Нужно сесть, согнуть ногу в колене и положить её на бедро другой ноги. При этом наружная лодыжка должна касаться бедра. Кончиками пальцев необходимо взять основу и место крепления мышцы голени, затем сгибать и поднимать ногу.
Эффекты:
- развитие чёткой речи и языковых навыков;
- понимание во время чтения и аудирования;
- способность творческого письма;
- способность следовать за логикой задачи и завершать её.
Кобра
Для упражнения необходимо сесть, положить руки на стол, держать плечи расслабленными, начать дышать так, как будто «от основания позвоночника». Сосредоточится на дыхании так, как будто оно является главным источником силы.
Эффекты:
- расслабление центральной нервной системы;
- бинокулярное зрение;
- аудирование с пониманием устной речи;
- развитие речевых навыков;
- контроль тонкой моторики.
Энергетическая зевота
Нужно прикоснуться кончиками пальцев того места, где соединяется нижняя челюсть с верхней, массировать эти места, слегка приоткрыв рот и представляя желание зевоты.
Эффекты:
- улучшение сенсорного восприятия;
- улучшение двигательных функций глаз и мышц, отвечающих за жевание;
- повышение внимания и визуального восприятия;
- повышение коммуникации, поиска информации, чтения вслух и публичных выступлений.
Пальчиковая гимнастика помогает разнообразить учебно-воспитательный процесс, способствует всестороннему развитию ребёнка и улучшает мелкую моторику. А это в свою очередь закладывает основу в формировании каллиграфического правильного письма. Пальчиковые игры – настоящий «must have» для развития умственных способностей ребёнка!
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель и дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, мы с вам поедим на луг. Но с начало разминаем наше тело.
Разминка
Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
И немножко помолчим
прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
Плечиками мы покрутим
поставив пальцы на плечи, вращаем плечами
И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём
наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
И с начала всё начнём…
Воспитатель: А теперь садимся на паровозик и поедим на луг.
Паровозик
Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух 2 раза
Чух-чух, чух-чух
А колесики стучат, тук-тук говорят 2раза
Тук-тук
Воспитатель: Приехал наш паровозик. Выходим на луг, ребята ко мне на ладошку села мошка.
Мошка
Села мошка на ладошку, посиди еще немножко
Посиди, не улетай
Улетела… Ай!
Воспитатель: Ой ребята кто там по веточке ползет? Это паучок.
«ПАУЧОК»
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)
Воспитатель: Ребята, смотрите, смотрите кто прыгает тут? Лягушка.
Лягушка
Вот лягушка по дорожке
Скачет вытянувши ножки
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Вот из лужицы на кочку
И за мошкою вприскочку
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Больше есть ей не охота,
Прыг опять в свое болото
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем на лужайке.
Ножки
Ножки-ножки: вы куда бежите? 2раза
Мы по кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам
И в ямку бух
Все 3 раз
Перчатка
Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).
Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Отшлепала всех Большим пальцем «шлёпаем» остальные
и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)
Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).
Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных
Дала покусать, пальчиков.
Погладила всех Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному
и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)
Воспитатель: Ребята мы погуляли, поиграли. Сейчас пора домой. Домой мы поедим на машине.Берите в руки рули и поехали:
Машина
Сидим с шофером рядом би-би-би
Помочь шоферу надо би-би-би
Машинам всем и людям би-би-би
Бибикать громко будем би-би-би
Воспитатель: После прогулки нам надо мыть руки.
Наши ручки
Наши ручки отмываем: вот так, вот так
Наши ручки поднимаем: вот-так, вот-так
Наши ручки опускаем: вот-так, вот-так
И за спинку убираем: вот-так, вот-так
Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?
После 4 лет большинство детей уже разговаривают, они развиты физически, имеют достаточно устойчивую психику. Казалось бы – зачем им гимнастика для пальчиков? Большинство ученых, изучающих деятельность мозга ребенка, отмечают тесную связь между двигательной активностью и речью. Поэтому для правильной работы речевых органов, что способствуют хорошему произношению, требуется постоянное развитие и усовершенствование мелкой моторики и двигательной функции.
Преимущества проведения упражнений для пальчиков для малышей 4-5 лет:
улучшение памяти;
развитие и тренировка способности концентрировать и удерживать внимание;
стимуляция воображения и творческого мышления;
эмоциональная наполненность речи;
освобождение от монотонности речи;
воспитание быстроты реакции;
развитие артикуляции;
разнообразие досуга;
сближение ребенка с родителями.
Кроме того, проведение пальчиковых игр между занятиями по математике или изучению букв помогает снизить умственную и психическую нагрузку, отвлечь и развеселить маленького ученика.
Пальчиковая гимнастика в картинках и стихах.
Пальчиковая гимнастика включает очень разнообразные упражнения и фигуры, которые делаются с помощью положения рук и пальцев в пространстве. Чтобы она действительно развивала, нужно правильно подбирать упражнения, отрабатывать их и усложнять. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Развитие мелкой моторики»
Этапы выполнения упражнений пальчиковой гимнастики:
Этап 1. Сначала с малышом выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру («давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например, «покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В ходе игр и упражнений мы используем короткие стишки и потешки о том предмете или животном, которое изображаем.
Этап 2. После этого можно использовать более сложные для детей, но и более интересные для них игры пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами, изображая предметы и персонажи с помощью рук. Такие сказки можно сочинять самим вместе с детьми. Ниже я расскажу о некоторых пальчиковых упражнениях и фигурах для таких игр и сказок.
Упражнения пальчиковой гимнастики. Картинки к ним Вы найдете ниже:
Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх ( это «ушки»), остальные сжаты в кулак.
Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем ( это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»
Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога), безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.
Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой и безымянный палец стоят на столе (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец)
Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям
Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.
Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.
Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.
Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.
Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.
Вот примерные фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках.
Как правильно проводить упражнения с детьми с ДЦП?
Детский церебральный паралич (ДЦП) – комплексное заболевание нервной системы, которое развивается у детей с рождения или в первые несколько месяцев жизни. Ведущими нарушениями при такой патологии являются двигательные и сенсорные расстройства. При этом часто наблюдаются:
- нарушение моторных навыков пальцев рук;
- повышение или ослабление мышечного тонуса;
- неловкость движений;
- насильственные неприродные движения.
Такие нарушения провоцируют проблемы с приобретением необходимых навыков для самообслуживания, негативно влияют на речевую активность даже у психически здоровых детей с ДЦП. Поэтому главная задача врачей и родителей – развивать мелкую моторику, как одну из сторон двигательной сферы. При этом очень помогают пальчиковые упражнения. Чтобы они принесли малышу, больному ДЦП, пользу, нужно придерживаться таких правил:
- Выполнять гимнастические упражнения каждый день. При этом в день можно проводить 2-3 занятия.
- Следить за состоянием ребенка во время упражнений – сменой его позы, мышечным расслаблением, самочувствием.
Совет!Движения через силу лучше не выполнять слишком часто, лучше поддерживать комфортный темп упражнений. - Гимнастику следует постоянно дополнять новыми более сложными упражнениями.
- Сопровождать свои действия стишками, скороговорками и ласковыми словами.
- Иметь позитивный благожелательный настрой, улыбаться.
- Хвалить и поощрять малыша за любое достижение.
Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей
от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»
Татьяна Смирнова.
1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.
Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.
2. Пособие – дорожка со съемными буквами.
Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.
Мария Трагарюк. Огородик.
Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.
Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.
С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).
О том, как развить ручную умелость у детей и подготовить руку к письму Вы узнаете из статьи » Подготовка руки к письму» — система упражнений, тесты, задания
Еще интересные идеи для развития мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта:
Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие»- своими руками
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»