Конспект занятия «звук [т], [т’]. буква т»

Содержание:

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Нарушения произношения звука Л

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Автоматизация и дифференциация звука [Т]

После того как ребенок смог верно произнести , необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.

Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.

Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.

В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.

После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука считается законченной, если ребенок всегда произносит безошибочно, в том числе в спонтанной речи.

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Формирование навыка правильного звукопроизношения

Цель этого этапа — добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положении органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.

Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, логопед на первых порах не говорит ребенку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание. Например, при постановке звука з педагог, создавая правильную артикуляционную базу, говорит ребенку: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть прикрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос». Если ребенок выполнял все инструкции правильно, у него получится чистый звук з. (Если звук искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции.) Как только логопед услышит правильно произнесенный звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так по­звени». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты длительно звук з: ззз».

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль) Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках

При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (педагог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с.

Второй способ— с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с, логопед плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.

Третий способ— смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — поста­новки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей воспитателю, что следует делать в том или ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.

К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук

(но не звукоподражание).

Как промыть топливную систему бензинового двигателя

На сегодняшний день наиболее распространенным типом ДВС является инжекторный двигатель.

Эксплуатируя автомобиль, будь то бензиновый или дизельный, камера сгорания обрастает разными смолистыми продуктами сгорания топлива. Если вовремя не принять меры, это может создать проблемы для владельца авто.

Чтобы предостеречь такие трудности рекомендуется промывать время от времени топливную систему. Существуют разные способы, в зависимости от интервалов времени между этими процедурами.

Главной причиной засорения топливной системы является низкое качество топлива на отечественных автозаправках. Статистика показывает, что с подобными жалобами автолюбители из стран СНГ обращаются в автосервисы значительно чаще, чем в европейских и других более развитых странах. Отечественное топливо содержит в себе существенно больше серы.

Европейские стандарты топлива значительно выше, а содержание разных примесей значительно ниже, чем в топливе отечественного происхождения. Кроме этого, продукты горения такого топлива очень вредят экологии.

Немалое значение играет также и фракция топлива. Качество горючего очень сильно отображается на форсунках. При температуре около 120 градусов и 5 атмосфер давления, этот нагар затвердевает. Такие наросты бензин уже не в силах растворить. Как результат, форсунки обрастают коксом и работают неправильно. Они начинают значительно хуже пропускать топливо, меняется форма и направление факела распыления.

Если уж форсунки очень долго без внимания, то могут перестать работать вообще. Бывает и другая крайность. Форсунка может засориться в открытом или почти открытом положении. В результате этого падает давление в цилиндре, и наблюдается перерасход топлива. При этом, тип двигателя не играет никакой роли.

От нагаров и отложений страдают как форсунки дизельных, так и бензиновых двигателей. Особо чувствительными являются электронные, которые работают под высоким давлением.

Засоренность форсунок непременно отобразиться на эффективности мотора автомобиля. Подача топлива в камеры сгорания становится неравномерной. Вследствие этого некоторые цилиндры станут работать на обедненной смеси, а некоторые на богатой. Мощность двигателя может падать, могут возникать проблемы с заводкой в холод. При разогреве мотора, а также на холостом ходу, может наблюдаться перерасход топлива.

Как образуется звук

При произношении артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.

При воспроизведении мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.

Автоматизация “С”

Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.

На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Картотека заданий для детей по автоматизации “С”

Выполни задание на картинке:

Назови каждое слово

Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:

А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:

Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:

Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)

Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.

Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:

А теперь посложнее: скороговорки на “С”:

Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Подготовительный этап для постановки звука [Т]

Логопедическая работа по постановке любого звука традиционно содержит четыре этапа: подготовительный, собственно постановку, автоматизацию, дифференциацию. Занятие начинается с характеристики артикуляции. Обязательно применять разнообразный наглядный материал: картинный план, артикуляционные профили, ручную модель артикуляции, муляжи, картинки.

Ребенок рассматривает положение артикуляционных органов, определяет характер воздушного потока. Затем с помощью взрослого осуществляет анализ звука по следующему алгоритму: гласный или согласный (имеется ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой или звонкий (дрожат ли голосовые связки), твердый или мягкий (приподнимается ли средняя часть спинки к твердому небу).

После знакомства с характеристикой звука необходимо приступать к выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Заборчик. Зубы крепко сжимаются, губы растягиваются в широкой улыбке. Удерживать эту позицию примерно десять секунд.
  • Стрелочка. Передний край языка очень быстро перемещается влево и вправо из одного уголка губ в другой.
  • Лепешечка. Распластанный широкий язык располагается на расслабленной нижней губе.
  • Непослушный язычок. Максимально открыть рот. Расположить плоский язык на нижней губе, говорить «пя-пя-пя», шлепая верхней губой.
  • Побег. Проталкивать язык между сомкнутыми зубами.
  • Щеточка. Узким кончиком языка совершать скользящие движения по верхним резцам, переходя к альвеолярным отросткам.
  • Верблюд. Подсасывать кончиком языка конфетку, одновременно цокать, потом широким кончиком выплюнуть конфетку.

Помимо артикуляционных упражнений, гимнастика предполагает выполнение дыхательных упражнений:

  • Футболист. Очень сильно открыть рот, вытащить плоский кончик языка, на резком выдохе задуть легкий шар в игрушечные ворота.
  • Моряк. Подгонять отрывистыми короткими выдохами бумажный кораблик в емкости с водой.

Логопедические упражнения

Необходимо работать над общей артикуляцией и четкостью речи. Для этого используются простые и интересные логопедические комплексы. Один из таких предлагаем вашему вниманию.

  • “Чистим зубки”. Растянуть губы в улыбке, рот слегка приоткрыт. Языком пройтись поочередно по верхним и нижним зубам с обратной стороны. Двигаться слева направо, а затем в обратном направлении.
  • “Лопаточка”. Снова улыбнуться с приоткрытым ртом. Положить широкую часть языка на нижнюю губу. Задержаться в таком положении в течение 10 секунд. Начинать можно с 5 секунд.
  • “Трубочка”. Вытянуть язык по максимуму и напрячь его. Затем по возможности свернуть трубочкой и задержаться в таком положении 5-10 секунд.
  • “Качели”. Приоткрыть рот и прижать к нижним зубам широкую часть языка. Затем поднять язык к верхним зубам. В каждом положении задерживаемся на 2-3 секунд. При этом прижимать нужно с максимальной силой.
  • “Горка”. Исходное положение – приоткрытый рот. Кончиком языка сильно прижаться к нижнему ряду зубов. Затем, не отрывая кончика, прижаться широкой частью языка (при этом он должен как бы выгнуться). Задержаться в таком положении 5 секунд.

“Горный ветер”. Поставить язык в положение, описанное в предыдущем упражнении, и подуть как можно сильней. При этом весь речевой аппарат должен быть напряжен.

Правильная артикуляция звука «З»

Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.

Когда мы произносим звук «З»:

  • губы немного растянуты, как при улыбке;
  • язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
  • между рядами зубов остается небольшая щелочка;
  • мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
  • воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
  • голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.

А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?

Важный штрих в работе над звуком

Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.

Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.

Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.

Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?

Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.

Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.

А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи, как и на подготовительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся).

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа: определить какой по счету звук в словах, нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости

Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений

После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Выделяют несколько способов постановки звука:

  1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.
  2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
  3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.
  4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.
  5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.

Артикуляционные упражнения

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

улыбнуться;

приоткрыть рот;

положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  нижние  зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.


 

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Киска
сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами,  на счет «два» язык убирается  вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за  нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.

  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики — «мячики».

  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы
поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением
свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца)
будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более
тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата,
нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения

Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука

Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

Рекомендации Перегудовой Т. С.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Д». Пример цепочки звуков: Б, Д, Т, Н, Д, Л, В, Д, Г, Д…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Д». Пример цепочки звуков: ТА, ДА, СУ, МО, ДУ, ТЫ, ДО, СА, ДЫ…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Д». Пример цепочки слов: тумба, сын, бидон, нож, душ, ладонь, доски, сажа, плоды, седло…

Упражнения и чистоговорки на постановку и закрепление С и СЬ

Звук лучше всего ставить от звука при условии, что с этим звуком у ребенка все в порядке. В качестве подготовки к работе над можно отработать артикуляцию , т. к. положение очень близкое.

Проартикулируйте с ребенком долгий с переходом в слова: и-збушка, и-люшка, и-грушка и т. п

Уделите внимание точной артикуляции.
Вы называете слово в единственном числе, ребенок – во множественном: горшок-горшки, кулёк-кульки, станок-станки, конёк-коньки и т. п

Последняя «и» проговаривается тщательно.
Поработайте с картинками, на которых изображены предметы на «и»: ириска, Индия, индюк и т. п. Вы показываете, ребенок называет.

Теперь вы готовы перейти непосредственно к постановке произношения. Постановка звука может быть начата с выработки правильного воздушного потока, который должен проходить посередине языка. Попросите ребенка слегка высунуть язычок и несильно подуть на него. Если во время этого упражнения постепенно растягивать в улыбку углы губ и отодвигать язычок глубже в рот, можно услышать слабый звук .

Второй способ – от звука . Ребенок улыбается и произносит долгий , следите за правильной артикуляцией. Теперь из этого положения попросите ребенка подуть, направляя струю воздуха вниз на кончик языка

Важно, чтобы язык находился за нижними зубами. Если ребенку трудно закрепить язык в правильном положении, помогите ему механически, используя логопедический шпатель или небольшую деревянную палочку

Ваша задача – продавить небольшой желобок по центру языка для струи воздуха.

Когда звук получен, отработайте его еще несколько раз в артикуляционном упражнении и переходите к отработке в слогах. Т. к. мы ставили от , закрепляем его тоже в связке с , как со вспомогательным звуком. Сначала в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и т. д. Когда ребенок почувствует себя более уверенно, вспомогательный звук убираем.

Чистоговорки на звук С

Са-са-са, сколько сена и овса

Са-са-са, у Оксаны есть коса

Су-су-су, сыро осенью в лесу

Су-су-су, маме сумку я несу

Со-со-со, села сойка на песок

Со-со-со, укатилось колесо

Сы-сы-сы, сто полосок у осы

Сы-сы-сы, есть лисёнок у лисы

Ас-ас-ас, дядя Вася любит квас

Ас-ас-ас, скоро в школу в первый класс

Ус-ус-ус, суслик спрятался под куст

Ус-ус-ус, бусы носит карапуз

Ос-ос-ос, у лисёнка рыжий хвост

Ос-ос-ос, в конуре сидит барбос

Ыс-ыс-ыс, наша киса ловит крыс

Ыс-ыс-ыс, села муха на карниз

Постановка от мягкого в форме чистоговорок

Си-си-си, мяч скорее принеси

Си-си-си, тесто сдобное меси

Ся-ся-ся, мы поймали карася

Ся-ся-ся, есть лосята у лося

Сю-сю-сю, в гости мы идем к гусю

Сю-сю-сю, грустно в речке карасю

Сё-сё-сё, жил в Японии Басё

Сё-сё-сё, скоро я узнаю всё

Се-се-се, свистнул селезень лисе

Се-се-се, сойка спряталась в овсе

Ись-ись-ись, на разминку становись

Ись-ись-ись, ветки две переплелись

Ясь-ясь-ясь, рыбка мелкая карась

Ясь-ясь-ясь, дело делай, не ленясь

Юсь-юсь-юсь, ничего я не боюсь

Юсь-юсь-юсь, позовите – отзовусь

Ёсь-ёсь-ёсь, дело нужное не брось

Ёсь-ёсь-ёсь, не надейся на авось

Есь-есь-есь, алфавит я знаю весь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector