Кубики зайцева. методика обучения чтению дошкольников

Биография

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 г. в с. Холмы (Новгородская  обл.) в семье потомственных учителей. Его детство пришлось на трудные военные годы. После войны семья переехала в Ленинград. Николай был активным ребенком: ходил в секции по плаванию и легкой атлетике, занимался рисованием и резьбой по дереву. В 1956 г. он окончил школу и 2 года работал на заводе шлифовщиком, формовщиком. Занялся борьбой и боксом.

В 1958 г. поступил на филфак в пединститут им. Герцена (русский и английский язык). В годы учебы Зайцев начал заниматься предметами более углубленно из-за непонимания многих вещей. Уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики, облегчая себе понимание предметов.

В 1963 г., пятикурсником, Николай проходил практику как переводчик в Индонезии. Там молодой педагог положил начало своей оригинальной образовательной системе. Первый опыт преподавания родного языка по своей методике был удачным.

Диплом он так и не получил, т.к. его дипломная работа не отвечала стандартам. После института Зайцев работал воспитателем детского дома, в детской колонии, интернате для особых детей. Он пробовал свою методику на особых детях. Успех был переменный, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям.

Затем Зайцев стал учителем словесности в школе. В этот период он разработал наглядную и без громоздких правил систему преподавания родного языка для средней школы. Результаты тестирования были отрицательным: ученики не чувствовали родного языка, им проще было зазубрить правила, их так учили…

К концу 70-х гг. Зайцев постепенно определил для себя направление экспериментов: обучающие наглядные программы и пособия для малышей от 1,5 лет. Все подавалось в игровой форме.

И тут его ждал успех. Его обучение через кубики легко воспринималось малышами.

Педагогика того времени не терпела никаких отклонений от традиционной, поэтому до перестройки (80-е гг.) все разработки и пособия Зайцева были не востребованы. И только с развалом СССР она стала применяться в детсадах и школах. Хотя Минобразования не признавала ее официально.

В 1989 г. было создано АО «Мазай» (методические альтернативы Зайцева), где новатор стал ведущим специалистом. С этого началось активное распространение методик и пособий Зайцева. Впервые был налажен выпуск кубиков.

С 1991 г. методика была уже адаптирована на детей от 1,5-4 лет.

С 1992 г. автор стал видоизменять методику так, чтобы она стала доступна родителям для применения дома.

В 1993 г. на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили применить свои методики. С тех пор это его творческая лаборатория. Здесь в 1994 г. он впервые ввел адаптированный для малышей курс анатомии, физиологии и гигиены человека, экологии и за пять лет наблюдений констатировал стабильный положительный результат. Детям была интересна и доступна системная, наглядная информация о человеке, его здоровье, об окружающей среде.

В 1995 г. профессором Рувинским была основана Академия творческой педагогики (АТП).  Она объединила разрозненных педагогов-новаторов, позволила им меняться опытом, обнародовать свои методики, повышать квалификацию. Зайцев стал профессором этой академии.

В 1996 г. АО «Мазай» трансформировалось в ООО «Методики Зайцева», задачи которого остались прежними: разрабатывать, издавать и внедрять пособия и методики автора. Это объединение успешно работает и поныне. Оно выпускает «Кубики Зайцева», «Сточет», «Пишу красиво» и т.п.

Профессор Зайцев живет в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия. У него множество учеников-единомышленников. Он по-прежнему ведущий специалист негосударственного учреждения дополнительного образования «Методики Н. Зайцева». Несмотря на популярность, его система так и не признана официально.

Суть методик Зайцева

Первой автором была запатентована методика обучения чтению

Вот уже более 20 лет методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева применяются на практике для обучения детей читать, писать и считать.

Когда начинать заниматься по методике

Начинать игры с кубиками можно уже в доречевом возрасте

Заниматься с детками можно уже с 2–3 лет, но, конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития малыша, главная из которых — любознательность, а именно:

  • желание проводить время за книжками (перебирать их, листать, внимательно слушать, когда читают взрослые);
  • любопытство (это касается не только чтения-счёта, но и всех аспектов жизни в целом);
  • способность усидеть на месте, занимаясь интересным делом, хотя бы 5–10 минут.

У каждого ребёнка эти проявления становятся явными в разном возрасте, поэтому родители должны, так сказать, поймать момент.

Принципы техники обучения по Зайцеву

Заниматься по методикам можно как и индивидуально, так и в группе

За основу методики для детей Н.А. Зайцев взял психолого-педагогические особенности развития дошколят и адаптировал принципы их обучения к базовым аспектам целей образования в общем:

  • работа с новой информацией по схеме «к частному от общего»;
  • связка «образное — наглядно-действенное — словесно-логическое», что обеспечивается включением разных каналов восприятия малыша;
  • чёткая система разработки материала;
  • понятные алгоритмы работы;
  • учёт физиологических и психологических тонкостей развития ребёнка.

Благодаря таблицам ребёнок может моделировать и систематизировать те или иные учебные ситуации. Наглядные пособия выполняют роль посредника между объектом и субъектом обучения, помогая:

  • информировать маленького ученика;
  • ориентировать его в материале;
  • тренировать и формировать необходимые навыки ребёнка.

Каких результатов можно добиться

Для занятий достаточно выделить около 1 часа 2–3 раза в неделю. И тогда через полгода вы увидите:

  • эффективность применения методики (после 20 часов работы малыш сможет складывать в пределах 100 и вычитать, а также читать по складам);
  • насколько легко использовать пособие, так как в комплекте есть все необходимое для занятий (упражнения, примеры, игры, песни);
  • насколько ваш ребёнок обучаем, что играет огромную роль для определения индивидуальной образовательной траектории в школе;
  • что ребёнок гораздо быстрее и прочнее хватает нужную информацию «на лету» в повседневной жизни, чем в отведённое для этого время, например, в детском саду.

Не стоит забывать и о том, что общая направленность упражнений всех методик способствует развитию логического мышления, а ряд заданий — решению логопедических проблем у ребёнка.

Как правильно пользоваться кубиками

Оптимальным возрастом для начала обучения чтению считается период от 2 до 3 лет. В это время ребенок имеет достаточно навыков, чтобы выучить склады и слова, а также он активно познает окружающий мир, поэтому заинтересуется новым необычным занятием. По желанию родителей можно начинать занятия раньше или позже, никаких ограничений при этом нет.

Педагоги рекомендуют стартовать обучение с простых игр, чтобы увлечь ребенка новой игрушкой. Сначала можно раскладывать фигурки по цвету, размеру или весу. При этом родителям нужно проговаривать или пропевать написанные склады, чтобы малыш запоминал их звучание.

После знакомства крохи с кубиками можно переходить к планомерному обучению. Детальная инструкция и таблицы представлены в отдельной методичке, но многим родителям она кажется слишком сложной и объемной. Поэтому приводим основные правила и техники занятий, которые помогут обучить ребенка читать:

  • родители складывают самые простые слова («мама», «папа», «кошка», «небо» и т.д.), одновременно проговаривая их и показывая на объект, чтобы ребенок понимал значение нового слова;
  • для повышения интереса малыша к занятиям используют меховых зверей – например, родитель составляет названия животных и произносит их, а затем просит малыша показать на соответствующую игрушку;
  • чтобы ребенок быстрее научился узнавать и читать склады, можно устроить веселые игры наперегонки – родитель называет какой-то склад, а кроха должен найти нужный кубик из 2-3 вариантов и как можно быстрее его принести;
  • после получения базовых навыков детки сами с удовольствием берутся за складывание новых слов, а мамам и папам при этом достаточно лишь направлять свое чадо и мягко исправлять ошибки.

Методика с кубиками Зайцева требует от родителей большого терпения и достаточного количества свободного времени. Чем чаще ребенок будет играть с новой «развивашкой», тем быстрее он выучиться читать, поэтому уроки желательно проводить ежедневно. Но не стоит переусердствовать и заставлять малыша заниматься через силу: 50-60 минут в день будет достаточно, при этом ребенок не переутомится и не потеряет интерес к кубикам.

В чем заключается методика Зайцева

Программа представляет собой обучение чтению по кубикам Зайцева в форме игры, где задействуются следующие виды восприятия: зрение, слух, мышление, движение, осязание. Во время занятий используются не только кубики со складами, но и таблицы, картинки, игровое поле.

Методика подходит практически для всех детей, даже имеющих психические отклонения, нарушения зрения, слуха, страдающих аутизмом. Занятия проходят без предварительного изучения алфавита и слогов (вместо них используются склады). Во время обучения можно двигаться, петь, говорить, танцевать.

Важным фактором является атмосфера во время уроков. Она должна быть спокойной, чтобы дошкольник находился в хорошем расположении духа, ему было интересно и весело. Если у детей нет настроения, не нужно заставлять их. Родители должны выступать в качестве друга-наставника, а не строгого учителя. Это облегчит, а также ускорит процесс обучения.

Главные цели программы:

  • расширение словарного запаса;
  • умение писать грамотно;
  • избавление от речевых проблем, невнятности;
  • развитие мышления, логики;
  • обучение работать самостоятельно.

Используемый комплект

В набор входят:

  • кубики — 61 шт.;
  • карточки в виде таблицы из картона с буквами, слогами — 6 шт.;
  • картонные таблицы в формате В3 — 4 шт.;
  • диск для прослушивания;
  • методическое пособие — инструкция в виде конспекта для проведения уроков.

Наборы бывают 3 видов:

  1. С собранными кубиками.
  2. С пластиковой основой.
  3. С раскладкой, которую нужно собирать.

Чтение по складам

Склады — минимальная единица, произносимая ребенком, которую ему легко воспринимать. То есть это первые слова у детей: «да», «ма», «па». Они состоят из 1 или 2 букв.

Склады могут быть следующими:

  • гласная и согласная вместе («ве», «ни»);
  • отдельная гласная или согласная как слог («я-ма», «ло-д-ка»);
  • согласная с мягким или твердым знаком («ль», «сь», «дь»).

На всех сторонах кубиков написаны склады по правилам:

  • склады начинаются с одной и той же согласной, если она есть («на», «но», «ну», «ни»);
  • на больших кубиках находятся твердые согласные, а на маленьких — мягкие;
  • звонкие согласные располагаются на серых кубиках с железным наполнителем внутри, а глухие согласные — на оранжевых с деревянным наполнителем;
  • отдельные гласные находятся на кубиках желтого цвета;
  • на белые нанесены знаки препинания;
  • на двойных кубиках на каждой стороне объединены склады, которые пишутся по-разному, но читаются одинаково («же», «жо», «шь», «ш»).

Во время занятий склады показываются, устно проговариваются или напеваются. Родитель или педагог в детском саду рассказывает о звучании складов на желтых, деревянных и железных кубиках, предлагает ребятам разложить их по звуку, объему, а также показать и напеть склады с кубиков, таблиц, картинок. Таким образом дети постепенно учатся складывать полностью слова, читать и писать.

Недостатки

Родителям следует познакомиться и с минусами методики.

  • Когда ребенок читает слог или склад, он не понимает полностью всего процесса образования отдельного звука. Поэтому может начать пропускать окончания при чтении и даже в устной речи.
  • В школе придется переучиваться. Педагоги, конечно, поразятся умениям крохи, но будут рассказывать ему про слоги, как того требует классическая программа. Кроме того, проблема возникнет и при выполнении заданий типа «раздели слово на слоги». Ребенок привык к складам, поэтому новые языковые единицы для него могут стать камнем преткновения.
  • Методика во многом основана на использовании ассоциаций (цвета, звуки), поэтому в школе, где таких подсказок нет, крохе придется довольно трудно.
  • Многие малыши начинают путать сходные слоги типа ВЭ и ВЕ. Особенно проблема заметна в письменной речи.
  • Полностью отсутствует развитие творческих способностей крохи.
  • Внушительная стоимость. Не каждому родителю по карману заветный набор.

Современные педагоги рекомендуют обратить внимание на чтение складов по Зайцеву тем детям, у которых больше развито правое полушарие мозга, – они обладают образным мышлением. Распознать такого малыша довольно просто – он левша

Основные принципы и суть методики

Методика обучения по кубикам Зайцева построена на чтении по складам.

Николай Александрович Зайцев считает, что читать по слогам детям гораздо сложнее. Понять его точку зрения просто, попробуйте по слогам сложить слово ВСТРЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ. Для ученика первого–второго класса это непосильная задача, слишком много согласных. А по складам они состоят из любого количества букв, прочесть просто: ВС-Т-РЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ.

Азбуку и букварь автор не использует, о буквах и звуках отдельно не говорит. Теория не нужна детям, так считает Зайцев. Нужно формировать образ через наглядные примеры, использовать конкретно-наглядное мышление.

Малыши сами разберутся с мягкостью, звонкостью, глухостью складов. Кубики наполнены деревяшками, железками, они разные по размеру и цвету. Дети ощупывают их, оценивают параметры, звук. В комплект входят такие кубики:

  • Большие с твердыми складами, маленькие — с мягкими.

  • Двойные — сочетания согласной и гласной.
  • Белый — для знаков препинания.

Наполнители нужны для обозначения звука:

  • Железные — звонкие согласные.
  • Золотые — гласные.
  • Деревянные — глухие согласные.
  • Железо и дерево — сочетания с твердым знаком.
  • Дерево и золото — сочетания с мягким знаком.

Склады написаны разными цветами: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака.

У дошкольников формируется четкий образ склада на основе ощущений, без опоры на конкретную букву русского алфавита. Потом нужно переходить к работе с наглядно-действенным мышлением: ребенок видит склады, слышит их звучание и действует по примеру. Словесно-логическое мышление формируется при написании слов указкой, при беглом чтении по складам.

Таким образом, в основу своего рабочего метода Николай Зайцев положил следующие принципы:

  1. Ребенок говорит складами, слышит их, значит, должен читать по примеру устной речи.
  2. Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
  3. Сначала пишем, потом читаем. Домашние тетради с прописями не развивают навыки скорочтения, это механическая работа. Ребенок по Зайцеву учится пальцами узнавать слово, показывая его части (склады) на таблице или кубиках.
  4. Формируем беглое чтение. Это гарантирует любовь к книге, письмо без грамматических ошибок, орфографических недочетов.
  5. Монотонный урок необходимо исключить.

    Все занятия ведутся в игровой форме. Нет плана урока, ребенок сам регулирует нагрузку и вид игры. Используйте готовые занятия, придумывайте свои варианты.

Посмотрите небольшое видео о том, в чем заключается методика Зайцева и как по ней обучать ребенка.

Лучшие кубики Зайцева на 2021 год

Кубики Зайцева (полная методика)

Самый полный набор для обучения ребенка чтению, куда входят сами кубики, таблицы для запоминания складов, тетрадки для тренировки письма, аудио- и видеоматериалы.

Наша оценка: 5

Данный вариант развивающей игры содержит в себе максимальное количество методических материалов, которые помогают родителям быстро и интересно обучить малыша складам и словам. Кубики Зайцева поставляются уже в собранном виде, они имеют разные наполнители, выполнены из прочного материала. В комплексте есть диск с 85 интересными видео-уроками для тренировки чтения, полезные таблицы и аудиоматериалы. Производитель позаботился о тренировке письма, поэтому в упаковке есть тетрадка с прописями и специальная ручка для постановки руки.

Кубики Зайцева (собранные)

Стандартный комплект со всем необходимым для обучения малыша, который выполнен из качественных материалов и прослужит довольно долго.

Наша оценка: 4,5

Набор содержит 61 кубик нескольких цветов и размеров, с металлическим или деревянным наполнением для разного звучания. Фигурки изготовлены из красочного плотного картона, устойчивы к деформации, долговечны. Для удобства родителей в комплекте предоставлены 10 таблиц для обучения ребенка, диск с аудио-инструкциями и стандартными попевками. Также производитель кладет в упаковку с подробную методичку с техникой проведения занятий по системе Зайцева, но она больше подходит для воспитателей, а мамам и папам может показаться слишком сложной.

Пять в кубе (методика Зайцева)

Оригинальный вариант, который предназначен для всестороннего развития ребенка: тренировки памяти, моторики, абстрактного мышления, познавательной активности.

Наша оценка: 4,5

Набор включает 125 кубиков с разными складами, цифрами и математическими знаками. Они объединены в единую систему для комплексного развития малышей. Чтобы разнообразить обучение, в комплексте присутствуют 8 таблиц большого формата, доски и картонные ленты для обучения счету. Для родителей приготовлено подробное руководство с техникой занятий. В отличие от предыдущих вариантов, которые подойдут деткам максимум до 6-7 лет, «Пять в кубе» можно использовать до 13 лет, постепенно усложняя задания. Единственный нюанс: некоторым малышам такой комплект кажется слишком сложным и неинтересным.

Кубики Зайцева (с тетрадками для занятий и книгой-тренажёром для постановки почерка)

Описание
Характеристики
Доставка
Поделиться

Кубики научат чтению по складам буквально за несколько занятий! Дополнительно вы получаете различные пособия, которые помогут малышам и мамам не просто заниматься, а быстро построить планомерную систему занятий для максимально быстрого результата! Также просим мам пройти бесплатный курс обучения. В подарок — полуавтоматический детский зонтик с водоотталкивающей пропиткой и игрушкой!
Запишитесь на БЕСПЛАТНЫЙ обучающий семинар по этому развивающему пособию! Только у нас вы получаете полный комплекс услуг — от помощи в подборе необходимых именно вам пособий до практической помощи в правильной постановке занятий с малышом. Кубики Зайцева продаются во многих магазинах. Но чем же уникальны именно наши? Посмотрите видеофильм, в котором сам автор — гениальный педагог-новатор — рассказывает о нашем уникальном пособии. Николай Александрович с помощью этого пособия впервые соединил обучение чтению с игрой, а мы сделали их волшебными! Завершить волшебство ваш малыш сможет уже самостоятельно… Приобретая комплект, вы получаете следующие пособия:

Составная часть комплекта Для чего нужно
Коробка с кубиками и инструкцией Базовая часть комплекта
Домашняя тетрадка Комплекс веселых уроков в плоскостном варианте
Складовые наклейки Книжка-игрушка поможет быстрее овладеть навыком чтения
Настенные таблицы Запоминание складов
Аудиодиск Песенки-попевки к кубикам и настенным таблицам
Первые Ксюшины уроки Мультимедийный диск с 85 занятиями, видео-, аудиоматериалами, методическими рекомендациями
Ручка-самоучка Для постановки руки. Предупредите нас, если ваш малыш левша
Тетрадка для каллиграфии Тетрадка способствует выработке красивого почерка

В чём же секрет именно наших кубиков Зайцева?

Почему дети скучают над азбукой и букварем? Почему они с таким интересом начинают играть в звенящие и стучащие кубики Зайцева? Секрет прост — в них можно играть! Это уникальная игра-пособие по обучению чтению детей от двух лет. Это прекрасная возможность для вашего ребенка научиться правильно читать, писать, говорить! Пособие построено по принципу складового чтения и пения. Дети (или взрослые для детей) поют склады, написанные на них и на настенных таблицах, дети смотрят, как взрослые «пишут» им слова, затем показывают, где какое слово написано, потом учатся составлять из них слова. По мнению автора, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее, веселее, чем без него. Постепенно незаметно для себя дети начинают читать. Весь материал построен так, что дети сами познают все правила фонетики русского языка.

Настоящие кубики Зайцева с бесплатной консультацией!

Раньше стандартные кубики Зайцева перед началом занятий нужно было собрать, наполнить должным образом, чтобы они различались звучанием, раздающимся при их встряхивании, а затем склеить. Непростая работа. Вот что пишет покупательница Анастасия Старынина: «О кубиках Зайцева мы мечтали давно, читая рассказы мам о чудесах, которые на их глазах за считаные дни происходили с детьми. Наконец, сделали подарок ребенку и «подарочек» себе — не один зимний вечер был проведен с клеем, пробками, деревяшками под ворчанье папы…» Вам не хочется этим заниматься? Тратить время на покупку утяжелителей, искать резинки, пачкаться клеем, несколько дней загромождать целый стол заготовками? У нас можно купить готовые к работе — не просто собранные, а укомплектованные дополнительными пособиями, которые существенно облегчат усвоение материала малышом и очень помогут маме!

Покупайте дешевле!

Хотите платить меньше? Ваша экономия 273.00 руб., что составляет 5.0%.

1 Домашняя тетрадь к кубикам Зайцева 372.00 руб.
2 Кубики Зайцева 4190.00 руб.
3 Самодельная книга-прописи для красивого почерка 500.00 руб.
4 Складовые наклейки по кубикам Зайцева 268.00 руб.
5 Спой алфавит вместе нами 135.00 руб.
Всего замечательных товаров: 5 шт. 5465.00 руб.
Ваша экономия 273.00 руб.

Вы можете купить «Кубики Зайцева (полная методика)» с доставкой, по оптовой и розничной цене. Цена зависит от стоимости всего заказа.

Кубики Зайцева. Комплект для дома и малых групп (КЗ-2) (+ CD)

Кубики Зайцева — это уникальное пособие для обучения чтению, не имеющее аналогов нигде в мире. В отличие от обычных кубиков-азбуки, на гранях кубиков Зайцева изображены не буквы, а склады. Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Например: М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. 

Кубики Зайцева отличаются по цвету, размеру и звучанию (для того, чтобы кубики заговорили их наполняют разным содержимым — деревянными палочками, металлическими крышечками, колокольчиками). Таким образом, метод кубиков Зайцева затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную, что существенно облегчает запоминание букв и обучение чтению.

При обучении чтению по кубикам Зайцева у детей не портится осанка, поскольку им не надо подолгу сидеть; не портится зрение, поскольку кубики крупные (ребро 5-6 см).

Кубики Зайцева позволяют дать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить, в то время как при традиционном обучении чтению, когда материал подается частями, ребенок воспринимает русский язык как нечто необъятное и непосильное для освоения.

С кубиками Зайцева ребенок сначала учится не читать, а писать складами по таблицам (указкой) или составлять слова из кубиков. 

Кубики Зайцева знакомят ребенка не только со складами, но и со знаками препинания, заглавными и строчными буквами.

Обучать чтению по кубикам Зайцева можно детей разных возрастных групп, просто малышам разного возраста нужно предлагать разные по сложности задания.

Способствует развитию: произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), словесно-логического мышления, активного словаря, творческих способностей, речи.

Комплект упакован в картонный футляр с ручкой для переноски.

В комплекте:- 61 кубик;- 6 листов таблиц (очень большие, формата А2);- методическое руководство;- аудиозапись на CD-диске;- упаковка.

Производство: Россия.

Описание методики

Создатель методики не предполагает авторитарного стиля общения педагога с детьми. Он говорит о том, что надо учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

Наполнение кубиков также различно.

Знакомство начинающих учиться читать поначалу происходит только с кубиками, позже они знакомятся с таблицами.

Кубиков 52 шт. в наборе, кроме них есть еще 7 повторных. Всего на кубиках изображено 200 складов.

Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы

Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками

По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.

Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений

Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

Автор методики предполагает ее успешное использование только при условии соблюдения всех требований полностью, а не отдельных элементов.

Основные моменты смотрите в следующем видео.

Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Недостатки

Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.

  • Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
  • Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
  • Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
  • Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
  • Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
  • У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
  • Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector