Развивающие пособия: кубики дьенеша и палочки кюизенера

Более сложный уровень

Освоив простые операции, можно переходить к классификационным и логическим заданим. Следует взять любой набор кубиков Дьенеша, в котором содержатся различные фигурки. У ребенка нужно поинтересоваться, каких фигурок больше, например, синих или треугольников. Перед ребенком стоит задача сосчитать все кубики и сравнить их. Это научит его не только сравнению, а и делению предметов по классам.

Можно поиграть, применив специальные области. Для этого на бумаге необходимо начертить зоны (начинаем с двух), которые не пересекаются. Разделение иногда производится на полу, используя веревку. Ребенок должен внутрь кругов или областей другой формы положить определенные блоки.

Далее, ребенок должен задействовать только 1 зону. Внутрь области необходимо поместить только треугольные фигурки, а вне ее оставить квадратные.

На полу нужно выложить или обозначить круги, которые пересекаются между собой. Ребенку нужно будет разложить 3 вида логических кубиков в каждый из кругов и в пересекающуюся область. Благодаря такой игре малыш научится распределять совокупность объектов по категориям.

Следующее задание называется чертежом. В процессе понадобятся карточки, определяющие свойства. Надо нарисовать чертеж, изображающий замок или дом, каждый элемент которого обозначить карточкой. Дети, глядя на рисунок, должны точно по нему построить реальный домик. Чтобы было интереснее и ребенка что-то мотивировало, следует устроить соревнование. Два человека должны нарисовать рисунки и обменяться ими, затем на скорость построить домики. Определяя победителя, учитывают не только скорость, но и точность построения.

Что это такое?

Видя первый раз блоки Дьенеша, можно принять их за обычные геометрические фигурки и разные строительные части какого-то конструктора. Но на самом деле не все так просто, как кажется.

Данный набор содержит в себе 48 (объемных, неповторяющихся, распространенных) геометрических форм, которые демонстрируют основные характеристики окружающих предметов. Работа с этими понятиями (размер, цвет, толщина, форма) учит ребенка анализировать информацию. Постепенно он узнает, что можно сравнивать, обобщать, классифицировать.

Предлагаем вам ознакомиться с описанием необычной развивающей методики и разобраться, в чем ее суть и какую пользу она может принести вашему ребенку.

Для младших дошкольников

Раннее развитие ребенка дает хорошие результаты, поэтому психологи рекомендуют блоки Дьенеша для самых маленьких (1-3 лет). В этом возрасте дошкольники знакомятся с блоками во время свободной игры. Яркие фигурки привлекают ребенка, он с удовольствием берет их в руки, раскладывает, поворачивает, пытается ставить друг на друга, комбинировать, выкладывать из них последовательности.

Исследуя группы блоков Дьенеша, можно вместе с ребенком 2-3 лет последовательно освоить понятия геометрической формы, представления «больше – меньше» и др. Сначала нужно работать только с одним признаком, потом с двумя, например, попросить ребенка назвать общий признак для всех элементов красного цвета, а затем поработать с отличиями.

Для игры с блоками Дьенеша выпускаются печатные альбомы с карточками. На карточках предлагаются картинки-схемы, с помощью которых ребенок выполняет задания:

  • собрать картинку, выкладывая блоки поверх рисунка-схемы;
  • собрать фигуру по картинке рядом со схемой.

Подойдут приобретенные в магазине ил выполненные самостоятельно пособия. Блоков Дьенеша сначала можно использовать не полный комплект, а только те элементы, которые нужны для выполнения того или иного задания.

На рисунках-схемах представлены домики, кораблики, елочки, машины, трактор, цветы, ракета, фигуры животных и птиц (мишка, лошадка, жираф, котенок, утенок, лисичка и др.). Рядом с картинками располагаются стихи, понятные для детей данного возраста. Игровые блоки Дьенеша стоит предлагать одновременно с любимыми игрушками – машинками, куклами, мягкими игрушками, создавая несложные игровые сюжеты.

Развиваем логику в старшей группе

Включая блоки Дьенеша в старшей группе в непосредственную образовательную деятельность, педагоги закладывают фундамент математических знаний будущего первоклассника. Старшие дошкольники могут выполнять задания, в которых требуется учитывать несколько признаков, сравнивать, комбинировать (таблица).

Угадай, кто в домике живет Взрослый располагает на листе бумаги, расчерченном на 6 квадратиков, фигурки так, чтобы были заполнены 5 из 6; задача ребенка – уловить закономерность и заполнить пустую комнатку, то есть 6-ой квадратик.
Угадай, какую фигуру спрятали С помощью последовательно задаваемых вопросов ребенок определяет, какой элемент спрятал взрослый.
Угадай на ощупь Предлагается описать, какая фигура, спрятанная в мешочек, попалась или выбрать из нескольких фигур в мешочке элемент с определенными признаками (самая маленькая, круглая и т.д.).
Дерево На листе бумаги или ватмана рисуют дерево с ветками разных цветов и условными обозначениями, дети должны в соответствии с обозначениями разместить элементы игры.

Можно приобрести альбомы, помогающие разобраться, как использовать блоки Дьенеша для старших дошкольников – детей 5-8 лет, а можно самостоятельно придумать разнообразные настольные игры. Например, в игре «Путешествие по карте» игроки передвигают элементы по карте-схеме, читая условные обозначения.

Блоки Дьенеша в возрасте 7-8 лет помогают освоить основы теории множеств и комбинаторики. Одно из наиболее сложных и интересных заданий – это «пересекающиеся множества». На столе выкладывают или чертят две окружности с общим сектором (можно использовать гимнастические обручи, положенные на коврик на пол, и играть группой); в одной окружности располагаются блоки с одним признаком, во второй – с другим; задача ребенка – положить в общий сектор элементы, совмещающие в себе эти 2 признака. От 2-х окружностей затем переходят к 3-ем окружностям, и играющим приходится учитывать до 8 признаков предмета. Дошкольная образовательная программа блокам Дьенеша придает большое значение, так как это пособие помогает подготовить детей к освоению важнейшей школьной дисциплины – математики.

Ход занятия:

1. Устный счет (пальчиковая гимнастика).

(Педагог собирает детей в круг около доски и показывает движения по тексту стиха)

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот резал. Этот ел.

Ну а этот, лишь глядел!

— Сколько всего пальчиков на одной руке? (5)

— Сколько у нас рук? (2)

— Поднимите правую (левую) руку. (Прочитать детям стих, показывая левую и правую руку).

«Право-лево»

Это ПРАВАЯ рука,

Она послушна и крепка.

ПРАВОЙ — я ложку держу,

Пса на поводке вожу,

ПРАВАЯ -мячик кидает,

А ЛЕВАЯ — ей помогает.

— Покажите 2 пальчика на правой руке.

— Покажите 3 пальчика на левой руке.

— Покажите 4 пальчика на правой руке.

2. Работа над геометрическим материалом (БД: игра «Ступени успеха» №1).

— Пока мы с вами играли с пальчиками, к нам пришел гость. (Показать Кроша)

— Кто это, вы узнали? (Смешарик Крош)

— Ребята, Крош сегодня займется строительством собственного дома. Для этого он приготовил строительный материал. (Показать коробку с блоками Дьенеша) Может мы сможем ему помочь?

(Работа с БД: собрать детей вокруг стола с набором блоков)

— Посмотрите, сколько здесь всего. Чем отличаются друг от друга предметы в коробке?

(Для зрительного сравнения педагог может показывать детям по две фигуры, отличающихся цветом, величиной, формой, толщиной)

Выполнение тренировочных заданий:

— Возьмите каждый по одной красной фигуре (желтой, синей).

— Достаньте из коробки только тонкие (толстые) фигуры.

— Возьмите по одной маленькой фигуре.

— Ребята, Крош хочет построить дом, используя только квадраты и круги. Возьмите по одной такой фигуре.

(Затем дети под руководством педагога конструируют из множества кругов и квадратов необычный дом для Кроша)

— Вот мы и сконструировали домик Кроша. Как же он рад, даже прыгает без остановки.

3. Подведение итогов.

Занятие 2

Игра «Художники»

Цель:

Закрепить знания детей о временах года

Развивать воображение

Анализ форм предметов

Материалы к занятию: картинки по теме «времена года», БД, папка «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша – стр. 11-15).

Суть методики

Дьенеш разработал методику обучения математике и показал нам на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного.

Благодаря многолетней практике среди детей дошкольного возраста, Дьенеш преподносит нам уникальные методические пособия для обучения. Его метод имеет 6 ступеней.

На пути развития математических способностей параллельно затрагивается и раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, а порой и родитель, играя с малышом сам того не замечая, увлекается игрой.

Каждый этап несет в себе определенную нагрузку и без предыдущего не перейдешь на следующий.

Здесь вы не встретите занудных тетрадей и скучных учебников, везде присутствует игра, веселые рисунки, необычные загадочные схемы и символы, которые так и хочется разгадать. Итак,

Ознакомительный этап. Когда ребенок впервые увидел и начал знакомиться с обучающим материалом. Мама дает ребенку самое простое задание и не старается помогать ребенку, он должен постараться сам решить задачу.  Как правило, малыши не стараются здесь задумываться и быстро делают, как получится или вообще не получится.
После этого начинается второй этап обучения. Здесь мама должна попытаться в доступной для ребенка форме объяснить новые немного усложненные задания

Важно, чтобы ребенок понял, что от него требуется, в этом заключается суть обучения.

Третий этап можно назвать сравнением. Здесь ребенок учится сравнивать и ему предлагаются примерно одинаковые задачи, но для их решения можно и нужно использовать разные материалы.

На четвертом этапе задания усложняются, но от этого становится только интереснее, ведь этого и добивался автор

Он рекомендует на данной стадии применять таблицы, карты. Здесь знакомимся и разбираем состав числа и новые математические понятия.

Пятый этап еще интереснее. Переходим к обучению символам, как специальных математических, так и выдумываем сами или вместе с мамой, а еще веселее подключить всю семью.

На шестом этапе нас ждет нобелевская премия и мы узнаем, что такое теорема и аксиома. Учимся анализировать, делать выводы из собственных заключений.

Задачей для родителей изучить методику самим и как можно активнее заинтересовать ребенка.

Самостоятельно ему играть будет не интересно, но это опять же мое мнение. У меня ребенок сам не играет даже по альбомам. Не было такого, чтобы он сел и стал самостоятельно что-то раскладывать. Ему не интересно и скучно. Я всегда играю с ним. И стараюсь максимально его увлечь и тогда вижу результат, у него получаются лучше те задания, которые делали ранее.

Как работать с блоками Дьенеша

Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

  1. Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
  2. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
  5. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Логические блоки

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Карточки

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:

  1. Цвет обозначается пятном.
  2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
  3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
  4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
  5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Альбомы

Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

Просто и полезно

Не обязательно покупать кубики, блоки Дьенеша своими руками делаются очень просто. Нужно изготовить 48 фигурок, отличающихся свойствами. Понадобится: брус из дерева или старые кубики, наждачная бумага, лобзик, краска 3 цветов, циркуль, карандаш, линейка.

При помощи лобзика распиливают брусок на части по 9 см. С двух сторон на сечении, используя простой карандаш, циркуль и линейку, надо обозначить отметки. Это позволит свести к минимуму погрешность при распиливании. Далее нужно выпилить фигурки разных размеров.

В качестве заготовок должно получиться по 2 фигуры с разными сечениями (треугольным, круглым, прямоугольным и квадратным). Отличаются они по размеру. Теперь их нужно распилить. Из одного бруска получится по 3 фигурки (ширина 1, 2 см).

Блоки практически готовы. Их следует отшлифовать, сгладить все острые углы по краям, чтобы ребенок не поранился в процессе их применения. Сверху дерево окрашивается красками. Краску следует выбирать с водной основой, она должна быть безвредной для здоровья деток.

При разукрашивании блоков стоит помнить, что в наборе не должны встречаться одинаковые фигуры. Как только краска высохнет, блоки считаются готовыми.

Для развития ребят и девчонок можно применять и кубики Дьенеша, и палочки Кюизенера. Палочки продаются в наборах и еще называются цветными палочками или числами. Разная длина палочек, окрашенных в определенный цвет, символизирует конкретное число. Чем длиннее палочка, тем большее число под ней скрывается.

Наборы палочек Кюизенера существуют самые разные, для новичков приобретаются упрощенные варианты. Начинать играть ими допускается в возрасте от 1 года и до школьного. Через счетные палочки детки с легкостью учатся считать и познавать азы математики.

Рассмотренные кубики можно использовать в различных увлекательных играх, их варианты можно придумывать самостоятельно. Главное, чтобы малышу нравились такие занятия, а в процессе игр он будет становиться с каждым днем все умнее, развивать память, речь, логику.

Блоки Дьенеша для самых маленьких

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

Выборки

Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:

  1. Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
  2. Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.

Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:

  1. Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
  2. Достань все плоские фигурки одинакового размера.
  3. Выбери тонкие круглые блоки.
  4. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

Конструирование

Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:

  • домик;
  • стол;
  • домик с окошкам;
  • елочка;
  • лавка;
  • табурет;
  • диван;
  • стул;
  • ступеньки;
  • кресло;
  • машинка.

Продолжи ряд

Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

  1. Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
  2. Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
  3. Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

Покорми животных

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Логические блоки

Самым распространенным развивающим материалом данной методики являются логические блоки, они успешно применяются в дошкольных учреждениях и так же прекрасно подходят для домашних занятий с ребенком. Что же это за блоки?

Могут быть изготовлены из разных материалов, самым бюджетным является изделия из пищевого пластика от фирмы Корвет. Я тоже такой приобрела для своего сына. Ничем не хуже изделий из дерева. Смысл от этого не изменился.

В набор входят 48 геометрических фигур разных по цвету, форме, толщине, размеру. И все они разные, нет повторяющихся фигур. Данный комплект подходит для детишек от 2 лет, к нему прилагается инструкция и альбом с заданиями (комплектации могут отличаться). /Приобрести логические блоки можно здесь/.

Для начала можете познакомить малыша с фигурами и дать ребенку в пользование не весь набор, а его часть. Далее, по мере его интереса добавлять фигуры.

Нужно запастись терпением. Они могут изначально ему не понравиться. Когда я показала в первый раз коробочку и позвала сына, иди что-то тебе покажу интересное, он конечно же прискакал с большими глазами. Но, открыв коробку, восторга не испытал, высыпал фигуры (я дала не все, только часть) на диван и побежал. Все!!! Я ему говорю: «давай мы с тобой волшебные задания будем делать», но он уже катал грузовик и скучная геометрия ему была не нужна! Так произошло наше знакомство с блоками.

Так вот, к чему это я, к тому, что это лишь его первая реакция. Теория Дьеныша расчитана именно для детей ранеего возраста, а потому с учетом их развития и всех других особенностей. Поэтому просто нужно запастись терпением и настойчивостью.

Инновационные методики развития мышления

Существует большое количество авторских инновационных технологий, направленных на развитие познавательной активности и аналитических способностей человека Пособия Воскобовича, палочки Кюизенера и блоки Дьенеша популярны у педагогов дошкольных образовательных организаций и разумных родителей. Бельгийский ученый Джордж Кюизенер разработал комплект из 241 элементов. Каждый элемент – это брусок с поперечным разрезом 1х1 см, в наборе используется 10 цветов, длина брусочков от 1 см до 10 см. Сейчас предлагаются наборы из меньшего количества элементов с 12 цветами, а также плоские варианты. Методика Кюизенера помогает освоить счет от 1 до 10, доступна детям от 1 года до 7-8 лет. Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера активно используются в работе с детьми с задержкой психического развития, с различными видами нарушений речи, помогают подготовить таких детей к успешному обучению в школе.

Работа с блоками Дьенеша и другими «умными пособиями» позволяет малышу знакомится с геометрическими и алгебраическими понятиями, учится сопоставлять, придумывать различные комбинации, выкладывать и перестраивать фигуры или последовательности. Совершенствование познавательных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте служит надежной основой дальнейшего образования, помогает решать нестандартные логические задачи в любых областях знаний.

Ход занятия

1. Устный счет.

— В горных пещерах и в глубине земли живет племя маленьких человечков, которых называют гномами. Гномы ростом не выше ребенка. У них длинные волосы и длинные бороды, они ходят в мохнатых колпачках, красных костюмах и серебряных башмаках. Одного из таких гномов зовут Скрут. Он обожает пересчитывать свои золотые монетки, которые прячет в сундучке. (Выставить героя на доске)

(Дети выходят к доске и вместе с педагогом пересчитают нарисованные на доске золотые монеты (их 7, меняя точку начала отсчета (слева направо, справа налево, в хаотичном порядке). Убеждаются, что количество монет не меняется)

— Сколько монет у вас получилось?

— Как вы думаете, почему всегда получается одинаковое число? (Ни одной монеты не прибавили и не убавили).

— А что получится при обратном счете? (Посчитать от 7 до 1 и убедиться, что приходим к той же монете, от которой начинали считать).

2. Физкультминутка «Скрут».

«Кто живет под потолком?» Руки в стороны

— Гном. Руки – «колпачок» над головой

«У него есть борода?» Руки в стороны

— Да. Кисти рук у подбородка

«И манишка, и жилет?» Руки в стороны

— Нет. Руки к груди

«Как встает он по утрам?» Руки вытянуть вверх

— Сам. Руки «в боки»

«Кто с ним утром кофе пьет?» Руки в стороны

— Кот. Пальчики – «усики»

«И давно он там живет?» Руки в стороны

— Год. Указ палец прав. руки вверх

«Кто с ним бегает вдоль крыш?» Руки в стороны

— Мышь. Ладошки – «ушки»

«Ну, а как его зовут?» Руки в стороны

— Скрут. Переплести пальцы обеих рук.

«Он капризничает, да?» Руки в стороны

— Ни-ког-да.

3. БД игра «Угощение для медвежат».

Материал: 9 изображений медвежат (стр. 10 папки «Давайте вместе поиграем», логические фигуры Дьенеша (стр. 1 той же папки, карточки со знаками символами свойств.

— Однажды к доброму Скруту в гости пришли медвежата. «Чем же мне их угостить?» — засуетился гном. А маленькие медвежата – сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Скрут просит нас помочь раздать медвежатам печенья. Давайте угостим их. (Каждому ребенку дать по 1 медвежонку)

Угощают девочки: печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое печенье, в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

А сейчас угощают мальчики: печенье в лапах медвежат отличается только цветом.

(Для более подготовленной группы детейв дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам – цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д.)

4. Подведение итогов.

Сравнение признаков

Пройдя первый этап, дети могут свободно учиться сравнивать свойства. Весь набор блоков нужно представить угощением для мягких игрушек. Например, медведь предпочитает есть мед, который находится в кубиках желтого цвета. Кролик употребляет морковь — это треугольные фигурки. Из общей горки блоков малышу нужно выбрать указанные продукты.

Усложняя игру, следует воспользоваться не двумя, а четырьмя игрушками. Две игрушки должны быть одинаковыми внешне, но отличаться по размеру. Например, львенку нужны угощения меньшего размера, чем взрослому льву. Аналогично со второй парой животных. Малыш должен разложить кубики уже в 4 кучки для каждого из зверей. Когда процесс будет завершен, у ребенка следует спросить, какие кубики достались каждой из мягких игрушек.

Отлично будет устроить соревнование между детьми и родителями. Выбор блоков следует производить по конкретному признаку на скорость. Например, мама должна собирать круги, а малыш — прямоугольники. Усложнив задачу, ребенок должен искать кубики желтого цвета, за исключением кругов.

Можно выстраивать цепочки, последовательности. Для опытных деток допускается выкладывание цепочки так, чтобы у рядом лежащих блоков было 1 общее свойство. К примеру, 1 фигура — желтый треугольник, а следующая фигурка должна быть либо желтой, но не треугольником, либо треугольником, но не желтым и т. д.

Следующий вариант игры называется «не признак». Нужно держать в руке блок и описывать его, применяя частицу «не» (желтый квадратный блок не прямоугольный, не красный). После этого находят все аналогичные кубики.

Чтобы играть в следующую игру, понадобится мешочек. Один из игроков берет любой блок и прячет его так, чтобы второй не видел. Он должен угадать, какая фигура находится в мешке, задавая вопросы, касающиеся ее свойств.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.

Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша  для старших (5-8 лет)»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Как играть с логическими блоками

Возрастной диапазон использования игрового пособия довольно широк (2-8 лет), поэтому игры и упражнения отличаются по степени сложности.

Игры с 2 лет

Методика Дьенеша для самых маленьких – это первая ступенька малышей на пути к познанию математики. В простейших играх малыши осваивают основные свойства блоков и учатся оперировать понятиями «такой же», «не такой».

«Отыщи фигурки»

Попросите малыша выбрать все кубики по одному свойству. Например, «Дай мне, пожалуйста, все фигуры такой же формы, как эта (треугольная), как называется эта фигура?»

Аналогичным образом строятся игры на поиск блоков, не соответствующих признаку. Например, «Выбери все кубики, которые не такие как эта по цвету. Как называется этот цвет?»

Развиваем память

Перед малышом лежит несколько деталей конструктора. После того как он на них внимательно посмотрит, уберите одну или измените их последовательность, и предложите крошке вспомнить, как было.

«Убери лишнее»

Выберите две фигуры, которые будут отличать друг от друга по одному признаку (большой красный треугольник, большой красный круг), третья фигура пусть имеет лишь одно общее с ними свойство (большой жёлтый квадрат). Предложите угадать, какой блок лишний.

В усложнённом варианте игры уменьшайте число общих признаков до одного, просите объяснить свой выбор.

Игры с 4–5 лет

Возраст для детей – понятие условное, т. к. все зависит сугубо от индивидуальных качеств дошкольника. Предложенное задание должно быть выполнимым, но достаточно сложным, чтобы не угас познавательный интерес.

«Домино»

Понадобится минимум два игрока. Заранее оговариваются условия, по какому признаку выбирать фигуры для хода. Например, только тонкие или только квадратные. Остальные правила как в классическом варианте игры в домино.

«Доложи ряд»

Первый ряд выкладывает ведущий. Игроки определяют для себя один признак и докладывают по очереди свой ряд, подбирая блоки в соответствии с предыдущим.

Например, первый ряд: жёлтый круг, красный квадрат, синий треугольник; второй ряд меняется по цвету: красный круг, синий квадрат, жёлтый треугольник и т. д.

«Найди сокровище»

Перед малышом лежит цепочка из 8 кубиков, под одним из них кладём условное сокровище. Найти его можно только при помощи наводящих вопросов, которые исключают или подтверждают одно свойство. Например,

— Это красный блок?

— Нет.

— Это толстый блок?

— Да.

— Может это треугольный блок? И т. д.

«Сортировка»

Убирая кубики после игры, разделите с малышом работу: он собирает все красные и большие, например, а вы остальные.

Блоки Дьенеша своими руками изготовить из дерева не так легко и достаточно трудоемко. Поэтому проще и дешевле всего сделать бумажные копии кубиков. Единственным их минусом станет отсутствие такого признака, как толщина.

На какой возраст рассчитаны?

Блоки Дьенеша приносят пользу детям от двух до десяти лет. Как правило, эту методику применяют в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах школ.

Для самых маленьких (от двух лет) можно предложить простые упражнения, например «давай покормим зверей». Для этого можно использовать детали, которые послужат заменой каких-либо предметов (в данном случае – корма для животных).

Детям средней детсадовской группы (4–5 лет) можно предложить выстраивать разнообразные картинки с помощью цветных элементов набора. Они могут либо использовать уже имеющиеся схемы, либо привлечь к этому свое воображением.

В подготовительной группе детского сада прекрасно способствуют улучшению математических навыков. Дети учатся считать и начинают понимать, что означают понятия «больше» и «меньше».

В начальной школе педагоги успешно пользуются блоками Дьенеша при корректировке усвоения того материала, который ребята не смогли понять на уроке. Дорабатывают «шероховатости» и устраняют недопонимания, как бы играя в блоки и палочки. Также данная методика максимально позволяет задействовать логические подходы к осмыслению и помогает закрепить полученную информацию.

Основываясь на блоках Дьенеша, специалисты разработали для всех возрастных групп соответствующие комплексы занятий и уроков исходя из особенностей каждой из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector