10 волшебных упражнений для развития техники чтения
Содержание:
- Эффективные способы
- Средство на основе полыни, крапивы и липы
- Виды скорочтения
- Мюсли. Польза и вред для похудения, рецепты, как кушать на ночь, с кефиром, молоком
- Какие методы подходят детям?
- В чем заключаются принципы скорочтения
- Упражнения для развития навыка скорочтения
- Как научить скорочтению ребенка
- Плазмолифтинг – применение тромбоцитарных мембран из плазмы крови в стоматологии
- Упражнение 1. «Пол-арбуза»
- Чтение в паре с взрослым
- Желание научиться читать как можно быстрей
- Таблица «Анализ объема чтения»
- Технологии чтения с высоким уровнем запоминания
- Как увеличить скорость чтения? Улучшаем движения глаз!
- Повышение темпа
- Как развить этот навык?
- Преимущества быстрого чтения
- Как освоить скорочтение в домашних условиях
- Кому пригодится эта техника?
- Чем отличается чтение от скорочтения
- Печенье «Шакер чурек»
- Вывод
Эффективные способы
Для ускорения темпа чтения необходимо понять работу памяти. Каждую книгу нужно уметь проработать по трем уровням:
- впечатления;
- ассоциации;
- повторение.
Весь материал читают эмоционально. Это позволит лучше его запомнить. Если человек каждую часть произведения проживает, как и главный герой, то ему легче усвоить новую информацию. Иногда не удается живо представить себе сюжет, тогда поможет только чтение вслух. Но это не способствует скорочтению.
Хорошо также ассоциировать книгу с чем-то знакомым. Роман сравнивают с собственными отношениями, описание дружбы со своими приятелями, приключения — с поездками и путешествиями. Воспринимать новую информацию сложно, но при сравнении ее с личным опытом произведения быстрее запоминаются.
В личных книгах желательно делать заметки — писать значения непонятных слов, расшифровку аббревиатуры или основные черты персонажей на полях. Через некоторое время можно снова достать произведение и по надписям воспроизвести в памяти сюжет.
Как читать быстрее: советы, техники, упражнения
Watch this video on YouTube
Чтение позволяет уйти от рутины, ежедневных проблем и суеты. Они развивают человека духовно, заставляют его тренировать свое воображение и память. У мозга неограниченные возможности, и их лучше использовать для освоения скорочтения. Повышение темпа восприятия текста позволит быстрее воспринимать новую информацию.
Средство на основе полыни, крапивы и липы
Виды скорочтения
Скорочтение делится на несколько типов. Они используют разные методы и преследуют разные цели.
Аналитическое
Самый сложный и медленный тип скорочтения. Используется для усвоения незнакомой информации. Для таких знаний в нашем мозге еще нет готовой структуры, ее нужно будет создавать с нуля в процессе чтения. Средняя скорость – 3 000 знаков в минуту.
Ознакомительное
Более простой вариант. В отличие от предыдущего типа здесь уже есть структура для систематизации знаний, нужно лишь заполнить ее новой информацией. Например, когда вы узнаете что-то новое в той области, с которой уже знакомы. Скорость примерно 4 800 знаков в минуту.
Поисковое
Самый быстрый тип скорочтения. Скорость может достигать 15 000 знаков в минуту. Используется для поиска в тексте нужной информации.
Мюсли. Польза и вред для похудения, рецепты, как кушать на ночь, с кефиром, молоком
Какие методы подходят детям?
Родители довольно часто сталкиваются с проблемой, когда ребёнок плохо читает в школе, это существенно влияет на скорость выполнения домашней работы, что не может не отражаться и на общей успеваемости. Ситуация обостряется, когда к тому же ребенок неусидчивый и не может спокойно посидеть за книгой. В этом случае спасением может стать освоение методики скорочтения.
Однако на сегодняшний день не существует единого мнения о том, с какого возраста можно начинать осваивать данную методику. Некоторые специалисты пропагандируют раннее начало занятий, мотивируя свою позицию тем, что в средней школе и старших классах переламывать сформировавшиеся навыки чтения будет намного сложнее
Однако обращаем ваше внимание на то, что для полноценного умственного развития важно не только, чтобы малыш смог прочитать текст, но ещё и понял его. Не стоит забывать и об интонации, которая имеет принципиальное значение при оценивании способности к чтению в начальной школе
Обучение быстрочтению можно начинать лишь в том случае, если ребёнок знает алфавит и уже научился читать словами, а не слогами. Именно поэтому, с логической точки зрения, оптимальным для развития навыков скорочтения возрастом будет период от 7 до 10 лет. В это время большинство детей умеют хорошо читать слова, а кроме того, улавливают суть текста.
Третья группа психологов советует заниматься скорочтением только после того, как ребёнку исполнится 10-12 лет. Считается, что с этого возраста дети начинают запоминать и понимать информацию со скоростью речи. Кроме того, в этом возрасте гораздо лучше развивать память, потому что ученик может не только прочитать текст быстро, но ещё и пересказать его. В любом случае — выбор только за родителями, каждый должен исходить из особенностей развития своего ребёнка и решать вопрос с началом обучения скорочтению индивидуально.
В чем заключаются принципы скорочтения
Концентрация внимания
Есть миф, что скорочтение — это привилегия «вундеркиндов».Но вся правда заключается в том, что овладеть основными техниками быстрого чтения может любой человек даже во взрослом возрасте.
Когда чтение проходит в медленном и размеренном темпе, головной мозг, который в принципе по своим физиологическим возможностям может обработать больше информации, умудряется подумать о чем-либо другом. Поэтому информация усваивается хуже. Она либо не успевает восприниматься целостным элементом. Либо из нее могут выпадать существенные куски.
Когда человек читает достаточно быстро, все его мысли сконцентрированы только на этом процессе. Из-за того, что он максимально сосредотачивается на напечатанных буквах, его мысли не отвлекаются на другие насущные дела
Особенно при чтении увлекательных, захватывающих все ваше внимание книг. Обычно это художественная литература
Но полезная информация, нужная «для дела» часто не интересна. Поэтому надо управлять своим умением сосредоточиться на выделением главного и не отвлекаться.
Этот навык поддается»дрессировке»! Необходимо привыкать читать сложные статьи и учебную литературу не отвлекаясь.
Так же для тренировки внимания подойдут когнитивные тренажеры на специальных сервисах и в приложениях…
Упражнения для развития навыка скорочтения
Скорочтение состоит из ряда занятий и упражнений, направленных на различные сферы, от расширения угла зрения до улучшения памяти, способность концентрировать внимание на одном предмете, в данном случае – чтении книги
Метод зеленой точки
Набюдение за точкой происходит аутогенно. Для этого упражнения нужен особый настрой
Оно развивает внимание, силу воли. Упражнение происходит таким образом:
- На листе бумаги, в центре, рисуется небольшая точка зеленого цвета.
- Нужно сесть удобно на стул, держа ровно спину.
- Нужно смотреть строго на точку и сосредоточиться только на ней.
- Расстояние от глаз до листа бумаги не должно быть больше 30 см.
Во время занятия нельзя думать о посторонних вещах, а полностью сосредоточиться только на точке. Проводится это упражнение в течении 3 месяцев по 10 минут каждый день.
Тренируем тарабарщину
Упражнение заключается в тарабарском чтении, то есть наоборот – справа налево
Так развивается образное мышление, внимание. На начальных фазах, хорошо подойдут палиндромы, (нажал кабан на баклажан), после этого можно переходить на обычный текст
Читаем вверх ногами
Книга читается в перевернутом виде. Это упражнение повышает скорость чтения. Вначале нужно прочитать один или несколько абзацев в таком виде, постепенно читается вся страница текста.
После того как прочитали страницу наоборот, следует перевернуть в нормальный вид и прочитать заново.
Метод тик так
При чтении взгляд падает на начало строки и ее конец, остальное содержимое строки додумывается самим читающим, а после сравнивается с исходников.
Читаем по диагонали
Читающий должен взглядом идти по диагонали текста. Двигать глаза в разные стороны строго запрещается. Глаз будет видеть только некоторые слова, но постепенно объём увиденного будет расширяться. Это метод помогает выделять из текста основные фразы и смысловое значение и пропускать ненужную информацию. Читать следует с левого верзнего угла и переходит в правый нижний.
Со временем, можно поняться смысл написанного, просто окинув текст глазами. Нужно отмечать сдвиги и успехи в учебе. Для наглядности, над рабочем столом школьника можно повесить календарь или таблицу, в которой будут отмечена такие «знаменательные даты». Это повышает мотивацию, давая стимул для дальнейших занятий.
Как научить скорочтению ребенка
Начинать учить ребенка скорочтению имеет смысл в 9-10 лет. До этого возраста ребенок не готов к упражнениям по скорочтению.
Чем старше становятся дети, тем больше им необходимо читать. Количество литературы, которую необходимо прочесть, к 5 классу в два раза увеличивается. К 8 классу – в три раза. Ребенок должен не просто научиться читать быстро, но и понимать то, о чем он читает. Навык скорочтения пригодится ему на всю жизнь. Сейчас есть множество курсов по скорочтению, но если родители могут уделить занятиям с ребенком 20 минут в день, то этому можно достаточно быстро научиться и в домашних условиях.
Проблемы, которые возникают у детей при чтении. Скорочтение: упражнения
- При чтении «про себя» дети артикулируют, шевелят губами. При этом глаза надолго задерживаются на одном месте;
- Многие читают вслух, хотя зрение воспринимает информацию в 10 раз быстрее;
- Большинство детей имеет маленькое поле зрения, поэтому необходимы упражнения по его увеличению;
- Ученики младших классов часто запинаются, непроизвольно меняют буквы местами, не дочитывают окончания. Это снижает скорость чтения в разы.
Скорочтение помогает устранить эти ошибки, увеличить скорость чтения
Также важно, чтобы ребенок понимал и мог пересказать то, о чем прочел
Для решения задачи качественного понимания, методики скорочтения помогают ребенку увидеть важное в тексте, развивает внимание, воображение, память и мышление
Многие дети при чтении рассеяны, улетают мыслями, не помнят, где остановили чтение. Так вот основные методики скорочтения научат ребенка вниманию, сосредоточенности, собранности.
Плазмолифтинг – применение тромбоцитарных мембран из плазмы крови в стоматологии
Упражнение 1. «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Чтение в паре с взрослым
Это способ научить ребенка быстро читать навязыванием ему высокой скорости чтения, которой обладает взрослый. Школьник вынужден подстраиваться под такой темп, а со временем может его держать. Оно может проходить тремя видами:
- Параллельное чтение.Родитель читает книгу, постоянно изменяя свою скорость, повышая и снижая ее. Ученик должен поставить свой палец в нужное место и постоянно за ним следить, не допуская отставаний и опережений.
- Эстафета.Текст читается по очереди – школьником и взрослым. Менять читающего нужно внезапно. Если возможно, родитель должен ускорять свой темп.
- Хвостик.Начинает читать взрослый, ребенок подключается через несколько слов после. Читать нужно вполголоса. Задачей является – не сбиться обоим.
Желание научиться читать как можно быстрей
Подписчик:
Никак не оставляет меня желание научиться читать быстрей! И дело
тут не в прихоти. А дело в том, что это просто необходимость. По роду своей деятельности
мне приходиться читать много литературы, документов и т.д. Но я просто физически
не успеваю всего того, что должен сделать. А, мои успехи в скорочтении оставляют
желать лучшего.
От проговаривания я давно избавился и в отличие от многих моих
знакомых без особых усилий и регрессий почти нет всегда стараюсь скользить по тексту
вертикальным взглядом. Но проблема заключается в том, что мне постоянно хочется
скользить по тексту быстрее и быстрее.
Сергей Михайлов:
Почему мы не запоминаем прочитанный материал. Попробуйте открыть
сайт с арабской вязью или китайской грамотой, и вы будете испытывать те же самые
чувства — «смотрю в книгу — вижу фигу».
Попробуйте читать только нужные вам тексты (статьи, книги, журналы)
и одновременно писать статью по этим материалам в какой либо журнал. Тогда все встанет
на свои места. Вы будете читать ровно столько материал, сколько это нужно.
Таблица «Анализ объема чтения»
Таблица должна наглядно отображать объем текста, который прочитан в течение дня. При этом он разбивается отдельно по дням и стилям прочитанного материала (учебники, пособия, словари, газеты, журналы и т. д.). Критерии объем текста и потраченное время на этот текст.
Измеряемые единицы: текст нужно подсчитывать в штуках, что касается стиля материала, и непосредственно знаков в каждом из стилей, ежедневно потраченное время на чтение записывать нужно в минутах, а недельный результат выставлять в часах. Таблица – это своего рода личный стимул, где человек видя результат предыдущего дня, старается его преодолеть. Андреев утверждает, чтобы увидеть результат и задать темп своего развития хватит недели.
Андреев не единственный автор, который разъясняет приемы скорочтения, не менее популярны книги Хромовой и Берда. Каждый из них дает ответ на главный вопрос: «Как научиться скорочтению?».
Обучение этой методике позволяет развить пять из пяти типов чтения. Стоит знать, что человек, не изучавший быстрочтение, обладает только двумя.
Типы чтения:
- Сосредоточенное чтение, его применяют при изучении узко профильного текста (юридического, медицинского, технического и т. д.). Это отличный тренинг для развития памяти.
- Чтение неспешное, оно характерно для художественной литературы.
- Опережающее чтение или же предварительное – с его помощью определяют суть читаемого.
- Для получения представления о содержании применяют беглый просмотр.
- Непосредственно само быстрое чтение – скоростное чтение.
Технологии чтения с высоким уровнем запоминания
Как же здорово не просто уметь много и быстро читать, но еще и запоминать прочитанное. И в этом деле вам нужно понять – прерогативой будет тренировка внимания. Это ключевое понятие высокого уровня запоминания.
Характеристика факторов внимания:
концентрация – уровень вашей собранности;
устойчивость показывает, как долго вы можете концентрироваться;
переключение внимания – как быстро вы можете сменить объект концентрации;
объем – количество предметов, охваченных вниманием при условии быстрого их предъявления.
Ежедневная обязательная норма внимания – это 2–3 газеты, 1 журнал, 100–150 страниц любой книги.
Теперь рассмотрим самые интересные технологии чтения с запоминанием.
- Пересказ. Прочитайте на предельной своей скорости страницу любого текста. Отложите книгу в сторону. Вслух перескажите прочитанное. Если сделать именно так, то вероятность того, что через 3–7 дней вы вспомните прочитанное, велика. Если игнорировать пересказ, остаточная информация через неделю может равняться паре строк.
- Приучите себя первое время вручную работать с текстом. В ход идут выделения, подчеркивания, обводки важных мест в тексте. Если вы к тому же визуал, для вас это особо ценная привычка. Лучше запоминать информацию помогает ее деление (главные мысли, важные уточнения), а выделенные фрагменты проще запоминаются зрительно.
- Прочитайте страницу текста очень быстро. Постарайтесь (можно перед зеркалом) вспомнить содержание первого абзаца, а потом последнего. Прочтите текст еще раз. Напишите на листке 5–6 тезисов текста, которые позволяют не просто понимать его смысл, а служат опорой для пересказа.
- Сделайте полезной привычкой заучивание стихов. Это подходит и взрослым, и детям. Стандартная норма – одно стихотворение в неделю (не менее 5 «столбиков»). Для детей это одна из лучших тренировок памяти, а еще развитие речи, эмоционального отношения к чтению и т. д. Взрослые тоже через пару месяцев еженедельного запоминания стихов заметят, что память их улучшилась. Поразительно, но и скорость чтения тоже вырастет.
- Читайте на ночь. В спокойной, тихой обстановке, не «приправляя» чтение чем-нибудь вкусненьким, не включая фоном телевизор. 30–60 минут сконцентрированного чтения. После этого примите душ и сразу спать. А утром попробуйте про себя воспроизвести прочитанное. Многим это помогает – текст вспоминается в подробностях.
- Пишите изложения. Повторяйте это школьное упражнение 2–3 раза в неделю. Читаете статью, одну страницу книги или одну часть учебного параграфа. Читайте быстро, один раз, после чего пишите изложение этого текста (можно и печатать). Смысл не в том, что вы должны написать близко к тексту, а в сознательной замене слов синонимами, реструктуризации текста. Это упражнение позволит научиться читать таким образом, чтобы информация запоминалась не так, как она предстает в тексте, а так, как вам удобнее ее понять и воспроизвести.
Как увеличить скорость чтения? Улучшаем движения глаз!
Начнем с мышц, которые отвечают за движение глаз. Выполните упражнение.
Встаньте прямо и смотрите вперед. Не поворачивая головы, посмотрите как можно дальше влево. Затем как можно дальше вправо. Потом как можно быстрее пять раз подвигайте глазами налево-направо и обратно в горизонтальной плоскости. Теперь сядьте.
У вас закружилась голова или заболели глаза? Это случается с большинством людей и означает, что у них слабые, нетренированные глазные мышцы. Чтобы укрепить и натренировать их, попробуйте выполнять это же упражнение пару раз в день.
Очень скоро (в большинстве случаев всего через пару дней), по мере укрепления глазных мышц, упражнение становится гораздо менее утомительным.
Повышение темпа
Начать необходимо с повышения темпа чтения. При этом нужно усваивать информацию, запоминать прочитанный текст. Есть несколько способов ускорения:
- ежедневная практика;
- переход от легкого материала к сложному;
- использование закладки;
- изменение отношения к чтению.
Уделять чтению время нужно каждый день. Даже 15−20 минут будет достаточно для того, чтобы ускорить свой темп. Не стоит отчаиваться, если за несколько недель не получилось добиться желаемого результата. Курс скорочтения рассчитан на месяцы и даже годы. Регулярно нужно замерять свой темп. Для этого можно с помощью таймера определить, сколько слов в минуту удается читать.
Обязательно нужно использовать закладку или палец для перемещения по строкам по мере чтения книги. С помощью инструмента можно задать темп, ведь глаза будут передвигаться вслед за линейкой. Указатель в этом случае действует на взгляд, как магнит.
КАК Читать 50 Слов в Секунду? УЗНАЙ 8 Секретов!
Watch this video on YouTube
Важно также изменить свое отношение к чтению. Это занятие должно рассматриваться не как тяжкий труд, а как отдых от всех обязанностей
Книги позволяют узнать что-то новое, расширить кругозор. Не стоит пересиливать себя и заставлять читать. Занятие должно приносить положительные эмоции, поэтому лучше делать перерывы и не ускорять темп, когда устали глаза или болит голова.
Как развить этот навык?
Некоторые люди способны научиться скоростному чтению самостоятельно, не посещая специальные курсы и тренинги. Целеустремлённость, вера в успех, ежедневные тренировки по специальным методикам непременно приведут к успеху. От начала тренировок до приобретения устойчивых навыков пройдет какое-то время. Психологи советуют в течение 21 дня выполнять специальные упражнения по 40-60 минут каждый день.
Понимание слов и значений в их взаимосвязи, умение систематизировать словесную информацию, развитый вербальный интеллект находятся в тесном взаимодействии с высокоскоростным чтением. Для более успешного освоения скорочтения неплохо ознакомиться с основами лингвистики и стилистики, иметь хорошее воображение, чтобы правильно домысливать сказанное автором текста.
На скорость чтения напрямую влияют несколько факторов:
- субвокализация (проговаривание текста в уме);
- регрессия – возврат к отдельным фрагментам текста и их перечитывание;
- ограниченное поле зрения – область охвата текста за одну остановку взгляда;
- степень концентрации внимания, умение читать без отвлечения;
- поверхностное чтение – способность быстро найти в тексте ключевые слова и тезисы.
Обойти эти преграды можно только с применением специальных навыков, отточенных внушительной практикой. Такие навыки приобретаются систематическими тренировками по специальным методикам с помощью разработанных упражнений. Приведем некоторые рабочие советы по освоению скорочтения.
- Подавление артикуляции (работы органов речи). Позволяет избавиться от субвокализации (мысленного проговаривания текста). Этот естественный процесс значительно замедляет чтение. От субвокализации хорошо отвлекают ритмичное постукивание по столу, негромкий обратный счет, проговаривание скороговорок, чтение простеньких стишков, напев мелодий без слов. Выполнять что-то из этого и одновременно в уме проговаривать текст не получится, привычка исчезнет.
- Чтение с указкой. Помогает избавиться от регрессного чтения. Указкой может стать карандаш, палочка или просто палец – кому как удобно. Взгляд должен непрерывно скользить по строке, не отрываясь от движения указки, чтобы повторно не возвращаться к прочитанному тексту.
- Метод «зеленой точки». Тренирует восприятие информации в поле периферического зрения. На странице с текстом в центре надо изобразить зелёную точку и 10 минут внимательно смотреть на неё. Через две недели таких упражнений можно начать рассматривать текст вверх, вниз и в стороны от точки, охватывая взглядом как можно большую зону. Слова надо просто видеть не читая.
- Чтение по диагонали. Развивает умение увидеть в тексте ключевые фразы и отсеять несущественную информацию. Нужно скользить взглядом по диагонали сверху вниз, при этом не возвращаясь к прочитанному и не поворачивая взгляд по сторонам. Вначале удастся охватить немного слов, но пройдёт время, и постоянные тренировки позволят значительно увеличить восприятие. Хорошо натренированному человеку достаточно взглянуть на страницу с текстом, чтобы понять суть написанного.
- Чтение перевернутого текста. Сначала прочитывается абзац на перевернутой «вверх ногами» странице, потом книга возвращается в нормальное положение и абзац прочитывается повторно. Это тренировка для увеличения скорости чтения.
- Метод «тик-так». Существенно увеличивает скорость чтения. Взгляд захватывает начала и концы строк, а не все слова в них, этого бывает достаточно, чтобы понять смысл прочитанного.
- Тренировка тарабарщины. Чтение справа налево (тарабарское чтение) развивает концентрацию внимания. Начинать тренировки надо с выражений, которые прочитываются без разницы как слева направо, так и наоборот (палиндромы). Примеры: «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. (в наше время такие тексты найти несложно), затем тренироваться на обычных текстах.
Время для занятий надо продумать заранее. Место должно быть удобным. Бесполезно тренироваться в местах, где нельзя сосредоточиться. Ознакомившись с основными принципами, можно приступить к обучению на курсах или попробовать самостоятельно научиться быстро читать. Существуют разработки зарубежных и отечественных авторов по освоению скорочтения, учебники и видеоматериалы, специальные курсы и тренинги.
Преимущества быстрого чтения
Исследования мозга дали нам ценную информацию: он может “додумывать” без осознания, “дорисовывать” без целой картинки. Но многие об этом и понятия не имеют. Мы пытаемся улучшить память и работу мозга, хотя изначально не знаем, на что действительно он способен.
А знаете ли вы, что без гласных букв в строке вы поймете, о чем идет речь? А догадывались ли вы, что при закрытии третьей части текста вертикально вы тоже полностью поймете его смысл? Обучение технике скорочтения основывается на этих, казалось бы, мелочах. Но при “поглощении” больших объемов информации скорочтение очень экономит время.
Скорее всего, среди ваших знакомых есть человек, которому для прочтения книги требуется максимум 1 день, тогда как вам потребуется около 5 дней. Да и заставить себя прочитать книгу иногда ой как трудно! Быстро читающих людей не много, но они используют этот навык себе на пользу для развития мышления и успехов на работе. Кто откажется от успешности и экономии времени?!
Наблюдая за быстро читающими людьми, вы, возможно, заметили, как они буквально через несколько секунд перелистывают страницы. Неужели они ничего не запоминают и не видят? Все они видят, но при таком чтении их мозг усиленно работает по заранее отработанной схеме, человек знает:
- какую информацию он ищет;
- как она ему пригодится в жизни;
- какими другими способами он может получить подобную информацию.
Все эти хитрости помогают справиться с задачей получения информации как можно быстрее и эффективнее.
Как освоить скорочтение в домашних условиях
Сейчас есть большое количество специализированных курсов, которые обучают этому навыку. Длительность программы может составлять 2-6 месяцев. Можно найти бесплатные курсы и в интернете, для этого есть специализированные сайты, на которых подробно выложены программы обучения.
Можно ли научиться скорочтению дома – вопрос очень сложный и во многом зависит от ребенка и его способностей. Учиться в реальных условиях для школьника будет проще, так как у детей в этом возрасте развить соревновательный признак. Многим детям заниматься легче под присмотром педагога, который может подсказать, направить и помочь в этом.
Кому пригодится эта техника?
Навык скорочтения необходим в различных профессиях, связанных с ежедневной необходимостью прочитывать и запоминать большие объёмы текстовой информации. Скорочтение непременно пригодится юристам, педагогам, рецензентам, редакторам, переводчикам – всем, чья сфера деятельности связана с текстами. Трудно переоценить пользу быстрого чтения для студентов – в процессе обучения им приходится прочитывать и обрабатывать массу текстовой информации, чтобы подготовиться к сессии и написать курсовые и дипломные работы. В школьных программах объёмы информации тоже возрастают с каждым годом.
Чем отличается чтение от скорочтения
Скорость чтения среднестатистического взрослого человека — 150-300 слов в минуту. Процесс таков: происходит фокусировка взгляда на группе слов, затем скачкообразным движением перемещается на следующую группу, через несколько подобных скачков взгляд замирает для осмысления прочитанного. Такие движения называются саккадами и отнимают в среднем 0,5 секунды.
Скорочтение – это способность быстрого прочтения текста при использовании особых техник, повышающих скорость в 3-10 раз.
Техники скорочтения
- Слежение за текстом. Одна из старейших и проверенных техник. Ее суть сводится к необходимости водить по строчкам указателем (палец, линейка) для большей концентрации. В усложненном варианте слежение за текстом предполагает поиск ключевых слов, что ускоряет процесс прочтения.
- Чтение без остановки. Суть метода заключается в подавлении саккад и регулярных пауз для экономии времени. Однако, этот подход значительно снижает восприимчивость материала, так как именно наличие саккад дает возможность мозгу осознать и запомнить прочитанное.
- Чтение «по диагонали». К этому методу относятся техники чтения «зигзагами» и «одним взглядом».
- Суть техник заключается в выхватывании отдельных значимых слов и использовании периферийного зрения.
- Ученые утверждают, что периферийное зрение не позволяет адекватно распознавать и воспринимать текст, а так как большая часть текста попадает именно в эту зону, то информация теряется, что вряд ли можно назвать реальным чтением.
- Тем не менее, этот метод работает в случае повторения материала, который уже был прочтен и усвоен.
- Быстрое последовательное визуальное предъявление. Самый современный способ с использованием техники. Его суть заключается в выводе на экран устройства текста по одному слову на определенной скорости с выравниванием по центру. Взгляд фокусируется на одной точке, не тратится время на саккады, что экономит время читающего.
- У метода есть свои минусы: все слова выводятся на экран с одинаковой скоростью. При обычном чтении скорость прочтения знакомых слов выше, чем у незнакомых, которые дополнительно осмысливаются и запоминаются.
- Подавление субвокализации Субвокализация – это проговаривание текста про себя при чтении. На внутреннее повторение уходит время, поэтому метод призван подавить желание проговорить прочитанное и настроиться на чтение глазами. Однако, подавление субвокализации ведет к ухудшению понимания и осмысления прочитанного. Также доказано, что избавиться полностью от проговаривания невозможно – мозг не способен обойтись без субвокализации, даже те, кто использует методику чтения «по диагонали», мысленно проговаривают ключевые слова.
За что критикуют техники скорочтения
Вопрос как быстро научиться читать в наше время крайне популярный и обсуждаемый. Есть как сторонники, так и критики. Практически любая перечисленная здесь методика связана с отсеиванием лишней информации, а не с увеличением скорости прочтения. Это приводит к поверхностному чтению, за что крайне резко критикуется учеными.
Скорочтение эффективно для деловой и технической литературы, целью которых является получение информации и данных и не требуется погружение в текст.
Художественная литература воздействует на воображение читателя, его чувства, что делает скорочтение неэффективной методикой, ведь исчезает эффект «проживания» материала, остается лишь техника.
При освоении скорочтения стоит осознавать, что все техники имеют свои плюсы и минусы, «проглатывая» по книге в день можно потеряться в разнообразии, но подобный навык точно не будет лишним.
Печенье «Шакер чурек»
Вывод
Необходимо читать скороговорки, поговорки, складывать слова из половинок, составлять рассказ из нескольких слов.
Упражнение на изменение скорости чтения заключается в том, что вы водите пальцев по тексту, а ребенок старается успевать читать за вами. Постепенно увеличиваете скорость.
Читать один и тот же отрывок текста в течении минуты несколько раз. Каждый раз отмечать, где ребенок остановился.
Упражнение на понимание текста. Нужно прикрыть верхнюю часть строчки. Нижняя при этом остается полностью открытой. Ребенок поймет, что нужно быстро успеть прочитать нижнюю строчку, пока не откроют полностью верхнюю. После этого сопоставить текст и пересказать. Это также развивает чтение про себя.
Ваша задача – привить ребенку любовь к чтению. Проводите эти занятия в хорошем расположении духа. Такие занятия облегчат в будущем ребенку выполнение многих задач, они будут преуспевать в учебе, быстро воспринимать большое количество информации.